суббота, 18 июля 2020 г.

Армения, Азербайджан, Карабах… и роль России в этом бардаке.



Что хочется сказать… Мерзость. Именно такие ощущения. Мерзость заключается в том, что моя родина – Великая и могучая Россия поддерживает оккупационный режим, официально признанный таковым ООН и прочими международными организациями. Россия поддерживает вооруженные провокации и агрессию одного дружественного государства в отношении другого, не менее дружественного, а скорее даже еще более лояльного. Речь конечно же об Армении, Карабахе и Азербайджане. 

Что происходит и с чего началось. 12 июля отряд спецназа Армении напал на пограничную заставу Азербайджана в Товузком районе близ села Агдам (не путать с городом Агдам в Карабахе, превращенном Арменией в руины). По сути, это был диверсионный рейд, в результате которого армяне вырезали азербайджанских пограничников. Происходило это – акцентирую внимание – на непосредственной границе Армении и Азербайджана, а не на спорных территориях Кахабаха. Это примерно тоже самое, если бы подразделение вооруженных сил скажем Норвегии или Финляндии, напало и уничтожило российскую пограничную заставу. Надеюсь, трагедию 12-й российской пограничной заставы в Таджикистане все помнят? Вот тут произошло тоже самое. Более того, в интервью с РБК военный эксперт Armenian Research & Development Institute (ARDI) Леонид Нерсисян прямо заявил: «В отличие от линии соприкосновения в Нагорном Карабахе на тавушском направлении есть участки, где господствующие высоты — у азербайджанских вооруженных сил. Оттуда простреливается несколько армянских приграничных сел, и азербайджанские военные неоднократно пользовались этой возможностью в последние десятилетия. В данном случае армянская сторона провела масштабную контратаку и заняла одну из высот, чем и объясняется такая болезненная реакция со стороны Азербайджана и активные попытки вернуть высоту, которые длились два дня». Вот так прямо и откровенно армяне заявляют об акте агрессии в отношении сопредельного государства. Причем акте агрессии ничем не мотивированном – никаких обстрелов с Азербайджанской стороны не было. Во всяком случае МИД Армении о них не заявлял. Напротив, азербайджанская сторона неоднократно информировала мировую общественность об охоте армянских снайперов на азербайджанских пограничников и мирное население приграничных сел. Нерсисян говорит, что с армянской стороны имела место некая «контратака» на пограничный пост Азербайджана, занимающий, что естественно, «господствующую высоту». Однако сам термин «контратака» подразумевает аналогичное ответное действие. То есть «контратаке» должна была предшествовать атака со стороны Азербайджана. Но ни о чем таком, армянская сторона официально не заявляла. Более того, как следует из логики повествования Нерсисяна, армяне действовали не из принципа «ударь и беги». Они, судя по всему, планировали закрепиться на высоте в месте расположения азербайджанского пограничного поста, то есть, непосредственно оккупировать еще один кусок азербайджанской земли. Просто, потому что им нравились его географические особенности, а на линию демаркации госграницы им было наплевать. Можно было бы о чем-то спорить, если бы речь шла, как уже упоминалось выше о Карабахе. Но тут четкая общепринятая линия границы. О чем заявила армянская сторона? Она объявила, что нападение на пограничный пост и последующий обстрел территории Азербайджана велся в ответ на попытку вторжения, предпринятую автомобилем УАЗ. Якобы «УАЗик» угрожал территориальной целостности Армении. Сам факт смешен и ничтожен. Даже если бы он и имел место, то УАЗик, наверное, нужно было остановить, а его пассажиров допросить и предъявить миру как злостных нарушителей границы, агрессоров, террористов... вариантов множество. Однако этого не произошло. Вместо задержания – обычной пограничной практике – последовал обстрел азербайджанской территории из минометов, 122-мм гаубиц Д-30 и 152мм гаубиц Д-20 – короче, тяжелого артиллерийского вооружения. Этот обстрел действительно был вызван появлением УАЗика. Патрульный автомобиль азербайжанских пограничников появился очень не вовремя, сорвав бесшумный захват заставы. По тревоге была поднята пограничная группа усиления, пытавшаяся своими силами освободить заставу. Вот по ней и вела огонь азербайджанская артиллерия. Вот только его меткость и эффективность оставляла желать лучшего – в ходе боя досталось и мирному селу. Это факты. На основании их, читатель сам может сделать вывод, кто прав, кто виноват. 

Второй вопрос – ответные действия Азербайджана. В настоящее время Вооруженные силы этого государства являются одними из самых мощных и высокоорганизованных в регионе. Этому способствовали успехи в развитии экономики страны и его внеблоковый внешнеполитический статус. Решение вопроса по деоккупации Карабаха и прилегающих к нему районов – это насущная необходимость для Азербайджана. Азербайджанский народ устал ждать и фактически требует от правительства и президента его скорейшего решения. Для этого имеются два пути. Мирный и военный. Мирный путь отчерчен аж четырьмя резолюциями ООН, минскими соглашениями и так называемым «Планом Лаврова». Решения ООН прямо требуют вернуть Азербайджану территории, отторгнутые в ходе боевых действий и геноцида азербайджанского населения. Привести границы в соответствие с административно-территориальным делением на момент распада СССР и образования независимых государств Армении и Азербайджана. «План Лаврова» предусматривает поэтапное мирное урегулирование путем постепенного возврата оккупированных территорий. Он менее выгоден для Баку, но руководство Азербайджана, придерживаясь международных принципов мирного решения конфликтов, готово пойти на такое. Армения заявляет о неких переговорах. Но всякий раз игнорирует принимаемые решения и нарушает договоренности. Это явный знак того, что агрессор и оккупант не намерен освобождать незаконно удерживаемые земли. Более того, в настоящее время правительство Пашиняна пытается втянуть в переговорный процесс еще одну сторону – собственно руководство Нагорно-Карабахской республики. Напомню, что НКР – это квазигосударство с марионеточным режимом, полностью зависимое от Армении. НКР не признало ни одно государство или международная организация, включая… Армению! Ее население насчитывает порядка 60 тысяч человек. При этом территория НКР используется в качестве площадки для программ переселения на эти армян, возвращающихся из Сирии или, к примеру Ливии. Вообще стоит отметить, что в отличие от Азербайджана с 10-милолионным населением, армяне предпочитают проживать, где угодно, но только не на своей этнической родине. По этой причине, не смотря на огромные диаспоры в США или России, в самой Армении проживает всего лишь около 2,5 миллионов человек. Участие же в переговорах НКР – это шаг к признанию государственности этой территории. Естественно, Азербайджан, считая Нагорный Карабах своей территорией, не может такого допустить. При этом уровень жизни в Азербайджане, Армении и Карабахе отличается разительно. Азербайджан – процветающая страна. Не без проблем. Но с очень высоким уровнем жизни населения. Постоянно и повсеместно видна забота государства о гражданах. При этом в Азербайджане практически изжита преступность и коррупция. Армения – это, напротив, рассадник коррупции, где госбюджет растаскивается кланами и группировками, а для населения не делается практически ничего (ну примерно, как и у нас, в России). Собственно, это наглядно показала ситуация с эпидемией COVID-19. Если же говорить о Карабахе, то это территория постапокалипсиса, так и не сумевшая возродиться после войны. Сегодня с развитием Интернета и цифровых технологий не сложно убедиться в этом, поискав современные фотографии его городов и сел. Населения почти нет. Во времена СССР, автономная республика в составе Азербайджанской ССР была преимущественно заселена азербайджанцами. Однако армянское меньшинство играло ключевые роли в управлении и экономике. В ходе войны, армяне при поддержке Советской Армии проводили политику тотального геноцида азербайджанцев. Теперь, разглагольствуя о референдумах и выборах на территории Карабаха, армянские политики почему-то исключают из участия в них тех азерайджанцев, что вынужденно покинули эту территорию, при этом для большинства беженцев Карабах был этнической родиной, родиной их предков. 

Зачем же нужен Карабах – этот кусок скалы? Все просто - недра Карабаха хранят огромные богатства. К примеру, запасов золота в месторождениях на карабахской земле, раз в 10 больше, чем в самой Армении. Но самое главное тут «черное золото» - нефть. В Армении ее нет. А вот в Карабахе очень велика вероятность ее промышленной добычи. Тем не менее, за 30 лет оккупации этой территории Армения так и не смогла наладить правильную эксплуатацию недр Карабаха. Пытались сюда влезть и иностранные компании. В частности, из Китая. Но не смотря на огромные взятки, выданные армянским чиновникам для получения лицензий, ничего хорошего из этого так и не вышло. Как видим, тут есть из-за чего драться. И если вопрос не решается мирным путем, то тогда настает время для больших пушек. 

С недавних пор армянская сторона прекратила военные провокации в районе Карабаха. Это произошло в результате осознания правительством Пашиняна решимости Баку провести контртеррористическую операцию по деоккупации территории Карабаха. На это в глазах мирового сообщества Азербайджан имеет полное право. В случае возобновления боевых действий в Карабахе и прилегающих к нему районах (а де-юре там сейчас действует лишь режим прекращения огня), азербайджанская армия может восстановить контроль над этой территорией в срок от одной до двух недель. 

Однако провокации не прекратились совсем. Они были перенесены на непосредственную границу между Азербайджаном и Арменией. Теперь на разных ее участках с завидной регулярностью возникают перестрелки в ходе которых гибнут не только солдаты, но также пограничники, полицейские и часто мирные граждане. Всякий раз обе стороны заявляют об ответственности соседа за эти преступления. Однако подключив простую логику и принцип «Кому выгодно?» мы убеждаемся, что за всеми этими провокациями стоит армянская сторона. Зачем ей это нужно? Все просто. Обвинив Азербайджан в нарушении прекращения огня у Армении появляется повод не исполнять резолюции ООН и ранее принятые соглашения. Таким образом они тянут время закрепляя за собой территорию Карабаха. Последняя провокация, с разговора о которой началось это повествование, судя по всему, имела более глобальные задачи – развязывание полномасштабной войны между Армений и Азербайджаном. Пашиняну и его хунте такая война нужна для того, чтобы списать свои провалы в государственном управлении. Списать тяготы мирного населения. Списать воровство и коррупцию. При этом, они прекрасно осознают, что Армения сама по себе в ходе такой военной компании не продержится и недели. По этой причине, Армении очень выгодно нахождение в составе такой организации как ОДКБ. 

Вот тут мы подходим к третьему и на мой взгляд главному вопросу – участии во всем этом Российской Федерации. Армения находится в кольце стран: Грузия, Азербайджан, Иран и Турция. Из стран ОДКБ непосредственно с Азербайджаном имеют сухопутную границу только все та же Армения и Россия. При этом Иран, Грузия и прежде всего Турция громко и четко заявили о совей поддержке Азербайджана в борьбе против провокатора войны – Армении. Кроме того, несмотря на то что Турция сегодня активно участвует в боевых действиях на Ближнем Востоке – в Сирии и Ливии, ей не что не мешает в рамках партнерских договоренностей с Азербайджаном нанести по Армении военный удар со своей стороны. Во всяком случае такие намеки уже были. Однако из российского Дагестана вдоль Каспийского побережья по Самур-Демеченской равнине прямо до Баку проложена железная дорога. Почти параллельно ей, через Гусарскую наклонную равнину опять же до Баку проложена основная автомагистраль. Этот коридор – основное угрожаемое направление для вторжения в Азербайджан Российской Армии. 1 апреля 2016 года, ровно в том же районе, где была совершена недавняя провокация, ровно точно так же прогремели выстрелы, были совершены артиллерийские обстрелы как с той, так и с другой стороны. С обоих сторон имелись убитые и раненые. В ответ на эту провокацию 2 апреля 2016г армия Азербайджана начала наступление в районе Нагорного Карабаха. Буквально в первые же часы, вооруженные силы Нагорного Карабаха и Армении понесли тяжелые потери. Однако спустя три с половиной дня, операция была прекращена. Разговоров и болтовни политиков и экспертов вокруг этого было много. Однако основная причина прекращения наступления Азербайджанской армии так и не была названа. Этой причиной стала угроза вторжения на территорию Азербайджана Российской Армии. Южный военный округ был поднят по боевой тревоге в рамках так называемой «внезапной проверки боеготовности», для проведения «широкомасштабных учений». Месседж азербайджанской стороной был правильно понят. Тем более что восемью годами ранее точно так же 58-я Армия Российской Федерации после учений вторглась на территорию Грузии. 

Сегодня мы наблюдаем повторение сценария 2016 года практически один к одному. Разница лишь в том, что после армянских провокаций, Баку ограничился ударами с беспилотников и «барражирующими» боеприпасами, по объектам на приграничной территории в Тавушской области Армении. Почти весь азербайджанский народ, и многие из международных экспертов ожидали повторение наступления в Карабахе – начала операции по его освобождению. Однако этого не последовало. Судя по всему, на протяжении пары суток, руководство Азербайджана проводило консультации, в том числе прямые, между лидерами государств, членов ОДКБ. С другой стороны, армянская диаспора, имея огромные лоббисткие связи в руководстве Российской Федерации предпринимало усилия по втягиванию России в конфликт на своей стороне. В результате благоприятный момент для начала решительных действий в Карабахе был упущен. 

Реакция стран-участниц ОДКБ была расплывчатая и в высшей степени неопределенная. Никто с одной стороны не хотел ссориться с Азербайджаном, который являлся для них очень выгодным экономическим партнером, с другой стороны – с Россией. В Российском руководстве так же не было единой позиции в отношении происходящего. С одной стороны, для России Азербайджан – очень выгодный торговый партнер. Он закупает достаточно крупные партии вооружений, причем за живые деньги (а не на российские же кредиты как Армения). Имеет согласованную позицию на нефтяном рынке – что очень важно и чувствительно для России. В тоже время является крупным поставщиком сельхозпродукции и даже, как ни странно, рабочей силы. Так, без рабочих из Азербайджана практически все стройки на территории Российской Федерации, особенно в ее регионах, могут просто остановиться. Стоит сюда прибавить и раздражающие, крайне негативные высказывания армянской стороны в адрес Российской Федерации. С другой стороны – пресловутый армянский лоббизм, крепко замешанный на семейных связях, религиозных отношениях и, главное, армянских коррупционных деньгах. Опять же для Кремля остается в приоритете принцип «разделяй и властвуй». Следование ему укрепляет влияние в России, хоть и не делает чести. Учитывая баланс всех факторов, можно утверждать, что Российская Федерация не заинтересована в скором урегулировании локальных конфликтов на постсоветском пространстве. С точки зрения политического влияния, ей выгодно поддерживать их в тёплом, тлеющем состоянии как можно более долгий период. При этом, выдвигая заранее обреченные на провал инициативы мирного урегулирования, российский МИД выглядит белым и пушистым. 

Финал – снова объявляется «внезапная проверка боеготовности» в Южном, и, для отмазки, и в Западном военных округах. Выходит, в море Каспийская флотилия с крылатыми ракетами «Калибр» на борту своих кораблей. 

Что остается Азербайджану? Только утереться и скрепя зубами твердить: «мы отомстим»! 

Однако, как лично, мне кажется, шанс у Азербайджана все же есть. Нужно только действовать быстро и решительно. Этот шанс дает Азербайджану внутриполитическая обстановка в России. Российский народ устал от карантина и не доверяет правительству. «Обнуление» президентских сроков Путина и последовавшие показательные репрессии против активистов, политиков и журналистов всколыхнули общество. Российский народ нищает. Путинские реформы выжимают из карманов населения все больше и больше денег. Накоплений у подавляющей массы просто нет. Но есть угроза безработицы. Всё это на фоне вливаний в Крым, в Чечню, в войну в Сирии и Ливии, в поддержку сепаратистов на украинском Донбассе, в поддержку режимов в Африке и Южной Америке. Вторжения еще и в Азербайджан русский народ просто не поймет. Тем более, что Карабах – это не Южная Осетия, а Азербайджан – это не Грузия. Сплоченность и решимость азербайджанского народа велика как никогда. Если президент Алиев будет и дальше тянуть, воздерживаться от решительных, еще раз подчеркну – РЕШИТЕЛЬНЫХ – и скорых военных мер то его рейтинг доверия среди граждан очень скоро и очень быстро покатится вниз. Из уважаемого и авторитетного лидера – «отца нации», он скоро превратится в очередного мелкого диктатора, царька, и будет выглядеть ничем не лучше того же Пашиняна. 

Лично у меня есть четкая уверенность, что за демонстрацией военной силы, у Путина больше ничего нет. А это означает, что в случае начала операции по освобождению Нагорного Карабаха, Российская Армия не осмелится перейти границу. В противном случае, исход этого мероприятия будет кровавым и губительным, как для самой Армии, так для Путина и России в целом. Вооруженные силы Азербайджана смогут нанести Российской Армии достаточно сильное поражение. Они очень хорошо обучены, дисциплинированы и мотивированы. Напротив, в Российской Армии вместо реальной боевой подготовки царит показуха – гонки на «Танковом биатлоне» - это одно, а реальный бой в сложной горной местности, в зеленке, с противником, у которого есть цель не допустить агрессора на родную землю – это совершенно иное. Метание бомб в «Авиадартсе» — это совсем иное, нежели атаки на объекты, защищенные современными средствами ПВО. Российская армия более-менее научилась воевать в конфликтах низкой интенсивности. Но в случае вторжения в Азербайджан ей будет противостоять современная мощная армия, превосходящая по силе многие армии Европы. Опять же США и Европа, и что важно – Турция – однозначно поддержат Азербайджан новыми санкциями против России. Несмотря на то, что армяне плотно оккупировали не только Карабах, но и Капитолийский холм, Штаты не упустят возможности воткнуть еще один кинжал в Россию. Как минимум, они просто примут нейтралитет. Таким образом, угроза российского вторжения превращается в фикцию. А это в свою очередь открывает Азербайджану возможности. Воспользуется ли руководство Азербайджана ими – это большой вопрос. Но повторюсь, шанс для того, чтобы вернуть Карабах законному владельцу, вернуть быстро, хоть и с потерями, но все же есть. И он есть именно сейчас. 

На сколько мне известно, руководство Азербайджана с большим трепетом и пиететом относится к России. Я понимаю его. Но как гражданин России я понимаю и то, что наши правители не видят и не ценят то добро, которое для них делается таким соседом как Азербайджан. На мой взгляд, правительству России нужно дать приводящую в чувство оплеуху. В ответ на провокационные, или даже скорее «угрожающие» ученья, Азербайджану следовало бы как минимум отказаться под предлогом серьезности ситуации от участия в предстоящих «Армейских играх», объявить о сворачивании ВТС. Перекрытия крантика денежных потоков, иногда действует более чем отрезвляюще. На будущее, Азербайджану следует укреплять свои вооруженные силы уже в направлении повышения обороноспособности от вероятного российского вторжения. Это означает увеличения закупок вооружений и боеприпасов в Турции, Израиле, Франции, Чехии. Расширении собственного их производства. В первую очередь должна вестись речь о закупках новейших систем ПРО и ПВО, систем связи и РЭБ. Сухопутные силы Азербайджана сегодня уже достаточно сильны. Насущным становится вопрос коренного обновления флота, увеличения корабельного состава, усиления его ударных и оборонительных возможностей. Так же требуется усилить и авиацию. В последнем случае нет смысла гоняться за приобретением крупных новейших авиационных комплексов. Они дороги и уязвимы. Более эффективными будут приобретения крупных партий легких штурмовиков и истребителей, а также ударных вертолетов легкого класса. Ну и, конечно, необходимо большое количество разведывательных и ударных беспилотников. Ничего этого у России нет. В тоже время имеющиеся модели израильского и турецкого производства наглядно доказали свою эффективность в Ливии и Сирии. Этот опыт азербайджанской армии нужно использовать и по полной программе масштабировать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий