В начале 90-х годов над
перспективной бронетанковой техникой работали в Ленинграде, Нижнем
Тагиле и Харькове. В Нижнем Тагиле, например, создавали новый танк,
получивший обозначение Объект 187. Кроме традиционного для Нижнего
Тагила четырехтактного дизеля, на одном из опытных изделий была
установлена газовая турбина мощностью в 1500 л.с. По мощности силовой
установки советский танк, что называется, догнал западные машины. А если
учесть, что 187-й по массе был меньше, чем зарубежные машины третьего
поколения, то преимущество по удельной мощности (лошадиные силы на тонну
веса) уже было за уральским танком.
Если сравнивать с имевшимися тогда
отечественными дизельмоторами, то самые лучшие были способны выдать лишь
1200 л.с. Разница в 300 "лошадок", естественно, не мелочь, просто так
от нее не отмахнешься.
ГТД в 1500 л.с. успешно испытывался
и на ленинградских Т-80. Новая турбина разгоняла танк до таких
скоростей, что если бы не секретность, то рекорды, поставленные этим
танком, наверняка попали бы в книгу рекордов Гиннеса.
И казалось, что эта перспективная
силовая установка должна была прописаться на новых танках, но гибель
Советского Союза и жесточайший экономический кризис обвалили большинство
работ по оборонной тематике. Не минула чаша сия разработчиков и
производителей бронетанковой техники. Оставшись без заказов своей армии,
танкостроители старались элементарно выжить. Так продолжалось несколько
лет.
Но даже в самые нелегкие времена
есть люди, которые глядели в будущее, и вот в самый разгар кризиса было
решено делать совершенно новую машину, в которой было решено воплотить
все самое лучшее, что имелось в отечественном танкостроении. И,
наверное, поэтому наряду с дизельным вариантом планировалось создать
вариант с газовой турбиной.
Логика в этом, несомненно, была.
Ведь даже в настоящее время соединения на Севере, вокруг Москвы и на
Дальнем Востоке продолжают эксплуатировать модификации Т-80. Для условий
с низкими температурами лучше танка с газовой турбиной не найти. Даже в
самый суровый мороз ГТД идеально заводится, чего не скажешь о дизеле.
Поэтому в бригадах бывшего Ленинградского военного округа так держатся
за свои старенькие "восьмидесятки". В разговорах с танкистами те сетуют,
в основном, на устаревшие приборы ночного видения и средства связи,
остальное их, в целом, устраивает.
А ведь кроме имевшегося уже в
начале 90-х ГТД в 1500 л.с. планировалось создать силовую установку с
совсем фантастическими характеристиками - до 2000 л.с. Да, новые турбины
были бы дороги, но и у дизелей цены также стремительно растут, и разрыв
с ценами на ГТД стремительно сокращается. Что касается экономичности,
то новые турбины потребляли столько же топлива, сколько и дизельные
моторы.
К сожалению, работы по
газотурбинному варианту перспективного танка были прекращены, в то время
просто не было денег, чтобы "тащить" две параллельные программы по
новым двигателям. Тем более, создание одного дизельного варианта
требовало много усилий. Поначалу были серьезные проблемы, которые
титаническими усилиями были преодолены. Если у страны было бы чуть
больше денег, то и новая турбина продемонстрировала на реальной машине
все свои лучшие качества.