четверг, 10 января 2013 г.

Итальянская бронетехника замерзла в России

10 января 2013 г.
    Испытания итальянских тяжелых бронемашин в Кубинке показали несоответствие их рекламных характеристик реальным возможностям.
    Эйфория от возможности закупать за рубежом любые виды боевой техники обернулась конфузом. Итальянские самоходные артустановки на колесном шасси Сentaurio ("Кентавр") и боевые машины пехоты Freccia ("Стрела") элементарно замерзли, а хваленая устойчивость к подрыву на минах вызвала большие сомнения.
  При министре обороны Анатолии Сердюкове много говорилось о том, что Вооруженные силы должны оснащаться самым лучшим оружием и боевой техникой. При этом, по мнению представителей минобороны, прямо отвечавших за вооружение, отечественная оборонка была не в состоянии разработать и произвести качественный продукт, о чем совершенно открыто заявлялось неоднократно. Почему-то больше всего доставалось бронетехнике. Высокопоставленные генералы и гражданские топ-менеджеры военного ведомства выход из ситуации видели один - начинать без промедления закупать "броню" за границей.
  Так появился заказ на приобретение 1775 легких итальянских бронемашин Iveco LMV M65 стоимостью около 30 миллиардов рублей.
  Попытка провести зимой сравнительные ходовые испытания американского военного "Хаммера", итальянской "ИВЕКО" и российского "Тигра" в 21-м военном НИИИ в Бронницах привели к публичному скандалу. При первом заезде по снежной целине "ИВЕКО" и "Хаммер" забуксовали сразу, тронуться с линии старта не смогли. "Тигр" через 25 секунд шел по снегу глубиной более полуметра со скоростью 45 км/час. После этого условия движения были изменены, "ИВЕКО" с огромным трудом доходил до финиша, неизменно отставая от "Тигра". Для "Хаммера" снежный покров оказался непреодолим.
 Фото и видео со стоящими или еле ползущими иномарками и двигающимся российским автомобилем выложили в Интернете, вызвав всплеск комментариев в блогосфере. В разглашении этого весьма красноречивого и совершенно несекретного факта обвинили двух офицеров, которых уволили со службы. Критику в Сети удалось притушить.
 Больше никаких сравнительных испытаний Iveco LMV M65 с российскими аналогами не проводили. Тем не менее бронемашина была принята на снабжение Российской армии приказом министра обороны № 650 от 16 июня 2010 года.
 Следом планировалось приобрести право на лицензионную сборку тяжелых колесных артустановок Сentaurio, оснащенных 105-мм и 120-мм пушками, и тяжелых боевых машин пехоты Freccia на колесной базе, вооруженных уже 25-мм и 30-мм автоматическими пушками.
В своем классе эти машины по стандартам НАТО считаются очень хорошими. Самым грозным является "Кентавр". Его масса - 25 тонн, экипаж - 4 человека, вооружен крупнокалиберными пушками  Oto Melara. Броня защищает борт от пуль калибра 12,7 мм, в лобовой проекции - от 20-мм снарядов. Скорость движения по шоссе - 108 км/час.
 Freccia относится к классу боевых машин пехоты и может перевозить восемь десантников с полным вооружением. Сильная сторона этих  бронемашин - хорошая, как заявляется, защита от мин, приличный внутренний комфорт и мягкость движения даже по пересеченной местности, которую обеспечивает гидропневматическая подвеска.
  Минобороны России заключило соглашение с военным ведомством Италии, согласно которому на базе 38-го НИИИ бронетанковой техники в Кубинке должны были пройти ходовые и огневые испытания Сentaurio и Freccia. Надо отметить, что боевые машины не готовились специально, итальянцы их взяли и передали нам прямо из войск. 
 Процедура переговоров и доставка четырех итальянских бронемашин, вооруженных 105-мм, 120-мм, 25-мм и 30-мм пушками на подмосковный полигон шли долго. И так уж получилось, что испытания начались после того, как Анатолия Сердюкова отстранили от должности, а в России ударили декабрьские морозы.  

  Кстати, программу испытаний составили таким образом, что специалисты от промышленности участвовать в них не могли. Управлять машинами, стрелять из них и оценивать результаты испытаний должны были военные. И тут выяснилось, что после  фактического разгрома военной науки в 38-м НИИИ МО РФ не осталось опытных офицеров-испытателей, способных самостоятельно провести достаточно сложную и ответственную работу. Пришлось привлекать пенсионеров - благо жилой городок и сам институт разделены лишь забором. А желающие вспомнить боевую молодость не перевелись.
 Что было отмечено с положительной стороны? Мягкость хода, быстрый разгон до максимальной скорости. Произвело впечатление, что 120-мм пушка стреляла очень точно, в том числе на ходу под углом 45 градусов. А с места под прямым углом к корпусу без всяких дополнительных упоров, и машина не переворачивалась. Специалисты знают, что такую устойчивость при мощнейшей отдаче обеспечить очень трудно. Вот, собственно, и все преимущества.
 Что же выяснилось тогда, когда ударили морозы? Не дойдет зимой до Москвы бронетехника НАТО. При температуре всего минус десять машины завести не удалось. Сentaurio и Freccia оттащили в теплые боксы, отогрели, на трассу они выехали. Но при остановках у иномарок очень быстро замерзала эксплуатационная жидкость, залитая в гидроамортизаторы и другие гидравлические системы. Все преимущества гидропневматики обнулялись, пока машины в очень жестком режиме не проезжали расстояние, достаточное для разогрева жидкости. Система обогрева внутреннего пространства стальных корпусов тоже оказалась не рассчитанной на русские морозы. Порой становилось весьма прохладно и совсем некомфортно. А ведь температура во время испытаний в декабре не опускалась ниже пятнадцати градусов. Что было бы при минус тридцати?
 Однако самое смешное случилось, когда Сentaurio стрельнул из пушки. Поднявшаяся снежная пыль, частично растаяв, сразу залепила всю оптику - смотровые триплексы, окуляры приборов управления и наведения. Дворники очистить стекла не смогли. Омывающая жидкость почему-то превратилась в желе, и все, что налипло на стекла, замерзло. Как и чем этот лед сбивать так, чтобы не повредить просветленные и очень дорогие линзы? 
 Грозный и даже красивый в теплую солнечную погоду "Кентавр", оказавшись в снегу и на морозе под Москвой в декабре 2012 года, как-то сразу скис, ослеп и стал похож на продрогшего, покрытого инеем итальянского солдата под Сталинградом в декабре 1942 года. В парк боевых машин убитые "генералом Морозом" иноземные колесные танки приползли еле-еле.
 А теперь о противоминной устойчивости. Испытания не предусматривают обстрел чужих машин и тем более подрыв у них под колесами мощных фугасов. Однако во время ходовых испытаний корпус одной из машин жестко ударился о препятствие, оказавшееся под днищем. И сразу потек моторно-трансмиссионный отсек. Это в результате простого удара. А если бы взорвалась мина?
 Не стоит даже и гадать, что если бы Анатолий Сердюков остался на своем посту, то, невзирая ни на какие результаты испытаний в Кубинке, Сentaurio и Freccia, подобно Iveco LMV M65, были бы приняты на вооружение Российской армии, и за очень большие деньги силами, скорее всего, "Оборонсервиса" была бы налажена их отверточная сборка. Теперь, возможно, все сложится по-другому.

Т-64: байки из склепа

Вчера на You Tube был опубликован ролик о танках Т-72 в Сирии. Однако, в отличие от уже привычной пропаганды инсургентов, было представлено интервью с танкистом правительственных войск, честно и откровенно рассказавшем о достоинствах  танка Т-72.  Естественно, этот репортаж не мог не привлечь внимание известного одесского фальсификатора и пропагандиста Андрея Тарасенко, который в последнее время является, так сказать по совместительству, еще и рупором сирийского крыла "Аль-Каиды". Собственно его реакция была весьма предсказуема: был вылит очередной ушат помоев из уже не единожды использованных "домашних заготовок". В очередной раз "выяснилось" что "Т-72 НЕПРИГОДЕН ДЛЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ" и "Эксплуатация Т-72Б: в мирное время горят танки и гибнут танкисты"... Пикантность ситуации заключается в том, что при всем при этом, Украина, гражданином которой является Тарасенко, является лидером продаж бывших в употреблении танков Т-72. Именно Т-72, а не Т-64! Таким образом, критикуя к месту и не к месту танки типа Т-72, он тем самым подрывает продажи и наносит своей и без того не богатой стране, погрязших в долгах, серьезный экономический ущерб. Точнее не "наносит", а потенциально "может нанести". Благо, его бредни давно уже не воспринимаются серьезными людьми. Опять же прекрасно видно, что ему плевать на интересы Украины, он получает свои "сребреники" исключительно в борьбе за "поруганную честь" Завода им.Малышева и ХКБМ. 
Не стану тут подробно разбирать содержимое тарасенковской "отрыжки", главным образом он уцепился за жалобы сирийского танкиста на прочность и живучесть экранов с ДЗ, лишь резюмирую результаты обсуждения видео на уважаемом форуме "Сила России":
В процессе интенсивной эксплуатации в условиях городской застройки, лесистой и гористой местности, топкой грязи, машина бьется обо все подряд, деформируя и срывая любые экраны. То же явление происходит при воздействии на танк взрывной волны и при интенсивных обстрелах из минометов, РПГ, стрелкового оружия и малокалиберной автоматической артиллерии. По этому конструкция экранов предусматривает некое "слабое звено" - что-то должно сломаться. Причем то, что легко заменить без сварки и прочего сложного ремонта.
(мысль в слух: интересно что делали сирийцы с этими "семдесятдвойками" что довели их до такого состояния? Такое ощущение, что сносили броней городские кварталы. См.видео) Ведь если сделать прочнее экран или его крепление - есть шанс потерять надгусеничную полку целиком, что будет иметь куда более печальные последствия.  Тарасенко, как и некоторые иные деятели - слепые поклонники творчества КБ Морозова, утверждают что в отличие от "неправильных" экранов на Т-72, силовые экраны Т-64 являются образцом исполнения и выдержат все что угодно. 
Установка ДЗ и экранов на Т-64 - внешне выглядит красиво и "по-правильному", на практике - дорого, сложно, и скорее вредно чем полезно.
Но представим, что Т-64 зацепится ими за бетонную стену ?! Что будет? Погнуться кронштейны, честь сломается, машина будет волочить экран как грейдер... Если еще усилим крепление - погнем полку , тогда новый экран будет поставить проблематично. Как раз пример обратного - пример того как морозовцы не думали и не думают о боевом применении. Есть прекрасные примеры исполнения "тяжелых" экранов на западных танках. Их экран поделен на много секций и при силовом контакте там просто срезается палец в петле,  теряется только одна секция. А вот на Т-64 остаются голыми до половины борта. Тарасенко отчаянно критикует УКБТМ, но посмотрите их "хит сезона" - Т-90МС, или, скажем, БМПТ -  там экран поделен на секции, причем не только по горизонтали, но и по вертикали. Да и хочется задать Тарасенко один простой вопрос: если экраны на Т-72АВ и Т-72Б такие "неправильные", то почему украинский гений не исправит эту "ошибку" на танках проходящих капремонт, перед отправкой на экспорт во всякие там Суданы и Эфиопии? А ведь туда с украинских ремзаводов отгружаются танки типа Т-72  доведенные на все 100% до штатного облика, определенного документацией разработчика...
Суданские Т-72АВ с "Фаины" - экраны и ДЗ все штатно, как в УКБТМ задумывалось...
 Опять же, если Т-72 такой "плохой", то почему именно этот тип танка, а не "родной" тарасенковскому сердцу Т-64, был выбран для использования украинским миротворческим контингентом на территории бывшей Югославии. Тарасенко и Ко жалуются что Т-64 у них не покупают, потому что в мире его никто не знает - все привыкли к "плохому" Т-72. А ведь тут был прекрасный шанс "засветить" "хороший и правильный" танк  Т-64 как минимум на всю Европу. Не оттого ли украинские миротворцы не юзали Т-64, что боялись  опозориться с этим танком-лузером?  
Украинские миротворцы на танках Т-72 в Югославии. Т-64 показывать Европе, видимо, было стыдно...
 Ну и до кучи, в качестве "алла-верды", за "сгоревшие в мирное время Т-72Б" пара замшелых историй о Т-64, так сказать "байки из склепа" (специально даже не искал - спасибо Gordon за ссылку в коментах) .
История первая:
 Вот так вот выглядит Т-64 после взрыва боекомплекта. Взорвался лет 20 назад, (данная фотка почти свежая - 2005 года, с одного из германских сайтов). Местоположение - ГСВГ,  287-й Гвардейский танковый полк в бывшей ГДР, город Juterbog.  Танк загорелся в боксах из-за замыкания в электропроводке, в ворота выехать не было возможности: впереди стояли еще танки. Механик-водитель выдавил заднюю стену боксов, отогнал машину подальше и вовремя покинул машину. Никто не погиб. После взрыва (полк выходил по тревоге на манёвры - посему боекомплект присутствовал) башня улетела высоко вверх, в днище дыра в метра полтора диаметром. Механику-водителю за то что не растерялся дали внеочередное звание, чем-то наградили и отправили на дембель нулевой партией. Останки танка вытащили за пределы парка и присыпали слегка, чтоб проверяющие не видели. Немцы так и не убрали железо.
История вторая:
В январе 1988 года в той же Германии, в 118-м учебном танковом полку в Forst-Zinna, недалеко от Juterbog'а. Проводили учебное ночное вождение, танк выехал на железнодорожные пути и заглох. Привет ценителям 5ТДФ! Но как вообще танк оказался на рельсах - загадка: в полку было два танкодрома - так называемые "первый" (поменьше, недалеко от части) и "второй", на Ютербогском полигоне, за железной дорогой, НО переезжали туда всегда по мосту. В общем танк стоит на "железке" и заводиться никак не хочет (кто там говорил что Т-64 запускается легко?) А тут по воле подлого случая - поезд в сторону Luckenwalde... Командир только успел  вытащить механика из люка. Итог совсем несмешной - шестеро погибших, включая локомотивную бригаду, пассажиров человек 40 ранено. Поезда и тогда не все на той станции останавливались, посему скорость видимо была приличная. Была статья в "Красной звезде" и приведенная версия события - это версия газеты,  на деле всё было гораздо хуже...
Оба случая "сочинены" не мной - источник тут.

Генштаб предлагает определить судьбу итальянских «Кентавров»

Специалисты по бронетехнике сомневаются, нужен ли России колесный танк НАТО

Генштаб предлагает определить судьбу итальянских «Кентавров»
Фото: wikipedia.org
Генштаб Вооруженных сил России предложил Сергею Шойгу определиться с контрактом на поставку итальянских колесных танков (классифицируются так же, как тяжелые бронеавтомобили — истребители танков) Centauro, сообщили «Известиям» в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) Минобороны. Летом ушедшего года два танка были размещены на территории 38-го Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники (НИИБТ) в Кубинке.
— Генштаб хочет провести полные испытания «Кентавров». А их нынешний правовой статус не позволяет нам не то что испытать, а даже залезть в начинку, — сказал «Известиям» высокопоставленный источник в ГАБТУ.
По его информации, танки уже полгода обслуживают и эксплуатируют представители фирмы-производителя, так как их привезли для демонстрационных показов тогдашнему руководству Минобороны. Анатолий Сердюков обещал контракт на закупку этой бронетехники, но процесс затянулся. Теперь российских военных нервирует тот факт, что на режимном объекте в святая святых бронетанковых войск находятся граждане страны — члена НАТО.
В свою очередь, представители Минобороны участвовавщий в переговорах по поставке танков в Россию, заявили «Известиям», что демонстрационные показы — это единственная цель присутствия итальянских танков в Кубинке и об испытаниях речи не идет. Контракта на них нет, актов передачи в собственность «Оборонсервиса» — тоже. Танки числятся за итальянской стороной. 
В ГАБТУ же считают, что «Кентавры» должны пройти полные испытания или пусть их забирают обратно, а «на режимном объекте Российской армии натовцам нечего болтаться». Однако кое-какие демонстрационные мероприятия итальянцы провели. В сентябре 2012 года в НИИ автомобильной техники Минобороны в подмосковных Бронницах они показали возможности своих изделий в преодолении препятствий, водных преград, движении по пересеченной местности. На показе присутствовал тогдашний начальник Генштаба Николай Макаров.
— При этом итальянцы никого из наших специалистов внутрь танков не пустили и не позволили провести измерения показаний приборов, двигателя и ходовой части. Похоже на высокомерие или жульничество, — возмущен один из офицеров-танкистов, наблюдавших за демонстрационными показами.
В ГАБТУ говорят, что необходимо оценить не только ходовые качества, но и технические характеристики узлов и агрегатов, провести стрельбу штатными снарядами, а главное, испытать танк на прочность, согласно российским госстандартам. Для этого требуется провести длительный комплекс испытаний: поставить в морозильную камеру, прогнать в пустынной местности на пылеустойчивость, обстрелять с различных дистанций из всех видов оружия, провести подрыв, проверив минно-защищенность машины.
Позиция итальянцев неизменна: Centaurus экспортируется в Испанию и Оман, хорошо зарекомендовал себя во всем мире благодаря высокой скорости и маневренности и в дополнительных испытаниях не нуждается.
В 38-м НИИБТе говорят, что колесный танк из Италии отечественным военным не нужен. «Кентавры» создавались для локальных конфликтов на отдаленных территориях против иррегулярных формирований, не имеющих современных противотанковых средств. Против более-менее серьезного врага ценность их приближается к нулю, считают в Кубинке.
— У боевиков на Северном Кавказе достаточно противотанковых средств, в том числе РПГ-89 «Вампир» с тандемной боевой частью, от которой даже полноценный гусеничный танк вряд ли убережется. У Грузии есть модернизированные Израилем Т-72 с тепловизором, спутниковой навигацией, современной системой управления огнем. Сдается мне, что это не «Кентавр» будет охотиться на Т-72, а наоборот, — сказал собеседник «Известий» в 38-м НИИБТе.
Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал России» Виктор Мураховский согласен со строевыми танкистами.
— Итальянцы позиционируют Centauro как полноценный танк. У нас же его одноклассники, такие, как «Спрут-СД», относятся к противотанковым. В СССР уже проводились исследования колесных танков, было построено несколько штук в рамках программы «Жало». Тогда военные пришли к выводу, что колесный танк с тонкой броней и слабой пушкой не имеет полноценных боевых задач. А на базе отечественного «Бумеранга» можно создать машину не хуже итальянской, — сказал эксперт изданию.
Ранее руководство «Военно-промышленной компании» анонсировало создание целого семейства бронетехники «Бумеранг» с колесной формулой 8х8.


Источник

Обращение к Президенту РФ

Перепост ибо полностью поддерживаю.

Господин Президент!
Начало нового, 2013 года, прошло под фанфары вручения Вами заезжему лицедею Депардье российского паспорта. Я, собственно, ничего против этого не имею - ну нравится Вам французский кинематограф, кстати,не самый худший - ну и слава Богу! У нас уже был Президент, который обнимался с исполнителем роли Терминатора и это преподносилось, как величайшее достижение в культуре России.
Вы вручаете высшие награды моей страны всяким клоунам, которые являются олицетворением пошлости и безвкусицы, Вы милуете преступников, которые совершили преступления, одним словом, в нашей стране Вы можете всё.
Но, скажите пожалуйста, почему люди, которые посвятили свою жизнь беззаветному служению нашей Родине, без фанфар и наград, почему они, будучи Гордостью нашей Державы не заслужили достойной награды?!
Вы поёте вместе с какими-то невнятными шпионами, которые в эпоху цифровых технологий и Интернета, "с блеском" провалили свои должностные обязанности, "С чего начинается Родина?!", и забываете про тех, кому наша Родина обязана?!
Леониду Николаевичу Карцеву, главному конструктору Т-62 и Т-72, исполнилось 90 лет. 90 ЛЕТ! Человек,который конструировал танки, которые стали наряду с Автоматом Калашникова, олицетворением мощи СССР и России, которые воевали, без преувеличения, на всех континентах планеты, который свою жизнь отдал служению Отчизне. При этом, он не был известен настолько, как Михаил Тимофеевич Калашников, но разве это меняет саму суть? Истину знают танки,которые он конструировал.
И в такой день, Генерального Конструктора бронетанковых войск награждают орденом «За заслуги перед Отечеством» ?!
Вы знаете, господин Президент, в царской армии орден Святого Станислава с мечами, четвертой степени, так и звался: «На и отвяжись!»
При этом, в свое время господа Кадыровы и Ямадаевы были удостоены званий "Герой Российской Федерации". "Заслуги" этих, без всякого преувеличения, "достойных граждан Российской Федерации" у нас, у обывателей, не вызывают ни малейшего сомнения.
Владимир Владимирович!
Чтобы быть Президентом Великой державы надо достойно относиться к её Великим гражданам!
Я призываю Вас восстановить справедливость и присвоить звание "Герой Российской Федерации" Генеральному Конструктору наших бронетанковых войск Леониду Николаевичу Карцеву, за его несомненные заслуги, самоотверженность и беззаветное служение нашей Родине.
Честь имею!

Т-72 и БМП-2: интервью сирийского танкиста

Танки Т-72 в контртеррористических операциях в Сирии. Смотреть всем!

Модернизация СПТП 2с25 "Спрут-СД"

 Одной из примечательных тенденций в области современного мирового танкостроения является создание так называемых "легких" и "средних" танков. Эти машины сочетают в себе мощь вооружения ОБТ при существенно меньшей массе и габаритах. Такое решение позволяет существенно улучшить оперативно-тактическую и стратегическую подвижность. Позволяет применять танки в особых условиях, там где применение ОБТ затруднительно. Например в горах или, напротив, в местности с ослабленными грунтами. Как правило такие танки создаются на базе многоцелевых платформ, в силу чего имеют высокую степень унификации с БМП и прочими машинами пддержки и обеспечения. Хорошими примерами таких конструкций являются шведский CV90-120 или польский проект "Anders". Очень активно по данному направлению работает и Китай
 В Советском Союзе так же не забывали о легких танках. Причем нашей спецификой являлось обязательное требование по обеспечению плавучести и даже мореходности таких машин. Однако по целому ряду причин это направление (ОКР "Судья") было закрыто. Тем не менее, машины подобного класса в вооруженных силах Российской Федерации все же есть. Еще на закате советской эпохи, в интересах ВДВ была создана самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД". Не смотря на формальную причастность к артиллерии, "Спрут" является все тем же легким танком, но в отличие от большинства иностранных аналогов он наделен возможностями авиадесантирования и плавучести. По состоянию на 2009 год в ВДВ числилось 4 батареи, т. е. 24 машины. В 2010 г. было объявлено об отказе от дальнейших закупок и прекращении выпуска. Однако 2 мая, того же года, эта информация была опровергнута командующим ВДВ — Владимиром Шамановым. Он заявил, что эта установка, после некоторой доработки, будет закупаться и далее. 
   В настоящее время в Волгоградской машиностроительной компании «ВгТЗ» ведутся опытно-конструкторские работы по разработке модернизированного варианта 125-миллиметровой самоходной противотанковой пушки 2С25 "Спрут-СД". Модернизация заключается в установке современных тепловизионных прицелов для командира машины и наводчика-оператора. Эти устройства позволят, как минимум, в три раза увеличить дальность поражения целей в ночных условиях. Кроме того, на самоходную противотанковую пушку устанавливается двигатель, трансмиссия, а также узлы подвески и ходовой части от БМП-3, что повысит надежность специзделия при эксплуатации. Так же будут разработаны модульные съемные комплекты дополнительного бронирования, позволяющие существенно повысить защиту машины в условиях, когда это будет необходимо. Учитывая? что в дальнейшем для оснащения Российской Армии будет закупаться техника на базе перспективных платформ "Курганец" и "Бумеранг", перед модернизированным "Спрутом" открывается очень интересная перспектива по выходу на международный рынок оружия. Будучи унифицированным с весьма популярной на рынке БМП-3, "Спрут", несомненно, будет серьезным конкурентом тому же "Anders" или китайским машинам. Уже сейчас идет работа по привлечению потенциальных покупателей. В 2012 году предприятия холдинга "Тракторные заводы", в который входят "ВгТЗ", "Курганмаш" и "НИИ Стали" посетили послы четырех стран: Южного Судана, Эфиопии, Индии и Палестины. Кроме того, на заводах с ознакомительной экскурсией побывали представители 7 крупных зарубежных компаний, в том числе из Италии, Алжира, Беларуси, Ирака, Кипра и Объединенных Арабских Эмиратов.

По информации корпоративной газеты "Тракторные заводы" №12 (42) / 2012.

понедельник, 7 января 2013 г.

Отечество перед заслугами I-й степени

Государство не заметило 90-летний юбилей выдающегося конструктора советских танков
Награды в нашей стране далеко не всегда соответствуют заслугам награжденного. Поэтому никто не удивляется, когда звезде шоу-бизнеса, например, вручают орден «За заслуги перед Отечеством», хотя все ее заслуги состоят лишь в продвижении пошлости и безвкусия. А когда государственное признание, наоборот, обходит человека, заслуги которого перед страной действительно огромны - тогда удивляются только те, кто в курсе этих заслуг. Потому что другие люди о них просто не знают.
юбилей танки конструктор т-72 леонид карцев скомово


Леонид Николаевич Карцев на праздновании своего 90-летнего юбилея

фото: Михаил Усов
Леонид Николаевич Карцев, главный конструктор семейства советских танков второй половины ХХ века – именно такой человек.
В июле прошедшего года ему исполнилось 90 лет, но никаких почестей на «высшем уровне» он не удостоился. Лишь благодаря стараниям его бывших коллег в декабре ему все-таки был установлен прижизненный памятник - танк Т-62 - в деревне Скомово Ивановской области, где он родился.
Сам Леонид Николаевич на его открытии не был, неважно себя чувствовал. Но приехали губернатор Ивановской области Михаил Мень, председатель совета ветеранов ГАБТУ генерал-полковник Сергей Маев, представители «Уралвагонзавода», где Карцев 16 лет проработал главным конструктором, и его сослуживцы, ветераны танкостроения. И все выступавшие говорили о том, как много сделал для нашей страны Карцев. И восхищались его конструкторским гением, талантом организатора, способностью чутко улавливать потребности времени и неизменной вежливостью с подчиненными. Но при этом оставалась какая-то недосказанность. Потому что все чувствовали, что мемориал в деревне Скомово – это, конечно, очень здорово. Но Карцев Леонид Николаевич заслуживает большего.
Качество созданных под его руководством танков было настолько высоким, что они десятками тысяч продавались за рубеж. В нескольких странах велось их производство по лицензиям. А Т-72 вообще оказался самым массовым советским танком – всего было выпущено около 30.000 этих машин.
90-летний юбилей такого человека, казалось, было бы трудно не заметить. Но наша страна его фактически не заметила, несмотря на все усилия ветеранов танкостроения.
Весною этого года один из них - бывший сотрудник карцевского КБ, который теперь живет в Германии - написал нашему президенту, что нужно достойно отметить юбилей выдающегося конструктора. Спустя месяц после юбилея администрация президента ответила, что Карцев награжден Орденом Почета. Однако никаких объявлений, указов о награждении Карцева опубликовано не было. Кто его наградил или от имени кого - до сих пор неизвестно. До сего времени эта награда ему не вручена. Руководство Ивановской области приглашало представителя администрации президента вручать орден в Скомово на открытии мемориала. Но он прибыть не изволил.
Чтобы понимать, насколько диким является такое отношение власти к людям масштаба Карцева, нужно, кнечно, знать, ЧТО он в своей жизни сделал. Нужно знать, что под его руководством были созданы танки Т-54А, Т54-Б, Т-55, Т-62, Т-62А, ракетный истребитель танков ИТ-1 и практически вся научно-техническая основа танка Т-72, получившиего мировое признание.



Открытие мемориала в Скомово. Внушительный вид созданного Карцевым Т-62 спасает мероприятие от ощущения безнадежного убожества
фото: Михаил Усов

«Карцев – конструктор от Бога», - говорили его коллеги в Скомово и рассказывали удивительные эпизоды его жизни, когда он по собственной инициативе и вопреки начальственной воле брался за новаторские разработки и доводил их до серийного производства, и потом оказывалось, что он был абсолютно прав – именно в этом направлении и нужно было двигаться.
«Надо было понимать то, что прекрасно понимал Леонид Николаевич, - рассказал «МК» полковник Геннадий Пастернак, работавший с Карцевым много лет, - что за словом «танк» стоит лавина войсковых средств: подвижные мастерские обслуживания, танкоремонтные мастерские, тягачи, подразделения и ремонтные части, подвижные фронтовые заводы капитального ремонта танков и заводы капитального ремонта двигателей. Вопреки мнению руководства он исповедовал эволюционный путь развития и выдержал его до конца без поддержки властных структур, сохраняя боеспособность войск, реализуя первым в мире вызовы времени. Он ввёл стабилизацию вооружения, сначала в одной плоскости, затем в двух, обеспечив эффективную стрельбу с ходу. Ввел приборы ночного видения на серийных танках. Поставил гладкоствольное орудие на танк, за которым поплелись все зарубежные танкостроители. Форсировал двигатель В-2 до нужд очередного танка на шестикатковой базе. Ввел автомат заряжания пушки с последовательным досылом выстрела с раздельным заряжанием и выбрасыванием стреляной гильзы. И это далеко не все, что он изобрел, сконструировал и успешно внедрил».
То, что у Карцева талант конструктора, понятно было еще в детстве. Он без конца что-то мастерил.
В 1939-м поступил в Ивановский энергетический институт. Со второго курса его призвали в армию. В августе 41-го стал курсантом Саратовского танкового училища. Потом фронт. Сначала помощник командира танковой роты по технической части, потом командир роты технического обеспечения в составе 45-й танковой бригады 1-й танковой армии. Участник Проскуровско-Черновицкого, Висло-Одерского, Берлинского наступлений.
Опыт эксплуатации и ремонта танков в боевых условиях оказался бесценным, когда Карцев,уже закончив Военную академию бронетанковых войск, получил назначение в Нижний Тагил – конструкторское бюро Уралвагонзавода. А спустя три года директор завода Иван Окунев – вот тоже потрясающий был человек – назначил тридцатилетнего Карцева главным конструктором всего предприятия. Хотя он был еще очень молод для такой должности. И никаких особых достижений за ним не числилось. Но Окунев что-то в нем увидел. Угадал талант.
Позже Карцев напишет книгу «Моя судьба Нижний Тагил». Издана она была один раз небольшим тиражом. Сейчас это библиографическая редкость. А жаль, книга замечательная, и написана очень точным и умным пером. Там и про войну, и про Окунева, и про Т-55 и Т-62, за разработку которого Карцев взялся, осознав требования времени. В середине 60-х советские танки стали отставать от быстро развивающегося ракетно-ядерного и артиллерийского вооружения, и Карцев решил, что для выравнивания баланса сил нужно наращивать могущество танкового оружия, увеличивать маневренность машин и автоматизировать средства ведения огня. Именно эти технические решения и были реализованы в Т-62, который оказался настолько удачным, что на его базе были разработаны несколько опытных образцов, в том числе «объект 167Т» с газотурбинным двигателем, ставший прообразом Т-80.
Следующий танк, над которым работал Карцев, Т-72, конкурировал с Т-64, который разрабатывался на Харьковском танкостроительном заводе. Карцев доказывал, что его машина лучше. В итоге в 1969 году тогдашний директор Уралвагонзавода Крутяков, сам ярый противник Т-72, отстранил Карцева от должности. Остранил, когда все уже было сделано - остались только госипытания.
«Никто и не возмутился, - объяснил «МК» подноготную этой отставки еще один коллега Карцева Михаил Усов. - Все заняты харьковским Т-64, а Уралвагонзаводу уготована роль подготовить только его мобилизационный вариант на случай войны. С этим открыто не может согласиться Карцев. Он возвращается в родное министерство, где его берут на должность заместителя начальника НТК (научно-танковый комитет Управления начальника танкоых войск Минобороны СССР). Неугомонный Карцев и здесь, на новом месте, продолжает борьбу за Т-72 и своего добивается - танк принят на вооружение советской армии в 1973 году. Но многие влиятельные чиновники (всесильный Устинов и другие из ЦК КПСС, ВПК , Миноборонпрома и даже Минобороны) ему этого не могли простить. Вспомнили его «ершистый» характер, «неуважение» к начальству и другие так называемые «прегрешения». Формальный повод нашелся (в армии – это выслуга лет). Начальник ГБТУ генерал Потапов (кстати, тоже противник танка Т-72) представил его на увольнение, и Карцев, генерал-майор в 55 лет, еще полный сил, был уволен из армии и отправлен на пенсию. Далее началась мелкая ему месть: государственные премии и награды за разработку и внедрение в производство танка Т-72 получили многие вчерашние его противники (Карцев ими был вычеркнут из всех наградных списков); Леониду Николаевичу не дали «на гражданке» работать по его главной специальности, связанной с танками; не отмечались на государственном уровне его «круглые юбилейные даты», хотя ветераны – танкисты и танкостроители на этом настаивали».
90-летний юбилей Карцева в этом ряду не стал исключением. Из-за бюрократических склок и обид, суть которых никто уже даже не помнит, великий конструктор оказался вычеркнут из официальных списков «заслуженных». И теперь власть виляет, не зная, как ей с ним быть и чем награждать – по высшему рангу, среднему, низшему или вообще не награждать, поскольку бюрократам нынешним непонятен его статус, а разбираться в таком сложном вопросе они не будут.
Уралвагонзавод сейчас в фаворе и мог бы, конечно, настоять на государственном признании заслуг Карцева. Тем более, что представитель президента по Уральскому округу Холманских – бывший начальник сборочного цеха Уралвагонзавода. Но и ему, и руководителям УВЗ тоже не до Карцева, их волнуют другие материи.
Поэтому все, что остается – это написать про Карцева в нашей газете. Пускай государство не хочет отблагодарить его, как он того заслуживает. Зато люди будут знать человека, благодаря которому советские танки покорили мир.
материал: Юлия Калинина
Gur Khan: Карцеву - звезду Героя! Надо ставить вопрос именно так, и никак иначе!