воскресенье, 8 января 2012 г.

Его танков нет только в Антарктиде.

Правительство Ивановской области не торопится поддержать инициативу об увековечивании памяти прославленного земляка

Напоминаем:
В 2012-м году исполняется 90 лет со дня рождения генерала-майора-инженера, главного конструктора танкового КБ Уралвагонзавода, уроженца Ивановской области Леонида Николаевича Карцева. Под руководством которого были созданы такие образцы бронетанковой техники, как танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, ракетный истребитель танков ИТ-1, а также заложены основные технические решения самого массового за всю историю мирового танкостроения танка Т-72.
В январе 2011-го года в адрес президента РФ было направлено официальное обращение жителей села Скомово и членов краеведческого общества по изучению истории Владимиро-Суздальского Ополья о содействии установке в селе Скомово (Гаврилово-Посадский район) памятника в виде образца одного из танков, созданных Л.Н.Карцевым.
В ответе, полученном из службы администрации Президента от 26 января 2011 г., сообщается о направлении данного обращения в Правительство Ивановской области.
Так вот.
До сегодняшнего дня от Правительства Ивановской области по этому вопросу ни ответа, ни привета.
Конечно конструктор отечественных танков Леонид Карцев, это не величайший «шансонье» всех времен и народов Аркадий Северный. И село Скомово Гаврилово-Посадского района не областной центр Иваново. Но ведь и танк Т-62 это не «Жора, подержи мой макинтош»…
И к чему тогда все натужные, обильно льющиеся к очередным памятным датам, речи о патриотизме?

P.S. Единственная властная структура, внятно отреагировавшая на обращение – администрация Гаврилово-Посадского района. Она откликнуться на инициативу и, ориентировочно на 15 марта, назначила совещание по этому вопросу.

Источник.

Gur Khan: Эта заметка была опубликована в ивановской прессе еще в марте, однако воз и ныне там. Конечно, нынешнему президенту наплевать на какого-то там генерал-лейтенанта, да к тому же инженера, который в каких-то там далеких 50-60-х "изобретал" какие-то там танчики - это не "АйФон", не "ТриДжи" и ничего "НаНо" там и близко не было. Президентским "держимордам" этого и подавно не нужно! Как же родной завод и КБ? О! Там с помпой отметили юбилеи, торжественно открыли памятник директору И.В.Окуневу (безусловно он его заслужил), мемориальную доску главному конструктору - приемнику Л.Н.Карцева - В.Н.Венедиктову (и он тоже ее заслужил), но забыть человека, который пусть не совсем здоров, но еще жив - это, извините, свинство! Может еще заговорит совесть в наших чиновниках?

Затмение разума

Рабочие "Уралвагонзавода" собираются въехать в Екатеринбург на танке

 Рабочие ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», расположенного в городе Нижний Тагил Свердловской области, намерены ввести в Екатеринбург танки. Таким способом работники завода намерены поддержать Владимира Путина. 

«В настоящее время на заводе идёт сборка танка Т-90С. 23 января она завершится, и машина прямо с конвейера, в солидоле, отправится своим ходом в Екатеринбург. На танке поедут рабочие из комитета в поддержку Путина. По пути в населённых пунктах будут устраиваться митинги. 28 января войдём в город и проведём на Привокзальной площади «под варежкой» главную акцию», - сообщили на заводе.

Рабочие «Уралвагонзавода» активизировались после прямой линии с премьер-министром РФ, состоявшейся в декабре прошлого года, в ходе которой они заявили, что в случае необходимости могут приехать в Москву и разогнать митинги оппозиции. Позже они создали комитет в поддержку Владимира Путина, а затем распространили манифест.
Источник

Gur Khan: Чего только не было в истории танка Т-90... рутина повседневной службы по охране Родины, были триумфальные выставки и шоу, торжественные парады, в "лихие 90-е" на этом танке местная братва гоняла на разборки с заезжими бандюгами, а рабочие выезжали на площади требовать у руководства завода зарплату. Теперь вот, наполненные креативом "Уралвагонзаводские" пиарщики, преисполненные служебного рвения, придумали, как им кажется, остроумную выходку - "танкоралли" и одновременно агитпробег до областного центра. Однако, господа уже переигрывают. Боевой танк Т-90 - это не "Антилопа Гну" из нетленного творения Ильфа и Петрова! Шутка перестает быть смешной - от нее несет запахом придворного лакейства и лизоблюдства. Я все понимаю, нужно и должно поддерживать, холить и лелеять "руку, дающую пищу", но не до такой же степени! Оно ведь действительно не смешно становиться. Ну выступили в поддержку будущего Президента - пусть немного коряво получилось - чтецы пред державными величием разволновались, слова заученные позабывали - но все всё прекрасно поняли. На том бы и остановиться, но... "Остапа понесло..." - господа - имейте чувство меры, а то шоу, не ровен час, превратиться в фарс. Вы перегибаете палку, рискуя как минимум ее сломать, а как максимум, другим концом получите по своей же голове, полной неуёмной фантазии. Если вас распирает от креативных идей - выплесните их, направьте на внешний рынок - для страны и для завода было бы полезно привлечь новых покупателей из-за рубежа, а Владимир Владимирович вас и так не забудет!

среда, 4 января 2012 г.

Т-90МС & БМПТ: совместная работа


вторник, 3 января 2012 г.

"Кобра" для Т-72

Танк Т-72
     Танк Т-72 часто критикуют за откровенно слабую систему управления огнем,  по сути, на "семдесятдвойке" ( в серии) ее долгое время не было вообще. Причина такого положения в общих чертах ясна: СССР не располагал мощностями для обеспечения качественной оптикой и электроникой всю танковую программу, ведь кроме танков, были и другие образцы техники, так же нуждающиеся в прибористике и выпускающиеся иногда в не меньших количествах. Была и другая причина - политическая. Противостояние трех конструкторских центров, каждый из которых имел свое лобби в кабинетах под кремлевскими звездами или подле них. Каждый из высокопоставленных шефов желал иметь свой козырь в рукаве на случай непредвиденного изменения своего положения, но в целом всех устраивал некий баланс сил. В плане технической политики, этот балланс выражался в примерном равенстве "Квту" - коэффициента военно-технического уровня. Одним из самых существенных параметров, влиявшем на эту в общем-то эмпирическую величину, и было совершенство СУО.
     Принятый в 1974 году на вооружение Сухопутных войск СССР танк Т-72, по комплексу характеристик имел Квту, превышающий коэффициент исходной модели - танка Т-64А. За счет более мощного и, как тогда считали, более перспективного ГТД, будущий танк Т-80, так же оставлял Квту Т-64 далеко позади. По этому поводу, еще в апреле 1973 года, главный конструктор  А.А. Морозов сделал запись в своем дневнике: "Нам надо оторваться от Тагила во всем".  А ведь тагильский танк "Объект 172М" тогда еще только проходил испытания! Правда коллектив конструкторов, возглавляемый Валерием Николаевичем Венедиктовым, не замыкался на доведении до серии только будущего Т-72. Параллельно в тагильском КБ шли работы над заделом на ближайшую перспективу -  модернизацией своей машины. Эта работа известна как ОКР "Буйвол". В ее рамках отрабатывались решения по усилению бронезащиты, вооружению, увеличению мощности двигателя, установке новейших прицельных комплексов. Достаточно сказать, что уже в то время на танк "Объект 172-2М" был установлен прицел "Буран-ПА" на ЭОП - в 1974 году машина с этим прибором уже проходила испытания. Накал страстей был велик. Сознавая что Тагил уже не только наступает Харькову "на пятки", но и значительно опережает его, А.А.Морозов впадал в истерику. Это хорошо видно, если перечитать его "Дневники". Вот запись от 4 сентября 1973 года: "У нас нет никаких предложений в «пику» «172-3М» и заграничным перспективным «Леопарду» и ХМ-801. Изд. «450» тоже «не подарок» и будет не удовлетворять Заказчика по 6ТД, ходовой части, ручному заряжанию, переброске пушки при заряжании." Через день он продолжает развивать тему: "Уже два раза собирались у меня вместе с Соичем. Обсуждали вопрос: «Чем мы можем «обставить» изд. «172» и чем ответим на перспективные образцы «Леопард-2,3» и ХМ-801. Очевидно, в связи с загрузкой Тагила подготовкой производства, УВЗ за 2-3 года, ничего нового, кроме «172-3М», не предложит и то нескоро. Через 3 года «172М» и «434» уже будут в чем-то уступать «Леопарду-3» и ХМ-801. Нам надо это перекрыть за этот период и опять заметно оторваться от всех на 10 и более лет. Пока у нас «за душой» ничего нет". Ну и наконец апофеоз: "30.10.73. ХЗТМ. Время 10 часов. Совещание у Соича с участием Воронина и  Проскурякова. Воронин: -  В ЦК есть тревога за доработку Т-64А. Есть  письмо от  Заказчика с тревогой за проработку перспективного образца.  Споры всегда будут. Срок проработки был мал и не все, конечно, сделано. У нас нет времени для отработки новых узлов. Танк «172» стал базовой машиной и он имеет две модернизации. В 1976 году будет готов к постановке в производство «172-2М». Ожидают боекомплект 50 снарядов, увеличенную защиту, запас топлива 1900 литров, не требует коренной ломки производства. Два образца «172-3М» с пушкой калибра 130 мм будут в 1975 году. В 1974 году Тагил выпустит 300 машин «172М».
(Комментарии А.А.). К этому времени изд. «9А» должно  «умереть», т.к. другого у нас нет. Есть опасения, что не будет прогресса в машинах. Харьков является родоначальником танковой отрасли СССР. К приезду на завод Бабаджаняна,  нам надо определить «лицо» изд.  «9А» на 1974 .. 75 гг,. М3 представлен неплохой, ТТХ  неплохие, но хотелось бы поставить другие двигатели. Ходовую часть «219» за два года доработать нельзя. Она не может быть принята к обсуждению. В лучшем виде, это может быть сделано позднее. Это главный минус проекта"
.
В прочем, Александр Александрович ошибался - ходовая на "219" была доведена в срок - за те самые два года - в 1976 году "219" под именем "Т-80" будет принят на вооружение.
Танк Т-64Б с КУВ "Кобра"
 Для сохранения хоть каких-то позиций в советском танкостроении А.А.Морозову пришлось пойти на две вещи. Первая - ускорить работы интеграции комплекса управляемого вооружения "Кобра" в серийное изделие - танк Т-64А. Установка КУВ уравнивала пресловутый Квту. Но... КУВ и СУО - это "покупные" изделия. СУО и КУВ разрабатывались специализированными предприятиями МОП по ТТЗ Генерального заказчика - Министерства обороны в интересах всех трех предприятий - разработчиков танков. Конструктора-"танкисты" занимались лишь их интеграцией применительно к своим машинам, ведь в силу отличий АЗ/МЗ сборочные единицы, размещаемые в боевых отделениях были совершенно разными. В этих условиях, А.А.Морозов не мог расчитывать на "эксклюзивность" поставки КУВ исключительно для своих нужд. Венедиктов равно мог претендовать на установку и СУО и КУВ на свои танки.
Ракета 9М112 КУВ "Кобра"
Вот тут случилась вторая вещь - не лицеприятная для ХКБМ, от чего об этом они очень не любят вспоминать. А.А.Морозову лично пришлось под напрячься- задействовать связи до самых верхов властного Олимпа. Через Г.И.Ващенко - первого секретаря харьковского обкома КПУ и Н.А.Кучеренко - начальника 7-го ГУ МОП был обеспечен выход на В.В. Щербицкого - недавно назначенного первого секретаря ЦК КПУ и члена президиума Верховного Совета СССР, который был не прочь усилить свои позиции ввязавшись в "битву за танки" и на С.А.Зверева - министра оборонной промышленности, с целью создания условий по недопущению к новым технологиям в области СУО тагильского КБ.
Совещание в УКБТМ. Председательствует главнокомандующий Сухопутными войсками
– заместитель министра обороны Е.Ф. Ивановский. Докладывает главный конструктор
танка Т-72 В.Н. Венедиктов
         Ну, а что же В.Н.Венедиктов - главный конструктор нижнетагильского КБ? Разумеется он боролся за новые прицелы, СУО, комплексы управляемого вооружения как мог, заваливая министра С.А.Зверева настойчивыми требованиями. В 2011 году, к 70-летию УКБТМ, вышла в свет книга "Главный конструктор В.Н.Венедиктов. Жизнь, отданная танкам". К сожалению, по ряду причин, борьба за СУО для Т-72 в ней осталась "за кадром". Так в книгу не вошел очерк Виктора Александровича Ямова - помощника  В.Н.Венедиктова, лично присутствовавшего и стенографировавшего большинство совещаний с участием Валерия Николаевича. Я не имею права публиковать его очерк целиком, но один из эпизодов, напрямую касающейся нашей темы и очень хорошо ее иллюстрирующий, все же дам - надеюсь, Виктор Александрович не обидится на меня за это. И так:
Ямов В.А.
        "Сложилась парадоксальная ситуация: три танковых завода готовились выпускать и  выпускали три танка, имеющих примерно одинаковые ТТХ – ЛКЗ (г. Ленинград) – танк Т-80; «Завод им. Малышева» (г. Харьков) – танк  Т-64 и  УВЗ (г. Н.Тагил) – танк Т-72. При этом все новинки: прицельный комплекс, ракетное вооружение и т.д. в первую очередь передавались Харькову и Ленинграду, а Тагилу – что останется.
        В начале 1980 года В.Н. был приглашен  на коллегию Миноборонпрома, в повестке дня которой был  один вопрос – перспектива танка Т-72.  

Небольшое отступление: коллегия МОП – это министр, его замы,  начальники Главков и ряд приглашенных лиц по особому списку. Так на эту коллегию  были приглашены: от военно-промышленной комиссии Совмина СССР Б.А. Комиссаров - зам.председателя ВПК; от ЦК КПСС И.Ф. Дмитриев - зав.оборонным отделом ЦК; от министерства обороны И.Г. Павловский – главком сухопутных войск,  зам.министра обороны; министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения (по-моему, в то время министром был Синицын) и все главные конструкторы, разрабатывающие технику для танков.
Я сознательно не перечисляю всех главных конструкторов, но отмечу тех, о ком пойдет речь далее – А.Э. Нудельман и А.Т. Шипунов – ракетчики, Н.С. Попов и Н.А. Шомин  - танкисты, соответственно Питер и Харьков (два брата-акселерата, как их называл В.Н. в хорошем настроении).

          Зал коллегии – амфитеатр зала коллегии, стол – рабочее место мини-стра, слева от стола стойки, на которых были развешены плакаты, иллюстрирующие доклад В.Н.  

Президиум расширенной коллегии Министерства оборонной промышленности слушает
доклад министра С.А. Зверева. В первом ряду слева: маршал артиллериии П.Н Кулешов,
Ж.Я. Котин. Ведет коллегию Е.П. Шкурко, рядом П.В. Смирнов. Во втором ряду второй
слева П.В. Финогенов
Еще одно отступление: перед коллегией все, кто хоть что-то понимал о существующем в то время положении вещей – от зам.министра МОП Л.А. Воронина до кураторов направлений буквально умоляли шефа не гневить судьбу – не упоминать при Звереве слово «Кобра» в контексте Т-72. («Кобра» - это комплекс ракетного вооружения для танковой пушки. Разработчик- Нудельман). И шеф прекрасно понимал, что без комплекса  ракетного вооружения, танк Т-72  резко терял в условном коэффициенте по боевым и техническим характеристикам в сравнении с Т-64 и Т-80, на которые «Кобра» уже была установлена.
          Далее мизансцена: из дверей сзади стола министра выходит Ю.В. Виноградов (помощник министра), несет и водружает на стол стопку папок высотой не менее полуметра. Затем выкатывается С.А. Зверев, маленький седовласый, с виду добродушный, ну просто эльф. Здоровается с присутствующими, произносит сакраментальную фразу: «начинаем заседание коллегии» и тут же, без всякого  перехода (далее цитирую по записям):
«Я работал со многими главными конструкторами – большими и маленькими, талантливыми и не очень, но впервые сталкиваюсь с главным конструктором – писателем…»  (пауза). Зверев кладет свою руку на стопу папок: «Как вы думаете, что это такое?». Вопрос завис в воздухе, в зале тишина.  «А это, - он отвечает сам себе, – письма Венедиктова ко мне. Тоже мне писатель нашелся, ну прямо Лев Толстой…». И  обращаясь к шефу: «Валерий Николаевич, начинайте свой доклад».
          Шеф начал докладывать – модификации пушки, прицела, ходовой, трансмиссии, бронезащита и далее (здесь внимание!): – «Сергей Алексеевич, - говорит шеф, - обращаю Ваше особое внимание на необходимость  установки в танк Т-72 комплекса  ракетного вооружения «Кобра». С Нудельманом мы проговорили о возможности макетирования «Кобры» на Т-72…». И тут вскочил из-за стола Зверев: «С каким Нудельманом? У нас в министерстве два Нудельмана  - один главный конструктор, второй – уборщик, с каким из них?»
В зале тишина и тут я, с дуру: «С главным…» (я сидел в 5-м или 6-м ряду у прохода). Зверев резво подбежал ко мне и рявкнул:  «Знаю!» Министр сбежал обратно к столу, в это время зазвонил телефон. Ю.В. Виноградов взял  трубку и сразу передал ее Звереву. Тот что-то выслушал, кивая головой и повернувшись к залу: «Товарищи, перерыв минут на 30-40… Потом продолжим…». И исчез в стене – там были двери на лестницу, ведущую в его кабинет.
Перерыв затянулся на час. Во время перерыва шефа всячески уламывали – не продолжать эту тему, даже меня просили: «Скажи этому упертому – не надо». Но шеф мрачно курил, согласно кивая головой…
      Всех позвали в зал, зашел министр. «Продолжим заседание коллегии. В.Н., Вы на чем остановились?» (далее диалог):
Шеф:
- Я остановился на том, что «Кобру» нужно установить на Т-72…
Зверев потерял самообладание:
- Сколько можно меня учить, что делать и не делать в моем министерстве…
Шеф:
- в министерстве Вы – хозяин, но я – главный конструктор танка.
Зверев:
- Пока…(пауза)… пока я министр, «Кобры» на Т-72 не будет! Все! На этом заседание коллегии окончено! Все свободны.
И вечером, когда мы прогуливались с шефом, довольно долго и молча, вдруг шеф сказал: «Кобра – это дохлая кошка, которую я им подкинул. Наша дорога  к ракете на Т-72 – шипуновская «Шексна» через модернизацию Т-62».
Время показало правоту В.Н. – «Кобра» снята с производства, а во всем мире известны ракетно-пушечные  танки Т-90С с КУВ "Рефлекс" и Т-72Б с КУВ "Свирь" - прямым развитием "Шексны"! "

Модернизированный танк Т-62М с КУВ "Шексна"
     Добавлю уже от себя (GKh)... Не смотря на сопротивление МОПа, работа в нижнетагильском КБ по интеграции на танки типа Т-72 СУО 1А33 "Обь" и КУВ "Кобра" велась и ранее описываемого совещания (собственно на нем речь шла уже как раз о внедрении наработок по СУО и ракетам в серию), была она продолжена и после него. Однако практически все работы в этом направлении тагильскому КБ приходилось вести практически "полуподпольным" образом - под предлогом работ по модернизации старых танков типа Т-62 и Т-55. В 1977 году был закончен отработкой опытный танк "Объект 179" оснащенный СУО "Обь" и КУВ "Кобра". Это случилось всего на следующий год после принятия на вооружение харьковского танка Т-64Б, все отличия которого от модели Т-64А как раз и заключались в наличии все тех же комплексов и систем.  Паралельно с "Объектом 179" проходил отработку еще один опытный образец - танк "Объект 177" оснащенный КУВ с лазерным наведением "Свирь". Но ни "Объект 179", ни более продвинутый "Объект 177" в серию так и не пустили - после ухода А.А.Морозова на пенсию, взошла звезда Н.С.Попова - главного конструктора танка Т-80 и по совместительству члена Центральной Ревизионной Комиссии КПСС (с 1976 г.) и члена ЦК КПСС (с 1981г.) - приоритет по комплектации начал отдаваться питерским танкам.
Танк Т-72Б с КУВ "Свирь"
Разработка прицела - дальномера ТПД-К2 (СУО "Блокада"), предназначенного специально для Т-72 была прекращена. Не смотря на отработку установкой прицела-дальномера ТПД-К1 на Т-72 еще к началу 1975 года, серийно он начал устанавливаться на тагильские танки только с 1978-79 года. Прицел-дальномер командира "Янтарь", отработанный на опытных танках "Объект 176" в 1976-77 годах - тоже так и не нашел своего места на серийных машинах. И только 23 января 1985 года приказом МО №009 были приняты на вооружение танки Т-72Б ( "Объект 184") и Т-72Б2 ("Объект 184-2") с комплексами управляемого вооружения "Свирь" и "Кобра" соответственно. Т-72Б считался основным вариантом, а Т-72Б2 - резервным, его планировали выпускать пока не будет налажено производство "Свири" и ракет к этому комплексу. Однако к 1985 году "Кобра" уже считалась безнадежно устаревшей и потому, до момента стабильных поставок "Свири" со сборочного конвейера УВЗ сходили танки Т-72Б1 ("Объект 184-1") вообще без КУВ. В прочем, выпуск "Свири" так же был лимитирован, оттого до самого окончания серийного выпуска танка Т-72,  наряду с Т-72Б, продолжал выпускаться и Т-72Б1.

воскресенье, 1 января 2012 г.

Уральский "Терминатор"


Генеральный директор корпорации «УВЗ» Олег Сиенко вручил награды заводчанам

Генеральный директор корпорации «УВЗ» Олег Сиенко вручил награды заводчанам на торжественном вечере во Дворце культуры им. И.В. Окунева. Наградами различного уровня были отмечены около двухсот наиболее отличившихся работников.

«Этот год показал, что мы, являясь крупнейшим машиностроительным предприятием России, способны выполнять самые сложные задачи. Те, амбициозные планы, которые мы строили на 2011 год, полностью реализованы. Корпорация достигла небывалых успехов: получена рекордная прибыль – свыше 10 млрд рублей. Это стало возможным благодаря тому, что мы сплоченно трудились на одно общее дело. Безусловно, мы бы не достигли намеченной цели без  пристального внимания государства. А это говорит о том, что мы нужны России. Уралвагонзавод выполнил все государственные контракты, в семь раз увеличив по сравнению с 2010-м годом выпуск военной продукции. Мы произвели 25 тысяч единиц подвижного состава – рекордное количество за всю историю предприятия. И в этом есть заслуга каждого заводчанина. Что касается производственных задач на 2012 год, они еще более грандиозные», – сказал в своем приветственном слове Олег Сиенко. 
 Ордена «За труды во благо Уралвагонзавода» были удостоены исполнительный директор УВЗ Владимир Рощупкин, ведущий инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро вагоностроения Виктор Белинович, водитель-испытатель сборочного цеха Олег Домрачеев и начальник цеха крупных узлов Виктор Педченко.
 Кроме того, были вручены награды Ордена «За благие дела», звания «Заслуженный работник Уралвагонзавода», почетные грамоты и благодарности Министерства промышленности и торговли РФ за большой личный вклад в развитие машиностроительной промышленности.
В завершение праздничного концерта Олег Сиенко пожелал всем благополучия, чтобы в каждом доме царили счастье любовь и взаимопонимание, а достижению целей  сопутствовала удача.

С Новым годом! С новым танком!

Русский танк Т-90МС "Тагил" - круче не бывает!