вторник, 3 сентября 2013 г.

БМПТ: работа над ошибками


Две недели назад, так сказать, "идя на встречу выставке", мы начали цикл публикаций о БМПТ ("Уральский "Терминатор", "Ох уж эти "тридцатки"..."), главным лейтмотивом которых  является признание УКБТМ своих ошибок, допущенных по тем или иным причинам, при создании "Терминатора". Наиболее убийственная критика БМПТ "Терминатор" прозвучала в журнале "Арсенал" №1/2012 год в статье "Судьба "Терминатора". Статья эта, сотрудниками корпорации "Уралвагонзавод" была воспринята очень болезненно. Но как мы видим, изучая материалы собственно работников УКБТМ, в "полузакрытых" публикациях, они и сами прекрасно осознают, что создавая БМПТ, они , мягко говоря, "перемудрили". Вот еще одна замечательная статья на эту тему.

БОЕВАЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ МАШИНА
В.М. Неволин,Д.Г. Колмаков (ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»)
 РАРАН. Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды Одиннадцатой Всероссийской научно-практической конференции.Том 3. НПО Специальных материалов.СПб, 2008г. С.123-127. 
 Последние 20 лет стали временем существенного изменения общественно-политической ситуации в мире. С распадом Организации Варшавского Договора прекратилось блоковое противостояние, а вероятность возникновения глобального вооружённого конфликта применением ядерного оружия отошла на второй план. Вместе с тем обострились и вышли а первый план иные угрозы. Среди них такие как терроризм и сепаратизм. На этом фоне участились региональные вооружённые конфликты, характерной чертой которых стало ведение боевых действий в условиях города, в пригородных зонах и в горной местности с активным применением в большом количестве достаточно современных противотанковых средств, тяжёлой артиллерии (миномётов, артиллерийских орудий), а нередко и бронетехники. Боевые действия в Ираке и Чечне наглядно показали отсутствие в армиях развитых в экономическом и военном отношениях стран специальных боевых бронированных машин (ББМ), способных вести эффективные боевые действия с иррегулярными вооружёнными формированиями в новых условиях. Между тем, по оценкам специалистов, вероятность возникновения подобных конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий в ближайшей и среднесрочной перспективе остаётся достаточно высокой [1]. Поэтому в ряде государств, в том числе в Российской Федерации, в течение последних пяти-десяти лет ведутся достаточно активные работы как по адаптации уже существующей БТТ, в т.ч. танков, к условиям ведения боя в насеянном пункте и в горной местности, так и по созданию специальной, в большинстве своём, колёсной техники. Однако, не смотря на определённые успехи, достигнутые в этом направлении, до сих пор почти во всех странах, занимающихся разработкой подобной техники, не далось создать специальной боевой машины, способной эффективно решать поставленные задачи в новых боевых условиях. Единственной машиной, способной в настоящее время эффективно решать эти боевые задачи, является боевая машина поддержки танков (БМПТ), разработанная ФГУП «УКБТМ» и готовящаяся к постановке на серийное производство на ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» (рис. 1, 2, 3). Её отличительной чертой является уникальное для бронированных машин сочетание мощного многоканального вооружения, способного поражать все виды целей на поле боя и современной всепогодной, всесуточной системы травления огнём с всеракурсной броневой защитой. При этом данная боевая машина унаследовала от базового танка Т-72 малые габариты и массу. Кроме того, по сравнению с немецким «Леопард-2» PSO, французским «Леклерк» AZUR kit или американским «Амбрамс», модернизированным по программе TUSK, БМПТ выглядит более предпочтительнее в силу  гораздо меньших массогабаритных показателей и лучшей манёвренности, так как её вооружение при повороте башни не выходит за пределы корпуса, а углы наведения дают возможность легко поражать цели на всю высоту городских построек (от подвальных до верхних  этажей зданий). Высокие ТТХ позволяют использовать БМПТ в качестве многоцелевой машины как для оказания непосредственной огневой поддержки танкам, так и для проведения  контртеррористических и миротворческих операций. Поэтому не случайно, практически сразу,  с момента своей первой демонстрации на выставке вооружения в г. Нижний Тагил в 2000 г. БМПТ вызвала пристальное внимание со стороны специалистов ведущих стран-производителей бронетехники - США, Германии, Франции, Израиля.
Рис.1 БМПТ вид с переди
Рис.2 БМПТ вид с боку
Рис.3 БМПТ вид с зади


Тем не менее, несмотря на свои уникальные возможности, БМПТ, как боевая контртеррористическая машина, по мнению авторов, имеет:
а) сложную и дорогую систему управления огнём (СУО);
б)недостаточно сбалансированный для решения задач по борьбе с незаконными вооружеными формированиями комплекс вооружения;
в)излишний запас хода по шоссе (не менее 550 км);
г)наличие на изделии систем и оборудования не актуальных при выполнении контртеррористических и миротворческих операций (система ОПВ и др.).

Рассмотрим возможные варианты боевой контртеррористической машины, которая  может быть разработана на основе БМПТ
Рис.4 БКМ-1


Вариант 1. Данный вариант (условное название машины БКМ-1) представляет собой модификацию БМПТ и предполагает установку упрощённых, более адаптированных к новым условиям ведения боя прицельно-наблюдательного комплекса, аппаратуры СУО и вооружения (рис.4). Опыт боевых действий с участием бронетехники в ходе проведения контртеррористических операций свидетельствует о том, что скорости передвижения боевых машин невысоки, а стрельба ведётся, как правило, с места. В свете этого применение на БКМ такого сложного и дорогого прибора как многоканальный прицел наводчика, имеющего независимую 2-х плоскостную стабилизацию поля зрения, по мнению авторов, представляется нецелесообразным. К тому же, специфика проведения спецопераций показывает, что для успешного выполнения боевых задач вполне бывает достаточно менее дорогого и сложного прицела. Поэтому предлагается вместо многоканального прицела наводчика установить низкоуровневый телевизионный прицел (или комбинированный оптико-электронный) с независимой одноплоскостной стабилизацией поля зрения, либо аналогичный, но нестабилизированный прицел. Панорамный прицел для БКМ, безусловно, нужен, поскольку обеспечивает круговой обзор для экипажа, что в условиях ведения боя в городе значительно повышает возможности по обнаружению и поражению целей. Однако представляется целесообразным его, также как и прицел наводчика, применять на БКМ с одноплоскостной стабилизацией поля зрения, либо нестабилизированным. С учётом вышеизложенного будет вполне логичным систему стабилизации основного вооружения выполнить также одноплоскостной. Все это приведёт к необходимости упрощения, в том числе, и аппаратуры СУО. Принимая во внимание тот факт, что до 70% стоимости современных образцов БТТ составляет стоимость системы управления огнём, можно однозначно утверждать - выдвинутые предложения по упрощению прицельно-наблюдательного комплекса и аппаратуры СУО БКМ-1 позволят снизить стоимость изделия в целом, при сохранении тактико-технических характеристик на требуемом уровне, и тем самым повысить её привлекательность для отечественных и зарубежных заказчиков.
  С целью оптимизации комплекса вооружения для проведения спецопераций предлагается управляемые ракеты заменить на бронированные контейнеры с неуправляемыми ракетными снарядами (НУРС) типа С-8 с осколочно-фугасной или объёмно-детонирующей боевой частью (БЧ). При этом блок вооружения, состоящий из двух 30-мм пушек 2А42 и спаренного с ними 7,62-мм пулемёта ПKTM заимствуется с БМПТ. Доработанная таким образом башня устанавливается на танковый корпус, также доработанный (с установкой курсовых гранатомётов АГ-17Д) аналогично корпусу БМПТ.
  Опыт боевых действий на Северном Кавказе, в Ираке и Афганистане показал, что основными средствами поражения бронетехники, в том числе танков, у иррегулярных формирований являются реактивные противотанковые гранаты, ручные противотанковые гранагомёты (РПГ), реактивные пехотные огнемёты РПО-А «Шмель», стрелковое и снайперское оружие, в том числе крупнокалиберное, а также противотанковые мины, радиоуправляемые (РВУ) и самодельные (СВУ) взрывные устройства. Говоря об оружии ближнего боя, особенно хотелось бы отметить, что существует высокая вероятность применения НВФ в ближайшей и среднесрочной перспективе РПГ с тандемными боевыми частями. Тем более, что подобные образцы в настоящее время разработаны как у нас в стране, гак и за рубежом. В качестве примера можно привести отечественные РПГ-7 с гранатой ПГ-7ВР, PI1Г-27 «Таволга», РПГ-29 «Вампир», немецкий РПГ «Панцерфаус-3» и шведский РПГ AT12-Т [2]. Не меньшую опасность в ходе проведения спецопераций, главным образом при патрулировании и при сопровождении колонн авто- и бронетехники, представляют мины. РВУ и СВУ направленного действия с поражающим элементом типа «ударное ядро». Наиболее активно РВУ применялись в Чечне и в Ираке. В Ираке СВУ и в настоящее время остаются наиболее эффективным средством борьбы с войсками коалиции. Так, если в 2004 г. они стали причиной смерти примерно 30% общего числа погибших в этой стране солдат и офицеров, то в 2006-2007 гг. доля потерь от СВУ составила 80% [3].

Исходя из вышеизложенного представляется целесообразным установить на БКМ-1 комплекс средств защиты в следующем составе:
-лобовая проекция корпуса и башни - комплекс ВДЗ «Реликт», включая съёмный модуль на верхней лобовой детали корпуса;
-бортовая проекция корпуса - резинотканевые экраны с ДЗ «Реликт» и дополнительными тканевыми экранами аналогично БМПТ, решётчатый противокумулятивный экран в районе выхлопа двигателя;
-кормовая проекция корпуса и башни - решётчатые противокумулятивные экраны.
 Опыт боевого применения бронетехники в ходе проведения контртеррористической
операции в Чечне показал, что постановка аэрозольных завес на угрожаемых направлениях позволяет снизить потери БТТ в несколько раз. Поэтому на изделии предлагается установить систему постановки дымовых завес типа 902А с использованием пусковых установок (ПУ) «Пурга-3» (калибра 50 мм). Это позволит разместить на изделии большее, по сравнению с СПЗ комплекса ТШУ-1, количество ПУ с увеличением сектора постановки завесы.
  Для повышения противоминной стойкости (ПМС) на БКМ-1 в отделении управления предлагается внедрить мероприятия уже реализованные на БМПТ. установить стойки (пиллерсы), а на днище машины дополнительную защиту, которая может быть выполнена в виде съёмного модуля. Кроме того, с целью снижения вероятности подрыва на РВУ на изделие предлагается установить комплекс радиоэлектронного подавления (КРЭП) типа «Пелена-6», разработанный ЗАО «КОБРА» (г. Владимир). Данный комплекс показал высокую эффективность при эксплуатации на различных образцах авто- и бронетехники в ходе проведения контртеррористической операции в Чечне [4]. Для обеспечения устойчивой радиосвязи с другими машинами члены экипажа БКМ оснащаются специальным шлемом, разработки вышеуказанной фирмы, обеспечивающим связь на дальности не менее 200 м при работающем блокираторе РВУ. Для обеспечения защиты верхней проекции изделия от кумулятивных ПТСП над люками командира и гранатомётчиков устанавливаются дополнительные броневые экраны с контейнерами ДЗ.
  С целью усиления возможности экипажа по наблюдению за окружающей обстановкой предлагается на БКМ-1 ввести систему наружного видеонаблюдения. Кроме того, представляется целесообразной установка на изделие телефона, для обеспечения связи с подразделениями. взаимодействующими с БКМ. Установка телефона, по мнению авторов, будет способствовать лучшей ориентации экипажа в условиях городского боя и выбору им приоритетных целей.
   Принимая во внимание специфику применения БКМ, представляется целесообразным значительное сокращение возимого на изделии запаса топлива. По мнению авторов для предлагаемой машины вполне будет достаточен запас хода в 200 км (против 550 на БМПТ).
Это позволит сократить объём возимого топлива на БКМ-1 по сравнению с БМПТ в 2,7 раза. При этом около 80% будет находиться под надёжной защитой в корпусе изделия, часть в бронированных отсеках (аналогично БМПТ), а остальные 20% - снаружи изделия в бронированном отсеке, обеспечивающим защиту от огня стрелкового оружия, в том числе со стороны верхней полусферы. Предлагаемое мероприятие позволит значительно снизить уязвимость БКМ-1 и увеличить боекомплект курсовых гранатомётов.
  Для сохранения на высоком уровне подвижности и манёвренности БКМ-1, что является немаловажным фактором в ходе боя в городе, на изделии устанавливается силовая установка с двигателем В-92С2 мощностью 1000 л.с.
   С учётом возможности применения НВФ в ходе боевых действий в черте города или в горной местности искусственных завалов или баррикад на БКМ-1 должны быть предусмотрены места крепления навесного танкового бульдозера ТБС-86, предназначенного для расчистки местности. Как вариант может быть рассмотрена возможность установки на изделии оригинального встроенного бронированного бульдозерного отвала (вместо штатного), предназначенного не только для расчистки местности, но и являющегося дополнительным средством защиты лобовой проекции корпуса.

Вариант 2. Данный вариант (условное название машины БКМ-2) является более упрощённой по сравнению с первым вариантом версией боевой конртеррористической машины и предполагает установку башни БКМ-1 на танковый корпус без доработки последнего под монтаж курсовых автоматических гранатомётов. Исходя из этого, БКМ-2 имеет существенные отличия от БКМ-1. Например, комплекс средств защиты на БКМ-2 устанавливается в том же составе и аналогично БКМ-1. Однако, с целью установки бортовых экранов с ДЗ «Реликт» должна быть выполнена доработка надгусеничных полок, в кормовой части которых, в бронированных отсеках, размещаются дизель-генераторная установка, блокиратор КРЭП и часть топлива. Часть систем и узлов (система коллективной защиты, аккумуляторные батареи) остаются на своих штатных местах в корпусе, а часть (система ОПВ), аналогично БКМ-1, демонтируются с изделия. С целью повышения живучести изделия передние правые и левый топливные баки, установленные в корпусе, размещаются в бронированных отсеках.
   На БКМ-2, также как и на БКМ-1, должны быть предусмотрены места под установку бульдозера ТБС-86 для обеспечения расчистки местности от завалов и баррикад. Кроме того, аналогично БКМ-1 может быть рассмотрена возможность установки на изделие оригинального встроенного бронированного бульдозерного отвала.
   Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что предлагаемые варианты боевой контртеррористической машины являются наиболее оптимальными вариантами БКМ благодаря адаптированным к специфическим условиям боя СУО, комплексу вооружения, а также высокому уровню защиты. БКМ-1 и БКМ-2 будут способны вести эффективные боевые действия с НВФ в различных условиях, как-то: в городских кварталах, в горной местности, при сопровождении колонн авто- и бронетехники и при патрулировании. Вместе с тем подобные машины, по мнению авторов, после небольшой доработки могут быть востребованы при проведении миротворческих операций, в том числе в рамках ОДКБ. Тем более, что интенсивность проведения подобных операций имеет тенденцию к возрастанию.

Литература

1.«Военно-промышленный курьер» № 46, 2007 г., с. 12.
2.Каталог «Оружие России 2006-2007» под редакцией А.М. Московского: М., ООО «Военный парад», 2006 г., 1030 с.; «Зарубежное военное обозрение» № 8, 1995 г, с.20 -24.
3.«Зарубежное военное обозрение» №2, 2008 г., с.39.
4.Рекламные материалы ЗАО «КОБРА» (г. Владимир).

воскресенье, 1 сентября 2013 г.

"Армата" по-польски

"Армата по-польски": появились первые фото перспективного стелс-танка
Конструкторы из Нижнего Тагила собираются удивить мир танком нового поколения "Армата",  который должны показать первым лицам страны в конце текущего месяца. Правда, судя по всему, удивить уже не получится, на Международном салоне оборонной промышленности MSPO 2013, который начнет свою работу в польском городе Кельце 2 сентября, открыто покажут боевую машину, которая с полным правом может называться новым танком XXI века. Как сообщается на otvaga2004.mybb.ru, новинка называется PL-O1 CONCEPT.
 
Он создан на базе модульной платформы. На базе, на которой кроме танка возможно появление БМП и других машин.
 
Особенностью танка является необитаемая башня, вооруженная 120-мм гладкоствольной пушкой. Он оборудован перспективной системой управления огнем, комплексом активной защиты, позволяющей сбивать ракеты противника и реактивные гранаты.
 
Как ожидается, танк будет обладать повышенными характеристиками подвижности, а также чрезвычайно малой радиолокационной заметностью. В ближайшее время мы постараемся подробнее рассказать об этой броненовинке.
 

Генерал С.И.Скоков: "Это всё невероятно секретно!"

 
На днях в столице завершился "День инноваций Министерства обороны России" – весьма интересное мероприятие, в котором помимо открытой экспозиции новейших образцов инновационной военной и специальной техники был также и закрытый показ – исключительно для военно-политического руководства страны. Удивительно, но пишущую журналистскую братию, судя по заголовкам, привлекли почему-то модели ударных беспилотных летательных аппаратов, системы моделирования военного назначения, но особенно – надувные танки и ракеты (вещь, кстати, очень нужная в войсках при подготовке обороны). Вероятно, так легче всего привлечь внимание аудитории.

Резиновый танк

    Ложная танковая колонна, формируемая маскировочным батальонами инженерных войск из таких вот "резиновых танков" и способная имитировать дополнительно активный радиообмен, тепловое излучение и даже движение, может резко снизить эффективность применения средств поражения противника.
Фотография взята на сайте http://www.mil-innovation.ru/
Мне же хотелось бы обратить внимание читателей на несколько иную проблему, которая осталась незамеченной многочисленными фоторепортёрами и корреспондентами газет, журналов и телеканалов, но увиденную обычными любителями-энтузиастами и активно сейчас обсуждаемую в сети. Речь идёт о фотографиях, сделанных на стенде "Научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод": на снимках видны, якобы, модели трёх перспективных боевых машин – минного заградителя, тяжёлой огнемётной системы и танкового мостоукладчика, созданных на базе единой универсальной платформы. Как утверждают пользователи сети, разместившие у себя снимки, все эти машины, в соответствии с описаниями, приведёнными на стенде научно-производственной корпорации, будут исполняться в рамках ОКР "Армата" на той же базовой  платформе, что и новый танк – детище НПК "Уралвагонзавод", который должен, по сути, стать первой опцией  базовой платформы на базе танка.
Модели перспективных боевых машин на стенде УВЗ
Три модели перспективных боевых машин – минного заградителя, тяжёлой огнемётной системы и танкового мостоукладчика, представленных на стенде НПК "Уралвагонзавод" в ходе выставки "День инноваций Министерства обороны России".
Фотография взята на форуме "Глобальная авантюра": http://www.avanturist.org/forum/topic/157/offset/14700/

         Демонстрация этих моделей либо дезинформация, либо провокация, так как сам танк "Армата" – изделие невероятно секретное, и даже на грядущей выставке вооружений "Russia Arms Expo", которая состоится в сентябре 2013 года, первые опытные образцы будут продемонстрированы в рамках закрытого показа исключительно военно-политическому руководству страны, а сам объект окутан ореолом тайны.
Необходимо отметить, что ранее по поводу секретности перспективного танка "Армата" журналисты писали примерно следующее: "Отказ от экспозиции танка на выставке вооружений "Russia Arms Expo" – не лучшая реклама и для выставки, и для производителей". Всё это так, конечно. Однако вспомните изречение, приписываемое царю Соломону: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Предлагаю принять сложившуюся ситуацию как должное.
Весьма показательным в этой связи является один пример из моей жизни. Когда я был вторым человеком в Главном командовании Сухопутных войск России (по занимаемой должности), нам поставили задачу сделать доклад о перспективах развития танков. Тогда мы, как основные эксплуататоры этой техники, сделали запрос в Главное автобронетанковое управление Вооружённых Сил России с просьбой, чтобы они нам поведали о своих наработках по созданию нового танка (обратите внимание – очень интересный подход к созданию объекта без участия тех, кто должен на нём идти в бой). Как ни парадоксально это звучит, но ответ был такой же, как всей российской общественности: "Это всё невероятно секретно!" Замечу, что мне ещё ни один год можно отдыхать только на берегах отечественных морей, но даже когда занимал соответствующую должность и имел все необходимые формы допуска, мне так и не удалось получить документы по новому изделию. Первая мысль, которая рождается в голове любого нормального человека в таких обстоятельствах, – танк ещё не создан, а финансовые и материальные ресурсы уже освоены, вместо танка всё пошло на технический задел. Но думаю, что мои прогнозы сбудутся и этот технический задел, хотя и за другие деньги, превратится в танк – "Армату". Но и это ведь только видимая вершина айсберга.
        Проблема состоит в том, что "Армата", "Бумеранг", "Курганец" – это не просто танк, бронетранспортёр и боевая машина пехоты. По первоначальному замыслу – это базовые равноподвижные и равнозащищённые платформы, созданные на базе танка, БТР и БМП, оснащённые различными средствами – опциями – для решения всего спектра задач общевойскового боя (орудие, обитаемый модуль для перевозки пехоты, средства разведки, связи, противовоздушной обороны и так далее). Представляете, какая должна быть интеграция предприятий внутри оборонно-промышленного комплекса, а также между ОПК и МО России, чтобы этот вполне здравый замысел реализовать? В одном из предыдущих постов я уже упоминал о подразделениях боевых модулей (http://general-skokov.livejournal.com/2111.html). По существу, концепция создания подразделений боевых модулей подразумевает, что на их вооружении будет стоять именно такая военная техника (в зависимости от задач и условий применения).
          Так что уважаемые представители "четвёртой власти", формирующие информационное пространство, призываю вас серьёзно вникнуть в суть проблемы и попытаться разобраться в этом вопросе, призываю вас попытаться за деревьями разглядеть лес. Полагаю, что для многих результаты исследований станут откровениями, но, в конечном счёте, и великим благом для дела укрепления обороны страны.
Кстати, любопытным является опыт США по созданию новых боевых бронированных машин: они так же не оригинальны – осваивают деньги за счёт реализации существующего технического задела, но при этом они используют несколько иные алгоритмы достижения целей. Однако об этом более подробно в следующих публикациях.

Армата - фото эскиз с официального сайта МО РФ
Эскиз перспективного танка "Армата" – по мнению журналистов "Независимой газеты", рисунок взят на сайте издания: http://nvo.ng.ru/nvoevents/2013-08-16/2_news.html

Скоков Сергей Иванович

Бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск - первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-лейтенант; родился 1 января 1960 г. в селе Петропавловка Талды-Курганской области Казахской ССР; после окончания (с отличием) Ташкентского высшего танкового командного училища (в 1981 г.) был назначен командиром танкового взвода в Туркестанском военном округе, где в последующем проходил службу на должности командира роты, начальника штаба - заместителя командира батальона танкового полка мотострелковой дивизии; в 1991 г., после окончания с золотой медалью Военной академии бронетанковых войск, был назначен на должность командира батальона в Западную группу войск, а в 1993 г. - на должность заместителя командира танкового полка; в 1995 г. стал командиром учебного танкового полка в Московском военном округе, а через полтора года - начальником штаба - заместителем начальника окружного учебного центра подготовки младших специалистов в этом же округе; в 2001 г. после окончания Военной академии Генерального штаба ВС РФ был назначен начальником окружного учебного центра Сибирского военного округа; в 2003 г. был назначен на должность заместителя начальника штаба Северо-Кавказского военного округа; с 2004 г. - начальник штаба - первый заместитель командующего 2-й армией Приволжско-Уральского военного округа; в 2006 г. стал командующим армией Приволжско-Уральского военного округа; с 2007 г. - заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ; в мае 2009 г. Указом Президента РФ назначен начальником Главного штаба Сухопутных войск - первым заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками; награжден орденами "За военные заслуги", "За заслуги перед Отечеством" IV степени с мечами, медалями "За боевые заслуги", "За воинскую доблесть" I степени и другими наградами; женат, имеет двух сыновей.

среда, 28 августа 2013 г.

Харьковские башни тагильских танков.

Опытный танк "объект 172" представлял собой переделку  Т-64А
  Для специалистов не является тайной, что опытные образцы танка Т-72, а так же машины установочных серий, комплектовались башенными отливками харьковского происхождения. Если попросту, то это были башни от танка Т-64А. До настоящего времени дожило как минимум 7 таких башен. Две опытные машины находятся в музее в Кубинке - это "объекты" 172 и 172М. 
Объект 172 с переделанной башней в музее в Кубинке
Там же в запаснике находится объект  172-2М, знаменитый "Буйвол" - его башня так же переделана из харьковской. 
Башня танка "Объект 172-2М" (Кубинка)- то же переделка  харьковской башни Т-64А
Т-72 с башней 434.10.001СБ выпуска 1973 года и корпусом выпуска 1975 года - стоит в Челябинске в парке Победы.
Башня черт.434.10.001СБ на танке Т-72 в парке Победы, г.Челябинск
 Еще одна такая башня установлена на корпус танка Т-72Б (обр.1989 г.) - эта машина используется как бульдозер и для шоу-покатушек на нижнетагильском полигоне "Старатель" и принадлежит ФКП НТИИМ. 
НТИИМовский "гибрид" корпуса Т-72Б и башни 434.10сб + ТБС
Шестая машина находится в импровизированном музее военно-инженерного института в украинском Каменец-Подольском. 
Т-72 с башней 434.10сб. в Каменец-Подольском. фото М.Саенко
Ну и седьмая была замечана в отстойнике БТРЗ в сибирской Атамановке. 
Останки Т-72 установочной серии с башней 434.10сб на 103-м БТРЗ в пгт Атамановка
Все это я к тому, чтобы показать, уникальность этих образцов, целесообразность дальнейшей музеефикации. Интересно, что кроме "натуры" остались и документальные свидетельства. Просматривая приказы и распоряжения по отделу охраны "Уралвагонзавода" наткнулся на вот такие любопытные упоминания:
Распоряжение №539
В соответствии с установленным порядком и телеграммой от 09.06.72г. предприятия п/я А-1495 г.Харьков для принятия и сопровождения верхов черт.434.10сб.
ПРЕДЛАГАЮ:
... начальнику отдела 80 т.Ворошилову Е.З. выделить двух бойцов для сопровождения изделий. Срок 12 июня 1972 года.
Главный инженер И.Хромов

Распоряжение №1069
В соответствии с телеграммой предприятия п/я А-1495 о готовности дет. 434.10сб.
ПРЕДЛАГАЮ:
... начальнику ВОХР т.Ворошилову Е.З. срочно командировать двух бойцов для сопровождения деталей 434.10сб. в адрес нашего завода.
Главный инженер И.Хромов

Сверхтяжелый танк прорыва "Шамшир"






 
 – новая книга эпопеи "Завтра война", созданная Александром Зоричем. Книга расскажет совершенно новую историю, полностью посвященную российским танкистам и их бронированной матчасти. Читатель вблизи увидит дерзкие рейды основных боевых танков Т-10, глубокие прорывы тяжелых танковых полков на новейших гусеничных гигантах Т-14 и тяжелых БТР Т-14Б, поучаствует в разгроме вражеских противотанковых районов, попадет на острие бронированных клещей, смыкающихся вокруг загадочного Стального Лабиринта.

Книга поступит в продажу осенью 2013 года.
Знакомимся с матчастью!

  Шамшир 
Эскизный проект танка "Шамшир"

"Шамшир" – сверхтяжёлый танк Великой Конкордии.
Название танка происходит от основного типа сабли, бывшей в ходу в индо-персидском регионе.
Танки "Шамшир" единственные из всей серийно производимой боевой сухопутной техники Великорасы обладают дейнекс-камерой, то есть силовым (гравитационным) эмулятором.
При включённой дейнекс-камере вес танка уменьшается в десятки раз за счет инверсии вектора силы тяжести и машина поднимается над поверхностью при помощи расположенных под днищем турбонагнетателей. Таким образом танк "Шамшир" может подниматься на высоту до нескольких метров и двигаться в любом направлении, задаваемом отклонением вектора воздушной тяги.
Скорость передвижения по воздуху у "Шамширов" очень невелика, а управляемость в полёте оставляет желать лучшего. Поэтому в большинстве случаев они всё же передвигаются по земле классическим способом, с помощью широких гусениц.
"Шамширы" - самые тяжеловооруженные танки Великорасы.
Справа и слева на главной башне расположены два или четыре плазменных орудия, позаимствованных у тяжелого танка прорыва "Саласар", за ними находится установка вертикального пуска зенитных ракет (УВП ЗУР).
Ещё пять башенок, по одной на каждом углу корпуса и одна на крыше основной башни, оснащены спаренными либо счетверенными автоматическими пушками и пулеметами.
На танках серии "Образец 313" можно увидеть и другое вооружение, в том числе реактивные системы залпового огня (РСЗО) и универсальные ракетные комплексы (УРК).
Бронирование "Шамширов" можно классифицировать как сверхтяжёлое.
Все минусы "Шамширов" связаны с их огромными размерами (более двух десятков метров в длину и около десяти в ширину) и массой. Один из основных - трудоёмкость их транспортировки. Эти громадины невозможно высадить в районе боевых действий при помощи штатных транспортных и десантных флуггеров. Только специальные транспорты или танкодесантные корабли при сложенной промежуточной грузовой палубе могут принять на борт такую махину.
 
Оценка "Шамширов"
До войны в конкордианской пропаганде "Шамширы" занимали почетное место. Эти гигантские бронированные машины служили и "устрашением друджвантов", и "венцом отечественного танкостроения", и "этапным технологическим прорывом", и "мощным заделом на будущее". В клонских фильмах 2610-х гг. на чоругов обрушивались сотни шамширообразных чудовищ. Без "Шамширов" не обходился ни один крупный парад, ни одна презентация конкордианской военной мощи.
При этом военными специалистами Объединенных Наций "Шамширы" всегда оценивались крайне низко, несмотря на их впечатляющий арсенал и по сути неограниченные возможности по преодолению естественных и искусственных препятствий. Считалось, что "Шамширы" слишком неповоротливы и неуклюжи, что делает для них невозможным длительный бой против обычных танков вероятного противника, то есть Объединённых Наций.
Несмотря на это, на вооружении российской армии в 2622 г. всё-таки появились малосерийные сверхтяжелые танки Т-14. Фактически они являлись ответом клонскому военпрому, явившему на свет "Шамшир".

  Шамширы 
Трофейные "Шамширы" ведут огонь по АВТ "Севашта" на планетоиде Фраский-Лёд.
Август 2622 г.


Модификации
"Шамширы" имеют две базовые модификации.
Первая модификация ("Образец 311", то есть 2620 года - конкордианское летоисчисление ведется с 2309 г.) - довоенный вариант, вооруженный двумя плазменными орудиями от танка "Саласар", шестью 45-мм автоматическими пушками, шестью пулеметами и установкой вертикального пуска (УВП) с 16 зенитными ракетами, находящейся между основной башней и трансмиссионным отделением. Именно эти танки были переделаны в мобильные исследовательские комплексы и отправлены на Апаошу.
В ходе переделки первой пятёрки "Шамширов" в научные комплексы с них были демонтированы УВП ЗУР и плазменные орудия (последние заменили на муляжи). Всё это было убрано для того, чтобы высвободившийся объем отдать под мощные спин-резонансные сканеры глубинной геологоразведки.
Решение использовать эти баснословно сложные и дорогие машины в качестве самоходных платформ для исследовательского оборудования на первый взгляд может показаться нерациональным. Однако с учетом крайне специфических условий Глагола (Апаоши) этому решению нельзя отказать в эффективности.
Благодаря защищенности и огневой мощи "Шамширов" ученые Конкордии во время проведения исследовательских работ на Апаоше могли не опасаться ни нападений манихеев, ни воздействия местных аномалий типа "пробой". А система антигравитационного движения позволяла "Шамширам" перемещаться практически по всей поверхности планеты, включая зоны "болот", "мути", "топей", гравимагнитных осцилляторов и даже натриевых гейзеров.
Вторая модификация ("Образец 313", то есть 2622 года), к которой относятся 20 танков поздней постройки, имела уже 4 плазменных орудия, всё от того же танка "Саласар". Кроме того, на некоторые танки были установлены реактивные системы залпового огня (РСЗО), которые располагались непосредственно за основными орудиями, по бокам башни. Правда, ради установки последних пришлось пожертвовать арсеналом УВП ЗУР, который теперь составил всего 8 ракет вместо 16.

  Шамширы 
"Шамширы" на планете Тэрта.
Август 2622 г.

Боевое применение
С февраля 2620 по август 2622 года "Шамширов" было произведено всего 32 единицы. Из них 7 последних по состоянию на 15 августа 2622 г. оставались на заводе (Благое Предприятие №3 им.Весенней Радости; планета Тэрта, система Макран).
Пять "Шамширов" довоенного производства, как уже сказано выше, были переоборудованы в мобильные исследовательские станции, сведены в роту особого назначения "Хавани" и отправлены на Апаошу.
Остальные "Шамширы", относящиеся к 313-й серии, с января по июнь 2622 года оставались на Тэрте.
Таким образом, в войне с Объединёнными Нациями эти танки не участвовали, что, по мнению военных специалистов ОН, не имело разумных объяснений.
Лишь только в мае 2622 года экспедиционным силам Российской Директории, высадившимся на Глаголе (Апаоше), пришлось столкнуться с "Шамширами".
Пять танков 311-й серии в ходе боя у горы В-2 смогли с лёгкостью разгромить колонну российских экспедиционных сил вторжения, после чего были атакованы флуггерами "Орлан".
В результате один "Шамшир" был уничтожен, а ещё 4 получили серьёзные повреждения.
Когда в июне 2622 года система Макран была оккупирована и в руки Объединённых Наций попали 20 ходовых и 7 недостроенных "Шамширов", Генеральный Штаб принял решение ввести все трофейные единицы в состав бронетанковых сил Российской Директории.
В конце июня на Тэрту была отправлена отдельная танковая рота подполковника Чадовича, которой предстояло освоить новую технику. Вплоть до середины августа 2622 года российские танкисты осваивали трофейную технику.
Первое боевое применение "Шамширов" русскими войсками состоялось 12 августа 2622 года, в операции "Метель". ТДК "Виктор Леонов" высадил 4 сверхтяжёлых танка под командованием лично Чадовича на поверхность безатмосферного планетоида Фраский-Лёд. Там им предстояло провести атаку на находящийся на поверхности планетоида авианосец мятежников "Севашта" и не дать последнему уйти в открытый космос.
Благодаря внезапной атаке "Шамширов" удалось нанести "Севаште" повреждения, достаточные для того, чтобы флуггеры ВКС смогли добить авианосец почти без потерь.
Но звёздный час "Шамширов" настал несколько дней спустя, когда в систему Макран вторглись объединённые силы чоругов и ягну, и началась Х-блокада системы.
16 августа вблизи Синанджа (столицы Тэрты) был высажен чоругский десант, основную ударную силу которого составляли гигантские шагающие танки. В ночь с 16 на 17 августа, когда шагоходы были уже фактически посреди военного космодрома Синанджа, на помощь обороняющимся снова пришли конкордианские "пугала для чоругов".
Ротой Чадовича, высаженной на космодром и принявшей бой с инопланетными захватчиками, при поддержке флуггеров было уничтожено 8 гигантских танков-шагоходов. Этим было доказано, что конкордианские расчёты были верны, и огромные "Шамширы" действительно являются лучшим оружием против гигантской наземной техники чоругов.

Защитный комплект для новых ОБТ

Центр «Армоком» разработал защитный комплект члена экипажа танка нового поколения

Центр «Армоком» – ведущий в России разработчик и производитель средств индивидуальной и комплексной защиты, разработал защитный комплект члена экипажа танка  нового поколения.
Новый защитный компект  предназначен для защиты членов экипажей бронированных машин от воздействия поражающих элементов, возникающих в заброневом обитаемом отделении, и от термического воздействия.
В состав нового комплекта входит: бронежилет, противоосколочная накладка на штатный шлемофон, защитный комбинезон.
Масса комплекта сотавляет 5,8кг, при этом  площадь защиты около 213дм2, противоосколочная стойкость бронежилета  - уровень защиты V50 не менее 550M/C. Комплект  обеспечивает защиту от воздействия открытого пламени не менее 25с.
Комплект обеспечивает сохранение защитных свойств при температурном диапазоне эксплуатации от -50°С до +50°С, воздействии атмосферных осадков, после 4-х кратной дегазации, дезинфекции, дезактивации, а также после воздействия ГСМ и специальных жидкостей, применяемых при эксплуатации БМ.
Все бронезащитные элементы изделия изготовлены из баллистической ткани на основе высокопрочного отечественного волокна Армос с водо-, маслоотталкивающей обработкой.
Комбинезон, внешние чехлы бронежилета и накладки изготовлены из огнестойкой ткани камуфлированной окраски.
Конструктивно бронежилет состоит из разъемной грудной и спинной сеций, отложного воротника,на чехле бронежилета расположены накладные карманы для размещения штатного снаряжения и эвакуационное устройство.
Фото: Vitaly V. Kuzmin 
Источник

Концепция ОБТ нового поколения разработана в МГТУ им.Баумана

МОСКВА, 28 августа. /ИТАР-ТАСС/. Концепция основного боевого танка /ОБТ/ нового поколения разработана в МГТУ им.Баумана. Об этом на салоне МАКС-2013 корр.АРМС-ТАСС сообщил главный конструктор Научно-производственного центра специального машиностроения /НПЦ СП/ МГТУ им.Баумана Сергей Попов.
"Мы знаем, как сделать перспективный танк, который будет иметь качественный скачок по всем боевым характеристикам. У нас такая проработка есть", - сказал Попов. "Это будет совершенно новая конструкция, не имеющая ничего общего с ныне существующей", - отметил он, не конкретизируя отличительных признаков перспективного ОБТ концепции МГТУ им.Баумана.
Как считает главный конструктор, реализуемая в настоящее время в России программа перспективной тяжёлой гусеничной платформы четвёртого поколения "Армата" разработки "Уралвагонзавода" - "заведомо бессмысленное занятие". Она обеспечит лишь 10-процентное повышение боевой эффективности имеющегося на вооружении российской армии ОБТ, требуя в то же время огромные затраты на полное изменение всей системы вооружения, снабжения, обучения и т.д. "Овчинка не стоит выделки, - подчеркнул Попов. - Ломается вся структура, а это оправдано только в том случае, если достигается качественный скачок. В бауманке знают, как это сделать на базе прорывных технических решений".
В начале 2012 года было заявлено, что "Уралвагонзавод" к 2013 году создаст первый опытный образец танка "Армата". Предполагается, что танк будет иметь пушку с дистанционным / необитаемая башня/, полностью цифровым управлением, оперировать которой экипаж будет из изолированной бронекапсулы. Танк сможет держать попадание любых видов современного и перспективного оружия. Согласно планам "Уралвагонзавода" поставки танка в войска могут начаться в 2015 году.
На основе унифицированной тяжёлой платформы "Армата" планируется создать основной танк, боевую машину пехоты, тяжёлый бронетранспортёр, боевую машину поддержки танков, бронированную ремонтно-эвакуационную машину, шасси для самоходных артиллерийских установок и другие виды наземных боевых бронированных машин.


Вооружение будущего. В России разработали концепцию танка нового поколения

В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработали концепцию основного боевого танка (ОБТ) нового поколения. Однако пока что ничего не известно по поводу отличительных признаков перспективного ОБТ. Также специалисты Бауманки оказались победителями конкурса Минобороны РФ на выполнение перспективной боевой машины для морской пехоты ВМФ.

На авиасалоне МАКС-2013 сообщили, что конструкторы Научно-производственного центра специального машиностроения МГТУ им. Н.Э. Баумана разработали концепцию основного боевого танка (ОБТ) нового поколения. Все данные пока неизвестны, и поэтому не было какой-либо конкретизации по поводу отличительных признаков перспективного ОБТ.
"Мы знаем, как сделать перспективный танк, который будет иметь качественный скачок по всем боевым характеристикам. У нас такая проработка есть. Это будет совершенно новая конструкция, не имеющая ничего общего с ныне существующей".
Сергей Попов, главный конструктор научно-производственного центра, ИТАР-ТАСС

В начале 2012 года было заявлено, что «Уралвагонзавод» к 2013 году создаст первый опытный образец танка «Армата». Предполагается, что танк будет иметь пушку с дистанционным (необитаемая башня), полностью цифровым управлением, оперировать которой экипаж будет из изолированной бронекапсулы. Танк сможет держать попадание любых видов современного и перспективного оружия. Согласно планам «Уралвагонзавода», поставки танка в войска могут начаться в 2015 году.
На его основе планируется создать основной танк, боевую машину пехоты, тяжелый бронетранспортер, боевую машину поддержки танков, бронированную ремонтно-эвакуационную машину, шасси для самоходных артиллерийских установок и другие виды наземных боевых бронированных машин.
На авиасалоне МАКС-2013 Сергей Попов также заявил, что Научно-производственный центр специального машиностроения МГТУ им. Н.Э. Баумана объявлен победителем конкурса Минобороны РФ на выполнение работы «Исследование по созданию перспективной боевой машины для подразделений морской пехоты Военно-морского флота» (БММП).
"Нам предстоит решить очень серьезную задачу. Большая проблема состоит в том, что на вооружении российских моряков никогда не было боевой машины, и в этой связи нет четкого понимания, что она из себя должна представлять. А делать аналог на базе сухопутного варианта — дело безнадежное. Ведь у БМП после получаса пребывания в морской воде полностью отказывает все электрооборудование, алюминий корродирует, а его покрытие по типу корабельного не спасает, поскольку при работе на земле оно повреждается".
Сергей Попов, главный конструктор научно-производственного центра, ИТАР-ТАСС

Большую проблему также представляет обеспечение высокой скорости (40 км/ч) на воде и повышенной мореходности БММП, требуемых согласно новой концепции загоризонтной высадки. Она предусматривает выгрузку десанта с транспортов далеко от берега, за линией горизонта, — у кораблей меньше риск попасть под огонь береговой обороны противника, а десанту обеспечена большая скрытность. Плавающие машины преодолевают 15–40 км до места высадки и захватывают плацдарм, что обусловливает требование высокой огневой мощи БММП.
"Фактически это должен быть быстроходный катер на воде и бронетранспортер на земле, способный преодолеть прибойную волну высотой до полутора метров".
Сергей Попов, главный конструктор научно-производственного центра, ИТАР-ТАСС
Помимо этого, есть еще одно осложнение. Оно состоит в том, что БММП должна высаживаться из кораблей-доков, которых нет на вооружении у ВМФ России. Следует ли приспосабливать разрабатываемое изделие под строящийся «Мистраль», пока неясно. Однако в научно-производственном центре есть наработки и определенные решения в этой области.

3D-модель Т-90МС от Bauris

  В своем ЖЖ, уважаемый мною Константин Bauris выложил свою новую работу - великолепнейшую модель танка Т-90МС "Тагил". Представлена машина №2, презентованная на выставке в Абу-Даби. Автору модели - благодарности и восторги! Утер Костя нос всем официальным "рекламщикам" от УВЗ, показал класс, показал как работать надо!

вторник, 27 августа 2013 г.

Генерал С.А.Маев: «Вы сделаете ублюдка»

«Армату» нужно будет подтягивать до уровня Т-95

 
Танк Т-95 в Кубинке

Через месяц, на выставке вооружений в Нижнем Тагиле, высшему руководству страны покажут тяжелую гусеничную унифицированную платформу «Армата». Это будет венец многолетней работы по созданию русского перспективного танка. Особую роль в создании танка будущего, сыграл председатель Центрального Совета РОСТО (ДОСААФ) генерал-полковник Сергей Маев. С 1996 по 2003 год он занимал должность начальника Главного автобронетанкового управления МО РФ и руководил разработкой танка Т-95 (ОКР «Совершенствование-88»). Главному редактору «Росинформбюро» Вячеславу Прунову удалось побеседовать с патриархом российского танкостроения.
    Иллюстрации, а также подписи к ним, представлены А. Хлопотовым.
-Сергей Александрович,  как Вы считаете, станет ли «Армата», которую на закрытом показе представят в Нижнем Тагиле,   революцией в танкостроении?   Или мы опять  будем «бить по хвостам» и догонять Запад?
-Я закончил свою службу в  Главном автобронетанковом управлении в 2003 году. К этому времени был создан типаж  российской бронетанковой техники. На выходе был танк   Т-95 по теме «Совершенствование -88». На выходе была группа легкобронных гусеничных машин типа БМП разных модификаций. На выходе была группа БТРов:  БТР «Росток» и модернизированные  БТР-70 и БТР-60. И, казалось бы, все выходило на финишную прямую. Мы показали публике  новые танки  «Черный орел» и «Беркут».
-«Беркут»?
-Да, «Беркут», на Омском заводе. Это были опытные машины, которые я запускал, что бы создать дух состязательности, с одной стороны, а с другой, отвлечь внимание от главной работы   «Совершенствование -88», которая велась на «Уралвагонзаводе».
А на Харьковском танковом заводе разрабатывали новые  машины «Боксер» и «Молот».  Там была вынесенная  пушка повышенного калибра 152 мм, ходовая часть как на Т-64, оппозитный двигатель мощностью  полторы тысячи лошадиных сил.   Правда,  экипаж размещался по обычной схеме. Но в  харьковской  машине были прежние недостатки Т-64. Очень сложный  механизм заряжания, плотная компоновка.
Танк Т-95 на полигоне Донгуз

Недостаток наших  танков  заключался в том, что в центе машины, в автомате заряжания размещались снаряды. Получалось наименее защищенное место:  60 мм бортовая броня и центр мишени. Ведь противник метит всегда в центр машины. Это ярко проявилось в Чечне, когда нашими же  РПГ-7, на близком расстоянии, бьют по центру и  происходит детонация боеприпасов, полное уничтожение танка и гибель экипажа. Его просто разносит в пух и прах.
Поэтому, было принято решение выйти на совершенно новый тип конструкции, который был реализован на «Совершенствовании-88».  Перспективный танк Т-95 имел    выносное вооружение  и  отдельную  капсулу для экипажа, расположенную  в передней части корпуса.   Все процессы, включая управление  ходом и организацию стрельбы,  были  автоматизированы.
Радиолокационная станция обнаруживала объекты противника на расстоянии до 10 км.  Дальность полета ракеты, как средства высокоточного поражения,  более 5 км.  Стрельба из пушки на расстояние до 3 тыс. метров с помощью «технического зрения».
Машина представляла собой  очень мощное сооружение. И самое главное, у нее был очень высокий запас мощности двигателя. Не смотря на то, что вес был в пределах 52-58 тонн, она с ходу, в течение 10 сек.,  развивала скорость до 70 км /час. Настолько была грамотно сконструирована подвеска и ходовая часть.