Не успели наши доблестные моделисты еще подержать в руках коробки с Т-90А от Meng Model, как эта проворная китайская фирма объявила о выходе очередной новинки. Встречайте
«Char leger Renault FT modele 1917»!
Каким боком, этот лилипут времен Первой Мировой войны к нам, спросите Вы? Отвечу - Рено ФТ - это пра пра пра пра пра дедушка всех наших русских танков! Но мало того, поставляемый по ленд-лизу в порядке оказания помощи Белой Народной армии, этот танк вполне себе отметился на полях сражений нашей Гражданской войны.
12 декабря 1918 года в Одессе высадились англо-французские,
а также греческие и сербские, войска Восточной армии. Вместе с ними прибыли 20
танков "Рено" FT из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой
артиллерии.
Впервые FT-17 приняли участие в боях против Красной Армии под
Тирасполем 7 февраля1919 года, где совместно с бронепоездом белых
поддержали атаку польской пехоты. Спустя месяц танкисты понесли первые
потери. Красноармейцы 2-й Украинской армии смогли захватить четыре
"Рено" FT-17 у села Березовка под Одессой.
Один танк был направлен в Москву и
по распоряжению Ленина на заводе Красное Сормово танк тщательно скопировали и
выпустили с двигателем АМО и броней Ижорского завода под именем «Борец за
свободу товарищ Ленин», иногда обозначаемый как первый советский танк «М».
Правда, в пути некоторые детали были утеряны, поэтому некоторые агрегаты,
например, коробку передач, пришлось конструировать заново.
После поражения зимой 1919-1920 годов остатки Вооруженных Сил Юга России эвакуировались в
Крым, где 4 апреля 1920 года Деникин передал пост главкома барону
Врангелю. Реорганизовав оставшиеся в Крыму войска, генерал-лейтенант
П.Врангель сформировал Русскую армию. Нехватку людей было решено
компенсировать широким использованием технических средств, в том числе
танков. В мае 1920 года закончилось формирование 1-го дивизиона танков
(командир полковник Бочаров), в состав которого вошли 4 танковых отряда и
взвод легких французских танков, в составе которого находились два "Рено" FT-1.База дивизиона разместилась в Севастополе. Там на заводе "Ророг" и в мастерских порта организовали ремонт поврежденных танков.
Еще не завершилось формирование дивизиона, а танкистам уже пришлось
участвовать в отражении наступления 13-й армии красных (апрель 1920
года). 7 июня началось контрнаступление врангелевцев на 13-ю армию,
прикрывавшую выход из Крыма. На Чонгарском перешейке кавалерию Сводного
корпуса поддерживали 3-й танковый отряд и взвод FT-17. Наступление на
перешейке началось поздно ночью в 2 часа 25 минут 7 июня 1920 года.
Танки 3-го отряда при помощи "кошек" разрушили проволочные заграждения,
открыв проход кавалерии, которую сопровождали два "Рено" FT-17 - "Серый"
и "Скромный"(традиция давать название бронетехнике и бронепоездам
существовала в Гражданскую войну по обе стороны фронта). Бои на
Чонгарском перешейке стали одними из немногих, в которых FT-17 принимали
участие. Французские машины были изношены даже сильнее английских (а
запчасти к ним вообще отсутствовали) и большую часть времени чинились в
тылу. После 2 июля 1920 года в документах отсутствуют упоминания об их
использовании в Русской армии, из чего можно сделать вывод, что танки
FT-17 были отправлены в ремонт, где и оставались до самого разгрома
Врангеля. Один красноармейцы захватили на станции Джанкой, а второй - в
разобранном состоянии, в Севастополе.
Бронесилы Северо-Западной армии генерала Юденича в 1919 году имели,
кроме бронепоездов и бронеавтомобилей, 6 танков Mk-V и 3 (по другим
данным - 2) "Рено" FT-17. Тяжелые танки прибыли из Англии в Ревель в
течении августа-сентября, и сведенные в танковый дивизион, принимали
участие в наступлениях на Струги-Белые и Царское Село. Ветераны Великой
войны, они уже были сильно изношены, из-за чего отличались крайне низкой
даже для того времени надежностью. Обладателями "Рено" FT-17 белые
стали благодаря давлению французов на финнов. Финляндия, приобретя
танки совсем недавно, с большой неохотой выделила несколько машин для
борьбы с "большевистской заразой". FT-17 выгрузили 17 октября 1919 года в
Ревельском порту, а 20-го они уже своим ходом прибыли в Нарву. Tам были
сформированы смешанные франко-русские экипажи под командованием
французского лейтенанта Д' Арсье, и к 23 октября, пройдя своим ходом еще
130 км, танки FT-17 вступили в бой в составе ударной группы генерала
Пермикина. Благодаря им удалось ликвидировать прорыв красных у деревни
Кипень на левом фланге Северо-Западной армии. "Рено" FT-17 участвовали в
наступлении на Гатчину 24-25 октября.
После провала наступления на Петроград, обескровленная
Северо-Западная армия была вынуждена отступить. Белым пришлось вывести в
тыл свои танковые части. К началу ноября 1919 года все танки
сосредоточили в Нарве, а к 18 ноября их перевезли в Ревель. Отступившие в
Эстонию войска были расформированы и разоружены. Судьба танков
сложилась по-разному. Mk.V продолжили службу в армиях Прибалтийских
республик - 2 англичане передали Латвии в январе 1920 года; 4 других
остались у эстонцев, прослужив еще 20 лет, а финские "Рено" FT-17 9
апреля 1920 года отправили на родину.
В марте 1920 года "Рено" FT появились на российском Дальнем Востоке.
Американские войска доставили во Владивосток в закрытых вагонах под
видом помощи от американского Красного Креста 10 танков "Рено" FT-18.
Однако получателями столь ценного груза стали красные партизаны в
Благовещенске. С помощью сочувствующих большевикам железнодорожников
вагоны с танками заменили пустыми, после чего американские танки
отправились под видом эшелона с хлебом в Дальневосточную Республику.
Прибывшую технику пришлось приводить в порядок, так как все танки не
имели вооружения, магнето и вентиляторных ремней. К лету на части машин
установили недостающие детали и вооружение, а экипаж увеличили до трех
человек! Вооружили танки 37-мм пушками "Гочкис", 7,62-мм пулеметами
"Максим" и 8-мм пулеметами "Гочкис", а для защиты стволов от пуль и
осколков на башнях смонтировали броневые "щеки" наподобие тех, что
стояли на броневиках. Такая "модернизация" лишила танки возможности
вести круговой обстрел из-за того, что большие "щеки" цеплялись за крышу
моторного отделения. Вооружение танков за время их службы менялось -
так, на некоторых машинах были установлены японские 37-мм пушки.
В августе 1920 года из танков FT-18 в Народно-революционой армии ДВР
сформировали 1-й Амурский танковый дивизион (командир Н.Шамрай).
Дивизион - пять взводов по два танка в каждом и хозяйственная команда,
имел на 15 июня следующий состав:
- 1-й взвод - танки №9254 "Беспощадный" и №9141 "Интернационал";
- 2-й взвод - танки №4320 "Сивуч" и №9108 "Зоркий";
- 3-й взвод - танки №9446 "Лазо" и №(?) "Мухин";
- 4-й взвод - танки №9092 "Революционер" и №1871 "Гроза";
- 5-й взвод - танки №1930 "Амурец" и №9096 "Мститель".
С лета 1920 и до конца 1921 года танки дивизиона приняли участие в
боях против белых, повзводно включенные в войска Амурского фронта.
Н.Шамрай разработал "Инструкцию порядка введения танок в бой при полевой
обстановке", которая запрещала вводить машины в бой поодиночке: "танки
наносят серьезное поражение и громадное моральное впечатление на
противника только в количестве нескольких штук". Из-за малого запаса
хода FT-18 следовало так рассчитать маршрут выдвижения танков, чтобы они
смогли "пройти самостоятельно с боем большое расстояние". На это в
"Инструкции" обращалось особое внимание.
Громадное моральное впечатление, которое произвели танки в
Забайкалье, где о таком "чудо-оружие" и не слышали, способствовало их
успешному использованию красными. Так, благодаря поддержке 3-го
танкового взвода частям 5-й амурской бригады 20 октября удалось без
потерь провести операцию по захвату станции Урульга. Упорное по началу
сопротивление белых оказалось сломлено одним видом танков.
Однако отсутствие "фирменных" французских деталей и запчастей к
разношерстному (франко-русско-японскому) вооружению отрицательно
сказывалось на боеспособности дивизиона. 20 сентября Шамрай доложил в
штаб Амурского фронта ДВР, что из шести находящихся в Благовещенске
танков ни один не может быть использован. К концу 1921 года все "Рено"
FT-18 вышли из строя по причине отсутствия запасных частей и
специального инструмента. По решению военного совета
Народно-революционой армии, 21 декабря требовавшую ремонта технику
отправили в Россию, и только 2-й взвод "в силу сложившейся боевой
обстановки" был оставлен.
Взвод состоял из двух танков с пулеметным вооружением - "Гочкис" с
длинным кавалерийским прикладом у "Зоркого" и "Максим" у "Сивуча". Из
инструментов для ремонта в наличии имелся только французский ключ. К 28
января 1922 года после ремонта в строю остался один "Зоркий", который на
следующий день отбыл на фронт. Танк по решению командования Восточного
фронта ДВР 9 февраля отправили под Волочаевку, где 10 февраля придали
пехоте Особого амурского полка.
Под вошедшей в песню станцией Волочаевка последний танк амурских
партизан закончил свою боевую службу. После того как 10 февраля атака
оказалась сорвана, пехотинцы отошли, оставив "Зоркий" у проволочных
заграждений белых, чтобы утром танк вновь смог поддержать атаку полка.
На рассвете 11 февраля 1922 года бронепоезд "Каппелевец" двумя снарядами
вывел FT-18 из строя, после чего водителю и пулеметчикам ни чего
другого не оставалось, как покинуть танк, предварительно подорвав
гранатой бензобак. В 1937 году в газете "Известия" командующий ОКДВА
Блюхер так описывал эти события: "11 февраля атака Волочаевки была
возобновлена, но убийственный артиллерийский и пулеметный огонь и
проволочные заграждения опять остановили нас. 12-го вновь пошли в атаку,
прокладывая свой путь через проволочные заграждения кто лопатами, кто
штыком. Командиры шашками рубили заграждения, бойцы рвали проволоку
руками, оставляя на ней кожу, рвали ее тяжестью своего тела. И когда в
решающий момент боя единственный наш бронепоезд выпускал последние свои
снаряды, а единственный танк "Рено" двигался на проволоку, сразу же
подбитый противником, бойцы с криком "Даешь Волочаевку!" ворвались в
расположение белых. 12 февраля станция и поселок Волочаевка были нами
заняты".
Таким образом, танкам "Рено" FT-17/18 пришлось повоевать на всех фронтах Гражданской войны.
"Рено" FT-17/18 массово применялись поляками в боях с Советской
Россией в 1919-20 годах. Обладательницей FT-17 Польша стала в июне 1919
года, когда из Франции возвратилась Польская Армия генерала Халлера. В
Лодзи на базе бывшего французского 505-ого танкового полка в составе
Польской Армии был сформирован 1-й танковый полк. Подразделение
укомплектовали 120 танками "Рено" FT-17. Благодаря танковому полку
Польша стала третьей в Европе по количеству танков и четвертой в мире!
Начиная с августа 1919 года танковый полк участвовал в советско-польской
войне.
Полк никогда не использовался полностью, действуя лишь отдельными
ротами и взводами. В 1919 году следует отметить действия 2-й танковой
роты под Двинском и Бобруйском. Польские "Рено" FT-17 в 1920 году
сражались против частей Красной армии под Бобруйском и на Украине,
использовались в июле в ходе отступления - при защите Лиды, Гродно и
Ровно. В августе того же года они приняли участие в битве за Варшаву (в
боях около Радзимина, и при нападении Бронированной группы майора
Новицкого на Минск-Мазовецкий и Млаву). Бронегруппа майора Новицкого в
составе двух танковых рот и 4 бронепоездов совершили прорыв красного
фронта под Варшавой, поддерживая наступление 15-й пд. С августа 1920
года полком командовал подполковник В. Орлик-Рюкеманн.
Вместе с поляками участие в боях принимали и французские военные,
помогавшие Польше в ее войне против большевистской России. В сражении
при Динабурге (Даугавпилс) 27-28 сентября 1919 года танками 2 роты
командовал французский капитан Ж. Дуфура. В 1920 практически весь
французский персонал отбыл назад во Францию.
