понедельник, 11 февраля 2013 г.

Танк Т-72 с двигателем 5ТДФМА-1 (вариант модернизации)

Текст: п-к Клименко А.С., Березуцкий С.М.
Фото ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод»

Танк Т-72 – надёжная, неприхотливая и эффективная боевая машина. По распространенности он уступает разве что легендарному Т-55. Но на сегодняшний день машины, несущие службу в разных уголках планеты, устарели и морально, и физически. Кроме того, не следует упускать из виду, что изначально Т-72 создавался как единая машина для использования в самых разных климатических условиях – от Заполярья до тропиков. И, с точки зрения здравого смысла, сложно понять, зачем на машинах, отправляемых в Африку, на ошиновке опорных катков стоит морозостойкая резина (кстати – весьма недешевая), но отсутствует кондиционер.
Необходимость наличия кондиционера – требование, влияющее на боеспособность машины в гораздо более высокой степени, чем это принято считать. К примеру – согласно отчету индийских военных, тепловизионная система Catherine французского производства, установленная в танке, не способна «адекватно работать» в тропических условиях и давала многочисленные сбои. В ходе испытаний было установлено, что при достижении температуры внутри танка +50…55°С отмечено «размывание» изображения в прицеле. Причём, зачастую это может привести к необратимым повреждениям аппаратуры: на российских Т-90С, поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера, за четыре года эксплуатации вышли из строя и оказались непригодными к использованию около 80 тепловизоров. Отсутствие эффективной системы кондиционирования воздуха вызывает повышение температуры внутри танка до +60°С и выше, что не только приводит к выходу из строя электронных компонентов аппаратуры, но и физиологически делает невозможной работу экипажа.
За сорок лет, прошедших с момента создания Т-72 существенно повысились требования к динамике современного танка, а, следовательно, и к его энерговооружённости. Кроме того, в результате череды модернизаций вес машины значительно возрос – с 40 тонн на Т-72 «Урал» (объект 172М образца 1975 года) до 48 тонн на чешском T-72M4CZ. Причём процесс увеличения массы танка продолжается. С учётом этих факторов, дальнейшее использование стоящего на большинстве экспортированных Т-72 двигателя В-46-6, представляется анахронизмом – при сохранении существующей силовой установки, достижение необходимых динамических характеристик машины невозможно.
И без того ограниченный, моторесурс танкового двигателя зачастую расходуется для питания электросистем и электропотребителей танка, в условиях когда тот не находится в движении. Более того, при этом вырабатывается значительная часть возимого запаса топлива. В современной мировой «танковой моде» эту проблему решили за счёт применения вспомогательной силовой установки (ВСУ) с мощностью, существенно меньшей, чем мощность танкового двигателя, но вполне достаточной для питания основных потребителей электроэнергии. Однако, в МТО серийной «семьдесятдвойки» просто нет места для установки вышеупомянутого агрегата.


Осмыслив вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что современная модификация танка Т-72 должна иметь двигатель большей, нежели 780 л.с. мощности, но, при этом, достаточно компактный и обеспечивающий возможность размещения в заброневом пространстве машины ВСУ и части узлов кондиционера.
Специалистами ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» в сотрудничестве с ХКБД был реализован проект модернизации шасси танка Т-72Б (объект 184) путем создания нового моторно-трасмиссионного отделения и оснащения необходимым оборудованием. Проведены ОКР, выполнена модернизация образца.


Экспериментальная машина проходит ресурсные испытания. В качестве замены «старичку» В-46-6 предложен широко известный двигатель 5ТДФ, вернее, разработанная ХКБД его новая модификация – 5ТДФМА-1. Мощность новой версии двигателя составляет 1050 л.с.

Схема модернизации моторно-трансмисионного отделения танка Т-72 путём установки двигателя 5ТДФМА-1 с вентиляторной системой охлаждения (коричневым показан энергоагрегат, лиловым – блок кондиционера).


«Изюминкой» двигателей семейства 5ТДФ/6ТД является их способность сохранять мощность при повышении температуры окружающей среды до +55°С. Более того, для двигателей такого типа работа при высоких температурах – это штатный режим. Так например, эксплуатационная рекомендованная температура охлаждающей жидкости (ОЖ) для 5ТДФ составляет 80-90°С, допустимая – до +115°С, кратковременно (не более 1 часа) допустимая до +125° С.
В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72 путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от паразитного редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом.
Для примера: производительность измененной системы охлаждения двигателя повышена на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%. Достигнута 6% экономия топлива.
Созданная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.

