Тяжелые огнеметные системы типа
«Буратино» и «Солнцепек», разработанные в России, не имеют аналогов в
мире. Боеприпасы, которые используются в этой военной технике, способны
испепелить врага, если он находится на открытой местности или в
укрытиях.
Фото: Минобороны России
Долгое время огонь был страшным оружием в
умелых руках солдат. Греческий огонь мог помочь выиграть морское
сражение, а огненные шары, запущенные катапультами, сжигали целые
города. Спустя несколько веков порох уверенно отнял у огня пальму
военного первенства. Но военные про опасные свойства огня не забыли. И
во всех последующих войнах он как средство поражения применялся очень
широко. Были зажигательные снаряды, потом появились огнеметы, и наконец,
на поля войны пришли целые огнеметные системы, в том числе сделанные на
базе различной бронетехники.Вакуумный, объемно-детонирующий, термобарический
Как только не называют этот тип боеприпасов, сколько историй и легенд вокруг него существует! А сколько действительно интересных названий. Например, американская «Мама всех бомб» или наш, суровый русский «Папа». Это и «самое мощное неядерное оружие» и «страшный вакуум, который создает вакуумная бомба». Ведь этот вид боеприпасов в народе часто называют «Вакуумным». Что же, давайте все расставим по местам.
Легенда первая. «Вакуумным этот боеприпас называют, потому что распыленное им горючее вещество мгновенно сжигает весь кислород в воздухе, и в результате образуется зона сильно пониженного давления, куда все засасывает и уничтожает». Это миф. Никакого «вакуума» при взрыве не образуется, да и не может образоваться, потому что это противоречит элементарным физическим законам.
Правильное название такого боеприпаса — объемно-детонирующий. Все мы в своей жизни видели объемный взрыв или его последствия. Это взрыв бытового газа. Сильно, страшно. Может разрушить целый дом, но вакуума тут нет, а вот мощная ударная волна имеется.
Кстати, именно по причине того, что «сильно и страшно», дали этому виду боеприпасу заслуженное звание «самого мощного неядерного боеприпаса». Это не миф, и имена «Мама» и «Папа» тоже заслуженные.
Объемно-детонирующий боеприпас работает следующим образом: при подлете к цели срабатывает автоматика, и из корпуса распыляется жидкое взрывчатое вещество. Через некоторое время аэрозольное облако занимает определенный объем воздушного пространства, смешивается с кислородом, после чего происходит его подрыв.
Мощность такого взрыва в несколько раз больше, чем при использовании обычного бризантного вещества, например тротила. Или наоборот — одинаковая мощность при взрыве объемно-детонирующего боеприпаса, содержащего примерно 35 килограмм окиси этилена и 200 килограмм тротила. Масса меньше, а результат такой же. Преимущество налицо. Но есть и недостатки.
Первый — это сложность работы таких боеприпасов. Второй — массо-габаритные параметры. Такой боеприпас сложно сделать маленьким, необходим определенный минимальный объем взрывчатого вещества. Объемно-детонирующий боеприпас не засунешь в пушечный ствол. Третий недостаток — погода. Ветер влияет на качество аэрозольного облака и, как следствие, на мощность взрыва. Вывод: объемно-детонирующие боеприпасы удобнее использовать в виде авиабомб — ОДАБ. От кассетных, массой от 50 кг до «Пап» и «Мам» весом в несколько тонн, и то только в определенных условиях по определенным целям.
Из случаев реального боевого использования подобных боеприпасов характерными являются американская бомбардировка в Афганистане. 13 апреля этого года ВВС США сбросили на афганскую провинцию Нангархар сверхмощную неядерную авиационную бомбу GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast — «Маму всех бомб». Заявленной целью операции было уничтожение пещерных укреплений боевиков. По отзывам последних, результат был практически нулевой. Правда президент США, когда гордо ступал по лужайке Белого дома, выглядел сильным и смелым.
Другой случай произошел на Ближнем востоке. Дело было в 80-х годах прошлого века. Самолет ВВС Израиля сбросил стандартную ОДАБ американского производства в городских кварталах Ливана. Полностью «сложилась» многоэтажка, разнесло полквартала, погибло более 300 человек. Одно оружие, но совсем разные случаи. Но оружие опасное. Пусть и с недостатками, но очень опасное. Хотя все зависит от того, как ее применять.
Исправить, пусть и частично, перечисленные недостатки объемно-детонирующего боеприпаса, смог его термобарический брат. От объемно-детонирующего он отличается не только по конструкции, но и по принципу действия, хотя конечный результат похож.
Термобарический боеприпас работает следующим образом. При подлете к цели срабатывает центральный разрывной заряд, который «расшвыривает» термобарическую смесь и запускает ее детонацию. Смесь представляет собой металлическое горючее и имеет замедленную по сравнению с центральным зарядом скорость детонации. В результате детонации возникает расширяющаяся ударная волна.
Горение термобарической смеси происходит за фронтом ударной волны, которая помогает качественному перемешиванию термобарической смеси и воздуха. Горение смеси поддерживает фронт ударной волны, а волна помогает смеси лучше гореть. Вот так они, взявшись за руки, разносят на молекулы отдельно взятый объем пространства.
Благодаря описанной технологии термобарические боеприпасы не ограничены минимальной эффективной массой (30 кг). Это позволяет вооружать термобарическим оружием небольшие подразделения вплоть до отдельных бойцов. Термобарические боеприпасы не подвержены капризам погоды, например, действию ветра. По сравнению с объемно-детонирующими им для осуществления взрыва не требуется время на формирование аэрозольного облака. Кроме того, ударная волна от взрыва термобарического заряда тоже способна затекать в укрытия, нанося поражение.
Однако эффективность термобарических боеприпасов на открытой местности сравнительно невысока, зато в закрытых и полуоткрытых помещениях они показывают себя во всей красе, благодаря интенсивному догоранию частиц металла на отраженных ударных волнах.
Пожалуй, хватит теории, пора перейти к практике. Поговорим об огнеметных системах, но о термобарическом боеприпасе забывать не будем. Он основа этого оружия.
«Буратино», старший брат «Шмеля»
Началось все в восьмидесятых годах прошлого века, когда на вооружении советских войск появился гранатомет «Шмель». Его особая эффективность была отмечена при применении по закрытым объектам. Термобарический боеприпас делал то, с чем не мог справиться фугасный или кумулятивный. Он просто выжигал отдельно взятое пространство. Военные полюбили термобарические боеприпасы, и они стали появляться как грибы после дождя. Появились термобарические боевые части для различных типов неуправляемых ракет. Можно сказать, что «огнеметными» стали и установки РСЗО «Смерч» и «Ураган», но среди них особняком стоит козырной туз войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Эта машина способна вылить на врага море огня. Это — испепелитель всего и вся. ТОС-1 «Буратино».
Первое боевое применение произошло зимой 1988–1989 годов в Афганистане. Две установки ТОС-1 приняли участие в операции «Тайфун», в Чарикарской долине и Южном Саланге. Эффективность термобарических боеприпасов в горах превзошло все ожидания. Большой ущерб противнику был нанесен за счет взаимного наложения ударных волн и их отражения от окружающих скал. Сказать, что моджахеды испытали шок — это ничего не сказать. Установок было выпущено не очень много, ведь они имеют достаточно специфическую область применения, но даже этого количества хватило, чтобы оставить свой след в истории, в том числе и новейшей российской. ТОС-1 «Буратино» применялись в Чечне для борьбы с террористами.
Снимите шляпу — это «Солнцепек»
В двадцать первом веке на замену «Буратино» пришел его брат «Солнцепек», который представлял собой модернизированную тяжелую огнеметную систему — ТОС-1А. В первую очередь модернизация коснулась самого реактивного снаряда. Выросла его дальность: от 3500 до 6000 метров и выросло его, как говорят военные, могущество. За счет этого уменьшилось количество неуправляемых ракет в пакете.
Уменьшение боезапаса с 30 до 24 ракет позволило повысить защищенность боекомплекта. Ведь в силу характера применения ТОС-1А работает на переднем крае боевых действий и оказывает непосредственную поддержку своим войскам. Пусковая установка сделана на базе танкового шасси и имеет серьезное бронирование, а контейнер с ракетами имеет противопульное бронирование и на марше закрывается специальными заслонками.
Изменилась и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ). На ТОС-1А «Солнцепек» ТЗМ, как и пусковая установка, выполнена на базе танка Т-72 и имеет на свое борту 24 ракеты. Это позволяет осуществлять загрузку боекомплекта в пусковую установку прямо на поле боя. Максимальное время зарядки боекомплекта — 24 минуты. Кстати, ТЗМ ТОС-1 «Буратино» была сделана на базе автомобиля КрАЗ, что не лучшим образом сказывалось на боевой живучести всей огнеметной системы.
Всего в состав ТОС-1А входит одна пусковая установка и две ТЗМ. Боекомплект — 72 термобарические ракеты. Пуск ракет может осуществляться по одной ракете или попарно — пакетом из двух ракет. А вот когда на площади в несколько футбольных полей нужно открыть филиал Ада и отправить туда врага, подойдет залп — 24 ракеты за 6 секунд.
Ракета ТОС-1А отличается от своих термобарических подруг, предназначенных для других РСЗО. Главным является соотношение дальности поражения и могущества боеприпаса. Огнеметная система хорошо защищена и может ближе подойти к противнику, и ракета может иметь меньшую дальность. Благодаря этому двигатель становится меньше, а запас термобарической смеси больше, по объему она занимает почти 2/3 объема боеприпаса.
Главный конструктор направления АО НПО «СПЛАВ» Владимир Медведев в эксклюзивном интервью ТРК «Звезда» сказал, что перед ними, разработчиками неуправляемой ракеты для тяжелой огнеметной системы, изначально стояла задача по созданию ракеты работающей на ближней дистанции. Для системы ТОС-1 «Буратино» она составляла 3500 метров. В дальнейшем максимальную дальность стрельбы решили увеличить до 6000 метров, но минимальная дальность осталась, и составляет всего 600 метров. Получается, что «Солнцепек» может наносить удар прямо перед собой.
К сравнению, максимальная дальность пуска 300-миллиметрового реактивного снаряда 9М55С с термобарической головной частью для РСЗО «СМЕРЧ», составляет 70 000 метров, а минимальная 20 000 метров. Объем термобарической БЧ составляет не более 1/3 от размера снаряда.
Как говорится, каждому свое предназначение. «Солнцепек» создан для передовой, можно сказать, что он бьет по врагу прямой наводкой. Цель фактически находится в пределах прямой видимости, и реактивный снаряд летит к ней по очень крутой траектории, практически падая ей «на голову». Наведение осуществляется с помощью оптического прицела с лазерным дальномером и баллистического вычислителя. Наводчик определяет данные цели, и с помощью вычислителя определяет параметры стрельбы. Система, учитывая информацию, полученную от вычислителя и датчиков, в том числе и крена, установленных на ТОС-1А, быстро поворачивает пакет с неуправляемыми ракетами на необходимые углы, и… остается нажать на гашетку.
Если сравнить эффективность работы трех ТОС-1А с артдивизионом, состоящим из 18 гаубиц, можно сказать, что эффективность «Солнцепека» больше в разы. Время подготовки к ведению боевых действий сокращается до двадцати раз, время выполнения боевой задачи сокращается в пятьдесят раз, использование боевой техники сокращается в шесть раз, использование личного состава в двадцать раз, использование боекомплекта в пятнадцать раз. Это не голословные цифры, а мнение главного конструктора по опытным разработкам и гражданской продукции АО «Омсктрансмаш» Бориса Еременко. «Омсктрансмаш» входит в состав НПК «Уралвагонзавод» и является разработчиком и производителем всех нынешних модификаций ТОС.
После этих слов хочется спросить – и зачем теперь артиллерия? Давайте заменим все пушки на огнеметные системы! Не получится. Все озвученные ранее цифры – правда, но они объективны в случае, если основным поражающим фактором должны быть ударная волна и температура. Но не будем забывать об осколочном и кумулятивном поражающих факторах, которые доступны только обычной бризантной взрывчатке. Поэтому для огнеметных систем остается достаточно узкий, но достаточно важный участок применения: поражение супостата, находящегося на открытой местности, в фортификационных сооружениях открытого типа и в легкобронированной технике. Действительно диапазон применения достаточно узкий, но зато эффективность поражения на несколько порядков превышает фугасно-осколочные боеприпасы.
Кстати, за рубежом систем, подобных ТОС-1А «Солнцепек», не существует, но, по словам Владимира Медведева, наверное теперь будут разрабатываться, потому что свою эффективность они доказали в реальном бою.
«Тосочка»
Как уже было сказано, боевое применение тяжелой огнеметной системы в недавних локальных конфликтах показало ее эффективность, и заставило зарубежных «партнеров» задуматься о создании аналогичной системы. Наши конструкторы решили не останавливаться на достигнутом и сделать шаг вперед.
В ходе авиасалона МАКС-2017 генеральный конструктор НПО «СПЛАВ», Герой России Николай Макаровец заявил, что на смену «Солцепеку» скоро придет тяжелая огнеметная система нового поколения — «Тосочка».
Поставки новейшей тяжелой огнеметной системы заложены в программу вооружений 2018–2025 годов. Новая ТОС, по словам знаменитого конструктора, является логическим продолжением ТОС-1А «Солнцепек», правда эта система будет иметь и колесное шасси, так как для эксплуатации в пустынной местности оно подходит лучше и, возможно, подойдет потенциальным заказчикам Ближневосточного региона. Ожидается, что «Тосочка» будет показана на международном форуме «Армия-2017», до которого осталось меньше месяца.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий