пятница, 17 августа 2012 г.

Военный музей в Венском арсенале

Фоторепортаж Кирилла Колесниченко
  Недалеко от центра австрийской столицы находится интереснейший культурно-исторический объект – Венский арсенал, в одном из корпусов которого располагается военный музей.
Здесь очень хорошо чувствуется дух былого имперского величия и грозной военной мощи Австро-Венгерской империи – и в архитектуре зданий, и в скульптурах героев и полководцев в главном вестибюле музея, и в самих залах, и даже в массивных дверях на входе. Конечно же, в таком музее множество интересных экспонатов и экспозиций, включая уникальные образцы.
Организационно музей состоит из внутренней экспозиции и небольшой выставки В и ВТ снаружи. Внутренняя экспозиция разделена на тематические залы и весьма подробно и обстоятельно рассказывает о различных периодах военной истории Австрии.
 Очень интересен зал, посвященный военно-морской тематике. Хотя Австрия выхода к морю не имеет, но перед началом Первой Мировой войны австро-венгерский флот был одним из сильнейших в мире. В экспозиции представлены модели кораблей различного периода. Особенно впечатляет огромная разрезная модель линкора «Вирибус Унитис» в масштабе 1:25 – здесь можно в деталях увидеть все отсеки корабля, орудийные элеваторы, машинное отделение, убранство кубриков и кают и т.д. Постройка модели, в которой были задействованы восемь специалистов судоверфи СТТ в Триесте, заняла три года – с октября 1914 по октябрь 1917 г.
 Ровно через год после окончания постройки модели – 1 ноября 1918 г. ее «прототип» – линкор «Вирибус Унитис» был потоплен итальянскими боевыми пловцами в главной базе Австро-Венгерского флота в Поле. При этом вместе с кораблем погибло 400 членов экипажа. Можно добавить, что итальянцы потопили корабль, находившийся в подчинении Югославского национального совета, поскольку 31 октября австро-венгерский флот перешел в его распоряжение.
В центре зала установлено ограждение рубки подводной лодки австро-венгерского флота U-20, погибшей в Первую Мировую – 2 июля 1918 года она была торпедирована итальянской подлодкой F-12, весь экипаж погиб. В начале 1960-х гг. ХХ века лодка была обнаружена, и 21 июня 1962 поднята, останки экипажа перезахоронили со всеми подобающими воинскими почестями, а рубка лодки и ряд приборов, документов и личных вещей экипажа заняли почетное место в музее.
 В военно-морской экспозиции также представлены планы и схемы морских сражений, картины на морскую тематику, образцы морской униформы различного периода, и, конечно же, десятки моделей боевых кораблей.
Очень подробно и наглядно показана и рассказана история Первой Мировой войны и роль в ней Австро-Венгрии. На мой взгляд, данная экспозиция может по праву считаться одной из самых подробных и интересных в мире – здесь, например, выставлен автомобиль, в котором был застрелен эрцгерцог Франц-Фердинанд, а также его костюм, бывший на нем в день убийства – глядя на него, ясно видишь повод к жестокой войне с миллионами жертв. В залах экспозиции можно увидеть форму и оружие всех стран-участниц конфликта, включая Россию, много орудий различного калибра и назначения, включая тяжелые гаубицы, аэроплан, грузовик, бронеколпаки из крепостей со следами снарядных попаданий –в общем, здесь можно узнать о Первой мировой если не все, то почти все.
 Отдельный зал посвящен Второй Мировой войне, в которой австрийцы приняли активное участие – и вновь ощутили на себе все ужасы той войны. Но видимо особенно запомнился Сталинград – часть военнослужащих австрийского происхождения, призванных в Вермахт, попала в самое пекло боев, и то, что они там пережили, ощущается даже со стендов – из писем, фотографий и воспоминаний.
Здесь, помимо стрелкового оружия, формы, документов и плакатов, личных вещей и наград стран Антигитлеровской коалиции и Оси выставлен немецкий гусеничный тягач RSO, противотанковые орудия – германская противотанковая пушка РаК-40 и 88-мм зенитка FLaK-36, югославская М-42 (советская ЗиС-3), американский джип «Виллис», немецкий легкий автомобиль «Кюбельваген», полугусеничный мотоцикл и радиоуправляемая танкетка «Голиаф», под потолком подвешен немецкий легкий связной самолет «Физлер-Шторьх» Fi-156 и т.д.
 Переходя к наружной экспозиции, нельзя не упомянуть старинные пушки – трофеи различных войн, рядами выстроенные вдоль стен арсенала. Перед входом в музей экспонируются два самолета шведского производства, состоявшие на вооружении ВВС Австрии – истребители Сааб J-29 «Tunnan» и Сааб J-35 «Draken».
В экспозиции автомобильной, бронетанковой техники и артиллерии на заднем дворике можно увидеть практически все образцы БТТ, состоявшей на вооружении австрийской армии после Второй Мировой, а также технику стран НАТО и ОВД.
Самым интересным экспонатом можно назвать опытный экземпляр легкого танка «Кирасир» австрийской разработки, а также его серийный образец и эвакуационную машину на его базе. Последняя представляет собой обычный танк с демонтированной башней и установленным крановым оборудованием и используется для обслуживания наружных экспозиций музея.
 В серийном образце «Кирасира» обращает на себя внимание покрытие горизонтальных поверхностей корпуса в местах, где перемещается экипаж, специальным резиновым составом – чтобы танкистам не поскользнуться на гладких и ровных поверхностях.
Сам танк представляет собой скорее мобильную самоходку, и в силу достаточно удачного сочетания боевых качеств – хорошей проходимости, достаточно совершенной СУО и высокой огневой мощи пользовался определенным успехом на международном рынке вооружений.
«Кирасир» поставил и своеобразный рекорд по длительности серийного производства для легких танков стран Запада – машина, разработанная в конце 60-х годов, выпускалась до конца века – с 1971 по 2001 год. Для сравнения британский «Скорпион» выпускался в 1971-1996, французский АМХ-13 в 1952-1985.
 Здесь же можно увидеть довольно редкий танк-истребитель английского производства «Чариотер», также состоявший на вооружении австрийской армии, «Центурион» и целый ряд машин на его базе, американские М-24 «Чаффи» и М-47, немецкий истребитель танков –носитель ПТУР «Ягдпанцер», Т-34-85 польского производства и Су-100 – чехословацкого.
В общем, посещение военного музея Вены очень интересное и полезное дело, а магазин военных сувениров, кафе и удобное расположение делает его еще и очень приятным!

"Арсенал Отечества"

Как ни странно, в России, имеющей мощнейший военно-промышленный комплекс, не так уж и много профессиональных изданий, объективно освящающих данную тематику. В этой связи, мы приветствуем выход в свет первый номер нового журнала - "Арсенал Отечества".  Поздравляем редакцию с этим знаменательным событием. Надеемся, что самыми ударными темпами "Арсенал Отечества" выйдет в лидеры российских печатных изданий, работающих в тематике ВПК.

Уважаемые читатели, коллеги и друзья!

Имею честь представить Вам первый номер журнала «Арсенал Отечества», учрежденный с целью поддержки развития оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных сил, формирования патриотического общественного мнения. Реформирование оборонно-промышленного комплекса и военной организации государства нуждаются в обеспечении этих мероприятий в информационном пространстве. Мы намерены осуществлять информационно-аналитическую поддержку государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса, военного строительства, предприятий и организаций, заинтересованных в реформировании ОПК, инновационном развитии промышленности. Мы считаем, что патриотическая позиция в деле укрепления военной безопасности России должна в равной мере учитывать интересы силовых ведомств, оборонно-промышленного комплекса и гражданского общества. Только триединство армии, ОПК и общества обеспечит  
успешное решение сложных задач. Замысел проекта сформировался среди военачальников Вооруженных сил и ветеранов оборонно-промышленного комплекса, действующих руководителей и специалистов ОПК, а также в сообществе журналистов и экспертов, которые хорошо знают ситуацию в ОПК и ВС РФ, стоят на твердых патриотических позициях.Редакционный совет журнала объединяет известных военачальников, ученых и специалистов, обладающих глубокими знаниями и огромным практическим опытом. Редакционный коллектив журнала укомплектован профессиональными журналистами и экспертами. Мы ждем от читателей заинтересованного и квалифицированного участия в формировании редакционной политики, мы всегда открыты для предложений и дискуссий.Тематический профиль журнала включает три
блока: оборонно-промышленный комплекс; Вооруженные силы; военная история, военные знания, геополитика и стратегия.
Имея многолетний опыт работы с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и других отраслей промышленности, обладая глубоким пониманием их проблем и задач, имея фундаментальные знания в области вооружения, военной техники, промышленного производства и экономики, профессионально владея полным спектром инструментов и методов работы в отечественном и мировом медиа-пространстве, мы планируем занять достойное место среди профильных средств массовой информации и завоевать доверие читателей.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор МУРАХОВСКИЙ
 Журнал «Арсенал Отечества» зарегистрирован в Государственном комитете по печати Российской Федерации. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-49162 от 27 марта 2012 г.

Распространение: рассылка в профильные органы власти и госуправления; предприятия ОПК; посольства и торгпредства; зарубежные и отечественные выставки ВВТ; индивидуальная подписка по ближнему и дальнему зарубежью

четверг, 16 августа 2012 г.

Индийский танк Арджун Мк.2


 Индия является крупнейшим партнером России в области военно-технического сотрудничества. Однако что мы знаем о индийских планах и перспективах? Есть ли в них место России? Об этом рассказал очень интересный материал индийского блога LIVEFIST. Сегодня мы предлагаем русскоязычному читателю его перевод. Честно сказать, по прочтении есть над чем задуматься не только простому обывателю, но и российским официальным лицам, принимающим решения в области ВТС, разработки и производства сухопутных вооружений.
Индийский танк Арджун Мк.2
Автор: Atul Chadra для журнала FORCE
Ченнаи, Авади. После трех десятилетии разработок, Индийский ОБТ "Арджун" буквально возродился как Финикс из пепла, удивив даже самых скептических наблюдателей. В прошлом году Арджун обошел Т-72 и Т-90 состоящие на вооружении Индийской армии, в испытаниях, в которых участвовали лучшие экипажи и технический персонал.
Журнал FORCE посетил Управление Исследований и Разработок Боевых Машин (CVRDE) для эксклюзивного детального обзора проекта. Мы узнали, что Арджун Мк.2 существенно улучшенный и более боеспособный танк, чем Арджун Мк-1, но одновременно с этим он слишком тяжел, и таким образом ограничивает регионы где он может быть развернут Армией. И это делает его непригодным следуя операционным требованиям Индийской Армии к ОБТ. По словам P.Sivakumar, директора CVRDE, "вес Арджун мешает ему быть развернутым во всех регионах, требуемых Армией".
Имея это в виду, улучшенные возможности Арджун Мк.2 все же, кажется, поставили Армию в затруднительно положение. Что делать с танком, который быстр, метко стреляет в движении, относительно хорошо защищен, но слишком тяжел, чтобы быть развернутым в пустыне недалеко от границы с Пакистаном в качестве замены Т-72 или Т-90? Как ни парадоксально, в то время как сам танк продемонстрировал высокую скорость и мобильность, его вес не позволяет ему служить там, где этого захочет Армия. Арджун Mk.2 будет весить около 67 тонн, и это фатально ограничивает оперативную эффективность танка в Индийской Армии.
Танк слишком тяжел, чтобы быть развернутым вдоль границы с Пакистаном. Он не в состоянии эффективно проходить по  местности, заполненной природными и/или искусственными препятствиями или регионами пересеченными реками и каналами. Это исключает большинство мест в штате Раджастан, Пенджаб и гористой местности сектора J&K.
Это вынудило Армию определить области, где Арджун может быть безопасно развернут и области, где оперативные части смогут базироваться. Это, вероятно, означает, что Арджун не будут сражаться вместе с Т-90 и Т-72. Так же он, конечно же, не будет частью ударных корпусов Индийской Армии, так как может легко увязнуть на незнакомой местности. Это противоречит философии танковых соединений, которые планировались для проведения мобильных наступательных операций в глубине вражеской территории. В отличие от Т-шек, которые были переброшены по воздуху на большие высоты, например Лех, и даже за границу, Арджун не могут быть переброшены по воздуху транспортными самолетами Ил-76 и C-130 J Индийских Военно-Воздушных Сил. C-17 Globemaster, который будет внедрен в ВВС Индии (IAF) имеет максимальную грузоподъемность 75 тонн, которая недостаточна для перевозки 67-тонного Арджун Mk.2 с сопутствующим вспомогательным оборудованием.
Во время визита корреспондента в CVRDE в Авади в штате Тамилнад, было очевидно, что несмотря на все усилия весьма преданной команды конструкторов и ученых, Арджун вряд ли когда-либо будет заказан в значительных количествах Индийской Армией - которой по операционным планам нужно около 3500 танков. Общие заказы на Арджуны на сегодняшний день составляют 240 машин (124 Mk.1 и 116 Mk.2). Больший заказ будет означать необходимость выделения дополнительных ресурсов - что, по всей видимости, этого Армии делать не хотелось бы.
По состоянию дел на текущий момент, первые Арджун Mk.2 начнут сходить с конвейера на заводе Тяжелых Транспортных Средств (НVF) в Авади, через два с половиной года (30 месяцев) после размещения заказа. Сам заказ, вероятно, будет оформлен к концу года, и первые танки Mk.2 поступят на службу в 2016 году. HVF Авади планирует производство 30 танков в год. Таким образом, все 116 танков будут доставлены до 2020 года. Если работы по производству ОБТ Будущего (FMBT) начнутся прямо сейчас, то первые танки могли бы быть готовы к службе примерно в 2025 году. До тех пор Армия, будет выполнять свои задачи танками Т-90 и модернизированными Т-72, которые в любом случае имеют необходимую инфраструктуру для подготовки кадров, производства и ремонта.
 Основные улучшением в Арджун Mk.2, является его способность запуска ракет из ствола орудия. Это было продемонстрировано в 2004 году, ПТУРом LAHAT от компании Israel Aerospace Industries (IAI). Но танк на тот момент не имел встроенную систему Лазерного Слежения за Целью - Laser Target Tracker (LTT). Эта система находится в настоящее время в завершающей стадии проверок и демонстрируется оператору. Армия также попросила больше типов боеприпасов для Mk.2. Номенклатура включает снаряды с термобарической боеголовкой, которые будут разработаны в Индии. Термобарические боеголовки создают устойчиво высокое и интенсивное давление и могут быть использованы против бункеров и фортификационных сооружений, в то же время, нанося минимальный ущерб окружающей местности. Армия также попросила два типа практических снарядов, а так же холостые снаряды для церемониальных нужд. Эти снаряды уменьшат износ ствола во время учений. В плане защиты, Mk.2 будет иметь полную фронтальную Динамическую Защиту (ДЗ) и так как совместимость была желательна, то ДЗ будет иметь такую же структуру как на Т-шках. Организация Оборонных Исследований и Разработок (DRDO) новое взрывчатое вещество для снаряжения элементов динамической защиты, взамен российского, что делается с целью получения лучших показателей защищённости. Новая начинка для элементов ДЗ разрабатывается в Исследовательской Лаборатории Высоко-Энергетичных Материалов (HEMRL). Эти ВВ будут использоваться в ДЗ для танков Арджун, Т-90 и Т-72. Системы Активной Защиты (APS), которые помогут избежать атаки, как путем обмана датчиков противника (soft-kill), так и путем  физического разрушения подлетающих боеголовок (hard-kill) - также будут интегрированы в Арджун Mk.2.
В этом направлении для размещения на Арджун Мк.2 рассматривается израильская система «Трофи». Также танк будет оснащаться плугом(тралящими средствами –GKh) для подрыва мин нажимного и кантатного действия. Сиденье водителя на Арджун Mk.2 в настоящее время подвешено к крыше. По сравнению с прикреплённым к полу как на Mk.1 - это обеспечивает лучшую противоминную защиту. Вместе с ДЗ, с противоминным плугом весом 3 тонны и другими ожидаемыми дополнениями, вес MK.2 увеличится с 62 до 67 тонн. Подвеска была вновь переработана чтобы выдерживать нагрузку до 70 тонн. Для удовлетворения жалоб по быстрому износу траков гусениц, новые пересмотренные траки будет иметь увеличенную длину зацепов (19 мм), а катки стали немного больше. Траки импортируются из Германии, но все остальное отечественного производства. Двигатель на Мк.2 останется прежним. С оригинальной силовой установкой с Mk.1, была достигнута максимальная скоростью 72 км/ч. Для Mk.2  конечная передача была изменена за счет увеличения передаточного числа от 4,4 до 5,3, а максимальная скорость теперь снизилась до 58,5 км/ч, но крутящий момент и тяга доступная между треком и поверхностью были увеличены и теперь могут справляться с  повышенным весом. Несмотря на увеличение веса, CVRDE утверждает, что ускорение лучше, чем у Mk.1, при одинаковом потреблении топлива.
Проект Арджун Mk.2 также перенес серьезный удар в связи с несчастной кончиной Главного конструктора GK Kumaravel несколько месяцев назад. Kumaravel погиб в дорожно-транспортном происшествии, в Покхран где он находился для испытаний Арджун Mk.2. Он управлял проектом Арджун и планировалось, что в будущем он займет пост директора CVRDE. Он сыграл ключевую роль в развитии и интеграции систем на  ОБТ Arjun Mk II. Проект Арджун теперь будет вести V. Balamurugan. Самой большой проблемой, с которой сталкиваются Арджун и почти все другие отечественные проекты, является заказ на небольшое количество - что мешает инвестициям в производство и необходимое станочное оборудование. Sivakumar сказал FORCE, что: "Большее количество имеет важное значение для снижения цен, установления процесса, хороших механизмов контроля качества и последовательности в производстве". Это также причины из-за которых, как он говорит, заказы обязательно должны существовать. Завод НVF не производил ОБТ Арджун в течение двух лет и многие ноу-хау были просто потеряны.
В то время как официальные лица в CVRDE говорят, что Армия удовлетворена возможностями Mk.1, журнал FORCE узнал, что отсутствие запасных частей является постоянной проблемой – расход и потребности в запчастях оказались большими, чем ожидалось. Были жалобы на износ траков, хотя официальные лица CVRDE заявляют, что это было вызвано неопытными водителями, привыкшими к Т-72 и Т-90. 120-мм танковая пушка доказала свою надежность на танках серии Mk.1, и сегодня ствол Арджун имеет больший ресурс по сравнению с T-шками. Были некоторые проблемы со стволами на нескольких танках по словам должностных лиц CVRDE, комитет рассматривает это дело.
Процесс получения запасных частей занимает много времени, так как подключается ряд ведомств. Производство ограниченными количествами еще больше усугубляет проблему. Директор Sivakumar рассказал журналу FORCE, что предпринимаются шаги для решения этой проблемы и "в отличие от Mk.1, где заказы на сами танки и Пакеты Инженерной Поддержки (ESP) были обработаны по отдельности, в Арджун Mk.2 это будет сделано одновременно. Это позволит сократить время, необходимое для доставки необходимых запчастей". По его словам, производство значительно улучшилось, и Израильская компания сейчас работает над компьютеризацией линии производства.
Между тем, Индийская Армия старается содержать стареющий парк Т-72. В то время как Т-72 был признан одной из лучших конструкций Русских танков, стареющий танковый парк теперь все труднее и труднее поддерживать. Небольшие размеры и тесная башня Т-72 делает интеграцию новейших технологий - таких например как Система Управления Огнем, приборы ночного видения и другой электроники - очень трудным предприятием. К сожалению, для армии, Т-90 не оказался такой же блистательной звездой, как его предшественник. Большое количество сбоев вышли на первый план, а производство на HVF наращивалось очень медленными темпами до полномасштабного серийного производства. Россия также отказался передавать HVF металлургические технологии, связанные с производством стволов и брони для Т-90С.
Несмотря на все это, победа Арджун над Т-90 и Т-72 в сравнительных испытаниях, сродни победе легкого истребителя "Tejas" над F-16 в воздушном бою! Части, которые принимали участие в испытаниях, представили свои лучшие танки и экипажи. Арджун удалось показать себя очень даже хорошо. Армейские источники свободно говорят журналу FORCE, что у тех, кто служит на Т-шках есть сереотипы по отношению к Арджун. Но они также признают, что Арджун заметно более современный, по сравнению с Т-72 и Т-90, во многих отношениях. Например, Арджун может стрелять почти в два раза больше количество снарядов своего главного калибра, чем  Т-шки.
Арджун Mk.2 во многом является тем, чем Арджун Mk.1, вероятно, должен был быть. Трагично то, что общее количество заказов на Арджун в течение следующего десятилетия, вряд ли превысит 400- 500 единиц, включая 240 уже заказанные, а также другие варианты, такие как Бронированная Ремонтно-Эвакуационная Машина (ARRV), 130 мм самоходное орудие "Катапульта" и шасси к самоходке SP-155. Последний проект относится к гусеничной базе, которая должна была быть скрещена со Словацким орудием, в сотрудничестве с Bharat Earth Movers Limited (BEML). Это предложение уже столкнулось со своим 9-ым валом. Остается только узнать примет ли Армия такие отечественные предложения или предпочтет обратиться за рубеж для закупки проверенной системы, которая может быть введена в строй быстро и в значительном количестве, чтобы остановить тревожный спад в своем бронетанковом и артиллерийском потенциале.
Что, однако, ясно, так это то, что производство и развития Арджун должно быть продолжено, только в этом случае критически-важные разработки и производственные ноу-хау не будут разбазариваться. Важно также сохранить функционирующую производственную линию  путем заказов на производство, ремонт, капитальный ремонт и модернизации, пока проект ОБТ Будущего (FMBT) набирает обороты. Имея это в виду, вполне вероятно, что DRDO смогут убедить Армию на размещение нескольких заказов, что позволит продолжить мелкосерийное производство. Крайне важно, чтобы DRDO и Армия подстегивала проект FMBT, чтобы гарантировать, что его плоды поспеют к моменту замены танков Т-72.
В целом, Бронетанковые Войска Индийской Армии в период 2015-2020 могут состоять из примерно 1700 Т-90С, 1800-2000 модернизированных Т-72М1 и 250-500 Арджун. Конечно, потенциальные заказы на FMBT, которых как минимум могло бы быть на 1000-1500 танков, являются достаточным стимулом для того, чтобы воспринимать Арджун как национальный проект. Этот футуристический танк вряд ли будет стоить меньше 10.3 миллионов долларов за штуку  - а общее количество заказов стоило бы от 10 до 15 миллиардов долларов.
Кулаки из Железа: Индийский Основной Боевой Танк Будущего
Если мы хотим, чтобы проект разработки отечественного ОБТ Будущего (FMBT) от DRDO был увенчан успехом, ему нужно придать статус национального проекта. Успех может быть выражен в минимальном заказе на 1000 танков, чтобы начать замену Т-72 Индийской Армии с 2022.
Хотя более вероятно, что FMBT будут готовы к службе лишь около 2025 года. DRDO потребуется не менее десяти лет, чтобы подготовить первые образцы для испытаний, а затем развернуть производство рабочих версий несколько лет спустя. В то время как расчетная стоимость развития в 1 миллиард долларов может показаться большой, инвестиции будут окуплены многократно. Заказ на 1000 FMBT стоил бы 10 миллиардов долларов (при стоимости 10.3 миллиона за один танк) в течение двух-трех десятилетий. Это даст сильный толчок отечественным предприятиям 1го и 2го уровня кооперации, участвующих в программе.
В настоящее время ожидается, что FMBT будет очень мобильным ОБТ в классе 50-55 тонн. Он будет содержать новейшие технологии, современные материалы, для уменьшения веса, гладкоствольную 120мм пушку, способную запускать ракеты и самыми передовыми боеприпасами, двигатель высокой мощности (1800 л.с.) с современной трансмиссией, подвеской и ходовой частью. Он будет включать в себя высокий уровень защиты экипажа, за счет использования нового поколения систем Активной Защиты (APS) в дополнение к его броневой защите. А также обеспечит высокий уровень ситуационной осведомленности экипажам, благодаря датчикам, каналам передачи данных и возможности работать в сетевом поле боя.
Несмотря на то, что Армия обратилась в CVRDE с просьбой воздерживаться от разговоров о проект, стало известно, что уже начата работа по разработке двигателей. А это хороший знак для всего проекта. Интересно, что такие компании как Renk и AVL отказались предоставить консультации по разработке двигателя. Разработка 120мм гладкоствольной пушки также предоставит свои собственные проблемы, с точки зрения конструкции и веса. Имея в виду Израильское участие в проекте Арджун, вполне вероятно, что Израильские компании будут играть ключевую роль в развитии FMBT.
CVRDE приобрела значительный опыт в проектировании и разработке танков благодаря Арджун и модернизации МК.2. Проектирование 50-тонного танка с характеристиками затребованными Армией, будет крайне сложной задачей. Однако многие из частей FMBT скорее всего будут отечественными, такие, как силовая установка, подвеска и ходовая часть, 120мм гладкоствольное орудие, панели встроенной Динамической Защиты, оборудование связи и передачи данных. Предпосылки либо для совместного производства, либо для лицензионного выпуска ночных прицелов, целеуказания и систем управления огнем и т.д. также будут уже созданы к тому времени.
Интервью с директором CVRDE, доктором Sivakumar
«В настоящее время армия решила закупить 118 Арджун Mk.2 танков вместо 124»
- Каков статус проекта Арджун Mk.2 в настоящее время?
Арджун Мк.1 получил в общей сложности 89 улучшений и Армией было решено назвать его Арджун Mk.2. Эти 89 усовершенствований были сделаны не только с учетом проблем, с которыми мы столкнулись на Арджун Mk.1 танк, но и для удовлетворения будущих потребностей Армии. В настоящее время армия решила закупить 118 Арджун Mk.2 танка, а не 124. Это является результатом политики, которая предусматривает будущее сокращение Бронетанков Полков резерва на три танка. Таким образом, два Полка Арджун Mk.2 будет иметь на шесть танков меньше. Окончательное решение о 118 танках находится почти в завершающей стадии. Армия заявила, что она примет решение о том, удовлетворяет ли их Арджун Mk.2 или нет, только после того как испытания, которые начались в прошлом месяце и как ожидается продолжатся в два-три месяца, будут завершены. Заводу OFB потребуется 30 месяцев (2,5 года) с момента размещения заказа, до первой партии Арджун Mk.2, которая будет поставлена в Армию. Мк.2 внедрит в себя все то, что мы узнали, борясь с проблемами на Арджун Mk.1, в вопросах производства, боевой эффективности, качества и т.д. CVRDE стремится обеспечить решение всех проблем, с которыми сталкивались на Mk.1 и заявляет о том, что они не будет повторяться на Мк.2. На основе проекта Mk.2, мы сформировали Комитет  под названием Центральный Комитет Арджун, который будет ежемесячно следить за прогрессом в проекте Арджун Mk.2. Все заинтересованные стороны, начиная с DRDO, Генеральный Директорат по Обеспечению Качества (DGQA), Корпус Электроники и Инженеров-Механиков (EME), а также пользователи, присутствуют в Комитете, и мы получили отличную поддержку со стороны всех заинтересованных сторон.
-Каковы основные изменения в Арджун Mk.2?
 Арджун Mk.2 в результате выполнения новых дополнительных требований со стороны заказчика, будет иметь увеличенную с 62 до 67 тонн массу. Это произойдет в основном из-за увеличения ширины гусеницы, комплектации противоминным плугом, установкой на лобовой части корпуса и на башне Динамической Защиты. Только эти два требования уже добавят три тонны на вес Арджун Mk.1. Наряду с другими дополнениями ожидается, что Мк.2 достигнет 67 тонн. После изучения силовой установки (двигатель MTU с трансмисией RENK) мы решили, что она прекрасно подходит для условий Индийской пустыни. Наряду с улучшением системы очистки воздуха и системы охлаждения, мы постепенно делали этот двигатель и коробку передач все более и более прочными в течение последних лет. Таким образом, мы убедили заказчика,  что та же силовая установка, с помощью более высокого передаточного числа в трансмиссии, может быть использована и для Арджун Mk.2. Это было доказано Армии в прошлом году, когда мы проехали 1350км с модифицированным двигателем и моделированием веса до 66 тонн. Для демонстрации заказчику, путем модернизации и внедрения 53 улучшений, мы создали Р-1 - прототип Арджун Мк.2. Этот танк принимал участие в испытаниях летом прошлого года, которые длились почти две недели, в условиях 46 градусной жары. Мы улучшили и подвеску - чтобы обеспечить такой же ресурс всех компонентов, несмотря на увеличение веса танка. Для внедрения этой новой подвески, мы спроектировали новый корпус для Арджун Mк.2.
Версия Mk.2 теперь может стрелять ракетами, что не было возможным на Mk.1. Мы уже доказали возможность модернизации танков ракетами ЛАХАТ. Сейчас мы ее интегрируем на Mk.2. Кроме того, Мк.2 будет обладать дистанционно управляемым вооружением на  башне. В Mk.1, для управления этим вооружением требуется чтобы заряжающий покинул бронированное пространство. Мк.2 будет иметь улучшенный панорамный прицел командира с ночным видением, возможности "охотник-убийца" способность у командира, наводчика и заряжающего. Так же у Мк.2 будет Вспомогательная Силовая Установка (ВСУ), которая отсутствует у T-шек. Ее мощность была повышена с 4,5 кВт до более 8 кВт на Mk.2. Так же у нас есть цифровые системы связи, современные навигационные системы и т.д. Мы увеличили ширину колеи, чтобы убедиться, что давление на грунт останется неизменным, несмотря на увеличение массы.
-Каков статус Арджун Mk.1 в настоящее время?
Арджун Mk.1 получил заказ на 124 машин. Два Полка оснащены 45 танками Арджун каждый. Это 43-ий бронетанковый полк и 75-й бронетанковый полк в Джайсалмер. На данный момент Арджун состоит на службе в полном объеме в частях этих двух полков. Баланс в 34 танка будет использоваться для удовлетворения требований Армий БРИК и они разбросаны между Корпусом Электроники и Инженеров-Механиков (EME), Военного Резерва, Учебных Центров, DRDO / DGQA и т.д. Завод HVF Авади отправил 116 Арджун Mk.1 танков. Остальные восемь танков будут доставлены в течение ближайших пяти-шести месяцев. Большинство запчастей для ОБТ Арджун были израсходованы в ходе различных испытаний. В настоящее время мы работаем над обеспечением доступности новых запчастей. Есть и другая часть Пакета Инженерной Поддержки (ESP) для Арджун, которая включает в себя запасные части, обучение и учебные пособия. Это делается параллельно. Если говорить о проекте Арджун Mk.1, то можно сказать, что он завершен примерно на 90 процентов .
-Какова стоимость программы до настоящего времени?
Каждый Арджун Mk.1 стоит чуть больше 4.1 миллиона долларов. Каждый Арджун Mk.2 со всеми улучшениями будет стоить примерно 7 миллионов долларов. Стоимость всей программы Арджун Mk.1 оценивается примерно в 74 миллиона долларов. На эти деньги, мы сделали 11 прототипов и 15 опытных серий танков и необходимых запасных частей. Это включает затраты на создание производственной линии. Так же мы рассматриваем несколько вариантов на базе платформы Арджун, таких например как Бронированная Ремонтно-Эвакуационная Машина (ARRV), которая близка к завершению. Также мы рассматриваем идею использования шасси Арджуна для установки на него Российского 130мм орудия "Катапульта", который был ранее смонтирован на шасси Vijayanta. Мы также будем бороться в тендере Индийской Армии на самоходные, гусеничные орудия. Вместе с компанией Bharat Earth Movers Limited (BEML) мы предлагаем установку Словацкой 155мм гаубицы на шасси Арджуна. Еще мы изготовили Мостоукладчик на базе танка Арджун (BLT), но Армия говорит, что он может не потребоваться. Стоимость танка безусловно пойдет вниз если мы получим больше заказов. Это также поможет сократить импортные составляющие. Mk.1 состоит почти на 60 процентов из импортируемых комплектующих и хотя много было сделано для повышения качеств танка, доля импорта в версии Мк.2 останется такой же. Поскольку заказ невелик, ни одна иностранная компания не готова предложить передачу технологии (ToT). Я чувствую, что если Mk.2 получит заказ на 4 Полка, то процент импортных комплектующих может снизиться до 43 процентов и дальше может спуститься и до 25 процентов, если заказы в общей сложности будут размещены на укомплектование 6 Полков. Расходы на жизненный цикл танка Арджун будут намного дешевле, чем у других танков. Проект также может предложить многочисленные усовершенствования в качестве отечественных программ модернизации остальной бронетехники на вооружении Армии.
(Журналист Атул Чандра является корреспондент журнала FORCE в Бангалоре в Оборонной и Аэро-Космической областях. Этот материал появится в Августе 2012 и используется с разрешения издания. Все тексты и фотографии любезно предоставленны FORCE).
Перевод  Bitnik

Новый шлемофон для танкиста

В продолжении темы об индивидуальной защитной экипировке танкистов - статья о новом танковом шлемофоне от непосредственных разработчиков.


НОВЫЙ ШЛЕМОФОН ДЛЯ ТАНКИСТА

О.Б. Дашевская, Е.В. Багин, В.А. Хромушин
(НИИ стали)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2006г., C.246-249

  Проведенный анализ патентной информации об изобретениях в области создания средств индивидуальной защиты показал, что наиболее сложным в техническом отношении элементом экипировки военнослужащего является шлем. Он защищает голову от осколков и пуль и в тоже время сочетает в себе многообразные функции, так как в нашем случае является головным убором, а также обеспечивает телефонную связь и в него должны быть вмонтированы специальные устройства.
  В результате выполненного анализа патентов, где описываются современные армейские каски и корпуса для шлемов, следует, что наиболее перспективными вариантами являются корпуса, выполненные из высокомодульных баллистических тканей, пропитанных полимерным связующим [1,2]. Такие каски и шлемы при небольшом весе обладают высокой противоосколочной и противопульной стойкостью, которые, в свою очередь, зависят от количества слоев в многослойном пакете, преодолеваемом при взаимодействии пулей-осколком [3].
  При этом большое внимание в конструкции изделия уделяется демпфирующим устройствам, обеспечивающим удовлетворительный запреградный эффект, а также системам радиосвязи [4].
  Имеющаяся информация о зарубежных конструкциях защитных шлемов, в частности, созданных фирмой GENTEX, показывает что разработанный вариант стандартного шлема ДН-132А для персонала армейских машин имеет повышенную ударную защиту также за счёт использования броневой основы корпусов, отпрессованных из высокомодульной ткани кевлар с полимерными связующими.
  Всё большее число армий отказывается от стальных шлемов в пользу тканево-полимерных, композитных, которые при меньшем весе обеспечивают более высокие уровни защиты.
  Тканево-полимерные шлемы в качестве штатного снаряжения солдата первыми применили американская и израильская армии. На сегодняшний день они уже обеспечены данными средствами. Так израильская фирма Orlite недавно вышла на американский рынок, получив предложения на поставку композитных шлемов на основе кевлара для экипажей БТТ. Здесь она конкурирует с американскими фирмами Ronwell и Centex - основными поставщиками стран армий НАТО.
  Известно, что к настоящему моменту тканево-полимерными шлемами оснащены испанская и канадская армии (БТИ, мотострелковые части), причём одним из поставщиков является южнокорейская фирма Silver Star.
  Таким образом, па смену традиционному стальному шлему пришёл более лёгкий шлем из армированного волокном материала, обеспечивающий более высокую защиту при меньшей массе.
   В нашей стране также принят на снабжение и выпускается более пяти лет общевойсковой тканево-полимерный бронешлем 6Б7, имеющий массу не более 1200 г, противоосколочную стойкость V50 не менее 580м/с и защиту от пули ПМ с расстояния пяти метров.
  Проблема защиты экипажей боевых машин становится всё более актуальной в связи развитием средств поражения в плане расширения номенклатуры боеприпасов, повышении их пробивных характеристик. Нередко случается, что при поражении машины экипаж получает контузионное воздействие в результате, которого теряет способность выполнять свои функциональные обязанности, при этом машина может оставаться работоспособной. Кроме того, необходимо повысить защищённость танкиста, находящегося вне машины. В этих условиях появилась необходимость в создании новых СИЗ для членов экипажей.
  Важной характеристикой является обеспечение сочетаемости шлемофона с оборудованием машины, прежде всего со средствами наблюдения и прицеливания. Кроме того, необходимо было добиться малых габаритов, что важно при использовании в ограниченном пространстве танка.

   В НИИ стали был разработан шлемофон ТШ-5, состоящий из трех основных частей: защитная каска, шлем, ларинго-телефонная гарнитура. Шлем выполняет функции головного убора и является базовым крепёжным элементом, соединяющим в единое целое все три элемента шлемофона.
  Шлемофон ТШ-5 изготовлен из отечественных арамидных тканей. Масса - 1500-1600 г. Обеспечивает:
-защиту основной поверхности головы от ударов до 50 Дж;
-защиту от осколков мин и гранат со скоростью V50 = 560±20 м/с;
-защиту от пуль пистолета ПМ (Пст) с дистанции 5 м;
-устойчивость к воздействию открытого пламени (до 300°С) в течение 60 с;
-возможность ведения связи по радиостанции и танковому переговорному устройству с использованием как штатной гарнитуры (ГВШ-Т-13), так и вновь разработанной (ГВШ-Т-13-01);
-площадь защиты 10 дм2.
  При проектировании шлемофона столкнулись с жёсткими требованиями по обеспечению весовых характеристик при заданном классе защиты. Масса шлема и ларингофона 900г - следовательно, защитная каска не должна быть тяжелее 600 грамм. Заданные весовые и защитные характеристики были обеспечены за счет использования структуры из тканевополимерной композиции на основе отечественных тканей арт. 8353/15 и 56319А.
   Шлем состоит из тканевых оболочек, между которыми располагаются амортизирующие прокладки, а в зимнем варианте к ним добавляется утеплитель.
   Для выполнения требований по теплостойкости используются огнестойкие материалы: для оболочек - огнезащитные ткани (арт. 5356-97 или 14-97) (табл.1).
   Амортизирующие элементы расположены в продольной плоскости верхней части шлемофона, а также перекрывают височную и лобовую части головы в виде налобника.
  К затылочной части шлема пришит клапан, имеющий два положения: свободное, при котором он свисает вниз и перекрывает шею пользователя, и поднятое, когда его нижняя часть, снабжённая тканевой ворсовой застёжкой, поднимается вверх и пристёгивается к ответной части застёжки на затылке. При этом образуется полость, в которую укладываются соединительные провода радиогарнитуры.
   Защитная каска имеет вырезы для ларинго-телефонной гарнитуры, которая устанавливается в шлемофоне как с применением швейного крепления, так и без него. С этой целью в шлеме имеется специальный клапан из двойной ткани, отверстие которого имеет размеры соответствующие внутренним размерам прежней щели телефонов. Снаружи это отверстие и телефоны закрываются наружным чехлом.
  В зимнем варианте по всей поверхности шлемофона за исключением телефонов устанавливается дополнительная утепляющая прокладка из меха «Лямки» (ГОСТ 21184-75) и др. вариантов.
  Огнестойкость каски и материалов шлема и чехла проверена с положительным результатом при воздействии смесей типа напалм солнечной радиации, воды, экстремальных температур (300°С, 60сек), а также дизельного топлива, бензина, минеральных масел и дезактивирующих и дегазирующих растворов.
   Разработанный шлемофон по своим защитным и функциональным характеристикам отвечает необходимым требованиям для использования в бронетанковой технике и превосходит известные зарубежные образцы (табл. 2), и по своим защитным характеристикам не уступает общевойсковому тканево-полимерному шлему 6Б7.

Литература
1.Заявка на Европейский патент № 0042782, A42B3/03,1986 г., № 0288771, А42ВЗ/02, 1989 г.
2.Авторское свидетельство СССР № 1306563, F41H 1/08, 1987 г.
3.Патент США № 3906546, F41H 1/04,1995 г.
4.Патент США № 4259747, А42ВЗ /00, 1989 г.

Индивидуальный защитный комплект танкиста


В связи с началом поставок индивидуальных защитных комплектов "Ковбой" в войска, к этим предметам экипировки начал проявятся повышенный интерес. Восполним информационный пробел статьей о нем от непосредственных разработчиков.
РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН ВС РФ

Е.Ф. Харченко, В.А. Анискович, И.В, Клепиков
(Армоком, в/ч 64176)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды десятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2007г., C.87-91

  Одной из ведущих мировых тенденций в области создания современных средств индивидуальной защиты является разработка эффективной, легкой и относительно недорогой экипировки военнослужащих для защиты от осколочных и термических поражений. Это объясняется тем, что в условиях современных локальных войн до 80% ранений приходится на осколки со сравнительно низкой энергией. Особое внимание уделяется созданию эффектной защиты головы военнослужащих, на долю которой приходится до 45% поражений.
  В последние годы стало очевидным, что имеется значительное отставание в деле обеспечения индивидуальной защиты экипажей боевых машин по сравнению с военнослужащими общевойсковых подразделений российской армии.
  При анализе характера поражений бронетехники и личного состава в Чеченской войне 1994-1996 г.г. специалистами Главного автобронетанкового управления Минобороны России были установлены факты, когда танки сохраняли боеспособность, имея по 2-3 пробития ручными противотанковыми гранатометами (в одном случае до 11 пробитий), однако экипажи были полностью выведены из строя в результате множественных осколочных ранений иожогов, так как они были экипированы лишь штатными танковыми костюмами из хлопчатобумажной ткани.
  Важнейшими особенностями боевой работы экипажей бронированных машин Сухопутных войск, определяющими необходимость разработки средств индивидуальной бронезащиты, являются следующие:
-небольшой объем боевого отделения и отделения управления (заброневого пространства) бронированной машины Сухопутных войск, а также ограниченность площади сечения (диаметра) люков;
-наличие большого количества рычагов, переключателей, рукояток, кронштейнов и других узлов и деталей, которые могут стать причиной ушибов и травм при движении боевой машины по пересеченной местности, а также затруднить как посадку-высадку, так и работу экипажа внутри боевой машины;
-необходимость сохранения высокой подвижности членов экипажа внутри и вне машины;
-преимущественное использование средств индивидуальной бронезащиты в положении «сидя»;
-загрязнение элементов экипировки горюче-смазочными материалами;
-повышенная пожарная опасность внутри боевой машины, особенно в случае боевых повреждений (из свидетельств участников военных действий на Северном Кавказе: «...неподалеку сожжённый танк, а рядом сгоревший танкист...» - «Комсомольская Правда», 1 февраля 2000г., с.6);
-специфические характеристики осколочного поля внутри заброневого пространства боевой машины, возникающего как при пробитии, так и при непробитии брони.
  Как показал анализ, проведенный специалистами Министерства Обороны РФ, характер распространения осколков в обитаемых отделениях бронеобъектов зависит от многих причин (тип снаряда, угол встречи с броней, наличие ограждений на рабочих местах экипажа и др.). Однако, в подавляющем большинстве случаев поток поражающих элементов может быть представлен двумя неравнозначными частями:
  первую - малочисленную, группу осколков образуют крупные осколки брони и куски агрегатов большой массы. Индивидуальная защита от них в условиях заброневого пространства в настоящее время неразрешима;
  вторую - основную, представляют осколки небольшой массы (1-2 г), составляющие 70% всей массы осколков. Существует большая вероятность поражения незащищенных членов экипажа осколками этой группы вследствие «насыщенности» их потока и широкого ноля разлета.
  Таким образом, защита экипажей боевых машин от различных поражающих факторов является на сегодняшний день одной из самых актуальных задач в деле повышения боеспособности ударных частей Вооруженных Сил РФ, поскольку кроме сохранения жизни и здоровья военнослужащих имеет место и важный экономический аспект - подготовка и обучение классных специалистов для управления боевой машиной на поле боя требует очень значительных финансовых затрат.
   Существует два основных способа защиты экипажей бронированных машин от осколочного поражения внутри бронетехники: индивидуальные средства защиты и противоосколочный подбой (футеровка) брони. Наиболее эффективными средствами защиты от осколков являются индивидуальные защитные комплекты для членов экипажей бронированных машин, которые защищают военнослужащих не только внутри боевой машины, но и на поле боя. По зарубежным данным при использовании экипажами средств индивидуальной защиты безвозвратные боевые потери снижаются в 2-2,5 раза. Поэтому в армиях развитых стран средства индивидуальной защиты являются обязательным элементом экипировки членов экипажей бронированных машин. Защитные комплекты для экипажей бронированных машин обычно состоят из трех элементов: защитного композитного шлема, противоосколочного бронежилета из арамидных тканей (в Великобритании он выполнен в виде легкого нательного жилета с защитой от осколков со скоростью 300—340 м/сек) и огнестойкого комбинезона.
   Созданный в ОАО «ЦНИИСМ» защитный комплект 6Б15 является первым в истории Российских Вооруженных Сил комплексным средством индивидуальной защиты для членов экипажа боевых машин. С учетом сформированных в последние годы тенденций в области создания средств индивидуальной защиты для Вооруженных Сил в качестве основополагающей идеи создания защитного комплекта для члена экипажа боевой машины типа 6Б15 отечественного производства от различных видов поражающих факторов была принята концепция полной дифференцированной защиты.
  В этом изделии за счет применения самых современных технологий и новейших материалов удалось решить задачу высокой степени защиты членов экипажей без применения стальных, металлических и других твердых бронеэлементов, недопустимых в экипировке танкистов, самоходных артиллеристов и подобных воинских специальностей - защитный комплект 6Б15 содержит в себе 100% неметаллических волоконных и композитных материалов. При разработке изделия 6Б15 были впервые разработаны и применены трансверсально-анизотропные текстильные бронематериалы на основе некрученых нитей Армос и Русар, трехслойная волоконно-композитная конструкция шлемов, гибридные оксалон-арамидные огнестойкие ткани, специальная термохимическая обработка фторкарбоновым соединением для придания материалам водо-масло-бензостойкости и обеспечения гарантийного срока эксплуатации до 12 лет (ранее подобные изделия могли эксплуатироваться 4-6 лет) (рис. 1).
    Защитный комплект для экипажей боевых машин прошел эксплуатационные испытания на всех видах бронетехники, эргономические испытания в температурном диапазоне от -40° до +40°С, ускоренные климатические испытания, имитирующие хранение и эксплуатацию в течении 12 лет, и целый ряд других тестов с положительными результатами. В процессе испытаний члены экипажа выполняли все функциональные действия при посадке-высадке, на марше, при стрельбе, дегазации-дезактивации и т.д.; обязательным условием являлось выполнение действующих нормативов. С 2000 года начата серийная массовая поставка комплекта в Российские Вооруженные Силы. По оценкам военных медиков применение защитных комплектов 6Б15 позволяет снизить боевые потери в живой силе до 2,5 раз. При этом повышается психофизическая устойчивость и боевой дух военнослужащих, уверенных в надежности своей защиты.
 В результате проведения сравнительных исследований защитного комплекта танкиста армии США и защитного комплекта для члена экипажа бронированной машины 6Б15 Российских Вооруженных Сил (рис. 2) было выявлено следующее:
-противоосколочная стойкость бронежилета для члена экипажа бронированной машины инд. 6Б15 на 32% выше по скорости V50 в сравнении с бронежилетом танкиста армии США;
-противоосколочная стойкость накладки на штатный шлемофон для члена экипажа бронированной машины инд. 6Б15 на 54% выше по скорости V50 в сравнении со шлемом танкиста армии США;
-площадь защиты бронежилета и защитного комбинезона для члена экипажа инд. 6Б15 несколько выше, чем у танкиста армии США; площадь противоосколочной накладки 6Б15-2 превышает аналогичную характеристику американского шлема на 17%;
-огнестойкость защитного комбинезона для члена экипажа инд. 6Б15 по времени воздействия открытого пламени на 30% выше по сравнению с комбинезоном танкиста армии США, в том числе и после имитации 12 лет старения;
-конструктивно защитный комбинезон танкиста армии США, в отличие от комбинезона для члена экипажа бронированной машины инд.6Б15, выполнен как единое целое, что является препятствием для ежедневной жизнедеятельности;
-в отличие от противоосколочной накладки 6Б15-2 шлем танкиста армии США не имеет камуфлирующей окраски, что является существенным недостатком при нахождении военнослужащего вне техники;
-защитный комбинезон танкиста армии США, в отличие от комбинезона для члена экипажа бронированной машины инд.6Б15, не имеет в своей конструкции вентиляционных клапанов, что может приводить к перегреву танкиста в условиях жаркого климата;
-к недостатку комбинезона танкиста армии США следует отнести также отсутствие усиленных накладок в зонах, подвергающихся наибольшему истиранию;
-защитный комбинезон для члена экипажа бронированной машины инд. 6Б15 в отличие от комбинезона танкиста армии США, оснащен множеством карманов различного функционального назначения для дополнительных элементов экипировки военнослужащего, что является преимуществом при ведении боевых действий.
-стойкость к истиранию по плоскости огнестойкой ткани арт.5356 ЗК для члена экипажа БМ инд.6Б15 в 1,6 2,2 раза выше, в том числе и после имитации 12 лет старения, огнестойкой ткани ЗК танкиста армии США.
  Таким образом, защитный комплект для члена экипажа бронированной машины 6Б15, разработанный авторским коллективом, по основным тактико-техническим характеристикам значительно превосходит защитный комплект танкиста армии США, в том числе по противоосколочной стойкости на 32-54 % и по огнестойкости - на 30 % при практически равных массах.
  Разработка защитного комплекта 6Б15 явилась значительным этапом в развитии средств индивидуальной защиты для военнослужащих технических родов войск Российской Армии, требующих значительных финансовых вложений на их подготовку.
  На основе научно-технических решений, полученных при разработке базового защитного комплекта 6Б15, в настоящее время закончена разработка защитного комплекта типа 6Б25 для членов экипажей бронированных машин Ракетных войск и артиллерии, который успешно прошел Государственные испытания.
  Таким образом, защитный комплект 6Б15, спроектированный по принципу «полной многофакторной дифференцированной утилитарной защиты», обладает следующими эксплуатационными характеристиками:
-защищает от осколков массой 2 г со скоростью до 470 м/с — жизненно-важные органы грудной клетки и шею;
-защищает от осколков массой 1г со скоростьюV50 до 480 м/с - голову;
-защищает от воздействия открытого пламени в течение более 20 секунд - всю поверхность тела, кроме лица и кистей рук;
-защищает от воздействия бензина, масел, воды;
-сохраняет свою работоспособность после 4-х кратной дегазации, деактивации, дезинсекции и стирки;
-за счет камуфлирующей окраски маскирует военнослужащих при нахождении вне боевой техники;
-позволяет размещать и переносить необходимые в бою вооружение, боеприпасы, медицинскую аптечку и т. д.;
-стоек к воздействию температурного диапазона от -40°С до +40°С и не препятствует выполнению членами экипажа боевых нормативов.
Gur Khan: единственное, что до меня так и не дошло, так это пассаж о "массовых поставках с 2000г." Что тут имеют ввиду авторы я так и не понял... Хотя ясно одно - сей комплект не является новейшей разработкой, а пришел к нам, пусть из недалекого, но все же прошлого, хоть и был модернизирован перед началом нынешних поставок.