Сергей Маев, Виктор Мураховский и Алексей Хлопотов оценили «бронетранспортер будущего».
|
Результаты испытаний удивили военных. На взлетной полосе Кубинского аэродрома, 22 тонный «электрический» БТР разогнался до скорости 80 км/час за 33 секунды, максимальная скорость составила 97 км/час, а запас хода – почти 1000 км! При этом выяснилось, что «Крымск», как танк, может развернуться вокруг своей оси. Радиус разворота восьмиметровой машины составил всего 3,8 метра!
А как оценивают необычную разработку специалисты? Военный обозреватель «Росинформбюро» Анатолий Соколов обратился к ведущим российским экспертам в области бронетанковой техники.
Виктор Мураховский, главный редактор журнала «Арсенал Отечества»
Направление создания машин с электротрансмиссией достаточно перспективное и надо над ним работать, но до серии пока далековато.
Сейчас электротрансмиссия показывает свои преимущества для многоосных шасси и для транспортных машин. Потому, что двигатель всегда работает в номинальном режиме и расход топлива не велик. А на боевой технике, для которой характерны экстремальные режимы движения и резкие переменные нагрузки, КПД такого устройства довольно низкий. В годы Второй мировой войны, такую трансмиссию имели некоторые образцы немецкой бронетехники, и они не продемонстрировала свою эффективность.
Могу привести слова начальника ГАБТУ генерал-майора Александра Шевченко. Он сказал, что пока, уровень технологий не позволяет выполнить требования Министерства обороны.
Сейчас, помимо «ВПК», машинами с электродвижением занимаются КАМАЗ и «Уралтрансмаш». На КАМАЗе идут работы над ОКР «Платформа-О» (высокомобильная модульная платформа для перспективных подвижных комплексов МБР), а в Екатеринбурге над ОКР «Э-300».
Однако работы-то идут, но прорывов пока нет…
Интерес военных к созданию машин с гибридной энергоустановкой обусловлен возможностью реализации очень точного управления параметрами. Появляются возможности автоматизации движения. Сейчас скорость любой армейской колонны зависит от навыков самого плохого механика-водителя. А электротрансмиссия и компьютерное управление позволяют централизованно устанавливать параметры движения целой колонны, что в конечном итоге ,обеспечит заметное повышение средней скорости движения бронетехники.
Сергей Маев, бывший начальник Главного автобронетанкового управления.
Это тема не новая, немецкий танк Т-VI «Тигр», изначально, был гибридным. Наши конструкторы, периодически, возвращались к электротрансмиссии. Мы, в свое время, показывали опытные образцы маршалу Сергееву на Кубинке, но все упиралась в электромоторы и накопители электроэнергии. Если мы решим проблему с накопителями, то сделаем мощный рывок вперед.
Сфера применения такой техники довольно широка. Машины с гибридной двигательной установкой могут быть использованы не только в качестве шасси для бронетехники, но и как носители электромагнитного и лазерного оружия. Кроме того, гибридные устройства, могут значительно ускорить процесс создания роботизированной боевой техники.
Демонстрация опытного образца «Крымск» полностью вписывается в концепцию Дмитрия Рогозина, который считает, что выйти в мировые лидеры, можно только с помощью новых конструкторских и технологических решений. Создание «Крымска» говорит о том, что энергичный и опытный коллектив ООО «ВПК» вполне способен решать подобные задачи. При наличии хорошего накопителя энергии, у них может получиться неплохая машина.
Алексей Хлопотов, независимый военный эксперт.
Работа очень интересная, нужная и перспективная. Настоящий хайтек.
Характерно, что на этой базе могут быть созданы роботизированные комплексы с дистанционным управлением. Я считаю эту разработку серьезным прорывом с большим заделом, по сути – это машина будущего.
«Электронное шасси» упрощает стыковку с системами дистанционного управления. Достаточно на эту платформу установить приемо-передающее устройство и элементы искусственного интеллекта и в принципе будет создана роботизированная машина. «ВПК» подошли вплотную к созданию боевого бронированного робота.
Кроме того, небольшой дизель потребляет меньше топлива, значит большой запас хода, а энергия накопителей дает приемистость и скорость.
И еще, ОКР «Крымск» – это прямой путь к созданию оружия на новых физических принципах. Можно сделать легкую электромагнитную пушку небольшого калибра 20-25 мм, но при этом она будет разгонять снаряд до 7 тыс. метров в секунду. И этим боеприпасом можно будет бороться с тяжело бронированной техникой.
Хочу сказать, что мы торопимся с разработкой новых образцов оружия, не учитывая ряд факторов. Появление «Крымска» вызывает вопрос, а что делать дальше с платформами «Армата», «Курганец», «Бумеранг»? Уже сейчас «Крымск» по некоторым характеристикам превосходит «Бумеранг». У «Бумеранга» – новый корпус, новая система защиты, вынесенное вооружение, новая компоновка, у «Крымска» – превосходная подвижность. Напрашивается предложение «скрестить» обе машины и создать единую, с более высокими характеристиками.
Но тогда надо закрыть ОКР «Бумеранг» и запускать новую ОКР.
Надо создать принципиально новую, прорывную модель. «Электрический» «Бумеранг» и может стать такой революционной машиной. Но для этого нужны время, деньги и волевое решение соответствующих инстанций.
Подробнее на сайте
+
ВИДЕО
Gur Khan: хочется поправить коллег... немецкий танк "Тигр" не был гибридным - гибридным была самоходка
"Фердинанд"-"Элефант"; Э300 - это не ОКР, а обозначение машины - унифицированного шасси, название этой ОКР не знаю - работа инициативная и
она не имеет отношение к электротрансмиссии - шасси с электротрасмиссией (к стати разработки челябинского ОАО "Электромашина") это совсем другая машина от "Уралтрансмаша";
преимущества гибрида и электротрансмиссии как раз в том и кроются, что дизель там работает все время в номинальном режиме, а резкие ускорения можно производить за счет приводных электродвигателей высвобождая энергию накопленную в накопителях.
преимущества гибрида и электротрансмиссии как раз в том и кроются, что дизель там работает все время в номинальном режиме, а резкие ускорения можно производить за счет приводных электродвигателей высвобождая энергию накопленную в накопителях.
КПД... да, КПД меньше, но мы же не на КПД ездим! Вот КПД у паровоза
вообще был 10% и что? За чет пара произошла промышленная революция. В
чем сущность КПД? Этот параметр показывает нам сколько энергии тратится
на полезную работу, а сколько теряется. Но если гибридная силовая
установка на практике экономит нам 50% по сравнению с обычной дизельной, позволяет
очень серьезно экономить топливо, при той же выполняемой работе, то что
нам какие-то эфемерные расчетные коэффициенты КПД?
К поправкам :
ОтветитьУдалитьСергей Маев, упоминая Тигр, вероятно имел ввиду "Тигр" от Фердинанда Порше.
Вероятно, из которого собственно и вырос потом "Фердинанд"...
УдалитьЕсли она сэкономит 50% топлива, то как раз получается, что КПД машины в целом вырос в 2 раза. :)
ОтветитьУдалитьСейчас модно говорить про беспилотники. По поводу и без про роботизацию вставляют.
ОтветитьУдалитьА чего вы, кстати, к КПД приципились? Чем выше КПД, тем в конечном счете меньше расход топлива.
Правильно, нужно на вооружение Армату не принимать, а сразу на базе Арматы делать комплекс из двух машин: обитаемой без тяжелого вооружения и дистанционно управляемой с пушкой. Отработка безлюдного БО при создании Т-95 и Арматы облегчает эту задачу. Управлять танком-роботом можно по радио или в условиях РЭБ по проводу (в засаде длина провода может составлять десятки и более метров, в движении двум машинам, связанным проводом, придется ехать на небольшой дистанции). За счет отсутствия капсулы экипажа на танкороботе и тяжелого вооружения на танке-операторе (только пулемет для самооборроны) можно увеличить их защищенность при той же массе, что у Арматы. Высокая защищенность и возможность посылать вперед робота, а обитаемую машину прятать в складках местности и за укрытиями, повысит безопасность экипажа.
ОтветитьУдалить