Погрузившись в тему танковых тягачей, я сделал для себя открытие. Судя по всему, первым, кому пришла идея снять с танка Т-34 башню, превратив его таким образом в тягач, были немцы.
Ну да обо всем по порядку… Следует знать, что по всем довоенным инструкциям и наставлениям РККА, буксировку и эвакуацию поврежденной техники, а также вытаскивания ее из разных передряг в самых трудных случаях возлагалось на тракторы и артиллерийские тягачи. Обычно же, для этих целей должны были использоваться обычные танки, одинаковые по типу с пострадавшей машиной, либо более мощные и тяжелые. Вот несколько примеров со ссылками на документы:
При этом, развитию мехтяги в РККА уделялось достаточно большое внимание. Создавались различные тягачи, трактора, как на базе гражданских образцов, так и специализированные, в том числе и на танковой базе. Другое дело, что их производство все равно отставало от потребностей растущей Красной Армии.
Положение усугубилось с принятием на вооружение танков, так называемых «новых типов»: тяжелого КВ и среднего Т-34. Работать с ними могли только самые мощные тракторы и тягачи. Но, последних было, во-первых, мало, а во-вторых, их скорость и подвижность были недостаточными, чтобы поспевать за танковыми соединениями.
Тягач АТ-42. Общие виды и разрезы. Проект.
Впрочем, в 1940 - 41 году, в Харькове проводилась разработка специализированного транспортера-тягача АТ-42, на единой с Т-34 базе. Запуску его в серийное производство с одной стороны помешала начавшаяся война, а с другой – его сложность. Трудоемкость изготовления этой машины была сопоставима с изготовлением самого танка. Фронту же требовались в первую очередь боевые машины. И «лишнего» завода для производства тягача попросту не было.
Тягач АТ-42
Была осознана и еще одна проблема – использование в качестве тягача второго танка – крайне неэффективно. Так, в результате повреждения одной машины, из боевого порядка выходят сразу две. Та, которую повредили, и ее буксировщик. Более того, буксировка танков танками, преждевременно убивала ресурс машин. Особенно и без того ненадежной трансмиссии.
И вот на этой почве родилась легенда о том, что в войсках без всякого на то приказа, так сказать «по инициативе с низу», возникла идея использовать в качестве тягачей танки с вышедшим из строя вооружением.
Так вот, ничего такого, на самом деле не было и быть не могло. Потому что поврежденный танк, в условиях 1941 – 1942 годов, когда на фронте ощущался крайний дефицит «тридцатьчетверок» и Ставка распределяла машины в войска практически поштучно, должен был немедленно восстанавливаться и возвращаться в строй. Иначе... "по закону военного времени".
Bergepanzer T-34 на основе Т-34 выпуска начала 1942 года
Еще одна, практически такая же машина
Несколько иная ситуация была по другую сторону фронта. Повальная механизация вермахта – это еще один миф. На самом деле, германской армии так же не хватало транспортных средств: автомобилей, транспортеров, тягачей, эвакуаторов. Несмотря на то, что на них работала почти вся Европа, проблему механизации немцы решали в том числе широким использованием трофеев. Они как подберушки, старались грести и использовать почти все, что попадалось им в цепкие лапы. А попадалось им очень много.
Bergepanzer на основе Т-34 выпуска середины 1942 года. 5 Pol.Pz.Kp в районе Кастельдоб в Италии (сегодня Доброво, Словения).
Отступление 1941 года и котлы 1942–го дали им огромное количество советской техники. Естественно, они не могли пройти мимо и не обратить внимание на такой шикарный трофей как танк Т-34. Теперь уже ни для кого не является секретом, тот факт, что значительное количество этих машин, использовалось вермахтом против РККА по своему прямому назначению. Много им досталось и поврежденных машин, где была выведена из строя башня либо вооружение. Восстанавливать боеспособность таких экземпляров там сочли нецелесообразным. Поэтому башня снималась, а шасси использовалось в качестве тягача, инженерной машины, подвозчика боеприпасов, и даже санитарной машины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий