Сегодня, 21 января, Владимиру Ивановичу Поткину - главному конструктору "Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения" исполнилось бы 75 лет.
Секретная биография
Подобно Сергею
Павловичу Королеву, Владимир Иванович Поткин относился к категории "совсем
секретных конструкторов и ученых", творцов шедевров отечественной боевой
техники, имена которых стали известны Стране только с их кончиной. Созданный
В.И.Поткиным танк Т-90, давно стал брендом российской оборонки, но не смотря на
это имя его создателя и тем более его биография мало кому известны. Владимир
Поткин родился 21 января 1938 года на Алтае в селе Калманка. Если еще кто-то у
нас помнит - 21 января - это день памяти В.И.Ленина, и именно по этому мама,
Агафья Дмитриевна, назвала новорожденного младенца Владимиром. Отец его Иван
Николаевич Поткин до войны был на должности заведующего складом райпотребсоюза,
мать – домохозяйка. В семье было не все благополучно. Жизнь была крайне
тяжелая, можно сказать нищенская. Иван Николаевич, будучи видным мужиком не
утруждал себя заботами о жене и детях, предпочитая гулять на стороне, постоянно
меняя места проживания. Ещё до рождения Володи он оставил семью и ушёл к другой
женщине. Агафья Дмитриевна, беспрерывно рожавшая, успела к этому времени
похоронить семерых детей, умерших от голода и болезней, и, не имея средств
существования, родив Володю, от безысходности и отчаяния принесла грудничка к
отцу и оставила его в этой семье. Когда Володе исполнилось три года и началась
Отечественная война, Иван Николаевич был призван в армию, а следом за ним на
фронт двинулась мачеха. О её дальнейшей судьбе ничего в семье Поткиных
неизвестно. Мать вынуждена была забрать сына к себе. Отец вернулся с фронта
живым, но получив контузию, оказался
непригодным к воинской службе. Он забрал Вову у матери и отправился в Ачинск,
где устроился работать заведующим продуктового склада. В этом городе они стали
жить вдвоём Иван Николаевич много рассказывал сыну о войне, о том, как горел в
танке, о Т-34... Возможно уже тогда у мальчика пробудилась страсть к тяжелой
боевой технике. В первый класс Володя пошел уже в новосибирскую школу № 49.
После школы учился в техникуме железнодорожного транспорта, но разочаровался в
учебе, да и средств для получения достойного образования ни у отца, который
некоторое время провел в тюрьме, ни у матери не было. Выход был один -
поступать в военное училище, где не только не нужно было платить за учебу, но
еще и содержали на всем довольствии. Естественно выбор пал на танковое училище.
Можно было поступить по ближе к дому - в Омск, но изголодавшийся в суровой сибирской глуши паренек, будучи не по годам наделен житейской мудростью,
устроившись на крыше вагона, рванул в Ташкент - где было тепло и сытно. Там
Владимир успешно поступил в Ташкентское танковое училище, где и началась его
военная карьера. Окончив училище, Владимир Поткин 7 лет будет командовать
взводом — сначала в одной из частей Группы Советских войск в Германии, потом в Симферополе.
Еще тогда стало очевидно: по складу характера молодой
человек не служака, а технарь, инженерная косточка. С 1965 по 1970 годы
Владимир Поткин — слушатель Военной академии бронетанковых войск. Службу в
войсках он закончит в должности зам. командира батальона по технической части.
А по окончании академии, с 1971 года,
Владимир Иванович начинает трудиться на "Уральском
вагоностроительном заводе им. Дзержинского" Миноборонпрома. За 16 лет он
пройдет путь от старшего инженера-конструктора отдела «520» до главного
конструктора "Уральского конструкторского бюро транспортного
машиностроения". В должности главного он проработает 12 лет. Это будут
самые сложные годы не только для «Уралвагонзавода», но и всей оборонной
промышленности России. Поткин не только сохранит знаменитый завод, он подарит
стране чудо-танк.
«Высочайшая боевая эффективность»
В 80-е годы прошлого века мировое танкостроение развивалось
по выбранному американцами наиболее простому пути – наращивание брони.
Законодателем моды был «М1 Абрамс» – мощная, тяжелая машина с огромной башней.
Для тяжелого танка требуется очень мощный двигатель и новая ходовая часть, а
это огромные затраты и десятилетия работы. Поткин выбрал другой путь: от
высокотехнологичных средств поражения боевую машину должны защитить столь же
современные средства обороны. В 1987 году после назначения главным
конструктором уральского КБ В.И. Поткин приступает к активной разработке танка.
5 октября 1992 года он был принят на вооружение уже под индексом Т-90. Танк
Т-90 превосходил все мировые аналоги по дальности стрельбы и защищенности.
Принципы вооружения и защиты танка Т-90 легли в основу модернизации всех танков
отечественного производства.
Он горел на работе
Владимир Иванович и на заводе оставался отцом-командиром –
жестким, требовательным, порою резким, но одновременно очень заботливым
руководителем. Поткин пользовался громадным авторитетом и у коллег, и у
военных. В первые годы после распада
СССР «Уралвагонзаводу» помогало выживать производство вагонов и экскаваторов.
Однако к середине 1990-х из-за отсутствия заказов прославленное предприятие
оказалось на грани пропасти. Вопрос уже стоял не о производстве нового танка, а
о судьбе всей отрасли в целом. Поткин нашел верное решение: именно танк Т-90
должен вывести «Уралвагонзавод» в XXI век.
А необходимые средства на сохранение и развитие
производства нашли в… Индии. Там пытались создать собственный танк нового
поколения «Арджун», но разработка его шла с большим трудом. Вскоре индийские
военные заинтересовались танком Т-90. Правда, они потребовали установить новый
более мощный двигатель (в рекордно короткие сроки был разработан 1000-сильный
многотопливный дизель) и приспособить танк к боевым действиям в условиях
тропиков. …Про таких руководителей, как Поткин, раньше говорили: «Сгорел на
производстве». Владимира Ивановича не стало 14 мая 1999 года. Умер утром от
сердечного приступа за своим рабочим столом. С Индией уже был подписан
предварительный контракт и собрана первая партия для испытаний. В день похорон
Поткина три танка были отправлены на индийский полигон. В пустыни Раджастан Т-90С прошли тесты на
прочность – местные военные создавали режимы, которые не выдержит не один танк.
Все поломки устранялись на месте – механизмы, требовавшие заводского ремонта,
чинились прямо в пустыне на 50-градусной жаре, конструкторы не могли предать
дело, за которое Владимир Иванович отдал жизнь. Испытания, длившиеся почти два
месяца, были выдержаны! Сумма заключенного контракта составила около миллиарда
долларов. Индийцы заявили, что в их регионе новейший российский танк является
после ядерного оружия вторым по значимости фактором сдерживания. В Индии Т-90С
назвали «Бишма» - в честь героя индийского эпоса. На Родине Владимир Поткин был
посмертно награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Провожая Владимира
Ивановича и скорбя, некоторые российские чиновники озвучили, предложение индийцев,
дать в Российской Армии танку Т-90 имя «Владимир». В том была бы и память о
создателе танка и опять же обращение к корням, но уже древнерусской истории.
Однако отгремели траурные салюты и хорошая идея забылась как-то сама собой. К
тому же, как раз в это время, в России начал править новый президент, известный
своей "крутостью", и вот не повезло, тоже Владимир. А это уже могло вызвать
нехорошие ассоциации и нежелательные последствия - еще один хороший повод
спустить все на тормозах. И спустили. Но до сих пор, нет-нет, да и вспомнят
люди что Т-90 это "Владимир"!
Комментариев нет:
Отправить комментарий