Индия является крупнейшим партнером России в области военно-технического сотрудничества. Однако что мы знаем о индийских планах и перспективах? Есть ли в них место России? Об этом рассказал очень интересный материал индийского блога LIVEFIST. Сегодня мы предлагаем русскоязычному читателю его перевод. Честно сказать, по прочтении есть над чем задуматься не только простому обывателю, но и российским официальным лицам, принимающим решения в области ВТС, разработки и производства сухопутных вооружений.
Индийский танк Арджун Мк.2
Автор: Atul Chadra для журнала FORCE
Ченнаи, Авади. После
трех десятилетии разработок, Индийский ОБТ "Арджун" буквально
возродился как Финикс из пепла, удивив даже самых скептических наблюдателей. В
прошлом году Арджун обошел Т-72 и Т-90 состоящие на вооружении Индийской армии,
в испытаниях, в которых участвовали лучшие экипажи и технический персонал.
Журнал FORCE посетил Управление Исследований
и Разработок Боевых Машин (CVRDE)
для эксклюзивного детального обзора проекта. Мы узнали, что Арджун Мк.2
существенно улучшенный и более боеспособный танк, чем Арджун Мк-1, но
одновременно с этим он слишком тяжел, и таким образом ограничивает регионы где
он может быть развернут Армией. И это делает его непригодным следуя
операционным требованиям Индийской Армии к ОБТ. По словам P.Sivakumar, директора CVRDE, "вес Арджун мешает
ему быть развернутым во всех регионах, требуемых Армией".
Имея это в виду,
улучшенные возможности Арджун Мк.2 все же, кажется, поставили Армию в
затруднительно положение. Что делать с танком, который быстр, метко стреляет в
движении, относительно хорошо защищен, но слишком тяжел, чтобы быть развернутым
в пустыне недалеко от границы с Пакистаном в качестве замены Т-72 или Т-90? Как
ни парадоксально, в то время как сам танк продемонстрировал высокую скорость и
мобильность, его вес не позволяет ему служить там, где этого захочет Армия. Арджун Mk.2 будет весить около 67
тонн, и это фатально ограничивает оперативную эффективность танка в Индийской
Армии.
Танк слишком тяжел,
чтобы быть развернутым вдоль границы с Пакистаном. Он не в состоянии эффективно
проходить по местности, заполненной
природными и/или искусственными препятствиями или регионами пересеченными
реками и каналами. Это исключает большинство мест в штате Раджастан, Пенджаб и
гористой местности сектора J&K.
Это вынудило Армию
определить области, где Арджун может быть безопасно развернут и области, где оперативные
части смогут базироваться. Это, вероятно, означает, что Арджун не будут
сражаться вместе с Т-90 и Т-72. Так же он, конечно же, не будет частью ударных
корпусов Индийской Армии, так как может легко увязнуть на незнакомой местности.
Это противоречит философии танковых соединений, которые планировались для
проведения мобильных наступательных операций в глубине вражеской территории. В
отличие от Т-шек, которые были переброшены по воздуху на большие высоты,
например Лех, и даже за границу, Арджун не могут быть переброшены по воздуху
транспортными самолетами Ил-76 и C-130 J
Индийских Военно-Воздушных Сил. C-17
Globemaster, который
будет внедрен в ВВС Индии (IAF)
имеет максимальную грузоподъемность 75 тонн, которая недостаточна для перевозки
67-тонного Арджун Mk.2
с сопутствующим вспомогательным оборудованием.
Во время визита
корреспондента в CVRDE
в Авади в штате Тамилнад, было очевидно, что несмотря на все усилия весьма
преданной команды конструкторов и ученых, Арджун вряд ли когда-либо будет
заказан в значительных количествах Индийской Армией - которой по операционным
планам нужно около 3500 танков. Общие заказы на Арджуны на сегодняшний день
составляют 240 машин (124 Mk.1
и 116 Mk.2). Больший
заказ будет означать необходимость выделения дополнительных ресурсов - что, по
всей видимости, этого Армии делать не хотелось бы.
По состоянию дел на
текущий момент, первые Арджун Mk.2
начнут сходить с конвейера на заводе Тяжелых Транспортных Средств (НVF) в Авади, через два с
половиной года (30 месяцев) после размещения заказа. Сам заказ, вероятно, будет
оформлен к концу года, и первые танки Mk.2 поступят на службу в 2016 году. HVF Авади планирует производство 30
танков в год. Таким образом, все 116 танков будут доставлены до 2020 года. Если
работы по производству ОБТ Будущего (FMBT) начнутся прямо сейчас, то первые танки могли бы быть готовы
к службе примерно в 2025 году. До тех пор Армия, будет выполнять свои задачи
танками Т-90 и модернизированными Т-72, которые в любом случае имеют
необходимую инфраструктуру для подготовки кадров, производства и ремонта.
Основные улучшением в
Арджун Mk.2, является
его способность запуска ракет из ствола орудия. Это было продемонстрировано в
2004 году, ПТУРом LAHAT
от компании Israel Aerospace Industries
(IAI). Но танк на тот
момент не имел встроенную систему Лазерного Слежения за Целью - Laser Target Tracker (LTT). Эта система находится в настоящее
время в завершающей стадии проверок и демонстрируется оператору. Армия также
попросила больше типов боеприпасов для Mk.2. Номенклатура включает снаряды с термобарической
боеголовкой, которые будут разработаны в Индии. Термобарические боеголовки
создают устойчиво высокое и интенсивное давление и могут быть использованы
против бункеров и фортификационных сооружений, в то же время, нанося
минимальный ущерб окружающей местности. Армия также попросила два типа практических
снарядов, а так же холостые снаряды для церемониальных нужд. Эти снаряды
уменьшат износ ствола во время учений. В плане защиты, Mk.2 будет иметь полную фронтальную
Динамическую Защиту (ДЗ) и так как совместимость была желательна, то ДЗ будет
иметь такую же структуру как на Т-шках. Организация Оборонных Исследований и
Разработок (DRDO) новое
взрывчатое вещество для снаряжения элементов динамической защиты, взамен
российского, что делается с целью получения лучших показателей защищённости. Новая
начинка для элементов ДЗ разрабатывается в Исследовательской Лаборатории
Высоко-Энергетичных Материалов (HEMRL).
Эти ВВ будут использоваться в ДЗ для танков Арджун, Т-90 и Т-72. Системы
Активной Защиты (APS),
которые помогут избежать атаки, как путем обмана датчиков противника (soft-kill), так и путем физического разрушения подлетающих боеголовок
(hard-kill) - также будут интегрированы в Арджун
Mk.2.
В этом направлении
для размещения на Арджун Мк.2 рассматривается израильская система «Трофи».
Также танк будет оснащаться плугом(тралящими средствами –GKh) для подрыва мин нажимного и кантатного
действия. Сиденье водителя на Арджун Mk.2 в настоящее время подвешено к крыше. По сравнению с прикреплённым
к полу как на Mk.1 -
это обеспечивает лучшую противоминную защиту. Вместе с ДЗ, с противоминным
плугом весом 3 тонны и другими ожидаемыми дополнениями, вес MK.2 увеличится с 62 до 67 тонн.
Подвеска была вновь переработана чтобы выдерживать нагрузку до 70 тонн. Для
удовлетворения жалоб по быстрому износу траков гусениц, новые пересмотренные траки
будет иметь увеличенную длину зацепов (19 мм), а катки стали немного больше. Траки
импортируются из Германии, но все остальное отечественного производства.
Двигатель на Мк.2 останется прежним. С оригинальной силовой установкой с Mk.1, была достигнута
максимальная скоростью 72 км/ч. Для Mk.2 конечная передача
была изменена за счет увеличения передаточного числа от 4,4 до 5,3, а
максимальная скорость теперь снизилась до 58,5 км/ч, но крутящий момент и тяга
доступная между треком и поверхностью были увеличены и теперь могут справляться
с повышенным весом. Несмотря на
увеличение веса, CVRDE
утверждает, что ускорение лучше, чем у Mk.1, при одинаковом потреблении топлива.
Проект Арджун Mk.2 также перенес серьезный
удар в связи с несчастной кончиной Главного конструктора GK Kumaravel несколько месяцев
назад. Kumaravel погиб
в дорожно-транспортном происшествии, в Покхран где он находился для испытаний Арджун
Mk.2. Он управлял
проектом Арджун и планировалось, что в будущем он займет пост директора CVRDE. Он сыграл ключевую
роль в развитии и интеграции систем на
ОБТ Arjun Mk II.
Проект Арджун теперь будет вести V. Balamurugan.
Самой большой проблемой, с которой сталкиваются Арджун и почти все другие
отечественные проекты, является заказ на небольшое количество - что мешает
инвестициям в производство и необходимое станочное оборудование. Sivakumar сказал FORCE, что: "Большее
количество имеет важное значение для снижения цен, установления процесса,
хороших механизмов контроля качества и последовательности в производстве".
Это также причины из-за которых, как он говорит, заказы обязательно должны
существовать. Завод НVF
не производил ОБТ Арджун в течение двух лет и многие ноу-хау были просто потеряны.
В то время как
официальные лица в CVRDE
говорят, что Армия удовлетворена возможностями Mk.1, журнал FORCE узнал, что отсутствие запасных
частей является постоянной проблемой – расход и потребности в запчастях
оказались большими, чем ожидалось. Были жалобы на износ траков, хотя
официальные лица CVRDE
заявляют, что это было вызвано неопытными водителями, привыкшими к Т-72 и Т-90.
120-мм танковая пушка доказала свою надежность на танках серии Mk.1, и сегодня ствол Арджун имеет
больший ресурс по сравнению с T-шками.
Были некоторые проблемы со стволами на нескольких танках по словам должностных
лиц CVRDE, комитет
рассматривает это дело.
Процесс получения
запасных частей занимает много времени, так как подключается ряд ведомств.
Производство ограниченными количествами еще больше усугубляет проблему.
Директор Sivakumar
рассказал журналу FORCE,
что предпринимаются шаги для решения этой проблемы и "в отличие от Mk.1, где заказы на сами
танки и Пакеты Инженерной Поддержки (ESP) были обработаны по отдельности, в Арджун Mk.2 это будет сделано одновременно. Это
позволит сократить время, необходимое для доставки необходимых запчастей".
По его словам, производство значительно улучшилось, и Израильская компания
сейчас работает над компьютеризацией линии производства.
Между тем, Индийская
Армия старается содержать стареющий парк Т-72. В то время как Т-72 был признан
одной из лучших конструкций Русских танков, стареющий танковый парк теперь все
труднее и труднее поддерживать. Небольшие размеры и тесная башня Т-72 делает
интеграцию новейших технологий - таких например как Система Управления Огнем,
приборы ночного видения и другой электроники - очень трудным предприятием. К
сожалению, для армии, Т-90 не оказался такой же блистательной звездой, как его
предшественник. Большое количество сбоев вышли на первый план, а производство
на HVF наращивалось
очень медленными темпами до полномасштабного серийного производства. Россия
также отказался передавать HVF
металлургические технологии, связанные с производством стволов и брони для
Т-90С.
Несмотря на все это,
победа Арджун над Т-90 и Т-72 в сравнительных испытаниях, сродни победе легкого
истребителя "Tejas"
над F-16 в воздушном
бою! Части, которые принимали участие в испытаниях, представили свои лучшие
танки и экипажи. Арджун удалось показать себя очень даже хорошо. Армейские
источники свободно говорят журналу FORCE, что у тех, кто служит на Т-шках есть сереотипы по
отношению к Арджун. Но они также признают, что Арджун заметно более современный,
по сравнению с Т-72 и Т-90, во многих отношениях. Например, Арджун может
стрелять почти в два раза больше количество снарядов своего главного калибра,
чем Т-шки.
Арджун Mk.2 во многом является тем,
чем Арджун Mk.1,
вероятно, должен был быть. Трагично то, что общее количество заказов на Арджун в
течение следующего десятилетия, вряд ли превысит 400- 500 единиц, включая 240
уже заказанные, а также другие варианты, такие как Бронированная
Ремонтно-Эвакуационная Машина (ARRV),
130 мм самоходное орудие "Катапульта" и шасси к самоходке SP-155. Последний проект
относится к гусеничной базе, которая должна была быть скрещена со Словацким
орудием, в сотрудничестве с Bharat Earth Movers Limited
(BEML). Это предложение
уже столкнулось со своим 9-ым валом. Остается только узнать примет ли Армия
такие отечественные предложения или предпочтет обратиться за рубеж для закупки
проверенной системы, которая может быть введена в строй быстро и в значительном
количестве, чтобы остановить тревожный спад в своем бронетанковом и артиллерийском
потенциале.
Что, однако, ясно, так
это то, что производство и развития Арджун должно быть продолжено, только в
этом случае критически-важные разработки и производственные ноу-хау не будут
разбазариваться. Важно также сохранить функционирующую производственную линию путем заказов на производство, ремонт,
капитальный ремонт и модернизации, пока проект ОБТ Будущего (FMBT) набирает обороты. Имея это в виду,
вполне вероятно, что DRDO
смогут убедить Армию на размещение нескольких заказов, что позволит продолжить
мелкосерийное производство. Крайне важно, чтобы DRDO и Армия подстегивала проект FMBT, чтобы гарантировать,
что его плоды поспеют к моменту замены танков Т-72.
В целом,
Бронетанковые Войска Индийской Армии в период 2015-2020 могут состоять из
примерно 1700 Т-90С, 1800-2000 модернизированных Т-72М1 и 250-500 Арджун.
Конечно, потенциальные заказы на FMBT, которых как минимум могло бы быть на 1000-1500 танков,
являются достаточным стимулом для того, чтобы воспринимать Арджун как
национальный проект. Этот футуристический танк вряд ли будет стоить меньше 10.3
миллионов долларов за штуку - а общее
количество заказов стоило бы от 10 до 15 миллиардов долларов.
Кулаки из Железа: Индийский Основной Боевой Танк Будущего
Если мы хотим, чтобы
проект разработки отечественного ОБТ Будущего (FMBT) от DRDO был увенчан успехом, ему нужно
придать статус национального проекта. Успех может быть выражен в минимальном
заказе на 1000 танков, чтобы начать замену Т-72 Индийской Армии с 2022.
Хотя более вероятно,
что FMBT будут готовы к
службе лишь около 2025 года. DRDO
потребуется не менее десяти лет, чтобы подготовить первые образцы для
испытаний, а затем развернуть производство рабочих версий несколько лет спустя.
В то время как расчетная стоимость развития в 1 миллиард долларов может
показаться большой, инвестиции будут окуплены многократно. Заказ на 1000 FMBT стоил бы 10 миллиардов
долларов (при стоимости 10.3 миллиона за один танк) в течение двух-трех
десятилетий. Это даст сильный толчок отечественным предприятиям 1го и 2го уровня
кооперации, участвующих в программе.
В настоящее время
ожидается, что FMBT
будет очень мобильным ОБТ в классе 50-55 тонн. Он будет содержать новейшие
технологии, современные материалы, для уменьшения веса, гладкоствольную 120мм
пушку, способную запускать ракеты и самыми передовыми боеприпасами, двигатель
высокой мощности (1800 л.с.) с современной трансмиссией, подвеской и ходовой
частью. Он будет включать в себя высокий уровень защиты экипажа, за счет
использования нового поколения систем Активной Защиты (APS) в дополнение к его броневой защите.
А также обеспечит высокий уровень ситуационной осведомленности экипажам,
благодаря датчикам, каналам передачи данных и возможности работать в сетевом
поле боя.
Несмотря на то, что
Армия обратилась в CVRDE
с просьбой воздерживаться от разговоров о проект, стало известно, что уже
начата работа по разработке двигателей. А это хороший знак для всего проекта.
Интересно, что такие компании как Renk и AVL
отказались предоставить консультации по разработке двигателя. Разработка 120мм
гладкоствольной пушки также предоставит свои собственные проблемы, с точки
зрения конструкции и веса. Имея в виду Израильское участие в проекте Арджун,
вполне вероятно, что Израильские компании будут играть ключевую роль в развитии
FMBT.
CVRDE приобрела значительный опыт в
проектировании и разработке танков благодаря Арджун и модернизации МК.2.
Проектирование 50-тонного танка с характеристиками затребованными Армией, будет
крайне сложной задачей. Однако многие из частей FMBT скорее всего будут отечественными,
такие, как силовая установка, подвеска и ходовая часть, 120мм гладкоствольное
орудие, панели встроенной Динамической Защиты, оборудование связи и передачи
данных. Предпосылки либо для совместного производства, либо для лицензионного
выпуска ночных прицелов, целеуказания и систем управления огнем и т.д. также
будут уже созданы к тому времени.
Интервью с директором CVRDE, доктором Sivakumar
«В настоящее время армия решила закупить 118 Арджун Mk.2 танков вместо 124»
- Каков статус проекта Арджун Mk.2 в настоящее время?
Арджун Мк.1 получил в
общей сложности 89 улучшений и Армией было решено назвать его Арджун Mk.2. Эти 89
усовершенствований были сделаны не только с учетом проблем, с которыми мы столкнулись
на Арджун Mk.1 танк, но
и для удовлетворения будущих потребностей Армии. В настоящее время армия решила
закупить 118 Арджун Mk.2
танка, а не 124. Это является результатом политики, которая предусматривает
будущее сокращение Бронетанков Полков резерва на три танка. Таким образом, два
Полка Арджун Mk.2 будет
иметь на шесть танков меньше. Окончательное решение о 118 танках находится
почти в завершающей стадии. Армия заявила, что она примет решение о том, удовлетворяет
ли их Арджун Mk.2 или
нет, только после того как испытания, которые начались в прошлом месяце и как
ожидается продолжатся в два-три месяца, будут завершены. Заводу OFB потребуется 30 месяцев
(2,5 года) с момента размещения заказа, до первой партии Арджун Mk.2, которая будет поставлена
в Армию. Мк.2 внедрит в себя все то, что мы узнали, борясь с проблемами на Арджун
Mk.1, в вопросах
производства, боевой эффективности, качества и т.д. CVRDE стремится обеспечить решение всех проблем,
с которыми сталкивались на Mk.1
и заявляет о том, что они не будет повторяться на Мк.2. На основе проекта Mk.2, мы сформировали
Комитет под названием Центральный
Комитет Арджун, который будет ежемесячно следить за прогрессом в проекте Арджун
Mk.2. Все
заинтересованные стороны, начиная с DRDO, Генеральный Директорат по Обеспечению Качества (DGQA), Корпус Электроники и
Инженеров-Механиков (EME),
а также пользователи, присутствуют в Комитете, и мы получили отличную поддержку
со стороны всех заинтересованных сторон.
-Каковы основные изменения в Арджун Mk.2?
Арджун Mk.2 в результате выполнения
новых дополнительных требований со стороны заказчика, будет иметь увеличенную с
62 до 67 тонн массу. Это произойдет в основном из-за увеличения ширины
гусеницы, комплектации противоминным плугом, установкой на лобовой части
корпуса и на башне Динамической Защиты. Только эти два требования уже добавят
три тонны на вес Арджун Mk.1.
Наряду с другими дополнениями ожидается, что Мк.2 достигнет 67 тонн. После
изучения силовой установки (двигатель MTU с трансмисией RENK)
мы решили, что она прекрасно подходит для условий Индийской пустыни. Наряду с
улучшением системы очистки воздуха и системы охлаждения, мы постепенно делали
этот двигатель и коробку передач все более и более прочными в течение последних
лет. Таким образом, мы убедили заказчика,
что та же силовая установка, с помощью более высокого передаточного
числа в трансмиссии, может быть использована и для Арджун Mk.2. Это было доказано Армии в прошлом
году, когда мы проехали 1350км с модифицированным двигателем и моделированием
веса до 66 тонн. Для демонстрации заказчику, путем модернизации и внедрения 53
улучшений, мы создали Р-1 - прототип Арджун Мк.2. Этот танк принимал участие в
испытаниях летом прошлого года, которые длились почти две недели, в условиях 46
градусной жары. Мы улучшили и подвеску - чтобы обеспечить такой же ресурс всех
компонентов, несмотря на увеличение веса танка. Для внедрения этой новой
подвески, мы спроектировали новый корпус для Арджун Mк.2.
Версия Mk.2 теперь может стрелять
ракетами, что не было возможным на Mk.1. Мы уже доказали возможность модернизации танков ракетами
ЛАХАТ. Сейчас мы ее интегрируем на Mk.2. Кроме того, Мк.2 будет обладать дистанционно управляемым
вооружением на башне. В Mk.1, для управления этим
вооружением требуется чтобы заряжающий покинул бронированное пространство. Мк.2
будет иметь улучшенный панорамный прицел командира с ночным видением,
возможности "охотник-убийца" способность у командира, наводчика и
заряжающего. Так же у Мк.2 будет Вспомогательная Силовая Установка (ВСУ),
которая отсутствует у T-шек.
Ее мощность была повышена с 4,5 кВт до более 8 кВт на Mk.2. Так же у нас есть цифровые системы
связи, современные навигационные системы и т.д. Мы увеличили ширину колеи,
чтобы убедиться, что давление на грунт останется неизменным, несмотря на
увеличение массы.
-Каков статус Арджун Mk.1 в настоящее время?
Арджун Mk.1 получил заказ на 124
машин. Два Полка оснащены 45 танками Арджун каждый. Это 43-ий бронетанковый
полк и 75-й бронетанковый полк в Джайсалмер. На данный момент Арджун состоит на
службе в полном объеме в частях этих двух полков. Баланс в 34 танка будет
использоваться для удовлетворения требований Армий БРИК и они разбросаны между
Корпусом Электроники и Инженеров-Механиков (EME), Военного Резерва, Учебных Центров, DRDO / DGQA и т.д. Завод HVF Авади отправил 116 Арджун Mk.1 танков. Остальные восемь
танков будут доставлены в течение ближайших пяти-шести месяцев. Большинство
запчастей для ОБТ Арджун были израсходованы в ходе различных испытаний. В
настоящее время мы работаем над обеспечением доступности новых запчастей. Есть
и другая часть Пакета Инженерной Поддержки (ESP) для Арджун, которая включает в себя запасные части, обучение
и учебные пособия. Это делается параллельно. Если говорить о проекте Арджун Mk.1, то можно сказать, что
он завершен примерно на 90 процентов .
-Какова стоимость
программы до настоящего времени?
Каждый Арджун Mk.1 стоит чуть больше 4.1
миллиона долларов. Каждый Арджун Mk.2 со всеми улучшениями будет стоить примерно 7 миллионов
долларов. Стоимость всей программы Арджун Mk.1 оценивается примерно в 74 миллиона долларов. На эти деньги,
мы сделали 11 прототипов и 15 опытных серий танков и необходимых запасных
частей. Это включает затраты на создание производственной линии. Так же мы
рассматриваем несколько вариантов на базе платформы Арджун, таких например как
Бронированная Ремонтно-Эвакуационная Машина (ARRV), которая близка к завершению. Также мы рассматриваем идею
использования шасси Арджуна для установки на него Российского 130мм орудия
"Катапульта", который был ранее смонтирован на шасси Vijayanta. Мы также будем
бороться в тендере Индийской Армии на самоходные, гусеничные орудия. Вместе с компанией
Bharat
Earth Movers Limited
(BEML) мы предлагаем
установку Словацкой 155мм гаубицы на шасси Арджуна. Еще мы изготовили
Мостоукладчик на базе танка Арджун (BLT), но Армия говорит, что он может не потребоваться. Стоимость
танка безусловно пойдет вниз если мы получим больше заказов. Это также поможет
сократить импортные составляющие. Mk.1 состоит почти на 60 процентов из импортируемых комплектующих
и хотя много было сделано для повышения качеств танка, доля импорта в версии Мк.2
останется такой же. Поскольку заказ невелик, ни одна иностранная компания не
готова предложить передачу технологии (ToT). Я чувствую, что если Mk.2 получит заказ на 4 Полка, то процент импортных комплектующих
может снизиться до 43 процентов и дальше может спуститься и до 25 процентов,
если заказы в общей сложности будут размещены на укомплектование 6 Полков.
Расходы на жизненный цикл танка Арджун будут намного дешевле, чем у других
танков. Проект также может предложить многочисленные усовершенствования в
качестве отечественных программ модернизации остальной бронетехники на
вооружении Армии.
(Журналист Атул
Чандра является корреспондент журнала FORCE в Бангалоре в Оборонной и Аэро-Космической областях. Этот
материал появится в Августе 2012 и используется с разрешения издания. Все тексты и фотографии любезно
предоставленны FORCE).
Перевод Bitnik