пятница, 31 августа 2012 г.

Преграды не страшны


Мостовой механизированный комплекс ММК
Игорь ЛОБОВ

Игорь Эдуардович ЛОБОВ - генеральный директор ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»
   Успех боевых действий частей и подразделений Сухопутных войск во многом зависит от их подвижности и способности быстро преодолевать естественные и искусственные преграды. В связи с этим задача обеспечения преодоления водных и суходольных преград всегда была и остается актуальной для противоборствующих на поле боя сторон. Наиболее универсальные средства преодоления преград  - мосты, позволяющие быстро и безопасно переправить технику и личный состав. Основные характеристики любого моста  -  его грузоподъемность и длина, а для военных мостов добавляется еще и такой жизненно важный фактор, как время, необходимое для его установки.
  До настоящего времени на снабжении Вооруженных Сил Российской армии были мостоукладчики и мосты двух основных классов: штурмовые мостоукладчики (МТУ-72 и МТУ-90) и механизированные мосты (ТММ-3 и ТММ-6). Длина штурмовых мостов  - от 20 до 25 м при времени их установки до 3-5 мин. Длина четырехпролетного моста ТММ-3 - 42 м, шестипролетного ТММ-6 -102 м. При этом требуется 60 мин. Его для установки. Недостатком многопролетных механизированных мостов при их сравнении с однопролетными штурмовыми является наличие промежуточных опор, устанавливаемых на дно преодолеваемой преграды. Это приводит к ограничениям по глубине преграды (5 м для ТММ-6) и к зависимости от физических условий дна (плотность грунта, рельеф), что снижает возможность применения таких мостов.
Стремясь оснастить отечественные Вооруженные Силы средством преодоления преград шириной от 30 до 40 м любой глубины, которые не преодолеваются штурмовыми мостами и мостами на промежуточных опорах, Омское ОАО «КБТМ», которое прочно удерживает лидирующие позиции по разработке и изготовлению мостоукладчиков и мостов различных типов, разработало новый мостовой механизированный комплекс ММК. Он дает возможность наводить однопролетные мосты через препятствия шириной до 40 м на путях движения войск.
  Мост ММК позволяет осуществить пропуск гусеничной техники массой 60 т и колесной техники с давлением на ось до 15 тс. Скорость движения по мосту - до 20 км/ч. При этом пропускная способность моста -340-380 машин в час. При обеспечении движения по оси моста со скоростью не более 5 км/ч масса пропускаемой техники может быть увеличена до 80 т. Статистические данные показывают, что при длине 41 м мост ММК позволяет преодолеть от 87 до 97% всех встречающихся преград.
  С учетом характера выполняемых боевых задач и ширины преодолеваемых препятствий комплекс ММК может устанавливать мосты длиной: 16, 22,2, 28,5, 34,7 или 41 м. Время установки моста длиной 41 м - 1,2…1,5 часа. В состав ММК входят:
—одна мостосборочная машина (МСМ) на базе шасси автомобиля с колесной формулой 8x8 для сборки и разборки моста;
—четыре транспортировщика на шасси автомобиля с колесной формулой 8x8 для перевозки мостовой конструкции;
—один автомобиль с колесной формулой 6x6 для перевозки въездных аппарелей;
—сборно-разборная мостовая конструкция длиной 41 м;
—комплект инженерного имущества для разведки исходной площадки для установки моста, организации движения по установленному мосту и обеспечения движения по мосту ночью.
Базовым шасси для МСМ и транспортировщиков является шасси автомобиля Урал-532361 с колесной формулой 8x8. По желанию заказчика в роли МСМ может использоваться автомобильное шасси марки КАМАЗ-63501 или другое, имеющее аналогичные технические характеристики.
    Мостосборочная машина (МСМ) состоит из шасси и рабочего оборудования, которое включает:
—механизм укладки наводочной балки на преграду;
—грузоподъемный кран;
—лебедку;
—насосный агрегат и гидроаппаратуру;
—аутригеры;
—приспособления, инструмент и прочее снаряжение.
  Кабина мостосборочной машины двухместная, подрессоренная, с термоизоляцией, подрессоренными сиденьями членов экипажа, системами вентиляции, отопления и обогрева ветровых стекол, с люком в крыше. Кабина также оборудована средствами связи и местами для крепления личного оружия.
  В задней части машины размещены механизм укладки и грузоподъемный кран, в средней - лебедка и насосный агрегат, а также правый и левый аутригеры. Вдоль машины с правой стороны монтируются контейнеры с гидрооборудованием, а в середине есть монтажная площадка. На нее краном укладываются секции наводочной балки для их скрепления между собой и последующего выдвижения на преграду.
  Управление механизмами, осуществляющими сборку моста, производится дистанционно - от двух переносных пультов, которые подключены к системе управления через кабели длиной 10 м. С одного пульта производится управление механизмом укладки и лебедкой, с помощью второго управляют работой грузоподъемного крана.
  Транспортировщик представляет собой автомобильное шасси с оборудованием для крепления и перевозки мостовых блоков и секций наводочной балки.
   Мостовая конструкция включает в себя наводочную балку и мостовые блоки, которые после сборки образовывают однопролетный мост. Мостовой блок состоит из двух секций треугольного поперечного сечения и связывающей их межколейной плитой. Связь секций и плиты - подвижная. Взаимное перемещение секций и плиты позволяет мостовому блоку автоматически раздвигаться до рабочей ширины проезжей части (4 м) при его укладке на наводочную балку и возвращаться в транспортный габарит (3,3 м) при подъеме блока с наводочной балки. Материалом моста, в отличие от зарубежных аналогов, использующих сплавы алюминия, является конструкционная сталь. Это снижает стоимость комплекса и повышает его ремонтопригодность.
   Установка моста производится в два этапа. Вначале из шести отдельных секций собирается, выдвигается над преградой и укладывается на нее наводочная балка. Затем, используя наводочную балку как монтажное основание, на нее друг за другом устанавливаются шесть мостовых блоков, после чего они скрепляются между собой, образуя единый мостовой пролет.
Электро- и гидроаппаратура унифицирована с аналогичной аппаратурой мостоукладчиков МТУ-90 и ТММ-6. Мостовая конструкция проста, применяемые материалы, режимы термообработки, покрытия, ГСМ и прочее не являются дефицитными и широко применяются в отрасли.
 
