Blog about tanks and tankmen. Блог о танках и танкистах. Вся публикуемая информация является либо копипастом, либо полнейшей выдумкой и бредовой фантазией автора. Все совпадения с реалиями исключительно случайны.
четверг, 12 июля 2012 г.
Модернизированное боевое отделение БМП-2 разработки ОАО «КБП»
И.В.Степаничев, Н.И.Хохлов
В настоящее
время уровень развития бронетанковой техники во многом определяет боевой
потенциал Сухопутных войск страны. Боевые машины пехоты являются
наиболее массовым видом техники Сухопутных войск. Постоянное обновление
парка боевых машин осуществляется путем разработки новой и модернизации
существующей бронетанковой техники.
Военная история в музеях Хабаровска
Специальный фоторепортаж
Кирилла Колесниченко
для сайта
Хабаровск
неоднократно получал статус самого благоустроенного города России –
порядок, ухоженность и чистота центральной части города приятно удивляют
всех, кто приехал сюда впервые. Это в полной мере относиться и к
культуре – в городе много хороших и действительно интересных музеев, в
том числе и военных. При этом основные музеи города компактно
сосредоточены в одном районе – рядом с набережной Амура в центральной
части города.
С точки зрения военной истории наиболее
интересен музей Восточного военного округа (бывший музей
Краснознаменного Дальневосточного военного округа). Музей расположен в
отдельном здании и имеет небольшую прилегающую территорию с выставкой
вооружения и техники.
Сама экспозиция организованна в
хронологическом порядке – от истории освоения Дальнего Востока до
современности. Внутри много интересных и уникальных экспонатов – образцы
вооружения, униформы, различные диорамы, модели техники, фото и
документы. Из наиболее интересных обновлений – экспозиция, посвященная
Квантунской армии и вооруженным силам Японии в годы Второй Мировой, а
также японским военнопленным на Дальнем Востоке и в Сибири в
послевоенные годы.
Цитирую информацию с одного из стендов,
посвященному японским танкам: «на танках видны бревна для
самовытаскивания и мешки с углем. Уголь требовался для японской жаровни
«хибати», с помощью которой в ночное время прогревали корпус под
двигателем танка для его оперативного пуска».
Еще один интересный стенд посвящен
вкладу военных в экономическое и социальное освоение региона –
оторванность от центра страны и нехватка демографических ресурсов делали
армию и флот важнейшим ресурсом для развития экономики и социальной
сферы региона: «Большой вклад в развитие народного хозяйства Дальнего
востока внес личный состав Особых колхозного и строительного корпусов и
железнодорожных войск.
35 тысяч военнослужащих ОКДВА, уволенных
в запас в период с 1932 по 1939, остались жить на Дальнем Востоке. Они
приняли активное участие в строительстве промышленных предприятий,
создании совхозов и колхозов.
Солдаты и офицеры, строившие
Байкало-Амурскую магистраль, эту дорогу не выбирали, а восприняли ее как
приказ Отечества. И построили весь восточный БАМ – от станции Тында до
города Комсомольска-на-Амуре.
Военные железнодорожники за 10 лет
отсыпали более 220000000 кубометров грунта; построили 1277 мостов, в том
числе 50 больших и 526 средних и малых, уложили 1149 километров
главного пути и 332 километра – станционных, проложили более 1800
километров кабельных линий связи.
Вот информация со стенда, посвященного
дальневосточной военной промышленности в годы войны. Цитирую: «На смену
тех, кто ушел на войну, в цеха заводов пришли домохозяйки, служащие и
подростки. Работы велись круглосуточно, по часовому графику, день и
ночь. Норму выполняли на 200-300 процентов. Заработанные на них деньги
перечислялись в фонд обороны. На средства трудящихся и воинов Дальнего
Востока были построены эскадрильи и звенья боевых самолетов «Хабаровский
комсомол», «Хабаровский пионер», «Комсомольск», «Советское Приморье»,
«Советский Сахалин», танковые колонны «Амурский рыбак», «Хабаровский
комсомол» и многие другие.
В Хабаровском крае многие предприятия
уже в августе-декабре 1941 года поставляли фронту мины, минометы, а
также продовольственные товары и многое другое, в чем нуждалась
действующая армия. Только в хабаровском крае за годы войны были
построены 20новых промышленных предприятий и транспортных сооружений.
Был досрочно пущен металлический завод «Амурсталь» в
Комсомольске-на-Амуре. В целом за 1941-1945 гг. объем валовой продукции
только в Хабаровском крае возрос в 1,5 раза, в т.ч. по предприятиям
машиностроения в 2.5 раза. Оборонная промышленность Дальнего Востока за
период войны выросла в 5 раз.
Одной жизнью с народом, жизнью трудной,
напряженной, полной самоотверженности и неброской героики жил в годы
Великой Отечественной войны Дальневосточный фронт – фронт невоюющий.
Фронт приграничья, фронт – часовой. Фронт-строитель и пахарь.
Подразделения ДВФ участвовали в
строительстве железнодорожных линий Хабаровск–Ургал и
Комсомольск–Советская Гавань, в прокладке нефтепровода Оха–Комсомольск.
Были введены в действие шоссейные дороги общим протяжением 417 км,
построены 492 км гравийных и улучшенных грунтовых дорог. Тысячи солдат,
сержантов и офицеров в период весенней страды и на уборке урожая
работали в колхозах и совхозах.
На полях и в мастерских трудились по
1500–2000 воинов. Значительно расширялась и улучшалась хозяйственная
деятельность военных совхозов Дальнего Востока. Лишь за три месяца 1943
года на плановое снабжение войск поступило 179 480 центнеров картофеля,
сами справлялись с заготовкой сена, ежегодно заготавливали 40-60 тысяч
тонн. Трудовой подвиг дальневосточников высоко оценила Родина. За
доблестный труд в годы великой Отечественной войны тысячи рабочих,
колхозников, инженерно-технических работников были награждены орденами и
медалями. Среди них были и воины-дальневосточники».
В наружной экспозиции представлена
бронетехника, артиллерия, автомобили. Наиболее интересными экспонатами
являются два танка МС-1,в разное время восстановленные и доставленные в
музей,– четко видна совершенно разная ходовая часть этих машин и
различная имитация вооружения. Кроме того, тут можно увидеть довольно
редкий БТ-7, а также в целом стандартный для окружных военных музеев
набор танков – ИС-3, Т-34-85, Т-54, Т-62М, Т-80БВ и БМП-1.
«Пятьдесятчеверка» довольно редкой
модификации – образца 1946 года с т.н. «заманами» в передней и задней
частях башни. (Кстати, фото этой машины попало в монографию М.Б.
Барятинского о Т-54 в журнале «Бронеколлекция»).
Из орудий интересна 203 мм гаубица Б-4
на гусеничном ходу – ее размеры особенно хорошо видны при сравнении со
стоящим рядом МС-1, а также 152 мм гаубица-пушка Мл-20 и гаубица Д-20.
Полковая РСЗО «Град-1» на базе ЗИЛ-131 также довольно редко встречается в
музейных экспозициях.
Кроме того, тут же экспонируется
истребитель МиГ-19 и зенитная ракета комплекса С-75. Самый необычный
экспонат – штабной вагон постройки начала века. В годы гражданской войны
на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. он находился в распоряжении Военного
министерства и Главнокомандующего Народно-революционной армией
Дальневосточной республики. В 30-е годы вагон был в распоряжении
командующего Краснознамённой Дальневосточной армией Маршала Советского
Союза В.К. Блюхера.
Прямо напротив военного музея находятся
краеведческий музей и музей искусства. Нельзя обойти вниманием тот факт,
что для первого из них в дополнение к старому зданию был построен новый
корпус-событие, очень нечасто встречающееся в современной России, и
свидетельствующий об ответственном отношении местных властей к истории и
культуре.
Рядом с краеведческим музеем выставлены
несколько орудий периода освоения Дальнего Востока Российской империей, а
в самом музее помимо разнообразной информации о геологии, флоре, фауне,
истории и культуре можно узнать много интересного о военной истории
региона, в особенности о периоде революции и Гражданской войны. В музее
находится панорама, показывающая бои под Волочаевкой.
Неподалеку от краеведческого музея
расположен памятник генерал– губернатору Муравьеву-Амурскому (это
памятник хорошо известен россиянам, поскольку именно он изображен на
пятитысячной купюре), чуть ниже находится памятник капитану Якову
Дъяченко – одному из тех, кто осваивал эти земли. 31 мая 1858 года
солдаты 13-го Сибирского линейного батальона под командованием Дъяченко
высадились на берегу Амура, начав строительство военного поста
Хабаровка, который стал городом Хабаровском. Памятник был открыт 30мая
2008 года в честь 150-летия со дня образования города. Четырёхметровый
монумент изготовил московский скульптор Александр Рукавишников.
Поскольку портрет Якова Дьяченко до нас не дошел, автор памятника создал
собирательный образ военного-первопроходца XIX века. На месте высадки
солдат тоже установлен памятный монумент. Немного дальше – небольшой
обелиск в честь солдат и офицеров, погибших в локальных войнах и
конфликтах.
У штаба Восточного военного округа по
улице Серышева на постаменте установлен еще один МС-1, а чуть дальше –
два 45-мм противотанковых орудия.
Напротив здания штаба располагается, как
гласит вывеска «Офицерский клуб 9 граммов». Что-ж, можно добавить –
хорошо, что его не назвали 9 граммов в сердце!
вторник, 10 июля 2012 г.
Новейшие российские тепловизоры улучшат характеристики Т-90 и БТР-82
Давно уже не секрет, что в тепловизионной техники Советский Союз, а
затем Россия отставали от своих зарубежных конкурентов. Например,
создание танка нового поколения "Боксер" тормозилось, в частности, еще
из-за того, что характеристики тепловизоров не оправдывали ожидания
создателей систем управления огнем.
Почему так произошло - тема для отдельной публикации, но если
говорить о прицелах бронетехники, то к началу 90-х годов у нас был
создан тепловизионный прицел первого поколения "Агава-2". По сравнению
со старыми ночными прицелами, он был лишен многих недостатков, присущих
инфракрасным прицелам. В частности, работа "Агавы" не ухудшалась в
плохие погодные условия, прицел не "слеп" от вспышек выстрелов, ему не
нужна была внешняя подсветка, которая демаскировала танк.
Вообще же, наличие на отечественной бронетехнике больших
инфракрасных прожекторов стало выглядеть анахронизмом. На новых западных
танках они исчезли еще в конце 70-х годов прошлого века.
Планировалось, что новыми прицелами будут оборудованы, прежде
всего, танки Т-80У и Т-80УК. Однако жесточайший экономический кризис с
почти нулевым финансированием оборонки привел к тому, что выпуск нового
на то время оборудования не удалось организовать. Промышленность успела
выпустить ограниченное количество "Агава-2", которые на командирских
версиях Т-80УК успели попасть в войска и даже пошли на экспорт.
Отказ от газотурбинного направления в отечественном танкостроении
привел к тому, что тепловизионные прицелы "Агава-2" стали устанавливать
на новые тогда основные боевые танки Т-90. Правда, и на уральских
машинах тепловизоры были установлены в мизерных количествах.
В конце 90-х годов экспортная модификация омского Т-80У принимала
участие в греческом тендере. Российским танкостроителям предоставилась
прекрасная возможность сравнить отечественную технику с западной. И,
если по многих характеристикам "восьмидесятка" была вровень со своими
визави или превосходила их, то по системам управления огнем, в
частности, по теплотехнике было отставание.
Нельзя было сказать, что отечественные разработчики сидели без
дела, но даже новый российский тепловизор "Ноктюрн" не ликвидировал
отставание.
И стоит ли удивляться, что вначале на экспорт в Индию российские
Т-90 пошли с импортными прицелами. Новые Т-90А в российскую армию
поступали вообще без тепловизоров. Затем они стали также комплектоваться
импортной техникой.
И вот, похоже, зависимости от импорта приходит конец. Как сообщает корпоративный сайт
Открытого акционерного общества "Красногорский завод им. С.А. Зверева"
(ОАО КМЗ), в рамках Международного Форума "Технологии в машиностроении –
2012" состоялась презентация опытных образцов новых изделий: танкового
тепловизионного прицела наводчика "Ирбис-К" и командирского
комбинированного прицельно-наблюдательного комплекса "Агат-МДТ".
Как было заявлено, "Ирбис-К" создан с использованием
отечественного матричного фотоприемного устройства и, по крайней мере,
по мнению специалистов, данный тепловизор не хуже импортного,
используемого на танке Т-90А. Ожидается, что "Ирбис-К" будет запущен в
серийное производство уже в 2013 году.
Что касается командирского комбинированного
прицельно-наблюдательного комплекса "Агат-МДТ", то его выпуск начнется
уже в конце текущего года.
В Жуковском было на что посмотреть
Но особой радости это не доставило
Форум удался
Новинки и «подновленки»
Непаханое информационное поле
Точки роста
«Кровь войны» свернулась
За все надо платить
Виктор Мясников
Независимое военное обозрение.
Изначально форум в Жуковском «Технологии в машиностроении»
планировался как выставка вооружения для Сухопутных войск. Это была
попытка перетащить под Москву популярную «Росэкспоармс» из Нижнего
Тагила. Причиной стало бюджетное финансирование трех ключевых выставок
оборонных технологий – авиасалона МАКС, военно-морского салона в
Санкт-Петербурге и экспозиции для «сухопутчиков». Понятно, что в борьбе
за казенные миллиарды перспективы уральцев были нулевыми.
Однако три четверти предприятий российского ОПК сосредоточены на
Урале и поблизости, им просто не по карману везти технику в дорогое
Подмосковье. Поэтому в Жуковском в основном показывали боевые машины,
взятые из воинских частей. Соответственно рядом с ними находились не
конструкторы и производственники, а солдаты срочной службы. Это,
впрочем, не относится к новинкам, которые представили заводы.
Форум удался
Программа форума объединила две выставки: Международную выставку
вооружений и военной техники «Оборонэкспо-2012» и Международную выставку
промышленных технологий и инноваций «Машпромэкспо-2012». Поскольку
организатором форума является госкорпорация «Ростехнологии», то название
форума «Технологии в машиностроении – 2012» вполне логично. В
госкорпорацию входят 439 предприятий и организаций на территории России,
которые производят 23% объема выпускаемой продукции ОПК РФ.
На выставке технологии оборонного назначения превалировали, как и
соответствующая продукция. Участие приняли 198 организаций российского
ОПК, представившие 1226 экспонатов. Из них 93 еще не включены в список
продукции военного назначения (ПВН), разрешенной к передаче за рубеж.
Разрешение на их показ дано специальным распоряжением президента РФ.
Всего на форуме было представлено более 300 компаний из России,
Беларуси, Армении, Украины, Франции, Германии, Австрии, Китая, Индии,
Сингапура. Они размещались в павильонах на площади 11,6 тыс. кв. м.
Свыше 8 тыс. кв. м открытых площадок заняли натурные образцы вооружения,
военной техники и гражданской продукции машиностроительной отрасли. В
том числе 27 единиц техники Министерства обороны.
С точки зрения организаторов, выставка удалась. Число посетителей
достигло 70 тыс. Проведено 20 круглых столов и семинаров, на которых
выступило около 200 докладчиков, а их участниками стали более 3 тыс.
специалистов из 103 стран мира. Прошло более 100 встреч и переговоров с
представителями официальных делегаций, как военных, так и гражданских,
из 28 зарубежных государств.
Количество заключенных сделок и соглашений неизвестно. Оргкомитет
лишь сообщил, что большинство договоров носило рамочный характер.
Впрочем, специалисты знают, что на выставках всегда подписывают заранее
согласованные и подготовленные контракты. И делается это в определенных
политических и рекламных целях. Выставки вооружения существуют для того,
чтобы показать потенциальному покупателю максимально возможный спектр
продукции, заинтересовать, договориться о дальнейшем сотрудничестве.
Потом уже будут закрытые показы на полигоне, показ производственных
мощностей – гарантия качества и точных сроков исполнения, переговоры и
межправительственные соглашения.
Генеральный спонсор форума – ОАО «Рособоронэкспорт» – использовал
возможности выставки в полной мере. Основная работа с иностранными
делегациями обычно происходит на выставке «Уралэкспоармс» в Нижнем
Тагиле, где есть возможность показать технику во всей красе – на полосе
препятствий, в стометровом бассейне, с боевой стрельбой. Но эти показы
происходят раз в два года. А в промежуток органично вписалась выставка в
Жуковском. Здесь иностранные делегации смогли ознакомиться с линейкой
боевой техники, провести предварительные переговоры с руководителями
предприятий.
Необходимость подобных выставок еще и в том, что это единственное
место, где собираются вместе и доступны руководители большинства
оборонных предприятий и КБ, а также чиновники из ведомств, связанных с
ОПК. В течение нескольких дней здесь происходит интенсивный обмен
мнениями, завязываются контакты, проходят предварительные переговоры.
Поэтому два первых дня выставки проходят в закрытом режиме – для
специалистов. В эти дни не показывают «шоу танцующих танков». Это для
зрителей, покупающих билеты и приходящих посмотреть вблизи на технику и
оружие, которые в обычной жизни они могут увидеть разве лишь на параде,
да и то издалека.
Новинки и «подновленки»
Выставка – раздолье для журналиста. Здесь можно подойти и взять
интервью у человека, который в другой ситуации просто недоступен. Я,
например, подошел к бывшему начальнику Вооружения ВС РФ
генерал-полковнику Анатолию Петровичу Ситнову. Поинтересовался его
мнением о выставке. И дальнейший разговор о форуме «Технологии в
машиностроении – 2012» пойдет через призму его восприятия.
Ни в коем случае не следует воспринимать Анатолия Ситнова как некоего
гида. Гид – это когда «посмотрите налево, посмотрите направо».
Генерал-полковник мыслит в другом масштабе, в иных категориях –
системно, комплексно и, если угодно, глобально, в рамках системы
вооружения, стратегически, а не на уровне отдельной технической единицы.
Бесспорной новинкой стала боевая машина зенитного ракетно-пушечного
комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С1» на гусеничном шасси. Рядом с таким же
«Панцирем», но на колесном шасси, эта машина смотрится более компактно.
Конструкция гусеничной базы позволяет глубже опустить в корпус боевой
модуль, сделать силуэт ниже, повысить остойчивость. Автомобильная рама
должна находиться выше осей, это диктует высоту расположения башни.
Анатолий Ситнов: «В конце 1980-х – начале 1990-х была поставлена
задача, чтобы ракетно-зенитные комплексы могли применяться на поражение
как воздушных целей, так и наземных. Так вот «Панцирь» в боевом строю
решает эту задачу. При этом он очень гибкий в применении – может идти в
боевых порядках».
«Панцирь» планировался как замена «Тунгуске». Однако развал ОПК,
последовавший за развалом СССР, почти на два десятилетия задержал работу
над новой машиной. Деньги на НИОКР удалось найти спустя 10 лет на
Ближнем Востоке. И новая машина создавалась по техзаданию заказчика на
колесной платформе. Понятно, что в боевых порядках бронетанковых сил
такой машине делать нечего. Поэтому первые «Панцирь-С», поступившие в
российскую армию, рассматривались как последний рубеж обороны ПВО.
Предполагается, что комплексы «Панцирь-С» на колесном ходу будут
придаваться соединениям ПВО большой дальности, вооруженным ЗРС С-300 и
С-400, и что они войдут в состав зенитно-ракетных частей как батареи
прикрытия. Согласно Государственной программе вооружений до 2015 года,
на вооружение ВС РФ планировалось передать 20 таких комплексов. 10 было
получено еще два года назад. В новой ФЦП до 2020 года предусматривается
поставка уже более 100 «Панцирей». Однако нет данных, о колесных или
гусеничных вариантах идет речь.
С заменой «Тунгуски» «Панцирем», пожалуй, вопрос быстро не решится.
Если решится вообще. Здесь же на выставке в очередной раз был
представлен нижнетагильский «Терминатор» – бронированная машина
поддержки танков. Он уже десяток лет кочует по выставкам, вызывает живой
интерес и не принимается на вооружение. Не предусмотрена такая машина
боевыми уставами, никто не определил ее место в боевых порядках и
тактику применения. Выставленный в Жуковском «Терминатор» окрашен в
пустынный камуфляж. Может, ближневосточные партнеры заинтересуются?
Такая же судьба может ожидать и гусеничный «Панцирь-С». Штатный комплект
бригад нового облика определен и утвержден, планы гособоронзаказа
сверстаны до 2020 года.
Анатолий Ситнов: «Для такой страны, как Россия, нужен дивизионный
комплект вооружения. А сейчас, поскольку на новые концепции перешли,
разогнали дивизии, создали бригады, не свойственные для нас. Бригады –
это патрульная работа, стоять на постах и прочее. А воевать нужно
дивизией. Потому что запасов воевать в бригаде всего на сутки, в дивизии
– на трое. Но если воюют один или два полка, это на шесть суток
минимум. В дивизии есть штаб, система управления, командные пункты
высшего звена и т.д. Дивизия может нормально работать, а бригады нужны
для карликовых государств».
На открытой площадке в Жуковском Минобороны РФ представило некоторые
боевые машины, состоящие на вооружении: отдельные компоненты
зенитно-ракетной системы С-300В, ЗРК «Бук-М1-2Э» и «Тор-М1»,
оперативно-тактический комплекс «Искандер», танк Т-80У, производство
которого давно прекращено, а вскоре прекратит в Калуге и производство
газотурбинного двигателя для него. Из старых знакомых на площадке
присутствовали еще БМП-3, бронированная ремонтно-эвакуационная машина
БРЭМ-1, 152-мм самоходное орудие «Мста», РСЗО «Град».
Советская техника никогда не устаревает, потому что постоянно
модернизируется. Например, был представлен модернизированный танк Т-72,
выкрашенный в белый цвет, словно отлитый из гипса. То ли для боевых
действий в дальнем Заполярье, то ли для жестких миротворческих операций,
где простыми БТР не обойтись. Никаких табличек, объясняющих смысл
модернизации, к танку не прилагалось, но люди опытные знают, что всякая
модернизация у нас начинается с тепловизора и заканчивается цифровой
связью. Еще строже обошлись со своим экспонатом модернизаторы танка
Т-90А из Нижнего Тагила. Они заявили, что фактически создали новый танк,
закрыли его чехлом и никому не показали. Какой был смысл везти его с
Урала?
Модернизация – это способ получить современную технику за четверть
стоимости. В ходе выставки заместитель генерального директора ОАО
«Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов заявил: «Сейчас многие страны
осознали привлекательность модернизации ранее поставленной бронетехники
советского производства, и у нас есть реальные контракты на модернизацию
более 200 танков Т-72 в разных странах». По его словам, российскими
производственниками разработано несколько вариантов многоуровневой
модернизации бронетехники, рассчитанной на любые запросы. В том числе с
использованием иностранных узлов и агрегатов.
Непаханое информационное поле
Анатолий Ситнов: «Многое здесь пытаются модернизировать, много
пытаются сделать. Беда только одна – единого информационного
пространства никто не создает. Потому что нет концепции армии 5-го
поколения. Если Америка разработала концепцию, то мы – нет. У нас
отдельно создается система управления войсками, отдельно система
управления зенитно-ракетными комплексами ПВО и т.д. Все должно быть в
едином информационном пространстве».
Концерн ПВО «Алмаз–Антей» представил целую линейку зенитно-ракетных
систем и комплексов, а также тренажеры. Но особо хотелось бы упомянуть
впервые показанную служебно-боевую разведывательную машину СБРМ. Рядовые
зрители взгляд на ней не задерживали, поскольку нет здесь ни пушек, ни
ракет. Но эта бронированная машина располагает широким набором
разнообразных средств разведки. В него входят оптико-электронная
система, радиолокационная станция, разведывательно-сигнализационная
аппаратура, акустическая система обнаружения выстрелов и даже
беспилотный летательный аппарат с дистанционным управлением. Имеется
также подъемно-мачтовое устройство с радиолокационно-оптическим модулем,
позволяющее вести разведку из-за укрытия.
Понятно, что такой набор аппаратуры, основанной на различных
физических принципах, позволяет собирать информацию в любое время суток в
любых климатических условиях. Комплекс осуществляет поиск, обнаружение,
идентификацию целей, определяет их координаты и отражает на электронной
карте местности. И хотя СБРМ создана производителями средств ПВО, она
способна вести разведку не только низколетящих целей, но и наземных с
надводными.
Элементарная логика требует, чтобы данные с разведывательной машины
поступали в систему управления не только ПВО, но и артиллеристам,
танкистам, морякам и всем остальным. И на выставке в Жуковском были
представлены машины связи, управления и штабные. Но вот состыковать
системы, использующие разные частоты, алгоритмы и протоколы, вряд ли
удастся.
Анатолий Ситнов: «Оружие 5-го поколения – это единое информационное
пространство. Это не супероружие типа истребителя Т-50, а информационное
пространство, в котором есть место и Т-50, и «Панцирю», и «Буку», и
С-300В, и С-400. Но это все должно увязываться в общую систему. Вот мы
живем, у нас есть философия жизни. А переходим сейчас к информационному
пространству – нет философии информационного пространства. Потому что,
когда собирается несколько разрозненно созданных информационных систем,
то параметры, исходные данные не согласуются. У нас был знаменитый
академик Семенихин, конструкторы, которые вязали общую систему
управления государством, министерствами и, будем говорить, фронтами,
армиями, дивизиями, полками. Это была единая система. А сейчас кто во
что горазд. Единое информационное пространство требует создания
фоноцелевой обстановки, создания системы обмена информацией. Вот этого
здесь пока нет».
Точки роста
Пока весь мир еще обходится вооружением 4-го поколения и более
ранним, России есть что предложить зарубежным партнерам. Директор
Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр
Фомин, выступая на конференции в рамках форума «Технологии в
машиностроении – 2012», заявил: «Постоянно растут объемы экспорта и в
абсолютном выражении, и в единицах. За последние четыре года он
удвоился». При этом сегодня гособоронзаказ в два-три раза превышает
объем экспорта, составившего в прошлом 2011 году 13 млрд. долл. В 2012
году планируется увеличить объем оружейного экспорта еще на 500 млн.
долл.
Буквально неделю назад было завершено выполнение контракта на
поставку в Афганистан 21 вертолета Ми-17 на 900 млн. долл. Контракт на
поставку «Рособоронэкспорт» заключил в мае 2011 года в интересах
афганской национальной армии. Не исключено, что может быть заключено еще
одно аналогичное соглашение. Примечателен срок исполнения контракта –
всего год. Холдинг «Вертолеты России» в очередной раз доказал, что может
работать быстро и качественно.
Вертолетостроение России становится одним из центров наукоемких и
высокотехнологичных сегментов мирового машиностроения. Холдинг
«Вертолеты России» представил на форуме в Жуковском проект перспективной
системы мониторинга работоспособности и учета наработки агрегатов и
систем вертолета (Advanced Health and Usage Monitoring System (A-HUMS),
выводящей безопасность полетов на качественно новый уровень. Он
открывает возможность индивидуального управления лопастью несущего
винта, что позволит увеличить крейсерскую скорость полета и повысить
уровень комфорта пассажиров за счет снижения шума и вибраций.
На форуме «Технологии в машиностроении – 2012» «Вертолеты России»
представили в первую очередь именно производственные технологии.
Например, современный литейно-механический комплекс по производству
корпусных деталей из магниевых и алюминиевых сплавов, повышающий ресурс
деталей. Внедренный в Казани автоматизированный механообрабатывающий
комплекс по обработке алюминиевых сплавов. Высокоэффективный
механически-замкнутый стенд для испытаний агрегатов трансмиссии,
снижающий сроки, затраты на производство и стоимость самих изделий.
Естественно, были показаны и вертолеты, но в виде проектов и моделей, в
том числе перспективный вариант Ми-17 – модернизированный Ми-171А2.
На выставке можно было увидеть новый двигатель для Су-27, развивающий
тягу до 14 300 кгс, автомат АК-12, два варианта контейнерных ракетных
противокорабельных комплексов «Клаб-К», различные тренажерные комплексы,
бронированные автомобили и целый ряд известных моделей вооружения и
военной техники, но в модернизированном виде. Только для неискушенного
зрителя это все – советское старье. Специалисты видят ситуацию более
оптимистично. Чего не хватало на выставке, так это изготовителей
боеприпасов.
«Кровь войны» свернулась
Анатолий Ситнов: «В целом, смотрю здесь – развивается «Смерч»,
развивается «Панцирь», развиваются ЗРК. Но то, что самое главное –
«кровь войны» – боеприпасы, ракеты, они тоже должны развиваться. Потому
что машины – это все платформы. Поменять авионику, эргономику достаточно
легко. Но поменять систему применения гораздо сложнее. И здесь,
конечно, много недорабатывается. Прежде всего в системах активного
поражения – самонаведения, самоприцеливания, самоопределения цели и т.д.
Это так называемое оружие реального масштаба времени. Или
псевдореального масштаба времени. От «тихоходов» надо переходить к
активным твердотопливным системам. 5-го поколения мы здесь пока не
имеем».
Действительно, чтобы пересчитать экспозиции боеприпасных предприятий
на выставке, хватило бы пальцев одной руки. Еще бы пара лишних осталась.
Из высокоточных средств поражения, как всегда, присутствовали
корректируемые артиллерийские снаряды «Краснополь» и «Китолов». Но ведь
это разработки еще 70–80-х годов.
Боеприпасная промышленность России вообще находится в полукоматозном
состоянии. Минобороны новых боеприпасов не заказывает и в ближайшие годы
не собирается, старые на утилизацию не передает. Перевести на
производство конверсионной продукции предприятия отрасли невозможно –
нет у нас гражданских снарядов и мин.
К счастью, Министерство обороны Индии в начале 2012 года заключило с
«Рособоронэкспортом» контракт на поставку различных типов боеприпасов
для Сухопутных войск. В отличие от российского индийское военное
ведомство ощущает дефицит снарядов и ракет, который не может покрыть
национальная промышленность. Так что отечественные предприятия поставят в
дружественную страну танковые и артиллерийские снаряды, противотанковые
ракеты нескольких типов и некоторые другие виды боеприпасов.
У отрасли нет денег на выживание, тут уж не до создания новых
образцов. Тем более что интеллектуальное оружие будущего не только
наукоемко и высокотехнологично, оно в связи с этим, так сказать, весьма
капиталоемко. Помимо этого, нельзя создавать боеприпас под некие
абстрактные цели. Надо четко понимать, кто его будет применять, где и по
каким целям. Иначе можно потратить средства на никому не нужную
разработку. А Минобороны техзадание на новые образцы выдавать не
торопится.
Анатолий Ситнов: «Если такая страна, как Россия, хочет остаться
целой, невредимой, сохранить суверенитет, она должна обеспечивать себя
вооружением автономно. И главным образом, должна обеспечивать себя
расходными материалами. Патроны, боеприпасы, ракеты всех видов, мины.
Как только мы начинаем закупать иностранные – все, мы находимся на
крючке. Только мы начинаем закупать технику, мы свое производство
гробим. В Ираке применяли зарубежные радиолокаторы, системы управления.
Начали воевать, французы и американцы все выключили, и на этом делу
конец. Если «Интел» и «Самсунг» уже использует технологии 22 нанометра,
то мы остаемся еще в прошлом веке. В 2003 году Жорес Алферов докладывал
Владимиру Путину, что надо строить фабрику с технологиями 90 нанометров,
но и этого не сделано. Элементной базы нет – у нас перспективы нет.
Из-за этого нет возможности создавать информационное пространство».
Надо признать, что производство микроэлектроники на выставке было
представлено, мягко говоря, довольно слабо. А ведь это и есть сфера
самых высоких технологий сегодняшнего дня. На этом вся промышленность,
все производство стоит. Снова хватило бы пальцев одной руки, чтобы
пересчитать стенды производителей элементной базы.
И вот какие ошарашивающие слова там прозвучали: весь объем
создаваемой в России электронной продукции составляет лишь 0,5% мирового
рынка. Полпроцента! Эти данные огласил глава холдинга «Российская
электроника» Андрей Зверев. Холдинг специализируется на производстве
компонентной базы для РЛС и другой техники «сверхвысоких частот, без
которой никто не видит и не слышит на сверхдальних расстояниях». Эти
изделия приобрести за рубежом невозможно, поэтому производство мирового
уровня налажено в России. Но при этом, по словам Андрея Зверева,
предприятия холдинга на 90% оборудованы иностранными средствами
автоматизированного проектирования, в основном американскими. И почти
все технологическое оборудование – порядка 90% – тоже импортное.
Зависимость от зарубежных поставщиков налицо. В такой ситуации
модернизировать производство, расширять, обновлять может оказаться
весьма проблематично.
А импорт готового зарубежного вооружения в Россию буквально за пару
минувших лет вырос. Когда начнем платить за «Мистрали», сумма вырастет
еще в несколько раз. Замдиректора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов
озвучил перед журналистами на выставке в Жуковском такие цифры: «Если
говорить об импорте, то его много, объемы выросли в десятки раз. Если
раньше импорт составлял порядка 1–2 миллионов долларов, то в последние
годы мы вышли за цифру 100 миллионов долларов и выше».
На выставке возле бронированного «КамАЗа» скромно притулился
броневичок «Рысь» – российский клон итальянской бронемашины Iveco LMV
M65. Полное название данной модели «Рысь LMV M65». Утверждается, что
использоваться эта машина будет в армейских подразделениях, внутренних
войсках и в подразделениях ФСБ. Вмещающая четыре человека, один из
которых водитель, этот более чем шеститонный (берегись осенняя глина!)
конкурент «уазика» вполне годится для патрулирования сотрудниками МВД и,
возможно, пограничниками. Что будет делать эта машина стоимостью 20
млн. руб. в армейских подразделениях? Начальство возить? Или бригады
нового облика действительно будут заняты в основном патрулированием,
например, городских улиц в дни всенародных торжеств и выступлений?
На выставке были представлены аналогичные машины российского
производства – «Тигр», «Скорпион». Тоже с противоминной защитой,
бронированием и всякими ухищрениями для сбережения экипажа. Стоят они
дешевле, вмещают солдат больше, но, видимо, не хватает им чего-то
европейского и американской автоматической коробки скоростей.
За все надо платить
Анатолий Ситнов: «Вот теперь говорят: «Нам не нужна наша танковая
пушка. Она плохая». Наша танковая пушка дает начальную скорость 1800
м/с. Танковая пушка «рейнметалл» дает 1430 м/с, но у них на 2 килограмма
тяжелее снаряд. Наш снаряд пробивает танк. И они пробивают танк. Наши
говорят: «Мы поставим их пушку «рейнметалл» весом 5,6 тонны на наш
танк». Я говорю: «Ребята, у вас крыша поехала или вы ничего не
соображаете? Импульс отката при этой пушке будет 130 тонн.
Соответственно нужен танк массой 65–70 тонн. У нас же импульс отката 70
тонн. И мы танки делаем до 50 тонн. Потому что инфраструктура нашего
пространства западнее Волги предполагает наличие мостов
грузоподъемностью 50 тонн». И все это происходит от безграмотности,
которая сегодня присутствует в руководстве Минобороны и некоторых других
кругах. Да вот взяли, «слизали», допустим, Iveco, везде проверили,
откатали. Генерал докладывает: «Не подходит». Министр ему говорит:
«Молодец! Уволен!» И вот так оно все идет.
Прекращаем делать гражданскую авиацию, не будет военной. Не будет
своего двигателестроения, не будет ничего. Прекращаем выпуск танкового
газотурбинного двигателя в Калуге, прекращаем производство такой машины,
как «Урал». Вот стоит «Урал»-двадцатитонник. Я был в Эфиопии –
племенные вожди ездят на «Уралах». В кузове холодильник, шторкой
прикрыто, жена там у него, телевизор. Говорит: «Царь-машина». Взрывается
на мине – отрывается одно колесо, она едет без одного колеса. Даже
переднее? Даже переднее. Более высокой проходимости, чем у этой машины,
ни у кого нет. «Урал» специально сделали с тяжелой крепкой рамой,
которая не скручивается. Это сделано под монтаж вооружения и тяжелых
комплексов. Теперь мы его закроем и никогда не восстановим. Потому что
для создания и развития такой культуры, как автомобиль «Урал», требуется
минимум 6–7 миллиардов долларов. Или сейчас говорят: «Мы будем делать
многоосные машины, как «БелАЗ», которые сейчас покупаем в Белоруссии. Я,
конечно, понимаю, что в инженерном деле вы ничего не понимаете, так
хотя бы соображали: для создания и производства такой машины минимум 12
миллиардов долларов надо.
Появилось Iveco под видом «Рыси», другие иностранные образцы ВВТ. И
мы, огромная страна, унаследовавшая Советский Союз, мы были вторыми в
мире, а теперь закупаем на стороне неизвестно что, старье закупаем.
Поэтому можно сказать, рассматривая все это, что нужна маленькая
реорганизация. Первое: создание министерства оборонных отраслей.
Выделение денег на развитие технологий. Если на эти технологии нельзя
давать деньги напрямую, надо создать государственную лизинговую
компанию, которая приобретала бы и отдавала. Ликвидировать, как говорит
Сергей Иванов, все «живопырки», которые присосались к оборонке, и идти
на прямые заказы от заводов-изготовителей, а не через сервисные и
управляющие компании. Это даст возможность на 20–30% снизить стоимость
изделий. Возродить военную приемку, потому что без нее ничего не будет. И
создать технологические институты, которые занимались бы внедрением
современных технологий. Надо понять, что произошел разрыв в стратегии
развития общества. Сейчас главный вопрос безопасности государства –
технологическая зависимость или технологическая независимость».
Форум «Технологии в машиностроении – 2012» в Жуковском показал не
только отдельные образцы и системы вооружения, военной техники и
промышленных технологий. Опытному взгляду специалиста он открыл весь
комплекс проблем российской оборонки, отсутствие концепции развития
Вооруженных сил РФ, связанное с потерей военной науки, отсутствие
перспективных разработок, ведущих к 6-му поколению вооружения, где в
основе робототехника, глубокая автоматизация, саморегулируемые и
самонастраивающиеся системы. А это уже свидетельство потери институтов
прикладной математики и механики. И при этом упование на частный бизнес и
иностранных инвесторов. Но в развитие науки и техники деньги вкладывает
только государство. Так во всем мире.
Вот почему форум в Жуковском оставляет двойственное впечатление. С
одной стороны, есть на что посмотреть. С другой – радости при этом не
испытываешь.
Виктор Мясников
Независимое военное обозрение.
понедельник, 9 июля 2012 г.
К пятилетию расформирования Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища
К пятилетию расформирования Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища фоторепортаж К.Ю. Колесниченко
Пять лет назад в июне 2007 года был расформирован
единственный на Дальнем Востоке военный ВУЗ, готовивший кадры
офицеров-автомобилистов – Уссурийское высшее военное автомобильное командное
училище.
История УВВАКУ началась с формирования 3-го военного
автомобильного училища, созданного на базе 5-го отдельного учебного
автомобильного полка, дислоцированного в городе Ромны Сумской области. В годы
Великой Отечественной войны полк осуществлял подготовку водителей автомобилей и
мотоциклов для частей фронта. В послевоенный период, когда в войска начало
поступать большое количество автотракторной техники, возникла потребность в
значительном числе квалифицированных офицеров-автомобилистов для всех родов
войск и видов Вооруженных Сил. В связи с этим 24 октября 1947 года было
сформировано 3-е военное автомобильное училище. С 5 февраля 1948 года в училище
началось обучение двух батальонов по программе подготовки офицеров –
специалистов автотракторной службы.
В декабре 1949 года в училище состоялся первый выпуск
офицеров-автомобилистов, окончивших училище по двухгодичной программе обучения,
с присвоением квалификации техника-механика по эксплуатации и ремонту
автомобилей и гусеничных машин. Уже в октябре следующего года состоялся второй
выпуск курсантов по трехгодичной программе обучения.
В июне-августе 1958 года училище было переведено в город
Уссурийск Приморского края, и переименовано в Дальневосточное военное
автомобильное училище. В апреле 1969 года на основании директивы Генерального
штаба училище было преобразовано в высшее учебное заведение, получив новое
название — Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище. Главной
его задачей стала подготовка офицеров автомобильной службы.
В связи с переходом на высший профиль обучения и возросшей
потребностью войск в выпускниках автомобильных училищ в апреле 1970 года был
произведен специальный набор курсантов, имевших законченное среднее техническое
образование, на третий курс со сроком обучения 14 месяцев.
В начале 1990-х годов в училище было сделано немало для
совершенствования учебно-воспитательного процесса, но результаты работ не в
полной мере отвечали новым, более высоким требованиям высшей школы и уровню
подготовки ее выпускников. Согласно концепции развития военного образования
командование училища с сентября 1993 года осуществило планомерный перевод с
4-летнего командного на 5-летний командно-инженерный профиль обучения. В канун
50-летия в училище состоялся последний выпуск курсантов, обучаемых по программе
командного автомобильного училища.
В августе 1998 года в свете реализации постановления
Правительства РФ «О военных образовательных учреждениях профессионального
образования Министерства обороны Российской Федерации» на базе училища
создается военный автомобильный факультет при Рязанском военном автомобильном
институте, а с 8 июня 2000 года – филиал Военного автомобильного института. С
2004 года филиал вновь приобретает самостоятельность и становится
Дальневосточным автомобильным командно-инженерным училищем.
В 2007 году, несмотря на обращения администрации Приморского
края и некоторых общественных организаций было принято решение об окончательном
расформировании УВВАКУ. В канун 60-летия со дня образования, 12 июня 2007 года,
в училище состоялся последний выпуск курсантов, обучаемых по программам
командно-инженерного автомобильного училища. За 60 лет из стен училища вышло
более 16 тысяч курсантов.
Смотреть полностью на сайте "ОТВАГА"
Танк Т-34-76 «Тамбовский колхозник»
Танк Т-34-76 «Тамбовский колхозник»
в Музее В.Задорожного (Московскя область) фотодетализация
Ракетный танк «объект 757»
Ракетный танк «объект 757»
в Музее В.Задорожного (Московскя область) фотодетализация
Подписаться на:
Сообщения (Atom)