понедельник, 19 сентября 2011 г.

Как собирают зенитно-ракетные комплексы

Оборонный «ЗиК» известен своими ракетными комплексами «Бук» и С-300В. О том, как их собирают, — в нашем репортаже.
Заводу имени Калинина, известному как «ЗиК», в этом году исполняется уже 145 лет. Как и многие из оборонных предприятий Урала, он был эвакуирован к нам во время войны, но ведет свою историю с орудийных мастерских в Санкт-Петербурге.
Поэтому в музее завода среди выпускавшейся продукции можно встретить и пушки времен русско-турецкой войны, и зенитные орудия времен Великой Отечественной, и зенитно-ракетные комплексы времен холодной войны. Примечательно, что в музее хранятся и фрагменты самолета американского шпиона Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года под Свердловском. КБ завода приложило руку и к созданию сбившего его комплекса С-75.
ЗРК «Куб» (слева) и ЗРК «Круг» (справа) перед музеем «ЗиК» на территории предприятия.
На прошедшей недавно в Нижнем Тагиле выставке вооружений Russian Expo Arms-2011 «ЗиК» демонстрировал свою новую разработку — зенитно-ракетный комплекс «Бук-М2Э» на колесном шасси. После выставки губернатор Мишарин решил посмотреть на завод, где делают эти комплексы. А мы к нему присоединились.
ЗРК «Бук-M2Э» на RussianExpoArms-2011. Спереди пусковая установка, сзади — пуско-заряжающая.
На заводе мы прошлись по сборочному цеху, где собирают ЗРК «Бук» на гусеничном и колесном шасси, а также комплекс С-300В на гусеничном ходу. Последний, в отличие от привычных колесных гигантов семейства С-300П, традиционно замыкающих колонну техники на парадах 9 мая, разрабатывался не для ПВО, а для войсковых соединений, отсюда и индекс в названии.
При этом служба безопасности запретила снимать общие планы цехов и некоторые здания на территории, так что на фото лишь техника: крупно и в подробностях.
«Бук-M2Э» в цехе «ЗиК». Это именно та машина (судя по наклейкам на борту), что демонстрировалась на REA-2011.
Зенитно-ракетная система «C-300B»
ЗРК «Бук-М1» на гусеничном шасси.
Пуско-заряжающая установка ЗРК «Бук-М1» в сборочном цехе. Вместо ракет пока массо-габаритные макеты.
Губернатор Мишарин с любопытством изучал технику и общался с рабочими, среди которых оказалось много молодежи.
Цех механической обработки радует обилием современных станков.
Тут же множество заготовок для новых зенитных комплексов.
Помимо военной продукции «ЗиК» известен и гражданской — погрузчиками и уборочной техникой, активно закупаемой администрацией Екатеринбурга. Однако доля гражданской продукции в производстве завода — всего около 15%, и это не очень хорошо. Как отметил губернатор, это ставит завод в зависимость от одного заказчика и не способствует его устойчивому развитию в современной экономике.
Также главе области и города показали гражданскую продукцию завода.
Заглянуть в секретные цеха «ЗиК» и посмотреть на сборку зенитно-ракетных комплексов можно в большом (57 фото) фоторепортаже: тут

"В армию поступают танки Т-34 с трещинами бронекорпусов"

"В армию поступают танки Т-34 с трещинами бронекорпусов"
Журнал "Коммерсантъ Власть", №37 (941), 19.09.2011
Добраться в полном составе до линии фронта 
68-й танковой бригаде помешали исключительно
низкая техническая подготовка экипажей вместе
с поразительно большим количеством поломок техники
Фото: РГАКФД/Росинформ / Коммерсантъ
70 лет назад, 19 сентября 1941 года, большая группа работников танковой промышленности за выдающиеся достижения в работе была награждена орденами и медалями. Однако, как выяснил обозреватель "Власти" Евгений Жирнов, Прокуратура СССР вскоре начала расследование фактов массового выпуска бракованных танков.

"Разыгрались массовые танковые сражения"

На фоне известий о тяжелых поражениях Красной армии на фронтах, сдачи Киева, который всего несколькими днями раньше собирались удерживать любой ценой, и блокирования гитлеровцами Ленинграда новость о награждении значительного числа работников танковой промышленности выглядела достаточно неожиданно. За выдающиеся достижения ордена и медали получили работники ленинградского Кировского завода, а это значило, что это известнейшее предприятие страны, несмотря ни на что, продолжает работать. Кроме кировцев награды получили руководители, инженеры и рабочие харьковского завода N183. А выпускавший танковые моторы харьковский завод N75 наградили орденом Ленина, как наградили и многих его сотрудников.
Советские люди, если и не знали, то могли догадываться о том, что все эти заводы и их сотрудников в ходе эвакуации военной промышленности отправили на восток страны. А если их награждали, значит, они начали выпускать продукцию на новых местах и, значит, Красная армия будет продолжать биться с врагом. Для тех, кто меньше вникал в детали происходящего, газеты 20 сентября 1941 года разъясняли:
"Фашистская Германия, вероломно напав на Советский Союз, возлагала особые надежды на свои танковые войска. Гитлеровское командование строило планы быстрой и легкой победы, рассчитывая прежде всего на ударную силу своих танковых армий. Однако уже с первых дней войны обнаружился грубый просчет фашистского командования. Красная Армия противопоставила танковым колоннам врага не только противотанковую артиллерию, не только многообразные способы борьбы с танками,— она бросила на врага и крупные танковые силы. Разыгрались массовые танковые сражения с участием в отдельных операциях до 4 тысяч танков с обеих сторон... Уже в первые два месяца войны нашими войсками было уничтожено в бою более 8500 немецких танков. Громадная цифра немецких потерь продолжала расти в течение третьего месяца войны. Конечно, и советские танковые части терпят урон в сражениях. За два месяца войны выбыло из строя около 5500 наших танков. Перед нашей оборонной промышленностью стоит серьезная задача восполнения военных потерь. Мало, однако, восполнить потери, необходимо еще и накапливать резервы, т. е. непрерывно увеличивать производство танков... Дать советскому танку мощный безотказный мотор, облачить его в недоступную для вражеских снарядов броню, снабдить сильным и точным оружием и производить все это в необходимом количестве,— над этой жизненной для страны задачей неустанно работают десятки тысяч наших машиностроителей, инженеров, конструкторов, хозяйственников. Они ставят своей целью выпускать возможно больше танков и своей технической мыслью опередить противника. Этой высокой и благородной творческой задаче посвящают себя строители танков в дни отечественной войны (так в тексте, со строчной буквы.— "Власть"). О том, как они справляются с нею, можно судить по тому, что сегодня Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями работников трех заводов за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску танков и танковых моторов... За выдающиеся достижения в области организации серийного производства новых типов танков Президиум Верховного Совета СССР присвоил высокое звание Героя Социалистического Труда директору Кировского завода, одному из лучших и неутомимых организаторов оборонного производства — тов. И. М. Зальцману. За выдающиеся достижения в создании новых типов танков звание Героя Социалистического Труда присвоено выдающемуся конструктору, талантливому строителю советских танков Жозефу Яковлевичу Котину... Советский народ гордится своими строителями танков. Каждый советский труженик ставит их себе в пример — замечательных патриотов, с успехом прилагающих все свои усилия для того, чтобы изо дня в день росла и повышалась сила отпора врагу, боевая мощь родной Красной Армии. С благодарностью принимает фронт новые советские танки, которые еще покажут себя врагу!"
Казалось бы, газеты приукрашивали действительность лишь в том, что касалось германских и советских потерь. А там, где говорилось о новых танках, не уклонялись от истины. Ведь речь шла о Т-34, который, как всем известно, лучший средний танк Второй мировой войны. Однако, судя по докладам с фронта, новые советские танки и вновь сформированные танковые части, несмотря на обещание газет, показали себя далеко не с лучшей стороны.
Из-за ненадежных двигателей советские 
тяжелые танки оказывались легкой
добычей противника
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
"Установлен целый ряд заводских дефектов"

17 февраля 1942 года кандидат в члены Политбюро и член Государственного комитета обороны разослал высшему военному руководству страны доклад командующего 61-й армией Западного фронта генерал-полковника Федора Кузнецова, в котором говорилось:
"Входящая в состав 61-й армии 68-я танковая бригада была сформирована в Москве 5 января 1942 года в составе 2-х танковых батальонов и имела в наличии боевых машин: KB — 10 машин, Т-34 — 16 машин, Т-60 — 20 машин. Личным составом бригада была укомплектована полностью. Формирование бригады было проведено в чрезвычайно короткий срок, что, конечно, отразилось и на боевом состоянии бригады, так как бригада не имела ни одного дня на сколачивание ее подразделений. Личный состав бригады, экипажи танков, командный состав, друг друга не знали. Основная масса экипажей впервые работала на тяжелых и средних танках, и практический опыт их работы на этих машинах определялся не более одного часа. По прибытии 12 января 1942 года на ст. Горбачево бригада подвергалась бомбардировке авиацией противника, в результате которой бригада понесла большие потери в людском составе: убито — восемнадцать человек, ранено — двадцать семь человек, без вести пропало — три человека. В числе убитых: комиссар бригады, командир батальона, помощник командира батальона по тех.части и ранен целый ряд командного состава, в том числе командир бригады. В результате бомбежки вышло также из строя много вспомогательных транспортных машин. Большие потери в личном составе отразились на моральном состоянии остального личного состава бригады. 13 января бригада выгрузилась на ст. Монаенка и была направлена в район боевых действий. При движении на фронт, не участвуя в бою, бригада потеряла застрявшими в канавах, ручьях, размороженные двигатели, перегревы двигателей и т. п. тяжелых и средних танков — девять, легких — десять. Итого девятнадцать машин. Танки продолжали выходить из строя по различным причинам, главным образом из-за пробития прокладок головки блока".
Генерал Кузнецов докладывал и о причинах технических проблем — о подготовке экипажей и заводском браке:
"Подобный массовый выход танков из строя объясняется исключительно низкой технической подготовкой личного состава. Помимо этого произведенной проверкой установлен целый ряд заводских дефектов как-то: слабая подтяжка анкерных болтов, что способствовало большому выходу из строя прокладок головки блока, пробитие прокладок коллекторов, трещины картера двигателя, трещины картера коробки перемены передач. Присланные 6 моторов оказались для установки на танки непригодными, т. к. один мотор сам требует ремонта, два требуют доукомплектования, два — расточки носка вала и только один после предварительной подготовки может быть поставлен на танк. Отсутствие каких-либо эвакосредств в бригаде, особенно для тяжелых и средних танков, чрезвычайно затрудняет эвакуацию поврежденных машин и вынуждает применять исправные танки как буксиры, что также способствует преждевременному выходу их из строя".
Как оказалось, потери от вражеского огня не идут ни в какое сравнение с потерями от поломок:
"В дальнейшем,— докладывал Кузнецов,— при столкновении с противником бригады, последняя потеряла от огня противника одну машину среднюю и две легких. На 10 февраля бригада имеет на ходу всего: КВ — один, Т-34 — один, Т-60 — шесть. Подобное количество танков никак нельзя именовать бригадой. Из-за отсутствия ремонтных средств в бригаде и армии танки не ремонтируются. При отправке на фронт боевую готовность 68-й танковой бригады, видимо, никто не проверял. Было бы целесообразнее эту бригаду подготовить в тылу, а не посылать на фронт такую сырую часть. Прошу бригаду отвести в тыл, а вместо ее направить в состав армии боеспособную танковую бригаду".
Командующий Западным фронтом генерал армии Георгий Жуков после ознакомления с докладом генерал-полковника Кузнецова написал Маленкову: "Такие бригады не впервые прибывают на З. фронт. Мне кажется, что это дело следует обсудить и принять решение".
Жалобы на качество танков продолжали идти и в следующие месяцы. В мае 1942 года появились сообщения о том, что в части поступают танки Т-34 с трещинами в броне. После чего 5 июня 1942 года Государственный комитет обороны (ГОКО) принял постановление "Об улучшении танков Т-34". А Прокуратуре СССР поручили выявить причины выпуска брака. Но вряд ли кто-нибудь ожидал, что расследование даст настолько ошеломляющие результаты.
Низкокачественная броня и конструктивные
особенности делали советские танки легко 
подбиваемыми и легко воспламеняемыми
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
"Разбазарили продовольственные фонды"

