Тяжелый тягач КВ-Т буксирует поврежденный Т-34-85 по улице поверженного Берлина. Май 1945г.
«У нас резко не хватает эвакосредств. Мы не имеем своего тяжелого танкового тягача, который есть у немцев»
Из доклада П.С.Рыбалко от 16 октября 1944 года
В течение всей Великой Отечественной войны танковые подразделения Красной Армии испытывали острый недостаток средств эвакуации поврежденных боевых машин. Возможности промышленности по обеспечению нужд фронта танковыми тягачами можно уяснить из содержания протокола технического совещания в ГАБТУ, проведенного в июне 1943 года. На нем речь шла в основном о проблеме обеспечения тягачами частей, имевших на вооружении танки Т-34. Однако вопрос рассматривался в комплексе, в связи с чем, было принято решение о создании тягачей не только на базе поврежденных «тридцатьчетверок», но и тяжелых танков КВ.
В связи с этим, к протоколу совещания были приложены замечания, касающиеся конкретно создания тягача на тяжёлой базе:
ЗАМЕЧАНИЯ
Вопрос о создании универсальных тяжелых бронированных тягачей стоял еще в 1939-1941 г.г.
Кировский завод в Ленинграде сделал технический проект и макет в дереве специального бронированного тягача, но вследствие ограниченных производственных возможностей эта работа была не окончена.
Наши танки КВ, Т-34, иностранные М-3 средние и в недалеком будущем "Черчилль" нуждаются в специальных бронированных мощных тягачах.
До сих пор задачу эвакуации тяжелых танков с поля боя под огнем противника выполняли однотипными танками или сцепом 2 и более танков Т-28 или других.
При недостатках боевых машин и необходимостях использования их по прямому назначению вопрос эвакуации тяжелых танков с поля боя до сих пор не решен.
Предложение Ленинградцев об использовании некондиционных танков КВ со снятой башней для целей эвакуации не является новым. Отсутствие некондиционных танков КВ и необходимость выпуска в первую очередь боевых танков мешали нам выпустить тягачи КВ.
Вследствие того, что сейчас фронты имеют все большее количество тяжелых танков, назрел вопрос о выпуске подобных тягачей.
Танки КВ со снятыми башнями можно легко приспособить для целей эвакуации подбитых танков.
Тягового усилия на грунте не всегда будет достаточно для эвакуации танков КВ. Величина тяговых усилий на сыром грунте и в случаях сильно пересеченной местности будут недостаточны, но, несмотря на это, подобные тягачи сейчас нужны.
Считаю, необходимо поставить вопрос о перестройке под тягачи те танки КВ, которые имеют дефектные агрегаты (корпус, ходовую часть, трансмиссию), с вооружением пушками Л-10 и Л-11. Наличие хотя бы одного такого тягача на бригаду сильно поможет делу эвакуации танков, освободит от эвакуационных работ боевые танки.
На первых порах целесообразно эту работу поручить рембазам НКО с выпуском 20 штук тягачей с набором инструмента и размещением рем. бригады из 5-6 человек. После боевой эксплуатации этих тягачей решить вопрос о дальнейшем их развитии.
Старший помощник начальника 5 отдела БТУ ГАБТУ КА инженер-подполковник Ковалев
Тягач КВ-Т на базе танка КВ тянет трофейный немецкий танк Pz. Kpfw. VI "Tигр" , захваченный в Синявино, по одной из улиц Ленинграда в Артиллерийский музей. 1943 или 1944г.(?)
Если первые тягачи на базе Т-34 появились уже буквально спустя месяц-полтора, спустя указанного совещания, то с тяжелыми тягачами на базе КВ-1 и КВ-1С по какой-то причине произошла заминка. Непосредственно в войсках КВ в тягачи не переделывали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий