РОСИНФОРМБЮРО: Правду о сирийской войне скрывают от западных телезрителей
Сирийская война не похожа на другие конфликты. Это война XXI века. Она войдет в учебники истории.
|
Александр Рычков – фрилансер, независимый
оператор. Работает в Сирии, снимает войну. То есть, он – профессионал
свидетель и очевидец. Однако в последнее время выяснилось, что подлинные
свидетельства очевидца сирийской войны никому на Западе не нужны.
– Слышал, что у вас возникли проблемы с распространением видеоматериалов. Это правда?
– Ну да. Вдруг неожиданно информагентства перестали интересоваться
оригинальной картинкой из Сирии. По крайней мере, со стороны
правительственных войск, там, где я снимаю.
Предлагаю свою съемку Associated Press или Reuters, с которыми я
привык работать – а они в ответ выставляют деликатные отмазки. Дескать,
нам не надо, у нас там свои группы работают. Хотя я же знаю, что никого
там у них нет. И никакого бюро, о котором они говорят, я не обнаружить
так и не смог.
– Так в чем же дело? Информационным монстрам не нужна правда о сирийской войне?
– Получается так. Причем фильтруется информация только с одной
стороны линии фронта – правительственной, Асадовской. Там, на Западе,
уже сформировано определенное общественное мнение. Есть, мол, кровавый
тиран Асад, которому противостоит оппозиция, борющаяся за демократию.
Картинка максимально упрощенная, зато понятная. А кадры, снятые
независимыми операторами, ломают всю эту конструкцию.
По-хорошему, информация должна подаваться равномерно и пропорционально. Но ничего подобного не происходит.
– Давайте попробуем исправить этот дисбаланс. Каковы ваши ощущения – правительственные войска воюют за страх или за совесть?
– У них нормальный боевой настрой. Воюют они за идею, хотя и боевики
из так называемой оппозиции тоже воюют за идею. Правда, идеи у разные.
Причем боевики даже сильнее мотивированы, они не боятся смерти, верят,
что попадут в рай. Они же строят исламское государство, халифат…
–
Как-то это плохо сочетается с имиджем борцов за свободу и демократию… А
те, которые воюют на стороне Асада, чужды религиозным идеям? Или кругом
одни мусульмане?
– Прежде всего, там много христиан и друзов. Причем с обеих сторон.
Там, как в настоящую гражданскую войну, все поделились – кто за белых,
кто за красных. Брат на брата пошел.
– И кто берет верх?
– Сейчас – правительственная сторон. Но противников – численно
больше. И если им подбросят оружия, ситуация снова уравновесится. Это
все очень надолго затянулось. Ни те, ни другие сдаваться не собираются.
Но и победить не могут. Сирийская война зашла в бесконечный тупик…
– Есть ли ощущение, что враги хотят истребить друг друга?
– Не могу сказать за всех. Но я видел, как правительственная сторона
обращается с пленными боевиками. Сначала идет зачистка вражеских
районов, массовая проверка документов, выявленных боевиков фильтруют,
спецслужбы их допрашивают.
Потом им устраивают политинформацию, встречу с губернатором провинции – и амнистируют. Эти амнистии объявляют постоянно.
– Как же они различают друг друга? По форме?
– Да нет, форма у всех одинаковая. Но, видимо, есть какие-то признаки, некие методики, страна небольшая – все друг друга знают
– А случаются переходы с одной стороны на другую?
– Были вначале, года два назад. Теперь все определились, разделились.
– Каков характер боевых действий?
– Это необычная, непривычная и нетипичная война. Например, в эти дни
боевые действия проходят в 3 минутах езды на машине от российского
посольства, но это совершенно незаметно. В одном районе идет нормальная
мирная жизнь, работают магазины, а в соседнем районе стреляют и
взрывают.
При этом – нет никакого комендантского часа, ночью можно свободно
ездить, никаких ограничений, хотя патруль может проверить документы.
– Понятно хотя бы, где проходит линия фронта?
– Она извилистая, проходит по границам районов. Один квартал стоит не
поврежденный, а на соседней улице все разрушено. Удивительная
чересполосица.
– Но так ведь можно перепутать и случайно пересечь эту невидимую линию фронта?
– Надо разбираться, вникать, понимать, где находишься. В районе, где тебе рады, или там, где тебя возьмут в плен.
Ну а чтобы не перепутать, есть продюсеры, переводчики, которые
подскажут, в каком районе лучше из машины не выходить, а в каком можно
гулять спокойно.
Сирийцы, кстати, и селятся порайонно и поквартально, в зависимости от своих симпатий.
– Правильно ли я понял, что война идет, в основном, в городах?
– Да, именно так. Во всяком случае, окопы не роют. В Дамаске есть
районы, где собственной армии будут не рады, а есть такие, где ее
встретят цветами. В других городах то же самое.
Хотя и города разделены по лагерям. Хомс и Хама – оплот оппозиции,
особенно братьев-мусульман, хотя есть там и алавитские районы, где живут
граждане, поддерживающие Асада.
В общем, это война нового типа, война XXI века. Ее в будущем станут
изучать специалисты. Я таких войн до сих пор не видел и на них не бывал.
Хотя у меня богатый военный опыт.
– На войне соблюдаются исламские традиции? Совершают ли бойцы пятикратную молитву? Остались ли муэдзины на минаретах?
– Армия в Сирии всегда была светской структурой, там не
приветствовались крики «Аллах Акбар». Сейчас запретов нет, но я не
видел, чтобы солдаты и офицеры молились. А муэдзины работают. И не
только в мирных кварталах. Не раз сталкивался с такой картинкой: в
соседнем квартале идет бой, муэдзин кричит, и его азан – призыв к
молитве – накладывается на взрывы.
– Насколько сильны разрушения? И не знаете, уцелели ли исторические памятники?
– Разрушения жуткие, в местах боев – руины, Сталинград, да и только. В
Алеппо разрушен старый город. В Дамаске до старого города пока еще бои
не дошли…
– Башара Асада не видели, не встречали?
– Лично не доводилось. Хотя он не прячется от журналистов, дает интервью всем подряд.
– И что, похож он на кровавого тирана?
– В последнее время отовсюду пропали даже его портреты. Заменяются
социальной рекламой в защиту армии. Не то что в Ираке или Ливии, где
Саддам Хусейн или Каддафи торчали на каждом углу. А изображения Башара
Асада исчезли с улиц. Остались только в госучреждениях.
– А как в целом относятся к президенту Асаду его сторонники?
– По-разному. Его покойный отец Хафез Асад до сих пор очень популярен
среди военных. К сыну относятся спокойнее. Нет ничего похожего на культ
или диктаторский режим.
Беседовал Николай Троицкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий