БМП-3 пока рано отправлять на покой
Спешу оговориться сразу: я
не являюсь «экспертом по бронетехнике», более того, даже не имею
желания стать им. Дело в том, что среди так называемых «экспертов»,
пишущих о том, «как плоха наша БМП» или «какая БМП нужна России», я вижу
ученых мужей, внимательно изучающих опыт мирового и отечественного
танкостроения, знающих все о наших, американских и израильских боевых
машинах.
|
Но знающих все это
только лишь по научным статьям и теориям друг друга. Я же отношусь к
другой категории – категории практиков, тех, кому волею судьбы пришлось
не статьи в журналах штудировать, а ночами изучать «Техническое описание
и руководство по эксплуатации». А утром вместе с механиками-водителями,
наводчиками-операторами и старшим техником роты приводить вычитанное
ночью, придуманное на этой основе в бессоннице и увиденное под
распахнутыми люками, «шиферками» и «поликами» к единому знаменателю. Я
горжусь тем, что за четверть века службы в Вооруженных Силах неплохо
освоил эксплуатацию и БМП-1, и БМП-2, и БМП-3. Причем приходилось из них
выжимать все, на что они были способны не по ТТХ, а по своему
фактическому состоянию. Другими словами, я офицер, имеющий большой опыт
эксплуатации этих машин в реальных условиях войн и конфликтов.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С «ЛАСТОЧКОЙ»
Мое знакомство с
БМП-3 и служба на этих машинах оказались немного нелепыми. В училище
(Омское ВОКУ) нас учили на БМП-2 и БТР-80, а в войсках первой машиной,
которую мне пришлось осваивать и эксплуатировать, оказалась БМП-3.
Позже, в Северо-Кавказском военном округе, перешел на БМП-2, а затем
пришлось воевать на БМП-1 и машинах на ее базе. Потом снова БМП-2 и,
наконец, родная ласточка – «троечка».
В училище на
кафедре вооружения и стрельбы нам преподавали состав вооружения БМП-3,
но все по плакатам и стендам. Видеть саму машину можно было стоя в
карауле в парке учебных машин да при ее выходе на полигон, когда БМП-3
проносилась мимо строя курсантов по танковой дороге. Уже тогда обращало
на себя внимание то, как машина идет по неровностям – корпус буквально
плывет в воздухе, и лишь опорные катки отрабатывают все ямы, выбоины и
кочки.
И вот, после
выпуска и первого лейтенантского отпуска, назначение в 228-й
мотострелковый полк 85-й мотострелковой дивизии в Новосибирске – там
состоялось мое первое личное знакомство с БМП-3. Командир роты Саша
Ложкин, выпустившийся годом раньше из моего же училища, привел меня в
парк боевых машин и, показав на технику, буднично произнес: «Вот эти три
машины – твои. Бояться их нечего – там все просто, как три копейки». В
первый раз даже несколько жутковато было подходить к этому чуду
инженерной мысли, которое, по словам преподавателей в училище, было
напичкано электроникой на уровне космического корабля.
Но после того, как
мы вместе полазили 20-30 минут по БМП-3, все как-то незаметно встало на
свои места. Правильно мудрые люди говорят: «Глаза боятся, а руки
делают». Уже все тумблеры и кнопки стали нажиматься в нужной
последовательности, стали понятны и просты все операции, необходимые не
только для запуска двигателя, но и для перевода вооружения в боевое
положение, для прицеливания и ведения огня. Половину всех манипуляций,
которые на БМП-2 приходилось выполнять при помощи отвертки и
специального крюка, «троечка» просто взяла на себя. Даже немного обидно
стало – для чего четыре года тренировались выполнять на скорость процесс
загрузки боеприпасов и заряжания орудия, для чего руки сбивали в кровь,
когда надо только опустить конец ленты в приемный рукав и нажать
кнопку.
По плавности хода БМП-3 на голову превосходит «двойку».
|
После первой
встречи наступила пора работ в парке, подготовки техники к полевому
выходу, в ходе которой и состоялось плотное знакомство с «ласточкой».
Большим преимуществом было то, что все командиры отделений,
наводчики-операторы и механики-водители не просто закончили учебное
подразделение, но и были там сержантами и инструкторами. Немалую помощь в
освоении техники оказывали и заводские бригады, постоянно работавшие в
полку. Не буду однако подробно пересказывать историю своей службы.
Перейдем к делу.
БМП-3 С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАКТИКА
Эксперты от прессы
твердят: экипаж важней железа, а у БМП-3 огромный недостаток – двигатель
сзади, а не спереди, как у M2 Bradley, других западных БМП или танка
«Меркава», на которых двигатель является дополнительной защитой для
экипажа и десанта. Можно сколь угодно рассуждать о преимуществах тяжелой
БМП – уровень защиты, огневая мощь, в одном строю с танками… А, может,
стоит начать от печки, от своей, русской печи? Для чего нужна БМП
Российской армии? Для выполнения задач, определенных предназначением ВС
РФ. Думаю, что с этим согласятся все.
Тогда давайте для
начала сравнивать те условия, в которых должны выполнять задачу наши
мотострелковые войска, а не Армия обороны Израиля или ВС США. В
Конституции, Военной доктрине и других руководящих документах ВС РФ
указано, что наша армия должна защищать страну от внешней агрессии и
участвовать в контртеррористических операциях на территории РФ, а также
для участия в миротворческих миссиях согласно международных
договоренностей России в рамках ООН.
Следовательно,
основным театром военных действий для ВС РФ, а значит и для БМП, будет
являться территория России и прилегающих к ней государств. Исходя из
характеристик географических зон нашей Родины, надо признать, что нам
нужна именно плавающая БМП, способная без подготовки преодолевать водные
преграды, а тяжелая БМП таковой быть не может.
Армии обороны
Израиля на ее ТВД с малым количеством рек не нужны плавающие БМП.
Пехотные (моторизованные и механизированные) части армии США имеют на
вооружении БМП M2 Bradley, изначально имеющую ограниченную плавучесть. В
последнее время ВС США ведут боевые действия в основном в песках, и
дальнейшее ухудшение свойств M2 Bradley по самостоятельному преодолению
водных преград в следствие усиления бронирования не является для них
существенной проблемой.
У нас же, от Днепра и до Уссури с Амуром, вся территория лежит между водоразделами и руслами рек.
Хочу спросить у
сообщества экспертов: кто из вас водил БМП-1 (БМП-2) и БМП-3? И не
пробный круг по парку или по выровненной дорожке директрисы на полигоне,
а хотя бы по старому разбитому танкодрому, по которому уже месяца
три-четыре носились танки, БМП, МТЛБ и САУ. Даже не буду спрашивать про
вождение по отрогам Терского хребта, про подъемы на «серпантины»
перевала Харами и Чуйскому тракту, про грязь рисовых «чеков» под
Энгель-юртом и глину под Новогрозненским и Аллероем. Кто стрелял из
штатного вооружения и стрелкового оружия из десантных отделений этих
машин?
Ответ предвижу один – никто.
А задаю я этот
вопрос вот почему: тот, кто водил БМП с передним расположением МТО
(БМП-1, БМП-2) и БМП-3, знает разницу между ними.
Если мотострелки предпочитают ехать на броне, то открытые люки десантного отделения БМП-3 превращаются в дополнительную защиту.
|
Любой, даже
малоопытный механик-водитель знает, как «мотают» своим носом «копеечка» и
«двоечка», как надо вертеть машину, чтобы она на «нырке» не поймала
носом яму, а то ведь можно и амортизаторы пробить, и торсионы с
балансирами раскидать вдоль дороги или вообще «поймать дельфина» –
нырнуть в лужу с головой.
Пересев на БМП-3,
сразу ощущаешь, что на ней центровка и балансировка, благодаря переносу
двигателя в корму, резко изменились в лучшую сторону, а применение в
конструкции ходовой части двойных торсионов еще больше улучшили ходовые
качества машины.
Хорошая плавность
хода БМП-3 облегчает жизнь не только механику-водителю, но и
наводчику-оператору, которому теперь не надо искать паузу между прыжками
и нырками, он может вести огонь практически в полигонных условиях, даже
при движении по кочкам, ямам и ухабам. Не стабилизатором единым жив
наводчик-оператор.
Еще одним доводом
оппонентов БМП-3 является расположение десанта и необходимость полностью
открывать верхнюю кормовую проекцию машины с высадкой десанта поверх
двигателя.
Что ж, посмотрим на это с точки зрения практики.
Во-первых, десант
расположен весьма комфортно для совершения длительных маршей –
практически в центре масс БМП, а это означает, что мотострелков не
мотает, как в БМП с передним расположением двигателя, где они
располагаются на длинном конце рычага. Спросим у рядового мотострелка:
«Каково, тебе, сынок, на марше в сотню километров летать в «десанте»
вперемешку с вещмешками, оружием и соседями»? Кроме того, мотострелки
быстро смекнули, какую пользу для себя можно извлечь из подножек, ручек и
дверей с люками на корме машины. На первом же показном тактическом
учении, которое мы проводили для членов военного совета округа,
удивился, когда солдаты, при преодолении прохода в минно-взрывных
заграждениях, не побежали за машиной по гусеничным колеям, с трудом
угадываемым на сухой земле, а тут же вскочили на подножки, уцепились за
ручки и проехали проходы за кормой машины, прикрываясь ее броней.
Скорость преодоления минного поля оказалась в три раза выше, чем при
прохождении его в пешем порядке за машиной, риск оступиться и наступить
на мину снизился практически до нуля.
Во-вторых, выход через двигатель ничуть не труднее, чем через тесные кормовые дверцы или аппарель.
В-третьих, в
условиях локальных конфликтов в горно-лесистой местности, например, в
Чеченской республике, когда мотострелки предпочитают ехать на броне, а
не внутри машины, открытые люки десантного отделения превращаются в
бронеборта своеобразного открытого сверху бронекузова.
Некоторые критики
БМП-3 ставят в упрек создателям машины то, что пехотинцы, выполняющие
роль наводчиков курсовых пулеметов, должны высаживаться под огнем
противника через верхние люки, расположенные в передней части машины.
Чтобы ответить на
эту претензию, надо коснуться таких понятий, как вместимость десантного
отделения, оргштатная структура (ОШС) мотострелкового отделения и
тактика ведения наступательного боя.
БМП-3 создавалась в
советское время под мотострелковое отделение ВС СССР. Согласно штата в
него входили: командир отделения – командир боевой машины (КО-КБМ),
наводчик-оператор (НО), механик-водитель (МВ), пулеметчик (П),
стрелок-гранатометчик (СГ), стрелок – помощник гранатометчика (СПГ),
старший стрелок и стрелок. Итого – восемь человек в составе отделения.
Чтобы курсовые ПКТ стали средством уничтожения противника, механиков-водителей надо учить стрельбе из них.
|
Десантное отделение
свободно вмещает в себя пять человек, хотя в нем без каких-либо проблем
могут расположиться и шесть десантников. Боевое отделение – два
человека (КО-КБМ и НО). Отделение управления – три человека. Всего – 10
человек. Свободными остаются два места в машине.
В ВС РФ количество
личного состава в мотострелковом отделении то уменьшалось, то
увеличивалось, но никогда не превышало восьми человек.
Перехожу к тактике. Существуют два вида наступления – на подготовленную оборону и на неподготовленную оборону противника.
При ведении наступления на подготовленную оборону личный состав спешивается и атакует в пешем порядке при поддержке БМП.
При ведении наступления на неподготовленную оборону предусматривается ведение наступления без спешивания мотострелков.
После прорыва
обороны противника – даже при нынешних взглядах на ведение боевых
действий, всеми ведущими странами особое внимание уделяется опережению
противника на путях отхода с задачей недопущения его организованного
отступления и организации обороны на промежуточных рубежах. Вот здесь мы
и будем суммировать наши ОШС и техническую вместимость с тактикой.
При наступлении на
подготовленную оборону противника весь десант располагается в десантном
отделении и лишь экипаж занимает свои места через верхние люки башни и
отделения управления. Места наводчиков курсовых пулеметов остаются
свободными, а сами курсовые пулеметы ставятся на стопора и переходят под
управление механика-водителя.
Если же наступать
предстоит на более слабого противника – без спешивания, то на первый
план выходит огневая мощь боевой машины. Вот в этом случае и нужны
курсовые ПКТ с раздельным управлением ими.
В ходе
преследования противника и его опережения с выходом на промежуточные
рубежи, важной характеристикой боевой машины является способность
ведения огня вперед и во фланги без спешивания десанта. В данном случае
курсовые пулеметы и возможность ведения огня стрелками через амбразуры
становятся не менее важными, чем огонь башенной установки.
Не знаю, есть ли
сейчас другие БМП, у которых имеется такая комфортная возможность вести
огонь из стрелкового оружия через бортовые амбразуры, или нет, но то,
что эта возможность у БМП-3 на голову выше, чем у БМП-1и БМП-2, – это
точно.
Помню, как
выполняли упражнение стрельб из стрелкового оружия из десантного
отделения БМП-1. Было чудом, если удавалось в узенький застекленный
сектор прицельно выпустить очередь в пляшущую перед глазами мишень – о
ходовых качествах БМП-1 и БМП-2 я уже говорил.
Устанавливая в
первый раз автомат в бойницу БМП-3, я удивился тому, что здесь нет
окошка для прицеливания и наблюдения за целью. Оказалось, что в этой
машине солдату нет необходимости целиться, прижимаясь к автомату, для
этого предусмотрена прицельная марка в смотровом приборе стрелка ТНПО,
которая двигается туда, куда поворачивается оружие мотострелка.
Пятиминутное упражнение в движении, и перекрестие прицельной марки в
круге прочно стало удерживаться на выбранном предмете. Сочетание двойных
торсионов, задней центровки и размещения десанта в районе центра масс
машины обеспечивает ведение эффективного огня без необходимости
удерживать одновременно и оружие, и цель в поле зрения на одной линии с
глазом.
Главный калибр БМП-3 – 100-мм орудие 2А70.
|
Неудобно стрелять
лишь через кормовую бойницу: для того чтобы открыть из нее огонь,
пулеметчику нужно проползти в туннель, в темноте на ощупь подготовить
оружие к бою, после чего вести огонь в этой тесноте. Но в каких случаях
понадобится стрелять через кормовую бойницу? Разве что в условиях
окружения машины с десантом внутри. Другими словами, эта бойница нужна
на крайний случай, когда уже будет не до тесноты и темноты.
Однако основным вооружением БМП является, конечно, орудие в башне.
Сейчас много спорят
о том, какое вооружение более подходит для машин такого класса. Есть
мнение, что нужно остановиться на 30-40 мм, есть мнение о необходимости
усиления пушечного вооружения до 57 мм или даже об установке танковых
орудий. Можно много рассуждать на эту тему, но вариант, сочетающий в
себе мощное 100-мм и скорострельное 30-мм орудия, уже давно создан – это
боевой модуль «Бахча».
100-мм орудие 2А70,
являющееся также пусковой установкой ПТУР, имеет в своем боекомплекте
осколочно-фугасные снаряды (ОФС) и противотанковые управляемые ракеты.
На переключателе типа баллистики имеется положение «Р-100». Мало кто
знает, что оно предназначено для осуществления воздушного подрыва
снаряда на подлете к цели. Это позволяет бороться с живой силой
противника, находящейся на обратных склонах высот, в оврагах, за
стенками и в окопах, а также вести эффективный огонь по воздушным целям.
Для того чтобы
охарактеризовать отличные характеристики системы управления огнем БМП-3,
расскажу опять же случай из своей практики. Однажды, во время ночных
стрельб на контрольных занятиях моему сержанту сообщили с вышки, что у
него получилось два перелета за оценочный габарит (выполнялось
упражнение стрельба сходу из 100-мм орудия по орудийному расчету, мишень
– орудийный щит и 5 ростовых фигур). Тот обозлился на проверяющего и
прямо в эфир выдал: «Третьим снарядом выношу подъемник!» Начальник
полигона знал, что это значит и возопил: «Не надо!» Потом, когда поехали
смотреть результаты стрельбы, выяснилось: две болванки прошили щит по
центру, а третья ударила прямо под основание мишени, переломив стойку.
На БМП-3
параллельно со 100-мм орудием установлена 30-мм пушка 2А72. Она, в
отличие от более известной 2А42, перезаряжается за счет длинного хода
ствола. Это не только уменьшает загазованность в боевом отделении
машины, но и создает больший эллипс рассеивания снарядов в полете, что
позволяет более эффективно вести огонь по скоростным низколетящим
воздушным целям.
Энергия этого
орудия такова, что длинная очередь способна остановить на полном ходу
танк Т-80. Можно представить себе, что будет внутри танка при подобном
«торможении». О наличии каких-либо приборов наблюдения, целеуказания,
управления стрельбой, активной защиты машины или зенитной пулеметной
установки после такого «ливня» можно и не говорить – башня становится
похожей на свежевыбритый череп.
Теперь о ПТРК. ПТУР
на БМП-3 запускается через орудие – пусковую установку. На БМП-1 и
БМП-2 с ПТРК «Фагот» или «Конкурс» для подготовки ПТУР к пуску надо было
высовываться наружу, вставлять пусковой контейнер в направляющие и
потом, оторвавшись от основного прицела, вести ракету к цели. В БМП-3
ракету надо лишь дослать в канал ствола, наведение осуществляется через
основной блок-прицел. Единственное преимущество у предыдущих машин в
сравнении с «тройкой» состоит в том, что в них была предусмотрена
возможность выноса ПТРК из машины и работы с переносной пусковой
установки. Это не повредило бы и БМП-3.
Через кормовую бойницу БМП-3 стрелять действительно неудобно. Но и нужна она лишь на крайний случай.
|
В заключение краткого обзора вооружения машины хочу остановиться на курсовых пулеметах ПКТ.
Да,
механику-водителю проблемно управлять машиной и вести прицельный огонь
из пулеметов в ходе боя, но на остальных машинах и этой возможности нет.
Сколько раз бывало так, что механик-водитель видит цель, а стрелки в
цепи ее не наблюдают, в то время как наводчик–оператор занят
уничтожением другой цели, так что – оставить противника необстрелянным?
Даже просто очередь в направлении цели – это уже целеуказание, а также
срыв прицельного ведения огня противником. Не так-то просто спокойно
прицелиться, когда по тебе два пулемета стреляют.
Однако два курсовых
ПКТ – это не просто средство психологического воздействия на
противника, а в первую очередь средство его уничтожения.
Механиков-водителей надо учить стрельбе из курсовых пулеметов.
Следовательно, надо вводить в программу обучения и в курс стрельб
соответствующие упражнения и вырабатывать методику обучения такой
стрельбе.
Вернемся теперь к
вопросу компоновки БМП-3 и попробуем разобраться, насколько сильно
влияет переднее расположение двигателя на уровень защиты экипажа и
десанта.
У БМП-3 в носовой
части расположен топливный бак с перегородками и поплавками, гасящими
колебания топлива, протектированные стенки которого воспрещают его
детонацию. Этот бак, в случае пробития брони, примет на себя все, что
прилетело спереди в машину.
Если вместо
топливного бака разместить двигатель и защищать экипаж его ценой,
насколько это продлит жизнь людей? Машина, потерявшая вследствие
попадания в двигатель подвижность и электроснабжение всех цепей питания
приборов и управления вооружением, обречена жить на поле боя всего
несколько секунд.
БМП-3 с пробитым
топливным баком, пусть даже потерян кто-то из членов экипажа, сможет и
за себя постоять, и выйти из-под удара, и закрыть дымами себя и свой
десант. Именно повышение живучести БМП, ее способность продолжать
«огрызаться» до последнего позволяют сохранить жизни людей, а не
сомнительный выигрыш нескольких секунд ценою жизни машины.
ПРОБЛЕМЫ БМП-3 – ЭТО ПРОБЛЕМЫ ВСЕЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
За время службы я
слышал много нареканий на БМП-3 и от офицеров, но когда спрашивал их,
сколько они на ней прослужили, то выяснялось, что ни один из них не имел
счастья даже познакомиться с машиной. Все разговоры об излишней
сложности БМП-3 и неприспособленности к ремонту в полевых условиях
базируются на словах кого-то со стороны. Эти разговоры ходили даже у нас
в училище на рубеже 1980-1990 гг. Однако я не слышал от офицеров 228-го
мотострелкового полка нареканий на сложность; механики-водители,
которые призывались из колхозов и из шахт, копаясь в двигателях, не
говорили о том, что ее невозможно отремонтировать. Солдаты срочной
службы вполне успешно осваивают машину, просто их надо учить этому,
учить в учебных подразделениях, учить каждодневно в частях, учить и
воспитывать. Машина, одновременно с простотой, требует детальной
подготовки личного состава для ее эксплуатации и применения по боевому
предназначению. Тогда она и покажет себя во всем блеске стали и огня.
Из 326 случаев
выхода из строя БМП-3, зафиксированных за два года в 19 омсбр, почти 99%
– это неисправности, возникшие в ходе эксплуатации по вине личного
состава, а довольно большая часть претензий вообще не подтверждается при
проверке ремонтными бригадами: зачастую свое неумение и недостатки в
подготовке личный состав просто пытается переложить на машину.
У машин раннего выпуска
приемо-передатчик дальномера был расположен над стволом и после каждого
марша приходилось проводить его выверку.
|
А что же мы хотим,
когда учебных подразделений, готовящих специалистов по обслуживанию и
ремонту БМП-3, уже нет, ремонтных подразделений в штатах бригад не
осталось (только подразделения обслуживания), в штате мотострелковой
бригады даже нет аккумуляторщика, хотя первое место в перечне
неисправностей занимают именно севшие аккумуляторные батареи, не говоря
уже о том, что в училищах до сих пор курсантов учат на БМП-2 и БТР-80.
Когда делал фотографии для этого материала, спросил у лейтенанта о его
впечатлениях от машины. В ответ услышал: «Не знаю пока – в училище мы ее
не изучали, а здесь я всего раз ее по кругу провел летом и все». А ведь
вопрос свой я задал ему уже зимой.
С одной стороны
избавили армию от несвойственных ей задач – отдали весь ремонт техники
заводским структурам, но с другой стороны – этим самым мы лишили солдата
ежедневного общения с машиной, изучения не стенда в классе, а живой,
закрепленной за ним техники со всеми ее индивидуальными особенностями.
Механик-водитель превратился в обычного ездока, не способного ни на что,
кроме как давить на педали и крутить штурвал.
Ведь нет более
действенной технической подготовки, чем собственноручный ремонт
вверенной техники под присмотром специалиста, но и должности старших
техников перешли в разряд сержантских. А кто сейчас сержант? Сержант –
это тот же «срочник», прослуживший от полугода до года и так же, как и
все остальные, не имеющий опыта войскового ремонта машины. Из кого тогда
растить старших техников, если все ремонтные работы выполняют заводские
бригады?
Машины с течением
времени выходят из заводского гарантийного обслуживания, а личный состав
их ремонтировать не умеет – вот к чему привело увлечение аутсорсингом.
В свое время мне
пришлось командовать сводным взводом учебных машин, а потом и сводной
ротой учебных БМП-3 на полигоне в Шилово. Задачей этих подразделений
фактически были ремонт, восстановление и подготовка машин учебно-боевой
группы к занятиям.
И первое, что мне
пришлось делать – это учиться у механиков-водителей и артмастеров. Это
уже потом я сам мог, не залезая в двигатель, подсказать любому солдату,
что у него сломалось и что надо сделать, а поначалу я сам учился. Да, я
это говорю, ничуть не стесняясь, – я учился у солдат и сержантов,
советовался с прапорщиками и офицерами, надоедал вопросами ребятам из
заводских бригад. Не вижу в этом ничего постыдного. Но обратите внимание
– учился у солдат и сержантов срочной службы, а не у профессиональных
военнослужащих по контракту, а это уже говорит об их уровне подготовки.
Как и у любой другой машины, у БМП-3 есть свои слабости и недостатки. А кто-нибудь сможет мне показать машину без них?
Суть наших основных
претензий к конструкции машины заключалась в том, что приемо-передатчик
дальномера был установлен над стволом орудия, из-за чего после каждого
марша при подготовке к стрельбе (ведению боя) приходилось проводить его
выверку.
Однако уже сейчас в
бригаде идет замена БМП-3 с прежним расположением прибора на машины, у
которых приемо-передатчик перенесен на броню башни справа от орудия.
Изначально в
конструкцию БМП-3 была заложена возможность изменения клиренса, но
механизм оказался слаб и постоянно выходил из строя, поэтому его сначала
заблокировали, а потом и вообще сняли. Так до сих пор машина и не
получила нового механизма изменения клиренса (МИК). А ведь его наличие
способствует повышению точности огня на пересеченной местности,
улучшению проходимости и повышает возможности по скрытному расположению
за элементами рельефа местности или ландшафта, а вкупе – повышает
огневые способности и выживаемость машины на поле боя.
С учетом пожеланий военных у более новых БМП-3 приемо-передатчик перенесен.
|
Не отработан до сих
пор режим работы механизма заряжания (МЗ) 100-мм орудия 2А70, именуемый
«серия», который позволяет досылать в канал ствола очередной снаряд без
дополнительного нажатия кнопки МЗ. Дело в том, что при работе в этом
режиме у механизма заряжания лапки захвата снаряда выбивает внутрь, что
приводит к задержке стрельбы. Более того, до сих пор не решен вопрос – а
нужен ли вообще этот режим? На мой взгляд, можно легко обойтись и без
него, а в некоторых случаях режим «серия» может оказать и медвежью
услугу, когда срочно необходимо произвести выстрел не тем снарядом,
который уже автоматически дослан в орудие. В войсках, по крайней мере,
им вообще не пользуются.
С другой стороны
радует, что произошли изменения в системе ручного перезаряжания 30-мм
пушки 2А72 – изменились в лучшую сторону расположение механизма и его
рукоятка.
Однако механизм
заряжания орудия стоит далеко не на первом месте в перечне
неисправностей БМП-3. Тут в числе лидеров все же стартер, частота выхода
которого из строя по тем или иным причинам опережает даже неисправности
в ТНВД или гидро-объемной передаче (ГОП).
Есть и другие
мелкие технические детали, которые иногда ставили в тупик личный состав,
например, под двигателем располагаются два патрубка, идущих от
масляного бака и от бака с охлаждающей жидкостью. Доступ к ним возможен
через технологический лючок, но расположены они так, что для замены
маслопровода сначала надо разъединить патрубок системы охлаждения и
слить охлаждающую жидкость, а уж потом заниматься заменой маслопровода.
Но весьма радует
то, что Курганский завод прислушивается к мнению из войск и постепенно
доводит машину, постоянно улучшает ее, устраняя неприятные моменты, даже
если это просто расположение переключателей, тумблеров или приборов.
Например, было неудобно, не отрываясь от прицела, действовать
переключателем баллистики на блок-прицеле наводчика-оператора. Сейчас на
машинах ставят обновленный блок-прицел, с него снят переключатель типа
баллистики и перенесен на левую сторону погона башни так, чтобы солдат
мог легко его найти и переключить не отрываясь от обзора поля боя. У
основания блок-прицела появился перископ с более широким полем обзора,
чем у прицела.
Был раньше и такой
недостаток – при длительном нахождении машины без заводки двигателя
масло перетекало в цилиндры двигателя, что при недостаточной подготовке
механика-водителя приводило к гидроудару. На нынешних образцах БМП-3
стоит уже реверсивный масляный насос, который сначала откачивает масло в
бак, а уж потом нагнетает его в систему – угроза вывода двигателя из
строя по этой причине практически ушла в прошлое.
Единственное
пожелание, которое сейчас высказывают в беседах наводчики-операторы из
числа военнослужащих по контракту к конструкторам и производителям:
«Дайте нам прицел помощнее – с большей дальностью ведения огня, орудие
позволяет вести огонь на большую дальность, а прицел ограничивает эту
возможность. Дайте прицел наподобие танкового».
Новое руководство
МО РФ приняло решение об увеличении количества часов, отводимых на
техническую подготовку, а также о восстановлении в структуре бригад
ремонтных подразделений. И это уже положительный момент, а то заводские
бригады вынуждены устранять даже такие неисправности, как: утечка масла
из ГОП; течь охлаждающей жидкости из термостата; отвернут концевой
выключатель угла заряжания; отогнут концевой выключатель люка; перегорел
предохранитель.
А ведь почти
четверть списка неисправностей занимают именно такие ничтожные детали,
которые любой механик-водитель в состоянии сам исправить при условии,
что он этому обучен. Попробовал бы раньше кто-то из механиков-водителей
заикнуться о том, что ему для замены предохранителя нужны специалисты от
завода. Его, как минимум, подняли бы на смех. Что в боевых условиях и
на марше для этого тоже будем ждать представителей завода?
Случаев выхода из строя БМП-3 действительно много, но давайте разберемся в причинах этого.
Первое – это, как я
уже и говорил, низкий уровень подготовки личного состава и отсутствие
каждодневной практики в обслуживании и эксплуатации техники.
Второе – возросшая
интенсивность проведения занятий с практическим выполнением упражнений
по вождению машин. Но ведь низкая техническая грамотность личного
состава никуда не исчезла! При этом отсутствует необходимое техническое
обслуживание в ходе эксплуатации БМП учебно-боевой группы (УБГ). Их
попросту гоняют в хвост и в гриву до тех пор, пока они не начинают
рассыпаться, а взамен «убитых» машин ставят технику уже боевой группы,
которую ждет та же участь.
Третье –
одновременно с содержанием техники учебно-боевой группы, в частях
содержат подразделения противодействия терроризму, ротные и батальонные
тактические группы, что особенно актуально для соединений и частей
Северо-Кавказского (Южного) военного округа. Помимо того, что вся
техника этих подразделений должна быть технически исправной, так в ней
еще и нельзя содержать машины УБГ, а отсюда вытекает необходимость
перезакрепления машин для укомплектования тактических групп –
перетасовки техники между подразделениями. Когда на машине сидит
временщик, то трудно ожидать от него должного отношения к вверенной ему
технике. Не моя – не жалко. Отсюда и появляются необслуженные
аккумуляторные батареи, неподтянутые дюриты, сгоревшие и незамененные
предохранители, отогнутые и отвернутые концевые выключатели, течь масел и
жидкостей, которые приводят потом к заклиниванию двигателя или пролому
маски башни, незакрытые лючки и пробки в днище машины, из-за которых
машины тонут во время плава. А ведь БМП-3 первой партии пришли в бригаду
отнюдь не с завода, а из частей Московского военного округа, где
эксплуатировались еще с 1990 гг. Именно они и выходят из строя в первую
очередь.
Но разве это вина машины? В первую очередь это вина и недостатки людей, принимавших такие решения.
|
И как ремонтировать
технику, как ее поддерживать в нужном техническом состоянии, когда
нужны запасные части, а их нет? Ведь кто-то должен следить за
потребностью подразделений в запчастях, заказывать их в довольствующих
органах, вести учет неисправностей, выполненных работ и замененных
деталей. Но из всей технической части в бригаде остался лишь начальник
бронетанковой службы – это тоже следствие «оптимизации системы
управления» в войсках. Его одного не хватает на то, чтобы быть
одновременно в парке боевых машин, в хранилищах техники подразделений, в
пункте технического обслуживания и ремонта с заводской бригадой, на
полигоне и в полевом парке, а также еще и в кабинете, чтобы выполнять
рутинную бумажную работу.
Если продолжать
перечислять все, что оказывает крайне негативное влияние на образ
машины, то боюсь, что получится статья не о самой БМП-3, а о проблемах
армии.
В машину заложен
огромный модернизационный потенциал. В частности, она легко вписывается в
систему сетецентрического управления – достаточно снабдить ее
подходящими средствами приема и обмена информацией, навигации и
телекоммуникации. Внутреннее пространство БМП-3 позволяет все это
разместить.
Уже разработаны
100-мм управляемый выстрел повышенного могущества с увеличенной
дальностью стрельбы, неуправляемый 100-мм выстрел с осколочно-фугасным
снарядом повышенного могущества и увеличенной дальностью стрельбы и
30-мм бронебойно-подкалиберный снаряд повышенного могущества. Лишь
отсутствие прицела не позволяет увеличить дальность прицельной стрельбы
ракетой «Аркан» до 5500 м, а 100-мм ОФС – до 7000 м.
Давно есть
наработки и по повышению защищенности БМП-3: ее можно оснастить и
динамической защитой, и системой активной защиты, и генераторами помех
дистанционным средствам подрыва.
Если нужна единая
база для размещения различных систем вооружения, то БМП-3 прекрасно
справится и с этим. На ее базе уже разработаны ПТРК «Хризантема», СПТО
«Спрут», БРМ «Рысь». Но на БМП-3 вполне можно разместить вооружение
«Ноны» и «Вены», зенитные комплексы различной конфигурации, пакеты
направляющих РСЗО.
Может быть, уже
появилась такая отработанная база, которая превосходит и базу БМП-3 и
зарубежные машины такого класса? Отнюдь. «Курганец» пока пребывает в
стадии разработки.
Попытка перевести
БМП на колесный ход изначально обречена на провал, поскольку колесная
база уступает гусеничному движителю по проходимости. Этот вариант
приемлем для действий в аравийских и азиатских песках, но никак не в
условиях нашей грязи, глины и дорожных направлений, заменяющих сами
дороги.
Вот и напрашивается
итоговый вопрос: а не рановато ли мы отказываемся от машины, которую
даже не до конца узнали, в угоду новому, но пока не апробированному
проекту? Может быть, стоит для начала загрузить промышленность заказами
на модернизированную БМП-3 с повышенным уровнем защищенности и
приспособленную для ведения боя днем и ночью в условиях современной
войны? Тогда и для доводки новой БМП, опережающей все существующее в
мире, будут время, средства и возможности. Нужно только дождаться мнения
военной науки о том, для чего и какая боевая машина пехоты нужна ВС РФ,
а дальше, думаю, за конструкторской мыслью дело не станет.
Gur Khan: очень хорошая, правильная статья. Совершенно согласен с выводами автора - БМП-3 рано убирать из армии. Вообще попытка оставить на БМП только 30-мм хлопушку, взамен 100мм-ки - это государственное преступление. Те, кто лоббируют это решение, блюдут интересы не своей армии, а выполняют вражеские установки, т.е. являются вредителями и изменниками Родине.
Хорошая статья!
ОтветитьУдалитьОчень познавательно! Это не каких нибудь аналитиков читать, а слова человека действительно поюзовшего реальный металл!
ОтветитьУдалитьотличная статья.. уважение автору
ОтветитьУдалитьВот это правильный обзор,респект))
ОтветитьУдалить