пятница, 4 октября 2013 г.

Открытое письмо ветеранов УКБТМ Президенту РФ В.В.Путину


ОТКРЫТОЕ  ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТУ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  В.В. ПУТИНУ 

Уважаемый Владимир Владимирович!
Прошло более 20 лет с момента принятия на вооружение Российской армии основного боевого танка Т-90. С появлением этого танка и, особенно, его экспортной модификации   Т-90С, в смутные и тяжёлые годы массовой гибели предприятий ОПК, удалось сохранить в Нижнем Тагиле танковое КБ и единственный завод по производству танков, а, следовательно, и всю танковую отрасль России. 
 Главная заслуга в этом принадлежит талантливому конструктору и выдающемуся руководителю орденов «Ленина»  и «Октябрьской Революции» «Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения» (УКБТМ, г. Нижний Тагил, Свердловской обл.), полковнику-инженеру  Владимиру Ивановичу Поткину. Ему в этом году исполнилось бы  75 лет со дня рождения. Он не только организовал при поддержке Генерального директора производственного объединения «Уралвагонзавод» Малых Н.А. (1997-2003) и начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, Почётного гражданина г. Нижнего Тагила генерал-полковника Маева С.А. (1996-2006) в кратчайшие сроки  разработку конструкторской документации экспортной модификации «Т-90С», но и воссоздал всю цепочку кооперации заново, убедив некоторых поставщиков возродить производство вновь.
Кроме того, Поткин заложил фундамент по созданию новых перспективных российских боевых машин и другой сложной техники.

13 мая 1999 года Владимир Иванович, отказавшись лечь в больницу,  скончался на своём рабочем месте от второго инфаркта, после тяжелейшей подготовки к экстремальным испытаниям танков Т-90С в Индии в канун их отправки в аэропорт.
После этого был заключен ряд выгодных контрактов на поставку танков  Т-90С за рубеж. По настоящее время танк Т-90С является самым востребованным основным танком на международном рынке вооружений, принося государству  существенную прибыль.

Принимая во внимание исключительный вклад главного конструктора ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»  Поткина В.И. в развитие отечественного танкового производства, его выдающиеся достижения в создании образцов бронетанковой, инженерной, дорожно-строительной техники, не получившие достойной оценки на государственном уровне,  ветераны  ОАО «УКБТМ» вносят предложение о присвоении Поткину Владимиру Ивановичу звания «Герой Российской Федерации», или, как вариант,  «Герой Труда Российской Федерации» (посмертно).

Мотивация наших предложений была признана убедительной и поддержана сотруд­никами аппарата Полпреда Президента РФ в УРФО. Состоялись консультации сотрудни­ков со специалистами Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам                  (в дальнейшем «Комиссия»).
Специалисты Комиссии указали на ряд требований к присуждению высших наград, препятствующих присвоению Поткину В.И. звания «Герой России» или «Герой Труда» (посмертно). Суть их сводится к следующему:
1.       Заслуги Поткина В.И. за создание танка Т-90 (Т-90С) отмечены награждением его орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (посмертно) Указом Президента РФ № 796 от 18.06.99 г.
Дважды государственные награды за одни и те же заслуги не присваиваются.

Вынуждены констатировать, что это требование высшие руководители стран в обоснованных случаях не учитывали:
Например: «За разработку конструкции нового среднего танка» Т-34 главному конструктору Кошкину М.И. была присуждена 10 апреля 1942 г. Сталинская премия                     (посмертно), а через 50 лет после его кончины за ту же работу ему было присвоено                 посмертно звание «Героя Социалистического Труда» (аналог звания «Герой Труда»).
По совокупности всех спортивных достижений звания «Герой Социалистического Труда» был удостоен 18.03.1990 г. знаменитый футбольный вратарь Лев Яшин, имевший к этому времени 4 другие государственные награды.
В США за выдающиеся спортивные достижения на Всемирной олимпиаде  в 1936 г.  выдающийся легкоатлет Джесси Оуэнс был дважды награждён в разные годы Президентской медалью Свободы и Золотой Медалью Конгресса. 
2.      Звание «Герой Труда Российской Федерации» посмертно не присваивается. Основание: пункт 8 «Положения о государственных наградах Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»).
В качестве контраргументов можно привести примеры о присвоении посмертно Кошкину М.И. звания «Героя Социалистического Труда»  и  присвоении Звания «Героя Социалистического Труда» (посмертно)  шести создателям отечественного реактивного оружия (Указ Президента СССР № УП-2120 от 21.06.1991 г.) и др.

Таким образом, высшие руководители стран в обоснованных случаях не учитывают различные ограничения в присвоении высших наград за выдающиеся заслуги  и  подвиги  своим гражданам.
При этом, по нашему мнению,  для присвоения Поткину В.И. высшего звания страны Президенту России даже не требуется искать какие-либо исключения из сложившегося на государственном уровне порядка награждения.
Владимир Иванович Поткин  был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени только за конкретные заслуги по руководству работами по созданию танка Т-90 (Т-90С) образца 1999 года и они априори оценены достойно.                     (Как и главный конструктор Кошкин М.И., Владимир Иванович не дожил до триумфа своего «детища»).

Через несколько дней после трагической кончины Поткина начались испытания 3-х танков Т-90С в сложнейших климатических условиях индийской пустыни Тар, по результатам которых был заключён первый выгодный контракт России на поставку Индии большой партии этих танков. С этого момента начал подниматься  «с колен» погибающий от безденежья Уралвагонзавод и ещё более двухсот предприятий - поставщиков  составных частей и комплектующих танка. Была спасена танковая отрасль России!

Но и этим не исчерпываются заслуги Поткина перед страной!
Вопреки массовому крушению промышленных предприятий и деградации научных центров в «лихие» 90-е годы, в УКБТМ под руководством Поткина в это время невиданными   до   этого   темпами  было осуществлено  техническое перевооружение предприятия, запущен уникальный комплексный стенд, позволяющий снимать нагрузочные характеристики танка при экстремально высоких температурах окружающего воздуха, проведена 100-процентная компьютеризация на всех рабочих местах ИТР и вспомогательных служб,  создан громадный технический задел новаций, внедренных в опытные образцы танков, инженерные и специальные сложные машины.
Среди них:
   Боевая машина огневой поддержки - БМПТ («Терминатор»), не имеющая аналогов по своим боевым характеристикам в мировом танкостроении; 
  «Объекты 187» –  шесть (!) совершенно разных модификаций танков;
  Перспективный «Объект 195» с уникальными  техническими  характеристиками.
Многие технические решения этого танка, по мнению экспертов, заимствованы при создании широко известного ныне опытного образца танка «Армата»; 
  Погрузчик универсальный малогабаритный ПУМ-500;  
  Экскаватор  на  гусеничном  ходу  ЭО-5126;  
  Экскаватор  на  колёсном  ходу  ЭО-33211.
Кроме того, на базе «Т-90»  были разра­ботаны:
   усовершенствованная инженерная машина разграждения ИМР-2МА;
  модернизированная инженерная машина разграждения ИМР-3;
  бронированная машина разминирования БМР-3М)  и др.

Всего за период  работы в должности главного конструктора с 01.12.87 по 13.05.99 Владимир Иванович руководил разработкой и созданием 55 видов конструкций бронетанковой техники, инженерных машин на базе танковых шасси, дорожно-строительной техники и других образцов сложной техники.

В период его руководства предприятием работа цехов УКБТМ была переведена на    3-х сменную работу, а все сотрудники регулярно и вовремя получали зарплату.

Это позволило УКБТМ занять лидирующее положение в отечественном танкостроении.

По своему значению для укрепления обороноспособности России, перечисленные заслуги Поткина В.И. по совокупности должны быть оценены отдельно и удостоены самой высшей награды страны (посмертно).

Для примера: только за поставку Украиной по заключённому контракту 320 танков в Пакистан, бывший главный конструктор харьковского танкового КБ (ХКБМ) Борисюк М.Д. был удостоен звания «Герой Украины».
Вновь напомним о том, что гениальный конструктор танка Т-34 Кошкин М.И., не доживший  до начала серийного производства своего танка из-за тяжёлой болезни, полученной им во время исторического пробега двух танков по маршруту Харьков – Москва – Харьков, всё-таки через 50 лет был удостоен давно заслуженного звания  Героя (посмертно).
Как и Кошкин М.И. Поткин В.И. совершил подвиг самопожертвования при внедрении новых танков в производство.
По нашему глубокому  убеждению вся деятельность Владимира Ивановича Поткина на посту главного конструктора УКБТМ в труднейшие 90-е годы нашей страны за выживание КБ, Уралвагонзавода, танковой отрасли, да и сама красная смерть его, похожая на гибель солдата в бою по защите Отечества, должны быть увековечены присуждением ему звания «Герой Российской Федерации» (посмертно).

Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы – ветераны УКБТМ, участники всех работ, проводимых под руководством Владимира Ивановича Поткина,  ходатайствуем о присвоении ему  звания «Герой Российской Федерации».

Просим поддержать наше ходатайство присуждением этого высшего звания России человеку, который всей своей жизнью дал пример молодёжи, как надо любить свою Родину.
Неотложное решение этого вопроса необходимо для увековечивания памяти                выдающегося танкового конструктора России Владимира Ивановича Поткина в годовщину его 75-летия.

С глубоким уважением,
ветераны ОАО «УКБТМ»


(Всего 160 подписей. Список прилагается. Оригинал хранится в архивах Совета ветеранов ОАО «УКБТМ»)
Публикуется по просьбе Совета ветеранов УКБТМ

среда, 2 октября 2013 г.

"Мы доверяем российской военной технике!"

   "Для нашего суданского солдата больше всего подходит российское вооружение - заявил Главнокомандующий Сухопутными войсками Республики Судан Ахмад Бабикер - оно легче в эксплуатации, легче в ремонте, мы доверяем российской военной технике. Особенно нравится танк Т-72!"
Новый модифицированный танк Т-72 с комплектом средств защиты, по словам конструкторов, приспособлен специально для ведения боя в городских условиях. Танк оснастили бульдозерным отвалом для расчистки преград, динамической броней и специальным решетчатым экраном для защиты от реактивного противотанкового гранатомета.
"На танке устанавливается аппаратура по подавлению радиоуправляемых фугасов, которая расположена на задней части танка и на корме", — рассказал заместитель главного конструктора ОАО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" Андрей Макеев.
Посетители RAE смогли оценить и модернизированный многоцелевой десантный бронетранспортер — БТР МДМ. На базе нового бронетранспортера собираются создать около десятка разнообразных машин для ВДВ — от командно-штабных до транспорта тылового обеспечения.
"Основная задача — это доставка личного состава к полю боя, также это десантирование и поддержание средствами огня. Что есть на нем — это пулеметная установка ", — отметил главный конструктор ОАО "Специальное конструкторское бюро машиностроения" Сергей Сальников.
Прототип тяжелой колесной боевой машины пехоты "Атом" -- машина, созданная совместно французскими и российскими специалистами. Иностранцы разрабатывали ходовую часть. Четырехосная машина весит около 30 тонн. "Атом" может плавать, перевозить восьмерых бойцов десанта. Боевое отделение оснащено 57-миллиметровой российской пушкой, скорострельность которой составляет 140 выстрелов в минуту.
Девятая Международная выставка вооружений Russian Arms Expo (RAE) открылась в Нижнем Тагиле 25 сентября. В ней принимают участие более 400 предприятий обороно-промышленного комплекса и конструкторских бюро из России и зарубежья.
Автор - РИА Новости

"Сюрприз" от Trumpeter

  В самый разгар нашей тагильской выставки вооружений, китайская фирма "Трумпетер" решила преподнести "сюрприз" моделистам, опубликовав на своей странице в Фейсбуке фотографии тестовой сборки модели БМПТ в масштабе 1/35. Собственно вот они:
 Ну что сказать про показанное? "Сюрприза" у Трумпа не получилось. Ребята попросту хотят срубить бабла на горячей теме. Ведь модель БМПТ очень ожидаема моделистами. Но, как всегда, Трумпетер весьма прилично накосячил - достаточно взглянуть на катки, что бы понять как у них там все запущено... Отсюда мой Вам всем совет - не торопитесь покупать эту подделку! Скоро, уже очень скоро, на рынке появится действительно качественная модель, за которую как и в случае с Т-90А от Meng Model я несу полную ответственность перед моделисткой братией.  Вряд ли найдется тот, кто скажет, что Т-90А от Менга его разочаровал. Не разочарую я Вас и в случае с БМПТ. Единственное, в данный момент, я связан по рукам и ногам обязательствами свято хранить коммерческую тайну. Хотя меня изнутри просто разрывает похвастать как все круто у нас будет (ТТТ - чтоб не сглазить).

вторник, 1 октября 2013 г.

Уралвагонзавод презентовал новую книгу о танках семейства Т-72/Т-90

   В третий день работы выставки RAE 2013 состоялась презентация новой книги научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» «Т-72/Т-90: опыт создания отечественных основных боевых танков», созданной группой авторов в составе Дмитрия Колмакова и Сергея Устьянцева.
 Книга была представлена в рамках пленарной дискуссии «Инновации в области танкостроения». В мероприятии приняли участие заместитель генерального директора УВЗ Вячеслав Халитов, авторы: Сергей Устьянцев, научный редактор Уралвагонзавода и Дмитрий Колмаков, конструктор ОАО «УКБТМ». Презентация книги вызвала большой интерес российских и иностранных специалистов и представителей СМИ.
 В книге читатель найдет множество абсолютно новых материалов, которые до недавнего времени являлись секретными. К примеру, то, что танк Т-72 занесен в Книгу рекордов Гинесса, как самый массовый танк современности, знают все. Но впервые это подтверждается цифрами. За период 1974-1990 годов Уралвагонзавод выпустил 20 544 «семьдесятдвоек», в одном только 1985 году – 1559 единиц! Для сравнения, американской танковой промышленностью в самый успешный для нее год было выпущено только 840 «Абрамсов».
 Лично мне на презентации книга так и не досталась - все что было привезено тут же порасхватали. Но добрые люди дали подержать в руках... Что сказать... К примеру, некоторых умников, гадавших как об.434 должен был называться при производстве на УВЗ, и с пеной у рта доказывавших что для него был заготовлен шифр "Объект 166А" ждет великое разочарование! На странице 96 со ссылкой на Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №326-113 от 12 мая 1970 года, а так же приказ МОПа от 29 мая 1970 года №228, читаем: "...Уралвагонзавод освобожден от  выполнения заданий по подготовке производства и выпуску изделий 434 (объект 130)..." ну и т.д. и т.п.

БМПТ-72 "Терминатор-2"

Вот таким вот получился сиквел "Рамки-99":
   Убрали двух гранатометчиков, но вместе с их "машинками", что странно, но не критично. Зато стало очень дешево и просто практично. Берут любой Т-72. Снимают ему башню, убирают АЗ, ставят боевой модуль, навешивают ДЗ, прочую допзащиту и вуаля...! Такой аппарат весьма пригодился бы сирийцам, особенно в купе с комплектами для модернизации Т-72 под условия городских боев. Но, главное, нет никаких заморочек со штатами подразделений, ибо на БМПТ-72 "танковый" экипаж из 3-х человек. Бортовая защита имеет эквивалент 500-550мм по куме - это примерно столько же, сколько имели в лоб первые Т-64. Отчего такой "футуристический" дизайн модуля - расскажу в полноценной статье, которую начинаю готовить для "Техники и вооружения" и чешского АТМ.