пятница, 8 февраля 2013 г.

Восточный военный округ попросил восстановить завод по ремонту Т-80

Газотурбинные танки с Дальнего Востока возят на починку в Санкт-Петербург

Восточный военный округ попросил восстановить завод по ремонту Т-80
Фото: kfss.ru
Командование Восточного военного округа (ВВО) обратилось к Сергею Шойгу с ходатайством восстановить производство на 206-м бронетанковом ремонтном заводе (БТРЗ) в Уссурийске Приморского края. Завод закрыли в 2012 году в рамках военной реформы, и танки с Дальнего востока возят на ремонт в Санкт-Петербург.
В штабе округа «Известиям» заявили, что доклад уже попал в аппарат Шойгу, но реакция министра пока неизвестна.
— Мы подробно расписали фактическое состояние бронетанкового парка ВВО, количество и номера единиц бронетехники, сроки их выхода из эксплуатации и оставшийся ресурс. Если не восстановить 206-й БТРЗ, то к следующему году безвозвратно выйдет из строя порядка 30% нашего парка, — сообщил высокопоставленный офицер штаба.
Уссурийский ремзавод являлся дочерним предприятием «Спецремонта», который в свою очередь входит в холдинг «Оборонсервис». Дальневосточные военные указывают, что это был единственный в России завод, в полном объеме ремонтирующий танки с газотурбинными двигателями (ГТД), то есть Т-80 модификаций Б, БВ и У.
На вооружении ВВО состоит более тысячи таких танков, а это почти 80% всего парка бронетехники с ГТД во всех Вооруженных силах. Считается, что для экстремально холодного климата лучше всего подходит газовая турбина, а не дизель.
Решение закрыть завод в Уссурийске было вызвано объединением Дальневосточного и части Сибирского военных округов в новый Восточный военный округ в рамках перехода ВС на новый облик. На территории нового большого округа кроме 206-го оказался 103-й БТРЗ в поселке Атамановка Читинской области. Он обслуживал технику прежних Забайкальского и Сибирского округов.
Реформа предусматривала наличие в каждом округе только одного ремзавода. Руководство «Спецремонта» предпочло сохранить БТРЗ в Атамановке потому, что его обслуживание, эксплуатация и инфраструктурная доступность более эффективны. В штабе ВВО «Известиям» рассказали, что танки отправляют на ремонт через всю страну, в 61-й БТРЗ в Санкт-Петербург, хотя ремонтные мощности там гораздо ниже тех, что были в Уссурийске.
Офицер службы материально-технического обеспечения штаба сказал, что в городе на Неве не могут в полном объеме ремонтировать системы управления огнем и газовые турбины. 
— Понять питерцев можно, в Западном военном округе Т-80 — не основной танк, так как они комплектуются Т-72. Поддерживать ремонтные мощности и держать специалистов для штучных образцов руководство завода не стало. За последние полгода мы отправили туда пять машин, и они до сих пор еще не доехали. Все-таки 9–9,5 тыс. км, — сокрушается он.
103-й БТРЗ специализировался на дизельных Т-62 и Т-72. После создания ВВО там началось строительство цеха по ремонту газотурбинных Т-80. В Атамановке признают, что они столкнулись с большими трудностями. Например, нет специального станочного фонда и приборов для починки сложных узлов и агрегатов в ходовой части и двигателе. В первой половине 1990-х годов Т-80 был снят с производства, поэтому прекратился выпуск этих станков и приборов, а главное, подготовка специалистов.
— Цех уже построен, но мы готовы делать только простой ремонт Т-80. Даже снять и поставить на место двигатель очень проблематично с имеющимся оборудованием. Там ведь сложные узлы и агрегаты, много патрубков, и требуются классные специалисты, — рассказал «Известиям» представитель завода.
Предложения командования ВВО восстановить БТРЗ в Приморье с недоумением восприняли в «Спецремонте». Его сотрудник по Дальневосточному федеральному округу пояснил «Известиям», что решение прежнего руководства Минобороны обосновано тем, что газотурбинные Т-80 подлежат замене на новые дизельные Т-90.
— В ближайшие два–три года замена начнется и в войсках Восточного военного округа. Какой смысл восстанавливать и содержать дорогостоящий БТРЗ с высокотехнологичным оборудованием, если «турбины» идут на списание? — недоумевает он.
За прошедшее с момента закрытия время на Уссурийском заводе произошло значительное сокращение производственных мощностей, часть земель продана и сдана в аренду. На оставшейся территории до сих пор высятся несколько сотен остовов танков, БМП и другой гусеничной техники, так и не утилизированных в свое время.
Источник.

Gur Khan: а мне вот интересно, о какой замене Т-80 на Т90 говорят в "Спецремонте", если на те же ближайшие "два-три года"  закупок Т-90 для армии Российской Федерации просто не предусмотрено. Более того, закупок Т-90 не предвидится и в перспективе, ибо в программу "2020" заложена закупка танков нового поколения "Армата". Последних же еще нет и неизвестно когда появятся. В этой связи беспокойство руководства ВВО вполне обоснованно. Другое дело, что оно почему-то забывает про завод в Омске, на котором собственно и выпускались "восьмидесятки". Ныне же он фактически перепрофилирован под ремонт с модернизацией Т-72 и выпуск боевых машин на шасси тех же Т-72 и Т-90.

среда, 6 февраля 2013 г.

БМД-4М - то что надо ВДВ!

В Курганской области прошли испытания новой боевой машины десанта БМД-4М

Боевая машина, которая надежно защищает экипаж и десант, умеет плавать, вести огонь на ходу с идеальной точностью — все это модернизированная БМД-4. Инженеры и специалисты Курганского машиностроительного завода доводят эту уникальную технику до совершенства. В этом им помогают сами десантники. В среду на предприятие по поручению министра обороны приехал командующий ВДВ Владимир Шаманов, чтобы лично оценить возможности новой машины.

БМД-4 - российская боевая гусеничная плавающая машина. Предназначена для транспортировки личного состава Воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя. Конструкция машины позволяет десантироваться с самолетов c находящимся внутри БМД экипажем.
ТВ "Звезда"

Арзамасский завод сорвал поставки БТР-82

Минобороны потребует многомиллионную неустойку за неполученные бронемашины с электронными «мозгами»

Арзамасский завод сорвал поставки БТР-82
Фото: amz.ru
Между Минобороны и оборонно-промышленным комплексом разгорелся очередной скандал. По информации «Известий» из военного ведомства, жесткие претензии предъявлены Арзамасскому машиностроительному заводу (АМЗ) за срыв поставок двух сотен модернизированных БТР-82 в рамках гособоронзаказа (ГОЗ). Это почти 60% ГОЗ по бронетранспортерам за 2011–2012 годы.
— Срыв гособоронзаказа стал очевиден в конце прошлого года, и мы сразу стали выяснять, в чем дело. Могу только сказать, что по итогам предварительных разбирательств на заводе понесли ответственность ряд руководителей, снят один из замов директора, отвечающий за БТР-82, а также несколько начальников отделов, — сообщил «Известиям» собеседник в Минобороны.
Источники «Известий» указывают, что причиной срыва стал заключенный в прошлом году контракт между заводом и ОАО «Рособоронэкспорт» на поставку БТР-82 и БТР-80 иностранному покупателю. Для кого эти машины, пока не разглашается. Заказ подвернулся внезапно, и АМЗ оказался не готов к повышению объемов продукции. 
Представитель одного из департаментов Минобороны, курирующего обеспечение гособоронзаказа, заявил «Известиям», что рекламации к АМЗ оценены в десятки миллионов рублей. 
— Точный размер неустойки сейчас просчитывается, но за 200 машин будет внушительная сумма. Производители должны чувствовать ответственность за срыв поставок, — говорит он. 
БТР-82 оснащаются мотострелковые бригады Южного военного округа, а также подразделения морской пехоты на Каспии и Черном море. 200 бронетранспортеров — это полный комплект одной мотострелковой бригады нового облика. Поскольку части ЮВО нередко заняты контртеррористическими мероприятиями, то отсутствие бронетехники целой бригады весьма болезненно сказалось на всем округе, подчеркивает собеседник.
Точное количество бронетранспортеров, которые АМЗ должен поставить в войска, он называть отказался, сославшись на закрытость информации. Источник только пояснил, что контракт подписан в 2010 году, и в Сухопутных войсках насчитывается около 250 машин. А по экспертным оценкам, общая численность БТР-82 в Вооруженных силах приближается к 1,5 тыс., около трети из них — новые, остальные переделаны из более старой модели БТР-80.
БТР-82 — это последняя модернизация советской модели БТР-80А. Она вооружена 30-мм автоматической пушкой, имеет более мощный, по сравнению с предшественницей, 320-сильный двигатель КамАЗ, новую радиостанцию, автономные спутниковые навигационные каналы, лазерную активно-импульсную подсветку, которая позволяет командиру обнаруживать противника на дистанциях до 3 км. Тем самым ее ценность в современных локальных конфликтах значительно выросла.
Машина должна полностью заменить 80-ку путем переоборудования или выпуска новых. Следующей основной «лошадкой» Сухопутных войск должен стать перспективный БТР «Бумеранг», который обещан к показу в конце нынешнего года. 
В Военно-промышленной компании, которая управляет Арзамасским машиностроительным заводом, «Известиям» подтвердили, что срыв поставок был, однако не смогли назвать причину из-за секретности. 
— Речь идет о гособоронзаказе, а его параметры секретны. Руководству Минобороны мы об этих причинах доложили, — пояснил представитель Военно-промышленной компании.
Другой источник в ОПК намекнул «Известиям», что срыв поставок вызван загруженностью АМЗ заказами для «Рособоронэкспорта», который продает бронемашины Казахстану и ряду других зарубежных армий. Офицеры технических служб Сухопутных войск называют 82-ку хорошей машиной, но 80-ка, по их мнению, лучше.
— БТР-82 хорошо вооружен, оптика и движок превосходные. Разве что подвесные сидения в десантном отделении непривычны солдатам, особенно в бронежилетах и с оружием. Но 82-й напичкан электроникой, его надо правильно обслуживать. Есть подозрения, что даже офицеры не всегда справятся, не то что солдаты-одногодичники, — сомневается офицер ЮВО. 
Он назвал «дубовым» старый БТР-80, который понятен самому «заторможенному и особо талантливому бойцу». Для реализации потенциала 82-й модели требуются профессионалы, так что с нынешним личным составом лучше бы на «дубовом», резюмирует собеседник «Известий».
Независимый эксперт по истории российской бронетехники Алексей Хлопотов считает, что БТР-82 остается временной мерой, несмотря на все свои современные агрегаты.
— У нас еще разрабатывался БТР-90, но это машина другого, более тяжелого и дорогого класса. 82-й более приспособлен для массовой армии типа советской и неплох для переходного периода, так как отработан, надежен, относительно дешев, хорошо вооружен и защищен. В любом случае войскам необходим «Бумеранг», — заявил он «Известиям».
Эксперт назвал плохим признаком невыполнение оборонкой контрактных обязательств и не увидел чего-то особенного в загрузке АМЗ экспортными поставками в ущерб внутренним. По его наблюдениям, многие покупатели бронетехники в Азии и Африке ставят условием неразглашение до того момента, когда новенькие танки и бронемашины прибудут к местам дислокации.
Начальник управления пресс-службы и информации Минобороны полковник Игорь Конашенков на момент выхода публикации не смог предоставить комментарий.

Источник

Танк Т-90 (Инфографика)


Т-90 – основной боевой танк российской армии. На танке стоит 125-мм гладкоствольная пушка с автоматом заряжания. Кроме того, Т-90 умеет стрелять управляемыми ракетами.  В качестве вспомогательного вооружения установлен пулемет калибра 7,62 мм и зенитная установка калибра 12,7 мм....
ТВ "Звезда"

понедельник, 4 февраля 2013 г.

Анализ поставок Украиною бронетехники в 2005-2011гг.

   Разработка и производство тяжелой и легкой бронетехники в Украине проводится по замкнутому циклу. После завершения одного контракта в 1999 г. на поставку 320 танков Т-80УД в Пакистан, украинские танкостроители участвовали в тендерах на закупку и производство новых танков для Турции, Малайзии и Греции. Однако до 2011 г. попытки продать партии новых танков заканчивались почти безрезультатно.
   Впрочем, как указано в отчетах, размещенных на официальном сайте Государственной службы экспортного контроля Украины, наша страна активно экспортировала бронетехнику. Но большинство экспортируемых в этих годах танков было продано с запасов арсеналов, указывается в книге.
    Из 618 танков, проданных Украиной за период 2005-2011 гг., в 2005 г. было поставлено 62 танка (25 в Азербайджан, 21 в Алжир, 16 в Грузию); в 2006 г. - 38 (20 в Демократическую Республику Конго, 17 в Азербайджан и один в США); в 2007 г. – 151 (77 в Кению и 74 в Грузию); в 2008 г. – 34 (33 в Кению и один в Грузию); в 2010 г. – 216 (115 в Судан, 100 в Демократическую Республику Конго и один в США); в 2011 г. – 117 (72 в Эфиопию и 45 в Судан). В 2009 г. поставка танков не проводилась. При этом пик продаж пришелся на 2010 гг. (рис. 1)
Рис. 1


Наиболее активно Украина экспортировала танки Т-72 (в том числе и Т-72М1 и Т-72Б1). В частности, 78,8% всех проданных за 7 лет танков или 487 единиц составили именно танки Т-72. Так, в 2005 г. было продано 62 Т-72, в 2006 г. - 18, в 2007 г. - 151, в 2008 г. - 34, в 2010 г. - 110, в 2011 г. - 112. При этом в 2005, 2007 и 2008 гг. Т-72 был единственным экспортируемым типом танка. Кроме того, Украина продала 130 танков Т-55 (или 21% от всех проданных) и один Т-80БВ (0,2% всех переданных танков). Столь высокий уровень поставки танков Т-72 можно объяснить тем, что данный танк является одним из самых массовых основных боевых танков второго поколения в мире и хорошо зарекомендовавшим себя. Учитывая, что, по данным The Military Balance 2010, в Украине находилось 1032 ед. Т-72, а также возможности украинских танкостроительных и танкоремонтных предприятий по проведению ремонта и модернизации данных машин, поставка Т-72, при условии наличия платежеспособного покупателя, является наиболее вероятным вариантом экспорта танков. В тоже время, учитывая темпы списания странами-соседями Украины Т-72 и продвижения их на внешнем рынке, а также устаревание техники этот сегмент рынка является высоко конкурентным и стремительно сокращающимся.
Показательным является и региональное деление поставок украинских танков. В частности, основным покупателем танков за последние семь лет стали страны Африки. Пяти африканским странам было поставлено 78,2% всех переданных Украиной танков или 483 ед. (Алжиру – 21 в 2005 г., Конго 20 в 2006 г. и 100 в 2010 г., Кении 110 в 2007-2008 гг., Судану 160 в 2010-2011 гг., Эфиопии – 72 в 2011 г.). Вторым регионом с показателем в 133 танка или 21,5% стал рынок СНГ. Покупателями выступали Азербайджан (42 танка в 2005-2006 гг.) и Грузия (91 танк в 2005, 2007 и 2008 гг.). Два танка (0,3%), предположительно для изучения, было закуплено США.
Необходимо отметить, что в 2011 г. было заявлено о подписании двух крупных контрактов на поставку танков. В частности, в июне 2011 г. было объявлено о подписании контракта на поставку 200 модернизированных танков Т-72. По изначальной информации СМИ, контракт был заключен с министерством обороны Эфиопии общей стоимостью $100 млн. При этом данные Государственной службы экспортного контроля Украины подтверждают страну-импортера и косвенно – условия соглашения, опубликованные в СМИ. В частности, по данным газет «Сегодня» от 25 июля 2012 г., контракт предполагает, что часть танков поставляется в немодернизированном варианте Т-72Б1 с прохождением только капитального ремонта, а другая часть - с серьезной модернизацией по типу Т-72УА1. Данный вариант модернизации разработки Киевского ремонтно-механического завода включает замену двигателя В-84 на харьковский дизельный двигатель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. с сохранением вентиляторной системы охлаждения (также модернизируемой). Таким образом, учитывая наличие танков, необходимость проведения их модернизации, можно предположить, что в 2012-2013 гг. будут проведены поставки оставшихся 128 машин.
Вторым крупным контрактом стал заключенный 1 сентября 2011 г. ГК «Укрспецэкспорт» договор с ВС Таиланда на поставку 49 основных боевых танков «Оплот». Общая стоимость контракта, по данным иностранных СМИ, составляет $240 млн (7,2 млрд бат). Танки будут поставляться с 2013 г.
Таким образом, можно говорить, что по известным контрактам в ближайшее время Украиной будет передано еще 177 машин на общую сумму около $300 млн.
Как указывается в книге, Украина, кроме готовой продукции, также поставляла в указанный период комплектующие. Так, ГП «Завод им.Малышева» в 2009 г. поставило в Китай 62 моторно-трансмиссионных отделений (МТО), имело заказы от Пакистана на поставку запчастей для спецтехники более чем на $2,5 млн. А в 2012 г. было заявлено о достижении договоренности между ГП «Завод им. Малышева» и пакистанской Heavy Industries о поставке пакистанской стороне крупной партии украинских силовых установок с двигателем 6ТД-2 (1200 л.с.) для ОБТ Al-Khalid.
Более востребована на внешнем рынке, по сравнению с танками, легкая бронетехника. Однако количество производителей легкой бронетехники в мире возросло. Лишь на европейском рынке, включая Турцию как страну НАТО, представлено более 30 компаний из 19 стран, способных выпускать боевые бронированные машины различной сложности и комплектации. В таких условиях украинские спецэкспортеры и производители должны продвигать на экспорт действительно новую или существенно модернизированную легкую бронетехнику. Однако высокий спрос позволяет реализовать и гораздо менее конкурентные образцы.
За 2005-2011 гг. Украина смогла продать 776 единиц бронетехники, из которых 38 было экспортировано в 2005 г. (22 - в Грузию, 12 - в Уганду, по два - в Азербайджан и Казахстан); 83 – в 2006 г. (50 - в Ирак, 20 - в Конго, 10 - в Нигерию и 3 - в Азербайджан); 188 – в 2007 г. (110 - в Ирак, 30 - в Нигерию, 29 - в Азербайджан, 10 - в Мьянму, 6 - в Грузию и три - в США); 165 – в 2008 г. (88 - в Чад, 40 - в Грузию, 32 - в Азербайджан, 4 - в Ирак и один - в США); 121 – в 2009 г. (43 - в Чад, 29 - в Азербайджан, 26 - в Ирак, 16 - в Мьянму, 5 - в Грузию и два - в США); 90 – в 2010 г. (71 - в Азербайджан, 14 - в Таиланд, 3 - в Чад и два - в Судан) и 91 – в 2011 г. (34 - в Судан, по 24 - в Ирак и Таиланд, 5 - в США и 4 - в Эфиопию) (рис. 2).
Рис. 2

Наиболее активно Украина продавала БМП-1. В частности, в 2005-2011 гг. было экспортировано 285 машин или 36,7% (2 - в 2005 г., 20 - в 2006 г., 110 - в 2007 г., 95 - в 2008 г., 39 - в 2009 г., 3 - в 2010 г. и 16 - в 2011 г.). Вторым наиболее популярным образцом бронетехники, экспортируемым в данный период, был БТР-70 (поставлено 180 ед. или 23,2%). При этом 18 БТР-70 было поставлено в 2007 г., 57 – в 2008 г., 34 – в 2009 г., 71 – в 2010 г. Третье место занимает БРЕМ (в том числе, БРЕМ-1У), которых было продано 61 шт. или 7,9% (31 - в 2006 г., 4 в 2008 г. и 26 - в 2009 г.), четвертое - БТР-3Е с показателем в 60 ед. или 7,7% всех проданных машин(их было продано 2 в 2005 г., 7 в 2007 г., 8 в 2008, 5 в 2009 г., 14 в 2010 г. и 24 в 2011 г.). Далее по «популярности» следуют: БТР-3 (в том числе БТР-3У, -ЗУН, -3УК, -3УР), которых было поставлено 53 ед. или 6,8%; БМП-2 (27 или 3,5%), МТ-ЛБМш (26 или 3,4%), БТР-4 (-4К) (24 или 3,1%), БРДМ (23 или 3%), БТР-80 (18), БТС-5Б (17) и БМП-3 (2) (рис. 3).
Рис. 3
Основным рынком сбыта бронетехники для Украины был рынок Африки. Странам Африки было поставлено 246 ед. техники или 31,7% всех экспортируемых машин (134 Чаду, 40 Нигерии, 36 Судану, 20 Конго, 12 Уганде, 4 Эфиопии). На втором – рынок СНГ, куда было направлено 241 ед. или 31,1% (166 Азербайджану, 73 Грузии, 2 Казахстану); на третьем – рынок Ближнего Востока (214 ед. или 27,6%, все в Ирак), на четвертом – рынок Азии (64 ед. или 8,2%: 38 в Таиланд и 26 в Мьянму). При этом 11 машин было поставлено в США (рис. 4).
Рис. 4
Самым крупным контрактом последних лет можно считать контракт с Ираком объемом более $550 млн. В рамках контракта в течение 3-3,5 лет Украина должна поставить более 400 единиц бронетехники, в частности БТР-4. А в 2011 г. было заявлено о подписании второго крупного контракта с Таиландом на поставку БТР-3Е. При этом в июле 2012 г. газета «Сегодня» заявила, что партия из 48 БТР-3Е1 по контракту на поставку 233 машины за $270 млн уже готова к отправке.
Украинские предприятия заключали договора и на модернизацию БТР. В 2009 г. ГП «Завод им. Малышева» заключил контракт с Египтом на модернизацию и ремонт 200 гусеничных бронетранспортёров ОТ-62 «Топаз» (аналог БТР-50 чешско-польского производства).
ОАО «Азовмаш», подключенный к программе создания отечественных БТР как производитель корпусов, выполнял и самостоятельные поставки автотопливозаправщиков для аэродромов РФ и Казахстана. Также можно отметить работу ОАО «Днепрошина», производящего шины для БТР-3Е1, и АО «Росава», которое активно экспортирует свою продукцию для силовых и оборонных ведомств ряда стран. Первое предприятие – «Днепрошина» - еще в 2008 г. работало с Matador по выпуску грузовых шин для ОПК стран НАТО. АО «Росава» только в 2011 г. выиграло три международных контракта: тендер МВД Румынии на $550 тыс., тендер МО Турции на $650 тыс., тендер Министерства обороны Сирии на €230 тыс.
Интерес также представляют контракты на поставку комплектующих. Так ГХВП "Спецтехноэкспорт" и Индийская организация оборонных исследований и разработок (DRDO) подписали в феврале 2011 г. контракт на поставку индийской стороне пробной партии украинских двухтактных композитных двигателей 3ТД-2 для индийской бронетехники, что в дальнейшем может способствовать участию Украины в крупных проектах по модернизации техники в интересах Индии.
Интересным можно также считать соглашение с Казахстаном о совместном производстве 100 бронетранспортеров (БТР) украинской разработки на сумму около $150 млн. Учитывая тот фак, что Казахстан активно реализует совместные проекты с целым рядом стран, такой подход дает возможность Украине наравне с другими участниками активно бороться за данный рынок.
Что касается отечественной автомобильной техники, то этот сегмент практически полностью покрывает продукция ХК «АвтоКрАЗ». Машины «АвтоКрАЗа» успешно экспортируются в многие страны мира как самостоятельно, так и как платформы для различных экспортируемых Украиной систем (в том числе - РЛС). Компания традиционно успешно выступает на внешнем рынке. В 2009 г. ХК поставила 272 машины. Из них 12 тягачей КрАЗ-644317 Минобороны Египта, 5 Вьетнаму, 15 КрАЗ-6322 полиции Индонезии, 86 машин в Казахстан; 49 в Узбекистан; 61 в Туркменистан. При усредненной стоимости $60-90 тыс., получаем также значимую сумму в районе $16-24,5 млн только за 2009 г. При этом в 2005-2011 гг. география поставок данной компании была очень широкой, начиная от РФ и Польши и заканчивая Нигерией и Экваториальной Гвинеей.
С полным текстом исследования по поставкам Украиной вооружений и военной техники, а также проведением модернизации различных видов ВВТ можно ознакомиться в книге «Синдикат: оружейный бизнес.ua».

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

MENG-MODEL: новинки в Нюрнберге

       Когда-то давным давно, я был неплохим моделистом. Собирал модели, участвовал с ними в конкурсах и даже занимал призовые места. Был увлечен, одним словом... Однако как это часто бывает, с течением внешних обстоятельств (семья, работа, и прочие "прелести" жизни) этот интерес постепенно начал угасать. Более того, он  трансформировался в нечто иное. Но вот, в один прекрасный день я получил коробку с пластиком от молодой китайской фирмы "MENG-Model", потом еще одну. И знаете что? Ощущения и чувства... Появилось желание тотчас вновь взяться за инструмент и приняться за сборку. Как бы это поточнее и еще более эмоциональнее выразить... ну наверное, это как у импотента вдруг все встало и заработало. Наверное где-то так. Я начинал еще с "НОВО", с заказов через советский посылторг моделей (скорее игрушек) "Огонька". Я помню тот благоговейный трепет перед первым импортным пластиком. Приходилось работать и с эпоксидной смолой, которую кололо или крючило винтом, с "вакухами", с жутчайшим ЛНД. А потом пошла "Хася", "Тамия" - в общем давно считал что ничем меня не удивишь, но вот "Менгам" это удалось. Казалось бы, очередная китайская фирмочка, коих щас расплодилось великое множество. Но, вот, взять к примеру "Трумпетер" - тут и интересные прототипы, и на литниках вроде все красиво выглядит. Но все не то. Или собираемость не в дугу, а чаще всего - откровенные косяки с копийностью. В погоне за ассортиментом, гонят откровенную туфту.  С каким нетерпением моделисты ждали нормальную "шестьдесятдвойку" и что в итоге? Одно разочарование! А вот подход "Менгов" совсем иной, сразу скажу что нравится мне их подход к делу, их претензии на качество и точность. 
К примеру их "Меркава", точнее теперь уже две, ибо уже показана вторая. В след за ранней 3D, вышла "колесница" варианта 3BAZ, да еще с минным тралом. Я не спец по "Меркавам", но мне очень нравится эстетика израильской бронетехники. Мимо не могу пройти. По мне так это сейчас лучшие модели "колесниц". Да, знаю что в И-нете есть отзывы с придирками. Но, честно сказать, кто бы что не говорил, я доверюсь тут только эксперту. А Михаэль Масс, консультировавший "Менг" по "Меркавам" - это действительно эксперт. Или еще один интересный эпизод, от осени прошлого года - презентация французского танка AMX-30 на выставке IPMS в Британии. "Менги" закатили в ангар реальный танчег, рядом поставили стол, разложили на нем отливки и пару собранных моделей - пожалуйста, сравнивайте! 
    В эти дни, конца января-начала февраля, в германском Нюрнберге идет одна из самых крупнейших выставок игрушек и моделей, в частности. "Менги" присутствуют и здесь. Нет, загнать в павильон CAT D9R им никто в Нюрнберге не дал, но вот повесить здоровенный баннер и громко заявить, что "мы сделали этого монстра" - это у них получилось. Вот уж не ожидал, что кто-то в пластике, да еще так качественно и точно будет делать легендарный "Катерпиллер". 
Уже хачууу! Еще раз получил наслаждение любуясь "потрохами" самоходной гаубицы AUF1. С моделью этой гаубицы произошла любопытная история, кроме всего прочего, ярко иллюстрирующая тщательность работы "Менга". Дело в том, что у меня с "Менгом" есть кое какие рабочие контакты, и мы договорились, что на условиях конфиденциальности они будут информировать меня о скором выходе новинок. И вот, в очередном письме, вижу боксарт на французскую самоходку. Помнится AMX-30 и AUF1 когда-то делал "Эллер", но достать эти модели в России было проблематично, да и качество их давно уже не соответствует требованиям избалованных "моделяк". 
И вот "Менг" показывает коробку. Но очень вскоре приходит письмо с извинениями и другой рисунок. Не понимая в чем прикол, задаю вопрос - чем собственно эти два рисунка отличаются? Оказывается, в первом варианте на борту красовалась аббревиатура причастности прототипа к миротворческим силам IFOR, а в коробке, как мне пояснили, более ранний образец, который в этой операции не участвовал - гусеница у него немного иная, поэтому надпись пришлось "смывать". Всем все ясно? Объяснять ничего дополнительно не надо? :) 
Восторги относительно моделей "Менга", впрочем, разделяю не только я. Авторитетный журнал "ModellFan" вполне заслуженно присвоил парочке моделей "Менга" статус "Модель 2013 года", а просто так такие медальки не раздаются! 
Ну а теперь, о том, ради чего собственно начал писать это сообщение - в Нюрнберге "Менг" заявил о своей первой модели российской бронетехники. Ей стала модель бронеавтомобиля ГАЗ-233014 "Тигр". 
Это СУПЕЕЕР! (Простите за эмоциональность.) По слухам, при разработке "Тигра"  использовалась родная "газовская" чертежная документация, оригинальные 3D-модели. Думаю, каких-нибудь "блох" дотошные моделисты все равно смогут поймать, ведь технологически невозможно просто так взять и тупо уменьшить в 35 раз прототип, но в целом, это будет очередной маленький шедеврик! И это только начало серии моделей российской БТТ - знаю что очень скоро "Менг" нас порадует еще большей "вкуснятиной". Вообще, в планах "Менга" российской и советской бронетехнике отведена серьезная роль. Будем надеяться что все они успешно осуществятся. Пожелаем в том "Менг-моделс" удачи!

Обо всех новинках и просто моделях "Менг-моделс"  вы можете оперативно узнавать на их официальном сайте. Правда, есть один нюанс - антивирус Касперского иногда ругается на фишинговые ссылки с него. На самом деле, там все хорошо - проблем нет никаких - есть небольшие технические недочеты, которые веб-мастера "Менга" устраняют. Так что не пугайтесь.