Накануне Дня танкиста бывший начальник Главного автобронетанкового
управления Минобороны, председатель ДОСААФ России генерал-полковник
Сергей Маев рассказал о планах ДОСААФ по обучению водителей-механиков,
проблемах танкостроения и основных характеристиках новейшей разработки
"Армата".
День танкиста традиционно отмечают в России во второе воскресенье сентября, в этом году он выпал на 8 сентября.
Накануне профессионального праздника танкистов и танкостроителей бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны, председатель ДОСААФ России генерал-полковник Сергей Маев рассказал корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской о планах ДОСААФ по обучению водителей-механиков, проблемах танкостроения и основных характеристиках новейшей разработки "Армата".
— Сергей Александрович, каковы планы ДОСААФ по подготовке танкистов?
— Рассматривается вопрос об увеличении военно-учетных специальностей. Говорить сейчас о том, что нам позволят готовить танковые экипажи, наверное, нельзя. Есть законодательные нормы, определяющие, какие структуры могут иметь боевую технику. ДОСААФ России боевую технику в своем составе иметь не может. Но есть разные варианты обучения — тренажерные базы с развитием компьютерных технологий и макеты техники. Мы не исключаем, что возникнет необходимость подготовки, в том числе и танковых экипажей — наша система к этому готова. С изменением самой структуры службы будет даже логичным, если такую задачу поставят ДОСААФ России — технических и технологических сложностей, методических сложностей в этом я не вижу.
— Планирует ли ДОСААФ агитационные меры для привлечения
молодежи в танковые войска по примеру агитперелетов в ВВС? Может быть,
у ДОСААФ есть идеи "танковых пробегов"?
— С приходом министра обороны генерала армии Шойгу в Вооруженных силах появилось новое явление — проведение танковых биатлонов. Вещь достаточно интересная, хотя о том, что делается сейчас, мы говорили и планировали проводить где-то в начале–середине 90-х годов. Насколько я знаю, есть идея на следующий год пригласить танкистов из других стран — это будет даже интереснее, чем агитационный перелет на самолете.
День танкиста традиционно отмечают в России во второе воскресенье сентября, в этом году он выпал на 8 сентября.
Накануне профессионального праздника танкистов и танкостроителей бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны, председатель ДОСААФ России генерал-полковник Сергей Маев рассказал корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской о планах ДОСААФ по обучению водителей-механиков, проблемах танкостроения и основных характеристиках новейшей разработки "Армата".
— Сергей Александрович, каковы планы ДОСААФ по подготовке танкистов?
— Рассматривается вопрос об увеличении военно-учетных специальностей. Говорить сейчас о том, что нам позволят готовить танковые экипажи, наверное, нельзя. Есть законодательные нормы, определяющие, какие структуры могут иметь боевую технику. ДОСААФ России боевую технику в своем составе иметь не может. Но есть разные варианты обучения — тренажерные базы с развитием компьютерных технологий и макеты техники. Мы не исключаем, что возникнет необходимость подготовки, в том числе и танковых экипажей — наша система к этому готова. С изменением самой структуры службы будет даже логичным, если такую задачу поставят ДОСААФ России — технических и технологических сложностей, методических сложностей в этом я не вижу.
— С приходом министра обороны генерала армии Шойгу в Вооруженных силах появилось новое явление — проведение танковых биатлонов. Вещь достаточно интересная, хотя о том, что делается сейчас, мы говорили и планировали проводить где-то в начале–середине 90-х годов. Насколько я знаю, есть идея на следующий год пригласить танкистов из других стран — это будет даже интереснее, чем агитационный перелет на самолете.
— На основе танка российской армии "Армата" планируют создать
другие виды бронетехники. Не пострадает ли качество "Арматы", который
называют "танком будущего", от такой многофункциональности?
— Предшественником "Арматы" была другая машина — уже тогда стоял вопрос о том, что мы должны иметь единые базовые шасси. Всегда подразумевалось, что шасси должны быть носителем не только башни с пушкой, но и других видов орудий. Например, на базе танка Т-54 разработали двуствольную зенитно-самоходную установку ЗУ-85. В идее создания на танковом базовом шасси других видов вооружения ничего страшного нет. "Армата", являясь базовой платформой для создания новых образцов техники, остается именно танком. Но разработчики других видом бронетехники, если хотят, могут использовать базовые шасси от танка "Армата".
— В чем главные отличия "Арматы" от Т-90 и зарубежных аналогов? Сможет он стрелять ракетами?
— Что касается того, чем он будет стрелять, у нас принята концепция, которая отличается несколько от тех концепций, которые были приняты в других странах, начиная с танков серии Т-64, Т-72, Т-80. "Армата" будет ракетно-пушечным танком — будет стрелять как обычными традиционными снарядами различных типов — осколочно-фугасным, бронебойно–подкалиберным, кумулятивным, так и ракетами. Калибр пушки определяется развитием защиты зарубежных танков — всегда создается то орудие, которое с полной гарантией поразит танк противника. Выбор типа орудия зависит от калибра пушки — если берется старый тип пушки или какие-то нетрадиционные метательные вещества, то калибр может быть другой — все зависит от начальной скорости снаряда. Какой из них выберет конструктор, я пока сказать не могу, да и это до определенного момента является гостайной. "Армата" будет танком нового типа, с новой конструкцией корпуса, новой конструкцией защиты, с другим уровнем ходовых и маневренных качеств, с другим уровнем огневой мощи.
— Сможет ли он быть колесным?
— Сейчас много инсинуаций на тему того, что надо создавать танк на колесном ходу, но для России традиционный танк на гусеничном ходу наиболее приемлем, потому что условия применения танков это не условия накатанных дорог-автострад, а полевые условия. Ведь танк должен маневрировать на поле боя, а если они будут двигаться только по дорогам, то грош им цена. Умело маневрируя танками, можно с небольшими потерями удержать противника. Это универсальная машина, которая должна обладать всеми свойствами применения его на всех участках местности, в любых погодных условиях, в любое время суток.
— Ожидается, что машина поступит на вооружение к 2015 году. Не устареет "Армата" до момента реализации проекта? Зарубежные конкуренты также ведут работу над новой тяжелой бронетехникой.
— Предшественником "Арматы" была другая машина — уже тогда стоял вопрос о том, что мы должны иметь единые базовые шасси. Всегда подразумевалось, что шасси должны быть носителем не только башни с пушкой, но и других видов орудий. Например, на базе танка Т-54 разработали двуствольную зенитно-самоходную установку ЗУ-85. В идее создания на танковом базовом шасси других видов вооружения ничего страшного нет. "Армата", являясь базовой платформой для создания новых образцов техники, остается именно танком. Но разработчики других видом бронетехники, если хотят, могут использовать базовые шасси от танка "Армата".
— В чем главные отличия "Арматы" от Т-90 и зарубежных аналогов? Сможет он стрелять ракетами?
— Что касается того, чем он будет стрелять, у нас принята концепция, которая отличается несколько от тех концепций, которые были приняты в других странах, начиная с танков серии Т-64, Т-72, Т-80. "Армата" будет ракетно-пушечным танком — будет стрелять как обычными традиционными снарядами различных типов — осколочно-фугасным, бронебойно–подкалиберным, кумулятивным, так и ракетами. Калибр пушки определяется развитием защиты зарубежных танков — всегда создается то орудие, которое с полной гарантией поразит танк противника. Выбор типа орудия зависит от калибра пушки — если берется старый тип пушки или какие-то нетрадиционные метательные вещества, то калибр может быть другой — все зависит от начальной скорости снаряда. Какой из них выберет конструктор, я пока сказать не могу, да и это до определенного момента является гостайной. "Армата" будет танком нового типа, с новой конструкцией корпуса, новой конструкцией защиты, с другим уровнем ходовых и маневренных качеств, с другим уровнем огневой мощи.
— Сможет ли он быть колесным?
— Сейчас много инсинуаций на тему того, что надо создавать танк на колесном ходу, но для России традиционный танк на гусеничном ходу наиболее приемлем, потому что условия применения танков это не условия накатанных дорог-автострад, а полевые условия. Ведь танк должен маневрировать на поле боя, а если они будут двигаться только по дорогам, то грош им цена. Умело маневрируя танками, можно с небольшими потерями удержать противника. Это универсальная машина, которая должна обладать всеми свойствами применения его на всех участках местности, в любых погодных условиях, в любое время суток.
— Ожидается, что машина поступит на вооружение к 2015 году. Не устареет "Армата" до момента реализации проекта? Зарубежные конкуренты также ведут работу над новой тяжелой бронетехникой.
— Я достаточно хорошо знаю платформу, она не устареет, потому что
в нее заложен очень большой потенциал. Другое дело, каким образом будут
скомбинированы средства наблюдения, средства разведки, распознавания
целей, огневые возможности машины. Перед конструктором стоит задача — он
должен постоянно контролировать, что делается в мире. Нельзя создавать
машину, которая к моменту своего принятия на вооружение будет отставать
по характеристикам от того, что имеется у нашего вероятного противника,
даже если мы с не собираемся с ним воевать. Если к моменту принятия
на оснащение характеристики ниже, то бессмысленной становится вся работа
и трата денег. Я не думаю, что наши конструкторы настолько глупы, чтобы
создать машину прошлого века, они должны создавать машину будущего,
а это покажут госиспытания. Если машина не соответствует современным
требованиям, значит, будут наказаны те люди, которые это допустили,
и машина будет дорабатываться.
— Сколько танкистов будет в экипаже "Арматы", учитывая высокий уровень автоматизации машины будущего?
— Вопрос о том, что у "Арматы" будет два члена экипажа, не стоит. Все-таки будет три члена экипажа. Другое дело, что у них будет взаимозаменяемость, которая позволит командиру танка управлять этой машиной — раньше это было, но не в таком объеме, как сейчас. Сегодня технические средства позволяют взять командиру танка управление орудием на себя.
— Каковы, по вашему мнению, будут оптимальные сроки подготовки механиков-водителей, операторов-наводчиков для новых машин?
— Что касается времени подготовки, то, безусловно, усложнение техники требует, с одной стороны, увеличения времени и углубления подготовки, а с другой стороны, общий уровень образованности молодежи растет. Делать прогнозы, какое количество времени должен готовиться экипаж на "Армату", я бы не стал, для этого проводится эксперимент, но, чтобы освоить такой танк в полном объеме, меньше трех месяцев никак нельзя.
— Целесообразно ли вводить бронетанковую технику нового поколения для всех категорий военнослужащих, включая солдат-срочников, или стоит ограничиться только военнослужащими-контрактниками?
— Я думаю, что будет смешанный принцип, может быть, один член экипажа будет контрактник, два — срочники; может, два члена экипажа будут контрактники и один срочник. Но я знаю, что по программе обучения прежних танков водитель должен наводить 280 километров, тогда он получает удостоверение третьего класса, без него не допускают к эксплуатации боевой машины.
— Спасибо большое, Сергей Александрович, поздравляю вас с праздником.
— Я хочу передать всем танкистам, танкостроителям большой личный привет, многие знают меня лично как начальника Главного автобронетанкового управления, и пожелать всем благополучия и укрепления нашей танковой мощи.
— Сколько танкистов будет в экипаже "Арматы", учитывая высокий уровень автоматизации машины будущего?
— Вопрос о том, что у "Арматы" будет два члена экипажа, не стоит. Все-таки будет три члена экипажа. Другое дело, что у них будет взаимозаменяемость, которая позволит командиру танка управлять этой машиной — раньше это было, но не в таком объеме, как сейчас. Сегодня технические средства позволяют взять командиру танка управление орудием на себя.
— Каковы, по вашему мнению, будут оптимальные сроки подготовки механиков-водителей, операторов-наводчиков для новых машин?
— Что касается времени подготовки, то, безусловно, усложнение техники требует, с одной стороны, увеличения времени и углубления подготовки, а с другой стороны, общий уровень образованности молодежи растет. Делать прогнозы, какое количество времени должен готовиться экипаж на "Армату", я бы не стал, для этого проводится эксперимент, но, чтобы освоить такой танк в полном объеме, меньше трех месяцев никак нельзя.
— Целесообразно ли вводить бронетанковую технику нового поколения для всех категорий военнослужащих, включая солдат-срочников, или стоит ограничиться только военнослужащими-контрактниками?
— Я думаю, что будет смешанный принцип, может быть, один член экипажа будет контрактник, два — срочники; может, два члена экипажа будут контрактники и один срочник. Но я знаю, что по программе обучения прежних танков водитель должен наводить 280 километров, тогда он получает удостоверение третьего класса, без него не допускают к эксплуатации боевой машины.
— Спасибо большое, Сергей Александрович, поздравляю вас с праздником.
— Я хочу передать всем танкистам, танкостроителям большой личный привет, многие знают меня лично как начальника Главного автобронетанкового управления, и пожелать всем благополучия и укрепления нашей танковой мощи.
А что за ЗУ-85 генерал имел ввиду? ЗСУ-57-2 чтоли?
ОтветитьУдалить