среда, 16 января 2013 г.

Газотурбинная БМП "Рыцарь" для Арктики.

В Арктике появится бронемашина с газотурбинным двигателем

 Минобороны подготовило спецификацию на перспективную БМП «Рыцарь»

В Арктике появится бронемашина с газотурбинным двигателем
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов

Минобороны определилось с тактико-техническими требованиями для перспективной боевой машины пехоты (БМП) с газотурбинным двигателем. Этими машинами будут оснащаться мотострелковые бригады в Заполярье. Информированный источник в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) Минобороны сообщил «Известиям», что первые эскизные проекты и конструкторская документация должны появиться в течение 2013 года.
— Работы по «Рыцарю» уже начались на «Курганмашзаводе». Газотурбинная БМП — принципиально новое изделие для нас, поэтому неизбежны сложности. А главная проблема — в создании малогабаритного газотурбинного двигателя. Во всем мире они существуют только в опытных экземплярах, а мы планируем для серийных машин, — сказал источник.
В газотурбинном двигателе продукты сгорания топлива вращают турбину, а не поршень, что увеличивает мощность, снижает шумность и вибрацию, а заодно повышает расход топлива из-за низкого по сравнению с поршневыми двигателями коэффициента полезного действия.
Перспективная БМП пока известна под шифром опытно-конструкторской работы «Рыцарь». По всей видимости, она будет габаритнее и тяжелее современных БМП-3 — более 20 т против 18,7 т. Двигатель создается в Калужском опытном бюро моторостроения. Собеседник пояснил, что газотурбинными двигателями оснащаются отечественные танки Т-80 и американские «Абрамсы», однако для БМП они не подходят.
— БМП меньше размерами и легче танков, много места под двигатель и трансмиссию выделить нельзя, так как основное внимание уделяется отделению для перевозки личного состава. У калужан есть определенные успехи, разглашать которые рано, — продолжил офицер ГАБТУ.
По информации «Известий» из оборонно-промышленного комплекса (ОПК), базовый двигатель уже готов, но мощность ниже проектной. Для 20-тонного «Рыцаря» необходим мотор как минимум 400 л.с., согласно отечественному нормативу 22 л.с. на тонну веса. В Калуге обещают создать двигатель через 2–2,5 года, и ему найдется применение и в гражданской промышленности. 
Офицер ГАБТУ считает естественным выбор газовой турбины для арктической БМП. В поршневых бензиновых и дизельных двигателях при температурах ниже минус 10 начинают замерзать расходные жидкости. При минус 40 они работают нестабильно, говорит он.
Второй довод: приполярный регион слабо заселен, между военными базами и населенными пунктами большие расстояния. Боевые машины должны быть более автономными, чем в южных широтах, со всеми признаками «дома на гусеницах» с просторным десантным отделением. Одновременно необходимо учитывать возросшую мощь современных противотанковых средства, а значит, машина должна иметь усиленное бронирование и активные системы защиты. 
Огромную и тяжелую БМП с большим энергопотреблением вывезет только особо мощный двигатель. То есть газотурбинный, резюмирует собеседник «Известий». Двигатель стабильно запускается и работает даже в минус 50. Высокий расход топлива будет компенсирован электрической трансмиссией.
В ней усилие от двигателя передается не напрямую на гусеницы, а в генератор, который приводит в действие электродвигатели, вращающие ведущие колеса, поделился с изданием представитель ОПК. По его словам, проблем с электрической трансмиссией нет, ее технология уже отработана отечественными оружейниками. 
Однако газотурбинные двигатели нравятся далеко не всем военным. Так, многие офицеры служб материально-технического обеспечения, с которыми пообщался корреспондент «Известий», отстаивают «старый добрый дизель».
— В Арктике он не так уж и плох. 200-я мотострелковая бригада в Печенге оснащена испытанными МТЛБ (многоцелевой транспортер легкий бронированный. — «Известия»). Если аккумуляторы заряжены и вообще машина обслуживается как положено, то дизеля легко запускаются в любой мороз. «Рыцарь» со своей электрической трансмиссией, генератором, электродвигателями, турбиной является очень сложной в эксплуатации машиной. Кто и где подготовит специалистов для нее, как ремонтировать в полевых условиях? На Т-80 турбинами занимаются специальные заводские бригады, а что будет с «Рыцарем»? — спрашивает один из строевых техников.
Высокопоставленный представитель ОПК в свою очередь назвал газотурбинный двигатель идеальным для низких температур.
— В нем используются подшипники качения, а в поршневых двигателях подшипники скольжения. Если вкратце, то первым в замерзшем состоянии не нужна значительная энергия для проворачивания, а вторым — нужна. Не случайно, что большая часть военной техники у нас оснащена котлами-подогревателями, — пояснил он.
Арктический регион занимает особое место в планах Минобороны. В прошлом году там прошли масштабные морские учения с боевой стрельбой и высадкой морского десанта, активно ведет себя Дальняя авиация и Главное управление глубоководных работ (ГУГИ) со знаменитым «Лошариком».

Источник

Gur Khan: Все замечательно, но мне вот одно интересно - как быть с унификацией? Два десятка лет мы страдали напевая что у нас три или четыре типа основных боевых танков, а "не основных" и того больше, масса всяких там разнообразных БМП, БТР, БМД. Как итог - создание унифицированных платформ. И я бы все понял, будь у нас после этого один тип танка, один тип БМП и так далее. Но... Давайте прикинем сколько у нас будет БМП после реализации всех новых программ: 1.БМП тяжелая на платформе "Армата" 2.БМП средняя на платформе "Курганец-25" 3. БМП колесная на платформе "Бумеранг" 4. БМП для Арктики с ГТД "Рыцарь" - вот уже как минимум одновременно четыре. + старые, те же БМП-3 и БМП-2 никуда не исчезнут в одночасье. Это не многовато ли?

5 комментариев:

  1. Ну "многотипность" техники является проблемой когда несколько типов используются для решения одной и той-же задачи. А здесь многотипность подразумевает разные задачи которые (по идее) будут ставиться перед тяжелыми, легкими и средними бригадами. Ну а машина для арктики, так по-любому, должна быть уникальной. Так что в этот раз с унификацией (по идее) будет всё впорядке. :)

    ОтветитьУдалить
  2. Прямо пир духа какой то!
    В одной статье столько утверждений прямо противоречащих друг другу:
    "Боевые машины должны быть более автономными"
    " машина должна иметь усиленное бронирование и активные системы защиты"
    поэтому мы влындим в эту вундервафлю ГТД, который "... заодно повышает расход топлива из-за низкого по сравнению с поршневыми двигателями коэффициента полезного действия."
    Видимо полагается, что в Арктике геологи набросали много бочек с керосином, или оныя "Рыцари" будут сторожить керосинодобывающие вышки на Арктическом шельфе?
    Дальше круче:
    "Высокий расход топлива будет компенсирован электрической трансмиссией."
    То есть двойное преобразование энергии это называется "Компенсация"? Добрые люди сказали бы, что электротрансмиссия усугубляет проблему топливной экономичности. Я вот слабо представляю себе рекуперацию энергии при торможении и движении под уклон на гусеничной машине передвигающейся по снежному покрову или грязи, а заодно размер (и массу) накопителя для резервирования электроэнергии для движения тележки массой 20т в условиях заснеженной (да и не заснеженной) тундры.
    Следующий перл: "...проблем с электрической трансмиссией нет, ее технология уже отработана отечественными оружейниками." ой, а можно узнать название серийной машины с электротрансмиссией моложе Sd.Kfz.184 "Ferdinand"! И с каких это пор Фердинанд Порше стал отечественным оружейником?
    Видимо без справки о лоботомии в корреспонденты не берут.

    ОтветитьУдалить
  3. Есть серьезное подозрение, что рыцарь будет на базе Курганца, ведь по массе отлично подходит.

    ОтветитьУдалить
  4. Насколько я понимаю Бумеранг и Курганец должны иметь очень серьёзную унификацию по МТО и вооружению. Тяжёлая БМП будет иметь шасси и МТО танка. Вот с Рыцарем не все понятно, это да. А так вообщем я думаю не все так плохо будет.

    ОтветитьУдалить
  5. Из комментария автора блога самый существенный аргумент, это то что старая техника никуда не денется. Не ясно какими будут темпы поставки новой техники и как быстро "старую" можно будет отправлять на хранение. На хранении кстати с одной стороны лучше держать однотипную технику со строевыми частями.С унификацией новой техники всё не так страшно, да БМП как бы три, но и платформ три, унифицированных машин другого назначения полно. Арктическая БМП не крупносерийная машина, экслуатироваться будет в отдельном регионе, вряд-ли создаст особые трудности. Кстати упоминая "старые" БМП не следует забывать и БМД-4м, их могут в сумме успеть выпустить и штук 30-40 за несколько лет. Разумный подход - продать как можно больше БМП-2, а может и БМП-3, Т-72 и Т-80, но тут конкуренция. Сирии, если Асад устоит, можно подешовке, Ираку можно попробывать.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.