пятница, 5 октября 2012 г.

Криворучки в разработке дизелей не нужны

http://andrei-bt.livejournal.com
Никто уже не строит иллюзий по вопросам чудесных достижений в области производства боеприпасов для танков, они находятся на уровне начала 80-х годов, и не способны обеспечивать поражение танков зарубежных стран.
Даже их устаревшие показатели бронепробиваемости не полностью соответствуют действительности. СУО уже давно закупается в Белоруссии с ключевыми компонентами, поставляемыми из Франции. Отставание продолжается, и чудес ожидать не стоит.
В вопросах бронирования российских танков существует критическое отставание, все так же применяется устаревший подход без применения модульной структуры бронирования и динамическая защита на основе устаревших принципов.
По сути, после того как в Н. Тагиле в 70-е годы, в угоду личным амбициям бездарных конструкторов и кабинетных интриганов создали «танк аналог» ничего нового не было создано.
(Прим. Т-72 является аналогом Т-64 и при схожей идеологии конструктивно полностью от него отличается).
Кроме ряда не особенно удачных модернизаций танка Т-72, которые получили благодаря Ельцину название Т-90, преуспели разработчики разве что в продавливании своих устаревших изделий и уже давно надоевшими пустыми лозунгами про «не имеющий аналогов в мире, летающий танк Т-90».
Выше были упомянуты устаревшая броня, СУО, боеприпасы. Но «сердцем» танка является МТО – двигатель и трансмиссия.
В этом вопросе в РФ ситуация наиболее сложная, и эту ситуацию в УВЗ и МО РФ вероятно осознают на самом высоком уровне.
В то же время, есть ряд прожектов, которые вытягивают из страны время и деньги без вероятности позитивного результата.
Те же прагматичные китайцы закупают двигатели в Украине (дизели серии 6ТД) и осуществляют лицензионное производство германских танковых дизелей, не пытаясь изобретать очередной «золотой» велосипед с квадратными колесами.
Это позволяет Китаю серийно производить танк «Тип-99-2», который по основным показателям превосходит недавно появившийся «Т-90СМ», который существует только как экспонат для выставок.
Российское руководство уже давно осознало неспособность отечественных предприятий обеспечить требуемый результат, это прекрасно видно по закупкам во Франции кораблей типа «Мистраль» и многолетней эпопеи с неудачными попытками переделки ТАКР «Горшков» в авианосец.
Попытки применения современной трансмиссии на танке Т-90 осуществляются уже давно, это отработанная и конкурентоспособная система, аналоги которой в РФ находятся в зачаточном состоянии.
При этом даже самые «верные» заказчики Т-90 уже откровенно недовольны предоставляемыми им «протухшими» технологиями 50-летней давности и ищут варианты установки современного двигателя.
Все вялые протесты против применения зарубежных решений являются очередным «надуванием мыльных пузырей» и попытками выкачивать деньги из богатенького заказчика (МО РФ).
При этом МО РФ на сказки не особенно реагирует и ищет варианты сотрудничества в области двигателестроения с Францией (см. сайт ТМЗ).
Конечно, можно по разному расценивать ориентирование МО РФ на французских производителей трансмиссии и двигателей, когда та же Украина обладает конкурентоспособными технологиями мирового уровня в данной области, которые закупаются зарубежными странами.
Но, уж лучше во Франции, чем сидеть «на печке» с прославленным старичком В-2 (В-92) созданным в 30-е годы в Харькове и созданной там же в 60-е трансмиссией.
                  Трансмиссия французской фирмы SESM (группа компаний RENK, ФРГ) для танков Т-72 (Т-90).

Пора уже без лишних понтов признать ряд фактов отставания, который существуют, и ту ситуацию, которая сложилась.
В свое время в СССР при руководстве И. В. Сталина не стеснялись учиться и перенимать чужой опыт, а с криворукими вредителями разговор был короткий, не смотря на их патриотическую риторику.
По «щучьему веленью и чьему-то хотенью» как в известной сказке трансмиссии и двигателя не получатся, это работа многих десятилетий, которые, как и в других областях, были бесполезно потеряны. Так что стоит только поддержать руководство МО РФ в поисках выхода из сложившейся ситуации. Отечественные криворучки не нужны, только по той причине, что они местные, нужен результат.

Gur Khan: вот такой вот очередной "высер на любимую тему" случился сегодня у г-на Тарасенко. Как то я уже к ним попривык, внимание особо не обращаю. И то ладно, что лично меня не трогает. Только вот из чувства чисто спортивного интереса, мне любопытно, когда все таки "Уралвагонзаводу" надоест умываться этим дерьмецом, транслируемым на весь мир?

Замгендиректора "Уралвагонзавода" поймали на мошенничестве

 Чебоксарах по подозрению в мошенничестве задержан заместитель генерального директора "Уралвагонзавода" Семен Млодик. Об этом 5 октября сообщает агентство ИТАР-ТАСС.
Дело, фигурантом которого стал Млодик, было возбуждено в апреле 2012 года. Речь идет о хищении акций ООО "Промтракторвагон" общей стоимостью 273 миллиона рублей. По версии следствия, Млодик совершил хищение в 2006 году, когда был председателем совета директоров "Промтракторвагона".
Адвокат Алексей Цаплин, представляющий интересы потерпевшего предприятия, сообщил журналистам, что Млодик не признает своей вины.
27 сентября агентство InfoLine сообщало, что Ассоциация менеджеров и издательский дом "Коммерсантъ" включили Млодика в XIII ежегодный рейтинг ведущих менеджеров России. За несколько месяцев до этого он был включен в список "Индустриальная элита России - 2012", составленный деловым интернет-порталом "Управление производством".
На "Уралвагонзаводе" работал начальником цеха Игорь Холманских, который 15 декабря 2011 года во время "прямой линии" с Владимиром Путиным, намекая на митинги оппозиции, пообещал "с мужиками" "выйти и отстоять свою стабильность, но, разумеется, в рамках закона". В мае 2012 года Путин назначил Холманских полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе.
Лента.ру

На просторах Евразии властвует Т-90

Двадцать лет назад на вооружение был принят первый российский танк

2012-10-05 / Сергей Викторович Устьянцев - кандидат исторических наук, научный редактор отдела по связям с общественностью ОАО "Научно-производственная корпорация "Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э.Дзержинского". Дмитрий Геннадьевич Колмаков - ведущий конструктор ОАО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения".

вооружение, танки, опк / Танк Т-90МС. Фото предоставлены корпорацией «Уралвагонзавод»
Танк Т-90МС.
Фото предоставлены корпорацией «Уралвагонзавод»
В последние годы отечественной бронетехнике как-то не везет с рекламой. Еще бы, с публичной критикой основного боевого танка (ОБТ) Т-90А не раз выступали высшие руководители военного ведомства. Его называли то «хорошей, глубокой модернизацией танка Т-34», то «17-й модификацией советского Т-72».
Первый случай в опровержении не нуждается: «тридцатьчетверку» и Т-90А разделяют не только более половины столетия, но и принципиально разные концепции. Что касается узлов и агрегатов, то на преемственность может претендовать лишь дизельный двигатель. Но и он за это время в два с лишним раза увеличил мощность. На тему же Т-72 мы поговорим позже.

РОЖДЕНИЕ Т-90

Тем не менее кое-что общее между лучшим танком Второй мировой войны Т-34-85 и современным Т-90 действительно есть. Они не просто появились в одном и том же Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) и выпускались на Уралвагонзаводе. Обе машины изначально «заточены» не на демонстрацию мощи, но для высокоманевренного боя с равным или даже более сильным врагом на обширных театрах военных действий.
Вся линейка появившихся в Нижнем Тагиле танков – от Т-34-85 до Т-90 – не блистала паспортными данными, особенно на фоне «наворотов» заокеанских либо германских изделий. Новации на тагильской технике внедрялись осторожно и лишь по мере достижения почти абсолютного уровня надежности. И наоборот: количество старомодных, хотя и безотказных узлов часто вызывало недовольство «продвинутых» пользователей.
Так что в талантах действовать на обширных территориях со слабой инфраструктурой либо при полном ее отсутствии танк Т-90 действительно является прямым потомком Т-34-85. Эту генеральную линию УКБТМ выдерживает вне зависимости от персоналий. Напомним, что разработка «девяностого» началась при главном конструкторе Валерии Венедиктове. Принятие машины на вооружение, начало серийного производства, выход на мировой рынок вооружений – заслуга возглавившего КБ в 1987 году Владимира Поткина. Завоевание рыночных позиций и новое развертывание поставок российской армии состоялись в 1999–2011 годах при главном конструкторе Владимире Домнине. Представление стране и миру последней модификации «девяностого» – танка Т-90МС – совершил назначенный главным конструктором в 2011 году Андрей Терликов. Особо отметим, что вплоть до недавнего времени непосредственным руководителем проекта Т-90 являлся заместитель главного конструктора Николай Молодняков.
Официально к созданию танка «объект 188» специалисты УКБТМ приступили согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР №741-208 от 19 июня 1986 года. Фактически же все начиналось еще в первой половине 1980-х, причем не только на бумаге. Дело в том, что танкостроители Нижнего Тагила не пользовались особой поддержкой Министерства оборонной промышленности СССР и особенно его главного куратора Дмитрия Устинова. Последний всю свою любовь отдавал сначала харьковскому Т-64, а затем созданному в Ленинграде газотурбинному Т-80. И тагильчанам, представляя на вооружение Т-72, а затем Т-72А и Т-72Б, приходилось каждый раз доказывать возможность дальнейшей их модернизации.
Первые корпуса новой машины были заложены уже в апреле 1988 года. Конструкторы, по словам Владимира Поткина, вложили в нее весь опыт испытаний и войсковой эксплуатации «семьдесятдвоек». А также лучшее из того, что предлагали оборонные институты страны: усиленную комбинированную броню в сочетании со встроенной динамической защитой, комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш», прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и даже как вариант отечественный тепловизионный прицел. Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» позволил увеличить дальность огня до 5000 м по целям, движущимся со скоростью до 70 км/час. В отличие от Т-72Б «объект 188» мог стрелять ракетой на ходу со скоростью до 30 км/час. Впервые в мире на машине был установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1. Разработчики защиты пришли к выводу, что самый лучший способ отражения «умных» боеприпасов – вообще не допускать их попадания.
В январе 1989 года четыре танка вышли на государственные полигонные испытания. В течение полутора лет они обкатывались в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях СССР, а также на полигоне Уралвагонзавода. В 1999 году участники эпопеи, офицеры-танкисты Дмитрий Михайлов и Анатолий Бахметов опубликовали в № 4 журнала «Танкомастер» интереснейшие воспоминания об этих событиях. Мы же отметим лишь один существенный факт: в «паспортах» записывались те показатели, которые танки выдавали не в усредненных, но в самых скверных условиях. В обычной же ситуации из них выжимали гораздо больше. К примеру, запас хода по шоссе на одной заправке достиг 728 км вместо 600 по документам.
27 марта 1991 года совместным решением министерств обороны и оборонной промышленности СССР «объект 188» был рекомендован для принятия на вооружение. Однако политическая неразбериха отложила окончательное решение. С мертвой точки дело сдвинулось после приезда на Уралвагонзавод в июле 1992 года первого президента РФ Бориса Ельцина. Он осмотрел танк, а уже 5 октября вышло постановление правительства РФ №759-58 о принятии его на вооружение под названием «Т-90» и о разрешении продажи за рубеж экспортного варианта Т-90С.
Вообще-то, танк должен был стать «Т-72БМ», то есть «Т-72Б модернизированным». Чаще всего появление Т-90 приписывается желанию Ельцина иметь «первый российский танк», против чего не возражали ни руководство УКБТМ, ни председатель государственной комиссии Николай Шабалин. В конце концов, новая машина – это более престижно, чем очередная модернизация.
Однако тем самым была порождена ведущаяся до сих пор дискуссия – является ли Т-90 модернизацией Т-72, либо это действительно новый танк. Генетическое их родство очевидно. А с другой стороны, накопленные количественные изменения привели к созданию нового качества. Напомним, что американские ОБТ М60А1 и М1 разделяют 18 лет – первый появился на свет в 1962 году, а второй – в 1980 году. По военно-техническому уровню (ВТУ) «Абрамс» в 2,65 раза превосходил предшественника и справедливо рассматривается как представитель нового поколения боевых машин. Т-90 принят на вооружение через 19 лет после Т-72 и его коэффициент ВТУ выше в 2,3 раза. Многовато для обычной модернизации, не правда ли?
До конца 1992 года Уралвагонзавод выпустил 13 танков установочной серии, основное же производство началось в 1993-м. Тагильчане внимательно следили за службой своих «питомцев»; известия только радовали. Российские танкисты, которым посчастливилось иметь дело с танками Т-90, давали самые высокие отзывы. Старший прапорщик С.Шклярук, ранее имевший дело со многими советскими и российскими танками: «Это самая надежная из всех известных мне машин. Сколько проблем испытывали мои коллеги с газотурбинным двигателем! Особенно на песчаной местности. А этой машине хоть бы что! Ни холод, ни жара не страшны. Ее вовремя грамотно обслужи, отрегулируй – годами горя не будешь знать. Вот с этой машиной мы уже пятый год вместе. Около 5000 км прошли. Единственное, что пришлось поменять – форсунки». Младший сержант Д.Домброван: «Она настолько умная, что даже исправляет ошибки неопытного механика-водителя. Передачу в непоследовательности переключить не позволит, забыл, что у тебя подогреватель работает – отключит, недостаточный уровень смазки – зуммером в шлемофоне напомнит».
В 1995 году несколько танков Т-90 участвовало в боевых действиях в Чечне и оказались практически неуязвимыми для противотанковых средств сепаратистов. Вспоминает наводчик Сергей Горбунов: «Снаряды застревали во встроенной защите, а в броню не входили. Система активной защиты молниеносно реагирует: Т-90 поворачивает пушку в сторону опасности и дымоаэрозольным облаком закрывает себя».
Всего вплоть до 1995 года было построено, по данным открытой печати, около 250 машин, включая несколько принятых на вооружение через два года после основного варианта командирских. На этом деньги и желание покупать новое оружие у российского государства иссякли, несмотря на войну в Чечне.

Руководитель работ по созданию Т-90 Николай Молодняков.
 
Генеральный директор – главный конструктор Владимир Домнин.
 
Начальник – главный конструктор УКБТМ Владимир Поткин.
 
Генеральный директор – главный конструктор УКБТМ Андрей Терликов.

ИНДИЙСКИЙ ВАРИАНТ

Единственным способом сохранить потенциал танкостроения в Нижнем Тагиле оставался экспорт. К сожалению, основная заслуга в его организации принадлежит не специализированным учреждениям, а производителям – Уралвагонзаводу и УКБТМ. Более того, московские чиновники активно препятствовали выходу Т-90С на международные выставки вооружений. Тагильчане были готовы показать его уже в 1993 году в ОАЭ, однако Департамент оборонной промышленности разрешил вывезти только Т-72С. И так продолжалось в течение пяти лет. А когда в 1997 году все же было получено «добро» на демонстрацию Т-90С в Абу-Даби, то кто-то «забыл» предоставить информацию организаторам мероприятия. В результате танк, реально участвовавший в показах на выставке IDEX'97, так и не был включен в ее официальную программу.
Но именно здесь с Т-90С впервые познакомилась военная делегация Индии. Машина в целом понравилась, хотя было понятно, что вновь изготовляемая техника должна отвечать не только текущим представлениям, но и оставаться конкурентоспособной в течение всего жизненного цикла. Индийские военные потребовали дополнительной доводки танка и после нее – самых тщательных испытаний в Индии с местными экипажами.
К счастью, в УКБТМ уже имелись отработанные узлы и идеи. Собрав скудные денежные ресурсы, УКБТМ, Уралвагонзавод и ЧТЗ спешно изготовили в 1998 – начале 1999 годов три опытных машины. На них были установлены новые дизели В-92С2 мощностью 1000 л.с., усовершенствованная ходовая часть, система управления огнем с различными вариантами тепловизионных прицелов. Одну из машин оснастили сварной башней. Она при большем внутреннем объеме имела по сравнению с литой лучшую защиту и меньшую на 35 мм высоту.
Весной 1999 года машины обкатывались и проверялись на тагильских полигонах. Главный конструктор Владимир Поткин чувствовал себя плохо, но крепился и отмахивался: «Отправим изделия – пойду к врачу». 11 мая 1999 года заводские проверки были завершены, а 13 мая Владимир Иванович умер. 17 мая три танка Т-90С выехали на трейлерах в аэропорт «Кольцово».
Испытания в Индии проходили в пустыне Тар. Температура окружающего воздуха доходила до 55 градусов Цельсия, танки были едва видны в клубах пыли. Но заявленные параметры удалось выдержать и даже превзойти. Максимальная скорость оказалась 65 км/час вместо 60 км/час по документам. А мощность двигателя индусы, заменив российское масло британским, оценили в 1100 л.с. Под впечатлением испытаний военный атташе при посольстве Индии в Москве бригадный генерал Д.Сингх заявил: «По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания».
Во второй половине 1990-х годов новые Т-90С прошли еще более суровую проверку – войной в российском Дагестане. В начале второй чеченской войны наша армия столкнулась с острой нехваткой исправной бронетехники. Поэтому около десятка машин из партии, подготовленной для Индии, было переправлено в Дагестан. Позднее о результатах сообщил журнал «Экспорт вооружений» (№ 3, 2002): «Во время боев в Кадарской зоне один Т-90 в ходе боя получил семь попаданий гранат РПГ, но остался в строю. Это показывает, что, будучи укомплектован по штатной схеме, Т-90С является наиболее защищенным из всех российских танков».
15 февраля 2001 года был подписан контракт о поставке в Индию 310 танков Т-90С. По признанию участника событий Николая Молоднякова, он «вывел танковую промышленность России из тупика, позволил вдохнуть новую жизнь в предприятия отрасли». 124 танка собирались в Нижнем Тагиле, а остальные – шли в Индию в виде машинокомплектов. По сообщениям СМИ, первый Т-90С сошел с конвейера завода в г. Авади в начале 2004 года.
Опыт эксплуатации и, по некоторым данным, боевого применения российской техники оправдали все возлагавшиеся на нее ожидания. Руководство Индии приняло решение о перевооружении «девяностыми» 21 танкового полка. Поэтому в конце 2007 года был подписан второй контракт – на 347 машин (124 тагильской сборки и 223 машинокомплекта). В мае 2009 года он был дополнен соглашением о поставке еще 50 машинокомплектов. А еще раньше, в 2006 году, появилось межправительственное соглашение о лицензионном производстве в Индии до 2019 года 1000 танков Т-90С. К концу 2008 года российская сторона завершила передачу технологий, а в августе 2009 года в войска поступили первые 10 машин, полностью построенных на территории Индии.
Вслед за Индией танки Т-90С приобрели и другие страны – Алжир, Туркмения, Азербайджан, Уганда. В итоге тагильское изделие оказалось самым продаваемым вновь изготовленным ОБТ мира 2001–2010 годов. За рубеж отправились более тысячи машин! Рыночная ниша Т-90С уникальна. Он несравнимо лучше представленных к продаже недорогих танков устаревших типов, но в разы дешевле новейших ОБТ американского, германского, французского либо британского производства – при сопоставимом с ними ВТУ. Цифры продаж являются лучшим опровержением то и дело мелькающих в отечественных СМИ рассуждений о завышенной цене тагильской продукции.
Т-90С образца 1999 года породил прецедент, ранее в отечественном танкостроении немыслимый: экспортная машина стала основой ОБТ для российской армии. В 2004 году УКБТМ и Уралвагонзавод вновь получили государственный оборонный заказ. 15 апреля 2005 года указом Президента РФ был принят на вооружение и в серийное производство танк Т-90А – со сварной башней, 1000-сильным двигателем, а начиная с 2006 года – и с тепловизионным прицелом. Всего до 2010 года, по данным открытой печати, вооруженные силы получили около 290 машин. Не много, но необходимо учитывать, что в эти же годы гораздо большее количество старых танков Т-72Б вернулось на Уралвагонзавод и было модернизировано до уровня Т-72БА. В этой унифицированной с Т-90А и приближающейся к нему по ВТУ машине также просматривается влияние «индийского» Т-90С.
О другом важном последствии массовых продаж Т-90С за рубеж широкая публика узнала в 2011 году. Полученные доходы позволили теперь уже объединенным в научно-производственную корпорацию УКБТМ, Уралвагонзаводу, ЧТЗ и артиллерийскому заводу № 9 в кооперации с другими предприятиями и учреждениями России и Беларуси создать новую модификацию «девяностого»: танк Т-90МС. Подробные его характеристики представлены в журнале «Арсенал» (№ 5, 2011). Мы не будем их повторять и ограничимся параметрами, выгодно отличающими модернизированное изделие.
Усовершенствованный пакет лобовой многослойной брони вкупе со съемным модулем динамической защиты «Реликт» гарантирует от поражения самыми мощными современными противотанковыми средствами.
Штатная защита бортов и кормы не пробивается ручными противотанковыми гранатами. Западные танки достигают подобного уровня лишь на специальных «городских» модификациях, не способных из-за избыточного веса действовать на пересеченной местности.
Уникальная система электромагнитной защиты предохраняет танк от мин с магнитными взрывателями.
Конструкция башни и объем боевого отделения делают возможной установку и серийного 125-мм орудия повышенной точности 2А46М-5, и вновь разработанной заводом № 9 пушки того же калибра, по дульной энергии превосходящей все современные танковые системы.
Впервые в истории отечественного танкостроения Т-90МС по меньшей мере не хуже самых продвинутых танков мира в средствах поиска и скорости наведения на цель, в возможностях поражения ее первым выстрелом и даже в командной управляемости. Вот некоторые системы, обеспечивающие это:
– высокоавтоматизированная всепогодная СУО в составе многоспектральных прицела наводчика, панорамного прицела командира с цифровым баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы, причем в СУО интегрирована боевая информационно-управляющая система тактического звена;
– автомат сопровождения цели;
– средства навигации с приемоиндикаторной аппаратурой ГЛОНАСС/GPS;
– современные средства связи с аппаратурой шифрования и т.д.
Но самое важное заключается в том, что оснащенное этой сверхсовременной электроникой и усовершенствованным автоматом заряжания боевое отделение вместе с новой башней и модернизированной пушкой образуют модуль, который может быть установлен на любой тагильский ОБТ. Иначе говоря, при возникновении угрозы территориальной целостности России с помощью этого модуля будет резко увеличен ВТУ всего наличного парка – от первых «семьдесятдвоек» и до Т-90А, причем за относительно короткое время и при умеренных затратах. Об этом сегодня должны помнить любые потенциальные противники нашей страны.
Рыночные перспективы танка Т-90МС, как показали выставки вооружений 2012 года DefExpo в Дели и Eurosatory в Париже, не вызывают ни малейших сомнений. С вариантом для российской армии полной ясности нет. «Башня» (то есть боевой модуль), по мнению начальника генерального штаба ВС РФ генерала армии Николая Макарова, военных полностью устраивает. Но все, что ниже – двигатель, трансмиссия, подвеска – новейшим требованиям не соответствует.
Действительно, дизель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. и механическая планетарная трансмиссия танка Т-90МС, даже облагороженные автоматом переключения передач и информационно-управляющей системой шасси, смотрятся несколько старомодно на фоне газотурбинного двигателя в 1500 л.с. и гидромеханической трансмиссии американского «Абрамса». Есть и более продвинутые системы. Например, на французском «Леклерке» используется малогабаритный дизель с системой наддува «Гипербар» мощностью в те же 1500 л.с., трансмиссия с гидрообъемной передачей и гидропневматическая подвеска.

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ

Вся эта сложнейшая машинерия введена для увеличения подвижности танков. Последняя складывается из множества показателей, но гениальный советский конструктор Александр Морозов сумел свести их к одной короткой фразе: «Способность быть в нужное время в нужном месте».
И вот здесь выясняется, что бесплатный сыр бывает только в мышеловках. На выставках вооружений и маневрах в благостном европейском климате западные ОБТ действительно смотрятся великолепно. Но при современном уровне технологий гидромеханическая трансмиссия по своим массогабаритным характеристикам все равно больше механической. А значит, увеличится масса танка. Следовательно, двигатели в 1500 л.с. становятся не преимуществом, но насущной необходимостью. А их установка вместе с обслуживающими системами также дает дополнительный вес. В итоге боевая масса танков НАТО далеко перевалила за 60 т. Лишь «Леклерки» удержались в категории 50-тонных.
Расплачиваться за приверженность современным технологиям пришлось британским и американским танкистам. После первой (1991) и второй (2003) войн США и союзников против Ирака западные СМИ вещали по поводу «Абрамсов» и «Челленджеров» лишь в степенях превосходных. Однако недавно вышли в свет воспоминания участников событий и обнаружилось, что труд их был тяжким, а результаты – не столь однозначными. Западные исследователи Крис Макнаб и Кевин Хантер собрали и обобщили эти сведения.
Для начала выяснилось, что западные танки неспособны передвигаться по местности, для «семьдесятдвоек» трудностей не представляющей. Макнаб и Хантер сообщают: «Водитель 68-тонного танка «Абрамс»… будет старательно избегать мягких и болотистых грунтов, очень глубокого снега или крутых наслоений подвижной почвы».
Для транспортировки по железной дороге в Латвии одного (еще раз подчеркнем – одного!) танка «Абрамс» пришлось проводить целую инженерную операцию по загрузке и выгрузке на платформу и созданию сложной системы креплений.
В ходе двух военных кампаний в Ираке на маршах в условиях пустыни колонны американской и британской бронетехники приходилось останавливать каждые два часа – промывать воздухоочистители. В Европе те же танки обходились одной операцией в сутки или даже двое. И все равно техническая надежность двигателей и трансмиссий в Ираке оказались не на высоте. Серьезные неисправности появлялись в среднем после каждых 250–300 км пути. В боевых условиях от механических поломок из строя за день–два выходили до половины танков! Но больше всего подвижность американских танковых частей ограничивала прожорливость двигателей. Вновь цитируем Макнаба и Хантера: «Почти 2000 «Абрамсов», задействованных сухопутными войсками, заливали 500-галлонные топливные баки чуть ли не ежедневно. Не считая всего прочего, одно данное обстоятельство значительно затрудняло задачу завершения войны полной победой войск коалиции, что выражалось бы в блокировании дивизиям Республиканской гвардии отступления из Кувейта. Короче говоря, армия США не смогла осуществить запланированное командованием окружение Республиканской гвардии потому, что американские части (совершенно буквально) остались без горючего. Причем это случилось, несмотря на гигантские усилия снабженцев наладить адекватные поставки топлива сухопутным войскам коалиции».
Получается, что американцы не смогли из-за нехватки топлива догнать вооруженные танками Т-72 части иракской республиканской гвардии! А ведь система материально-технического снабжения армии США считается лучшей в мире, и действовала она в почти стерильных условиях – ни партизан, ни обстрелов дальнобойной артиллерии, ни бомбежек. Иракцы же снабжения вообще не имели.
Последствия недостаточной подвижности бронетанковых войск США оказались печальными. Как позднее признавался президент Дж.Буш-старший, при подготовке операции «Буря в пустыне» союзники исходили из того, что Саддам Хусейн, лишенный опоры в виде республиканской гвардии, будет свергнут самими иракцами. Восстания действительно состоялись, но были подавлены вырвавшимися из Кувейта войсками. Чтобы завершить дело, американцам потребовались более десяти лет блокады Ирака и еще одна крупномасштабная военная кампания.
А теперь откройте карту бывшего СССР, а еще лучше – схему транспортных коммуникаций и попытайтесь самостоятельно ответить на вопрос: какие танки будут господствовать на просторах Евразии в случае гипотетического военного конфликта? Западные тяжеловесы либо вездеходные, надежные и неприхотливые Т-90 вместе с модернизированными по их образцу Т-72?
* **
Авторы выражают благодарность Николаю Александровичу Молоднякову и Николаю Алексеевичу Шабалину за предоставленные материалы, без которых настоящая статья не могла бы состояться.
Подробнее: http://nvo.ng.ru/armament/2012-10-05/8_t90.html

Gur Khan: ....хммм! Ну, положим некоторые "пассажи" на совесть авторов...

Виктор Мураховский: модернизированные Т-90 вместе с танками "Армата" еще долгие годы будут обеспечивать безопасность России

 Сегодня отечественные танкостроители отмечают круглую дату: 5 октября 1992 года Постановлением Правительства Российской Федерации №759-58 танк "Объект 188" был принят на вооружение российских бронетанковых войск как "Т-90". Для танка, как для человека, 20 лет - не возраст. Чем стал этот танк для нашей промышленности и для танковых войск? С этим и другими вопросами мы обратились к ведущему эксперту отечественных разработок в области вооружений сухопутных войск, главному редактора журнала "Арсенал Отечества" Виктору Мураховскому.
 
 
 
- Т-90 стал первым российским танком в технологическом плане. Именно на нем пришлось восстанавливать производственную кооперацию, разрушенную после распада СССР, уже в рамках только российского ОПК. Причем, если запуск производства удалось организовать на инерции советских заделов, то дальше начались большие трудности, связанные с резким сокращением финансирования, задержками в зарплате, переводом части финансового оборота в бартер, уходом квалифицированных кадров и т.д. В какой-то момент производство просто встало, танковые цеха УВЗ превратились в пустыню.
 
Однако высокие эксплуатационные и боевые качества Т-90 привлекли внимание индийских военных, которые уже имели большой опыт эксплуатации Т-72. Индийский заказчик был готов платить "живыми деньгами", но просил еще более улучшить характеристики машины. Наши конструкторы во главе с В. Поткиным взялись за эту работу, опираясь на ранее созданные заделы. Ведь, несмотря на скудное финансирование, разработки в УКБТМ никогда не прекращались. В короткий срок был создан танк нового облика - Т-90А, который во многом являлся новой машиной. Модернизационный потенциал, заложенный в конструкцию Т-90, оказался в значительной степени успешно реализован. Для запуска производства Т-90А пришлось провести ревизию "косынки кооперации", приложить значительные усилия по восстановлению танковых цехов УВЗ. Большую роль в этом сыграли губернатор Свердловской области Эдуард Россель, директор УВЗ Николай Малых, начальник ГАБТУ Сергей Маев.
 
- Потенциал модернизации танка ведь еще далеко не исчерпан, Вы согласны с тем, что Т-90 предстоит еще долгая жизнь?
-Дело в том, что модернизированный Т-90С, а тем более модернизированный Т-90А - это выход на новый тактико-технический уровень, нисколько не уступающий крайним вариантам зарубежных танков этого поколения. А по некоторым параметрам и превосходящий их. При этом сохраняются такие "родовые" черты семейства Т-90, как исключительная неприхотливость и надежность в эксплуатации. В рыночных условиях немаловажно, что стоимость модернизации приемлема для многих заказчиков в сравнении с закупкой новых машин.
 
- Т-90 - это еще ведь один из наиболее успешных рыночных продуктов нашего ВПК?
 
-Если брать количественные параметры, то среди сложных образцов ВВТ (самолеты, вертолеты, системы ПВО, БМП, САУ, РСЗО и т.д.) Т-90 - самый массовый экспортный российский продукт военного назначения. Я уверен, что его экспансия на внешних рынках далеко не завершена. Думаю, что в скором времени потенциальные покупатели "распробуют" все преимущества Т-90С модернизированного и большой экспортный потенциал этой машины будет реализован на практике. Этому могло бы заметно поспособствовать и принятие на вооружение российской армии модернизированного Т-90А. Тогда при сравнительно умеренных затратах ВС России могли бы держать в "первой линии" на важнейших стратегических направлениях танки нового поколения семейства "Армата", а соединения на других направлениях и резервы оснастить модернизированым Т-90А. В таком случае мы обеспечим качественное преимущество наших танков в любых конфликтах.

Танку Т-90 - 20 лет!


Двадцать лет назад, 05 октября 1992 года, Постановлением  правительства Российской Федерации №759-58  принят на вооружение российских бронетанковых войск танк Т-90. 
 Будучи принятым на вооружение в смутное и тяжелое для страны время, танк Т-90 стал надеждой на спасение и дальнейшее возрождение российской оборонной промышленности. Время показало - надежды танкостроителей оправдались. Пройдя череду трансформаций, совершенствования и модернизаций, танк Т-90 стал самым коммерчески успешным проектом начала ХХI  века в области бронетанковой техники.
  Российский ракетно-пушечный танк Т-90, воплотивший в своей конструкции передовые научно-технические решения, по совокупности боевых и технических характеристик и возможности ведения современного боя ни в чем не уступает лучшим танкам зарубежных стран, а по ряду существенных параметров их превосходит.
 Для танков серии Т-90 характерны: оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях; исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов; отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья; минимальные затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов. 
   До сих пор заключаются все новые и новые контракты, а с конвейера "Уралвагонзавода" продолжают сходить новые "девяностые".
Слава уральским танкостроителям! 
Слава конструкторам! Слава технологам! Слава производственникам!

На танки Т-90 и Т-72 будут ставить французские двигатели?

 Автомобильный каталог www.autocatalogue.ru в ЖЖ
Как известно, Россия у Франции кое-что закупает из вооружения, военной техники и их компонентов. Про «Мистраль» не писал разве что самый ленивый, про ИК приборы фирмы Thales также много разной информации, да и про вертолёты Eurocopter вовсю пишут. В числе этих пяти "проектов" есть и проект по созданию двигателя для Министерства обороны, в котором участвует ОАО "Тутаевский моторный завод" (ОАО "ТМЗ").

Сразу оговорюсь - почти ни с кем из специалистов по этому поводу не разговаривал... почти. Один очень информированный человек, когда я его спросил о французских танковых двигателях пр-ва ОАО "ТМЗ", сказал примерно так: "Табуреткиным в ходе одной из зарубежных поездок, среди прочего, приглягнулся хранцузский танковый движок, вот его и решили прикупить для российских танков". Так это было или нет - сказать не могу, но по сообщению сайта ОАО "ТМЗ", от 10 мая 2011 г., "...генеральный директор ОАО "ТМЗ" Валерий Жуков, главный инженер Владимир Щаников и главный конструктор Олег Прохоров посетили французскую фирму RENK.
Представители этой фирмы еще в марте побывали на ТМЗ. Производитель трансмиссий RENK имеет поручение от Рособоронэкспорта к 1 декабря представить силовую установку для танков Т-90 и Т-72. Среди возможных российских партнеров RENK выбрал Тутаевский моторный завод. Переговоры велись с марта. И вот в ходе встречи во Франции были согласованы все технические вопросы изготовления нового двигателя и подписан протокол, согласно которому до конца октября ОАО "ТМЗ" должен будет изготовить опытный образец двигателя."
Следует заметить, что то было в прошлом году, то есть опытный образец двигателя планировалось изготовить до конца октября 2011 г.

Время, между тем, шло... Ближе к новому году, то есть 26 декабря 2011 г., сайт ОАО "ТМЗ" разродился вестью: "В соответствии с поручением Министерства обороны Российской Федерации Тутаевский моторный завод совместно с компанией «Renk France» (Франция) будет вести работу по созданию перспективного силового блока на базе коммерческой модификации двигателя для нужд Министерства обороны РФ.
Целью проекта является повышение технического уровня изделий за счет применения перспективного, конкурентоспособного силового блока, востребованного в том числе в интересах иностранного заказчика. По результатам работы планируется постановка на производство модификации нового двигателя, а также локализация компонентов и в целом трансмиссии в условиях ОАО "ТМЗ".
Напомню, что эта работа началась в середине мая. В ней задействованы конструкторская и технологическая службы, а также производственные подразделения завода. К концу мая следующего года работа по созданию двигателя для Министерства обороны должна быть успешно завершена. По мнению генерального директора ОАО "ТМЗ" Валерия Жукова, задача трудная, но выполнимая.
- Надеюсь, каждый работник завода понимает, какие перспективы откроются перед предприятием, если мы получим заказ на серийное изготовление нового двигателя для Министерства обороны, а в дальнейшем и всего силового блока, - сказал Валерий Константинович. - От каждого потребуется максимум отдачи на своем рабочем месте. Уверен, что наш коллектив приложит все силы для выполнения этой ответственной задачи."


Прошло ещё некоторое время. Очередная новость появилась на сайте ОАО "ТМЗ" 28 марта текущего года: "Россия и Франция реализуют сейчас пять совместных проектов, связанных с оборонными целями, из которых самый масштабный – создание кораблей-авианосцев «Мистраль». В числе этих пяти перспективных проектов есть и проект по созданию двигателя для Министерства обороны, в котором участвует Тутаевский моторный завод. Поэтому на встрече присутствовали генеральный директор ОАО «ТМЗ» Валерий Жуков, главный инженер Владимир Щаников и главный конструктор Олег Прохоров.
Год назад на ТМЗ состоялась первая встреча с нашими французскими партнерами по созданию двигателя для военных целей – фирмой Renk. Однако проект продвигался непросто. Лишь в конце прошлого года удалось подготовить согласованное решение, которое определяло обязанности сторон в его реализации. За это время проведено четыре технических встречи, продуман каждый этап работы. Сегодня создание двигателя находится в завершающей стадии. В конце апреля – начале мая работа над двигателем будет завершена, и он пройдет испытания на нашем заводе. А в конце мая он должен быть отправлен на стендовые испытания во Францию. Представители ТМЗ подтвердили на встрече, что сроки поставки будут выдержаны. В октябре-ноябре двигатель пройдет испытания на полигоне в составе военной техники.
А до этого ему предстоит принять участие в двух выставках – французской и российской. По предложению французской стороны, в начале июня двигатель вместе с трансмиссией фирмы Renk будет представлен на выставке «Евростар» под Парижем, где моноблок могут увидеть лучшие мировые производители. Представители Рособоронэкспорта предложили выставить моноблок на выставке в подмосковном Жуковском с 27 июля по 2 августа.
И российская, и французская сторона делают большие ставки на проект по созданию двигателя. Из пяти проектов этот признали самым подготовленным. Однако его перспективы напрямую связаны с результатами испытаний, которые пройдет наш двигатель. В дальнейшем речь может идти не только о производстве двигателей, но и изготовлении в России трансмиссии, и не исключено, что на площадях Тутаевского моторного завода."


На выставке в Жуковском движка не было. По крайней мере я что-то не помню чтобы его там выставляли. Да и на сайте ОАО "ТМЗ" новостей по этому поводу я не смог найти. Лишь 7 сентября на сайт ОАО "ТМЗ" победно отрапортовал: "На Тутаевском моторном заводе завершена работа над сборкой и испытанием двигателя для Министерства обороны. Через день-два мотор будет отправлен во Францию – в фирму RENK.
Реализация совместного российско-французского проекта, предусматривающего создание силового агрегата с трансмиссией фирмы RENK и тутаевского двигателя, продвигалась непросто. Предварительно состоялось несколько встреч с французскими партнерами, подготовлено согласованное решение с определением обязанностей сторон.
Двигатель до 15 сентября будет отправлен во Францию. На фирме RENK его состыкуют с трансмиссией и подвергнут новым нагрузкам по согласованной программе.
Перспективы этого проекта напрямую связаны с результатами предстоящих испытаний, за их ходом во Франции будут наблюдать представители ТМЗ."



Но вот что непонятно. На прошлой неделе, 24 сентября, генеральный директор ОАО «ТМЗ» Валерий Жуков сообщает (цитирую по сайту ОАО "ТМЗ"): "Кроме того, у нас есть реальная возможность войти в нишу заказов Министерства обороны. Наш макетный образец двигателя отправлен на испытания во Францию. И в Минобороны с интересом ждут результатов испытаний. Конечно, мы тоже с надеждой ждем их."
Позвольте, а как же движки 8461.10, 8491.10, 8492.10, 8424, которые ставят на минские шасси МЗКТ-7930 (применяются в комплексах и системах "Искандер-М", "Бастион", С-400 "Триумф" и др.) и на брянские шасси и тягачи семейства "Вощина-1" (применяются в комплексах и системах "Небо-М", "Гамма-С", С-400 "Триумф" и т.д.)? Или тут вопрос о том, чтобы ОАО "ТМЗ"
Хорошо хоть что вся КД будет у нас (цитирую Валерия Жукова по сайту ОАО "ТМЗ"): - В очередной раз убедился, что светлых голов достаточно, когда делали двигатель для Минобороны. Конечно, большую помощь оказывали конструкторы ЯМЗ, Челябинского тракторного завода. Но основную работу вели наши ребята. Справились прекрасно. Молодцы. Я понял, что мы можем сделать все, что захотим. Сегодня во всех подразделениях остались только лучшие специалисты – золотой фонд завода, уникальные профессионалы. Мы привлекаем к разработке нового продукта западных консультантов, но полная конструкторская документация только в руках наших специалистов. Обучению, повышению квалификации на заводе уделяется большое внимание. Чтобы наш продукт был конкурентоспособен, нужно чтобы конкурентоспособными были специалисты на уровне своей квалификации.
А, кстати, что с локализацией? Тут молчок...

А тем временем есть полностью отечественная разработка - семейство двигателей серии "Т", которое разрабатывает ООО "ЧТЗ-Уралтрак" и входящее в его структуру ОАО «Научно-исследовательский институт двигателей». Журнал "Двигатель" ещё полтора года назад, в номере 2 за 2011 год, организовал утечку - статья вот тут: http://engine.aviaport.ru/issues/74/page39.html
Процитирую начало той статьи: "В настоящее время в России проводится начатая в 2008 г. реформа Вооружённых Сил. За это время в отечественных средствах массовой информации опубликовано большое количество материалов, посвященных этой реформе. Авторы публикаций высказывают своё мнение о качестве различных объектов вооружения и военной техники, сравнивая отечественные ВВТ с зарубежными. Как правило, предпочтение при этом отдаётся последним.
Наибольшее количество материалов на указанную тему посвящено объектам бронетанковой техники. Среди обсуждаемых элементов боевых машин (БМ) находятся: вооружение, защита, средства связи и, конечно, двигатели.
Анализ опубликованных материалов показал, что многие из них весьма субъективны и не отвечают современным профессиональным требованиям к составлению подобного рода оценок такой высокотехнологичной продукции. Тем не менее, будучи опубликованными в печати, они неизбежно влияют на принятие важных решений в рамках реформы. При этом ошибочные отрицательные мнения о качестве отечественной военной техники (ВТ) вызывают затруднения с её дальнейшим развитием, а ошибочные положительные - могут стимулировать её необоснованное развитие.
В настоящей статье приведены данные о разрабатываемом ООО "ЧТЗ-Уралтрак" семействе дизельных двигателей двойного (военно-гражданского) применения - семействе двигателей серии "Т" - в сравнении с зарубежными двигателями аналогичного диапазона мощности и назначения.
Технические характеристики двигателей. В настоящее время выполнены разработки и выпущена опытно-промышленная партия двигателей серии "Т" гражданского назначения (для тракторов и инженерных машин) с перспективой их форсирования для применения в ВТ."

Продолжение тут: http://engine.aviaport.ru/issues/74/page39.html

Итак, немудрено догадаться: табуреткиным отечественные "кулибины" не нужны. Им надо, как и в случае с "Мистралями", чё-нить прикупить за бугром. Доколе это будет продолжаться?

среда, 3 октября 2012 г.

БМП-2М "Бережок"

на выставке, прошедшей в ходе учений "Дон-Антитеррор"
  3 сентября 2012 года в Ростовской области состоялась выставка в рамках Международного совместного оперативно-стратегического учения государств-участников СНГ "ДОН-АНТИТЕРРОР-2012". Среди экспонатов для силовых структур были представлены образцы и информация по легкой бронетанковой, авиационной и ракетной технике. В тот же день состоялись показательные выступления с применением новых образцов.
  Несомненное внимание привлекает модернизированная боевая машина пехоты БМП-2М "Бережок". В настоящее время российскими специалистами по данному варианту производится модернизация парка БМП  Алжира и, по некоторым данным, БМП стоящих на вооружении внутренних войск МВД РФ. На фоне отказа от закупок БМП-3 и модернизации БМП-2, в ожидании "журавля в небе" в виде перспективной БМП "Курганец-25", наблюдаем катастрофическое снижение военно-технического уровня  бронетехники, стоящей на вооружении Сухопутных войск РФ, что особенно наглядно по сравнению со все теми же ВВ МВД РФ.
Несомненным преимуществом модернизационного комплекта "Бережок", разработанного тульским КБП, на ряду с применением современного СУО с тепловизионным каналом и панорамным прицелом, является существенное усиление огневой мощи бронемашины, за счет применения современного мощного и универсального ракетного комплекса, а так же автоматического гранатомета. Стоит отметить, что установка ракет и АГ на "Бережке" произведена более грамотно и обеспечивает бОльшую эффективность, в сравнении с рекламируемой для решения в том числе и антитеррористических задач, машине огневой поддержки БМПТ "Терминатор". В отличие от "Терминатора", на "Бережке" ТПК ракет прикрыты броневыми экранами, предохраняющими дорогостоящие ракеты от случайного повреждения огнем стрелкового оружия и осколков. Конструкция пусковой установки и ее привод проще, а значит дешевле и надежнее. А автоматический гранатомет, расположенный на башне, имеет не только бОльший угол возвышения, но и круговой сектор обстрела. Это не говоря уже об угле возвышения основного комплекса стрелково-пушечного вооружения - 74 градуса против 45град. на БМПТ.  БМП-2М "Бережок" - является мощным и эффективным образцом вооружения как для Сухопутных войск, так и для силовых подразделений сил обеспечения законности и правопорядка, приспособленной для действий в любых условиях.