Интервью главного
конструктора Владимира Пантилеймоновича Манько.
НПП «Старт»
раскрыло некоторые секреты первого опытного образца транспортно-заряжающей
машины (ТЗМ) в арктическом исполнении для зенитно-ракетного комплекса (ЗРК)
«ТОР-МТД».
По словам главного конструктора оборонного предприятия
Владимира Манько, в существующей линейке транспортно-заряжающих машин «изделия
со столь серьезными возможностями безотказной работы в сложнейших климатических
условиях Севера нет ни в одной армии мира». Судите
сами: в инициативном
порядке к разработке проектной документации НПП
«Старт» приступило лишь полгода назад. Но даже в столь сжатые сроки нам удалось
успешно отработать тему
проекта, провести необходимую технологическую
подготовку и войти в стадию производства опытного образца».
- Но, судя по срокам, - это «игра не по стандартным
правилам»…
- Совершенно
верно. Однако, если вести отработку проекта по стандартным
правилам, то его
исполнение затянется на длительное время.
В нашем случае
проявленная оперативность никак не скажется на качестве
изделий. Все
потому, что мы, разработчики, сознательно идем на определенный технический риск
– многолетний опыт позволяет предпринимать подобные шаги. Более
того, исполнение
проекта ведётся предприятием за счет собственных средств. Понятно, что никто не
станет рисковать, если нет полной уверенности в результате. К счастью, в
начатом деле нас не только хорошо понимают, но и поддерживают представители
Министерства обороны РФ.
- Подобные транспортно-заряжающие комплексы давно и
успешно эксплуатируются Сухопутными войсками России. В чем новаторство этой
ТЗМ, кроме самого слогана «арктический вариант»?
- Наша разработка,
повторюсь, безаналоговая. Причем, дважды: помимо того, что в северном исполнении
подобной ТЗМ нет ни у кого, в том числе и в составе российской армии. Одна единица
новой ТЗМ будет способна доставить в заданный зенитно-ракетному подразделению
район сразу 4(!) боекомплекта. Экономику процесса не трудно посчитать: наше
изделие способно заменить вереницу машин боевого обеспечения, из-за чего уже
уменьшается число экипажей ТЗМ. Все это, в конечном итоге, даст реальную экономию
бюджету военного ведомства.
- Почему в качестве транспортной базы была выбрана
вариация вездехода «Витязь» ДТ-30ПМ?
- Здесь все
просто. Зачем придумывать нечто и тратить на это огромные средства,
когда изделие уже
есть. Более того, десятки ранее исполненных в металле машин
выдержали не малый
срок жёсткой эксплуатации в условиях экстремальной климатической зоны. Платформа
ДТ-30ПМ разработки и производства МК «Витязь»
– это то, что нам
подошло «на все сто». Важнейшими тактико-техническими
характеристиками
вездехода были высокая проходимость, достаточная грузоподъемность, плавучесть и
живучесть. Эластичные резинотканевые гусеницы не примерзают к грунту, хорошо гребут
в воде, обеспечивая необходимую скорость на плаву. Они же, в сочетании с поворотно-сцепным
устройством исключают «бульдозерный эффект» и срыв грунта под гусеницами. Расположенный
между звеньями узел управления за счет гидравлической системы позволяет
задирать или опускать носовую и кормовую части, из-за чего машина легко
проходит различные типы естественных преград, в том числе, при выходе из воды
на косогор. Вездеход уверенно преодолевает участки открытой воды и сильно заболоченную
местность. Причем, наши расчеты оправдались в отношении грузоподъёмности
транспортного средства: при полной боевой нагрузке ДТ-30ПМ сохраняет проходимость
и плавучесть, держится на слабых грунтах; может работать на льдине, способен
оставаться в надводном положении, дожидаясь спецпомощи в случае
провала льда. К
тому же, кабина ДТ-30ПМ рассчитана на пять человек и оснащена автономными
системами обогрева и вентиляции. Все, что нам оставалось – произвести
необходимые доработки, чтобы перенацелить технические возможности изначально
штатского транспортного средства под тематику войсковых задач. В частности,
была решена проблема эксплуатации ТЗМ в условиях сверхнизких погодных
температур, чего не практикуется, кстати, на современных ТЗМ Сухопутных войск. Особое
внимание было уделено крано-манипуляторной установке (КМУ), предназначенной для
погрузки
ракет на ТЗМ и их
перегрузки на пусковую установку после расхода системой ЗРК
боекомплекта в
ходе отработки огневой задачи, опять же, в условиях арктического
холода.
Манипуляторы с подобными техническими характеристиками ранее не выпускались,
просто потому что не существовало необходимых производственных задач. Вопросы
текущей обороны заявили о подобной востребованности.
- В чем была сложность адаптации крано-манипуляторной
установки под арктический вариант?
- В системе
манипулятора используется гидравлическая жидкость. При достаточно низких
температурах ее характеристика кардинально меняется – она становится вязкой,
из-за чего
скорость отклика
на команды оператора затягивается, что, в конечном итоге, приводит к полной
остановке механизма. Этот момент ничем не исправить, кроме … разогрева самого
носителя энергии в гидравлическом контуре. Но, как оказалось, метод разогрева
гидравлики в условиях низких температур в иных аналогичных системах военного
назначения еще никем не реализовывался. В итоге, мы в этом деле оказались
первопроходцами. Мы создали простую и, в то же время, достаточно эффективную
систему «оживления» гидравлической жидкости, так и сам процесс ее подогрева
происходит не когда появилась потребность в манипуляторе, а несколько раньше,
еще на маршруте выдвижения подразделения ПВО в заданный район. То есть, с
прибытием на «точку» размещенная на транспортно-заряжающей машине
крано-манипуляторная
установка уже
готова к применению по предназначению. Осуществляет процесс
поддержания
боеготовности КМУ размещённый в кормовом звене автономный источник питания,
что, кстати, отличает наш вариант ТЗМ от его сухопутного аналога.
- На каком этапе текущая готовность ТЗМ?
- До завершения
сборки изделия осталось немного. Впереди большой цикл полевых испытаний, в том
числе, в условиях арктической климатической зоны.
По линии
гособоронзаказа контракт на производство партии ТЗМ мы ожидаем в
этом году. Новые
комплексы на вооружение размещённых в арктической зоне нашей страны войск могут
поступить в 2018 году.
Новостной выпуск
НПП «Старт» им.
А.И. Яскина
Апрель 2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий