суббота, 1 сентября 2012 г.

Депутаты решили переименовать боевую машину «Терминатор»

Название новейшего экспериментального танка вызывало возмущение в Госдуме

Депутаты решили переименовать боевую машину «Терминатор»
Фото: ИТАР-ТАСС
Комитет Госдумы по обороне будет добиваться переименования новейшей российской боевой машины поддержки танков «Терминатор». Как рассказал «Известиям» председатель комитета Госдумы по обороне, бывший командующий Черноморского флота коммунист Владимир Комоедов, в ближайшее время депутаты потребуют от «Уралвагонзавода» найти машине новое название. 
— Мне нравятся названия, принятые на флоте, — подводные крейсера «Юрий Долгорукий», «Владимир Мономах», или в авиации, где каждый стратегический бомбардировщик ТУ-160 назван в честь героя: «Илья Муромец», «Александр Молодчик», «Павел Таран». А тут «Терминатор». Необходимо, чтобы иностранцы покупали не какого-то «терминатора», а бронетехнику с конкретным русским именем. Да хоть «Емеля» — и то лучше, — сказал депутат «Известиям». 
Заместитель Комоедова в Госдуме единоросс Франц Клинцевич предложил свои версии названия — «Витязь» или «Зубр». 
— Машина действительно хорошая и эффективная, и на нее найдется немало заграничных покупателей. Но в некоторых вещах нельзя забывать о патриотизме. А то получается, вице-премьер Дмитрий Рогозин, говоря об этой машине, вынужден оперировать иноязычным названием. А ведь в русском языке много хороших слов, — считает Клинцевич. 
В начале недели Дмитрий Рогозин в Нижнем Тагиле признался к русской машине с американским названием в любви.
— «Терминатор» — это моя первая любовь. Мне правда эта машина очень нравится. Если говорить о ее военном применении, то в городских кварталах она незаменима, — сказал Рогозин на выставке «Оборона и защита – 2012».
Также в телеинтервью на «России 24» Рогозин отметил, что у «Терминатора» «огромный экспортный потенциал». 
По словам Комоедова, уже на первом заседании комитета по обороне, которое пройдет в сентябре, вопрос переименования машины будет стоять в повестке. На «Уралвагонзаводе» (УВЗ) «Известиям» пообещали переименовать «Терминатор», если его примут на вооружение российской армии и начнут закупать. 
— Никто за это название держаться не будет. У этой машины есть русское название, его машина и получит после принятия на вооружение, — пояснил «Известиям» один из менеджеров УВЗ. 
В пресс-службе завода добавили, что название «Терминатор» появилось ради продвижения на зарубежный рынок. 
— Слово «терминатор» символизирует исключительную огневую мощь этой машины. Оно носит маркетинговый характер и используется для продвижения на внешних рынках.  Российское название машины — БМПТ «Рамка-99», — отметили в пресс-службе УВЗ.
Как рассказал «Известиям» танковый эксперт, главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, опытно-конструкторские работы по созданию «Терминатора» проходили еще в 1980-е года под шифром «Рамка». При этом у Минобороны проект именовался «Объект 199» (отсюда и название «Рамка-99»).
Однако в 2010 году целый ряд направлений, в том числе БМПТ, были свернуты. Военное ведомство посчитало «Терминатор» устаревшим и слишком дорогим и планировало использовать его в ограниченных целях. Например, как транспортер в Заполярье. 
Он добавил, что БМПТ идеально подходит для уничтожения живой силы противника, вооруженной гранатометами, бьющими с 400 м. Однако уже после создания «Терминатора» в мире были созданы ручные противотанковые комплексы, способные стрелять с 1,5–2 км. Против них 30-миллиметровая пушка уже слабое оружие. 
— Чтобы уничтожить боевика с противотанковой управляемой ракетой (ПТУР) на расстоянии 1,5–2 тыс. км, «Терминатор» нужно оснастить 100-миллиметровой пушкой, как у БМП, способной стрелять осколочными снарядами, которые взрываются в воздухе и поражают площадь в 800 кв. м, или автоматическим гранатометом, способным запустить гранату на 1,7 км. Если все эти модернизации провести, Сухопутные войска России вполне могут заинтересоваться этой машиной, — отметил эксперт. 
Напомним, что в 2010 году армия отказалась от закупок «Терминаторов». Сейчас 48-тонная машина на базе танка Т-90 производится только на экспорт. «Терминатор» оснащен двумя установками противотанковых ракет (ПТУР «Атака» 9М120-1), двумя 30-миллиметровыми автоматическими пушками, двумя автоматическими гранатометами и крупнокалиберным пулеметом.
Источник

Gur Khan: какой брееед! И по форме, как говорится, и по содержанию... А про наших депутатов... ну что сказать, есть отличная русская поговорка: "Когда коту делать нечего он свои яйца лижет" - вот так и наши депутаты - похоже им совсем нечем заняться кроме как переименовывания того, что собственно пока еще вообще официально никак не называется :) Стоить напомнить уважаемым депутатам, что "имя" "Терминатор" и "Комбайн смерти" БМПТ еще десять лет назад "приклеили" журналисты. С тех пор оно живет как-то само-собой. Нет, ну если кому из депутатья сие "буржуйское" имячко не нравится, то завсегда пожалуйста, лоббируйте принятие машины на вооружение родной Армии и называйте машину при этом как  вам больше нравится, хоть "Красно солнышко"! 
Ну и специально для знатоков темы "Рамка" (жирный намек на известного фальсификатора истории советской/российской БТТ и заодно штатного пропагандиста "Укрспецэкспорта" Андрея Тарасенко), утверждающих о том что (цитирую дословно) : "В 80-е годы под шифром «Рамка» велась разработка БМПТ которая не имела никакого отношения к «Терминатору» от УКБТМ." Выложу пару документов, обличающих таковых знатоков в полной не компетентности:
Как хорошо видно из текста документа №1, ОКР "Рамка" была задана челябинскому КБ договором от 13.09.1991года. Про какие 80-е годы вещает лжец Тарасенко? ;) В 1980-е гг тем же челябинским ГСКБ-2 действительно велись работы по БМПТ, но в рамках иной темы - "Становление", заданной на основании решения Государственной комиссии СМ СССР по военно-промыш­ленным вопросам № 440 от 3.09.87г. Причем тут "Рамка", заданная пятью годами позже и оставшаяся только на бумаге?
А вот документ №2, говорит нам о том, что УКБТМ являлся самым прямым продолжателем работ ГСКБ-2 по тематике БМПТ, где каждый шаг, каждое изменение ТТЗ, и, соответственно, изменение облика машины, было согласовано с ГАБТУ. Это подтверждается и словами главного конструктора БМПТ В.Б.Домнина, сказанными в интервью журналистам на выставке REA-2002: " Мы получили тактико-техническое задание Министерства обороны и выполнили все требования этого тактико-технического задания". Так что какую машину в Российской армии захотели - ту и получили! А господину Тарасенко и его приспешникам я бы посоветовал старательнее изучать историю, и пока они ее не выучили - засунуть свои поганые лживые языки себе в одно известное место.

пятница, 31 августа 2012 г.

Преграды не страшны


Мостовой механизированный комплекс ММК
Игорь ЛОБОВ

Игорь Эдуардович ЛОБОВ - генеральный директор ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»
   Успех боевых действий частей и подразделений Сухопутных войск во многом зависит от их подвижности и способности быстро преодолевать естественные и искусственные преграды. В связи с этим задача обеспечения преодоления водных и суходольных преград всегда была и остается актуальной для противоборствующих на поле боя сторон. Наиболее универсальные средства преодоления преград  - мосты, позволяющие быстро и безопасно переправить технику и личный состав. Основные характеристики любого моста  -  его грузоподъемность и длина, а для военных мостов добавляется еще и такой жизненно важный фактор, как время, необходимое для его установки.
  До настоящего времени на снабжении Вооруженных Сил Российской армии были мостоукладчики и мосты двух основных классов: штурмовые мостоукладчики (МТУ-72 и МТУ-90) и механизированные мосты (ТММ-3 и ТММ-6). Длина штурмовых мостов  - от 20 до 25 м при времени их установки до 3-5 мин. Длина четырехпролетного моста ТММ-3 - 42 м, шестипролетного ТММ-6 -102 м. При этом требуется 60 мин. Его для установки. Недостатком многопролетных механизированных мостов при их сравнении с однопролетными штурмовыми является наличие промежуточных опор, устанавливаемых на дно преодолеваемой преграды. Это приводит к ограничениям по глубине преграды (5 м для ТММ-6) и к зависимости от физических условий дна (плотность грунта, рельеф), что снижает возможность применения таких мостов.
Стремясь оснастить отечественные Вооруженные Силы средством преодоления преград шириной от 30 до 40 м любой глубины, которые не преодолеваются штурмовыми мостами и мостами на промежуточных опорах, Омское ОАО «КБТМ», которое прочно удерживает лидирующие позиции по разработке и изготовлению мостоукладчиков и мостов различных типов, разработало новый мостовой механизированный комплекс ММК. Он дает возможность наводить однопролетные мосты через препятствия шириной до 40 м на путях движения войск.
  Мост ММК позволяет осуществить пропуск гусеничной техники массой 60 т и колесной техники с давлением на ось до 15 тс. Скорость движения по мосту - до 20 км/ч. При этом пропускная способность моста -340-380 машин в час. При обеспечении движения по оси моста со скоростью не более 5 км/ч масса пропускаемой техники может быть увеличена до 80 т. Статистические данные показывают, что при длине 41 м мост ММК позволяет преодолеть от 87 до 97% всех встречающихся преград.
  С учетом характера выполняемых боевых задач и ширины преодолеваемых препятствий комплекс ММК может устанавливать мосты длиной: 16, 22,2, 28,5, 34,7 или 41 м. Время установки моста длиной 41 м - 1,2…1,5 часа. В состав ММК входят:
—одна мостосборочная машина (МСМ) на базе шасси автомобиля с колесной формулой 8x8 для сборки и разборки моста;
—четыре транспортировщика на шасси автомобиля с колесной формулой 8x8 для перевозки мостовой конструкции;
—один автомобиль с колесной формулой 6x6 для перевозки въездных аппарелей;
—сборно-разборная мостовая конструкция длиной 41 м;
—комплект инженерного имущества для разведки исходной площадки для установки моста, организации движения по установленному мосту и обеспечения движения по мосту ночью.
Базовым шасси для МСМ и транспортировщиков является шасси автомобиля Урал-532361 с колесной формулой 8x8. По желанию заказчика в роли МСМ может использоваться автомобильное шасси марки КАМАЗ-63501 или другое, имеющее аналогичные технические характеристики.
    Мостосборочная машина (МСМ) состоит из шасси и рабочего оборудования, которое включает:
—механизм укладки наводочной балки на преграду;
—грузоподъемный кран;
—лебедку;
—насосный агрегат и гидроаппаратуру;
—аутригеры;
—приспособления, инструмент и прочее снаряжение.
  Кабина мостосборочной машины двухместная, подрессоренная, с термоизоляцией, подрессоренными сиденьями членов экипажа, системами вентиляции, отопления и обогрева ветровых стекол, с люком в крыше. Кабина также оборудована средствами связи и местами для крепления личного оружия.
  В задней части машины размещены механизм укладки и грузоподъемный кран, в средней - лебедка и насосный агрегат, а также правый и левый аутригеры. Вдоль машины с правой стороны монтируются контейнеры с гидрооборудованием, а в середине есть монтажная площадка. На нее краном укладываются секции наводочной балки для их скрепления между собой и последующего выдвижения на преграду.
  Управление механизмами, осуществляющими сборку моста, производится дистанционно - от двух переносных пультов, которые подключены к системе управления через кабели длиной 10 м. С одного пульта производится управление механизмом укладки и лебедкой, с помощью второго управляют работой грузоподъемного крана.
  Транспортировщик представляет собой автомобильное шасси с оборудованием для крепления и перевозки мостовых блоков и секций наводочной балки.
   Мостовая конструкция включает в себя наводочную балку и мостовые блоки, которые после сборки образовывают однопролетный мост. Мостовой блок состоит из двух секций треугольного поперечного сечения и связывающей их межколейной плитой. Связь секций и плиты - подвижная. Взаимное перемещение секций и плиты позволяет мостовому блоку автоматически раздвигаться до рабочей ширины проезжей части (4 м) при его укладке на наводочную балку и возвращаться в транспортный габарит (3,3 м) при подъеме блока с наводочной балки. Материалом моста, в отличие от зарубежных аналогов, использующих сплавы алюминия, является конструкционная сталь. Это снижает стоимость комплекса и повышает его ремонтопригодность.
   Установка моста производится в два этапа. Вначале из шести отдельных секций собирается, выдвигается над преградой и укладывается на нее наводочная балка. Затем, используя наводочную балку как монтажное основание, на нее друг за другом устанавливаются шесть мостовых блоков, после чего они скрепляются между собой, образуя единый мостовой пролет.
Электро- и гидроаппаратура унифицирована с аналогичной аппаратурой мостоукладчиков МТУ-90 и ТММ-6. Мостовая конструкция проста, применяемые материалы, режимы термообработки, покрытия, ГСМ и прочее не являются дефицитными и широко применяются в отрасли.
 
Мостовой механизированный комплекс ММК
ММК - предназначен для устройства мостовых переходов с высокой пропускной способностью через препятствия шириной до 40 м, обеспечивает одновременную сборку двух мостовых переходов суммарной длиной 63 м.
Технические характеристики
Состав комплекса:
мостосборочная машина (МСМ), кол.              ………………………………………………….………………………………2
транспортировщик мостовых конструкций, кол……………………………….………………………………..6
мостовая конструкция (комплект), шт……………………………………………….………………………………..1
Шасси мостосборочной машины и транспортировщика……………….………..Урал 532361-1012
Мостовая конструкция:
-количество мостовых блоков, шт…………………………………………………..……………………………………9
-количество секций наводочной балки, шт………………………………….……………………………………..9
-способ монтажа мостового перехода : надвижка мостовых блоков по наводочной балке
-ширина перекрываемой преграды, м……………………………………………………………….не более 40
 -ширина проезжей части, м………………………………………………………………………………..не менее 4
масса пропускаемой техники:
-гусеничной, т………………………………………………………………………………………………………………………60
-колесной, давление на ось, тс…………………………………………………………………………………………..15
-скорость движения техники помосту, км/ч………………………………………………………………..15-20
-пропускная способность мостового перехода, маш./ч…………………………………не более 400

Источники:
1.журнал "Национальная оборона" №7/2012 С.32-34.
2.рекламный проспект ОАО КБТМ "Мостовой механизированный комплекс ММК"

Проект «ЭТА»

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
К.т.н., доцент НТУ «ХПИ»  Владимир Чернышев


Инициаторами проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко, Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете «Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…
Работы по электро-механической трансмиссии велись в лучших традициях морозовской школы танкостроения: оригинальность конструкции, получение новых качеств – выход на танковую электромагнитную пушку. Закладывались высокие технические характеристики, которые отсутствовали в мировой практике.
Высочайшая оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.

Главный инженер ХКБМ
Александр Викторович Бершов.
  Спустя почти 30 лет, Вам впервые предоставляются материалы по электро-механической трансмиссии танка «Молот» изд. 477, последнего перспективного танка СССР. Так получилось, что на данный момент времени осталось в живых только два непосредственных участника этого проекта Владимир Кононенко,  бывший начальник отдела расчетов ХКБМ имени А.А. Морозова и я …
Назначение в марте 1990 году на должность главного конструктора М.Д. Борисюка и последовавший в августе 1991 года развал СССР поставили крест на проектах «ЭТА» и «Молот». Сегодня это уже история советского танкостроения. Современные Украина и Россия к нему не имеют никакого отношения, Это наглядный пример профессиональной некомпетентности  руководства и упущенных возможностей…
Инициаторами проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко, Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете «Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…
Конструктор-трансмиссионщик Алексей Сакун обеспечивал проектирование механической ветви трансмиссии. В.А. Кононенко и я осуществляли научно-информационное обеспечение проекта, в котором важное место отводилось ИТ «Gill», о возможностях которой Вы получили некоторые представления.
Наши консультации с ведущими специалистами по электрическим машинам из МЭИ (к.т.н. Владимир Иванович Трофименко) показали, что наиболее перспективным направлением являются электрические машины переменного тока и они готовы участвовать в их создании. Так начались работы по электроблоку, уникальной электрической машине по функциональному назначению, габаритам и ТТХ. Уникальность электроблока проявлялась  в его удельных показателях и возможности одновременной работы как в режиме электродвигателя, так и  в режиме генератора.
 Работы по электро-механической трансмиссии велись в лучших традициях морозовской школы танкостроения: оригинальность конструкции, получение новых качеств – выход на  танковую электромагнитную пушку. Закладывались высокие технические характеристики,  которые отсутствовали в мировой практике. Одновременно с нами, в этом направлении, работал наш  основной конкурент: американская фирма FMC, разработчик тягача М113.
Разработка  ЭМТ позволяло перейти к созданию танков следующего поколения, работающего на новых физических принципах…
Высочайшая оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.
Составные этапы проекта «ЭТА»:
1.      Обоснование и выбор кинематической схемы.
2.      Формулировка ТТТ к электроблоку по оборотам и крутящему моменту.
3.      Расчеты планетарных передач и фрикционных устройств.
4.      Компоновка трансмиссии и определение моментов инерции ее деталей и узлов.
5.      Определение ТТТ к электроблоку по габаритам.
6.      Моделирование динамики переходных процессов в силовой передаче с помощью ИТ «Gill».
7.      Формулировка ТТТ к электроблоку по системам управления и охлаждения.

Кинематическая и структурная схемы ЭМТ представлены на рис. 1 и рис. 2.
На рис. 3 показаны режимы работы ЭМТ  в зависимости от скоростного интервала. На рис. 4… 7 показаны режимы работы электроблока по передачам. Эти материалы позволили нам сформулировать ТТТ к электроблоку в квазистационарном режиме
Максимальная частота вращения                                       -7000 об/мин
Максимальная выходная мощность  одного электроблока  - 450 кВт.
По предварительным  расчетам для производства выстрела из электромагнитной пушки требовалась мощность около 2000 кВт. 2 МВТ – это солидная мощность. 1100 кВт нам давал дизель и 900 кВт – два электроблока, преобразующие кинетическую энергию движущегося танка в электрическую.
К началу 1989 года, с помощью ИТ «Gill»  были получены результаты динамики ЭМТ, которые позволили сформулировать ТТТ к электроблоку по системам управления  и охлаждения и передать их в МЭИ и Киевский институт теплотехники, который разрабатывал систему охлаждения электрических машин.
В начале 1990 года был завершен технический проект ЭМТ и получено согласие московского завода «Большевик» на изготовление двух опытных образцов электроблока.
В марте 1990 года замминистра оборонной промышленности И.Е. Захаров представил нам М.Д. Борисюка в качестве нового начальника ХКБМ имени А.А. Морозова. Работы по ЭМТ были названы утопией. Это поставило крест на проекте «ЭТА». Все договора со смежниками были аннулированы, а рабочая группа была расформирована. Крохи, которые вы сегодня увидели – это часть того, что удалось спасти и сохранить... 
В 1996 году мне посчастливилось наблюдать работу лабораторного образца электромагнитной пушки, выстреливающей снаряд со скоростью 5000 м/с. Руководитель проекта д.т.н., профессор В. Н. Шостко. Работы проводились в центре Харькова, на площади Свободы,  в  здании ХВУ (ВИРТА имени Л.А. Говорова)….
 Утопия становилась реальностью…

Кинематическая и структурная схемы ЭМТ
рис. 1
Кинематическая и структурная схемы ЭМТ
рис. 2
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 3
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 4
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 5
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 6
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
                                                                          рис. 7

 Gur Khan: в кои то веки очень интересная и содержательная статья на сайте БТВТ.народ.ру. Могу добавить к сказанному то, что в рамках создания перспективного танка по темам "Бунтарь"-"Боксер"-"Молот" параллельно прорабатывались две "концепции". В основе первой лежал более консервативный подход с ясно видимой перспективой. Вторая - по сути стратегический задел на будущее. Вот в рамках этой концепции и шла работа над "электрическим" танком. Успеху дела способствовал статус ХКБМ как головного КБ отрасли, что подкреплялось солидными финансовыми вливаниями в научную и опытно-эксперементальную базу предприятия. Однако с развалом СССР, "золотой ручей" иссяк естественным образом. Так что зря автор винит М.Д.Борисюка в закрытии проекта "ЭТА"- Михаилу Демьяновичу приходилось спасать ХКБМ от полного краха, разорения, банкротства. Такие перспективные разработки как проект "ЭТА" были не по карману предприятия, а "самостийное" украинское правительство тогда было занято больше укреплением своих кресел,  да дележом советского наследства - с их стороны никакой помощи ждать не приходилось. Собственно и сейчас, возобновись эти работы каким-нибудь чудесным образом, Украина не потянет такой проект. А вот в России, напротив, такие работы были продолжены. Уже в настоящее время челябинское ОАО "Электромашина" разработала и изготовила опытные образцы электротрансмиссии для ВГМ. Сейчас силами екатеринбургского КБ "Уралтрансмаш" выполняется работа по установке этой электротрансмиссии в опытный образец нового шасси. Правда, предназначено оно, в первую очередь не для танков, а для комплексов ПВО и РЭБ. Ведется работа и по направлению создания новых пушек с нетрадиционными способами метания. Или, как говаривал наш Президент: "оружие на новых физических принципах". Тут работа идет сразу по нескольким направлениям - электромагнитная пушка, электро-химическая (плазменная), пушка с ЖМВ. Россия продолжает работы и над боевыми лазерами (в т.ч. сухопутными), ведутся работы и над "микроволновым оружием". О последнем, наверное, очень скоро расскажу подробнее, тем более это весьма топично - разработка предложена специалистами УКБТМ...