вторник, 12 мая 2015 г.

Память Сталинграда

Самый знаменитый город-герой сохранил уникальную технику времен войны

 Для нашей страны танк на постаменте в качестве памятника — дело обычное. Однако, как правило, увековечены Т-34-85 послевоенного выпуска. Иногда можно встретить такие же ИС-3 (в начале событий в Донбассе один из них даже сумели завести). Тем не менее в России сохранились и памятники с подлинной техникой времен войны. И есть, по крайней мере, один город, где на постаментах красуется техника, на самом деле участвовавшая в боях. Это Волгоград. «Лента.ру» представляет обзор военной техники, ставшей памятником Сталинградской битве и всей Великой Отечественной.

 

На земле

Главные памятники Волгограда — это, конечно же, танки Т-34-76, первый массовый вариант легендарного творения харьковского конструктора Михаила Кошкина с 76,2-миллиметровым орудием. Именно эти «тридцатьчетверки» составляли основу танковых войск, участвовавших в Сталинградской битве. К тому же их здесь производили. И в конце лета 1942 года сталинградские «тридцатьчетверки» шли на фронт прямо из заводских цехов.
Важность Сталинграда не ограничивалась его стратегическим положением или именем Сталина. Сталинград — один из крупнейших танкостроительных центров первой половины войны. Сталинградский тракторный выпускал танки Т-34-76 до 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже на территории завода. Возобновил работу завод лишь после войны. В 1949-м из запчастей собрали еще один танк Т-34-76 и установили на площади перед проходной. Фактически это последний выпущенный заводом танк. В 1964-м он обрел постамент.

Последний танк Сталинградского тракторного завода
Совсем недавно музей-панорама Сталинградской битвы получил новый памятник-танк . Это Т-34-76 сталинградского производства, найденный в 2013 году у реки Голубинка.
 К сожалению, еще до извлечения его из грунта башню похитили. Успели «черные археологи» поживиться и другими деталями. Тем не менее танк отправили на реставрацию, которой руководил сотрудник Центрального музея Вооруженных сил Министерства обороны России Игорь Франчик.
Дольше всего пришлось искать аутентичную башню. Рассматривался даже вариант взять одну из башен памятника, о котором пойдет речь ниже. Помог один российский коллекционер, и танк обрел башню сталинградского производства. В сентябре 2014 года отреставрированная боевая машина заняла почетное место около музея.


30 километров танковых башен

Пожалуй, единственный в России аналог этого монумента — цепочка памятников бастионам обороны Севастополя в Крымской войне. Среди севастопольцев считается правильным провести гостей города по всем бастионам, а это много километров. Однако волгоградский вариант гораздо масштабнее. Идея его создания возникла сразу после войны: поставить по всей линии фронта в местах максимального приближения немецких войск к Волге танковые башни от подлинных Т-34, погибших в Сталинградской битве.
 Соответствующее решение было принято в 1948 году. 3 сентября 1951-го поставили первую башню, последнюю, 17-ю, — в 1954-м. Дула танковых пушек направлены в сторону противника. Специально подбирались разные башни Т-34-76, благо к тому времени уже было немало модификаций. Общая длина цепочки — 30 километров. Это самый протяженный военный монумент в Европе.
Немецкий БТР Sd.Kfz. 251 у музея

76,2мм дивизионная пушка ЗиС-3
Танк Т-72
122мм гаубица М-30
Разумеется, «тридцатьчетверки» не единственные образцы военной техники, которыми располагает Волгоград. В коллекции музея-панорамы Сталинградской битвы есть много чего — от советских пушек и танков времен Второй мировой (включая танки ИС-2, ИС-3 и самоходку ИСУ-152) до макета немецкого полугусеничного бронетранспортера Sonderkraftfahrzeug 251 и нескольких трофейных немецких орудий. Там же можно увидеть невосстановленный разбитый Т-34, участвовавший в битве, и памятник железнодорожникам, представляющий собой фрагмент воинского эшелона (с реактивной установкой БМ-13 на платформе).

На воде

Самый старый «технический» памятник Волгограда — пожарное судно «Гаситель». Построенный на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1903 году по заказу сразу трех пароходных обществ — «Русь», «Кавказ и Меркурий» и «Нобель» — корабль назывался «Царев», но в 1926-м по понятным причинам был переименован. Участвовал в Гражданской. В Сталинградской битве — с первых дней. Работал и пожарным судном, и транспортником — на нем переправляли боеприпасы, вооружение и продовольствие. Эвакуировал раненых.
Самый известный бой «Гасителя» (хотя судно было не вооружено) — это тушение железнодорожной станции Сарепта под налетом немецкой авиации 8 августа 1942 года. К вечеру в корабле насчитали более трех тысяч пробоин.
Суда, подобные «Гасителю», долго не живут. Наш герой затонул после обстрела в середине октября 1942 года. Но весной 1943-го его подняли, и «Гаситель» отработал пожарным еще 20 лет. Списали его в 1966 году, но не распилили на металлолом, а затопили напротив Волгограда, у левого берега Волги. Однако в 1974-м подняли, а в 1977 году установили на постаменте как часть памятника волжским речникам в пойме реки Царица.
Пожарное судно «Гаситель»
У музея-панорамы Сталинградской битвы стоит и еще один интереснейший памятник — речной бронекатер БКА-13. Этот корабль относится к достаточно многочисленному типу малых речных бронекатеров проекта 1125 конструкции Юлия Бенуа вместе с большими двубашенными так называемыми амурскими катерами проекта 1124, их было построено 154 единицы.
Данные корабли производились с 1934 года на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького в Татарстане. Изначально они вооружались 76-миллиметровым танковым орудием КТ-28 в башне от танка Т-28, но с 1938-го ленинградский Кировский завод прекратил изготавливать эти башни, после чего катера оснащались специально разработанной для них башней с пушками Л-10 или Л-11 того же калибра, а с 1942 года их стали модернизировать, заменяя орудия на Ф-34 в башнях от Т-34-76.

БКА-13
 Катер БКА-13 был заложен в Зеленодольске в 1941 году, весной 1942-го он вошел в состав Волжской флотилии. Катер под командованием лейтенанта Дмитрия Маркина участвовал в обороне Сталинграда до декабря 1942 года, и пишут, что однажды перевозил самого Никиту Хрущева. Потом его перевели в Днепровскую флотилию и БКА-13 по системе внутриевропейских каналов дошел до Берлина. Он еще послужил, а в 1960-м его передали в дар музею. На постамент водрузили только в 1994 году — до этого он стоял в затоне судоремонтного завода в Краснослободске. В заключение добавим, что всего катеров проекта 1125 до наших дней дошло минимум 12 экземпляров, превращенных в памятники в разных городах России и Украины — от Херсона до Хабаровска.

В небесах

Если танков на постаментах много, то самолетов времен Второй мировой — единицы. Это легко объяснимо: во-первых, самолетов сохранилось гораздо меньше. Во-вторых, львиная доля восстановленных самолетов времен Второй мировой (а среди них встречаются даже летающие экземпляры) находятся в авиамузеях и частных коллекциях. Однако в Волгограде есть очень интересный самолет. Причем это не «классика» Второй мировой — не штурмовик Ил-2, не истребитель Лавочкина или Яковлева, не бомбардировщик Петлякова или Туполева и даже не «небесный тихоход» Поликарпова.
Перед музеем-панорамой «Сталинградская битва» установлен полноразмерный макет самолета Су-2 конструктора Павла Сухого.

Су-2 — двухместный ближний бомбардировщик (другой индекс — ББ-1), серийно выпускался с 1940 года. Конкурс на многоцелевой самолет, который можно использовать и как бомбардировщик, и как штурмовик (самолет «Иванов»), был объявлен в 1936 году, а первый полет Су-2 совершил в 1937-м как АНТ-51, под «лейблом» Туполева. Тем не менее в серию самолет пошел под маркой своего главного конструктора — Павла Осиповича Сухого. Очень хороший обзор из кабины позволил добавить к списку боевых «специальностей» еще одну — корректировщик огня. Машина вышла удачной и неприхотливой в пилотировании. Выпускалась до 1942 года, когда закончились все произведенные в Харькове комплекты. К тому времени успели изготовить чуть менее тысячи машин.
Именно на Су-2 был совершен единственный в истории войны «женский» таран. Екатерина Зеленко 12 сентября 1941 года сбила тараном истребитель «Мессершмитт Bf-109», но при попытке посадить свой самолет была поражена другим «Мессером».
Очень много «Сухих» участвовало и в Сталинградской битве. Уже после смерти конструктора, в 1981 году, в КБ Сухого построили несколько деревянных макетов Су-2 по оригинальным чертежам. В 1982-м один из макетов установили в Волгограде. Второй — на территории КБ. В 2010 году к 70-летию КБ Сухого волгоградский макет, к тому времени уже обветшавший, силами самого КБ и предприятий-смежников заменили на цельнометаллический.
Анна Хоружая
Алексей Паевский



воскресенье, 10 мая 2015 г.

«Армата» определит основные тренды в мировом танкостроении

Многое говорит в пользу того, что «Армата» надолго станет законодателем в мировом танкостроении. Это машина с потрясающей динамикой, при этом по мощности она превосходит «Абрамс» последней модификации. Что же касается новаций в ее устройстве, такая революция могла произойти еще во времена СССР – у «Арматы» были предшественники, которым просто не повезло.
«Звезду» парада Победы – танк Т-14 «Армата» – не обсуждает сегодня только ленивый. Надо признать: футуристично выглядящая боевая машина дает к тому немало поводов. По внешнему облику танк разительно отличается не только от всех западных аналогов, но и от изделий советской и российской школы танкостроения.
Век стабильности
Удивительно, но факт: с тех пор, как 31 мая 1918 года с восточной опушки леса Ретц в направлении города Шодён на отражение немецкого контрнаступления двинулись 30 танков Renault FT modèle 1917 3-го батальона легких танков, компоновка этих боевых машин не претерпела существенных изменений. За сто лет, прошедших с начала Первой мировой войны, самолеты превратились из хрупких «этажерок» из палок и веревок в стремительные металлические «стрелы», опережающие скорость звука. Корабли лишились брони и массивных башен с пушками монструозных калибров и ощетинились пусковыми установками управляемых ракет. Но в любом современном танке можно легко узнать его прямого предка – легкий танк FT-17, созданный гением Луи Рено и «отца танков» – генерала Жана Батиста Этьена.
Действительно, что «Абрамс», что Т-90 скомпонованы в основном так же, как их далекий французский предок. Бронекорпус разделен на три объема: моторно-трансмиссионный отсек, заканчивающийся противопожарной перегородкой, боевое отделение (включающее башню с вооружением, вращающуюся на 360 градусов, и подбашенное пространство, где находится боекомплект) и отделение управления в носовой части, где находится механик-водитель. Все это хозяйство снабжено ходовой частью с гусеничным движителем той или иной конструкции. Такая компоновка стала классической на последующие 100 лет. По сути, отличия большинства созданных на сегодняшний день серийных танков сводятся лишь к толщине брони, составу вооружения и мощности двигателя.
Конечно, история танкостроения знает и другие решения. Например, многобашенные танки 20-х и 30-х годов прошлого века (Vickkers A6 «Independent», Т-28, Т-35). Или танки с ярусным (как на кораблях) расположением вооружения, как французский Renault B-1, американский M3 Lee/Grant или FIAT M 11/39. Но концептуально это ничего не меняло: в случае многобашенных машин мы видим попытку обеспечить круговой обстрел при прорыве оборонительных линий, во втором случае – попытку дифференцировать вооружение по целям. Установленные в башне кругового вращения пулеметы (или легкие пушки) предназначались против пехоты, а расположенные в корпусе орудия «главного калибра», наводимые разворотом всего танка, против защищенных целей – огневых точек или танков. Иногда при этом получались весьма удачные машины – такие, как толстобронный «француз» В-1, который в 1940-м не брала практически ни одна противотанковая пушка немцев, или советский Т-28, который, имея три башни и 28 тонн веса, мог прыгать с трамплина на 11 метров (дальше, чем более легкий и скоростной БТ) и ползти, не калеча подвеску, прямо по вершинам гранитных надолб при штурме финских укреплений в Зимнюю войну.
Однако до сих пор мейнстримом была классическая компоновка с вариациями. Вариации заключались, например, в том, что немцы и американцы предпочитали размещать КПП в носовой части корпуса, соединяя ее с мотором длинным валом, тогда как в СССР, Великобритании и Японии коробка размещалась непосредственно в МТО. И та, и другая схема имеют свои преимущества, но танки с передним расположением трансмиссии получались, как правило, с более высоким силуэтом и потому были несколько более уязвимы. Современный взгляд на проблему подразумевает заднее расположение КПП, часто в одном блоке с двигателем («Абрамс», «Леопард-2», «Леклерк»), что позволяет, в частности, менять весь силовой агрегат разом.
Прощай, родимый экипаж
В чем же недостаток классической компоновки? Главным образом в том, что отделение управления и боевое отделение соединены друг с другом. То есть экипаж, боеприпасы и (прежде) ГСМ находятся и в смежных объемах. Так, во времена ВОВ танкисты считали самым «безопасным» видом поражения поражение в моторно-трансмиссионный отсек, отделенный от обитаемого объема перегородкой – брандмауэром. В случае развития пожара и даже взрыва топливных баков экипаж обычно успевал покинуть подбитую машину. При поражении в башню противотанковым снарядом (кумулятивным, бронебойным или подкалиберным) погибали, как правило, командир танка и/или заряжающий, а механик и радист получали контузию. Но в случае пробития борта машины, при наличии горячих вторичных осколков или при развитии пожара в боевом отделении под действием кумулятивной струи экипаж Т-34 или КВ мог выжить только благодаря божьему промыслу. Дело в том, что на бортах внутри корпуса обычно размещался боекомплект «первой очереди». Попадание в укладку снарядов с последующей их детонацией означало мгновенную гибель всего экипажа. Учитывая, что, например, в Т-34 все пространство под башней (от моторной перегородки до кресел водителя и стрелка-радиста) занимали снарядные ящики, верхние крышки которых фактически образовывали пол боевого отделения, для такого печального исхода достаточно было горячего рикошетирующего осколка.
В той или иной степени вопрос уязвимости боекомплекта был актуален и для тяжелых, толстобронных танков как времен ВОВ, так и тех, что появились после войны, включая самые современные. К сожалению, для российских танков он актуален в особенности. Для решения этой проблемы простым наращиванием брони не обойтись, встает вопрос о соотношении массы машины и забронированного объема. Идеальным решением было бы изолировать боекомплект, не вынося его при этом за броню, по крайней мере полностью. Казалось бы, с проблемой справились американцы. С середины 1944 года самый массовый американский танк M4 Sherman получил новую конструкцию боеукладок, которые были перенесены на пол боевого отделения. В промежутки между гнездами снарядов заливалась вода, смешанная с антифризом и ингибитором коррозии. «Мокрая» боеукладка имела значительно меньшую склонность к возгоранию при поражении бортов танка снарядами, а также при пожаре. Преимущества мокрой укладки по достоинству оценили и советские танкисты – такие «Шерманы» поставлялись в СССР по ленд-лизу в последний год войны. Но «мокрая» укладка помогает лишь при поражении БК небольшими осколками и при пожаре. При ударе снарядом с большой кинетической энергией боеукладка взорвется. Недаром такая система сегодня применяется лишь на двух британских танках: Challenger и оставшихся кое-где на вооружении Chiftain.
Некоторой полумерой, позволяющей повысить выживаемость экипажа, являются так называемые вышибные панели. Суть такого метода защиты в том, что часть или весь боекомплект располагаются в изолированных контейнерах с бронезадвижками для доступа к снарядам, над которыми располагаются крышки, рассчитанные на определенное внутреннее давление. В случае детонации боеприпасов пороховые газы вышибают эти крышки, и большая часть энергии взрыва рассеивается в пространстве. Такой системой оборудованы большинство современных западных танков (кроме английских), включая японские «Тип 90» и «Тип 10», а также итальянские «Ариетте» и южнокорейский К-1.
Радикально повысить защищенность простым наращиванием брони тоже нельзя. Пример тому – немецкие супертанки Maus и E-100, технически почти совершенные, но практически абсолютно бесполезные. Тут мы сталкиваемся с одним из важнейших показателей технического совершенства танка: отношению его массы к забронированному объему. Чем выше показатель соотношения масса/объем, тем совершеннее защита, при этом высвободившийся резерв массы используется для совершенствования иных показателей. Долгое время показатель m/V вообще являлся священной коровой отечественного танкостроения. Компоновка советских танков развивалась по пути минимизации объемов, занимаемых отделениями танка, его агрегатами и системами. Напротив, большинство основных боевых танков Запада имеют большие внутренние объемы и, как следствие, в полтора раза (в среднем) большую массу по сравнению с отечественными аналогами.
Выход из кризиса
Развитие противотанковых средств, увеличение характеристик бронепробиваемости буквально вынудило значительно повышать защиту танков. Как уже было сказано выше, простое повышение толщины гомогенной стальной брони задачу в полной мере не решало. Для увеличения стойкости брони при меньшей ее массе стали применять комбинированное многослойное бронирование, которое на Западе называют броня типа «Чобхэм» (по названию комбинированной английской брони). Но даже комбинированное бронирование в сочетании с активной броней нельзя увеличивать до бесконечности.
Отчасти проблема увеличения боевой эффективности и живучести танков также решается путем совершенствования систем управления огнем и внедрением комплексов активной защиты. Но вместе с тем приходится признать, что кризис мирового танкостроения близок, и касается он обеих школ. Если раньше каждое последующее поколение танков значительно превосходило предыдущие по боевой эффективности, то сейчас незначительное повышение боевой эффективности достигается уже при значительных материальных затратах.
Представляется, что российские конструкторы показали выход из наметившегося тупика, предложив радикально новую компоновку основного боевого танка. Суть идеи заключается в полном разделении и изоляции друг от друга основных отсеков боевой машины. Не стоит думать, что идея возникла на пустом месте: у «Арматы» был предшественник. В далеком 1971 году коллектив харьковского завода им. Малышева в инициативном порядке предложил проект машины, получившей обозначение ГАБТУ «Объект 450» и заводское обозначение Т-74. Машина разделялась на пять отдельных отсеков: моторно-трансмиссионное отделение, отсек с боекомплектом, отделение с членами экипажа, отделение с орудием и дополнительным вооружением, топливное отделение. Но советское руководство посчитало концепцию танка слишком дорогой и сложной в производстве: примерно через год тема была закрыта.
Закрыта, но не забыта. Проект высокозащищенного танка с экипажем из двух человек с разнесенными отсеками позднее был запатентован ОАО «Спецмаш». Аналогичный проект предлагался также германской Blohm und Foss, но развития не получил.
Реальным предшественником Т-14, воплощенным в металле, стал «Объект 195», более известный под обозначением Т-95. Танк находился в разработке в конструкторском бюро УКБТМ (Нижний Тагил) с 1990 по 2010 годы и, несмотря на то, что в Сети уже появились фотографии и ролики с этой машиной, большая часть информации о ней остается секретной. После этого мотивировка отказа от продолжения работ по объекту в 2010 году под предлогом его «морального устаревания» кажется надуманной. Впрочем, по сведениям источника газеты ВЗГЛЯД в отрасли, нормальное финансирование «Арматы» началось лишь после удаления Анатолия Сердюкова с должности министра обороны: не для того пребывал «мебельщик» на посту, чтобы тратиться на такие дорогие игрушки. По сути, в новой машине воплощены многие разработки, проверенные при создании «объектов» 195 и 640 (последний более известен публике как «Черный орел»).
Преимущества разнесенной компоновки вполне очевидны. Во-первых, она позволяет заметно уменьшить забронированный объем – и при этом обеспечить экипажу равнопрочную круговую защиту большей эквивалентной толщины. При поражении боекомплекта и его возгорании локальный пожар не окажет влияния ни на загерметизированный объем топлива, ни на экипаж, находящийся на рабочих местах. В свою очередь при поражении загерметизированного объема топлива локальный пожар в моторно-трансмиссионном отделении не окажет влияния на боекомплект, отделенный от очага пожара перегородкой, и, опять же, экипаж. При этом введение дополнительной перегородки создает дополнительную жесткость конструкции всего днища (при минном подрыве оно деформируется под воздействием ударной волны), а зазор между днищем и автоматом заряжания позволит сохранить работу автомата. Экипаж же оказывается полностью изолированным как от боекомплекта, так и от емкостей с ГСМ.
Конструкция боевого модуля не оставляет сомнений, что часть БК вынесена из необитаемой башни в забашенный ящик, что должно благоприятно отразиться на живучести танка (вообще этот элемент подозрительно напоминает аналогичную конструкцию, примененную на танке Т-90СМ). Надо полагать, что там же располагается часть автомата заряжания. Можно только гадать, какова конструкция автомата – однопоточная или двухпоточная. И та и другая имеют свои преимущества, и думается, что конструкторы при выборе учли опыт локальных конфликтов последнего времени.
Также это решение увеличивает модернизационный потенциал танка, позволяя заменять боевой модуль на более совершенный без существенных изменений в базовой конструкции. Сейчас модуль оснащен, по всей видимости, 125-миллиметровым гладкоствольным орудием 2А82 с автоскрепленным и частично хромированным стволом, способным стрелять как существующими, так и перспективными боеприпасами. По техническому уровню она превосходит все существующие танковые орудия в 1,2–1,25 раза. Так, дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит лучшее натовское орудие – 120-миллиметровую систему танка «Леопард-2А6», при этом длина трубы нашего орудия на 60 см меньше. Другое дело, что при создании «Объекта 195» планировалось решительно увеличить его огневое могущество, снабдив танк 152-миллиметровым орудием 2А83. Не исключено, что к этой теме могут вернуться в обозримой перспективе. Другой вариант – оснащение танка электромагнитной пушкой, «райлганом».
Скорость и мощь
Также важно отметить шасси, состоящее из семи катков, тогда как для российской школы характерно шестикатковое шасси. При этом сами катки похожи на те, что были разработаны в Ленинграде для Т-80 (сейчас они массово используются на вспомогательной технике и самоходных установках). Введение дополнительного катка позволяет, с одной стороны, увеличить массу верхней лобовой детали бронекорпуса, что весьма актуально при наличии современных противотанковых средств, атакующих сверху, а с другой – оптимально задать расположение центра тяжести машины. То, что танк великолепно сбалансирован, видно на кадрах заезда Т-14 на платформу трейлера с огромным выносом передней части. Обращает на себя внимание и то, что подвеска машины явно адаптивная, «интеллектуальная», как на болидах F-1. Судя по характерному свистящему звуку, сопровождавшему некоторые маневры, система управления подвеской пневматическая или гидропневматическая.
У танка просто потрясающая динамика, чувствуется избыточная мощность. При этом силовая установка – явно дизель (оценочно – мощностью в 1300–1500 сил). Возможно (но не обязательно), танк приводит в движение четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель 12Н360 разработки челябинского ГСКБ «Трансдизель» (производитель – Челябинский тракторный завод).
Отраслевые издания утверждают, что мотор прошел полный цикл государственных испытаний уже к 2011 году и в настоящее время полностью подготовлен к серийному производству. По результатам испытаний моторесурс дизеля составляет не менее 2000 часов. Это отличный (по сравнению с любыми конкурентами) показатель, особенно учитывая то, что ресурс отечественных двигателей долгое время был их слабым местом. Если, как заявляют специалисты «на ушко», 12Н360 действительно способен развивать полторы тысячи «лошадей», а масса Т-14 не превышает 55 тонн, то по показателю удельной мощности 27,3 л. с. на тонну российский танк превосходит «Абрамс» последней модификации М1А2 (22,3 л. с./т, притом что «американец» оснащен газотурбинным двигателем), «Леопард-2А6М» (22,1) и «Челленджер-2» (19,1). Лишь французский «Леклерк» и новейший японский «Тип 10» 2012 года выпуска равны ему по этому параметру. С такой энерговооруженностью максимальная скорость Т-14 должна быть на уровне 75 км/ч. Отметим, что самый совершенный на сегодня российский танк Т-90 в самой массовой модификации имеет этот показатель на уровне 21,6 л. с./т и развивает скорость 60 км/ч.
Возвращаясь к пассивной защите танка, обращает на себя внимание мощная бронезащита бортов, подобная той, что была разработана для Т-72 как «комплект для боя в городе». Объемные блоки динамической защиты аккуратно подогнаны под силуэт машины и, вероятно, должны легко сниматься для перевозки по ЖД. Решетки на корме аналогичны тем, что применяются на Т-90СМ. Вообще хищный, узкий нос танка, подразумевающий мощнейшую защиту экипажа в передней проекции, несомненно, рассчитан и против еще одной угрозы, о которой в последние годы практически забыли. Обтекаемая форма носа должна противостоять ударной волне ядерного взрыва, препятствуя опрокидыванию машины. Танк «третьей мировой»? Да, если хотите.
Из открытых источников известна также марка броневой стали, которая применена в конструкции Т-14, причем не только для элементов бронезащиты, но и как конструкционный материал. Новая броня марки 44С-св-Ш создана ОАО «НИИ стали» и была презентована на выставке «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2014». Сообщается, что этот материал имеет повышенную по сравнению с серийными сталями прочность, но сохраняет при этом прежние показатели пластичности. Это позволит сэкономить сотни килограммов веса машины за счет уменьшения толщины броневых деталей не в ущерб их стойкости.
Почти революция
Очевидно, что в современных условиях одной пассивной защиты недостаточно: средства поражения совершенствуются опережающими темпами. И, судя по внешнему виду, «Армата» обладает неплохим арсеналом активной самозащиты. Первое, что заметно глазу, – это расположенные в передней части надгусеничных полок антенны и датчики активной системы защиты от мин с электромагнитным взрывателем (а таких сейчас большинство). Комплекс искажает магнитную сигнатуру защищаемого объекта, заставляя мины срабатывать вне проекции танка, или блокирует их работу. Судя по внешнему виду, это или серийно производящаяся система СПМЗ-2Э, или ее дальнейшее развитие.
На фото хорошо видно, что при довольно мощной бронезащите корпуса бронировка башни облегчена за счет применения комплекса активной защиты «Афганит», цилиндрические пусковые установки которой заметны на нижнем поясе башни. Кроме того, рядом с колпаком панорамы, спаренной с пулеметом (тоже наследие Т-90СМ), обнаруживается радар КАЗ. Дополнительные антенны, точнее – фазированные антенные решетки, видны в разных местах. Любопытно, что некоторые интернетовские дилетанты приняли их за «картонные вставки». Впрочем, существует мнение, что мы видим лишь легкий кожух башни, а бронировка критически важных систем и агрегатов скрывается внутри него.
Система «Афганит» работает по принципу «ударного ядра». В принципе, ударное ядро по принципу действия напоминает кумулятивный пест, однако оно образуется не при ударе снаряда о препятствие, а формируется путем подрыва облицованного металлом боеприпаса специальной формы. Получившийся таким образом раскаленный шарик расплавленного металла обладает свойствами обычного кинетического бронебойного снаряда (типа подкалиберного, на жаргоне – «лом», «болванка»), разогнанного до скорости несколько тысяч метров в секунду. При этом форму заряда подбирают так, что после выстрела ударное ядро в полете вытягивается, образует как бы голову и «юбку»-стабилизатор в задней части. Каждая мортира системы «Афганит» снаряжена несколькими десятками таких зарядов, которые выстреливаются по сигналу радара в сторону цели из той или иной мортиры. Перехват целей возможен на удалении до 200 метров (ядро быстро теряет кинетическую энергию). Утверждается, что эта система способна перехватить любые атакующие танк боеприпасы: от ПТУРС до артиллерийского снаряда, а также авиационные ракеты и гранаты ручных гранатометов. Минимальное расстояние перехвата, по некоторым данным, составляет около четырех метров.
Мортиры «Афганита» сосредоточенны главным образом в передней части башни, что естественно. Исследования показали, что попадания, достигаемые в дуэльных ситуациях (то есть танк против противотанкового средства) на больших дальностях, обычно показывают так называемое «уиттикеровское» или «кардиодовское» распределение, в соответствии с которым 44% попаданий в танк приходится в секторе 60°, и 36% – в секторе 45°. По этой причине танки защищены броней по фронтальному сектору особенно сильно. Впрочем, две мортиры имеются и в задней полусфере. Кроме того, наверху башни смонтированы ПУ еще одного КАЗ, неизвестного ранее типа. Возможно, это один из комплексов, предназначенных для защиты от ударов сверху (например, ПТУРС типа «Джавелин»).
Учитывая, что экипаж расположен в бронекапсуле и лишен возможности наблюдения за местностью и полем боя через оптические смотровые приборы, танк обильно оснащен разного рода телевизионными и тепловизионными камерами, возможно, даже с избытком – ради резервирования на случай выхода из строя части из них. Разнообразных окошек так много, что некоторые в ходе подготовки к параду были даже закрашены «за ненадобностью».
О системе управления огнем судить пока сложно, помимо упоминавшейся командирской панорамы. Кроме того, в лобовой части башни справа видна большая ниша, прикрытая бронезаслонкой, которая, вероятно, предназначена для прицела наводчика с ночным каналом. Впрочем, возможно, что это устройство поднимается над крышей башни через имеющийся в ней люк, хорошо видимый на фото сверху.
Завершая рассказ о новой машине, можно сказать, что в современной истории найдется мало столь революционных образцов оружия. Т-14, пожалуй, можно сравнить лишь с английским линкором «Дредноут», спущенным на воду в 1906 году, после чего все эскадренные броненосцы додредноутского типа во всех без исключения флотах мира мгновенно перешли в разряд морально устаревших. Конечно, в крупную серию пойдет несколько другой танк, возможно, если наши западные «друзья» того пожелают – со 152-миллиметровой пушкой, противопоставить которой просто нечего от слова «вообще».
Определенно одно – российский танк на ближайшие 20–30 лет определит основные тенденции в мировом танкостроении. Революция свершилась, ура революции!
Текст: Геннадий Нечаев
газета "Взгляд"

Gur Khan: очень хорошая, выдержанная статья на тему "Арматы". Пожалуй лучшее что за последнее время было написано, на мой взгляд...

Несокрушимый танк "Армата"

Почему возникла необходимость создания танка, как управляется необитаемая башня, а также о том, сколько модификаций будет у боевой платформы "Арматы", в интервью ТАСС рассказал заместитель гендиректора корпорации "Уралвагонзавод" Вячеслав Халитов.

- Как все-таки правильно называть танк: "Армата" или Т-14?
- "Армата" - это название опытно-конструкторской работы (ОКР), но если Минобороны примет это название в качестве основного, как, например, "Тополь" или "Хризантема", то по завершении ОКР танк будет называться Т-14 "Армата".
 - Почему возникла необходимость создания нового танка?
- Дело не столько в технических характеристиках, сколько в том, что в современной России не было своего танка. Все, что сейчас находится в войсках - это советские машины. Даже Т-90, принятый в начале 90-х годов на вооружение, практически разработан был в Советском Союзе. "Армата" - это полностью российский танк, начиная от самой идеи, заканчивая реализацией. Он полностью независим от поставок зарубежных комплектующих, за исключением небольших элементов.
- Главной отличительной чертой "Арматы" является необитаемая башня. Есть ли минусы у этого решения?
- Плюсов в любом случае больше, ведь главными целями при создании необитаемого боевого модуля были обеспечение живучести танка и выживаемости экипажа. Эта технология позволила изолировать людей от боеприпасов и топлива. То есть при поражении машины вероятность выживания экипажа очень высока, так как бронекапсула хорошо защищена со всех сторон. Вторая важнейшая задача, как я уже сказал, это обеспечение живучести машины, потому что на поле боя танк должен как можно дольше находиться в строю. От этого зависит боевой потенциал подразделения в целом.
 - Что делать экипажу при повреждении системы управления огнем? Возможно ли будет наводить пушку и стрелять вручную?
- При разработке "Арматы" мы исходили из дублирования любого процесса. Например, в системе управления огнем предусмотрена возможность вручную управлять орудием и производить выстрелы.
"Армата" устойчива даже к непредвиденным действиям экипажа. Машина сама предупреждает о возможной поломке, благодаря информационно-управляющей системе. Если раньше мы ждали, когда наступит поломка, то сейчас система заранее предупреждает об этом.
- Правда ли, что при повреждении "Армата" сможет без участия экипажа уехать с поля боя в безопасное место?
- Оборудование "Арматы" позволяет автоматизировать многие процессы, которые раньше приходилось делать экипажу вручную, в том числе и дистанционное управление движением машины. Не исключено, что будущие войны будут уже без участия человека, поэтому мы предусмотрели в "Армате" возможность роботизации. Только торопиться здесь не надо, потому что для реализации этой идеи нужно создать такой интеллект, который мог бы просчитывать обстановку на поле боя, и исходя из этого принимать правильное решение. Пока что это может сделать только человек.
- Сколько модификаций будет у боевой платформы "Армата", кроме танка и БМП?
- Сейчас создается бронированная ремонтно-эвакуационная машина, которая будет решать задачи эвакуации и ремонта, а вообще на платформе "Армата" предусмотрен широкий типоряд. Все перспективные модификации буду зависеть от заказчика. Мы готовы выполнить любую задачу, потому что нами создана универсальная платформа с возможностью различных вариантов расположения силового блока (нос, центр, корма). Благодаря этому на машине можно разместить любое специальное оборудование и вооружение.
- Минобороны дало добро на демонстрацию "Арматы" на выставке в Нижнем Тагиле?
- Мы надеемся на то, что Минобороны пойдет нам навстречу и разрешит демонстрацию "Арматы" на Международной выставке вооружений и военной техники Russia Arms Expo 2015. Но даже если это состоится, это будет закрытый демонстрационный показ, так как машина является секретной. Преждевременно нельзя показывать "Армату", тем более нашим коллегам с Запада, которые однозначно будут приглашены на выставку.
Беседовал Алексей Паньшин
(ТАСС, Москва)


Боевая машина пехоты "Курганец"

Когда "Курганец" поступит на вооружение, в чем отличие машины от предыдущих версий, а также о том, почему пульт управления БМП похож на геймпад для "Sony Playstation", в интервью ТАСС рассказал вице-президент и совладелец концерна "Тракторные заводы" Альберт Баков.

- Что принципиально нового в "Курганце"?
- Любая военная техника разрабатывается на основе тактико-технического задания Министерства обороны. И нередко конструкторам приходится ломать голову над тем, как совместить, казалось бы, несовместимое.
Так, на "Курганце" приоритетным требованием стало обеспечение комплексной защиты личного состава. И мы предложили на сегодняшний день беспрецедентный ее уровень, предусмотрев, кроме пассивной брони с керамическими панелями, своеобразный "защитный купол", состоящий из комплексов активной защиты и защиты с верхней полусферы, систем постановки завес и электромагнитной защиты. Это привело к увеличению массы машины, но конструкторы вместе с тем сумели обеспечить машине способность преодолевать водные преграды без предварительной подготовки, а это бесспорное превосходство по проходимости.
Существенное отличие "Курганца" - необитаемое боевое отделение. С одной стороны, нам нет необходимости обеспечивать высокий уровень его защиты, с другой, возникает вопрос - как обеспечить качественное управление боевым отделением, ведь ситуации могут возникать самые непредсказуемые. И тут еще много дилемм предстоит разрешить.
На "Курганце" реализован принцип идеологии цифрового борта, расширяющий автоматизацию процессов управления и вооружением, и машиной в целом, а также интеграцию машины в единую систему управления тактическим звеном. Прицельные комплексы с тепловизионными каналами обеспечивают возможность ведения боевых действий как днем, так и ночью. А командир машины при необходимости может полностью взять управление вооружением на себя. Программно-технический комплекс позволяет передавать информацию об обнаруженных или пораженных целях вышестоящему командиру, и получать такую же информацию от разведывательных и других боевых подразделений в реальном масштабе времени.

- Какие нововведения в управлении машиной?
- Два года потратил на то, чтобы убедить конструкторов сделать пульт в "Курганце" похожим на геймпад "Sony Playstation", чтобы молодому бойцу было проще ориентироваться. Мы исходили из функциональности: правая рука, левая рука. Тем более, подобную форму люди отрабатывали десятилетиями. По большому счету можно и руль поставить. Это же, понимаете, вопрос объема, места. Проводили испытания на манекенах, потому что какие-то выступы обычно и не заметны. Рулевая колонка, как оказалось, реально опасна для грудной клетки при ударе, при вылезании. Она занимает много места, но ничего не дает.
- Почему на "Курганце" вернулись к переднему расположению двигателя?
- Дело в том, что переднее расположение мотора обеспечивает более безопасную высадку десанта через кормовую аппарель под прикрытием корпуса машины. Кроме того, подобная компоновка позволяет увеличить пространство десантного отделения в корме. Но тут же возникает проблема: из-за переноса двигателя смещается центр тяжести, и нос машины при форсировании водной преграды может "зарываться" в волну. На "Курганце" нашими разработчиками найдено техническое решение для балансировки задней и передней части машины, идущей по водной поверхности.
- Когда БМП на платформе "Курганец-25" может поступить на вооружение?
- Опытно-конструкторская работа по созданию машин на платформе "Курганец-25" не завершена. Опытные образцы будут подвергнуты предварительным, а затем и государственным испытаниям. Так что касательно новой платформы, то могу сказать так: Минобороны России уже заказало для опытной эксплуатации партию БМП "Курганец". Если все пойдет хорошо, то полноценное серийное производство машин планируется организовать в 2017-2018 годах.
- Как вообще проходят испытания машин такого типа? Что проверяется? На что военные обращают внимание больше всего?
- В ходе государственных испытаний таких машин военными проверяется выполнение каждого требования, изложенного в тактико-техническом задании. Испытаниям подвергаются несколько образцов, а сами испытания проходят в разных климатических районах России. Проверяется даже способность выхода с десантных кораблей и захода на них в морских условиях при волнении до 3 баллов. По поводу "Курганца" министерство обороны идет достаточно широким шагом, желая получить их быстрее. Машины поступают в разные военные части, каждая из которых имеет свои конкретные задачи. Что скажут химики, разведчики? Почему и нужны модификации.
Когда мы отдали партию БМД-4М десантникам, они начали их "убивать", специально естественно. Набирают скорость 90 км/час, и раз за разом делают поворот на 90 градусов. И ждут, когда что-нибудь сломается. После 40-го поворота, к примеру, появляется трещина на балансире. КБ считает – это реально конструктивный дефект, требующий корректировки конструкторской документации для его исключения в будущем. Испытание - это серьезная вещь.
Мы, кстати, специально просили командующего ВДВ Владимира Анатольевича Шаманова, чтобы он прислал к нам командира той части, где испытывали БМД-4М. Разговор получился нелицеприятный. Десантник справедливо заметил одну вещь, которую, в общем, мы иногда не ощущаем. Он сказал: "Вы воспринимаете нас, как людей, которые в этих машинах будут воевать, а мы - те люди, которые в этих машинах будут умирать. И нам не хотелось бы, чтобы это случилось из-за того, что отказала трансмиссия или сломался балансир". Это, кстати, произвело очень большое впечатление на наших конструкторов, они долго потом не могли прийти в себя.
Военные принимают машины неимоверно жестко – можете не сомневаться. Отправляясь за рубеж, она проходит жесточайшую военную приемку, потому что никто не может допустить позора. Так же и у себя в стране. С каким бы партнером ни работали, сроки соблюдаются - хоть умри, а поставь день в день. У военных все правильно сделано, не проскочишь.
Беседовал Алексей Паньшин
(ТАСС, Москва)

Gur Khan: отличное честное интервью, без понтов и шапкозакидательства.

