Две недели назад, так сказать, "идя на встречу выставке", мы начали цикл публикаций о БМПТ ("Уральский "Терминатор", "Ох уж эти "тридцатки"..."), главным лейтмотивом которых является признание УКБТМ своих ошибок, допущенных по тем или иным причинам, при создании "Терминатора". Наиболее убийственная критика БМПТ "Терминатор" прозвучала в журнале "Арсенал" №1/2012 год в статье "Судьба "Терминатора". Статья эта, сотрудниками корпорации "Уралвагонзавод" была воспринята очень болезненно. Но как мы видим, изучая материалы собственно работников УКБТМ, в "полузакрытых" публикациях, они и сами прекрасно осознают, что создавая БМПТ, они , мягко говоря, "перемудрили". Вот еще одна замечательная статья на эту тему.
БОЕВАЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ МАШИНА
В.М. Неволин,Д.Г. Колмаков (ФГУП
«Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»)
РАРАН.
Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение.
Труды Одиннадцатой Всероссийской научно-практической конференции.Том 3. НПО
Специальных материалов.СПб, 2008г. С.123-127.
Последние
20 лет стали временем существенного изменения общественно-политической ситуации
в мире. С распадом Организации Варшавского Договора прекратилось блоковое
противостояние, а вероятность возникновения глобального вооружённого конфликта
применением ядерного оружия отошла на второй план. Вместе с тем обострились и
вышли а первый план иные угрозы. Среди них такие как терроризм и сепаратизм. На
этом фоне участились региональные вооружённые конфликты, характерной чертой
которых стало ведение боевых действий в условиях города, в пригородных зонах и
в горной местности с активным применением в большом количестве достаточно
современных противотанковых средств, тяжёлой артиллерии (миномётов,
артиллерийских орудий), а нередко и бронетехники. Боевые действия в Ираке и
Чечне наглядно показали отсутствие в армиях развитых в экономическом и военном
отношениях стран специальных боевых бронированных машин (ББМ), способных вести
эффективные боевые действия с иррегулярными вооружёнными формированиями в новых
условиях. Между тем, по оценкам специалистов, вероятность возникновения подобных
конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических,
территориальных и других противоречий в ближайшей и среднесрочной перспективе
остаётся достаточно высокой [1]. Поэтому в ряде государств, в том числе в Российской
Федерации, в течение последних пяти-десяти лет ведутся достаточно активные работы
как по адаптации уже существующей БТТ, в т.ч. танков, к условиям ведения боя в
насеянном пункте и в горной местности, так и по созданию специальной, в
большинстве своём, колёсной техники. Однако, не смотря на определённые успехи,
достигнутые в этом направлении, до сих пор почти во всех странах, занимающихся
разработкой подобной техники, не далось создать специальной боевой машины,
способной эффективно решать поставленные задачи в новых боевых условиях.
Единственной машиной, способной в настоящее время эффективно решать эти боевые
задачи, является боевая машина поддержки танков (БМПТ), разработанная ФГУП
«УКБТМ» и готовящаяся к постановке на серийное производство на ФГУП «ПО
«Уралвагонзавод» (рис. 1, 2, 3). Её отличительной чертой является уникальное для
бронированных машин сочетание мощного многоканального вооружения, способного поражать
все виды целей на поле боя и современной всепогодной, всесуточной системы
травления огнём с всеракурсной броневой защитой. При этом данная боевая машина
унаследовала от базового танка Т-72 малые габариты и массу. Кроме того, по
сравнению с немецким «Леопард-2» PSO, французским «Леклерк» AZUR kit или американским «Амбрамс», модернизированным по программе TUSK, БМПТ выглядит более
предпочтительнее в силу гораздо меньших
массогабаритных показателей и лучшей манёвренности, так как её вооружение при
повороте башни не выходит за пределы корпуса, а углы наведения дают возможность
легко поражать цели на всю высоту городских построек (от подвальных до верхних этажей зданий). Высокие ТТХ позволяют
использовать БМПТ в качестве многоцелевой машины как для оказания
непосредственной огневой поддержки танкам, так и для проведения контртеррористических и миротворческих
операций. Поэтому не случайно, практически сразу, с момента своей первой демонстрации на
выставке вооружения в г. Нижний Тагил в 2000 г. БМПТ вызвала пристальное
внимание со стороны специалистов ведущих стран-производителей бронетехники -
США, Германии, Франции, Израиля.
Рис.1 БМПТ вид с переди |
Рис.2 БМПТ вид с боку |
Рис.3 БМПТ вид с зади |
Тем не менее, несмотря на свои
уникальные возможности, БМПТ, как боевая контртеррористическая машина, по
мнению авторов, имеет:
а) сложную и дорогую систему управления
огнём (СУО);
б)недостаточно сбалансированный для
решения задач по борьбе с незаконными вооружеными формированиями комплекс
вооружения;
в)излишний запас хода по шоссе (не менее
550 км);
г)наличие на изделии систем и
оборудования не актуальных при выполнении контртеррористических и
миротворческих операций (система ОПВ и др.).
Рассмотрим возможные варианты боевой
контртеррористической машины, которая может быть разработана на основе БМПТ
Рис.4 БКМ-1 |
Вариант
1. Данный вариант (условное название машины БКМ-1) представляет собой
модификацию БМПТ и предполагает установку упрощённых, более адаптированных к
новым условиям ведения боя прицельно-наблюдательного комплекса, аппаратуры СУО
и вооружения (рис.4). Опыт боевых действий с участием бронетехники в ходе
проведения контртеррористических операций свидетельствует о том, что скорости
передвижения боевых машин невысоки, а стрельба ведётся, как правило, с места. В
свете этого применение на БКМ такого сложного и дорогого прибора как
многоканальный прицел наводчика, имеющего независимую 2-х плоскостную
стабилизацию поля зрения, по мнению авторов, представляется нецелесообразным. К
тому же, специфика проведения спецопераций показывает, что для успешного
выполнения боевых задач вполне бывает достаточно менее дорогого и сложного
прицела. Поэтому предлагается вместо многоканального прицела наводчика
установить низкоуровневый телевизионный прицел (или комбинированный
оптико-электронный) с независимой одноплоскостной стабилизацией поля зрения,
либо аналогичный, но нестабилизированный прицел. Панорамный прицел для БКМ,
безусловно, нужен, поскольку обеспечивает круговой обзор для экипажа, что в
условиях ведения боя в городе значительно повышает возможности по обнаружению и
поражению целей. Однако представляется целесообразным его, также как и прицел
наводчика, применять на БКМ с одноплоскостной стабилизацией поля зрения, либо
нестабилизированным. С учётом вышеизложенного будет вполне логичным систему
стабилизации основного вооружения выполнить также одноплоскостной. Все это
приведёт к необходимости упрощения, в том числе, и аппаратуры СУО. Принимая во
внимание тот факт, что до 70% стоимости современных образцов БТТ составляет
стоимость системы управления огнём, можно однозначно утверждать - выдвинутые
предложения по упрощению прицельно-наблюдательного комплекса и аппаратуры СУО
БКМ-1 позволят снизить стоимость изделия в целом, при сохранении
тактико-технических характеристик на требуемом уровне, и тем самым повысить её
привлекательность для отечественных и зарубежных заказчиков.
С
целью оптимизации комплекса вооружения для проведения спецопераций предлагается
управляемые ракеты заменить на бронированные контейнеры с неуправляемыми
ракетными снарядами (НУРС) типа С-8 с осколочно-фугасной или
объёмно-детонирующей боевой частью (БЧ). При этом блок вооружения, состоящий из
двух 30-мм пушек 2А42 и спаренного с ними 7,62-мм пулемёта ПKTM заимствуется с БМПТ. Доработанная
таким образом башня устанавливается на танковый корпус, также доработанный (с
установкой курсовых гранатомётов АГ-17Д) аналогично корпусу БМПТ.
Опыт
боевых действий на Северном Кавказе, в Ираке и Афганистане показал, что
основными средствами поражения бронетехники, в том числе танков, у иррегулярных
формирований являются реактивные противотанковые гранаты, ручные
противотанковые гранагомёты (РПГ), реактивные пехотные огнемёты РПО-А «Шмель»,
стрелковое и снайперское оружие, в том числе крупнокалиберное, а также
противотанковые мины, радиоуправляемые (РВУ) и самодельные (СВУ) взрывные
устройства. Говоря об оружии ближнего боя, особенно хотелось бы отметить, что
существует высокая вероятность применения НВФ в ближайшей и среднесрочной перспективе
РПГ с тандемными боевыми частями. Тем более, что подобные образцы в настоящее
время разработаны как у нас в стране, гак и за рубежом. В качестве примера
можно привести отечественные РПГ-7 с гранатой ПГ-7ВР, PI1Г-27 «Таволга», РПГ-29 «Вампир», немецкий
РПГ «Панцерфаус-3» и шведский РПГ AT12-Т [2]. Не меньшую опасность в ходе проведения спецопераций,
главным образом при патрулировании и при сопровождении колонн авто- и
бронетехники, представляют мины. РВУ и СВУ направленного действия с поражающим
элементом типа «ударное ядро». Наиболее активно РВУ применялись в Чечне и в
Ираке. В Ираке СВУ и в настоящее время остаются наиболее эффективным средством
борьбы с войсками коалиции. Так, если в 2004 г. они стали причиной смерти
примерно 30% общего числа погибших в этой стране солдат и офицеров, то в
2006-2007 гг. доля потерь от СВУ составила 80% [3].
Исходя из вышеизложенного представляется
целесообразным установить на БКМ-1 комплекс средств защиты в следующем составе:
-лобовая проекция корпуса и башни - комплекс
ВДЗ «Реликт», включая съёмный модуль на верхней лобовой детали корпуса;
-бортовая проекция корпуса -
резинотканевые экраны с ДЗ «Реликт» и дополнительными тканевыми экранами
аналогично БМПТ, решётчатый противокумулятивный экран в районе выхлопа двигателя;
-кормовая проекция корпуса и башни -
решётчатые противокумулятивные экраны.
Опыт
боевого применения бронетехники в ходе проведения контртеррористической
операции в Чечне показал, что постановка
аэрозольных завес на угрожаемых направлениях позволяет снизить потери БТТ в
несколько раз. Поэтому на изделии предлагается установить систему постановки
дымовых завес типа 902А с использованием пусковых установок (ПУ) «Пурга-3»
(калибра 50 мм). Это позволит разместить на изделии большее, по сравнению с СПЗ
комплекса ТШУ-1, количество ПУ с увеличением сектора постановки завесы.
Для
повышения противоминной стойкости (ПМС) на БКМ-1 в отделении управления
предлагается внедрить мероприятия уже реализованные на БМПТ. установить стойки
(пиллерсы), а на днище машины дополнительную защиту, которая может быть
выполнена в виде съёмного модуля. Кроме того, с целью снижения вероятности
подрыва на РВУ на изделие предлагается установить комплекс радиоэлектронного
подавления (КРЭП) типа «Пелена-6», разработанный ЗАО «КОБРА» (г. Владимир).
Данный комплекс показал высокую эффективность при эксплуатации на различных
образцах авто- и бронетехники в ходе проведения контртеррористической операции
в Чечне [4]. Для обеспечения устойчивой радиосвязи с другими машинами члены экипажа
БКМ оснащаются специальным шлемом, разработки вышеуказанной фирмы,
обеспечивающим связь на дальности не менее 200 м при работающем блокираторе
РВУ. Для обеспечения защиты верхней проекции изделия от кумулятивных ПТСП над
люками командира и гранатомётчиков устанавливаются дополнительные броневые
экраны с контейнерами ДЗ.
С
целью усиления возможности экипажа по наблюдению за окружающей обстановкой
предлагается на БКМ-1 ввести систему наружного видеонаблюдения. Кроме того,
представляется целесообразной установка на изделие телефона, для обеспечения
связи с подразделениями. взаимодействующими с БКМ. Установка телефона, по
мнению авторов, будет способствовать лучшей ориентации экипажа в условиях
городского боя и выбору им приоритетных целей.
Принимая во внимание специфику применения БКМ, представляется
целесообразным значительное сокращение возимого на изделии запаса топлива. По
мнению авторов для предлагаемой машины вполне будет достаточен запас хода в 200
км (против 550 на БМПТ).
Это позволит сократить объём возимого
топлива на БКМ-1 по сравнению с БМПТ в 2,7 раза. При этом около 80% будет
находиться под надёжной защитой в корпусе изделия, часть в бронированных
отсеках (аналогично БМПТ), а остальные 20% - снаружи изделия в бронированном
отсеке, обеспечивающим защиту от огня стрелкового оружия, в том числе со
стороны верхней полусферы. Предлагаемое мероприятие позволит значительно
снизить уязвимость БКМ-1 и увеличить боекомплект курсовых гранатомётов.
Для
сохранения на высоком уровне подвижности и манёвренности БКМ-1, что является
немаловажным фактором в ходе боя в городе, на изделии устанавливается силовая
установка с двигателем В-92С2 мощностью 1000 л.с.
С учётом возможности применения НВФ в ходе боевых действий в черте
города или в горной местности искусственных завалов или баррикад на БКМ-1
должны быть предусмотрены места крепления навесного танкового бульдозера
ТБС-86, предназначенного для расчистки местности. Как вариант может быть
рассмотрена возможность установки на изделии оригинального встроенного
бронированного бульдозерного отвала (вместо штатного), предназначенного не
только для расчистки местности, но и являющегося дополнительным средством защиты
лобовой проекции корпуса.
Вариант
2. Данный вариант (условное название машины БКМ-2) является более
упрощённой по сравнению с первым вариантом версией боевой конртеррористической
машины и предполагает установку башни БКМ-1 на танковый корпус без доработки
последнего под монтаж курсовых автоматических гранатомётов. Исходя из этого,
БКМ-2 имеет существенные отличия от БКМ-1. Например, комплекс средств защиты на
БКМ-2 устанавливается в том же составе и аналогично БКМ-1. Однако, с целью
установки бортовых экранов с ДЗ «Реликт» должна быть выполнена доработка
надгусеничных полок, в кормовой части которых, в бронированных отсеках,
размещаются дизель-генераторная установка, блокиратор КРЭП и часть топлива.
Часть систем и узлов (система коллективной защиты, аккумуляторные батареи)
остаются на своих штатных местах в корпусе, а часть (система ОПВ), аналогично
БКМ-1, демонтируются с изделия. С целью повышения живучести изделия передние
правые и левый топливные баки, установленные в корпусе, размещаются в
бронированных отсеках.
На БКМ-2, также как и на БКМ-1, должны быть предусмотрены места под
установку бульдозера ТБС-86 для обеспечения расчистки местности от завалов и
баррикад. Кроме того, аналогично БКМ-1 может быть рассмотрена возможность
установки на изделие оригинального встроенного бронированного бульдозерного
отвала.
Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что предлагаемые
варианты боевой контртеррористической машины являются наиболее оптимальными
вариантами БКМ благодаря адаптированным к специфическим условиям боя СУО,
комплексу вооружения, а также высокому уровню защиты. БКМ-1 и БКМ-2 будут
способны вести эффективные боевые действия с НВФ в различных условиях, как-то:
в городских кварталах, в горной местности, при сопровождении колонн авто- и
бронетехники и при патрулировании. Вместе с тем подобные машины, по мнению
авторов, после небольшой доработки могут быть востребованы при проведении
миротворческих операций, в том числе в рамках ОДКБ. Тем более, что
интенсивность проведения подобных операций имеет тенденцию к возрастанию.
Литература
1.«Военно-промышленный курьер» № 46,
2007 г., с. 12.
2.Каталог «Оружие России 2006-2007» под
редакцией А.М. Московского: М., ООО «Военный парад», 2006 г., 1030 с.; «Зарубежное
военное обозрение» № 8, 1995 г, с.20 -24.
3.«Зарубежное военное обозрение» №2,
2008 г., с.39.
4.Рекламные материалы ЗАО «КОБРА» (г.
Владимир).