В Арктике появится бронемашина с газотурбинным двигателем
Минобороны подготовило спецификацию на перспективную БМП «Рыцарь»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов
Минобороны определилось с тактико-техническими требованиями
для перспективной боевой машины пехоты (БМП) с газотурбинным двигателем.
Этими машинами будут оснащаться мотострелковые бригады в Заполярье.
Информированный источник в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ)
Минобороны сообщил «Известиям», что первые эскизные проекты и
конструкторская документация должны появиться в течение 2013 года.
—
Работы по «Рыцарю» уже начались на «Курганмашзаводе». Газотурбинная БМП
— принципиально новое изделие для нас, поэтому неизбежны сложности. А
главная проблема — в создании малогабаритного газотурбинного двигателя.
Во всем мире они существуют только в опытных экземплярах, а мы планируем
для серийных машин, — сказал источник.
В газотурбинном
двигателе продукты сгорания топлива вращают турбину, а не поршень, что
увеличивает мощность, снижает шумность и вибрацию, а заодно повышает
расход топлива из-за низкого по сравнению с поршневыми двигателями
коэффициента полезного действия.
Перспективная БМП пока
известна под шифром опытно-конструкторской работы «Рыцарь». По всей
видимости, она будет габаритнее и тяжелее современных БМП-3 — более 20 т
против 18,7 т. Двигатель создается в Калужском опытном бюро
моторостроения. Собеседник пояснил, что газотурбинными двигателями
оснащаются отечественные танки Т-80 и американские «Абрамсы», однако для
БМП они не подходят.
— БМП меньше размерами и легче танков,
много места под двигатель и трансмиссию выделить нельзя, так как
основное внимание уделяется отделению для перевозки личного состава. У
калужан есть определенные успехи, разглашать которые рано, — продолжил
офицер ГАБТУ.
По информации «Известий» из
оборонно-промышленного комплекса (ОПК), базовый двигатель уже готов, но
мощность ниже проектной. Для 20-тонного «Рыцаря» необходим мотор как
минимум 400 л.с., согласно отечественному нормативу 22 л.с. на тонну
веса. В Калуге обещают создать двигатель через 2–2,5 года, и ему
найдется применение и в гражданской промышленности.
Офицер
ГАБТУ считает естественным выбор газовой турбины для арктической БМП. В
поршневых бензиновых и дизельных двигателях при температурах ниже минус
10 начинают замерзать расходные жидкости. При минус 40 они работают
нестабильно, говорит он.
Второй довод: приполярный регион слабо заселен, между военными базами
и населенными пунктами большие расстояния. Боевые машины должны быть
более автономными, чем в южных широтах, со всеми признаками «дома на
гусеницах» с просторным десантным отделением. Одновременно необходимо
учитывать возросшую мощь современных противотанковых средства, а значит,
машина должна иметь усиленное бронирование и активные системы защиты.
Огромную
и тяжелую БМП с большим энергопотреблением вывезет только особо мощный
двигатель. То есть газотурбинный, резюмирует собеседник «Известий».
Двигатель стабильно запускается и работает даже в минус 50. Высокий
расход топлива будет компенсирован электрической трансмиссией.
В
ней усилие от двигателя передается не напрямую на гусеницы, а в
генератор, который приводит в действие электродвигатели, вращающие
ведущие колеса, поделился с изданием представитель ОПК. По его словам,
проблем с электрической трансмиссией нет, ее технология уже отработана
отечественными оружейниками.
Однако газотурбинные двигатели нравятся далеко не всем военным. Так,
многие офицеры служб материально-технического обеспечения, с которыми
пообщался корреспондент «Известий», отстаивают «старый добрый дизель».
— В Арктике он не так уж и плох. 200-я мотострелковая бригада в
Печенге оснащена испытанными МТЛБ (многоцелевой транспортер легкий
бронированный. — «Известия»). Если аккумуляторы заряжены и вообще машина
обслуживается как положено, то дизеля легко запускаются в любой мороз.
«Рыцарь» со своей электрической трансмиссией, генератором,
электродвигателями, турбиной является очень сложной в эксплуатации
машиной. Кто и где подготовит специалистов для нее, как ремонтировать в
полевых условиях? На Т-80 турбинами занимаются специальные заводские
бригады, а что будет с «Рыцарем»? — спрашивает один из строевых
техников.
Высокопоставленный представитель ОПК в свою очередь назвал газотурбинный двигатель идеальным для низких температур.
—
В нем используются подшипники качения, а в поршневых двигателях
подшипники скольжения. Если вкратце, то первым в замерзшем состоянии не
нужна значительная энергия для проворачивания, а вторым — нужна. Не
случайно, что большая часть военной техники у нас оснащена
котлами-подогревателями, — пояснил он.
Арктический регион
занимает особое место в планах Минобороны. В прошлом году там прошли
масштабные морские учения с боевой стрельбой и высадкой морского
десанта, активно ведет себя Дальняя авиация и Главное управление
глубоководных работ (ГУГИ) со знаменитым «Лошариком».
Источник
Gur Khan: Все замечательно, но мне вот одно интересно - как быть с унификацией? Два десятка лет мы страдали напевая что у нас три или четыре типа основных боевых танков, а "не основных" и того больше, масса всяких там разнообразных БМП, БТР, БМД. Как итог - создание унифицированных платформ. И я бы все понял, будь у нас после этого один тип танка, один тип БМП и так далее. Но... Давайте прикинем сколько у нас будет БМП после реализации всех новых программ: 1.БМП тяжелая на платформе "Армата" 2.БМП средняя на платформе "Курганец-25" 3. БМП колесная на платформе "Бумеранг" 4. БМП для Арктики с ГТД "Рыцарь" - вот уже как минимум одновременно четыре. + старые, те же БМП-3 и БМП-2 никуда не исчезнут в одночасье. Это не многовато ли?
Ну "многотипность" техники является проблемой когда несколько типов используются для решения одной и той-же задачи. А здесь многотипность подразумевает разные задачи которые (по идее) будут ставиться перед тяжелыми, легкими и средними бригадами. Ну а машина для арктики, так по-любому, должна быть уникальной. Так что в этот раз с унификацией (по идее) будет всё впорядке. :)
ОтветитьУдалитьПрямо пир духа какой то!
ОтветитьУдалитьВ одной статье столько утверждений прямо противоречащих друг другу:
"Боевые машины должны быть более автономными"
" машина должна иметь усиленное бронирование и активные системы защиты"
поэтому мы влындим в эту вундервафлю ГТД, который "... заодно повышает расход топлива из-за низкого по сравнению с поршневыми двигателями коэффициента полезного действия."
Видимо полагается, что в Арктике геологи набросали много бочек с керосином, или оныя "Рыцари" будут сторожить керосинодобывающие вышки на Арктическом шельфе?
Дальше круче:
"Высокий расход топлива будет компенсирован электрической трансмиссией."
То есть двойное преобразование энергии это называется "Компенсация"? Добрые люди сказали бы, что электротрансмиссия усугубляет проблему топливной экономичности. Я вот слабо представляю себе рекуперацию энергии при торможении и движении под уклон на гусеничной машине передвигающейся по снежному покрову или грязи, а заодно размер (и массу) накопителя для резервирования электроэнергии для движения тележки массой 20т в условиях заснеженной (да и не заснеженной) тундры.
Следующий перл: "...проблем с электрической трансмиссией нет, ее технология уже отработана отечественными оружейниками." ой, а можно узнать название серийной машины с электротрансмиссией моложе Sd.Kfz.184 "Ferdinand"! И с каких это пор Фердинанд Порше стал отечественным оружейником?
Видимо без справки о лоботомии в корреспонденты не берут.
Есть серьезное подозрение, что рыцарь будет на базе Курганца, ведь по массе отлично подходит.
ОтветитьУдалитьНасколько я понимаю Бумеранг и Курганец должны иметь очень серьёзную унификацию по МТО и вооружению. Тяжёлая БМП будет иметь шасси и МТО танка. Вот с Рыцарем не все понятно, это да. А так вообщем я думаю не все так плохо будет.
ОтветитьУдалитьИз комментария автора блога самый существенный аргумент, это то что старая техника никуда не денется. Не ясно какими будут темпы поставки новой техники и как быстро "старую" можно будет отправлять на хранение. На хранении кстати с одной стороны лучше держать однотипную технику со строевыми частями.С унификацией новой техники всё не так страшно, да БМП как бы три, но и платформ три, унифицированных машин другого назначения полно. Арктическая БМП не крупносерийная машина, экслуатироваться будет в отдельном регионе, вряд-ли создаст особые трудности. Кстати упоминая "старые" БМП не следует забывать и БМД-4м, их могут в сумме успеть выпустить и штук 30-40 за несколько лет. Разумный подход - продать как можно больше БМП-2, а может и БМП-3, Т-72 и Т-80, но тут конкуренция. Сирии, если Асад устоит, можно подешовке, Ираку можно попробывать.
ОтветитьУдалить