В 1955 году, с началом активного освоения Антарктики советскими
полярниками, встал вопрос о надежном транспорте для передвижения по
этому суровому континенту. Обычную технику в условиях фирнового снега,
высокогорья, ветра под 50 м/с и крайне низких температур эксплуатировать
было практически невозможно. Первой ласточкой в череде необычных
транспортных средств для освоения Южного полюса стала «Харьковчанка»
Хотя,
конечно, правильнее было бы начать это повествование не с
«Харьковчанки», а с «Пингвина». Созданный в 1957 году в кратчайшие
сроки на базе плавающего танка ПТ-76, он оказал неоценимую помощь в
освоении Антарктики. Машина была достаточно надежной и, что немаловажно,
с довольно большим запасом хода. Однако для перехода на длительные
расстояния он был не очень пригоден, к тому же тесноват. Как правило, в
трансантарктическую экспедицию отправлялось немало человек, и долгое
пребывание в стесненных условиях было проблематичным. Требовалось что-то
более вместительное и комфортабельное. Этакое подобие яхты. Но яхта -
это нечто прогулочное, а когда за окном до минус 76 С
0, прогуляться тянет меньше всего. Для таких условий требовался как минимум крейсер.