понедельник, 25 июня 2012 г.

История с зенитной установкой танка…


Выполняя приказ министра обороны, на Харьковском заводе им. В.А. Малышева к 1970 г. разработали зенитную установку закрытого типа (ЗУ-64) 12,7-мм пулемета «Утес». В период с 13 апреля по 10 сентября 1971 г. на Кубинском полигоне были проведены полигонные испытания опытного образца новой ЗУ с целью определения ее боевых и эксплуатационных характеристик и возможности принятия на вооружение.
Харьковский завод представил два танка Т-64А, оборудованных однотипными зенитными установками ЗУ-64. В ходе проведения испытаний выявились их существенные конструктивные недостатки:
не обеспечивалась возможность своевременного визуального обнаружения воздушных целей при закрытых люках из-за малого поля зрения штатных приборов наблюдения и прицеливания танка в вертикальной плоскости;
прицел зенитной установки ПЗУ-5 (поле зрения 50°) давал возможность обнаруживать воздушную цель при закрытых люках танка
только в предварительно заданном секторе (не более 120° по горизонту), при неизвестном направлении полета воздушной цели ее обнаружение наводчиком без дополнительных целеуказаний было невозможно;
не обеспечивалось ведение прицельной стрельбы на дальность действительного огня пулемета «Утес» по целям, движущимся со скоростью более 120 м/с;
в процессе испытаний имели место неисправности и отказы приводов наведения ЗУ, механизма перезаряжания, сбивание выверки прицела ПЗУ-5 после выстрела из пушки, нестабильность кучности и меткости боя;
не обеспечивалась автономность привода для кругового обстрела: при стрельбе на корму танка требовалось развернуть башню. Устранение этого недостатка влекло за собой существенную перекомпоновку башни серийного танка, в связи с чем предложенное размещение пулемета «Утес» на люке башни, принятое в ЗУ-64, было признано неперспективным;
были проигнорированы основные замечания заказчика по приводам наведения, удобству боевой работы, размещению элементов установки и боекомплекта к ней, по прицелу ПЗУ-5, обеспечению автономности приборов наблюдения в зенит и по другим недостаткам, высказанные еще на стадии обсуждения эскизно-технического проекта данной установки.

В итоге, вместо принятия ЗУ-64 на вооружение, МОП было рекомендовано разработать унифицированную зенитную установку с учетом рекомендаций и устранения выявленных при испытаниях недостатков и замечаний. В результате были разработаны новые образцы зенитных установок 12,7-мм пулемета «Утес» открытого и закрытого типа.
Общий вид ЗУ-64
 В периоде 1 февраля по 1 сентября 1973 г. на Кубинском полигоне для сравнительных испытаний были представлены:
зенитные установки открытого типа для танков Т-72 (ЗУ-72) и Т-55А (ЗТПУ-2) разработки КБ УВЗ;
зенитные установки закрытого типа для танков «Объект 219» (ЗУ-219) и Т-55А (ЗУ-62), разработанные, соответственно, в КБ-3 Л КЗ и КБТМ Омского завода №174.
Установка ЗУ-62 на танке Т-55А
  Боевую работу и обслуживание зенитных установок осуществляли штатные экипажи танков с привлечением представителей предприятий-разработчиков зенитных установок. Наводчики зенитных установок были подготовлены из числа военнослужащих срочной службы.
Установка ЗУ-72 на танке Т-72
 Достоинства открытых зенитных установок ЗУ-72 и ЗТПУ-2 заключались в простоте конструкции и возможности монтажа без ухудшения условий обзорности с рабочих мест экипажа танка. В случае принятия их на вооружение замену существующей на танках Т-62 и Т-55 зенитной установки ДШК-М можно было производить непосредственно в войсках без привлечения дополнительных средств. 
Установка ЗТПУ-2 на танке Т-55А
Основные недостатки открытых типов зенитных установок по сравнению с закрытыми заключались в следующем:
незащищенность экипажа от огня противника при ведении боевых действий;
разгерметизация машины при действиях на участках местности, зараженной радиоактивными веществами;
несовершенство ручных приводов наведения и коллиматора К10-Т.
Результаты испытаний закрытой зенитной установки ЗУ-62 позволили рекомендовать ее для оснащения серийных танков Т-62, Т-55 и их модификаций. Но для новых танков Т-72, «Объект 219» и Т-64А эта зенитная установка была признана неподходящей, так как требовала серьезной доработки, что вело к созданию новой конструкции ЗУ, не отличавшейся принципиально от существующих ЗУ-64 и ЗУ-219.
Танк «Объект 219» с ЗУ-219
 В отношении ЗУ-219 наряду с отдельными недостатками был отмечен целый ряд преимуществ:
«– возможность стрельбы при открытом люке командира с обеспечением кругового обстрела;
более совершенные и надежные электроприводы наведения, исполнительные двигатели и блоки ГН и ВН взаимозаменяемы;
высота установки на 120 мм меньше, чем у ЗУ-64 (без установки коллиматора К10-Т);
в конструкции электропривода ЗУ-219 заложена возможность ввода стабилизации поля зрения прицела и пулемета при дальнейшей доработки ЗУ;
объем аппаратуры управления на 30% меньше объема аппаратуры ЗУ-64…»
Это позволило рекомендовать ЗУ-219 для оснащения танков Т-72, «Объект 219» и Т-64А в качестве единой зенитной установки. Выявленные недостатки предлагалось устранить при подготовке ЗУ-219 к серийному производству. На период выполнения этих работ на Т-72 планировалось использовать установку ЗУ-72, а для перспективных танков – разработать единую зенитную установку с новым комплексом приборов, отвечающим всем необходимым требованиям.



Еще одно отличие Т-72 и Т-64 всех годов выпуска связано с зенитной пулеметной установкой.  С.В.Суворов, еще в офицерском училище приученный к  харьковской ЗПУ с дистанционным управлением, был  искренне возмущен тем фактом, что на танке-ровеснике  была установлена система старого типа: “... для стрельбы из ЗПУ  Т-72 командиру машины требуется откры вать люк и по пояс вылезать из танка и крутить установку весом  более 300 кг за счет своей физической силы. В  силу  этих  обстоятельств эффективная стрельба из  зенитного  пулемета на Т-72 возможна с места и в отсутствие огневого воздействия на стреляющего”. Или в другой публикации: “Нетрудно представить, сколько бы удалось  избежать жертв и потерь, имей танки Т-80 и Т-72,  штурмовавшие Грозный в 1994-1995 гг., ЗПУ подобную той, что установлена на танках Т-64” [28].
Все  сказано правильно, да  вот  только на рубеже 1960-1970-х гг. никому и в голову не приходило, что танкам придется штурмовать го- рода впереди пехоты, а то и вовсе без нее. ЗПУ создавалась прежде всего как зенитная и пред- назначалась для ведения заградительного  огня при налете самолетов-штурмовиков, но прежде всего  для отражения атак вооруженных ПТУР вертолетов. Между тем средства наблюдения за полем боя во время  создания Т-72 были явно недостаточны для быстрого  обнаружения не то что летательных аппаратов, но даже и наземной техники. Если обратиться к опыту танковых боев арабо-израильской войны 1967 г. (в СССР он изучался очень внимательно), то выяснится, что израильские танковые командиры шли в бой в открытых люках, крутили головой на 360 градусов – и только благодаря этому первыми обнаруживали противника и первыми открывали огонь. Потери среди командиров танков были ужасающими, но зато израильские танковые части с завидной регулярностью выходили победителями в дуэлях с арабскими танкистами и артиллеристами [29].
Своевременно обнаружить скоростной самолет или атакующий управляемыми ракетами с
большой дистанции вертолет, пользуясь только штатными танковыми приборами наблюдения, в 1970-х и даже 1980-х гг. было почти невозможно. Соответственно и дистанционное управление оказалось ненужным: что в нем проку, если не известно куда стрелять? Что же касается опасности ведения огня из открытой ЗПУ, то когда в борт танка летит ПТУР, совершенно все равно – быть под броней или на броне. Единственный шанс на спасение – вовремя обнаружить вертолет и если не сбить его, то хотя бы помешать оператору наводить ракеты. Именно этим и руководствовались тагильские конструкторы, в течение нескольких лет начиная с 1968 г., отказывавшиеся от ЗПУ харьковского танка и в конце концов настоявшие на своем. В декабре 1974 г. на серийных Т-72 появились ЗПУ открытого типа [30].

С.Устьянцев Д.Колмаков «Боевые машины «Уралвагонзавода». Танк Т-72» Нижний Тагил, 2004г.; С.70
Со ссылкой на:
28. Суворов С.В. Танк Т-72. Вчера, сегодня, завтра // Танкомастер. Специальный выпуск. М., 2001. С.11; Он же. Т-64. Первенец танков второго поколения // Танкомастер. Специальный выпуск. М., 2001. С.21.
29. Тевет Ш. Танки Таммуза // Арабо-израильские войны, 1956; 1967. М., 2003.
30. Карцев Л.Н. Моя судьба - Нижний Тагил. М., 1991. С.137; Колмаков Д.Г. Время, люди, танки. Нижний Тагил, 2001;  С.45.

Не прошло и трех минут, как дверь маршальского кабинета раскрылась, из него вышел сам Полубояров и пригласил нас войти. Входим. Вижу, что маршал сильно взволнован: у него трясутся руки... Генерал Радус-Зенькович лихорадочно листает телефонный справочник «кремлевки». Найдя нужный номер, генерал набрал его на диске и тут же передал трубку маршалу. Полубояров взволнованным голосом сказал: «Владимир Иванович, Карцев уже у меня. Вы же знаете, — я никогда не заставляю конструкторов ждать, всегда принимаю их вне очереди...» Еще немного и невнятно сказав что-то Кутейникову, маршал с явным желанием угодить представителю партии своей оперативностью, положил трубку. Далее состоялся буквально такой разговор:
— Так что у вас за вопрос?
— Никакого вопроса у меня к вам нет, товарищ маршал.
— И у меня никакого.
— Тогда позвольте нам улететь домой. Непонятно только — зачем нас вызывали. До свидания...
Мы с Кипнис-Ковалевым встали и пошли к двери. Внезапно вслед нам маршал закричал: «Вернитесь! Я, кажется, знаю, по какому вопросу вас вызывали». Мы вернулись. Преодолев достаточно быстро неловкость, которую он было испытал от нелогичности своего поведения, маршал пригласил нас сесть и начал убеждать отказаться от разработки открытой зенитной установки и приступить к разработке закрытой. Я категорически возразил, мотивируя тем, что зенитная установка закрытого типа, стрельба из которой может вестись только с использованием оптического прицела, будет неэффективным оружием, поскольку угол поля зрения такого прицела значительно меньше, чем у открытого диоптрийного прицела. Закончили мы тем, что он уступил.

 Л.Н. Карцев ВОСПОМИНАНИЯ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ТАНКОВ журнал "Техника и вооружение" 2008г.

Первые серийно выпускавшиеся Т-72 в течение короткого времени сходили с заводского конвейера без зенитного вооружения. Это объясняется тем, что затянулся вопрос выбора типа установки. Рассматривались два варианта: первый - закрытая пулеметная установка, ее предлагали специалисты НИИ БТТ, второй - открытая установка, за которую выступали представители УКБТМ. Оба варианта имели свои достоинства и недостатки. В итоге верх одержала точка зрения сторонников второго варианта, и в январе 1973 года вышло задание на изготовление подобной установки. В марте-апреле 1973 года открытая установка была испытана на "объекте 172М", показав свою работоспособность и возможность ведения огня как по воздушным, так и по наземным целям. По результатам испытаний было решено рекомендовать установку к серийному производству. В итоге, начиная с декабря 1974года, все последующие модели танка Т-72 оснащались открытой зенитной установкой с 12,7-миллиметровым пулеметом НСВ ("Утес"). 

Колмаков Д.Г. Время, люди, танки. Нижний Тагил, 2001;  С.44-45.



пятница, 22 июня 2012 г.

Tankus hybridius

Необычная модернизация: гибридный танк T-55-64 из Харькова (фото и видео)
Сергей Березуцкий, маркетолог ГП "Харьковский БТРЗ"

Танки семейства Т-55 являются самыми распространенными танками мира. Не будет преувеличением заявление, что танк Т-55 принимал участие во всех войнах и сколько-нибудь значимых вооружённых конфликтах второй половины ХХ в. 
Действительно, машина, состоящая на вооружении почти 70 стран мира, заслужила любовь и уважение танкистов своей надёжностью, неприхотливостью, простотой управления и живучестью.
Эти качества обусловили широкое распространение машины – в общей сложности  их было выпущено более 70 000 (по другим данным – 80000) единиц -  число выпущенных Т-55 (с учётом копий и клонов) сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после второй мировой войны. В настоящее время на вооружении  состоят около 40 000 танков, 20 000 из которых в рабочем состоянии.
 
Танк Т-55 является неофициальным чемпионом мира по способности к ремонту  в полевых условиях. Простота конструкции обуславливает низкую стоимость машины и высокую боевую эффективность. Кроме экономических и технических аспектов, существуют также психологические моменты, связанные с танком Т-55. Среди них – традиции, опыт подготовки не одного поколения  специалистов, знающих этот танк, привычка и очень большое количество (в ряде стран - до нескольких миллионов) снарядов для 100 мм пушки Д-10Т2С, запасов которых хватит ещё на долгие годы.
 
Но вечных машин не бывает. Танк, созданный в 1956 году,  на сегодняшний день не соответствует требованиям подвижности и защищённости. Шасси практически исчерпало свой модернизационный потенциал и не позволяет сколько-нибудь серьёзно усилить бронезащиту, двигатель В-55 мощностью 580 л.с. не обеспечивает необходимых динамических характеристик.
 
Естественно, для повышения боевых характеристик машины и продления срока эксплуатации в ряде стран осуществляется её модернизация.
 
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция обращения заказчика к экономичным вариантам модернизации Т-55. Основными направлениями модернизации являются  апгрейд башни, модернизация шасси с целью увеличения защиты, улучшения динамических характеристик (путем установки более мощного двигателя, модернизации трансмиссии и подвески).
 
Одним из примеров может служить проводившаяся в рамках египетской программы "RAMSES-2" установка на Т-55 американского дизеля  AVDS-1790-5A мощностью 620 л.с. и гидродинамической трансмиссии TSM-304 (немецкая лицензионная RK 304). Следует отметить, что простая замена силового блока  не является комплексным решением проблемы.
 
Возросший поток мощности, пропускаемый через бортовые передачи и ходовую часть, не рассчитанные на такие нагрузки,  привёл к их поломкам.
 
Для бортпередачи это выкрашивание и срезание зубьев шестерён, разрушение подшипников. В ходовой части происходит срезание зубьев ведущего колеса, разрушение пальцев траков, перегрев и разрушение резинового массива опорных катков, поломка торсионных валов, выход из строя подшипников ведущих колёс, опорных катков и направляющих колёс, вследствие перегрева нарушается работа гидравлических амортизаторов. Замена всех этих узлов на усиленные  приведёт к увеличению стоимости модернизации машины до суммы, сопоставимой со стоимостью современного танка. 
 

UVZ на EUROSATORY-2012

Официальный фоторепортаж пресс-службы предприятия.
"Ба! Знакомые все лица!"
Ну как же... как же! Узнаваемы!
Вот интересно, чего губернатор Свердловской области Куйвашев "забыл" на выставке вооружений в Париже? А ведь наверняка не за свой личный счет прибыл...
Рогозин, Куйвашев, Чернецкий, Сиенко, Терликов... как будь то и не в Париже вовсе, а в "родном" Тагиле.
Ну, тут вообще без комментариев - все лица хорошо узнаваемы. А какой грозный вид у "боевого женераля" Макарова - заглядение! Интересно, он и в Париже только матом разговаривает?
Очень забавная фотография если приглядеться: Сиенко с Терликовым обхаживают "покупателя" - Сухорукова, а главный "пиарщик" в корпорации Алексей Жарич, тем временем обхаживает "пресс-певца" Птичкина - мило, очень, мило! Как то все знакомо и по-домашнему уютно...
Стенд УВЗ на открытой площадке в первый день работы выставки
Олег Викторович внимательно знакомится с продукцией FN HERSTAL
Пресс-конференция О.В.Сиенко - журналистов что-то не лишком, да и те в основном все наши, доморощенные