Т-14 "Армата": танк-дракон

Новейшая разработка российских инженеров — перспективный танк Т-14 на основе универсальной платформы "Армата". До сегодняшнего дня машина находилась, что называется, под грифом "секретно". Первое отличие от предшественников – семикатковое шасси. До этого танки создавались на шести катках. А эта платформа позволяет увеличить проходимость, скорость и мощность машины. Механики-водители уже успели оценить возможности нового танка.
 "Я успел на нем проехать уже 400 километров в ходе этих тренировок. Машина более удобна в управлении, чем Т-72. Машина управляемая. Танк просто рвется в бой", — говорит Евгений Хромкин, механик-водитель танка.
Тактико-технические характеристики Т-14 пока держатся в секрете. Однако уже известно, что на танке установлена новейшая радиолокационная система. Она позволяет одновременно отслеживать до 40 наземных и 25 воздушных целей. В качестве орудия на танке установлена 125-тимиллиметровая гладкоствольная пушка, которую смело можно назвать и пусковой установкой. Она способна стрелять всеми существующими и перспективными снарядами, в том числе и управляемыми ракетами и гарантированно поражать цель на расстоянии свыше восьми километров.
"Надо приручать его, — говорит про новый танк Артур Пеньков, командир танкового взвода. — Он, как дракон, как его приручишь, так он и будет ездить. Потрясающий танк. Думаю, что будем на нем ездить. Надо лишь дождаться, когда его возьмут на вооружение, а там уже обкатаем его".



Башня у Т-14 необитаемая. Подобное конструкторское решение применено в танкостроении впервые. А экипаж располагается в районе шасси в многослойной бронекапсуле. Как уверяют сами разработчики, еще не придумано такого снаряда, который смог бы пробить броню этой машины.
Для контроля за обстановкой на поле боя, по периметру используются камеры высокого разрешения и различные датчики, которые обеспечивают обзор на все 360 градусов в любых погодных условиях и даже при полной темноте. "Есть система противодействия машины. Это система, которая на подлете боеприпаса поражает этот боеприпас. Мы защиту решили с помощью динамической защиты", — рассказывает Вячеслав Халитов, заместитель генерального директора по спецтехнике ОАО НПК "Уралвагонзавод".
Принцип модульности позволяет устанавливать на Т-14 практически любые узлы и агрегаты, оборудование и вооружение. Испытания машины уже начались, однако научно-технический прогресс не стоит на месте. Не исключено, что окончательный результат может превзойти самые смелые ожидания и прогнозы.

Источник

суббота, 9 мая 2015 г.

Современные и перспективные робототехнические технологии и разработки, представят на Форуме «Армия-2015»

На экспозиционных стендах Минобороны России на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2015» впервые специалистам и широкой общественности будут представлены современные и перспективные образцы разносредных робототехнических комплексов (РТК) и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) военного назначения.
В части наземных робототехнических комплексов состоится демонстрационный динамический показ роботов семейства «Уран», а именно робота разминирования «Уран-6» и робота пожаротушения «Уран-14». Планируется демонстрация мобильного многофункционального робототехнического комплекса «Помощник-2» и комплекта оборудования для дистанционного управления боевой машиной разминирования БМР-ЗМА с пунктом управления на автомобильном шасси «Проход-1».
Перспективная беспилотная авиация будет представлена разведывательным БЛА малой дальности самолетного типа «Корсар», предназначенного для мониторинга ситуации в тактической зоне и БЛА средней дальности самолетного типа «Иноходец», предназначенного для ведения круглосуточной и всепогодной разведки наземных (надводных) объектов.
Экспериментальные модели беспилотников, которые продемонстрируют на Форуме относятся к разведывательными БЛА большой продолжительности полета «Альтиус» и БЛА воздушного старта типа «Зеница».
Кроме того, в состав выставочной экспозиции войдут индивидуальное подводное средство движения «Мурена», бронеконструкции для перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).
В рамках насыщенной деловой программы международного Форума «Армия-2015» планируется проведение практических конференций, семинаров, круглых столов, презентаций новых технологий и образцов ВВСТ.

Medialeaks: поклонники и враги "Арматы"

Как новый танк встретили в России, на Западе и в соцсетях

Дмитрий Окрест
Поклонники и враги «Арматы». Как новый танк встретили в России, на Западе и в соцсетях
Парад военной техники 9 мая на Красной площади в Москве становится в России главным событием, а гвоздем программы намечено стать новейшему танку «Армата». Но на предпоследней репетиции 7 мая танк неожиданно заглох напротив Мавзолея. Все это время ГосСМИ и чиновники в один голос говорят о прорыве русского оружия, уверяя, что это существенный отрыв от Запада и машина, которая защитит Родину от агрессии НАТО и американских Abrams.  «Армата» еще не встала на вооружение, но это уже не просто танк-трансформер, а символ возрождения отечественной «оборонки», а вместе с ней и всей страны. Вот только у скептиков на Западе припасены свои аргументы. Они утверждают, что «Армата» — это лишь прорыв в дизайне. Medialeaks разбирался в доводах поклонников и врагов русской «Арматы».