среда, 20 июня 2012 г.

Александр Морозов был отцом "советской "Меркавы"

Личность гениального советского конструктора Александра Александровича Морозова в настоящее время воспринимается неоднозначно. Его много, часто предвзято, критикуют за танк Т-64. Но, что бы не писали, в настоящее время эта боевая машина является основой танкового парка Украины. И будет такой еще много лет.
 
Даже ярые критики отмечают, что Александр Александрович обладал даром заглядывать в будущее. Еще в далеком 1940 году в СССР начались проработки боевой машины, которую нынешние танковые историки называют не иначе, как "Советская Меркава". В танке, получившем обозначение А-44, было предложено разместить моторно-трансмиссионное отделение (МТО) в передней части машины. У израильской "Меркавы", кстати, двигатель также стоит в правой части корпуса.
 
Морозов предложил три варианта данной машины. Самый тяжелый был вооружен мощной 107-мм пушкой Ф-42 и был защищен броней в 100 мм.
 
Если бы не вероломное нападение нацистов, то во второй половине 41 года один из вариантов этого танка был бы изготовлен, и начались бы его испытания. Но все планы перечеркнула война.   
 
Во второй раз танком с передним МТО Морозов стал заниматься в 1950 году, когда в Харькове началась работа над "Объектом 416". У этой боевой машины 400-сильный ДГ также находился в передней части корпуса. Оригинальным было еще и то, что все члены экипажа находись в литой полусферической башне. Кстати, гораздо позже такое решение было применено на американо-германском МВТ-70.
 
 

понедельник, 18 июня 2012 г.

На УВЗ погиб рабочий

Один рабочий погиб и еще один получил серьезные травмы во время аварии на Уралвагонзаводе. Трагедия произошла в минувшие выходные.
В настоящий момент следствие пытается выяснить обстоятельства произошедшего. Известно, что ЧП произошло в цехе № 565 (литейный цех №4) УВЗ. Во время работы шлифовальной машины произошел разрыв абразивного круга. Разлетевшиеся осколки убили одного рабочего и ранили второго, который с травмой головы на сегодняшний день находится в больнице.
Следователи пока не могут сказать, что стало причиной разрыва круга — дефект станка, нарушение технологии производства или же пренебрежение техникой безопасности. В случае если будет установлена вина кого-то из работников завода, то против них будет возбуждено уголовное дело.

Ударная сила: Супертанк Т-90

На вооружении ударных частей индийской армии стоят танки, против которых не существует средств поражения. Это супер-танки "Т-90", созданные в суровом уральском краю. Пол века наша страна была ведущей танковой державой. Раньше даже шутили, что простой советский человек может поехать заграницу только на танке, если Родина прикажет. Но и сегодня благодаря уникальному танку нового поколения Россия не утратила свой приоритет в этой области. Этот фильм - о драматической истории создания "Т-90".

Саперы приступили к сплошному разминированию Чечни


В Чечне активно продвигается операция по так называемому сплошному разминированию республики. Взводы саперов приступили к очистке сельскохозяйственных угодий. В день они обследуют по несколько гектаров земли. Кроме взрывных устройств и снарядов, они находят даже патроны к автоматам.
ТВ "Звезда" 

Gur Khan: смотрим шикарное видео боевой работы тральщика БМР-3. Это та самая машина, с которой мы начали мини-сериал под названием "Минно-тральные страдания" почти год назад. Теперь ясно куда везли этого железного монстра. Хотя, вообще, создается впечатление, что это единственная работоспособная единица подобного класса в наших инженерных войсках. Уж слишком у этого репортажа показушный душок, ибо все те новинки что нам показали как раз и сосредоточены в этом одном-единственном подразделении. Вся остальная армия юзает еще то что со времен СССР осталось. Сроки планового завершения операции по разминированию Чечни, таким образом, совершенно не реальные.

ГОП для Т-90


ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫХ УСТАНОВОК ТАНКОВ
О.А. Усов, А.П. Кондратьев, Г.В. Долинин
(ВНИИтрансмаш)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2006г. С.221-226
   Отечественное танкостроение в настоящее время находится в сложном положении. С одной стороны, происходит процесс концептуальной переоценки роли и места танков в системе Вооруженных Сил и, соответственно, выработки новых подходов при их создании. С другой стороны, наличие в войсках определенного количества танков предыдущего пос­леднего поколения типа Т-72 и Т-90, экономические трудности и недостаточное финансиро­вание новых разработок привели к серьезному замедлению их развития.
  В сложившихся условиях единственным и наиболее эффективным для России стано­вится направление повышения военно-технического уровня наших танков, в том числе параметра подвижности за счет их модернизации.
Основной танк Т-72 был принят на вооружение в 1973 году и в настоящее время является самым распространенным в мире. Он стоит на вооружении не только в России, но и в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако до последнего времени моторно­трансмиссионная установка (МТУ) оставалась без принципиальных изменений за исключе­нием применения более мощных двигателей.
   Предлагаемый в статье вариант совершенствования МТУ предназначен для серийно выпускаемых танков и модернизации танков, находящихся на вооружении России и зарубежных стран. В результате реализации предложений основные показатели, влияющие на подвижность - удельная мощность на звездочке, тип механизма поворота, конструкция сис­темы управления, тормозные характеристики, легкость управления, эргономика, наличие дублирующей системы управления и т.д., могут быть выведены на уровень танков стран НАТО. Предложение базируется на уже выполненных работах и не требует больших капита­ловложений для проведения опытно-конструкторских работ и освоения производства но­вых систем и узлов. Модернизация МТУ существующего парка танков возможна в условиях танкоремонтных заводов или специализированных ремонтных мастерских, так как работы, в основном, сводятся к замене узлов, что наиболее приемлемо при проведении модерниза­ции за рубежом.
   В связи с тем, что подвижность танков во многом зависит от типа механизма поворо­та и системы управления в статье основное внимание уделено этим вопросам. Почти во всех современных зарубежных и новых отечественных танках используется механизм пово­рота с гидрообъемной передачей, который обеспечивает:
- плавный, но быстрый вход в поворот с возможностью бесступенчатого регулирования радиуса, что уменьшает вероятность заноса и позволяет точно отслеживать траекто­рию движения;
-  повышает точность стрельбы «с хода» и уменьшает вероятность потери цели при маневрировании;
-  уменьшает усилие на органах управления и даже допускает управление одной рукой;
-  повышает быстродействие системы управления;
- повышает долговечность деталей и узлов бортовых коробок передач (БКП), особенно фрикционных элементов (в 2 - 3 раза).
   Для модернизации военно-гусеничных машин (ВГМ) с бортовыми коробками пере­дач и в первую очередь танков типа Т-72, Т-90 в ОАО «ВНИИтранспортного машинострое­ния» (ОАО «ВНИИтрансмаш») разработана оригинальная кинематическая схема механизма поворота с гидрообъемной передачей (ГОП). Её особенность заключается в том, что при прямолинейном движении передаточное отношение механизма поворота (МП) равно 1, что позволяет сохранить БКП и входной редуктор.
   Вторым важным решением является замена механогидравлической системы управле­ния на электрогидравличеекую с программным управлением от электронного блока.
В ОАО «ВНИИтрансмаш» для танков типа Т-72, Т-90 созданы гидравлическая схема и основные узлы управления - распределители, коробка плавности, клапанная коробка, элек­трический избиратель и т.д.
Предлагаемая разработка обеспечивает:
-   синхронность и плавность переключения передач в левой и правой БКП;
- возможность трогания с места и переключения передач без выжима сцепления. Для маневрирования в стесненных условиях сохранена возможность традиционного управле­ния с выжимом сцепления;
-   блокировку переключения передач при прохождении поворотов;
-  включение понижающей передачи на отстающем борту при крайнем положении штурвала (для 1,2,3 передач и передачи заднего хода - ЗХ), что позволяет выйти на минимальные расчетные радиусы и существенно снизить установочную мощность ГОПа. В этом режиме при включении 1-ой передачи или передачи ЗХ производится разворот танка вок­руг вертикальной оси.
   Для сохранения подвижности танка при выходе из строя электронного блока или системы электрооборудования электрический избиратель дополнен механическим, который обеспечивает связь со специальным гидравлическим устройством. В результате танк сохра­няет возможность движения и маневрирования на 1-ой передаче и передаче ЗХ.
   С целью проверки работоспособности узлов, функционирования схем и эффективно­сти новых решений в ОАО «ВНИИтрансмаш» разработан и изготовлен ходовый макет танка Т-90. Ограниченные финансовые возможности и сжатые сроки выполнения работ потребовали максимального сохранения штатных узлов танка Т-90 (двигателя, гитары, БКП, крыши над трансмиссией, пакета радиаторов, систем воздухоочистки и выхлопа), а также принято­го в танке расположения маслобаков.
   Компоновка моторно-трансмиссионного отделения (МТО) выполнялась с сохране­нием штатной схемы размещения узлов и размеров корпуса. Для размещения дополнитель­ных новых узлов (МП с ГОП) принят вариант с увеличением высоты крыши МТО на 120 мм. При рабочем проектировании с отступлением от существующей компоновочной схемы вы­соту подъема крыши можно уменьшить на 50-70 мм.
   Из обслуживающих систем существенной переделке подверглась вентиляторная установка:
- по компоновочным соображениям использованы два вентилятора диаметром 420 мм производства ОАО «Курганмашзавод»;
- в привод вентилятора введена управляемая гидромуфта оригинальной конструк­ции. При достижении двигателем частоты вращения ~ 1800-1900 об/мин и выше увеличи­вается коэффициент проскальзывания, что приводит к снижению частоты вращения вентиляторов. В результате появляется возможность на эксплуатационных оборотах (1500-1900 об/мин) повысить на ~ 15 % частоту вращения вентиляторов без опасения разрушения колес при забросе оборотов двигателя до 2350 об/мин.
      Кроме того, в МП введен дистанционно управляемый с места водителя механизм отключения трансмиссии от двигателя, что позволяет снизить сопротивление прокрутки при запуске холодного двигателя ~ в два раза.
Остальные системы сохранены практически без изменений.
Оригинальным компоновочным решением является объединение в один блок:
- непосредственно МП с ГОП, механизмом отключения трансмиссии и устройства­ми соединения с БКП;
-  вентиляторной установки, состоящей из двух вентиляторов и приводного редуктора с гидромуфтой;
-   маслобака ГОПа.
  Описанный блок МП устанавливается в корпусе танка в двух бугелях с использовани­ем штатного крепления гитары и дополнительного бугеля у левого борта. Реактивный мо­мент воспринимается специальным рычагом, который жестко соединяет корпус блока с ле­вым бугелем. На рис. 1 представлена компоновочная схема МТО, а на рис. 2 и 3 - фотогра­фии модернизированной МТУ.
    Испытания макетного образца подтвердили его функциональные особенности, в том числе, возможность:
-                     осуществления поворотов как с бесступенчатым регулированием радиуса поворота на всех передачах, так и с минимальным расчетными радиусами на низших передачах
(1...3) при переводе штурвала в крайние положения;
-                     плавного, но быстрого с меньшей вероятностью заноса входа в поворот с дальнейшим отслеживанием траектории движения в соответствии с положением штурвала. В ре­зультате во время испытаний зафиксировано повышение средней скорости движения. Так опытный водитель на макетном образце проходит «змейку» по узкой бетонной трассе со скоростью на 19 % выше, чем при движении серийного танка. Очень важно, что плавное изменение траектории движения способствует повышению точности стрельбы «с хода» и уменьшает вероятность потери цели;
-                     разворота танка вокруг оси на 1-ой передаче и передаче ЗХ при крайних положениях штурвала, что повышает маневренность танка;
-                     плавного троганья с места и переключения передач без выжима сцепления. Этот способ вождения упрощает процесс управления, уменьшает утомляемость водителя и способствует повышению средней скорости движения. При испытаниях макетного образца во­дители, как правило, педалью сцепления не пользовались;
-                     движения и маневрирования танка на 1-ой передаче и передаче ЗХ при выходе из строя электронного блока управления за счет перехода на механогидравлическую систему, что снижает уязвимость и повышает живучесть машины;
-                     дистанционного отключения трансмиссии от двигателя для увеличения надежнос­ти его пуска благодаря снижению сопротивления прокрутки;
-                     поддержания температурного режима МТУ за счет отключения вентиляторов.
Серийные танки типа Т-90 и Т-80 с ГОП в МП перечисленными преимуществами не
обладают.
    Разработанная и внедренная на макетном образце электрогидравлическая система управления БПК и штурвальное управление поворотом позволили существенно снизить уси­лия на органах управления, улучшить эргономику и реализовать первый этап автоматизации управления.
Итак, в ходе выполнения конструкторских проработок и испытаний макетного образ­ца:
1.      Показана возможность размещения механизма поворота с ГОП, узлов электрогидравлической системы управления и новой вентиляторной установки в МТО танка Т-90 без принципиальных изменений его корпуса.
2.      Подтверждены ожидаемые функциональные преимущества танка с новыми  
системами: легкость и точность управления, хорошая обратная информативность, возможность автоматизации и, как следствие, повышение средней скорости движения.
3.      Установлено, что новые решения, заложенные в ходовый макетный образец, могут  
быть приняты за основу для совершенствования МТО серийно выпускаемых танков Т-90 и модернизации танков, находящихся в эксплуатации.
При дальнейшем совершенствования МТУ предлагается:
1.                 Ввести автоматизированную систему управления движением путем доработки существующей на макетном образце, для чего:
- установить на штурвале дополнительные клавиши переключения передач;
- ввести необходимые изменения в программу электронного блока.
Это мероприятие позволит упростить процесс управления, повысить четкость и сни­зить утомляемость.
2.                 Ввести дублированную систему управления движением с места командира. Это может быть достигнуто в первую очередь путем внедрения электрической системы управле­ния ГОПом и подачей топлива.
Внедрение этого усовершенствования повысит боевые качества танка и его живучесть.
3.                 Выполнить конструктивное объединение в один агрегат блока МП с вентилятор­ной установкой и гитары. В новой гитаре целесообразно установить нагнетающий насос необходимой производительности с одновременной «ликвидацией» дополнительного насоса. Кроме перечисленных узлов в состав блока целесообразно ввести маслобаки двигате­ля и трансмиссии с одновременным изменением их положения в МТО - переносом баков двигателя к левому борту, а трансмиссии к правому.
4.                 Разработать и ввести усовершенствованный вариант вентиляторной установки, для чего:
   4.1. Ввести в привод вентиляторов многоступенчатый (или бесступенчатый)
          управляемый редуктор, позволяющий быстро отключать вентиляторы при
          увеличении их часто­ты вращения, близкой к максимально допустимой по
          прочности колес и в момент интенсив­ного разгона, а также изменять передаточное  
          отношение в зависимости от выполняемых танком задач, скоростного и  
          нагрузочного режима работы двигателя.
Это позволит:
- увеличить частоту вращения вентиляторов на ~ 15 % на режиме Nemax и на 30-35 % на режиме Мкmax ;
- снизить частоту вращения вентиляторов при малых загрузках, умеренных и низких температурах окружающего воздуха;
- отключать вентиляторы при разогреве, преодолении водных преград, интенсивном разгоне.
4.2. Ввести необходимые изменения в программное электронное управление с возможностью изменения температурного режима системы охлаждения и режимов работы вен­тиляторов в зависимости от выполняемых танком задач.
4.3.Увеличить диаметр колес вентиляторов с 420 мм до ~ 450 мм.
4.4.Изменить конструкцию вентиляторов - перейти на высокопрочные литые колеса вентиляторов.
     Внедрение перечисленных мероприятий позволит повысить эффективность системы охлаждения, эксплуатационные характеристики МТУ и, в частности, ее экономичность и улучшить разгонные характеристики танка.
    Реализация предлагаемых технических решений позволит не только повысить уровень автоматизации управления и улучшить эргономику, но и поднять основные показатели харак­теристик подвижности модернизованного танка (или танка Т-90 с модернизованной МТУ) практически до уровня лучших зарубежных танков без изменений корпуса танка и серийных дорогостоящих узлов (БКП, двигателя, пакета радиаторов, воздухоочистителей и т.д.).

Gur Khan: интересующиеся темой, наверняка помнят, что первая информация о работах по ГОПу в рамках одного из этапов ОКР "Мотобол", стараниями одного из непосредственных участников работ, прошла в Сети практически сразу после первого выезда танка с установленной на нем новой трансмиссией (за что ему большое спасибо). В Сети она продержалась не долго, ибо учитывая секретность проводимых работ, человеку посоветовали ее убрать от греха. Пользуясь случаем, выкладываю снова часть тех фото, что бы те кто не был в курсе, могли их оценить.

воскресенье, 17 июня 2012 г.

Новейший китайский танк МВТ-3000 готовится составить конкуренцию российским и украинским машинам

На проходящей во Франции выставке EUROSATORY-2012 китайская корпорация NORINCO представила новый экспортный танк, который является дальнейшим развитием уже поступившего на вооружение ряда стран VT-1A. Данная модификация получила обозначение МВТ-3000. Основное отличие от более старой модели - установка нового двигателя мощностью в 1300 л.с.
 Ранее на поставлявшихся машинах был украинский двигатель мощностью в 1200 л.с. Однако после того, как сделка китайцев с Перу была сорвана из-за нежелания Харькова поставлять двигатели, было принято решение создать собственную модель силовой установки. Это позволит NORINCO не зависеть от иностранных партнеров. Хотя ранее отмечалось, что по ресурсу данный двигатель еще отстает от украинского.  
 Вес танка - около 50 тонн. Максимальная скорость - 70-75 км/ч. Запас хода - до 500 км. Танк способен преодолевать водные преграды при помощи оборудования для подводного вождения глубиной до 4 метров.
 В данной версии 125-мм гладкоствольная пушка, созданная на основе советских орудий, способна применять танковые управляемые ракеты с максимальной дальностью стрельбы до 5000 метров. Данное вооружение также является клоном российской разработки.
 

Германия может продать Саудовской Аравии до 800 танков

Саудовская Аравия намерена закупить у Германии до 800 танков – почти в три раза больше, чем предполагалось сначала, пишет Bild am Sonntag.
Соглашение о приобретении порядка 300 танков должно было быть подписано в ближайшее время, однако в итоге Эр-Рияд решил закупить куда более значительную партию.
Издание сообщает, что сделка может вызвать сопротивление внутри немецкого правительства, в частности в канцелярии Ангелы Меркель, МИДе и министерстве обороны. В поддержку соглашения с Саудовской Аравией выступают в министерстве экономики ФРГ.
Саудовская Аравия, которая участвует в борьбе с Ираном за влияние в регионе, участвовала в подавлении волнений в соседнем Бахрейне в прошлом году. В течение последних недель в СМИ появлялись сообщения о том, что Эр-Рияд поставляет вооружение оппонентам сирийского президента Башара Асада.
Предполагаемая цена вопроса - 10 млрд евро, подписание первого транша на 300 машин планируется ориентировочно на 20 июля. Любопытно, что делать "Леопарды" для Саудовской Аравии будут не немцы, а испанцы на заводе в Санта-Барбаре.
Gur Khan: как не вспомнить тут супер успешную операцию спецслужб США и Саудовской Аравии, проведенную несколько лет назад. Если еще кто не знает: в начале 2000-х Иран, не смотря на то что, согласно договоренностям 90-х гг "Черномырдин - Гор", мы его уже единожды "кинули" с поставкой танков, вновь обратился к российскому руководству с предложением о приобретении крупной партии танков Т-90С (так же около 800 шт.), в надежде, что внешне жесткий Президент Путин, не пойдет на закулисные сделки с США. Однако иранцы ошиблись! Ибо вскоре, Саудовской Аравией и стоящими за ее спиной Соединенными Штатами, было сделано России столь "сладкое" предложение, от которого наши чиновники (и особенно военные), просто по определению, "не смогли отказаться". Суть его,  вкратце, заключалось в сделке - Россия должна отказаться от продажи танков и лицензии Ирану, а в ответ Саудовская Аравия заявляла о готовности приобрести в России полноценную танковую дивизию (танки, артиллерия, управление, связь, обеспечение и проч. в комплекте), причем, предлагался вариант, по которому обслуживание всей этой техники будут проводить российские специалисты из числа военно-служащих. Местные военные должны заниматься только непосредственно эксплуатацией. Таким образом, в умах российского генералитета замаячила приятная перспектива заиметь "Красноморский военный округ" со всеми возможными бонусами в виде "служебных командировок" за казенный счет и т.д. и т.п. Кое что об этом деле прорвалось в прессу в 2009 году - тогда же озвучивалась и сумма сделки - что-то около 2 млрд. долларов.  Однако была со стороны саудитов небольшая оговорочка - прежде должен был состояться "тендер" и соответствующие оценочные испытания техники, передача информации о ней. Замануха, как видим, была первосортная и мы на нее "клюнули", наплевав на собственные стратегические интересы, наплевав (в очередной раз) на интересы соседского Ирана. Итог: мы слили массу информации о своей технике и перспективных разработках, провели испытания танка Т-90С, причем неожиданно как для нас самих, так и для саудитов, он показал превосходнейшие результаты, - вся эта инфа осталась у саудитов и вдобавок тут же ушла в США. Казалось бы надо ужо и "бумажки" подписывать, но вот этого не случилось. Нашлась масса причин итоги "тендера" "завернуть". Как говаривал директор по "особым поручениям" "Рособоронэкспорта" Николай Димидюк, на "Айдексе" 2011года: "...а дальше началась политика." Саудиты не только не закупили нашу "дивизию" целиком,  но и отказались от закупки Т-90С вообще. А потом начала появляться информация о том, что Саудовская Аравия закупает немецкий "Леопард", который к упомянутому "тендеру" даже никаким боком не был.  Называлась цифра в 200, потом в 300 машин. Сейчас вот выросла до 800. Ну что ж... немцев стоит поздравить, а нашим так и надо - будет наука на будущее! А то забыли принцип: "Не рой яму другому - сам в нее упадешь" - так и вышло  - мы "кинули" Иран, Саудиты "кинули" нас. Есть и еще один хороший принцип. Принцип, которым руководствуются в большинстве стран: "Нет друзей, но есть интересы" - Россия же, подобно закомплексованному подростку, постоянно пытается искать на мировом политическом Олимпе "друзей", "отдаваясь" этой дружбе без остатка, забыв о собственных национальных интересах, предавая истинных друзей и союзников. Господину Путину давно пора бы снять маску "супермена" и честно признать, что за власть и американские дензнаки, он готов сделать что угодно...