Пропавший герой

 «Младший лейтенант Хлопотов Александр Николаевич – 1916 года рождения, уроженец Свердловской области, г.Нижний Тагил, бывший помощник штурмана эскадрильи 28 истребительного авиационного полка 15 авиационной дивизии, исключен из списков офицерского состава приказом ГУФ НКО №0181 от 13.05.1942 года, как пропавший без вести 29.06.1941 года» – вот так, по казенному сухо звучал ответ на запрос в Центральный Архив Министерства Обороны датированный октябрем 1988 года. Был человек и пропал… думай и понимай что хочешь.
 Судьба Саши Хлопотова была во многом типична для мальчишек 1920-30-х годов. Родился и вырос в старинном большом бревенчатом доме под №22 на улице Челюскинцев. Школа, ФЗУ, токарь на заводе №63 (сейчас более известном как ВМЗ). В 1934 году страна позвала: «Комсомолец – на самолет!» Газеты пестрели сообщениями о великих и грандиозных перелетах, имена героев-летчиков были у всех на устах. В Нижнем Тагиле открывается аэроклуб. Желающих стать курсантами – хоть отбавляй. Отбирали лучших из лучших. Александру посчастливилось стать курсантом первого набора.
А.Н.Хлопотов около летающей парты - У-2
 Учеба шла без отрыва от производства. Смену стоишь у станка, а потом бежишь на летное поле. Слушаешь теоретический курс, потом практика, сложные упражнения летного дела. Помимо учебы курсантам приходилось еще своими руками строить, создавать свой аэродром, дежурить, по ночам охраняя самолеты. Способны ли современные 18-летние понять своих сверстников из далеких 1930-х?
Летом 1935 года летная учеба особенно уплотнилась. В это время курсанты готовились к своему первому вылету. В августе, в канун праздника Дня авиации, начальник тагильского аэроклуба товарищ Аксенов особо отметил успехи Александра Хлопотова, публикуя в городской газете отчет о проделанной работе. Саша был одним из первых в самом первом выпуске тридцати тагильских летчиков. Сразу после выпуска аэроклубовцев прибрала армия. Александр был направлен в Пермское авиационное училище. Там после родного У-2 он осваивает мастерство управления самолетом-истребителем. В письма отправляемые домой Александр вкладывает вырезки иностранных журналов с изображениями самолетов и свои рисунки, адресуя их племянникам – Юрику и Лизе Селяниным. Но не только…
Рисунок из письма племяннице Лизе
 На летчиков смотрит вся страна, они примеры для подражания, а на дворе 1937 год. Молодые курсанты втянуты в политические «разборки» с «врагами народа». 16 марта 1937 года «Тагильский рабочий» публикует «Письмо летчиков-тагильчан» Александра Хлопотова и его друга, также бывшего рабочего 63-го завода, Пермякова: «Презренные враги народа, изменники Родине нанесли большой вред нашему великому строительству. Подлому шпиону, диверсанту Марьясину и его пособникам удалось приложить свои поганые руки к вагоностроительному комбинату в Тагиле. Но подлый враг пойман с поличным. Ему от суда не уйти. В ответ на подлые вылазки врагов народа, презренных троцкистов, ставим своей целью на предстоящем экзамене Государственной комиссии Наркомата Обороны сдать свои зачеты только на «хорошо» и «отлично». Для своей Родины мы, будущие лейтенанты воздушных сил, воспитаем сотни новых высококвалифицированных летчиков, способных по первому зову партии и правительства повести стальные птицы на защиту Родины и без промаха бить врага на его территории. Родной Урал мы превратим в непобедимую крепость социализма. Мы, молодые лейтенанты, будем активными агитаторами за 150 тысяч летчиков, которые вскоре у нас будут». 
А.Н.Хлопотов будучи курсантом
Молотовского авиационного училища.
25 мая 1939 г.
Что поделать, такое уж было то время…
По окончанию пермского училища Александр Николаевич уже в лейтенантских погонах направляется к месту службы – на только что освобожденную Западную Украину. Его 28-й истребительный авиаполк стоит в прикрытии отодвинувшейся на запад новой границы СССР. Накануне войны полк получает новейшие истребители МиГ-3 и интенсивно проводит боевую учебу. К этому времени Александр Николаевич Хлопотов уже помощник штурмана эскадрильи и заместитель комэска по политической части, лучший летчик в эскадрилье. 1 июня 1941 года он подписал письмо на родину, оказавшееся последним.
Война началась в ночь на 22-е с массированных ударов по советским приграничным аэродромам. Пытаясь узнать судьбу дяди, Елизавета Сергеевна Бибик (Селянина) писала в 1985 году во Львов. Львовский областной военкомат ответил: «Никаких сведений мы не имеем. Львов был захвачен в июне 1941 года и никаких документов не сохранилось». 
Потребовалось еще почти 25 лет, чтобы в недрах военных архивов отыскать документ: «Начальник штаба 15-й авиационной дивизии полковник Скотаренко – Начальнику управления по комплектованию войск Генштаба Красной Армии г.Москва, копия Начальнику ОНС ВВС Юго-западного фронта. Секретно. Представляю именной список безвозвратных потерь личного состава частей 15-й авиадивизии за 29.06.-10.07.1941 г. Приложение: упомянутое на 3-х листах.», а в нем скупую строчку: «Летчик, младший лейтенант Хлопотов А.Н. 29.06.1941 года не вернулся с выполнения боевого задания» – 25-летний советский офицер не предал, не бежал, а поднял свой истребитель навстречу врагу… К середине июля 1941 года от 28-го ИАП уже почти ничего не осталось. Оставшиеся в живых были отведены с фронта на доукомплектование и пополнение техникой. В следующий раз однополчане А.Н.Хлопотова встретили фашистов уже прикрывая небо Москвы.

P.S.: Большая просьба к поисковикам западной Украины и Белоруссии, а также исследователям истории советской авиации – если вы найдете какую либо информацию о боевых действиях 28 ИАП в первые дни войны, или что-либо конкретно о младшем лейтенанте А.Н.Хлопотове, сообщить мне через сайт«Отвага» или на прямую на e-mail: alexeykhlopotov@mail.ru


22 июня

День памяти и скорби

 71 год назад, на рассвете 22 июня 1941 года, фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная Война.

Этот день напоминает нам о всех погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений.

За 1418 дней Войны только по официальным данным погибли почти 27 миллионов наших соотечественников.


Помним, скорбим, не дадим повториться! 


Новый БТР для армии Российской Федерации - 2

Недавно мы показали возможный облик нового БТРа, который разрабатывается отечественными конструкторами для вооружения нашей российской армии. Однако в нашем распоряжении оказался еще один эскиз. 
Судя по всему, в предыдущем сообщении у меня было изображение БТРа, разрабатывавшегося в рамках ОКР "Гильза", ныне закрытой. Таким образом, мы сейчас, предположительно, имеем изображение "Бумеранга". Хотя, сей рисунок тоже далеко не свеж - он взят мной из презентации МО датированной концом 2009 года. Тем не менее, оба эти рисунка хорошо иллюстрируют направление эволюции и развития дизайна нового отечественного БТРа.

Россия намерена закупить у Финляндии 500 БМП

Россия собирается приобрести в Финляндии 500 боевых машин пехоты Patria, сообщают в четверг СМИ этой страны со ссылкой на президента Финляндии Саули Ниинисте.
 По данным СМИ, интерес к сделке проявил начальник Генштаба РФ генерал армии Николай Макаров в своем письме представителям Финляндии, передает «Интерфакс».
 По словам президента, вопрос этот потребует значительного обсуждения.
«Сначала Patria обсудит с россиянами экономическую целесообразность сделки. Затем понадобится одобрение правительства. И только после этого начнутся настоящие переговоры, если до них вообще дойдет дело», – сказал Ниинисте.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в мае вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил против закупки итальянских колесных танков, несколько образцов которых было приобретено Россией для проведения испытаний.
Минобороны уже сотрудничает с одной итальянской компанией, специализирующейся в том числе на производстве колесной бронетехники. В конце января российское ведомство сообщило о покупке 60 четырехколесных бронемашин Iveco LMV M65 Lynx, которые получили в России наименование «Рысь». Сборка машин ведется на совместном предприятии Оборонсервиса и компании Iveco в Воронеже. В настоящее время локализация производства «Рысей» составляет 10%. К 2014 году этот показатель должен вырасти до 50%.
Объем лицензионного производства «Рысей» составит около 500 машин в год. Закупка итальянских броневиков уже включена в госпрограмму вооружений России на 2011–2020 годы. В общей сложности Минобороны планирует приобрести 1775 таких бронемашин. 57 из них поступят в войска в 2012 году.

Gur Khan: а еще совсем недавно женераль Макароff  уверял всех что ему нужны только несколько экземпляров для испытаний, а решение о их массовой закупке будет приниматься как раз по их итогам. Это было заявлено Макаровым публично. А на бумаге, в официальном документе к правительству Финляндии, речь идет уже о полтысячи машин. Получается что генерал Макаров подлый лжец и обманщик! Поправьте меня если это не так... А еще, выходит, что он все-таки и дурак в придачу, ибо одновременно собирается закупать у финнов "Патрию", и у итальянцев "Чентауро" - две совершенно разные колесные базы, и это притом, что МО РФ уже вложили кучу бабла в отечественный "Росток" (и потом его похерили), в отечественную "Гильзу" (и ее похерили), и продолжают вкладывать в отечественный же "Бумеранг". И Рогозин то же хорош - чего стоят слова нашего вице-премьера от ВПК, после таких действий начальника Генштаба? Получается, что он просто болтун, не имеющий никакого политического веса, от решений и слова которого ничего таки не зависит? Вообще, становится непонятно, контролирует ли наше российское правительство Министерство обороны, или господа Сердюков с Макаровым там творят что хотят?