вторник, 10 сентября 2013 г.

Харьковские БТРы стали заложниками в Индии

Суд арестовал судно, на котором перевозили боевые машины, из-за срывов поставки металла

  Татьяна Калинина 9 сентября | 21:40
Харьковские бронетранспортеры, которые полгода назад должны были стать на вооружение в Иракскую армию, стали арестантами в Индии. Цена возврата их в Украину или в Багдад — полмиллиона долларов.
Международный контракт, о котором так долго мечтал завод имени Малышева в Харькове, обернулся международным скандалом. Вместо победоносного шествия по пустыням Ирака 42 облегченных БТРа три месяца продрейфовали в Персидском заливе, а теперь арестованы у берегов Индии.
Зарузка БТРов в Одесском порту. Фото blackseanews.net
 Напомним, еще в конце марта военные машины прибыли в Одесский порт, а 26 апреля сухогруз причалил у берегов Ирака, но в порт его так и не пустили: за то время, которое корабль был в пути, здесь произошла смена власти, в итоге наши БТРы отказались выгружать на материк. «В Одесском порту машины были приняты комиссией, в составе которой были представители Ирака, — сообщил «Вестям» управляющий директор одесской компании Varamar, которая арендовала сингапурское судно Se Pacifica, Александр Варваренко. — Но в Ираке разгрузка не начиналась. Предлогом были дефекты в корпусе. Длительные дни переговоров вылились в три месяца простоя в Персидском заливе. Судно так и не разгрузили, и оно отправилось к берегам Индии, чтобы выгрузить партию украинского металла». Здесь претензии предъявили индусы, к которым товар, а это около 70 000 тонн металла, опоздал почти на три месяца. Ультиматум заказчика металла грозит большими штрафными санкциями в первую очередь для судовладельца. «Украинский военный груз стал заложником. Индийский суд арестовал судно, от нас требуют 500 000 долларов неустойки, — говорит Варваренко. — Поставщик металла говорит, чтобы мы решали вопросы, а как мы можем это сделать? Мы задержались только из-за того, что решался вопрос с БТРами».
Покрывать ущерб индийской стороне желающих нет, более того, теперь и Иракская сторона готова принять БТРы как можно скорее, но когда они смогут покинуть берега Индии — неизвестно: если в ближайшее время ни одна из сторон — «Укроборонспецэкспорт» как поставщик БТРов или украинский поставщик металла — не решит вопрос, весь груз корабля вообще могут арестовать и пустить с молотка для покрытия издержек. А стоимость одного БТРа, по нашим данным, — до миллиона долларов.
СДЕЛКА ВЕКА
Напомним: контракт между «Укрспецэкспортом» и Ираком был заключен еще в 2009 году, тогда сделка называлась самой крупной в истории независимой Украины (кроме БТРов, предполагалось производство танков и самолетов на общую сумму $2,4 млрд). Львиная доля контракта была рассчитана на Харьковский завод им. Малышева — 450 единиц БТР-4. Начиная с 2010 года заказчику были отгружены, хотя и с небольшими задержками, несколько партий машин — всего 100 штук, сделка выполнялась в нормальном режиме. Теперь же на кону не только поставка 42 БТРов, но и всего контракта: украинская сторона очень заинтересована в его выполнении.

Источник 



Украине грозит срыв полумиллиардного военного контракта с Ираком

Судно с бронетранспортерами, зафрахтованное одесской компанией, несколько месяцев не может выгрузить заказ

  Евгения Генова 7 августа | 7:09
В Украине снова разгорается скандал вокруг экспорта военной техники: на этот раз судно Se Pacifica, на котором находятся 42 украинских бронетранспортера БТР-4, предназначенных для Ирака, уже несколько месяцев не может выгрузить спецзаказ. Поговаривают, что срыв поставки может означать крах крупнейшего контракта в истории независимой Украины на экспорт оружия. Официальный Багдад отказывается принимать якобы бракованный груз, из-за чего судно четвертый месяц находится в подвешенном состоянии.
Как рассказал «Вестям» управляющий директор одесской компании Varamar Александр Варваренко (компания является генеральным представителем международной компании-судовладельца White Whale Shipping), для перевозки машин компания взяла в аренду сингапурское судно Se Pacifica, которое загрузили еще в марте, а уже 26 апреля судно пришло в иракский порт Умм-Каср. Однако иракцы категорически отказались выгружать бронетранспортеры на берег: «Иракская сторона сообщила, что в корпусах есть трещины, просто замазанные краской, и такой груз они не примут. С апреля судно находится в нейтральных водах. Экипаж в количестве 15 человек – это сингапурцы, индусы и арабы – зарплату получают в срок, на них финансово ситуация никак не повлияла, вот только уже четвертый месяц находятся в море на сильной жаре».
Украине грозит срыв полумиллиардного военного контракта с Ираком. Фото 1
В марте БТРы погрузили в Одесском порту Фото: blackseanews.net
БОЛЬШОЙ КОНТРАКТ
Контракт между Украиной и Ираком был заключен в 2009 году, он предусматривает экспорт 450 единиц военной техники, в основном бронетранспортеров БТР-4, которые производит Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Впрочем, начиная с 2010-го года Ирак получил около ста машин и, по сообщениям СМИ, несколько раз контракт находился под угрозой срыва из-за нарушения сроков. Так, в феврале этого года арабские СМИ опубликовали интервью представителя комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шивана Мухаммеда Тахи, который обвинил Украину в поставке некачественных БТР-4 иракской армии и срыве сроков поставок. Впрочем, сейчас Ирак официально ситуацию не комментирует.
«Посольство Республики Ирак не разглашает таких данных. Официально заявлений от правительства по поводу сложившейся ситуации не поступало», - сообщили нам в посольстве Ирака. В то же время Варваренко считает, что проблема возникла из-за выборов, которые как раз прошли в Ираке в апреле этого года: «Перед загрузкой судна БТР прошли комиссию, в состав которой точно входили представители иракской стороны. Они разрешили загрузку, тем самым дали добро на экспорт продукции».
Причем представители компании считают, что иракцы, по сути, правы в своих претензиях: «Какую продукцию поставляет завод имени Малышева? Они берут бэушные бронетранспортеры, шпатлюют их, красят, приделывают новые колеса и продают как новые». К сожалению, на самом заводе от комментариев отказались. Эксперты же говорят, что обвинения слишком жесткие: скорее всего, БТРы были новыми, хотя ошибка при производстве возможна: «Вся проблема в том, что для производства оружия, а особенно такого сложного, необходима определенная культура производства. И сейчас культура производства попросту утрачена, хотя этот контракт, пришелся Украине как нельзя кстати», - считает доцент Института социальных наук ОНУ имени И.И. Мечникова Михаил Покась.
ВЫГРУЗЯТ В ТРЕТЬЕЙ СТРАНЕ
Александр Варваренко рассказал, что экспортеры — «Укрспецэкспорт», «Укроборонсервис» и компания «Прогресс» — не платят судовладельцу за простой судна. Поэтому компания WWS собирается выгрузить боевые машины в чужом порту.
«Компания уплатила за трехмесячную аренду судна судовладельцу миллион долларов, дальше так продолжаться не может. Ни одного письменного объяснения или предложения о том, как конкретно решить вопрос, от «Укрспецэкспорта» не поступало. Поэтому ведутся переговоры с третьей страной о выгрузке бронетранспортеров на ее территории. Потом груз будет арестован и, если его владелец-экспортер не выплатит сумму ареста, то распродадут», - сообщил Александр Варваренко. При этом он отказался назвать страну, в которой выгрузят технику, но подтвердил, что выгрузка может произойти уже сегодня. В «Укрспецэкспорте» заявили, что не будут комментировать подробности контракта с Ираком «в связи с конфиденциальным характером информации». В то же время в компании заверили, что контракт выполняется в штатном режиме, а «о завершении его очередного этапа компания сообщит официально».
ТРИ СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ
Наблюдатели считают, что это событие может означать срыв контракта: возможно, таким образом Ирак пытается просто плавно навязать Украине свою линию поведения. «На самом деле контракт по БТРам был фактически навязан Ираку США. Украина получила такую «награду» за участие в иракской войне, но совсем не факт, что Ираку эти бронетранспортеры вообще нужны. Естественно, что прямо об этом иракская сторона не заявит, но отказаться от контракта аккуратно вот таким образом попытаться может», - считает Михаил Покась. Второй вариант возможного развития событий – если трещины действительно есть, специалисты завода имени Малышева, возможно, устранят брак на месте, и конфликт уладят. Третий вариант – иракцы попытаются снизить стоимость бронетранспортеров, заявив, что испорченная техника стоит куда дешевле (сумма контакта в целом составляет $457,5 млн).
РАЗЫСКИВАЮТ ЗА "ФАИНУ"
Тем временем Генеральная прокуратура Украины объявила в розыск двух бизнесменов, которые подозреваются в афере с автомобилями на судне «Фаина», которые должны были быть отправлены ливийской стороне, но были проданы раньше. По информации ведомства, речь идет о махинациях на сумму свыше $20 млн. Также сообщается, что 1 августа Печерский райсуд Киева выдал разрешение на задержание этих людей. Напомним, из-за махинаций с грузом «Фаины» 17 июля судно «Этель» с экипажем из 19 граждан Украины захватили в плен в ливийском порту Бенгази. Захватчики судна заявили, что они требуют вернуть груз автомобилей или выплатить сумму их стоимости, и держат «Этель» по сей день.

Источник

Gur Khan: "феерия-феерия..." в общем без комментариев... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий