Государство не заметило 90-летний юбилей выдающегося конструктора советских танков
Награды в нашей стране далеко не всегда соответствуют
заслугам награжденного. Поэтому никто не удивляется, когда звезде
шоу-бизнеса, например, вручают орден «За заслуги перед Отечеством»,
хотя все ее заслуги состоят лишь в продвижении пошлости и безвкусия. А
когда государственное признание, наоборот, обходит человека, заслуги
которого перед страной действительно огромны - тогда удивляются только
те, кто в курсе этих заслуг. Потому что другие люди о них просто не
знают.
Леонид Николаевич Карцев на праздновании своего 90-летнего юбилея | ||
фото: Михаил Усов |
Леонид Николаевич Карцев, главный конструктор семейства советских танков второй половины ХХ века – именно такой человек.
В
июле прошедшего года ему исполнилось 90 лет, но никаких почестей на
«высшем уровне» он не удостоился. Лишь благодаря стараниям его бывших
коллег в декабре ему все-таки был установлен прижизненный памятник -
танк Т-62 - в деревне Скомово Ивановской области, где он родился.
Сам
Леонид Николаевич на его открытии не был, неважно себя чувствовал. Но
приехали губернатор Ивановской области Михаил Мень, председатель совета
ветеранов ГАБТУ генерал-полковник Сергей Маев, представители
«Уралвагонзавода», где Карцев 16 лет проработал главным конструктором, и
его сослуживцы, ветераны танкостроения. И все выступавшие говорили о
том, как много сделал для нашей страны Карцев. И восхищались его
конструкторским гением, талантом организатора, способностью чутко
улавливать потребности времени и неизменной вежливостью с подчиненными.
Но при этом оставалась какая-то недосказанность. Потому что все
чувствовали, что мемориал в деревне Скомово – это, конечно, очень
здорово. Но Карцев Леонид Николаевич заслуживает большего.
Качество
созданных под его руководством танков было настолько высоким, что они
десятками тысяч продавались за рубеж. В нескольких странах велось их
производство по лицензиям. А Т-72 вообще оказался самым массовым
советским танком – всего было выпущено около 30.000 этих машин.
90-летний
юбилей такого человека, казалось, было бы трудно не заметить. Но наша
страна его фактически не заметила, несмотря на все усилия ветеранов
танкостроения.
Весною этого года один из них - бывший сотрудник
карцевского КБ, который теперь живет в Германии - написал нашему
президенту, что нужно достойно отметить юбилей выдающегося конструктора.
Спустя месяц после юбилея администрация президента ответила, что Карцев
награжден Орденом Почета. Однако никаких объявлений, указов о
награждении Карцева опубликовано не было. Кто его наградил или от имени
кого - до сих пор неизвестно. До сего времени эта награда ему не
вручена. Руководство Ивановской области приглашало представителя
администрации президента вручать орден в Скомово на открытии мемориала.
Но он прибыть не изволил.
Чтобы понимать, насколько диким
является такое отношение власти к людям масштаба Карцева, нужно, кнечно,
знать, ЧТО он в своей жизни сделал. Нужно знать, что под его
руководством были созданы танки Т-54А, Т54-Б, Т-55, Т-62, Т-62А,
ракетный истребитель танков ИТ-1 и практически вся научно-техническая
основа танка Т-72, получившиего мировое признание.
Открытие мемориала в Скомово. Внушительный вид созданного Карцевым Т-62 спасает мероприятие от ощущения безнадежного убожества
фото: Михаил Усов
|
«Карцев – конструктор от
Бога», - говорили его коллеги в Скомово и рассказывали удивительные
эпизоды его жизни, когда он по собственной инициативе и вопреки
начальственной воле брался за новаторские разработки и доводил их до
серийного производства, и потом оказывалось, что он был абсолютно прав –
именно в этом направлении и нужно было двигаться.
«Надо было
понимать то, что прекрасно понимал Леонид Николаевич, - рассказал «МК»
полковник Геннадий Пастернак, работавший с Карцевым много лет, - что за
словом «танк» стоит лавина войсковых средств: подвижные мастерские
обслуживания, танкоремонтные мастерские, тягачи, подразделения и
ремонтные части, подвижные фронтовые заводы капитального ремонта
танков и заводы капитального ремонта двигателей. Вопреки мнению
руководства он исповедовал эволюционный путь развития и выдержал его до
конца без поддержки властных структур, сохраняя боеспособность войск,
реализуя первым в мире вызовы времени. Он ввёл стабилизацию вооружения,
сначала в одной плоскости, затем в двух, обеспечив эффективную стрельбу с
ходу. Ввел приборы ночного видения на серийных танках. Поставил
гладкоствольное орудие на танк, за которым поплелись все зарубежные
танкостроители. Форсировал двигатель В-2 до нужд очередного танка на
шестикатковой базе. Ввел автомат заряжания пушки с последовательным
досылом выстрела с раздельным заряжанием и выбрасыванием стреляной
гильзы. И это далеко не все, что он изобрел, сконструировал и успешно
внедрил».
То, что у Карцева талант конструктора, понятно было еще в детстве. Он без конца что-то мастерил.
В
1939-м поступил в Ивановский энергетический институт. Со второго курса
его призвали в армию. В августе 41-го стал курсантом Саратовского
танкового училища. Потом фронт. Сначала помощник командира танковой роты
по технической части, потом командир роты технического обеспечения в
составе 45-й танковой бригады 1-й танковой армии. Участник
Проскуровско-Черновицкого, Висло-Одерского, Берлинского наступлений.
Опыт
эксплуатации и ремонта танков в боевых условиях оказался бесценным,
когда Карцев,уже закончив Военную академию бронетанковых войск, получил
назначение в Нижний Тагил – конструкторское бюро Уралвагонзавода. А
спустя три года директор завода Иван Окунев – вот тоже потрясающий был
человек – назначил тридцатилетнего Карцева главным конструктором всего
предприятия. Хотя он был еще очень молод для такой должности. И никаких
особых достижений за ним не числилось. Но Окунев что-то в нем увидел.
Угадал талант.
Позже Карцев напишет книгу «Моя судьба Нижний
Тагил». Издана она была один раз небольшим тиражом. Сейчас это
библиографическая редкость. А жаль, книга замечательная, и написана
очень точным и умным пером. Там и про войну, и про Окунева, и про Т-55 и
Т-62, за разработку которого Карцев взялся, осознав требования времени.
В середине 60-х советские танки стали отставать от быстро
развивающегося ракетно-ядерного и артиллерийского вооружения, и Карцев
решил, что для выравнивания баланса сил нужно наращивать могущество
танкового оружия, увеличивать маневренность машин и автоматизировать
средства ведения огня. Именно эти технические решения и были реализованы
в Т-62, который оказался настолько удачным, что на его базе были
разработаны несколько опытных образцов, в том числе «объект 167Т» с
газотурбинным двигателем, ставший прообразом Т-80.
Следующий
танк, над которым работал Карцев, Т-72, конкурировал с Т-64, который
разрабатывался на Харьковском танкостроительном заводе. Карцев
доказывал, что его машина лучше. В итоге в 1969 году тогдашний директор
Уралвагонзавода Крутяков, сам ярый противник Т-72, отстранил Карцева от
должности. Остранил, когда все уже было сделано - остались только
госипытания.
«Никто и не возмутился, - объяснил «МК» подноготную
этой отставки еще один коллега Карцева Михаил Усов. - Все заняты
харьковским Т-64, а Уралвагонзаводу уготована роль подготовить только
его мобилизационный вариант на случай войны. С этим открыто не может
согласиться Карцев. Он возвращается в родное министерство, где его берут
на должность заместителя начальника НТК (научно-танковый комитет
Управления начальника танкоых войск Минобороны СССР). Неугомонный Карцев
и здесь, на новом месте, продолжает борьбу за Т-72 и своего добивается -
танк принят на вооружение советской армии в 1973 году. Но многие
влиятельные чиновники (всесильный Устинов и другие из ЦК КПСС, ВПК ,
Миноборонпрома и даже Минобороны) ему этого не могли простить. Вспомнили
его «ершистый» характер, «неуважение» к начальству и другие так
называемые «прегрешения». Формальный повод нашелся (в армии – это
выслуга лет). Начальник ГБТУ генерал Потапов (кстати, тоже противник
танка Т-72) представил его на увольнение, и Карцев, генерал-майор в 55
лет, еще полный сил, был уволен из армии и отправлен на пенсию. Далее
началась мелкая ему месть: государственные премии и награды за
разработку и внедрение в производство танка Т-72 получили многие
вчерашние его противники (Карцев ими был вычеркнут из всех наградных
списков); Леониду Николаевичу не дали «на гражданке» работать по его
главной специальности, связанной с танками; не отмечались на
государственном уровне его «круглые юбилейные даты», хотя ветераны –
танкисты и танкостроители на этом настаивали».
90-летний юбилей
Карцева в этом ряду не стал исключением. Из-за бюрократических склок и
обид, суть которых никто уже даже не помнит, великий конструктор
оказался вычеркнут из официальных списков «заслуженных». И теперь власть
виляет, не зная, как ей с ним быть и чем награждать – по высшему рангу,
среднему, низшему или вообще не награждать, поскольку бюрократам
нынешним непонятен его статус, а разбираться в таком сложном вопросе они
не будут.
Уралвагонзавод сейчас в фаворе и мог бы, конечно,
настоять на государственном признании заслуг Карцева. Тем более, что
представитель президента по Уральскому округу Холманских – бывший
начальник сборочного цеха Уралвагонзавода. Но и ему, и руководителям УВЗ
тоже не до Карцева, их волнуют другие материи.
Поэтому все, что
остается – это написать про Карцева в нашей газете. Пускай государство
не хочет отблагодарить его, как он того заслуживает. Зато люди будут
знать человека, благодаря которому советские танки покорили мир.
Gur Khan: Карцеву - звезду Героя! Надо ставить вопрос именно так, и никак иначе!
Позорище-то какое!!! Стыдно и обидно...
ОтветитьУдалитьhttp://ambivalenter.livejournal.com/169160.html#comments
ОтветитьУдалитьЦеликом и полностью поддерживаю!
УдалитьАлексей, Вам должно быть и интересно: Интервью сирийского танкиста российскому ( http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=eOQKOZJfwu4 )
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень интересно!
Удалить