Мостовой механизированный комплекс ММК
ММК - предназначен для устройства мостовых переходов с высокой пропускной способностью через препятствия шириной до 40 м, обеспечивает одновременную сборку двух мостовых переходов суммарной длиной 63 м.
Технические характеристики
Состав комплекса:
мостосборочная машина (МСМ), кол.              ………………………………………………….………………………………2
транспортировщик мостовых конструкций, кол……………………………….………………………………..6
мостовая конструкция (комплект), шт……………………………………………….………………………………..1
Шасси мостосборочной машины и транспортировщика……………….………..Урал 532361-1012
Мостовая конструкция:
-количество мостовых блоков, шт…………………………………………………..……………………………………9
-количество секций наводочной балки, шт………………………………….……………………………………..9
-способ монтажа мостового перехода : надвижка мостовых блоков по наводочной балке
-ширина перекрываемой преграды, м……………………………………………………………….не более 40
 -ширина проезжей части, м………………………………………………………………………………..не менее 4
масса пропускаемой техники:
-гусеничной, т………………………………………………………………………………………………………………………60
-колесной, давление на ось, тс…………………………………………………………………………………………..15
-скорость движения техники помосту, км/ч………………………………………………………………..15-20
-пропускная способность мостового перехода, маш./ч…………………………………не более 400

Источники:
1.журнал "Национальная оборона" №7/2012 С.32-34.
2.рекламный проспект ОАО КБТМ "Мостовой механизированный комплекс ММК"

Проект «ЭТА»

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
К.т.н., доцент НТУ «ХПИ»  Владимир Чернышев


Инициаторами проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко, Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете «Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…
Работы по электро-механической трансмиссии велись в лучших традициях морозовской школы танкостроения: оригинальность конструкции, получение новых качеств – выход на танковую электромагнитную пушку. Закладывались высокие технические характеристики, которые отсутствовали в мировой практике.
Высочайшая оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.

Главный инженер ХКБМ
Александр Викторович Бершов.
  Спустя почти 30 лет, Вам впервые предоставляются материалы по электро-механической трансмиссии танка «Молот» изд. 477, последнего перспективного танка СССР. Так получилось, что на данный момент времени осталось в живых только два непосредственных участника этого проекта Владимир Кононенко,  бывший начальник отдела расчетов ХКБМ имени А.А. Морозова и я …
Назначение в марте 1990 году на должность главного конструктора М.Д. Борисюка и последовавший в августе 1991 года развал СССР поставили крест на проектах «ЭТА» и «Молот». Сегодня это уже история советского танкостроения. Современные Украина и Россия к нему не имеют никакого отношения, Это наглядный пример профессиональной некомпетентности  руководства и упущенных возможностей…
Инициаторами проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко, Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете «Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…
Конструктор-трансмиссионщик Алексей Сакун обеспечивал проектирование механической ветви трансмиссии. В.А. Кононенко и я осуществляли научно-информационное обеспечение проекта, в котором важное место отводилось ИТ «Gill», о возможностях которой Вы получили некоторые представления.
Наши консультации с ведущими специалистами по электрическим машинам из МЭИ (к.т.н. Владимир Иванович Трофименко) показали, что наиболее перспективным направлением являются электрические машины переменного тока и они готовы участвовать в их создании. Так начались работы по электроблоку, уникальной электрической машине по функциональному назначению, габаритам и ТТХ. Уникальность электроблока проявлялась  в его удельных показателях и возможности одновременной работы как в режиме электродвигателя, так и  в режиме генератора.
 Работы по электро-механической трансмиссии велись в лучших традициях морозовской школы танкостроения: оригинальность конструкции, получение новых качеств – выход на  танковую электромагнитную пушку. Закладывались высокие технические характеристики,  которые отсутствовали в мировой практике. Одновременно с нами, в этом направлении, работал наш  основной конкурент: американская фирма FMC, разработчик тягача М113.
Разработка  ЭМТ позволяло перейти к созданию танков следующего поколения, работающего на новых физических принципах…
Высочайшая оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.
Составные этапы проекта «ЭТА»:
1.      Обоснование и выбор кинематической схемы.
2.      Формулировка ТТТ к электроблоку по оборотам и крутящему моменту.
3.      Расчеты планетарных передач и фрикционных устройств.
4.      Компоновка трансмиссии и определение моментов инерции ее деталей и узлов.
5.      Определение ТТТ к электроблоку по габаритам.
6.      Моделирование динамики переходных процессов в силовой передаче с помощью ИТ «Gill».
7.      Формулировка ТТТ к электроблоку по системам управления и охлаждения.

Кинематическая и структурная схемы ЭМТ представлены на рис. 1 и рис. 2.
На рис. 3 показаны режимы работы ЭМТ  в зависимости от скоростного интервала. На рис. 4… 7 показаны режимы работы электроблока по передачам. Эти материалы позволили нам сформулировать ТТТ к электроблоку в квазистационарном режиме
Максимальная частота вращения                                       -7000 об/мин
Максимальная выходная мощность  одного электроблока  - 450 кВт.
По предварительным  расчетам для производства выстрела из электромагнитной пушки требовалась мощность около 2000 кВт. 2 МВТ – это солидная мощность. 1100 кВт нам давал дизель и 900 кВт – два электроблока, преобразующие кинетическую энергию движущегося танка в электрическую.
К началу 1989 года, с помощью ИТ «Gill»  были получены результаты динамики ЭМТ, которые позволили сформулировать ТТТ к электроблоку по системам управления  и охлаждения и передать их в МЭИ и Киевский институт теплотехники, который разрабатывал систему охлаждения электрических машин.
В начале 1990 года был завершен технический проект ЭМТ и получено согласие московского завода «Большевик» на изготовление двух опытных образцов электроблока.
В марте 1990 года замминистра оборонной промышленности И.Е. Захаров представил нам М.Д. Борисюка в качестве нового начальника ХКБМ имени А.А. Морозова. Работы по ЭМТ были названы утопией. Это поставило крест на проекте «ЭТА». Все договора со смежниками были аннулированы, а рабочая группа была расформирована. Крохи, которые вы сегодня увидели – это часть того, что удалось спасти и сохранить... 
В 1996 году мне посчастливилось наблюдать работу лабораторного образца электромагнитной пушки, выстреливающей снаряд со скоростью 5000 м/с. Руководитель проекта д.т.н., профессор В. Н. Шостко. Работы проводились в центре Харькова, на площади Свободы,  в  здании ХВУ (ВИРТА имени Л.А. Говорова)….
 Утопия становилась реальностью…

Кинематическая и структурная схемы ЭМТ
рис. 1
Кинематическая и структурная схемы ЭМТ
рис. 2
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 3
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 4
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 5
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 6
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
                                                                          рис. 7

 Gur Khan: в кои то веки очень интересная и содержательная статья на сайте БТВТ.народ.ру. Могу добавить к сказанному то, что в рамках создания перспективного танка по темам "Бунтарь"-"Боксер"-"Молот" параллельно прорабатывались две "концепции". В основе первой лежал более консервативный подход с ясно видимой перспективой. Вторая - по сути стратегический задел на будущее. Вот в рамках этой концепции и шла работа над "электрическим" танком. Успеху дела способствовал статус ХКБМ как головного КБ отрасли, что подкреплялось солидными финансовыми вливаниями в научную и опытно-эксперементальную базу предприятия. Однако с развалом СССР, "золотой ручей" иссяк естественным образом. Так что зря автор винит М.Д.Борисюка в закрытии проекта "ЭТА"- Михаилу Демьяновичу приходилось спасать ХКБМ от полного краха, разорения, банкротства. Такие перспективные разработки как проект "ЭТА" были не по карману предприятия, а "самостийное" украинское правительство тогда было занято больше укреплением своих кресел,  да дележом советского наследства - с их стороны никакой помощи ждать не приходилось. Собственно и сейчас, возобновись эти работы каким-нибудь чудесным образом, Украина не потянет такой проект. А вот в России, напротив, такие работы были продолжены. Уже в настоящее время челябинское ОАО "Электромашина" разработала и изготовила опытные образцы электротрансмиссии для ВГМ. Сейчас силами екатеринбургского КБ "Уралтрансмаш" выполняется работа по установке этой электротрансмиссии в опытный образец нового шасси. Правда, предназначено оно, в первую очередь не для танков, а для комплексов ПВО и РЭБ. Ведется работа и по направлению создания новых пушек с нетрадиционными способами метания. Или, как говаривал наш Президент: "оружие на новых физических принципах". Тут работа идет сразу по нескольким направлениям - электромагнитная пушка, электро-химическая (плазменная), пушка с ЖМВ. Россия продолжает работы и над боевыми лазерами (в т.ч. сухопутными), ведутся работы и над "микроволновым оружием". О последнем, наверное, очень скоро расскажу подробнее, тем более это весьма топично - разработка предложена специалистами УКБТМ...

среда, 29 августа 2012 г.

Главный испытательный и демонстрационный центр


Накануне предстоящей выставки «Оборона и защита-2012» в Нижнем Тагиле корреспондент журнала «Национальная оборона» взяла интервью у генерального директора ФКП «НТИИМ» Валерия РУДЕНКО
Елена ЕЛКИНА
Генеральный директор ФКП НТИИМ Валерий Руденко знакомит Владимира Путина с экспозицией на REA-2011
         Валерий Лукич, в этом году на полигоне Нижнетагильского института испытания металлов проводится VII Международная выставка «Оборона и защита-2012». Расскажите об ее особенностях.

        Международная выставка технических средств обороны и защиты «Оборона и защита-2012» проводится на регулярной основе с 2001 г. на базе Нижнетагильского государственного демонстрационно-выставочного центра вооружения и военной техники Федерального казенного предприятия «Нижнетагильский институт испытания металлов» и является крупнейшим российским выставочным проектом федерального уровня.
Наша выставка всегда выступает объектом пристального внимания со стороны прессы, федеральных органов исполнительной власти, представителей зарубежных стран - потенциальных покупателей российского вооружения и военной техники. Это внимание требует от нас строгого соответствия и выполнения заданных целей и показателей. Более того, из года в год мы ставим для себя планку все выше и выше. Стараемся совершенствовать свою работу по организации выставочных мероприятий. Стремимся к увеличению количества участников, насыщению деловой программы. И в этот раз, по традиции, на территории государственного демонстрационно-выставочного центра будет представлен широкий спектр военной и специальной техники: военно-инженерные машины, средства технического обеспечения ремонта и испытания вооружения и военной техники, обучения, тренировки экипажей. Будут демонстрироваться также вооружение, техника и снаряжение правоохранительных органов, оборудование и снаряжение спасательных и противопожарных служб, средства антитеррористической деятельности и многое другое. И, естественно, будут проводиться демонстрационные показы представленных образцов. Демонстрационная часть выставки рассчитана на широкий круг посетителей и будет решена в информационно-познавательном формате с элементами шоу. Специалистам и посетителям покажут технические возможности техники, воспроизведут ситуацию тушения пожара в жилом доме, высадку десанта с вертолета, спасательные операции.
Танки Т-90С маневрируют и ведут огонь во время демонстрационного показа на полигоне ФКП НТИИМ
         Чем выставка «Оборона и защита-2012» будет отличаться от подобных мероприятий прошлых лет?

        Главная тема выставки «Оборона и защита-2012» - инновационная деятельность в области обеспечения безопасности государства, осуществляемая в рамках проводимого руководством страны долгосрочного курса на инновационное развитие. Особое внимание при организации экспозиции, деловой и демонстрационных программ выставки будет уделено прикладному характеру использования новых технологий, в том числе при возникновении опасных природных аномалий, крупномасштабных техногенных чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также при осуществлении комплекса мер по совершенствованию защиты критически важных объектов инфраструктуры. В дни выставки будет проведена конференция «Лесные пожары: современные технологии и технические средства борьбы с ними». Ведущие специалисты МЧС России, научные и экспертные организации рассмотрят проблемные вопросы и практику обеспечения пожарной безопасности лесных массивов страны. Это особенно актуально для страны сейчас, после всех тех страшных пожаров, что пронеслись по регионам страны, оставив выжженными сотни гектаров леса, лишив крова тысячи людей. Кроме того, в деловую программу выставки войдут координационно-методический совет по защите информации, конференция по совершенствованию системы информирования и оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций, ряд семинаров и презентаций. Еще одним интересным и важным, на мой взгляд, мероприятием станет финал чемпионата Свердловской области по пожарно-прикладному спорту, который будет проходить в третий день работы выставки.
Танк Т-90С на пробеговой трассе полигона ФКП НТИИМ
         Во время недавнего визита заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина в Нижний Тагил ему была представлена концепция Нижнетагильского учебно-демонстрационного центра вооружения и военной техники. В чем суть проекта?

        Действительно, в рамках своего визита на Урал Дмитрий Олегович посетил наше предприятие. И мы представили ему концепцию создания учебно-демонстрационного центра вооружения и военной техники. Это абсолютно новое, уникальное для нашей страны направление. В настоящее время у корпорации «Уралвагонзавод», а также у многих других предприятий ОПК России, разрабатывающих и выпускающих вооружение, военную технику и боеприпасы, назрела острая необходимость в подготовке специалистов для обеспечения технического сопровождения и эксплуатации вооружения и военной техники, поставляемой на экспорт. Требуется также проведение комплексных испытаний вновь разрабатываемых и создаваемых образцов вооружения, техники и боеприпасов, особенно с учетом возрастающей их наукоемкости. ФКП «НТИИМ» является межотраслевым научно-исследовательским полигоном. Он утвержден Минпромторгом России ведущей научно-исследовательской организацией ОПК по направлению испытания вооружений, военной техники и боеприпасов. ФКП «НТИИМ» располагает оснащенным испытательным комплексом, высококвалифицированными специалистами. На базе предприятия создан уникальный демонстрационно-выставочный центр, не имеющий аналогов в мире, позволяющий проводить демонстрационные показы боевых и эксплуатационных характеристик вооружения и военной техники. Таким образом, корпорация «Уралвагонзавод» создает учебно-демонстрационный центр с использованием уникальных возможностей научно-исследовательской и испытательной базы ФКП «НТИИМ». Реализация этого проекта преследует достижения нескольких целей. Прежде всего, это обеспечение Вооруженных Сил РФ современным вооружением, военной техникой и боеприпасами с повышенными тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями. А для этого требуется современная испытательная база и организация ускоренной подготовки специалистов для технического сопровождения поставляемой Министерству обороны России техники. Вторая не менее важная задача - теоретическое и практическое обучение иностранных специалистов обслуживанию и боевому применению продукции военного назначения, поставляемой Россией на экспорт. А за счет проведения целевых показов, а также демонстраций во время проведения международных выставок будет достигаться еще одна цель - более высокая эффективность предоставления потенциальным заказчикам российского вооружения, военной техники и боеприпасов информации об интересующих их образцах.
ЗРПК "Тунгуска-М1" ведет огонь по наземной цели во время демонстрации на выставке REA-2008
         Наиболее узкое место при проведении нижнетагильских выставок - недостаток соответствующей инфраструктуры для их участников и гостей. Что предполагается сделать для ее развития при создании Нижнетагильского учебно-демонстрационного центра вооружения и военной техники?
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 завис над полигоном ФКП НТИИМ
         Вы правы, недостаток соответствующей инфраструктуры чувствуется. Но из года в год мы работаем над решением этой важной задачи, и постоянно наблюдается положительная динамика. Так, в прошлом году мы закончи реконструкцию смотровых площадок, модернизировали трибунный комплекс. В рамках создания учебно-демонстрационного центра планируется осуществить целый комплекс работ. Будет реконструирован ряд объектов испытательной, прозводственной и демонстрационной базы, в том числе ПП «Северный» - для создания современной системы обеспечения безопасности и контроля доступа представителей предприятий, участников демонстрационных показов и посетителей выставок. Модернизации подвергнется и полевой информационный центр с измерительным комплексом, диспетчерской рубкой со средствами связи, видеорегистрации и всепогодным наблюдательным пунктом. Тут нельзя не сказать, что эффективность работы выставочного центра можно добиться только при улучшении и развитии инфраструктуры самого Нижнего Тагила. И здесь предполагается осуществление целого комплекса мероприятий. Подвергнутся реконструкции автодороги и магистрали. Будет построен культурно-развлекательный комплекс «Новые Ключики». Планируется значительно увеличить существующий гостиничный фонд. Будет построен новый гостиничный комплекс на 500 мест «Корабельный мыс». Санаторий «Руш», который сейчас, пожалуй, наиболее востребован гостями и участниками выставок, тоже будет реконструирован и расширен. Одной из приоритетных инфраструктурных задач учебно-демонстрационного центра станет создание на базе аэродрома «Салка», расположенного в семи километрах от Нижнего Тагила, современного аэропорта.
На испытательной трассе ГДВЦ ФКП НТИИМ САО 2С19М1-155 "Мста-С"
         Означает ли создание центра прекращение проведения выставок RussianExpoArms и «Оборона и защита»?

        Конечно, нет. Более того, образование центра значительно улучшит инфраструктуру, необходимую для проведения выставок на современном уровне. Тот комплекс мероприятий, который предполагается реализовать в рамках создания учебного центра, позволит совершенствовать демонстрационную составляющую выставок. И, что немаловажно, будут подготовлены комфортные условия для приема гостей, участников и посетителей нижнетагильских выставок. По словам Дмитрия Олеговича Рогозина, «это будет главный центр в России по испытанию бронетехники и боеприпасов и главный демонстрационный центр, где мы будем проводить крупные международные встречи».  
Представление Дмитрию Рогозину Нижнетагильского учебно-демонстрационного центра ВиВТ

СБА-60К2 Булат на выставке RDE-2012

Специальный бронированный автомобиль 

СБА-60К2 Булат 

на выставке RDE-2012 

Специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 «Булат» разработан корпорацией «Защита» с использованием узлов и агрегатов автомобиля КамАЗ-5350. Предназначен для перевозки и защиты личного состава, а также для монтажа различного вооружения или оборудования. Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от -45 до +50 °С. Бронеавтомобиль соответствует требованиям Министерства обороны Российской Федерации к автомобилям данного класса. Его бронированный корпус обеспечивает противопульную защиту личного состава по периметру по 6 классу ГОСТ Р 50963-96. Защищенными являются: весь периметра салона, крыша, днище, моторный отсек. В окнах используется защитное многослойное бронестекло типа СЗМ.