Сегодня отечественные танкостроители
отмечают круглую дату: 5 октября 1992 года Постановлением Правительства
Российской Федерации №759-58 танк "Объект 188" был принят на вооружение
российских бронетанковых войск как "Т-90". Для танка, как для человека,
20 лет - не возраст. Чем стал этот танк для нашей промышленности и для
танковых войск? С этим и другими вопросами мы обратились к ведущему
эксперту отечественных разработок в области вооружений сухопутных войск,
главному редактора журнала "Арсенал Отечества" Виктору Мураховскому.
- Т-90 стал первым российским
танком в технологическом плане. Именно на нем пришлось восстанавливать
производственную кооперацию, разрушенную после распада СССР, уже в
рамках только российского ОПК. Причем, если запуск производства удалось
организовать на инерции советских заделов, то дальше начались большие
трудности, связанные с резким сокращением финансирования, задержками в
зарплате, переводом части финансового оборота в бартер, уходом
квалифицированных кадров и т.д. В какой-то момент производство просто
встало, танковые цеха УВЗ превратились в пустыню.
Однако высокие эксплуатационные и
боевые качества Т-90 привлекли внимание индийских военных, которые уже
имели большой опыт эксплуатации Т-72. Индийский заказчик был готов
платить "живыми деньгами", но просил еще более улучшить характеристики
машины. Наши конструкторы во главе с В. Поткиным взялись за эту работу,
опираясь на ранее созданные заделы. Ведь, несмотря на скудное
финансирование, разработки в УКБТМ никогда не прекращались. В короткий
срок был создан танк нового облика - Т-90А, который во многом являлся
новой машиной. Модернизационный потенциал, заложенный в конструкцию
Т-90, оказался в значительной степени успешно реализован. Для запуска
производства Т-90А пришлось провести ревизию "косынки кооперации",
приложить значительные усилия по восстановлению танковых цехов УВЗ.
Большую роль в этом сыграли губернатор Свердловской области Эдуард
Россель, директор УВЗ Николай Малых, начальник ГАБТУ Сергей Маев.
- Потенциал модернизации танка ведь еще далеко не исчерпан, Вы согласны с тем, что Т-90 предстоит еще долгая жизнь?
-Дело в том, что модернизированный
Т-90С, а тем более модернизированный Т-90А - это выход на новый
тактико-технический уровень, нисколько не уступающий крайним вариантам
зарубежных танков этого поколения. А по некоторым параметрам и
превосходящий их. При этом сохраняются такие "родовые" черты семейства
Т-90, как исключительная неприхотливость и надежность в эксплуатации. В
рыночных условиях немаловажно, что стоимость модернизации приемлема для
многих заказчиков в сравнении с закупкой новых машин.
- Т-90 - это еще ведь один из наиболее успешных рыночных продуктов нашего ВПК?
-Если брать количественные
параметры, то среди сложных образцов ВВТ (самолеты, вертолеты, системы
ПВО, БМП, САУ, РСЗО и т.д.) Т-90 - самый массовый экспортный российский
продукт военного назначения. Я уверен, что его экспансия на внешних
рынках далеко не завершена. Думаю, что в скором времени потенциальные
покупатели "распробуют" все преимущества Т-90С модернизированного и
большой экспортный потенциал этой машины будет реализован на практике.
Этому могло бы заметно поспособствовать и принятие на вооружение
российской армии модернизированного Т-90А. Тогда при сравнительно
умеренных затратах ВС России могли бы держать в "первой линии" на
важнейших стратегических направлениях танки нового поколения семейства "Армата",
а соединения на других направлениях и резервы оснастить
модернизированым Т-90А. В таком случае мы обеспечим качественное
преимущество наших танков в любых конфликтах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий