пятница, 5 октября 2012 г.

Виктор Мураховский: модернизированные Т-90 вместе с танками "Армата" еще долгие годы будут обеспечивать безопасность России

 Сегодня отечественные танкостроители отмечают круглую дату: 5 октября 1992 года Постановлением Правительства Российской Федерации №759-58 танк "Объект 188" был принят на вооружение российских бронетанковых войск как "Т-90". Для танка, как для человека, 20 лет - не возраст. Чем стал этот танк для нашей промышленности и для танковых войск? С этим и другими вопросами мы обратились к ведущему эксперту отечественных разработок в области вооружений сухопутных войск, главному редактора журнала "Арсенал Отечества" Виктору Мураховскому.
 
 
 
- Т-90 стал первым российским танком в технологическом плане. Именно на нем пришлось восстанавливать производственную кооперацию, разрушенную после распада СССР, уже в рамках только российского ОПК. Причем, если запуск производства удалось организовать на инерции советских заделов, то дальше начались большие трудности, связанные с резким сокращением финансирования, задержками в зарплате, переводом части финансового оборота в бартер, уходом квалифицированных кадров и т.д. В какой-то момент производство просто встало, танковые цеха УВЗ превратились в пустыню.
 
Однако высокие эксплуатационные и боевые качества Т-90 привлекли внимание индийских военных, которые уже имели большой опыт эксплуатации Т-72. Индийский заказчик был готов платить "живыми деньгами", но просил еще более улучшить характеристики машины. Наши конструкторы во главе с В. Поткиным взялись за эту работу, опираясь на ранее созданные заделы. Ведь, несмотря на скудное финансирование, разработки в УКБТМ никогда не прекращались. В короткий срок был создан танк нового облика - Т-90А, который во многом являлся новой машиной. Модернизационный потенциал, заложенный в конструкцию Т-90, оказался в значительной степени успешно реализован. Для запуска производства Т-90А пришлось провести ревизию "косынки кооперации", приложить значительные усилия по восстановлению танковых цехов УВЗ. Большую роль в этом сыграли губернатор Свердловской области Эдуард Россель, директор УВЗ Николай Малых, начальник ГАБТУ Сергей Маев.
 
- Потенциал модернизации танка ведь еще далеко не исчерпан, Вы согласны с тем, что Т-90 предстоит еще долгая жизнь?
-Дело в том, что модернизированный Т-90С, а тем более модернизированный Т-90А - это выход на новый тактико-технический уровень, нисколько не уступающий крайним вариантам зарубежных танков этого поколения. А по некоторым параметрам и превосходящий их. При этом сохраняются такие "родовые" черты семейства Т-90, как исключительная неприхотливость и надежность в эксплуатации. В рыночных условиях немаловажно, что стоимость модернизации приемлема для многих заказчиков в сравнении с закупкой новых машин.
 
- Т-90 - это еще ведь один из наиболее успешных рыночных продуктов нашего ВПК?
 
-Если брать количественные параметры, то среди сложных образцов ВВТ (самолеты, вертолеты, системы ПВО, БМП, САУ, РСЗО и т.д.) Т-90 - самый массовый экспортный российский продукт военного назначения. Я уверен, что его экспансия на внешних рынках далеко не завершена. Думаю, что в скором времени потенциальные покупатели "распробуют" все преимущества Т-90С модернизированного и большой экспортный потенциал этой машины будет реализован на практике. Этому могло бы заметно поспособствовать и принятие на вооружение российской армии модернизированного Т-90А. Тогда при сравнительно умеренных затратах ВС России могли бы держать в "первой линии" на важнейших стратегических направлениях танки нового поколения семейства "Армата", а соединения на других направлениях и резервы оснастить модернизированым Т-90А. В таком случае мы обеспечим качественное преимущество наших танков в любых конфликтах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий