среда, 13 сентября 2017 г.

«Витязь» в арктической «шкуре»



Интервью главного конструктора Владимира Пантилеймоновича Манько.
НПП «Старт» раскрыло некоторые секреты первого опытного образца транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) в арктическом исполнении для зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «ТОР-МТД».


По словам главного конструктора оборонного предприятия Владимира Манько, в существующей линейке транспортно-заряжающих машин «изделия со столь серьезными возможностями безотказной работы в сложнейших климатических
условиях Севера нет ни в одной армии мира». Судите сами: в инициативном
порядке к разработке проектной документации НПП «Старт» приступило лишь полгода назад. Но даже в столь сжатые сроки нам удалось успешно отработать тему
проекта, провести необходимую технологическую подготовку и войти в стадию производства опытного образца».
- Но, судя по срокам, - это «игра не по стандартным правилам»…
- Совершенно верно. Однако, если вести отработку проекта по стандартным
правилам, то его исполнение затянется на длительное время.
В нашем случае проявленная оперативность никак не скажется на качестве
изделий. Все потому, что мы, разработчики, сознательно идем на определенный технический риск – многолетний опыт позволяет предпринимать подобные шаги. Более
того, исполнение проекта ведётся предприятием за счет собственных средств. Понятно, что никто не станет рисковать, если нет полной уверенности в результате. К счастью, в начатом деле нас не только хорошо понимают, но и поддерживают представители Министерства обороны РФ.



- Подобные транспортно-заряжающие комплексы давно и успешно эксплуатируются Сухопутными войсками России. В чем новаторство этой ТЗМ, кроме самого слогана «арктический вариант»?
- Наша разработка, повторюсь, безаналоговая. Причем, дважды: помимо того, что в северном исполнении подобной ТЗМ нет ни у кого, в том числе и в составе российской армии. Одна единица новой ТЗМ будет способна доставить в заданный зенитно-ракетному подразделению район сразу 4(!) боекомплекта. Экономику процесса не трудно посчитать: наше изделие способно заменить вереницу машин боевого обеспечения, из-за чего уже уменьшается число экипажей ТЗМ. Все это, в конечном итоге, даст реальную экономию бюджету военного ведомства.
- Почему в качестве транспортной базы была выбрана вариация вездехода «Витязь» ДТ-30ПМ?
- Здесь все просто. Зачем придумывать нечто и тратить на это огромные средства,
когда изделие уже есть. Более того, десятки ранее исполненных в металле машин
выдержали не малый срок жёсткой эксплуатации в условиях экстремальной климатической зоны. Платформа ДТ-30ПМ разработки и производства МК «Витязь»
– это то, что нам подошло «на все сто». Важнейшими тактико-техническими
характеристиками вездехода были высокая проходимость, достаточная грузоподъемность, плавучесть и живучесть. Эластичные резинотканевые гусеницы не примерзают к грунту, хорошо гребут в воде, обеспечивая необходимую скорость на плаву. Они же, в сочетании с поворотно-сцепным устройством исключают «бульдозерный эффект» и срыв грунта под гусеницами. Расположенный между звеньями узел управления за счет гидравлической системы позволяет задирать или опускать носовую и кормовую части, из-за чего машина легко проходит различные типы естественных преград, в том числе, при выходе из воды на косогор. Вездеход уверенно преодолевает участки открытой воды и сильно заболоченную местность. Причем, наши расчеты оправдались в отношении грузоподъёмности транспортного средства: при полной боевой нагрузке ДТ-30ПМ сохраняет проходимость и плавучесть, держится на слабых грунтах; может работать на льдине, способен оставаться в надводном положении, дожидаясь спецпомощи в случае
провала льда. К тому же, кабина ДТ-30ПМ рассчитана на пять человек и оснащена автономными системами обогрева и вентиляции. Все, что нам оставалось – произвести необходимые доработки, чтобы перенацелить технические возможности изначально штатского транспортного средства под тематику войсковых задач. В частности, была решена проблема эксплуатации ТЗМ в условиях сверхнизких погодных температур, чего не практикуется, кстати, на современных ТЗМ Сухопутных войск. Особое внимание было уделено крано-манипуляторной установке (КМУ), предназначенной для погрузки
ракет на ТЗМ и их перегрузки на пусковую установку после расхода системой ЗРК
боекомплекта в ходе отработки огневой задачи, опять же, в условиях арктического
холода. Манипуляторы с подобными техническими характеристиками ранее не выпускались, просто потому что не существовало необходимых производственных задач. Вопросы текущей обороны заявили о подобной востребованности.

- В чем была сложность адаптации крано-манипуляторной установки под арктический вариант?
- В системе манипулятора используется гидравлическая жидкость. При достаточно низких температурах ее характеристика кардинально меняется – она становится вязкой, из-за чего
скорость отклика на команды оператора затягивается, что, в конечном итоге, приводит к полной остановке механизма. Этот момент ничем не исправить, кроме … разогрева самого носителя энергии в гидравлическом контуре. Но, как оказалось, метод разогрева гидравлики в условиях низких температур в иных аналогичных системах военного назначения еще никем не реализовывался. В итоге, мы в этом деле оказались первопроходцами. Мы создали простую и, в то же время, достаточно эффективную систему «оживления» гидравлической жидкости, так и сам процесс ее подогрева происходит не когда появилась потребность в манипуляторе, а несколько раньше, еще на маршруте выдвижения подразделения ПВО в заданный район. То есть, с прибытием на «точку» размещенная на транспортно-заряжающей машине крано-манипуляторная
установка уже готова к применению по предназначению. Осуществляет процесс
поддержания боеготовности КМУ размещённый в кормовом звене автономный источник питания, что, кстати, отличает наш вариант ТЗМ от его сухопутного аналога.
- На каком этапе текущая готовность ТЗМ?
- До завершения сборки изделия осталось немного. Впереди большой цикл полевых испытаний, в том числе, в условиях арктической климатической зоны.
По линии гособоронзаказа контракт на производство партии ТЗМ мы ожидаем в
этом году. Новые комплексы на вооружение размещённых в арктической зоне нашей страны войск могут поступить в 2018 году.

Новостной выпуск
НПП «Старт» им. А.И. Яскина
Апрель 2017

Комментариев нет:

Отправить комментарий