воскресенье, 29 декабря 2013 г.

Александр Зорич в Нижнем Тагиле

 В октябре с.г. авторский дуэт Дмитрия Гордевского и Яны Боцман, широко известный среди любителей современной отечественной фантастики под литературным псевдонимом "Александр Зорич" побывал в Екатеринбурге и моем родном Нижнем Тагиле. Эх! Жалко вовремя не узнал о данном мероприятии...

"При Стругацких такого не было!" (моя поездка в Екатеринбург и Тагил + фото)

Побывал в Екатеринбурге, на писательской конференции, приуроченной к 400-летию Дома Романовых. Сделал там доклад, и не один, а целых два. Выпил роскошного душистого кальвадосу. Посетил, средь сизых лесных сумерек и метафизической жути, Ганину Яму (кто знает, тот поймет, а кто не знает, тому, поди, и не нужно) и монастырь при ней. Сходил с экскурсией на "Уралвагонзавод" (ангар с танками! детский восторг! музей! советская живопись! коричневые, в драгоценной патине времени, фотографии!) и осмотрел легендарные фрески с горящим Рейхстагом в храме при нем.

Также был гостем Екатеринбургского и Верхотурского владыки Кирилла и Нижнетагильского и Серовского владыки Иннокентия, где чувствовалось, что нам, писателям, уж извините, рады. А еще побывал на концерте московского хора Сретенского Монастыря (вот это был хор! вот это была "вдольпопитеерскай!"), а еще гулял, разъезжал, пил вино в баре ухоженного "Паркотеля", где все мы жили, принимал участие в массовых драках и теологических спорах... Неплохо для трех-то дней, да?

Когда в литературно-фантастических кругах было широко объявлено, что грядет, де, конференция про "патриотическую литературу", что иные писатели туда званы, в нескольких знакомых мне ЖЖ началось привычное беснование "нерабов", "гордых атеистов" и "космополитов". Мол, как это так, кто-то не плюет слюной на христианство, которое запрещает нам такие нужные нам гей-браки и пуссирайотов? Как хватает наглости всяким гадам (например Зоричу) с теплым чувством относиться к почившей монархии, которая ай-яй-яй, гнобила трудовой пролетариат, не то, что английская монархия, такая мимимишная всегда-везде! Как вообще не стыдно людям называть себя "русскими", когда в Эрэфии давно отменили главу "национальность"? Кульминацией этого гомона и бестолковой хулы для меня стала фраза "При Стругацких такого не было!". В те дискуссии я, конечно, не влазил, потому что здоровье у меня не железное.

Да и что мне "при Стругацких"? Я-то внутри себя живу не "при Стругацких", а при Тредиаковском, при фон Визене и Карамзине, как это свойственно недалекому русскому быдлу, традиционно путающему всё со всем и решительно не разбирающемуся ни в чем, кроме водки и погромов. В общем, Зорич взял да и поехал "к попам", тем более что попов он с самого детства обожает. Поехал - и не пожалел.








Чем порадовала поездка? Екатеринбургом и Нижним Тагилом - могучими красивейшинами. Это крупные, с узнаваемой статью русские города, наполненные мерцающей потаенностью бажовских сказок. Они невозмутимые. Непрошибаемые. Это - тыл. Настоящий. Я часто вспоминал знаменитый ютубовский ролик, в котором челябинский водитель, во время весенней метеоритной атаки, с вызывающей невозмутимостью загораживается от нестерпимого сияния противосолнечным козырьком. Экая, типа, невидаль ваши импакты. Загораживается и продолжает жевать резинку. Так вот там, в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, кажется, что "все такие".

Порадовали танки. "Лазить по танчеку" - это детское счастье, доступное, по чьему-то недосмотру, даже в уверенно зрелом возрасте (в отличие от счастья лизать леденец, который теперь кажется слишком сладким, или счастья пить лимонад, который теперь весь из химии).

Приятно удивило состояние храмов и монастырей - моей дорогой Москве есть чему поучиться (вспомнить хотя бы ужас недолюбленной старинной русской улицы Варварки, по которой я нагулял сотни вздыхательных человеко-часов). Ну и наконец порадовал конференцией! Было неожиданно здорово. Прослушал все доклады, задал два десятка вопросов, как будто на машине времени вернулся в родной Универ...

Ну и главное: мероприятие порадовало людьми! Духовенством, дорогим моим "писательём". Нет для меня большей радости, чем мчаться сквозь море древесных вершин, под непроницаемым бело-серым небом навстречу невиданному какому-нибудь месту, в натопленном микроавтобусе, сквозь жаркие споры о книжках. Там острое словцо, здесь сплетенка, там о гонорарах, вдруг кто-то многозначительно умолкает, и всем ясно, что тема важная. Общество образованных людей, обращенных к высокому, я бесконечно ценю, и ради него готов даже на перелеты с тремя коннекшенами...

Вот так вот, по автобусам и кулуарам, я узнал людей, которых раньше знал только шапочно - необычайного Павла Корнева, чей доклад мне показался очень близким к тому, "что я сам думаю", степенного и настоящего Ивана Наумова, гулливера среди нас, лилипутов (как удобно было ориентироваться на него в людской толпе!), невозможную, неукротимую Елену Чудинову, с которой в два ночи пили мы на брудершафт, спокойного как удав и галантного как персидский вельможа Тимура Алиева... Был просто рад видеть старых друзей - Владимира Сергеича Березина, Лёнечку Каганова, Ромочку Злотникова, Димочку Володихина, Юру Бурносова, Сергея Волкова, Эрика Брегиса (спасибо за розу, Эрик!), Вадима и Наташу Пановых, и ежели кого здесь забыл, так это я не специально...

Отдельный реверанс - в сторону духовенства, что узнал я благодаря конференции. Я очень благодарен за содержательные и по-хорошему ехидные беседы отцу Никону (среди прочего, известного евангельской выходкой во время рок-концерта - якобы во время выступления некоей сатанинской рок-группы, отец, раскидав охрану, выбрался на сцену и изгнал со сцены солиста, побивая его стойкой от микрофона!).

Я говорю спасибо за рассказ о летающей тарелке, за остроумные шутки и милые научения (отец научил нас, писателей, громко кричать "Таги-и-и-л!", смешно вздымая руки) владыке Нижнетагильскому Иннокентию... Я благодарен отцу Георгию (в миру Юрию Максимову) за подаренные им книги, а отцу Павлу из Санкт-Петербурга я говорю спасибское спасибо за рассказ о духовном окормлении игроков "Вархаммера" и пивную вечеринку в мексиканском ресторане. А еще я благодарю монахиню Нину, которая занималась организацией нашего путешествия и сестер из Ново-Тихвинского монастыря, которые допоздна трудились над нашими ужинами. Если бы не они - даже и не знаю, наверное, пропали бы... Еще раз повторюсь, что, по моим наблюдениям, духовенство, как и во времена Тредиаковского, было и остается самой интеллектуально отзывчивой стратой общества. Здорово, что так!

А еще хотелось бы поблагодарить Романа Силантьева и Сергея Чекмаева, несгибаемый дуэт, благодаря которому все это мероприятие состоялось, и при том - в наилучшем, наикомфортнейшем для участников конференции виде. И желаю красивому сборнику рассказов "Империум" хороших продаж и доброй рецензионной судьбы... Все прошедшие вспоминаю берег Нижнетагильского озера - дымчатый день, асфальтового цвета волны набегают на черные булыжники, кругом бродят с коньяком разгоряченные экскурсией по Демидовской Даче коллеги, а я, молодежь в неопределенных летах, хожу и гляжу во все глаза на горы и холмы, прячущие в себе ценные руды и каменья...

А вот тут, поглядите, фотографии: http://fotki.yandex.ru/users/bestinshow/album/212825/

И теперь, после поездки, я уже совсем-совсем не переношу, когда Екатеринбург называют Екатом. А вы? 
 

1 комментарий:

  1. Печаль не в том, что зоричедуэт с теплым чувством относится к почившей монархии (которая таки гнобила пролетариат) и не в том, нравится ли их книги "нерабам" и "гордым атеистам" или же такому быдлу, как и я.

    Она в том, что эта пара пишет про якобы будущее не в альтернативном мире, а в нашем. Однако логика развития его к нашему миру, почему-то, не относится никак. Ну и все, тушите свет, сливайте воду – фантастика, не умеющая во внутреннюю логику, не стоит бумаги, на которой напечатана.

    ОтветитьУдалить