В предыдущих «сериях» мы разобрались с тягачами первых послевоенных лет, созданных на базе танков Т-34/76 и Т-34/85. Однако на фото время от времени мы можем видеть тягачи, созданные с использованием в качестве базы средних артиллерийских самоходов СУ-122, СУ-85 и СУ-100.
В основном, конечно, попадаются фотографии этих машин, переданных в народное хозяйство. Их фотографии, сделанные непосредственно в войсках – крайне редки. Тем не менее, при общем дефиците тягачей, их переделка шла и из СУшек.
Использование разоруженных советских самоходок в качестве тягачей, судя по всему так же начали немцы, но это было скорее исключением - в конце войны инициатива была на нашей стороне и затрофеить более-менее исправную СУшку было большой редкостью.
Старт этому процессу дала докладная записка командующего БТ И МВ СВ на имя замминистра ВС СССР генерала армии Н.А. Булганина «Об изготовлении танковых тягачей» от 17 мая 1946 года. Вот она:
Рыбалко и Бирюков предлагали не мучиться с оставшимися к тому времени в живых весьма малочисленными СУ-122, и предлагали переделать их тупо в тягачи. Тем более что в это самое время полным ходом шел процесс по созданию новых более современных и мощных артсамоходов, вооруженных 122-152мм артиллерией, как пушечной, так и гаубичной баллистики. Эти САУшки создавались на базе более современных танков и специализированных шасси. В перспективе предполагался выход на крупные серии. Так что никакого резона сохранять СУ-122, да и СУ-85 тоже – не было.
Ранее подобное решение – о переделке в тягачи танков КВ И самоходок СУ-152 уже было принято (поговорим о них потом отдельно).
Однако к концу весны 1946 года накопилась масса вопросов и по другой бронеэкзотике, в том числе «ленд-лизовской». Все это потребовало комплексного решения. Пока шел сбор информации и раздумья – прошел год.
10 июня 1947 года Министр Вооруженных Сил генерал армии т. Булганин разрешил использовать ненужное БТ и МВ бронетанковое вооружение и запасные части к нему следующим образом:
«- 63 самоходные артустановки СУ-122 и 282, требующие ремонта самоходные установки СУ-85, переделать на тягачи для использования их в БТ и МВ взамен тракторов.
Исправные СУ-85 использовать в войсках для обучения и переделывать на тягачи по мере выхода их в ремонт». (ЦАМО. Ф. 38. Оп. 94670. Д. 23. Л. 24-25)
Таким образом, создание тягачей на базе СУ началось одновременно с возобновлением работ по конверсии Т-34/76 и Т-34/85 в тягачи Т-34-Т. Правда за своей малочисленностью, никаких специальных обозначений эти СУ-тягачи не получили. Сейчас в среде моделистов можно найти упоминания «СУ-122-Т», «СУ-85-Т» или «СУ-100-Т», но на самом деле я не встречал ни одного официального или полуофициального документа, где бы фигурировали эти обозначения.
Тягач на базе СУ-85 (слева). Крайне редкая фотография нахождения подобно машины в войсках Советской Армии
Их переделка заключалась в разоружении: снятии артвооружения вместе с масками орудий и ликвидации боеукладок. В таком виде они прослужили до середины 1960-х годов. Как окончательно устаревшие с начала 60-х их начали выводить из армии и передавать в народное хозяйство. Одновременно с тягачами, созданными на базе СУ-122 и СУ-85, в этот период в народное хозяйство пошли и тягачи, изготовленные из СУ-100. Причем последние сразу проходили конверсию и в армии не задерживались.
Тягач на базе СУ-100 модернизации 1958 года на учениях в начале 1960-х гг. На переднем плане - БТР-50. Поскольку амбразура пушечной установки не закрыта, возможно, это какой-то войсковой экспромт. Так же есть предположение, что данное действо происходит где-то у "демократов", а не в Советской Армии.
Особенно большое количество таких машин было передано Министерству путей сообщения, где они еще долго работали в составе аварийных и пожарных поездов, а также на производстве прочих работ. Передавались эти тягачи так же нефтяникам и строителям. При этом некоторые дополнительно переделывались под транспортировку грузов, как например этот трубовоз. В народном хозяйстве на некоторые машины ставилось крановое оборудование или лебедки, монтировались сошники, бульдозеры и рыхлители. На имеющихся фото, как правило мы видим уже такие, окончательно демилитаризованные машины.
Тягач на базе СУ-85 в музее железнодорожной техники в Абакане. По некоторым слухам, его перетащили в Падиково, где обратно восстановили в самоходку.
Ранее этот тягач находился в Дивногорске
Вот хороший пример: инженерная машина, созданная путем конверсии тягача, созданного в свою очередь на базе СУ-122:
Серия этих фотографий была сделана летом 1963 года известным фотографом Александром Сергеевичем Потресовым. Тогда на Арбатской площади вскрывали толстый слой асфальта для последующей прокладки транспортного тоннеля под Новым Арбатом. Действие происходило на фоне станции метро и знаменитого ресторана «Прага», известного, в том числе тем, что в нем разоссорились некогда закадычные друзья Андрей Белый и Александр Блок. Работы на площади шли без закрытия движения троллейбусов маршрутов № 15 и 31. Эти события описаны в книге «Арбат моего детства» Владимира Александровича Потресова – сына автора фотографий.
Однако некоторым совсем не повезло – изношенные тягачи попадали на полигоны, где служили мишенями.
Корпус тягача на базе СУ-85 (за что говорят дополнительные прижизненные приварки на лобовом листе) на полигоне Росгвардии под Саратовом. 12 июня 2018 г.
Пара таких машин была на полигоне в Сертолово. В конце 2000-х их утащили оттуда в частные коллекции. СУ-122 попала в музей "Боевая слава Урала" в Верхней Пышме, а СУ-85 скрылась в неизвестном направлении.
Корпус тягача на базе СУ-122 на полигоне в Сертолово. 27 июля 2007 года. Фото Игоря Зиннатуллина. Теперь эта машина восстановлена в СУ-122 и стоит в музее в Верхней Пышме
Остатки тягача на базе СУ-85. Сертолово 27 июля 2007 года. Фото Игоря Зиннатуллина. Где сейчас эта машина - неизвестно. За то, что это действительно был тягач, говорят приварные уши на носу корпуса
Еще следует добавить, что точно по тому же пути пошли и в ННА ГДР – полученные из СССР самоходки СУ-85 они так же очень быстро переделали в тягачи. Но об этом будет отдельный разговор.
Тягачи на базе СУ-85 в ННА ГДР
Продолжение следует...
Понравился материал? Ставьте лайки, делитесь прочитанным и подписывайтесь на мой канал! Будет еще много интересного!
Кто готов подкинуть денежек автору на кофе и приобретение новых документов и фото, вот реквизиты для перечисления денежек:
Карта Сбербанка: 5469160012600552
Карта Альфа-банка: 4154812036015711
Карта Tinkoff Bank: 5213243772608277
Кошелек Яндекс-Деньги: 41001844511329
Pay Pal : alexeykhlopotov@gmail.com
Ваша помощь и материальная поддержка - лучший стимул к моей дальнейшей работе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий