понедельник, 27 февраля 2012 г.

Современным войнам – современные танки

Виктор Мураховский: Т-72 и Т-80, созданные для ядерной войны, необходимо заменить на машину, способную действовать в современных условиях.

 
Т-72Б - идеальная машина для модернизации, но только на ближайшую перспективу
 
В настоящее время в среде обывателей, далеких от военного дела, усиленно культивируются различные мифы, касающиеся перевооружения российской армии. Во многих публикациях критикуются планы приобретения бронетехники нового поколения. Некоторые авторы на полном серьезе утверждают, что в настоящее время танками уже никто не воюет. Как обстоят дела в действительности, мы спросили у нашего постоянного собеседника, одного из ведущих экспертов по российскому военно-промышленному комплексу, полковника танковых войск в отставке Виктора Мураховского.  
 
-Уважаемый Виктор Иванович, сейчас много говорят о том, что танк устарел для современной войны.
 
- Мнение о том, что танк устарел, это дилетантское мнение. В самом деле, оценивая роль танков, можно с уверенностью сказать, что еще долгое время танк будет основой боевого порядка сухопутных войск в конфликтах разной интенсивности, поскольку эта боевая система наиболее устойчива к воздействию боеприпасов любых типов, в том числе и высокоточных, а также оружия массового поражения.
 
Танк - единственное универсальное средство на поле боя, которое может уничтожить практически любую наземную цель в пределах своей досягаемости, находясь под огневым воздействием противника. Другого такого средства нет, и еще долго не будет. Все остальное не имеет такого оптимального сочетания огневой мощи, времени реакции, маневренности и защищенности. С появлением у нас новой унифицированной боевой платформы в ближайшие десятилетия танк останется полноправным и эффективным участником боевых действий.
 
- Впервые в постсоветское время у нас появилась возможность обновить свой бронетанковый парк, получить машину совершенно нового класса, которая реально нужна отечественным вооруженным силам, в которой заложен запас на перспективу. Кто бы, что не говорил, но линейка Т-72/Т-80 устарела, и та модернизация "семьдесятдвоек", которая проводится в настоящее время, может рассматриваться только как временная мера.
 
"Танк Ла-Манша" Т-80БВ создавался для ядерной войны и  уже не может считаться по
настоящему современным танком
 
- Действительно, те танки, которые у нас имеются в настоящее время, даже при условии их модернизации, не могут отвечать перспективным требованиям ближайшего будущего по многим параметрам, просто потому, что они создавались для другого типа войн. Коренным отличием является то, что эти машины должны были действовать массировано, используя результаты мощного ядерного и огневого поражения.
 
Танки должны были наступать совместно с мотострелковыми подразделениями на бронированной технике на подавленную оборону противника, а подавление должно было осуществляться при помощи ядерных ударов на главном направлении. Поэтому такими серьезными были требования по защите бронетехники от оружия массового поражения. И компоновка танков разрабатывалась именно под это.
 
Если война была безъядерной, с использованием обычного оружия, то здесь предусматривалось массированное применение ракетных войск, артиллерии и авиации. Известно, что нормативное подавление противника на первой позиции должно было составлять не менее 70%. При этом предусматривалось серьезное обеспечение флангов, исключающее ведение противником огня по бортам нашей бронетехники на участке прорыва, поэтому основное внимание уделялось защите лобовой проекции танков и другой бронетехники.
 
В современной войне, при отсутствии сплошного фронта, времена массированных танковых атак полками и дивизиями ушли в прошлое. В том числе и потому, что стало некого поражать массированным огнем на фронте в несколько километров, противник стал совсем другим. Причем коренные изменения на стороне противника произошли для всех типов войн и конфликтов, для всех типов вооруженных формирований: от армий развитых государств до инсургентов.
 
Современный танк должен уметь эффективно действовать индивидуально, а также в составе мелких тактических групп, объединяющих силы и средства разных родов войск. При этом должна вырасти универсальность танка как огневого средства, предназначенного как для поддержки пехоты, так и для борьбы с тяжелой бронетехникой, сокрушения элементов инфраструктуры и полевой фортификации. Вообще современный танк должен иметь возможность гарантированно уничтожить практически любую наземную цель на поле боя, при этом не нанося вреда своим войскам и минимизируя сопутствующий ущерб.
 
Сегодня для танков на первый план выходит полная ситуационная осведомленность, интеграция в разведывательно-информационные и управляющие поля автоматизированных систем управления войсками, чтобы вовремя увидеть и отразить угрозу с любого направления, эффективно использовать свое главное преимущество – оптимальное сочетание защиты, маневра и огня.
 
Не менее важно в современных условиях обеспечить для танка всеракурсную защиту и выживаемость экипажа даже при самых тяжелых повреждениях. При этом принцип дифференциации защиты сохраняется, но обретает новый смысл. Сегодня необходимый уровень защищенности по разным ракурсам обеспечивается не только разной толщиной брони, но и комплексом средств снижения заметности, ситуационным сочетанием пассивных и активных средств защиты, средств обнаружения угроз, автоматизированных элементов противодействия угрозам и т.д. Существуют и другие многочисленные тактические и технические нюансы и вопросы, которые потребовали разработать совершенно новую платформу.
Модернизированный Т-90МС: на пути к новому поколению российских боевых машин
 
И я согласен с утверждением, что сейчас у нас реально появилась возможность создать, наконец, унифицированную платформу тяжелого класса, на шасси которой можно будет делать различные образцы вооружения Сухопутных войск. Уверен, что семейство таких машин придаст качественно новые боевые возможности общевойсковым соединениям. Только после этого можно будет говорить о действительно новом облике российских мотострелковых бригад и Сухопутных войск в целом.

GCV: монстр от BAE Systems


 Проект БМП, предлагаемой BAE Systems на тендер армии США по программе GCV (c) BAE Systems

Корпорация BAE Systems запустила сайт www.teamgcv.com для продвижения предлагаемой ею перспективной боевой машины пехоты на тендер армии США по программе Ground Combat Vehicle (GCV). Проектируемый BAE Systems вариант БМП GCV создается совместно с корпорацией Northrop Grumman. Машина является дальнейшим развитием шасси БМП BAE Systems Hagglunds CV90, отличаясь намного большей массой и вместимостью, очень высоким уровнем защищенности и применением гибридной электротрансмиссии Hybrid Electric Drive (HED, E-X-Drive), создаваемой британской организацией QinetiQ. В качестве основного используется дизельный двигатель MTU883.

Полная боевая масса снаряженной БМП, предлагаемой BAE Systems, должна составить 63,5 тонн (sic!). Длина машины 9 метров, ширина 5 метров, высота 3 метра. Максимальная скорость по шоссе 70 км/ч, запас хода 300 км при запасе в 965 литров топлива. Подвеска гидропневматическая. Экипаж три человека, а десант составит девять человек с полным снаряжением. Вооружение включает 25-мм автоматическую пушку со спаренным 7,62-мм пулеметом в башне, а также дистанционно управляемую командиром турель с 7,62-мм пулеметом. Машина будет обснащена сетевой информационно-управляющей системой, за создание которой отвечает Northrop Grumman.

В августе 2011 года армия США предоставила двухлетние контракты на разработку, постройку и испытания технологических демонстраторов по программе GCV двум конкурирующим командам разработчиков - альянсу BAE Systems, Northrop Grumman QinetiQ North America, iRobot, Tognum America и Saft (на сумму 450 млн. долл) и альянсу General Dynamics, Lockheed Martin, Raytheon и Tognum America (на сумму 440 млн. долл.).  На 2012 финансовый год на НИОКР по программе GCV в военном бюджете США выделено 449,4 млн. долл. В 2013 году армией США должно быть принято решение об окончательном выборе платформы с предоставлением четырехлетнего контракта на полномасштабные разработку и испытания. Серийное производство выбранного типа БМП должно быть начато в 2018 году. На базе избранной платформы планируется также создание широкой гаммы машин различного назначения.
Одним из ключевых требований программы GCV является ограничение закупочной стоимости серийного образца ценником от 9 до 10,5 млн. долл.
 Источник: блог BMPD

Gur Khan: Что впечатляет? Во первых, подход к маркетингу - еще не известно что да как, а на тебе уже сайт для поддержки и продвижения, картинки, информация и прочее... Нашим оборонщикам, и в честности "Уралвагонзаводу" еще расти и расти до такого уровня открытости. Вот пусть глядят и учатся. Во вторых - масса. 63,5 тонны для БМП- это нечто! Стоит вспомнить, что наша перспективная тяжелая платформа оценивается в всего то 50 тонн. В частных беседах с нашими конструкторами я неоднократно прогнозировал возможность роста массы западных боевых машин - все проявляли ответный скепсис - и вот вам пожалуйста... В третьих - стоимость - МО США пытается ее ограничить 9-10,5 млн.долларов, в то время как МО России считает стоимость российских танков в 2,5-3млн.долларов "запредельной"... Что вызывает недоумение? Откровенное превалирование защиты над огневой мощью - 25мм пушка "Бушмастер" великолепна, однако явно недостаточна.

БМП «Lazika» - первые впечатления.


    Лазика - название одного из древних грузинских царств (хотя, наверное, правильнее было бы сказать - княжеств). Именно так разработчики из центра «Дельта» назвали новую разработку – первую национальную грузинскую БМП.
   Вообще сам факт развития грузинского ВПК должен вызывать глубокое недоумение, учитывая, что ВВП Грузии равен ВВП Габона и составляет всего две трети от гондурасского (24,28 млрд. долл. у Грузии и 35,6 млрд. долл. у Гондураса в 2011 г.; у Буркина-Фасо - 21,83 млрд. долл.). Причём, уровень безработицы в Грузии в 2,7 раза выше гондурасского. Иными словами, внутренний рынок Грузии заведомо недостаточен для любой военной техники, экспортные перспективы равны нулю. Так стоит ли выпендриваться? Впрочем, может быть и стоит, с точки зрения пропаганды и агитации. Похоже что только на это БМП «Лазика» и рассчитана.
    Первое впечатление, которое произвела «Лазика» на российских независимых экспертов -  «какая-то недосказанность».  Видно, что людям явно хотелось сделать что-то новое, но на радикальные меры, как видно они идти опасаются. В итоге  - при достаточно пристойном объёме десантного отделения, защита - слабовата (ну, естественно, с сугубо танковой точки зрения), боевой модуль, естественно, можно поставить и помощнее, думается и 30 мм АП с ПУ ПТУР для данной машины не проблема, да и его установке помешали, вероятно, финансовые обстоятельства. А жаль, смотрелся бы куда уместнее.
   По поводу шасси - с учётом возможного добронирования более мощными модулями, ДЗ, установки более серьёзного боевого модуля  - ходовая часть слабовата, движок даже в этой конфигурации не демонстрирует чудеса резвости, если машину догрузить - лучше не станет. Вообще у «Лазики» имеются явные проблемы с подвижностью и эргономикой. Так ходовая по уровню примерно та же, что на БМП-1/2, а длина опорной поверхности уменьшена при увеличении высоты. Высокий центр тяжести при уменьшении опорной поверхности - и как следствие, больший момент инерции. Это вызывает увеличение периода и амплитуды колебаний при движении даже по ровной гладкой поверхности, что в свою очередь ведёт к развитию «морской» болезни. Подвеска транспортных средств,  проектируется с таким расчётом, чтобы обеспечивалась собственная частота колебаний 1-1,2 Гц, что примерно соответствует колебаниям тела человека при ходьбе. Колебания с меньшей частотой воспринимаются как тряска, с большей - вызывают укачивание/ «морскую» болезнь.
 В данном случае наблюдается  явное несоответствие высокого момента инерции подвеске машины. Для БМП, где десант находится в корме, это особенно критично - высокие продольно-угловые колебания сочетаются со значительными вертикальными. На этой «Лазике» уже через 20 км марша десант будет полностью небоеспособен, не говоря уже о том, что после потребуется генеральная уборка в целом неплохого салона. На приводимом видео явно заметно, как для показа она плавно разгоняются и предельно аккуратно останавливаются, тормозя двигателем, чтобы не было заметно как БМП качает. 
    Так же очень смущает  очень узкая гусеница, что в сочетании с укороченной по сравнению с БМП-1/2 опорной поверхностью, приводит к резкому возрастанию удельному давлению на грунт, от серьёзно может пострадать проходимость.
   Звук двигателя не слышен, но, думается, это УТД-20, трансмиссия соответствующая (а других брать у себя негде, а покупать - накладно). 
   В сухом остатке - концепт, являющийся первой итерацией (если экономика позволит последующие) по перепилу советской "бэмпэхи" в что-то более современное, с акцентом на повышение защиты. Дальнейшие итерации возможны лишь в случае американской помощи, причём не только в финансовом выражении, но и в обеспечении "железом" - что-нибудь из линейки Камнгзовских дизелей, Элиссоновские трансмиссии, или, более радикально – просто подарить Грузии дюжину «Бредлей» - пусть играются.


По материалам обсуждения темы на Интернет-форуме ВИФ2NE

суббота, 25 февраля 2012 г.

Бронетанковые амбиции Грузии

   
 Как сообщает "Вестник Мордовии" со ссылкой на сайт Министерства обороны Грузии,
сегодня, в субботу, на военной базе в Вазиане высшему руководству Грузии была представлена грузинская боевая машина пехоты "Лазика".Эта машина является гусеничной  БМП с комбинированной броневой защитой, которая якобы выдерживает попадание пуль калибра  14,5 мм калибра. На новой БМП установлен  модуль дистанционного управления вооружением с пушкой калибра 23 мм и спаренным пулеметом 7, 62 мм. Система управления огнем включает тепловизионный прицел, который обеспечивает ведение огня как ночью, так и днем в условиях плохой видимости. 
  Данная БМП была разработана в научно-техническом центре "Дельта", и при ее создании использовался зарубежный опыт.
   По мнению российских специалистов, несмотря на восторженные отклики грузинского министра обороны, данная боевая машина соответствует уровню начала 80-х годов. Кроме того, существуют большие сомнения в возможности Грузии вести серийное производство данной техники. Российские бригады, граничащие с Грузией, перевооружаются на БТР-82 с 30-мм пушкой, от снарядов которой броневая защита новой грузинской БМП не спасет экипаж и десант.   
     Между тем, "Лазика" - это уже вторая грузинская боевая машина. На военном параде 26 мая 2011года в Тбилиси уже был продемонстрирован легкий патрульный броневик "Дидгори", так же собственной, грузинской разработки.

Как создаются танки...

Представляю вашему вниманию нарезочку из фильма "Войны Пентагона" 1998г - история создания БМП "Брэдли". Не поленитесь - скачайте этот замечательный фильм с торрентов (он есть там) и посмотрите целиком - он достоин целостного восприятия.
И не смотря на то, что этот фильм сплошной гэг, не смейтесь - создание боевой техники во всем мире, в том числе и у нас в России, происходит примерно так же, лично мне это очень напоминает историю БМПТ или Т-95...

пятница, 24 февраля 2012 г.

Универсальное шасси из Екатеринбурга

От САУ до зенитного ракетного комплекса - на универсальном шасси из Екатеринбурга
Впервые универсальное шасси от ОАО "Уралтрансмаш" было показано на оружейном салоне "RUSSIAN EXPO ARMS 2009". Заводское обозначение новой машины – "Э300".

 
В качестве базовой машины для платформы был выбран основной боевой танк Т-90С. Легкий корпус, обладает высокими несущими характеристиками, дает возможность нести до 25-28 тонн полезной нагрузки при общей массе машины до 50 тонн.
В зависимости от типа и вида нагрузки корпус будет меняться. На нем могут монтироваться различные системы вооружения и оборудования, такие, как пункт управления ПВО, РЛС, пусковые установки зенитных ракет, гусеничные минные заградители и других.
 
Разумеется, предполагалось и создание самоходно-артиллерийской установки, в том числе и с 155-мм дальнобойной гаубицей M-388 (разработчик "Завод №9").  
Кстати, если говорить о САУ, то здесь не применимы танковые лопастные амортизаторы. Для САУ и пусковых установок ЗРК они обязательно должны быть управляемыми и, как минимум, двухрежимными. По этой причине лопастные амортизаторы танка Т-90 были заменены на телескопические.
 
Моторно-трансмиссионное отделение шасси Э300 полностью идентично МТО ОБТ Т-90А и, в зависимости от вида предполагаемой нагрузки, может быть выполнено с передним либо задним расположением.
Тысячесильный турбонаддувный четырехтактный дизельный двигатель В-92С2 производства ЧТЗ обеспечивает новому шасси удельную мощность от 20 до 35 л.с./т в зависимости от конечной массы машины, и разгоняет ее до 65 км/ч.
Трансмиссия и автомат переключения передач также заимствованы у Т-90А. Удобству управления помимо автоматического переключения передач служит штурвал.
 
Шасси Э300 оборудовано новейшим комплектом цифрового бортового оборудования производства челябинской "Электромашины", благодаря цифровым технологиям сокращено количество блоков управления и межблочных соединений, в результате масса кабельного комплекта была сокращена в 15 раз.
Водитель имеет в своем распоряжении жидкокристаллический дисплей, компактную и удобную панель управления, реализовано отображение информации на дополнительной панели, размещенной прямо посреди штурвальной колонки управления.
По требованию заказчика могут быть установлены кресла повышенной комфортности.
Предусмотрена установка комплекта оборудования для кондиционирования и поддержания микроклимата, как для мест размещения экипажа, так и для целей охлаждения радиоэлектронного оборудования.
По мнению специалистов, использование единой платформы позволит оптимизировать производство, внедрить систему комплексного обслуживания, сервиса и ремонта.

Основные характеристики шасси Э300
Масса шасси, т
24,5
Масса машины с полезной нагрузкой, т
от 28 до 50
Расположение МТО
заднее
или
переднее
Мощность двигателя, л.с.
1000
Максимальная скорость, км/ч
60-65
Подвеска
торсионная
Клиренс, мм
440-470
Запас хода, км
500
Удельная мощность, л.с/т (при массе от 50 до 28 т)
от 20 до 35
Самоходно-артиллерийская установка
Транспортно-загрузочная машина
Самоходная огневая установка
Радиолокационная станция обнаружения и сопровождения
Пускозаряжающая установка
Командный пункт управления
Радиолокационная станция обнаружения и сопровождения
Машина управления
Гусеничный минный заградитель

Т-80: «острие меча» затупилось?


Кто не знает «ВОСЬМИДЕСЯТКУ»? Кажется, таких нет. Долгое время этот мощный танк олицетворял самый передовой технологический уровень Советского Союза, был «острием меча» танковых группировок нацеленных на НАТО. О нем слагались легенды…
Однако, в силу целого ряда обстоятельств, с распадом СССР было прекращено и производство этого замечательного танка. Тем не менее, он никуда не делся, не исчез «по взмаху волшебной палочки». До сих пор танки типа Т-80 исправно несут службу в Вооружённых силах России. В войсках, на ЦБРТ и БТРЗ сейчас находятся примерно 5000 этих танков. Из этих пяти тысяч, самой массовой является модификация Т-80БВ – сейчас их у нас примерно 3000 единиц со сроком эксплуатации - 20 – 25 лет. Принятой и утверждённой программой развития БТВТ предписывается эксплуатация этих машин до выработки ресурса, с последующей сдачей в утиль. Но правильно ли это? Ведь не смотря на отсутствие серийного производства, «восьмидесятка» не была брошена своими «родителями». Вот уже порядка 15 лет, питерское КБ «Спецмаш» ведёт непрерывные работы по разработке самых различных вариантов модернизации  этого танка. Ведь даже если Т-80 уже не в вписывается в новый облик Российской армии,  то наверняка можно найти зарубежного покупателя на эти машины. После проведения капитального ремонта с модернизацией, стоимость этих танков будет примерно  в 2 - 2,5 раза меньше стоимости любых новых. А интерес к таким машинам уже начинает появляться. Тут следует вспомнить контракт на поставку в 2011 году Республике Кипр модернизированных Т-80УА и продажу Белоруссией  Йемену капитально отремонтированных Т-80БВ. Очевидно, что не смотря на наличие наработок и огромного потенциала, не смотря на то, что сейчас все производство, и почти вся модернизация танков сконцентрирована в одних руках – руках Корпорации «Уралвагонзавод», заниматься продажами модернизированных и капитально отремонтированных Т-80 просто никто не хочет. Проблема, граничащая с элементарной бесхозяйственностью.

Модернизация танка Т-80У за счёт установки КАЗ «Арена-Э»
(объект 219АМ2)
Модернизированный танк Т-80У с КАЗ "Арена-Э" (объект 219АМ2)
 Модернизированный танк Т-80У, оснащённый комплексом активной защиты (КАЗ) «Арена-Э» - боевая гусеничная машина, имеющая мощное вооружение, надёжную броневую защиту, высокую маневренность и современную систему управления огнём.
Комплекс активной защиты автоматически обнаруживает и поражает с места и при движении танка противотанковые гранаты и управляемые ракеты во всех условиях боевого  применения  в любое время года и суток.

Основные характеристики комплекта:
Диапазон скоростей перехватываемых целей, м/с.............................................. 70-700
Сектор защиты, град.:
            по углу места....................................................................................... от -6 до +15
            по азимуту......................................................................... вправо 127;  влево 135
Количество защитных боеприпасов ............................................................................ 31
Вероятность поражения подлетающего снаряда, % ............................................. 70-80

Стадия отработки – опытный образец, проходил Государственные испытания.

 Танк Т-80УА
(модернизированный танк Т-80У)
Модернизированный танк Т-80УА (объект 219АМ-1)
 При модернизации на танк устанавливается:
- Система 2А46М-4;
- Модернизированный комплекс управления огнём (КУО) 1А45-1;
- Устройство учёта изгиба ствола УУИ-2;
- Дневно-ночной прицельный комплекс командира ТО1-КО4;
- Ночной прицельный комплекс наводчика ТО1-КО5 (как вариант устанавливается тепловизионный прицел «Плиса»);
- Комплекс оптико-электронного подавления «Штора».

Основные преимущества по сравнению с танком Т-80У:
- Увеличена ДДС:
            - наводчика на 300-600 м
            - командира на 700-1000 м;
- Сокращено время подготовки выстрела командиром в 1,8-2 раза;
- Увеличена до 40 град/сек максимальная скорость разворота танка, при которой обеспечивается прицельная стрельба (вместо 16-24 град/сек);
- Установка УУИ-2 обеспечила стабильность точности стрельбы независимо от влияния климатических условий, вызывающих изгиб ствола и количества произведённых выстрелов;
-  Сокращено, примерно в 2-3 раза, время на техническое обслуживание и настройку КУО за счёт применения переносного пульта.

Стадия отработки – принят на вооружение в 2005 году.
  
Танк Т-80У-Е1
(вариант модернизации танка Т-80БВ, при капитальном ремонте)

Модернизированный танк Т-80У-Е1 (объект 219АС-1)
 При модернизации на танк устанавливается:
- Боевое отделение танка Т-80УД;
- Газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.;
- Воздухозаборное устройство, позволяющее преодолевать без подготовки брод глубиной до 1,8 м;
- Автономный энергоагрегат мощностью 18 кВт;
- Устройство ввода поправок УВП 1В216М для 15 типов баллистик;
- Встроенная динамическая защита на ВЛД и бортах;
- Введены мероприятия по уменьшению расхода топлива.

Основные характеристики - на уровне танка Т-80У.
Стадия отработки – танк принят на вооружение в 2005 году.

Танк «Объект 219М»
(вариант комплексной модернизации танка Т-80БВ, при капитальном ремонте)
Танк Т-80БВ (объект 219М) комплексной модернизации
Танк Т-80БВ (объект 219М) комплексной модернизации