Из блога Дениса Мокрушина.
Ответы специалистов ООО "ВПК" на ваши вопросы, заданные в ходе онлайн-конференции (ответы даны по состоянию на сентябрь 2013 года):
1. Какие новинки вооружений разрабатываются Вашими специалистами в настоящее время?
В настоящее время специалистами Компании ведется несколько работ по перспективным разработкам.
Одна из них - это создание унифицированной колесной бронированной платформы. Тема закрытая, поэтому пока никаких подробностей давать мы не можем.
Еще одна работа - это разработка семейства армейских автомобилей многоцелевого назначения грузоподъемностью 1,5 и 2,5 т, известного под наименованием "Волк".
В интересах структур Министерства внутренних дел России наши специалисты ведут разработку миннозащищенного бронированного автомобиля "Медведь" или БТР-ВВ.
Помимо этого продолжаются работы по совершенствованию серийных изделий, таких как БТР-80, БТР-82А, "Тигр".
2. Сотрудничает ли ООО "ВПК" с украинскими предприятиями? Если да, то в каких сферах, а если нет, то планируется ли такое сотрудничество?
Сейчас у нас нет сотрудничества с украинскими предприятиями. Временами проводились консультации и переговоры с представителями украинских предприятий, но пока, к сожалению, ничего не состоялось в практической сфере.
3. Занимаются ли у Вас на предприятии работой над созданием керамической брони?
В 2011 году компания по договоренности с Минобороны России и с помощью российских предприятий изготовила и провела испытания бронетранспортера с керамическим бронированием. За основу была взята БРДМ-3, выделенная Минобороны.
Испытания прошли успешнее, чем ожидалось. При расчетной стойкости от 14,5-мм пули Б-32 с дальности 200 м фактически на бортовых проекциях получена стойкость с 10 м.
Первоначально Минобороны выражало заинтересованность в подобной машине. Однако после испытаний у Минобороны появились претензии к низкой противоминной защите и отсутствию АСУ подразделения в тактическом звене на базовом образце.
Обещанный Министерством обороны заказ БТР с усиленным бронированием не состоялся.
4. Какие направления развития колесной техники Вы считаете наиболее перспективными в российских условиях?
В связи с тем, что колёсная техника, разрабатываемая для нужд Министерства Обороны используется по всем видам дорог и местности, одно из важнейших направлений её развития – опорная проходимость. Кроме того, безусловно, важнейшая задача – это сохранение жизни личного состава, а вследствие этого – обеспечение и решение вопросов жизнеобеспечения и защищённости людей. Также, по нашему мнению, важными направлениями являются обеспечение подвижности и внедрения БИУС.
5. Какое примерно соотношение поражающих факторов принято сейчас за норму для БТР и прочей легкой бронетехники? Я имею в виду, какие угрозы (по мере убывания) являются приоритетными к парированию для разработчиков ЛБТ?
Учитывая массовость в войсках машин типа БТР-70 и БТР-80, отсутствие более современных машин типа БТР-90, говорить можно только о приоритетах в защите первых. Приоритет отдан защите от пуль калибра 7,62 мм. Лобовая проекция защищена несколько лучше. Противоминная защита обеспечена на уровне противопехотных мин.
Для перспективных образцов заданы другие требования. Это защита от взрывов мин с массой ВВ в тротиловом эквиваленте 6 и 8 кг, от снарядов малокалиберных автоматических пушек, от пуль крупнокалиберных пулеметов. Наибольшее внимание уделяется противоминной защите.
6. С какими странами заключены экспортные контракты, что им поставляется?
В настоящее время компания через государственного посредника - компанию "Рособоронэкспорт" ведет военно-техническое сотрудничество (ВТС) с целым рядом стран мира. В большинстве своем, при заключении контрактов с инозаказчиками мы подписываем соглашение о конфиденциальности, и не можем разглашать ни название страны, ни продукцию, поставляемую туда, ни, тем более, объемы контрактов. Поставляем бронетранспортеры семейства БТР-80, бронеавтомобили "Тигр" и их модификации.
7. Есть ли в планах выпуск гражданского варианта внедорожника по типу Хаммера, в связи со снятием с производства УАЗа? И вообще, планируется ли выход на гражданское производство?
Наша Компания не занимается разработкой и производством машин такого класса, как "Хаммер" или УАЗ. У нас более серьезные машины и по проходимости и по грузоподъемности. У нас "Военно-промышленная компания", и основное наше производство - это продукция военного назначения. Хотя имеются и такие наработки. Возможно, в будущем мы будем реализовывать и их.
8. Какую машину из производимой Вами линейки техники Вы позиционируете как прямого конкурента бронемашины «Рысь»?
Опять же, "Военно-промышленная компания" не производит автомобильную технику, подобную бронемашине "Рысь", которая по сравнению с нашими машинами имеет значительно меньшие показатели и по грузоподъемности, и по пассажировместимости, и по внутреннему забронированному объему. Также надо отметить и то, что итальянская машина сильно отличается по предназначению от тех машин, что производит наша компания. "Рысь" - это чисто транспортная машина. Наши "Тигры" позиционируются как бронеавтомобили многоцелевого назначения - они могут использоваться, как для перевозки личного состава с необходимым уровнем защиты, так и для перевозки грузов, монтажа систем или комплексов вооружения, различных систем боевого обеспечения, таких как, например, разведки, управления и связи, РЭБ и других. Это возможно благодаря значительному забронированному объему "Тигра" и его грузоподъемностью.
9. В сети интернет встречалась фотография БТР-82А с пушкой в перфорированном кожухе. Что это - какой-то один опытный экземпляр или серийная машина? На фото и видео с войск подобных модификаций не встречалось. Чем обусловлено его появление?
Действительно, такая машина в единственном экземпляре есть. Группа конструкторов-энтузиастов прорабатывала установку так называемой третьей опоры для пушки 2А72, чтобы обеспечить ей условия функционирования, близкие к БМП-3. Работы шли параллельно с повышением характеристик стабилизаторов вооружения, снижением люфтов в приводах наведения. В результате этих работ технические требования к БТР-82А по кучности и точности стрельбы из пушки 2А72 удалось выполнить без третьей опоры.
10. БТР-82А - есть на нем подвешенные противоминные сиденья или нет? Как вообще реализована его противоминная защита? Слышал, что эти самые кресла + противоминные коврики на 20% повышают защиту, но от какого заряда?
Размеры БТР-82А
Подвешенных сидений нет. Подвесить сиденья – не самоцель. Для успешного функционирования - снятия с человеческого организма нагрузок, возникающих при минных подрывах, этим сиденьям надо обеспечить ход в вертикальной плоскости до 200 мм. В корпусах машин на базе БТР-80 такой ход обеспечить невозможно: не хватает расстояния от пола до крыши, а сиденье десанта вообще находится над раздаточной коробкой.
На БТР-82А на полу в районе ног боевого расчета закреплены противоминные коврики, они позволяют повысить уровень защиты в 1,2-1,5 раза. Однако это по-прежнему защита от противопехотных мин.
Выявилась проблема, связанная с изменением за последние 30 лет антропометрических данных военнослужащих – при равном росте увеличился рост сидя. Это вынуждает на перспективных машинах увеличивать высоту корпуса. Плюс 200 мм хода противоминного кресла. В совокупности это приводит к проблемам с размещением вооружения на крыше корпуса, т.к. высота машин ограничена ж/д габаритом, высотой проема грузового люка самолетов ВТА и вертолета Ми-26.
У современных зарубежных машин типа Boxer, VBCI крыша корпуса находится на уровне высоты башни современных российских танков, т.е. более 2 метров, а на корпусе еще и башни с комплексами вооружения устанавливаются.
11. В чем отличие БТР-82АМ от БТР-82А?
БТР-82А - это серийная продукция. БТР-82АМ – модернизация БТР-80 в ходе капитального ремонта, с незначительными доработками корпуса машины, которая производятся на ремонтном предприятии, а не на нашем предприятии-изготовителе.
12. Будет ли на БТР-82 инфракрасная камера и оптическая система как на БТР «Страйкер»?
Пока в оптической системе нет необходимости, на машине установлены перископические приборы наблюдения, обеспечивающие в сумме круговой обзор боевому расчету.
Под инфракрасной камерой, по-видимому, понимается тепловизор. Была попытка применить импортный. Эффективность оказалась не на высоте в отличие от цены. Для водителя по-прежнему используются очки ночного видения, основу которых составляет электронно-оптический преобразователь.
Необходимость в таких системах возникнет при повышении требований к баллистической защите. Перископический прибор не в состоянии остановить бронебойный подкалиберный снаряд, даже если он выпущен из малокалиберной, а не из танковой пушки.
В целом, любое изменение в конструкцию машины вносится на основании утвержденных требований заказчика, именно он определяет состав оборудования и вооружения, которые должны быть установлены в тот или иной образец техники.
13. Расскажите о машинах семейства «Тигр» в целом: перечислите все модификации, какие варианты еще планируются?
На сегодняшний день специалистами компании разработано, выпущено и передано различным заказчикам около 20 модификаций автомобилей семейства "Тигр":
- ГАЗ-233001 - гражданская пятидверная небронированная версия;
- СТС ГАЗ-233014 - специальное транспортное средство, армейский бронированный многоцелевой автомобиль, который неоднократно участвовал в Параде Победы на Красной площади;
- ГАЗ-233034 СПМ-1 - специальная полицейская машина с 3-м классом бронирования;
- ГАЗ-233036 СПМ-2 - специальная полицейская машина с 5-м классом бронирования;
- ГАЗ-233036 СПМ-2Э - специальная полицейская машина с бортовой информационно-управляющей системой;
- штурмовой автомобиль "Абаим-Абанат" на базе бронеавтомобиля СПМ-1;
- Р-145БМА - командно-штабная машина (КШМ) на базе бронеавтомобиля СПМ-2;
- СП-46 - парадный автомобиль с кузовом типа "кабриолет", на машинах этого типа начиная с 2009 г. принимают военные парады в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади;
- бронеавтомобиль "Тигр" антиснайпер - с комплексом средств обнаружения снайперов противника и борьбы с ними;
- "Тигр" АПЕ-МБ - КШМ с автоматизированными средствами управления подразделений ВВ МВД РФ;
- автомобиль специальной и космической связи на базе бронеавтомобиля СПМ-2;
- "Тигр" проект 420 - автомобиль с 420-сильным дизелем и АКПП для инозаказчика;
- "Тигр" с пятидверным бронированным корпусом;
- "Тигр" МК БЛА-01 - мобильный комплекс беспилотных летательных аппаратов;
- боевая машина "Тигр" многоцелевого ПТРК "Корнет-ЭМ";
- АМН 233114 "Тигр-М" - армейский бронеавтомобиль многоцелевого назначения с дизельным двигателем ЯМЗ-5347-10;
- "Тигр" СБРМ - специальная боевая разведывательная машина;
- "Тигр-М" МКТК РЭИ ПП - машина РЭБ с комплексом "Леер-2";
- "Тигр 6А" - бронеавтомобиль с повышенным классом защиты;
- "Тигр" СПМ-2 в специсполнении для инозаказчика - специальная полицейская машина, оснащенная бронированным капотом, решетками на окна, системами кругового видеонаблюдения и кондиционирования воздуха, дополнительным бронированием моторного отделения;
- "Тигр" СПМ-1 с праворульным управлением и одностворчатой кормовой дверью;
- "Тигр" СПМ-2 с дистанционно управляемым боевым модулем АДУНОК.
В 2013 г. планируется завершить работы по разработке конструкторской документации и изготовить опытный образец АСН 233115 «Тигр-М СпН» и завершение приемочных испытаний машины ВПК-233136 "Тигр" СБМ. Ведётся ещё целый ряд работ совместно с нашими зарубежными и российскими партнерами. В сентябре этого года на международной выставке RAE-2013 в Нижнем Тагиле мы представили нашу совместную разработку с французскими коллегами - бронированный автомобиль "Тигр-Nexter" с рядом систем разработки компании Nexter Systems, в том числе и с дистанционно управляемым боевым модулем ARX20 с 20-мм автоматической пушкой.
14. Как на «Тиграх» решали проблему защиты пулеметчика на крыше? Вроде как была индийская версия с щитком... Как сейчас это планируют решать, только за счет дистанционно управляемых модулей вооружения?
Что касается установки комплекса вооружения не только на автомобили "Тигр", но и буквально на все образцы разрабатываемой и производимой техники, то здесь все определяется требованиями заказчика. В том числе и варианты защиты стрелка. При этом требования у различных заказчиков отличаются. Мы готовы поставить и дистанционно-управляемые модули, готовы исполнить и другие варианты - было бы на это утвержденное требование заказчика.
Варианты установки различных дистанционно-управляемых боевых модулей, в том числе и импортного производства, нами также прорабатывались. Но пока конкретных требований заказчиков по установке того или иного варианта дистанционно управляемого модуля на "Тигр" нам не поступало.
15. В СМИ был материал о разработке десантной версии «Тигра-М» для ВДВ, быть может Волк бы подошел лучше, учитывая его регулируемую подвеску аналогичную такой у БМД?
Здесь надо сразу оговориться. Речь не идет о разработке какой-то специальной версии автомобиля "Тигр" для ВДВ. Речь идет о доработке десантной платформы, чтобы обеспечить десантирование этого автомобиля парашютным способом. Когда будет принят на вооружение бронеавтомобиль "Волк", тогда будет рассматриваться вопрос и о возможности обеспечения десантирования этой машины.
16. Как на машинах семейства «Тигр» реализуется защита боковой проекции моторного отделения?
Моторные отделения автомобилей АМН 233114 «Тигр-М», АСН 233115 «Тигр-М СпН» и СБМ 233136 «Тигр-М» защищены по 3-му классу защиты ГОСТ, в том числе капот.
17. СПМ-3. Защита машина указывается 6 класс ГОСТ и 7кг ВВ. Может ли машина выдержать STANAG Level 3 и 3a/3b, то есть по 6А классу и взрыв 8кг ВВ (хотя бы под колесом)? Учитывая что бронезащита машины съемная, каков её модернизационный потенциал, сможет ли она в перспективе выдерживать взрыв 10кг ВВ или 12.7мм пули?
В базовом исполнении уровень защиты СПМ-3 "Медведь" соответствует 6а классу по ГОСТ Р 50963-96, что несколько превышает требования стандарта STANAG Level 3. По требованию заказчика уровень защиты этой машины может быть снижен до 5 или 3 класса по ГОСТ. Проведенные испытания на отстрел, в том числе и пулями Б-32 калибра 12,7 мм, показали, что в перспективе при проведении ряда мероприятий возможно доведение уровня баллистической защиты СПМ-3 до уровня, способного противостоять 12,7-мм бронебойной пуле Б-32.
По противоминной защите. Следует отметить, что методики STANAG и методики, действующие в России (НИИЦ БТ 3 ЦНИИ Минобороны России), в корне отличаются между собой. Если по STANAG ВВ закладывается в сыпучий грунт, то в России – скальный грунт, а реально на испытаниях это броневая плита толщиной 400 мм, в которой сделана цилиндрическая выемка, куда и закладывается заряд ВВ. Естественно воздействие на машину по российской методики превышает аналогичное, чем в странах НАТО на 50 – 70%. А в целом покажут испытания, на которых планируется опробовать и большее количество ВВ.
18. Когда проведут испытания (с обстрелом и подрывом) Тигр-6А?
19. Разработка «Тигр-6А» была инициативной или по заказу для МВД или Минобороны? МО РФ финансирует эти работы или же все делается за собственные средства?
Будет логичнее если здесь дать ответ сразу на оба вопроса, т.к. они взаимосвязаны.
Разработка «Тигр-6А» была инициативной за собственные средства. Целью данной разработки ставилось показать возможности компании и машины "Тигр" по обеспечению более высокого класса защиты для транспортного средства. Работа была выполнена, машина представлена, но для заказчиков интереса она не представила, поскольку выпускаемые компанией бронеавтомобили типа "Тигр" с 3 и 5-м классом защиты по ГОСТ их вполне устраивают.
Что касается испытаний бронеавтомобиля "Тигр 6А" с обстрелом и подрывом, то такие испытания планируется провести, но не в первую очередь.
20. Каков предполагаемый уровень защиты «Тигр-6А» - сколько он все же может выдержать ВВ под колесом, 5кг ВВ или все же 6? (или же выше?).
Предполагаемый уровень защиты – 6А класс по ГОСТ, предполагаемая минная защищённость 3 кг ВВ.
21. Вообще, как я понимаю, Тигр-6А переделан из обычного СПМ-2. В таком случае, почему не сделать вариант Тигр-6А на базе нового СБМ, с ЯМЗ-534, бронированным капотом и новой ходовой, с полной массой 8200кг?
Это не совсем так, а точнее - совсем не так. Да, в машине используется стандартное шасси машины "Тигр", как и на всех остальных образцах машин семейства "Тигр". Но корпус "Тигра 6а" даже внешне сильно отличается от корпуса СПМ-2. Если просто посмотреть на машины, то можно заметить, что на СПМ-2 однообъемный трехдверный корпус, на "Тигре 6а" корпус двухобъемный четырехдверный. Ну и бронирование машины абсолютно другое, в связи с чем никак нельзя говорить о том, что "Тигр 6а" создан на базе СПМ-2.
22. Если СБМ (СПМ-2М) в противоминной версии выдерживает взрыв 3кг ВВ, сколько он сможет выдержать при взрыве под колесом?
Понятие «выдержит» очень растяжимое. На самом деле испытывался прототип АМН-233114. Было подтверждено «обеспечение не потери боеспособности экипажа» при подрыве 600 г ВВ под колесом и днищем, что соответствует ТЗ заказчика. При этом, необходимо отметить, что после проведения испытаний (а это 2 взрыва - под колесом и под днищем) машины уходила с полигона своим ходом.
23. Ведется ли работа над эргономикой по отзывам из подразделений МВД и МО эксплуатирующих разнообразные модификации бронеавтомобилей «Тигр»? В частности, доработают ли всякие ручки, мешающие дверям закрываться и сиденьям в десантном отделении складываться-раскладываться?
Что касается МВД, то такая работа ведется постоянно как на «Медведе», так и на СБМ во время испытаний. За это большое спасибо их специалистам, очень много дельных рекомендаций внедрено на этих машинах.
Со специалистами МО РФ мы также работаем, но надо понимать, что мы не имеем права проводить какие-либо доработки на машине, если они не утверждены заказчиком и не внесены в дополнительный перечень требований заказчика. Процесс этот не быстрый, поскольку происходит целый ряд согласований, испытаний и документального оформления. Но работа идет. Сейчас, например, мы со специалистами МО РФ по требованию именно тех, кто непосредственно эксплуатирует нашу технику в боевых условиях, согласовали большой перечень доработок по машине АМН 233114 "Тигр-М". Мы планируем показать доработанную машину на выставке в Нижнем Тагиле в сентябре этого года.
24. Будет ли заменена расцветка баллистической ткани, используемой внутри бронеавтомобилей «Тигр», с камуфляжной на монотонную?
Цветовая гамма окраски, как самого автомобиля, так и расцветка баллистической ткани, используемой внутри бронеавтомобилей «Тигр» определяется Заказчиком. В связи с этим, этот вопрос надо задавать тем, кто определяет ТЗ на производимую нами технику.
25. Когда мы увидим «Тигр» с дистанционно-управляемым модулем вооружения?
"Тигр" с дистанционно-управляемым модулем вооружения (ДУМВ) можно было увидеть уже 2 года назад, как минимум с двумя вариантами таких модулей. Один из образцов "Тигра" с ДУМВ мы демонстрировали на выставке вооружений MILEX-2011 в Минске. Это была машина "Тигр" СПМ-2 с ДУМВ "АДУНОК", разработки белорусских конструкторов из КБ "Дисплей".
СПМ-2 с модулем АДУНОК с НСВ 12,7 мм
СПМ-2 с модулем АДУНОК с ПКТ 7,62 мм
Пульт управления ДУБМ АДУНОК в СПМ-2
Еще один вариант "Тигра" с ДУМВ демонстрировался на выставке ТВМ-2012 в г. Жуковском. Это была модификация машины - "Тигр" СБРМ, разработанная совместно с конструкторами из тульского НПО "Стрела".
СБРМ в походном положении
В сентябре этого года в Нижнем Тагиле демонстрировались "Тигры" с новыми образцами ДУМВ. Это "Тигр-М" с модулем БМДУ-У разработки ООО "Оружейные мастерские" и ОАО "КЭМЗ", который может вооружаться 12,7-мм пулеметом "КОРД", 7,62-мм пулеметом ПКТМ или 40-мм гранатометом АГ-40 "Балкан".
АМН 233114 Тигр-М с боевым модулем БМДУ-У с ПКТМ производства ООО "Оружейные мастерские" и ОАО "КЭМЗ"
АМН 233114 Тигр-М с боевым модулем БМДУ-У с КОРД производства ООО "Оружейные мастерские" и ОАО "КЭМЗ"
Также была продемонстрирована машина "Тигр-Nexter" с французским модулем ARX20 с 20-мм автоматической пушкой разработки компании Nexter Systems.
Тигр Nexter с боевым модулем ARX20 производства Nexter Systems
Был представлен еще один вариант "Тигра" с ДУБМ итальянского производства компании Oto Melara.
АМН 233114 Тигр-М с боевым модулем Hitrole-L производства Oto Melara
Боевые модули иностранного производства на бронеавтомобилях "Тигр" больше предназначены для повышения экспортного потенциала этой машины, поскольку не в полной мере отвечают требованиям Российской армии, в частности по защищенности и живучести.
СПМ-2 с боевым модулем Bright Arrow
СПМ-2 с боевым модулем c НСВ 12,7 мм компании IMI (Израиль)
СПМ-2 с боевым модулем c M2HB компании IMI (Израиль)
26. Планируется ли трехосная модификация машины «Тигр»?
Нет, такая модификация не планируется по одной простой причине. Сейчас проходят испытания опытные образцы бронеавтомобилей модульной конструкции семейства "Волк". Среди них имеется модификация машины "Волк 3" с колесной формулой 6х6. В связи с этим разработка "Тигра" в трехосной модификации отпала сама собой.
27. Рассматривался или нет вариант легкого тягача для трейлеров-прицепов на базе «Тигра» (например легких прицепов с полевой мастерской, электрогенератором или еще чем-то)?
Одним из пунктов ТЗ заказчика на разработку бронеавтомобиля "Тигр-М" предусматривается обеспечение буксировки машиной прицепа массой до 2,5 т. В ходе проведения государственных испытаний это требование было полностью подтверждено. Машина "Тигр-М" обеспечивает буксировку прицепа массой 2,5 т как по дорогам с покрытием, так и по бездорожью.
Что загружать в такой прицеп - это уже полностью зависит от желания заказчика. Таким образом, это вполне может быть прицеп с полевой мастерской, электрогенератором, может быть буксируемая артиллерийская система массой до 2,5 т, расчет которой спокойно может размещаться в салоне бронекорпуса машины.
28. В октябре 2011 года А.Филатов заявил, что на данный момент мощности завода в Арзамасе позволяют выпускать 100 бронеавтомобилей «Тигр» в год, но ко второй половине 2013 года есть планы расширить производство до 500 машин. Это реализовано?
На сегодняшний день производственные мощности АМЗ могут обеспечить выпуск до 100-120 машин типа "Тигр" в год. Поскольку портфель заказов на такие машины у нас стал увеличиваться не так давно, а динамика такого роста довольно высокая, то решение по расширению производства "Тигров" принято окончательно и в ближайшем будущем мы сможем обеспечить производство указанного количества машин.
29. БТР-ВВ «Медведь» - в каком состоянии программа, какие работы на данный момент ведутся?
В целом государственные приемочные испытания практически завершены. На сентябрь были намечены испытания на противоминную стойкость в НИИЦ БТ, но они отложены на следующий год.
Испытания в Коми при -45 град
Испытания на Кавказе, высота 3500 м
Испытания второго опытного образца под Астраханью
В последующем планируется завершение изготовления нового образца, на котором будут проводиться сертификационные испытания для получения ОТТС. Данные испытания будут проводиться в рамках подтверждения требований ТТЗ.
30. Какие варианты модификаций «Медведя» прорабатываются?
На самом деле автомобиль «Медведь» является многоцелевым. Он может использоваться как защищенный автомобиль для перевозки личного состава и выполнения служебно-боевых задач правоохранительной направленности, так и базой для установки специальных средств (связи, инженерных, монтажа вооружения). Данные направления прорабатываются.
31. Планирует ли компания выйти с «Медведем» на рынок инкассаторского транспорта?
Данный автомобиль в первую очередь рассматривается как хорошо защищенное подвижное средство с очень хорошей проходимостью, в том числе по заболоченной местности, снежной целине с глубиной снежного покрова до 1 м, труднопроходимым участкам сыпучих песков и с хорошими при этом динамическими свойствами. Не думаю, что эти качества обязательны для машин по перевозке ценных материальных и денежных средств. Для данного вида деятельности это не нужное вкладывание средств в автомобиль.
32. «Волк» - состояние программы на сегодняшний день? Какие направления развития семейства "Волк" есть на текущий момент?
Для компании это принципиально новый проект. Как Вы понимаете традиции бронетанковой конструкторской школы, влияют на облик создаваемых защищенных автомобилей («Тигр», «Медведь»). Семейство «Волк» в отличии от них создается с учетом законов автомобильной конструкторской школы. Причем, в проекте объединены лучшие направления проектирования автомобильной и бронетанковой школы и, в частности, применены технические решения мирового уровня по защите личного состава от поражающих факторов стрелкового вооружения и мин. На автомобилях реализованы технические решения (подвеска, например) позволяющие полностью раскрыть возможности монтируемого вооружения, создать оригинальные условия его применения.
Необычность и сложность конструкции семейства требует увеличенных объемов испытаний.
Обстрел пулями Б-32 из СВД
Вторая серия опытных образцов в 2013 году будет подвергнута всесторонним испытания с одной целью – максимально реализовать требования ТТЗ и обеспечить заказчика перспективным семейством защищенных автомобилей под монтаж вооружения.
При знакомстве с образцами автомобилей "Волк" в Бронницах в мае этого года, Министр обороны России генерал армии С.К. Шойгу поставил задачу, как нам, так и начальнику Главного автобронетанкового управления МО РФ, как можно скорее завершить испытания и принять машину на вооружение.
33. Появится ли модификация «Волка» с однообъемным пассажирским корпусом - по типу Ивеко?
В семействе предусмотрена модификация автомобиля с однообъемным корпусом, аналогичный корпус в семействе «Тигр» и «Медведь». Подобная конфигурация корпуса имеет неоспоримые преимущества, подтвержденные в реальных боевых условиях. Кстати Ивеко имеет корпус из двух функциональных частей защищенной и не защищенной (грузовой). Мы считаем это решение не оптимально - уменьшается объем защищенного пространства, потеря груза в результате воздействия противника зачастую равносильна невыполнению боевой задачи.
34. Расскажите о проекте «Волк-Конвой»? Эксклюзивный «Тигр-М» для Дмитрия Рогозина имеет к нему отношение? Предлагался ли «Волк-Конвой» как часть проекта «Кортеж»?
К сожалению, о проекте "Волк-Конвой", нам ничего не известно, во всяком случае, наша компания таким проектом не занимается.
35. Какие машины предусмотрены в линейке «Бумеранга»? Планируются ли ходовые 4х4, 6х6, 10х10? Будут ли отдельно БТР (например, с пулеметом) и БМП (пушка и ПТУР), или будет единая боевая машина? По аналогии с Курганцем-25 будут ли различные варианты на базе основного шасси: легкие, средние, тяжелые соответственно с различным уровнем бронирования?
36. Какой уровень баллистической защиты МО РФ предъявляет к базовому Бумерангу: лоб, борт (хотя бы в общих чертах, на уровне существующих аналогов (в том числе и зарубежных) или выше)? Чья керамическая защита используется при разработке - иностранная или российская, не уступает ли по характеристикам российские образцы в сравнении с зарубежными?
37. Предусмотрена защита «Бумеранга» от носимых противотанковых средств или это зависит от модификации? Прорабатывается ли установка КАЗ?
38. Отказались ли военные от бойниц на «Бумеранге»?
39. Сколько базовых вариантов вооружения планируется на «Бумеранге»: ДУ с пулеметом, башня с 30-мм пушкой и ПТУР, новая необитаемая унифицированная башня с новой 45-мм пушкой или еще что-то?
40. Будут ли ставить на «Бумеранг» регулируемую подвеску, как на «Волке»?
41. В интервью программе «Генеральный план» Альберт Баков говорит, что военными ставится требование, в случаи необходимости, возможность вести огонь из необитаемого боевого модуля: «По поводу вынесения того что называется красиво «необитаемый боевой модуль», тема реально существует, и проблему дистанционного управления мы решаем. При этом возникает неожиданный вопрос, который нам задают военные: «А сможем ли мы из этого необитаемого боевого модуля, при необходимости, вести огонь?» - это требование военных еще актуально?
42. Чей двигатель будет устанавливаться на «Бумеранг»? Есть ли какие-нибудь наработки/идут ли работы по гибридной схеме?
43. Увидим ли мы первые опытные образцы БТР «Бумеранг» этой осенью в Нижнем Тагиле? Когда намечены гос. испытания и начало серийных поставок?
35-43. На сегодняшний день эта разработка является закрытой темой. И как всегда, всякая закрытая тема, в силу отсутствия информации, рождает множество слухов и домыслов. Пока можно сказать одно - это будет современная, высокотехнологичная боевая машина, отвечающая всем современным требованиям с запасом на долгую перспективу.
Опытный образец машины на выставке в Нижнем Тагиле не демонстрировался, опять же по причине закрытости темы.
44. БТР-80 - сколько лет еще планируется производство данного БТР в "чистом" виде со ставшей привычной башенкой?
Производство данной машины мы будем продолжать до тех пор, пока на нее будет спрос. А он в последние годы не падает. Это не значит, что мы будем поставлять такие БТР для нашего Минобороны. У нас есть немало экспортных заказов на "классический" БТР-80.
45. БТР-80, БТР-80С, БТР-82С - чем обусловлена необходимость производства БТР в составе вооружения, которого имеется 14,5 мм пулемет КПВТ, при наличии варианта с 30-мм пушкой?
Начнем с того, что модификации БТР-82С нет и никогда не было.
Что касается необходимости производства БТР в составе вооружения, которого имеется 14,5 мм пулемет КПВТ, то она обусловлена Заказчиком. Для ряда силовых структур определяющим при заказе является наличие именно КПВТ, а не автоматической пушки. Это связано с тем, какие задачи приходится решать таким структурам. Ведь никто не ставит под сомнение необходимость производства и поставок в силовые структуры пистолетов, при наличии на вооружении крупнокалиберных пулеметов. Точно так же и в случае с пулеметом КПВТ и 30-мм автоматической пушкой.
46. УНШ1 - почему не разработано или, если разработано, то почему не запущено в серию унифицированное шасси с расположением двигателя в средней или носовой части машины (по типу МТЛБ), что бы имелся выход назад? Это более предпочтительный вариант для различных КШМ и медицинских машин и т.д.
УНШ1 - это машина семейства БТР-80. При разработке, которой, как и всех других бронированных машин, конструкторы действовали в строгом соответствии с ТТЗ, утвержденным Заказчиком. Если делать унифицированное шасси с другим расположением силовой установки, то это будет уже совершенно новая машина. Это не допускалось Заказчиком ни по финансовым соображениям, ни по соображениям разунификации семейства.
47. Расскажите о разработке БТР-90: чья это была инициатива, ТТХ машины, планы компании в отношении данной машины в целом?
Разработка БТР-90 проводилась в рамках утвержденного Министерством обороны ТТЗ. В связи с отказом Министерства обороны от закупок этой машины после принятия ее на вооружение, бронетранспортеры БТР-90 больше не производятся. Некоторые наиболее оригинальные технические решения, которые используются в конструкции БТР-90, нашими конструкторами используются при разработке перспективных образцов, например, в конструкции СПМ-3 "Медведь".
48. «Водник» - перспективы машины и самой концепции сменных модулей?
Бронеавтомобиль "Водник" в настоящее время больше не производится. Так получилось, что с принятием на снабжение многоцелевого автомобиля "Тигр" необходимость в "Воднике" отпала. "Тигр" оказался по всем параметрам лучше и технологичнее, более универсален.
Концепция сменных модулей, примененная в конструкции "Водника" осталась. Сейчас она осуществляется при создании семейства многоцелевых автомобилей "Волк".
49. БРДМ-2 - планируется или нет замена данной машины (не в рамках "Бумеранга") или новая БРДМ будет унифицирована с новым БТР?
Пока такой задачи не ставилось. С другой стороны новая унифицированная колесная бронированная платформа вполне может быть использована в качестве БРМ, при соответствующем ее оснащении.
50. Прорабатывалась или нет идея БРДМ на основе укороченного БТР-80 (по типу румынского TABC-79)?
Нет, такая идея не прорабатывалась, и задач на проработку подобной машины нам не ставилось
Ответы специалистов ООО "ВПК" на ваши вопросы, заданные в ходе онлайн-конференции (ответы даны по состоянию на сентябрь 2013 года):
1. Какие новинки вооружений разрабатываются Вашими специалистами в настоящее время?
В настоящее время специалистами Компании ведется несколько работ по перспективным разработкам.
Одна из них - это создание унифицированной колесной бронированной платформы. Тема закрытая, поэтому пока никаких подробностей давать мы не можем.
Еще одна работа - это разработка семейства армейских автомобилей многоцелевого назначения грузоподъемностью 1,5 и 2,5 т, известного под наименованием "Волк".
В интересах структур Министерства внутренних дел России наши специалисты ведут разработку миннозащищенного бронированного автомобиля "Медведь" или БТР-ВВ.
Помимо этого продолжаются работы по совершенствованию серийных изделий, таких как БТР-80, БТР-82А, "Тигр".
2. Сотрудничает ли ООО "ВПК" с украинскими предприятиями? Если да, то в каких сферах, а если нет, то планируется ли такое сотрудничество?
Сейчас у нас нет сотрудничества с украинскими предприятиями. Временами проводились консультации и переговоры с представителями украинских предприятий, но пока, к сожалению, ничего не состоялось в практической сфере.
3. Занимаются ли у Вас на предприятии работой над созданием керамической брони?
В 2011 году компания по договоренности с Минобороны России и с помощью российских предприятий изготовила и провела испытания бронетранспортера с керамическим бронированием. За основу была взята БРДМ-3, выделенная Минобороны.
Испытания прошли успешнее, чем ожидалось. При расчетной стойкости от 14,5-мм пули Б-32 с дальности 200 м фактически на бортовых проекциях получена стойкость с 10 м.
Первоначально Минобороны выражало заинтересованность в подобной машине. Однако после испытаний у Минобороны появились претензии к низкой противоминной защите и отсутствию АСУ подразделения в тактическом звене на базовом образце.
Обещанный Министерством обороны заказ БТР с усиленным бронированием не состоялся.
4. Какие направления развития колесной техники Вы считаете наиболее перспективными в российских условиях?
В связи с тем, что колёсная техника, разрабатываемая для нужд Министерства Обороны используется по всем видам дорог и местности, одно из важнейших направлений её развития – опорная проходимость. Кроме того, безусловно, важнейшая задача – это сохранение жизни личного состава, а вследствие этого – обеспечение и решение вопросов жизнеобеспечения и защищённости людей. Также, по нашему мнению, важными направлениями являются обеспечение подвижности и внедрения БИУС.
5. Какое примерно соотношение поражающих факторов принято сейчас за норму для БТР и прочей легкой бронетехники? Я имею в виду, какие угрозы (по мере убывания) являются приоритетными к парированию для разработчиков ЛБТ?
Учитывая массовость в войсках машин типа БТР-70 и БТР-80, отсутствие более современных машин типа БТР-90, говорить можно только о приоритетах в защите первых. Приоритет отдан защите от пуль калибра 7,62 мм. Лобовая проекция защищена несколько лучше. Противоминная защита обеспечена на уровне противопехотных мин.
Для перспективных образцов заданы другие требования. Это защита от взрывов мин с массой ВВ в тротиловом эквиваленте 6 и 8 кг, от снарядов малокалиберных автоматических пушек, от пуль крупнокалиберных пулеметов. Наибольшее внимание уделяется противоминной защите.
6. С какими странами заключены экспортные контракты, что им поставляется?
В настоящее время компания через государственного посредника - компанию "Рособоронэкспорт" ведет военно-техническое сотрудничество (ВТС) с целым рядом стран мира. В большинстве своем, при заключении контрактов с инозаказчиками мы подписываем соглашение о конфиденциальности, и не можем разглашать ни название страны, ни продукцию, поставляемую туда, ни, тем более, объемы контрактов. Поставляем бронетранспортеры семейства БТР-80, бронеавтомобили "Тигр" и их модификации.
7. Есть ли в планах выпуск гражданского варианта внедорожника по типу Хаммера, в связи со снятием с производства УАЗа? И вообще, планируется ли выход на гражданское производство?
Наша Компания не занимается разработкой и производством машин такого класса, как "Хаммер" или УАЗ. У нас более серьезные машины и по проходимости и по грузоподъемности. У нас "Военно-промышленная компания", и основное наше производство - это продукция военного назначения. Хотя имеются и такие наработки. Возможно, в будущем мы будем реализовывать и их.
8. Какую машину из производимой Вами линейки техники Вы позиционируете как прямого конкурента бронемашины «Рысь»?
Опять же, "Военно-промышленная компания" не производит автомобильную технику, подобную бронемашине "Рысь", которая по сравнению с нашими машинами имеет значительно меньшие показатели и по грузоподъемности, и по пассажировместимости, и по внутреннему забронированному объему. Также надо отметить и то, что итальянская машина сильно отличается по предназначению от тех машин, что производит наша компания. "Рысь" - это чисто транспортная машина. Наши "Тигры" позиционируются как бронеавтомобили многоцелевого назначения - они могут использоваться, как для перевозки личного состава с необходимым уровнем защиты, так и для перевозки грузов, монтажа систем или комплексов вооружения, различных систем боевого обеспечения, таких как, например, разведки, управления и связи, РЭБ и других. Это возможно благодаря значительному забронированному объему "Тигра" и его грузоподъемностью.
9. В сети интернет встречалась фотография БТР-82А с пушкой в перфорированном кожухе. Что это - какой-то один опытный экземпляр или серийная машина? На фото и видео с войск подобных модификаций не встречалось. Чем обусловлено его появление?
Действительно, такая машина в единственном экземпляре есть. Группа конструкторов-энтузиастов прорабатывала установку так называемой третьей опоры для пушки 2А72, чтобы обеспечить ей условия функционирования, близкие к БМП-3. Работы шли параллельно с повышением характеристик стабилизаторов вооружения, снижением люфтов в приводах наведения. В результате этих работ технические требования к БТР-82А по кучности и точности стрельбы из пушки 2А72 удалось выполнить без третьей опоры.
10. БТР-82А - есть на нем подвешенные противоминные сиденья или нет? Как вообще реализована его противоминная защита? Слышал, что эти самые кресла + противоминные коврики на 20% повышают защиту, но от какого заряда?
Размеры БТР-82А
Подвешенных сидений нет. Подвесить сиденья – не самоцель. Для успешного функционирования - снятия с человеческого организма нагрузок, возникающих при минных подрывах, этим сиденьям надо обеспечить ход в вертикальной плоскости до 200 мм. В корпусах машин на базе БТР-80 такой ход обеспечить невозможно: не хватает расстояния от пола до крыши, а сиденье десанта вообще находится над раздаточной коробкой.
На БТР-82А на полу в районе ног боевого расчета закреплены противоминные коврики, они позволяют повысить уровень защиты в 1,2-1,5 раза. Однако это по-прежнему защита от противопехотных мин.
Выявилась проблема, связанная с изменением за последние 30 лет антропометрических данных военнослужащих – при равном росте увеличился рост сидя. Это вынуждает на перспективных машинах увеличивать высоту корпуса. Плюс 200 мм хода противоминного кресла. В совокупности это приводит к проблемам с размещением вооружения на крыше корпуса, т.к. высота машин ограничена ж/д габаритом, высотой проема грузового люка самолетов ВТА и вертолета Ми-26.
У современных зарубежных машин типа Boxer, VBCI крыша корпуса находится на уровне высоты башни современных российских танков, т.е. более 2 метров, а на корпусе еще и башни с комплексами вооружения устанавливаются.
11. В чем отличие БТР-82АМ от БТР-82А?
БТР-82А - это серийная продукция. БТР-82АМ – модернизация БТР-80 в ходе капитального ремонта, с незначительными доработками корпуса машины, которая производятся на ремонтном предприятии, а не на нашем предприятии-изготовителе.
12. Будет ли на БТР-82 инфракрасная камера и оптическая система как на БТР «Страйкер»?
Пока в оптической системе нет необходимости, на машине установлены перископические приборы наблюдения, обеспечивающие в сумме круговой обзор боевому расчету.
Под инфракрасной камерой, по-видимому, понимается тепловизор. Была попытка применить импортный. Эффективность оказалась не на высоте в отличие от цены. Для водителя по-прежнему используются очки ночного видения, основу которых составляет электронно-оптический преобразователь.
Необходимость в таких системах возникнет при повышении требований к баллистической защите. Перископический прибор не в состоянии остановить бронебойный подкалиберный снаряд, даже если он выпущен из малокалиберной, а не из танковой пушки.
В целом, любое изменение в конструкцию машины вносится на основании утвержденных требований заказчика, именно он определяет состав оборудования и вооружения, которые должны быть установлены в тот или иной образец техники.
13. Расскажите о машинах семейства «Тигр» в целом: перечислите все модификации, какие варианты еще планируются?
На сегодняшний день специалистами компании разработано, выпущено и передано различным заказчикам около 20 модификаций автомобилей семейства "Тигр":
- ГАЗ-233001 - гражданская пятидверная небронированная версия;
- СТС ГАЗ-233014 - специальное транспортное средство, армейский бронированный многоцелевой автомобиль, который неоднократно участвовал в Параде Победы на Красной площади;
- ГАЗ-233034 СПМ-1 - специальная полицейская машина с 3-м классом бронирования;
- ГАЗ-233036 СПМ-2 - специальная полицейская машина с 5-м классом бронирования;
- ГАЗ-233036 СПМ-2Э - специальная полицейская машина с бортовой информационно-управляющей системой;
- штурмовой автомобиль "Абаим-Абанат" на базе бронеавтомобиля СПМ-1;
- Р-145БМА - командно-штабная машина (КШМ) на базе бронеавтомобиля СПМ-2;
- СП-46 - парадный автомобиль с кузовом типа "кабриолет", на машинах этого типа начиная с 2009 г. принимают военные парады в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади;
- бронеавтомобиль "Тигр" антиснайпер - с комплексом средств обнаружения снайперов противника и борьбы с ними;
- "Тигр" АПЕ-МБ - КШМ с автоматизированными средствами управления подразделений ВВ МВД РФ;
- автомобиль специальной и космической связи на базе бронеавтомобиля СПМ-2;
- "Тигр" проект 420 - автомобиль с 420-сильным дизелем и АКПП для инозаказчика;
- "Тигр" с пятидверным бронированным корпусом;
- "Тигр" МК БЛА-01 - мобильный комплекс беспилотных летательных аппаратов;
- боевая машина "Тигр" многоцелевого ПТРК "Корнет-ЭМ";
- АМН 233114 "Тигр-М" - армейский бронеавтомобиль многоцелевого назначения с дизельным двигателем ЯМЗ-5347-10;
- "Тигр" СБРМ - специальная боевая разведывательная машина;
- "Тигр-М" МКТК РЭИ ПП - машина РЭБ с комплексом "Леер-2";
- "Тигр 6А" - бронеавтомобиль с повышенным классом защиты;
- "Тигр" СПМ-2 в специсполнении для инозаказчика - специальная полицейская машина, оснащенная бронированным капотом, решетками на окна, системами кругового видеонаблюдения и кондиционирования воздуха, дополнительным бронированием моторного отделения;
- "Тигр" СПМ-1 с праворульным управлением и одностворчатой кормовой дверью;
- "Тигр" СПМ-2 с дистанционно управляемым боевым модулем АДУНОК.
В 2013 г. планируется завершить работы по разработке конструкторской документации и изготовить опытный образец АСН 233115 «Тигр-М СпН» и завершение приемочных испытаний машины ВПК-233136 "Тигр" СБМ. Ведётся ещё целый ряд работ совместно с нашими зарубежными и российскими партнерами. В сентябре этого года на международной выставке RAE-2013 в Нижнем Тагиле мы представили нашу совместную разработку с французскими коллегами - бронированный автомобиль "Тигр-Nexter" с рядом систем разработки компании Nexter Systems, в том числе и с дистанционно управляемым боевым модулем ARX20 с 20-мм автоматической пушкой.
14. Как на «Тиграх» решали проблему защиты пулеметчика на крыше? Вроде как была индийская версия с щитком... Как сейчас это планируют решать, только за счет дистанционно управляемых модулей вооружения?
Что касается установки комплекса вооружения не только на автомобили "Тигр", но и буквально на все образцы разрабатываемой и производимой техники, то здесь все определяется требованиями заказчика. В том числе и варианты защиты стрелка. При этом требования у различных заказчиков отличаются. Мы готовы поставить и дистанционно-управляемые модули, готовы исполнить и другие варианты - было бы на это утвержденное требование заказчика.
Варианты установки различных дистанционно-управляемых боевых модулей, в том числе и импортного производства, нами также прорабатывались. Но пока конкретных требований заказчиков по установке того или иного варианта дистанционно управляемого модуля на "Тигр" нам не поступало.
15. В СМИ был материал о разработке десантной версии «Тигра-М» для ВДВ, быть может Волк бы подошел лучше, учитывая его регулируемую подвеску аналогичную такой у БМД?
Здесь надо сразу оговориться. Речь не идет о разработке какой-то специальной версии автомобиля "Тигр" для ВДВ. Речь идет о доработке десантной платформы, чтобы обеспечить десантирование этого автомобиля парашютным способом. Когда будет принят на вооружение бронеавтомобиль "Волк", тогда будет рассматриваться вопрос и о возможности обеспечения десантирования этой машины.
16. Как на машинах семейства «Тигр» реализуется защита боковой проекции моторного отделения?
Моторные отделения автомобилей АМН 233114 «Тигр-М», АСН 233115 «Тигр-М СпН» и СБМ 233136 «Тигр-М» защищены по 3-му классу защиты ГОСТ, в том числе капот.
17. СПМ-3. Защита машина указывается 6 класс ГОСТ и 7кг ВВ. Может ли машина выдержать STANAG Level 3 и 3a/3b, то есть по 6А классу и взрыв 8кг ВВ (хотя бы под колесом)? Учитывая что бронезащита машины съемная, каков её модернизационный потенциал, сможет ли она в перспективе выдерживать взрыв 10кг ВВ или 12.7мм пули?
В базовом исполнении уровень защиты СПМ-3 "Медведь" соответствует 6а классу по ГОСТ Р 50963-96, что несколько превышает требования стандарта STANAG Level 3. По требованию заказчика уровень защиты этой машины может быть снижен до 5 или 3 класса по ГОСТ. Проведенные испытания на отстрел, в том числе и пулями Б-32 калибра 12,7 мм, показали, что в перспективе при проведении ряда мероприятий возможно доведение уровня баллистической защиты СПМ-3 до уровня, способного противостоять 12,7-мм бронебойной пуле Б-32.
По противоминной защите. Следует отметить, что методики STANAG и методики, действующие в России (НИИЦ БТ 3 ЦНИИ Минобороны России), в корне отличаются между собой. Если по STANAG ВВ закладывается в сыпучий грунт, то в России – скальный грунт, а реально на испытаниях это броневая плита толщиной 400 мм, в которой сделана цилиндрическая выемка, куда и закладывается заряд ВВ. Естественно воздействие на машину по российской методики превышает аналогичное, чем в странах НАТО на 50 – 70%. А в целом покажут испытания, на которых планируется опробовать и большее количество ВВ.
18. Когда проведут испытания (с обстрелом и подрывом) Тигр-6А?
19. Разработка «Тигр-6А» была инициативной или по заказу для МВД или Минобороны? МО РФ финансирует эти работы или же все делается за собственные средства?
Будет логичнее если здесь дать ответ сразу на оба вопроса, т.к. они взаимосвязаны.
Разработка «Тигр-6А» была инициативной за собственные средства. Целью данной разработки ставилось показать возможности компании и машины "Тигр" по обеспечению более высокого класса защиты для транспортного средства. Работа была выполнена, машина представлена, но для заказчиков интереса она не представила, поскольку выпускаемые компанией бронеавтомобили типа "Тигр" с 3 и 5-м классом защиты по ГОСТ их вполне устраивают.
Что касается испытаний бронеавтомобиля "Тигр 6А" с обстрелом и подрывом, то такие испытания планируется провести, но не в первую очередь.
20. Каков предполагаемый уровень защиты «Тигр-6А» - сколько он все же может выдержать ВВ под колесом, 5кг ВВ или все же 6? (или же выше?).
Предполагаемый уровень защиты – 6А класс по ГОСТ, предполагаемая минная защищённость 3 кг ВВ.
21. Вообще, как я понимаю, Тигр-6А переделан из обычного СПМ-2. В таком случае, почему не сделать вариант Тигр-6А на базе нового СБМ, с ЯМЗ-534, бронированным капотом и новой ходовой, с полной массой 8200кг?
Это не совсем так, а точнее - совсем не так. Да, в машине используется стандартное шасси машины "Тигр", как и на всех остальных образцах машин семейства "Тигр". Но корпус "Тигра 6а" даже внешне сильно отличается от корпуса СПМ-2. Если просто посмотреть на машины, то можно заметить, что на СПМ-2 однообъемный трехдверный корпус, на "Тигре 6а" корпус двухобъемный четырехдверный. Ну и бронирование машины абсолютно другое, в связи с чем никак нельзя говорить о том, что "Тигр 6а" создан на базе СПМ-2.
22. Если СБМ (СПМ-2М) в противоминной версии выдерживает взрыв 3кг ВВ, сколько он сможет выдержать при взрыве под колесом?
Понятие «выдержит» очень растяжимое. На самом деле испытывался прототип АМН-233114. Было подтверждено «обеспечение не потери боеспособности экипажа» при подрыве 600 г ВВ под колесом и днищем, что соответствует ТЗ заказчика. При этом, необходимо отметить, что после проведения испытаний (а это 2 взрыва - под колесом и под днищем) машины уходила с полигона своим ходом.
23. Ведется ли работа над эргономикой по отзывам из подразделений МВД и МО эксплуатирующих разнообразные модификации бронеавтомобилей «Тигр»? В частности, доработают ли всякие ручки, мешающие дверям закрываться и сиденьям в десантном отделении складываться-раскладываться?
Что касается МВД, то такая работа ведется постоянно как на «Медведе», так и на СБМ во время испытаний. За это большое спасибо их специалистам, очень много дельных рекомендаций внедрено на этих машинах.
Со специалистами МО РФ мы также работаем, но надо понимать, что мы не имеем права проводить какие-либо доработки на машине, если они не утверждены заказчиком и не внесены в дополнительный перечень требований заказчика. Процесс этот не быстрый, поскольку происходит целый ряд согласований, испытаний и документального оформления. Но работа идет. Сейчас, например, мы со специалистами МО РФ по требованию именно тех, кто непосредственно эксплуатирует нашу технику в боевых условиях, согласовали большой перечень доработок по машине АМН 233114 "Тигр-М". Мы планируем показать доработанную машину на выставке в Нижнем Тагиле в сентябре этого года.
24. Будет ли заменена расцветка баллистической ткани, используемой внутри бронеавтомобилей «Тигр», с камуфляжной на монотонную?
Цветовая гамма окраски, как самого автомобиля, так и расцветка баллистической ткани, используемой внутри бронеавтомобилей «Тигр» определяется Заказчиком. В связи с этим, этот вопрос надо задавать тем, кто определяет ТЗ на производимую нами технику.
25. Когда мы увидим «Тигр» с дистанционно-управляемым модулем вооружения?
"Тигр" с дистанционно-управляемым модулем вооружения (ДУМВ) можно было увидеть уже 2 года назад, как минимум с двумя вариантами таких модулей. Один из образцов "Тигра" с ДУМВ мы демонстрировали на выставке вооружений MILEX-2011 в Минске. Это была машина "Тигр" СПМ-2 с ДУМВ "АДУНОК", разработки белорусских конструкторов из КБ "Дисплей".
СПМ-2 с модулем АДУНОК с НСВ 12,7 мм
СПМ-2 с модулем АДУНОК с ПКТ 7,62 мм
Пульт управления ДУБМ АДУНОК в СПМ-2
Еще один вариант "Тигра" с ДУМВ демонстрировался на выставке ТВМ-2012 в г. Жуковском. Это была модификация машины - "Тигр" СБРМ, разработанная совместно с конструкторами из тульского НПО "Стрела".
СБРМ в походном положении
В сентябре этого года в Нижнем Тагиле демонстрировались "Тигры" с новыми образцами ДУМВ. Это "Тигр-М" с модулем БМДУ-У разработки ООО "Оружейные мастерские" и ОАО "КЭМЗ", который может вооружаться 12,7-мм пулеметом "КОРД", 7,62-мм пулеметом ПКТМ или 40-мм гранатометом АГ-40 "Балкан".
АМН 233114 Тигр-М с боевым модулем БМДУ-У с ПКТМ производства ООО "Оружейные мастерские" и ОАО "КЭМЗ"
АМН 233114 Тигр-М с боевым модулем БМДУ-У с КОРД производства ООО "Оружейные мастерские" и ОАО "КЭМЗ"
Также была продемонстрирована машина "Тигр-Nexter" с французским модулем ARX20 с 20-мм автоматической пушкой разработки компании Nexter Systems.
Тигр Nexter с боевым модулем ARX20 производства Nexter Systems
Был представлен еще один вариант "Тигра" с ДУБМ итальянского производства компании Oto Melara.
АМН 233114 Тигр-М с боевым модулем Hitrole-L производства Oto Melara
Боевые модули иностранного производства на бронеавтомобилях "Тигр" больше предназначены для повышения экспортного потенциала этой машины, поскольку не в полной мере отвечают требованиям Российской армии, в частности по защищенности и живучести.
СПМ-2 с боевым модулем Bright Arrow
СПМ-2 с боевым модулем c НСВ 12,7 мм компании IMI (Израиль)
СПМ-2 с боевым модулем c M2HB компании IMI (Израиль)
26. Планируется ли трехосная модификация машины «Тигр»?
Нет, такая модификация не планируется по одной простой причине. Сейчас проходят испытания опытные образцы бронеавтомобилей модульной конструкции семейства "Волк". Среди них имеется модификация машины "Волк 3" с колесной формулой 6х6. В связи с этим разработка "Тигра" в трехосной модификации отпала сама собой.
27. Рассматривался или нет вариант легкого тягача для трейлеров-прицепов на базе «Тигра» (например легких прицепов с полевой мастерской, электрогенератором или еще чем-то)?
Одним из пунктов ТЗ заказчика на разработку бронеавтомобиля "Тигр-М" предусматривается обеспечение буксировки машиной прицепа массой до 2,5 т. В ходе проведения государственных испытаний это требование было полностью подтверждено. Машина "Тигр-М" обеспечивает буксировку прицепа массой 2,5 т как по дорогам с покрытием, так и по бездорожью.
Что загружать в такой прицеп - это уже полностью зависит от желания заказчика. Таким образом, это вполне может быть прицеп с полевой мастерской, электрогенератором, может быть буксируемая артиллерийская система массой до 2,5 т, расчет которой спокойно может размещаться в салоне бронекорпуса машины.
28. В октябре 2011 года А.Филатов заявил, что на данный момент мощности завода в Арзамасе позволяют выпускать 100 бронеавтомобилей «Тигр» в год, но ко второй половине 2013 года есть планы расширить производство до 500 машин. Это реализовано?
На сегодняшний день производственные мощности АМЗ могут обеспечить выпуск до 100-120 машин типа "Тигр" в год. Поскольку портфель заказов на такие машины у нас стал увеличиваться не так давно, а динамика такого роста довольно высокая, то решение по расширению производства "Тигров" принято окончательно и в ближайшем будущем мы сможем обеспечить производство указанного количества машин.
29. БТР-ВВ «Медведь» - в каком состоянии программа, какие работы на данный момент ведутся?
В целом государственные приемочные испытания практически завершены. На сентябрь были намечены испытания на противоминную стойкость в НИИЦ БТ, но они отложены на следующий год.
Испытания в Коми при -45 град
Испытания на Кавказе, высота 3500 м
Испытания второго опытного образца под Астраханью
В последующем планируется завершение изготовления нового образца, на котором будут проводиться сертификационные испытания для получения ОТТС. Данные испытания будут проводиться в рамках подтверждения требований ТТЗ.
30. Какие варианты модификаций «Медведя» прорабатываются?
На самом деле автомобиль «Медведь» является многоцелевым. Он может использоваться как защищенный автомобиль для перевозки личного состава и выполнения служебно-боевых задач правоохранительной направленности, так и базой для установки специальных средств (связи, инженерных, монтажа вооружения). Данные направления прорабатываются.
31. Планирует ли компания выйти с «Медведем» на рынок инкассаторского транспорта?
Данный автомобиль в первую очередь рассматривается как хорошо защищенное подвижное средство с очень хорошей проходимостью, в том числе по заболоченной местности, снежной целине с глубиной снежного покрова до 1 м, труднопроходимым участкам сыпучих песков и с хорошими при этом динамическими свойствами. Не думаю, что эти качества обязательны для машин по перевозке ценных материальных и денежных средств. Для данного вида деятельности это не нужное вкладывание средств в автомобиль.
32. «Волк» - состояние программы на сегодняшний день? Какие направления развития семейства "Волк" есть на текущий момент?
Для компании это принципиально новый проект. Как Вы понимаете традиции бронетанковой конструкторской школы, влияют на облик создаваемых защищенных автомобилей («Тигр», «Медведь»). Семейство «Волк» в отличии от них создается с учетом законов автомобильной конструкторской школы. Причем, в проекте объединены лучшие направления проектирования автомобильной и бронетанковой школы и, в частности, применены технические решения мирового уровня по защите личного состава от поражающих факторов стрелкового вооружения и мин. На автомобилях реализованы технические решения (подвеска, например) позволяющие полностью раскрыть возможности монтируемого вооружения, создать оригинальные условия его применения.
Необычность и сложность конструкции семейства требует увеличенных объемов испытаний.
Обстрел пулями Б-32 из СВД
Вторая серия опытных образцов в 2013 году будет подвергнута всесторонним испытания с одной целью – максимально реализовать требования ТТЗ и обеспечить заказчика перспективным семейством защищенных автомобилей под монтаж вооружения.
При знакомстве с образцами автомобилей "Волк" в Бронницах в мае этого года, Министр обороны России генерал армии С.К. Шойгу поставил задачу, как нам, так и начальнику Главного автобронетанкового управления МО РФ, как можно скорее завершить испытания и принять машину на вооружение.
33. Появится ли модификация «Волка» с однообъемным пассажирским корпусом - по типу Ивеко?
В семействе предусмотрена модификация автомобиля с однообъемным корпусом, аналогичный корпус в семействе «Тигр» и «Медведь». Подобная конфигурация корпуса имеет неоспоримые преимущества, подтвержденные в реальных боевых условиях. Кстати Ивеко имеет корпус из двух функциональных частей защищенной и не защищенной (грузовой). Мы считаем это решение не оптимально - уменьшается объем защищенного пространства, потеря груза в результате воздействия противника зачастую равносильна невыполнению боевой задачи.
34. Расскажите о проекте «Волк-Конвой»? Эксклюзивный «Тигр-М» для Дмитрия Рогозина имеет к нему отношение? Предлагался ли «Волк-Конвой» как часть проекта «Кортеж»?
К сожалению, о проекте "Волк-Конвой", нам ничего не известно, во всяком случае, наша компания таким проектом не занимается.
35. Какие машины предусмотрены в линейке «Бумеранга»? Планируются ли ходовые 4х4, 6х6, 10х10? Будут ли отдельно БТР (например, с пулеметом) и БМП (пушка и ПТУР), или будет единая боевая машина? По аналогии с Курганцем-25 будут ли различные варианты на базе основного шасси: легкие, средние, тяжелые соответственно с различным уровнем бронирования?
36. Какой уровень баллистической защиты МО РФ предъявляет к базовому Бумерангу: лоб, борт (хотя бы в общих чертах, на уровне существующих аналогов (в том числе и зарубежных) или выше)? Чья керамическая защита используется при разработке - иностранная или российская, не уступает ли по характеристикам российские образцы в сравнении с зарубежными?
37. Предусмотрена защита «Бумеранга» от носимых противотанковых средств или это зависит от модификации? Прорабатывается ли установка КАЗ?
38. Отказались ли военные от бойниц на «Бумеранге»?
39. Сколько базовых вариантов вооружения планируется на «Бумеранге»: ДУ с пулеметом, башня с 30-мм пушкой и ПТУР, новая необитаемая унифицированная башня с новой 45-мм пушкой или еще что-то?
40. Будут ли ставить на «Бумеранг» регулируемую подвеску, как на «Волке»?
41. В интервью программе «Генеральный план» Альберт Баков говорит, что военными ставится требование, в случаи необходимости, возможность вести огонь из необитаемого боевого модуля: «По поводу вынесения того что называется красиво «необитаемый боевой модуль», тема реально существует, и проблему дистанционного управления мы решаем. При этом возникает неожиданный вопрос, который нам задают военные: «А сможем ли мы из этого необитаемого боевого модуля, при необходимости, вести огонь?» - это требование военных еще актуально?
42. Чей двигатель будет устанавливаться на «Бумеранг»? Есть ли какие-нибудь наработки/идут ли работы по гибридной схеме?
43. Увидим ли мы первые опытные образцы БТР «Бумеранг» этой осенью в Нижнем Тагиле? Когда намечены гос. испытания и начало серийных поставок?
35-43. На сегодняшний день эта разработка является закрытой темой. И как всегда, всякая закрытая тема, в силу отсутствия информации, рождает множество слухов и домыслов. Пока можно сказать одно - это будет современная, высокотехнологичная боевая машина, отвечающая всем современным требованиям с запасом на долгую перспективу.
Опытный образец машины на выставке в Нижнем Тагиле не демонстрировался, опять же по причине закрытости темы.
44. БТР-80 - сколько лет еще планируется производство данного БТР в "чистом" виде со ставшей привычной башенкой?
Производство данной машины мы будем продолжать до тех пор, пока на нее будет спрос. А он в последние годы не падает. Это не значит, что мы будем поставлять такие БТР для нашего Минобороны. У нас есть немало экспортных заказов на "классический" БТР-80.
45. БТР-80, БТР-80С, БТР-82С - чем обусловлена необходимость производства БТР в составе вооружения, которого имеется 14,5 мм пулемет КПВТ, при наличии варианта с 30-мм пушкой?
Начнем с того, что модификации БТР-82С нет и никогда не было.
Что касается необходимости производства БТР в составе вооружения, которого имеется 14,5 мм пулемет КПВТ, то она обусловлена Заказчиком. Для ряда силовых структур определяющим при заказе является наличие именно КПВТ, а не автоматической пушки. Это связано с тем, какие задачи приходится решать таким структурам. Ведь никто не ставит под сомнение необходимость производства и поставок в силовые структуры пистолетов, при наличии на вооружении крупнокалиберных пулеметов. Точно так же и в случае с пулеметом КПВТ и 30-мм автоматической пушкой.
46. УНШ1 - почему не разработано или, если разработано, то почему не запущено в серию унифицированное шасси с расположением двигателя в средней или носовой части машины (по типу МТЛБ), что бы имелся выход назад? Это более предпочтительный вариант для различных КШМ и медицинских машин и т.д.
УНШ1 - это машина семейства БТР-80. При разработке, которой, как и всех других бронированных машин, конструкторы действовали в строгом соответствии с ТТЗ, утвержденным Заказчиком. Если делать унифицированное шасси с другим расположением силовой установки, то это будет уже совершенно новая машина. Это не допускалось Заказчиком ни по финансовым соображениям, ни по соображениям разунификации семейства.
47. Расскажите о разработке БТР-90: чья это была инициатива, ТТХ машины, планы компании в отношении данной машины в целом?
Разработка БТР-90 проводилась в рамках утвержденного Министерством обороны ТТЗ. В связи с отказом Министерства обороны от закупок этой машины после принятия ее на вооружение, бронетранспортеры БТР-90 больше не производятся. Некоторые наиболее оригинальные технические решения, которые используются в конструкции БТР-90, нашими конструкторами используются при разработке перспективных образцов, например, в конструкции СПМ-3 "Медведь".
48. «Водник» - перспективы машины и самой концепции сменных модулей?
Бронеавтомобиль "Водник" в настоящее время больше не производится. Так получилось, что с принятием на снабжение многоцелевого автомобиля "Тигр" необходимость в "Воднике" отпала. "Тигр" оказался по всем параметрам лучше и технологичнее, более универсален.
Концепция сменных модулей, примененная в конструкции "Водника" осталась. Сейчас она осуществляется при создании семейства многоцелевых автомобилей "Волк".
49. БРДМ-2 - планируется или нет замена данной машины (не в рамках "Бумеранга") или новая БРДМ будет унифицирована с новым БТР?
Пока такой задачи не ставилось. С другой стороны новая унифицированная колесная бронированная платформа вполне может быть использована в качестве БРМ, при соответствующем ее оснащении.
50. Прорабатывалась или нет идея БРДМ на основе укороченного БТР-80 (по типу румынского TABC-79)?
Нет, такая идея не прорабатывалась, и задач на проработку подобной машины нам не ставилось