Всего за время советско-польской войны 8 танков было потеряно, а 12
повреждены и позже восстановлены. 7 танков стали трофеями Красной Армии,
большая часть из них при взятии Гродно в июле 1920 года: три машины в
самом городе и две - в районе станции Снядово. По приказу начальника
бронечастей 4-ой армии с 23 по 25 августа 1920 года была проведена
операция по эвакуации трофейной техники из Гродно в Минск. Погрузка
танков на железнодорожные платформы заняла более двух суток, даже не
смотря на то, что к работам привлекли 250 человек и 5-тонный грузовик.
К 1927 году танковый парк РККА состоял исключительно из трофейных
машин - 45 "Рикардо", 33 "Рено" и 12 "Тейлор", входивших в состав одного
танкового полка и шести автобронетанковых дивизионов. После начала
серийного производства танка "трофеи" еще какое-то время
эксплуатировались в войсках параллельно с новой техникой.
Кроме службы в линейных частях "Рено" FT участвовали в экспериментах
по дистанционному управлению бронетехникой. Работы над "телетанками"
(так по тогдашней терминологии назывались дистанционно управляемые
танки) начались в СССР в конце 1920-х годов. В феврале 1930 года под
Ленинградом прошло первое испытание танка "Рено" FT, оборудованного
специальной аппаратурой дистанционного управления "Река-1".
Согласно "Справке о наличии танков старых систем" на 30 января 1931 года в РККА имелось 28 танков "Рено". Все эти танки к тому времени уже были сняты с
вооружения. Окончательно их судьбу решил народный комиссар обороны СССР
К. Ворошилов. В марте 1938 года нарком утвердил представленный
начальником Автобронетанкового управления РККА Д. Павловым документ,
согласно которому устаревшие танки различных типов передавались в 7
городов для использования в качестве исторических памятников Гражданской
войны (по два Mk-V в каждый), а также как музейные экспонаты на полигон
НИИБТ. Так два последних уцелевших танка "Рено" стали экспонатами
полигона. До настоящего времени вРоссии только один "Рено" FT сохранился в
Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в
подмосковной Кубинке.
Танкам "Рено" FT принадлежит важнейшая роль в становлении отечественного танкостроения.
А теперь собственно о модели. Название статьи "Полный фарш" прямо и не двусмысленно говорит о том, что Mengи не стали ограничиваться полумерами, а забабахали для этого "Рено" весь полный интерьер. То есть сделали совсем все - от пушки до двигателя. При этом они остаются верны своей великолепной традиции - делать модель только и исключительно по аутентичным графическим материалам. Консультантами Menga на этот раз выступили моделисты из Германии, которые нарыли неимоверную кучу графического материала по этому танку - исторические фото, различные мануалы и так далее. Им пришлось даже съездить в Кобленц, где имеется живой Рено ФТ. Что бы отснять и промерять внутрянку ездили в Бельгию в королевский музей военной техники, ну и конечно же Голландию в Оверлон. По этим сохранившимся Рено были выполнены недостающие замеры, сделана была еще одна могучая куча фотографий. Так что в копийности не приходится сомневаться. Лично я даже не стану заморачиваться с поиском каких-либо дополнительных чертежей, чтоб использовать их при сборке. Буду собирать прямо из коробки. Кстати... несколько лет назад, для реставрации Т-18 понадобились чертежи на пушку "Гочкис". Так вот в России их просто не нашлось. В Интернете, к стати, то же... Не знаю, как Вы, уважаемые моделисты, но я порядком устал от бесчисленных вариантов panzerов: Тигров, Пантер, "тридцатьчетверок"... Хочется чего-нибудь этакого... извращенного. В этом смысле, "Рено ФТ" со своей эстетикой времен IWW просто находка! Не знаю как Вы, а лично я закажу этот танчик, и возможно даже не один.
Первым точно буду делать партизанский танк Дальневосточной Республики. Потом наверное устрою "бой под Березовкой", а на закуску оставлю диораму "Осмотр трофейного танка в цехах "Красного Сормова". На патент по этим сюжетам не претендую - используйте идеи на здоровье! Приятного моделирования!
Комментариев нет:
Отправить комментарий