Еще до начала проверки не было сомнений в том, что одна из важнейших причин выпуска дефектных танков — плохое питание рабочих, ведь ослабленный человек менее точен в работе и чаще совершает ошибки. И прокурорская проверка показала, что рабочие эвакуированного в Челябинск Кировского завода недоедают потому, что их объедает собственное заводское руководство. 28 июня 1942 года прокурор СССР Виктор Бочков докладывал Молотову, который в Государственном комитете обороны отвечал за танковую промышленность:
"Произведенным Прокуратурой СССР расследованием установлено: в первом полугодии 1942 года работники УРСа (управления рабочего снабжения.— "Власть") Кировского завода в г. Челябинске разбазарили нормированные продовольственные фонды: мяса-рыбы — 75 133 кг, жиров — 13 824 кг, крупы — 3007 кг, сахара — 2098  кг, сыра — 1539 кг и др. Незаконное расходование этих продуктов производилось на спецснабжение (спецпайки) и питание командного состава завода, без вырезки талонов из продовольственных карточек. По произвольным нормам, утвержденным бывшим директором завода т. Зальцманом, несколько сот человек командного состава завода получали в столовой и со склада УРСа каждый месяц по 15 кгр. мяса, 4 кгр. масла, 5 кгр. рыбы и икры, 20 шт. яиц и другие продукты".
Как докладывал прокурор СССР, директор завода Зальцман не забывал и себя:
"В начале 1942 года т. Зальцман переезжал из Кировского завода в Нижний Тагил на должность директора завода N183, и по его распоряжению ему в вагон было погружено (за счет Кировского завода) продуктов на 9529 руб. В числе продуктов было: 50 кг крупы, 25 кг сахара, 100 кг пшеничной муки, 20 литров спирта, мясопродуктов — 155 кг, 50 кг сливочного масла, 40 кг вермишели и т. п. Кроме того, из производственно-технических фондов завода было взято 320 литров ректифицированного спирта, который через УРС передавался в директорскую столовую завода для распития и развозился по квартирам отдельным работникам завода".
К тому же, как установили следователи, работники УРСа, пользуясь ситуацией, занялись самоснабжением и снабжением своих знакомых. Опять из продуктовых фондов, выделявшихся для рабочих:
"Пользуясь таким беспредельным и незаконным разбазариванием нормированных продуктов рабочего снабжения и попустительством директора завода т. Зальцмана, ответственные работники УРСа завода — Братников И. А., Лейтман Э. М., Медведев А. А. и Гарфункель А. К., в свою очередь, разбазаривали нормированные продукты по запискам, своеобразным ордерам и т. п. Эти работники УРСа арестованы и преданы суду. В результате того, что было разбазарено столь значительное количество продуктов из централизованных фондов, рабочим Кировского завода не были полностью отоварены их рабочие карточки".
По итогам расследования прокурор СССР предлагал Молотову наказать Зальцмана и предупредить остальных руководителей предприятий и наркоматов:
"Докладывая об изложенном на Ваше распоряжение, со своей стороны, считаю, что на т. Зальцмана за допущенные им незаконные действия должно быть наложено строгое взыскание. Наряду с этим, учитывая, что такого рода факты могут иметь место и на других заводах,— считал бы целесообразным издание специального постановления СНК СССР с предупреждением наркомов и руководителей промышленных предприятий о строгой ответственности за самовольное установление дополнительных норм снабжения за счет централизованных нормированных продфондов".
Однако предложение Бочкова несколько опоздало. Сталин, недовольный не только качеством Т-34, но и невыполнением плана по их выпуску, 1 июля 1942 года снял с должности наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева, оставив его заместителем председателя Совнаркома СССР. Новым наркомом Сталин назначил Исаака Зальцмана. А месяц спустя прокуратура установила, что большая часть танков Т-34 с трещинами на броне выпущена харьковским заводом N183, эвакуированным в Нижний Тагил. Причем в то время, когда заводом руководил новый нарком.
Как установила прокуратура, быстрое разрушение 
брони объяснялось серьезными технологическими 
нарушениями при ее изготовлении
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
"Большое количество бракованных бронелистов"

"Докладываю,— писал Бочков Молотову 4 августа 1942 года,— что Прокуратурой Союза производится расследование по поводу поставки танковым заводом недоброкачественных бронелистов, в результате чего в армию поступают танки Т-34 с трещинами бронекорпусов. В мае с. г. на завод N183 из частей Красной Армии поступило в связи с этим рекламаций на 13 машин, в июне — на 38 машин и лишь за первую декаду июля — на 72 машины. Кроме того, 16 бронекорпусов, изготовленных заводом N183, подверглись переделке на заводе N264. Из числа машин, на которые поступили рекламации, 26 были выпущены в марте, 22 в апреле и 34 в мае с. г. На всех этих машинах оказались трещины на лобовых листах и на листах подкрылка. Кроме того, некоторые машины имели трещины кормового и вертикальных бортовых листов. На лобовом листе трещины обычно расположены вокруг защиты шаровой установки, вокруг буксирных крюков, у люка водителя и т. п. Размер трещин колеблется от 50 до 1200 мм, причем на листе их бывает от 2-х до 8 штук. Кормовой лист не вваривается в корпус, но, несмотря на это, также имеет трещины".
Прокуратура без труда установила причины брака:
"Недоброкачественные бронелисты заводу N183 НКТП поставляет Ново-Тагильский завод НКЧМ. Поставку этих бронелистов Ново-Тагильский завод начал еще в ноябре 1941 года, но их дефектность была обнаружена на заводе N183 только в марте-апреле с. г., т. к. до этого времени завод N183 пользовался имевшимся заделом из бронелистов, изготовленных б. Мариупольским заводом. Как только этот задел был исчерпан и завод перешел на бронелисты, изготовленные Ново-Тагильским заводом, начали поступать массовые рекламации из армии. При исследовании причин, вызвавших изготовление недоброкачественных бронелистов, оказалось: выплавляемая на Ново-Тагильском заводе сталь марки "8с" отличается крайней неоднородностью по своему составу, главным образом по содержанию углерода, фосфора и кремния".
Прокуратура проверила Ново-Тагильский металлургический завод и, как докладывал Бочков, установила:
"Все дефекты являются результатом систематического и грубого нарушения технологической дисциплины на Ново-Тагильском металлургическом заводе. Это явствует хотя бы из следующих примеров:
1. В мартеновском цеху плавка металла вместо установленных 14 часов продолжается 15-18 часов.
2. Транспортировка горячих слитков из мартенов в прокат производится в негодных, полуразрушенных термосах. При этом, как показывает нач. ОГК завода Таран, дирекция НТМЗ ничего не предпринимает для приобретения новых термосов, несмотря на решающее значение этого дела.
3. НТМЗ систематически нарушает технические условия в части комплектности, веса и шифра деталей, поставляемых заводу N183".
Одновременно следователи выявили и нарушения финансовой дисциплины:
"Характерно, что, направляя заводу N183 большое количество бракованных бронелистов с тем, чтобы этот завод мог использовать путем вырезки отдельных деталей хотя бы пригодную часть листов, НТМЗ получает с завода N183 стоимость этих листов сполна, т. е. сумму стоимости вполне пригодных листов. В результате, как сейчас установлено, НТМЗ уже переполучил от завода N183 за период ноябрь-май 2 706 226 рублей".
Это, как указывал Бочков, только та часть переплат, которую удалось документально подтвердить. В реальности Ново-Тагильский металлургический завод получил значительно больше: "Эта сумма, как признает и сама дирекция завода N183, является безусловно заниженной".
Едва ли не главным виновным в выпуске брака прокурор СССР считал наркома черной металлургии Ивана Тевосяна:
"Необходимо заметить, что со стороны Наркомата черной металлургии, вполне осведомленного о неблагополучии в деле изготовления бронелистов на Ново-Тагильском заводе, до настоящего времени не предприняты реальные меры к устранению имеющихся безобразий. Наркомат в этом вопросе, по существу, продолжает занимать пассивную позицию и считает, что вопрос о причинах брака бронелистов "находится в стадии выяснения". Считая, что факты, вскрытые следствием, весьма серьезны и проливают достаточный свет на это дело, докладываю об изложенном на Ваше распоряжение. Со своей стороны, полагаю, что наркому черной металлургии т. Тевосяну решением ГОКО должно быть поручено в двухнедельный срок устранить нарушения технологической дисциплины на Ново-Тагильском заводе и обеспечить выпуск доброкачественной брони для танков Т-34. Директора Ново-Тагильского завода тем же решением предупредить, что в случае необеспечения выпуска доброкачественных бронелистов и неустранения нарушений технологического режима в двухнедельный срок, он будет отстранен от должности и отдан под суд".
Возмущенный Молотов отправил доклад прокурора СССР в Наркомат танковой промышленности и Наркомат черной металлургии с резолюцией: "Что предпринимается НКЧМ для ликвидации недостатков в броне?" Как оказалось, практически ничего.
Необходимые меры, предпринятые наркомом 
Тевосяном для улучшения качества брони, 
прокуратура сочла совершенно недостаточными
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
"Исключительная технологическая распущенность"

Согласно бытующим представлениям о сталинской эпохе, все руководители заинтересованных ведомств должны были немедленно, бросив остальные дела, без сна и отдыха заниматься устранением недочетов. Однако вместо этого 10 августа 1942 года нарком черной металлургии Тевосян писал Молотову:
"Как только были получены сигналы о трещинах на бронекорпусах, изготовляемых из металла Новотагильского завода, Наркомчерметом немедленно были приняты меры, во-первых, по установлению причин появления трещин; во-вторых, по улучшению качества бронелиста, выпускаемого Новотагильским заводом. Проверка показала, что основными причинами являются: чрезмерно облегченные технические условия для бронелиста поставки Новотагильского завода, которые не гарантировали надлежащий контроль качества металла, неоднородность химического анализа и серьезное упрощение технологического процесса обработки деталей и сборки корпусов, допущенное заводом N183 Наркомтанкодрома. Облегченные технические условия на поставку Новотагильским металлургическим заводом бронелиста для завода N183 были утверждены в ноябре 1941 года Зам. председателя СНК CCCP товарищем Малышевым. Этими техническими условиями были расширены пределы по химическому анализу стали, идущей для танка Т-34, и повышено содержание в ней фосфора... Несмотря на то что Новотагильский завод, по распоряжению Наркомчермета, и после утверждения облегченных технических условий в факультативном порядке контролировал качество излома, качество металла по этому показателю понизилось в связи с тем, что обязательные требования по излому были отменены".
Как утверждал Тевосян, кроме Малышева в появлении трещин на броне были повинны и танковые заводы:
"Завод N183 так же, как и другие корпусные заводы, ослабили технологическую дисциплину и контроль за технологией и допустили упрощение технологических процессов обработки деталей и сборки корпусов без принятия необходимых мер к сохранению их качества. Эти упрощения заключались в применении вырезки деталей из закаленной брони, отмене низкого отпуска деталей после их вырезки, применении для сварки электродов больших диаметров и повышенных режимов тока".
Тевосян докладывал также, что все недостатки уже устранены и броня выпускается по новым техническим условиям:
"В этих технических условиях сужен химический анализ стали для машины T-34, снижено содержание в ней фосфора, повышены требования к качеству металла по излому и бронестойкости. В настоящее время поставка бронелиста Новотагильским заводом производится в строгом соответствии с этими техническими условиями... Новотагильскому заводу даны Наркомчерметом дополнительные конкретные указания по ужесточению технологии выплавки и разливки броневой стали и проката бронелиста, а также по усилению контроля качества листа. Для помощи в упорядочении технологического процесса и повышении качества бронелиста на Новотагильский завод командирована бригада высококвалифицированных специалистов Наркомчермета с участием сотрудников Научно-исследовательского броневого института и Наркомтанкопрома. Для обеспечения выполнения указаний Наркомата директором Новотагильского завода назначен Заместитель народного комиссара черной металлургии тов. Резников. В июле и в августе поставка бронелиста заводу N183 наряду с Новотагильским заводом производится с Магнитогорского и Кузнецкого заводов, обеспечивающих необходимое качество бронелиста".
Зампред Совнаркома Малышев, в свою очередь, писал Молотову 14 августа 1942 года:
"Тов. Тевосян считает, что основной причиной плохого качества брони явились облегченные технические условия, утвержденные мною в ноябре месяце 1941 г. Это совершенно неправильно и вот почему:
1. ТУ, утвержденные мною в ноябре 1941 г., при их соблюдении, гарантируют вполне удовлетворительное качество бронелиста. Это подтверждается тем, что точно по таким же ТУ (кроме предела по фосфору) работал с начала войны Мариупольский завод и выпускал очень хорошую броню. Предел по фосфору для Ново-Тагильского завода был повышен с 0,035% до 0,040%, исходя из местных тагильских условий, по настойчивому требованию НКЧМ. По основным техническим условиям, утвержденным ГАБТУ КА 4 апреля 1942 г., допускалась приемка брони даже с еще более высоким содержанием фосфора — до 0,045%.
2. Как показала проверка, на Ново-Тагильском заводе систематически нарушались и не выполнялись облегченные ТУ, утвержденные в ноябре месяце 1941 г. (неоднородность металла по химсоставу, выходящая за пределы ТУ, шиферность, расслоение, пониженная вязкость).
3. Поскольку ТУ, утвержденные в ноябре 1941 г., давали некоторые льготы Ново-Тагильскому заводу только на период освоения производства бронелиста и являлись временными, Наркомтанкопром (завод N183) уже в январе 1942 г. предложил Наркомчермету утвердить новые, более жесткие ТУ, но зам. наркома т. Резников категорически отказался утверждать новые ТУ, мотивируя это тем, что Ново-Тагильский завод не справляется пока с выполнением действующих, льготных ТУ".

Массовое производство танков лишь в 1944 году 
удалось избавить от многочисленных производственных д
ефектов
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
Малышев писал и о дальнейших попытках исправить положение:
"В связи с отказом т. Резникова утвердить новые ТУ последние были направлены 27 января 1942 г. на утверждение в Наркомчермет. Наркомчермет письмом от 2 февраля 1942 г. также отказался рассматривать и утверждать новые ТУ 4 марта 1942 г. Наркомтанкопром вторично предлагает пересмотреть временные ТУ и вновь (1 апреля 1942 г.) Наркомчермет отказывает в этом. В мае месяце 1942 г. завод N183 вновь предлагает Ново-Тагильскому заводу утвердить частные ТУ на поставку брони, и вновь НТМЗ отказывается от рассмотрения, ссылаясь на прямое запрещение Наркомчермета. В мае месяце моим телеграфным распоряжением временные ТУ были отменены и Ново-Тагильскому заводу было предложено работать по основным ТУ. Несмотря на это, т. Тевосян запретил вводить новые ТУ и Ново-Тагильский завод продолжал работать по временным ТУ вплоть до постановления ГОКО от 5 июня с. г.".
Но, что было куда важнее, Малышев утверждал, что качество новотагильской брони остается стабильно плохим:
"Доказано, что основной причиной плохого качества брони Ново-Тагильского завода является исключительная технологическая распущенность, царившая на заводе и нарушение самых элементарных правил изготовления брони на Ново-Тагильском заводе. Качество бронелиста, поставленного Ново-Тагильским заводом в июле месяце, продолжает оставаться плохим, и это показывает, что серьезных мер по наведению порядка на Ново-Тагильском заводе еще не принято".
Арбитром в этом споре Молотов сделал прокурора СССР Бочкова, который 16 августа 1942 года доложил:
"Утверждение тов. Тевосяна о том, что часть трещин на броне танков появляется в результате того, что на танковых заводах нарушается технология обработки бронеплит, имеет под собой некоторую почву. Однако эти нарушения технологии на танковых заводах не давали бы массового появления трещин бронекорпусов, если бы металл (бронеплиты), поставляемый Ново-Тагильским заводом, был доброкачественным и отвечал техническим условиям".
А кроме того, Бочков подтверждал, что новотагильская броня все еще остается дефектной:
"Указание тов. Тевосяна на то, что со стороны НКЧМ были приняты необходимые меры для устранения этих фактов, не может быть признано удовлетворительным хотя бы потому, что о выпуске дефектных бронеплит Ново-Тагильским заводом Наркомчермету стало известно еще осенью прошлого года. Несмотря на это, выпуск дефектных бронеплит продолжается по сие время. Не устранены и причины, порождающие брак, а именно: грубейшие нарушения технологической дисциплины на Ново-Тагильском заводе все еще имеют место, не приобретены новые термоса взамен негодных и т. п.".
Казалось бы, после такой попытки обмана члена Политбюро и ГОКО Молотова руководители Наркомчермета должны были понести суровое наказание. Однако Молотов ограничился созывом совещания для рассмотрения мер по улучшению качества бронеплит. Причем это оказалось не последним дефектом Т-34, с которым боролись по ходу выпуска этих танков. Менялась конструкция, менялись руководители отрасли. В июне 1943 года Зальцмана сняли с работы и вернули на должность наркома танковой промышленности Малышева. Только летом 1944 года после усовершенствования конструкции и доработки технологии Т-34 и стал тем лучшим средним танком Второй мировой войны, который известен всем. Но только конца войны, а отнюдь не первых ее лет.
Gur Khan: ...ну что было, то было! Главное, не забывать уроки истории, и не повторять совершенных ошибок. А то ведь оно у нас все чаще по замкнутому кругу идет - любим на свои же грабли наступать...

Made in China





Made in China – придумано на Западе?

("iHNed.cz", Чехия)
Алице Резкова (Alice Rezková)
Полки с "лунными пряниками" (юэбинами) в пекинском супермаркете Carrefour Китай прославился как страна дешевой рабочей силы и дешевых товаров, которыми он заваливает весь мир. На Западе менеджеры и политики утешают друг друга речами, в которых подчеркивают, что хоть китайская экономика и оказывается первой, идеи и инновации по-прежнему остаются у Запада, и их китайские компании перешагнуть не могут. Китайскую продукцию часто считают некачественной или неоригинальной и скопированной. Но такой подход в должной степени не принимает во внимание происходящее в данный момент развитие китайского рынка.

К инновациям Китай подошел так же, как и к производству своих товаров: чем больше, тем лучше, потому что в количестве сила. Китайские власти вкачивают огромные ресурсы в университетские программы (уже сегодня Китай может похвастаться большим количеством инженеров и ученых, чем США), а также в науку и инновации (второй крупнейший в мире объем направляемых средств). Помимо этого государство финансово мотивирует компании и университеты регистрировать патенты. Китайские студенты, которые приносят патент, с большей вероятностью получат разрешение на проживание в предпочтительном для них городе, что для молодых китайцев является большим стимулом, если учесть, что количество переселений и передвижений по стране ограничено. За некоторые патенты власти выплачивают бонусы или компенсируют расходы на регистрацию патента. Для активных компаний может быть снижен подоходный налог с 25% до 15%.

Китайские компании к такой тенденции очень быстро приспосабливаются и предлагают своим сотрудникам вознаграждения, если они придут с какой-нибудь запатентованной идеей. Вместе с патентами развилась достаточно новая сфера услуг в области авторских прав. Неудивительно, что Китай в 2010 году по числу зарегистрированных патентов (314 тысячи) приблизился к Японии (337,5 тысячи) и США (327 тысяч). Может так случиться, что по статистике за 2011 год Китай даже опередит США, что станет хорошей пощечиной для всех защитников идеи креативности Запада.

Но на китайский патентовый бум нельзя смотреть только сквозь числа, потому что они в Китае всегда огромные и поражающие воображение. Китайские патенты относятся, прежде всего, к группе так называемых utility patents, то есть технических патентов, которые служат как различные улучшения уже существующих продуктов. Таким образом, очень часто речь не идет о революционных оригинальных идеях, как в случае США или Японии. Именно в «маленьких» инновациях, которые хоть и не меняют рынки, но позволяют вещам работать лучше, китайцы блистают. Таким образом, не стоит ждать, что из Китая в ближайшем будущем придет новый Стив Джобс или Марк Цукерберг, но, с другой стороны, у китайцев, скорее всего, количество в качество перейдет быстрее, чем мы сейчас думаем.

Мотивация китайской гонки за патентами понятна: уважение к защите авторских прав открывает двери для инвесторов в хай-тек отрасли, которых Китай очень ждет. Раньше западные компании в местных органах власти с большим трудом находили хоть какую-то поддержку или желание решить проблемы, связанные с нарушением авторских прав. Но в последние годы западные фирмы начали вступать в бой с китайскими судами и органами и, как ни странно, стали выигрывать споры, в том числе и о финансовой компенсации.

Итак, пришло время понять, что Китай может быть инновационной страной, где местные компании приносят инновации, а не работают исключительно на инициативе транснациональных корпораций. Китайские предприятия с новыми продуктами смогут быть на удивление гибкими. Если они сделают ставку на новую идею, которая в будущем покажет себя как нефункциональная, они не остановятся на старом, а быстро перейдут к новому проекту. Хоть Запад и не хочет слышать, что китайский подход, например в образовании и науке, может вдохновить на реализацию похожих идей во многих областях, особенно с учетом нынешнего экономического развития.

Автор – аналитик Ассоциации по международным вопросам (AMO, Asociace pro mezinárodní otázky)
Оригинал публикации: Made in China, vymyšleno na západě?



Василий Ганин

Китайцы зайдут в Арктику через Исландию

Один из богатейших бизнесменов КНР намерен построить на 0,3% территории Исландии курорт. Не исключено, что за экзотическим проектом скрывается стремление Пекина к освоению Арктики.
Самый большой в мире неядерный ледоход китайский «Снежный дракон». Фото: Stefan Nagtegaal&Steven Wittens/WordPress.com
Самый большой в мире неядерный ледоход китайский «Снежный дракон». Фото: Stefan Nagtegaal&Steven Wittens/WordPress.com
Один из самых богатых людей Китая пытается купить огромный участок земли в Исландии. Территория в 300 квадратных километров, эквивалентная 0,3% всей площади острова в Северной Атлантике, потребовалась бывшему правительственному чиновнику КНР, ныне девелоперу Хуану Нубо для создания туристического комплекса. Необычное месторасположение предполагаемого эко-курорта, включающего гольф-поле, в необжитом районе на северо-востоке Исландии вызывает немало вопросов относительно истинных намерений китайского инвестора, пишет The Financial Times. Стоимость проекта оценивается в 100 млн долларов.
Покупка земли уже оговорена с частным владельцем участка, но потребует специального решения правительства Исландии. Такое решение должен будет лично принять министр внутренних дел Огмундур Йонассон, и он уже выразил по этому поводу озабоченность. «Китай очень активно скупает земли по всему миру, так что нам надо продумать международные последствия», — приводит его слова FT. Исландские СМИ не исключают, что плацдарм в Исландии понадобился китайцам для последующего проникновения в Арктику. Если в результате глобального потепления Арктика станет пригодной для судоходства, Исландия могла бы стать для КНР перевалочной базой.
Эта идея не столь абстрактна, как может показаться. Китайцы не принимают участия в словесной войне, в которой активно участвуют Россия, Канада и другие арктические страны, но от этого их амбиции в отношении крайнего Севера ничуть не меньше. Весной китайский ледокол «Снежный дракон», самый большой неядерный ледокол в мире, сделал первый заход в Исландию. Для этого китайский корабль, также впервые в истории, совершил плавание через Северо-Восточный проход — вдоль побережья России и Норвегии — на пути в Исландию и через Северо-Западный проход на обратном пути, сообщало издание Arctic Portal.
Идея подобного похода была оговорена осенью прошлого года во время визита высокопоставленной делегации КНР в Рейкьявик, ее тогда одобрил президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон.
План устройства обширного китайского курорта на территории Исландии вызывает меньше энтузиазма у руководства островного государства, несмотря на острую нужду в иностранных инвестициях после того, как с началом экономического кризиса 2008 года Исландия фактически стала государством-банкротом.
Как пишет FT, критики девелоперского проекта КНР убеждены: китайцев интересует не возможность построить гольф-поле в Северной Атлантике, а шанс продвинуть свои геополитические интересы в стране-члене НАТО, занимающей стратегическое положение на перекрестке мировых торговых путей.
Как большинство китайских миллиардеров, автор девелоперского проекта Хуан Нубо в прошлом занимал важные посты в правительстве, в частности, в Департаменте пропаганды, а затем в Министерстве строительства КНР. Ныне его состояние оценивают в 890 млн долларов, он занимает 16-ю строчку в списке самых богатых людей Китая.
Возможно, что все подозрения в геополитических намерениях китайского инвестора совершенно неуместны и следует поверить тем знающим г-на Нубо людям, которые утверждают: его интерес к Исландии есть следствие его глубокой любви к природе. Впервые Хуан Нубо заинтересовался Исландией еще в 70-е годы студентом Пекинского университета, в котором его соседом по общежитию был студент из Исландии Хйорлейфур Свейнбьорнссон. Потом исландец вернулся на родину, женился, а его жена стала последовательно министром иностранных дел Исландии и мэром Рейкьявика. Не удивительно, что супруга бывшего однокашника китайца выступает его неформальным представителем в Исландии.
Газета The Financial Times напоминает, что КНР в прошлом году совершила с Исландией валютный своп на сумму в полмиллиарда долларов. Это было воспринято аналитиками как признак того, что Пекин стремится к установлению тесных отношений с Рейкьявиком. Две страны действительно находятся сейчас в тесном контакте, обсуждая возможное сотрудничество в арктическом судоходстве, замечает FT.

Русские ракеты

Еще интересный материал от коллег-"оборонщиков". Пусть статья не шибко "свежая", зато интересная и раскрывает потенциал нашего ОПК.

Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" совершила прорыв

В серийное производство запускается сразу 15 новых образцов высокоточного оружия мирового уровня


вто, оружие / Генеральный директор – генеральный конструктор корпорации
Генеральный директор – генеральный конструктор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов.
Фото Виктора Литовкина
Возле экспозиции корпорации «Тактическое ракетное вооружение» на МАКС-2011 всегда толпился народ. Зрителей буквально завораживали совершенство форм и красота авиационных и корабельных ракет. А специалистов интриговали данные тактико-технических характеристиках выставленных новинок.
Нынешний 10-й Международный авиационно-космический салон стал пятым для корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Но если вести отсчет с предшественника корпорации – государственного научно-производственного центра «Звезда–Стрела», то ракетчики участвовали во всех МАКСах начиная с самого первого в 1993 году.
Первый МАКС 1993 года оказался удачным для ГНКЦ «Звезда–Стрела». Специалистов разных стран заинтересовала впервые демонстрировавшаяся противокорабельная ракета Х-35Э (буква Э в названиях всех видов вооружения означает «экспорт») для корабельного ракетного комплекса (КРК) «Уран-Э». Новый перспективный комплекс сразу привлек внимание индийских военных моряков. И удивительное дело: обычно переговоры с индийцами тянутся несколько лет, а тут уже в следующем, 1994 году был подписан контракт на поставку КРК «Уран-Э» для ВМС Индии. Это свидетельствует о высоких боевых качествах и эффективности корабельного комплекса, о его актуальности и востребованности.

Первая половина 1990-х была провальной для российского ОПК. Контракт с Индией помог ГНПЦ «Звезда–Стрела» не просто продержаться, сохранить предприятие и кадры, а наладить серийный выпуск новой продукции. Полученными деньгами воспользовались рачительно и на перспективу – они были направлены на подготовку серийного производства КРК. В 1996 году на эсминце ВМС Индии «Дели» был установлен первый комплекс «Уран-Э». Потом началось оснащение им и других кораблей. А вслед за Индией и другие страны обратили внимание на это оружие.
Так что у корпорации «Тактическое ракетное вооружение» нет сомнений относительно необходимости участия в авиасалоне. Участвует всегда и очень активно. Как интегрированная структура, корпорация заявила о себе на МАКС-2003. Тогда в ее составе было шесть предприятий, имевших давние производственные связи. А на салоне 2005 года уже 14 предприятий представили свою продукцию в рамках общей экспозиции. В том числе и такие признанные поставщики высокоточного оружия (ВТО), как МКБ «Вымпел», МКБ «Радуга», ГНПП «Регион», стоявшие у истоков новых направлений создания современного вооружения. Это три кита вместе с головным предприятием, усиленные мощью объединенного интеллекта, вывели корпорацию «Тактическое ракетное вооружение» на принципиально новый уровень, соответствующий крупнейшим мировым лидерам отрасли. И неудивительно, что корпорация стабильно входит в сотню ведущих оружейных фирм мира.
Сейчас в корпорации 18 крупных предприятий. Это единый технологический комплекс, образованный системой конструкторских бюро, опытных и серийных заводов, обеспечивающих замкнутый производственно-технологический и эксплуатационный цикл по разработке, производству, испытаниям, послепродажному обслуживанию, ремонту, модернизации, утилизации поставляемых образцов. А в основе лежат традиции конструирования и производства, развиваемые не один десяток лет.

ГНПЦ «ЗВЕЗДА–СТРЕЛА»

13 марта 2002 года вышло постановление правительства Российской Федерации № 149 «О создании открытого акционерного общества «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Кроме ГНПЦ «Звезда–Стрела» в него вошли государственные предприятия «Омский завод «Автоматика», «Машиностроительное конструкторское бюро «Искра», «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь», «Завод «Красный гидропресс», а также ОАО «Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз». В дальнейшем состав корпорации был значительно расширен в соответствии с указами президента РФ № 591 от 9 мая 2004 года и № 930 от 20 июля 2007 года.
Но учитывая, что основой корпорации являлся ГНПЦ «Звезда–Стрела», отсчет истории предприятия следует начать с 3 июня 1942 года, когда постановлением ГКО в Подмосковье был образован Союзный завод № 455 Второго главного управления Наркомата авиапромышленности.
В 1955 году завод получил задание на создание ракетных систем класса «воздух–воздух». Серийное производство первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух–воздух» РС-1-У для оснащения истребителей МиГ-17ПФУ и Як-25П было освоено на предприятии в 1956 году.
17 мая 1957 года на базе серийного конструкторского отдела завода № 455 было образовано конструкторское бюро. В 1960-е годы завод выпускал зенитную управляемую ракету для комплекса ПВО «Куб» и ракеты класса «воздух–воздух» Р-8М, Р-8М1Р, Р-8М1Т, К-98, К-98МР, К-98МТ, Р-4, Р-40. Одновременно с боевыми ракетами завод изготавливал малоразмерные ракеты-мишени ИЦ-59 («Олень»), ИЦ-60 («Заяц»), которые предназначались для обучения летного состава строевых частей применению ракет «воздух–воздух».
30 апреля 1966 года завод № 455 переименован в Калининградский машиностроительный завод (КМЗ). Название Калининград носил до 1996 года город Королев. В ноябре 1976 года завод превратился «Калининградское производственно-конструкторское объединение «Стрела». 26 декабря 1994 года произошло слияние ГУП «КМЗ «Стрела» и ОКБ «Звезда». В 1995 году за этим промышленным образованием было утверждено название Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-производственный центр «Звезда–Стрела» (ФГУП «ГНПЦ «Звезда–Стрела»). А с марта 2003 года центр преобразуется в ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
За время своего существования специалистами головного предприятия создано 9 и освоено производство 19 образцов управляемых ракет различных классов, многие из которых по своим ТТХ считаются одними из лучших в мире. К основным их преимуществам следует отнести:
– компактность и небольшую массу ракет при достаточно высокой мощности боевой части;
– модульный принцип конструкции;
– всепогодность;
– малозаметность, способность преодолевать огневое и радиолокационное противодействие противника;
– унифицированность (Х-35Э) по носителям – самолеты, вертолеты, корабельные и береговые ракетные комплексы;
– простоту и удобство эксплуатации.
Все эти качества образуют «фирменный стиль» разработчиков и производственников ГНПЦ «Звезда–Стрела», сохраненный и развиваемый в рамках корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Он ярко отражен в наиболее известных образцах управляемых ракет класса «воздух–поверхность» советского периода. Это многоцелевые модульные УР типа Х-25М, высокоскоростные УР типа Х-31 в противорадиолокационной версии Х-31П (Х-31ПК), противокорабельной – Х-31А и мишени – МА-31, а также унифицированные (по носителям) противокорабельные УР Х-35Э (3М-24Э – версия для морского базирования, входящая в КРК «Уран-Э» и БРК «Бал-Э»).

ГосМКБ «ВЫМПЕЛ»

ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова» образовано в 1949 году и дислоцировалось на авиазаводе № 134 в Тушино (Москва). Завод был базовым для ОКБ Павла Сухого. Но у тогда еще не знаменитого конструктора разбился первый образец истребителя Су-15, и ОКБ расформировали. Сухому предложили заниматься авиационными ракетами, но он отказался. Бюро возглавил Иван Торопов, ставший фактически основоположником советской школы конструирования ракет «воздух–воздух».
Новое конструкторское бюро буквально за считаные месяцы создало первую отечественную комплексную систему огневой защиты ПВ-20 для стратегического бомбардировщика Ту-4 в составе прицельных станций, установок пулеметно-пушечного вооружения и агрегатов дистанционного управления. За эту разработку Иван Торопов и ряд специалистов были удостоены Сталинской премии за 1950 год.
Над ракетным вооружением авиационной техники КБ начало работать с 1954 года. Тогда было получено задание на проектирование ракеты К-7 для сверхзвукового перехватчика Т-3 разработки Павла Сухого. В конструкцию были заложены принципы модульности, ставшие отличительной чертой отечественных ракет этого класса. Но первой законченной разработкой «Вымпела» стала ракета «воздух–воздух» К-13. Задание получили в 1958 году. Пробный пуск произведен 21 октября 1959 года, а уже 1 декабря – первый боевой пуск по самолету-мишени. В 1960 году ракета пошла в серийное производство под обозначением Р-3С. Она входила в боекомплект истребителей МиГ-19ПГ, МиГ-21, МиГ-23, Су-20, Як-28П. Модификации Р-13Р, Р-13М, Р-13М1 производились в Индии, Китае, Чехословакии, Польше.
ГосМКБ «Вымпел» до настоящего времени остается головным КБ России по разработке авиационных УР класса «воздух–воздух» всех типов. Кроме того, создает управляемые ракеты для сухопутных и морских зенитных комплексов и мишеней на их базе, а также УР класса «воздух–поверхность» (Х-29Т(Л), Х-29ТЕ). В рамках права на внешнеэкономическую деятельность предприятие предлагает заказчикам проведение модернизации ранее поставленных ракет класса «воздух–поверхность» Х-29Т(Л) до уровня ракет повышенной дальности Х-29ТЕ.

ГосМКБ «РАДУГА»

ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» им. А.Я.Березняка располагается в технополисе Дубна (Московская область). Первоначально бюро было образовано при заводе № 1 в связи с постановлением Совета министров от 01.09.1951 для освоения тематики «Б» – крылатых ракет. Организационно КБ являлось филиалом ОКБ-155 Артема Микояна. Приказ министра авиационной промышленности Михаила Хруничева обозначил направление деятельности нового подразделения: «...возложить на него работы по обеспечению серийного производства, по доводкам и испытаниям, а также дальнейшей модификации беспилотного самолета КС». Кроме этого, на филиал возлагалось решение вопросов по созданию первых отечественных образцов управляемого ракетного оружия – «самолетов-снарядов», ракет классов «воздух–поверхность», «корабль–корабль» и «поверхность–поверхность». Начальником этого конструкторского бюро, получившего название ОКБ-155-1, стал талантливый конструктор Александр Яковлевич Березняк.
Первым заданием стала доработка и передача в серийное производство реактивного самолета-снаряда КС, спроектированного в ОКБ-155. Александр Березняк организовал четкое взаимодействие конструкторов с производством и серийно-конструкторским отделом завода, и в результате уже в 1953 году были завершены государственные испытания и принята на вооружение система «Комета» (носители Ту-4К, Ту-16 с ракетой КС).
В 1955 году филиалу ОКБ-155 была поручена разработка принципиально новой крылатой ракеты морского базирования П-15. Уже через год конструкторское бюро закончило работы по технической документации и передало ее в производство. Через семь месяцев, 16 октября, на Черном море состоялся первый пуск П-15 с катера пр. 183Э. В 1960 году ракета была принята на вооружение. За создание П-15 в 1961 году коллектив был отмечен Ленинской премией. А сама ракета вошла в мировую историю ракетостроения 21 октября 1967 года, когда в ходе арабо-израильского конфликта с ее помощью был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это был первый случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет с жидкостно-реактивным двигателем.
В 1966 году филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию – Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга». К тому времени разработки коллектива были удостоены нескольких Ленинских и Государственных премий. О высочайшем уровне конструкторов из Дубны говорит тот факт, что в 1970 году им были переданы из КБ Артема Микояна все работы по созданию экспериментального пилотируемого орбитального самолета в рамках проекта «Спираль». Хотя работа шла успешно, проект в 1979 году закрыли, но наработки «Радуги» широко использовались при создании универсальной ракетно-космической системы «Энергия-Буран».
За 60 лет деятельности в качестве головного разработчика ракетных систем коллективом предприятия накоплен уникальный научный, технический и конструкторский потенциал по всему циклу разработки, производства, эксплуатации и модернизации образцов управляемого ракетного оружия. Только за последние пять лет разработаны и сданы на вооружение пять комплексов высокоточного оружия для Военно-воздушных сил и Военно-морского флота России. За все время существования предприятие передало на вооружение более 50 систем ракетного оружия. Большинство из них носило прорывной характер, открывающий новые направления развития и применения ракетного вооружения. В частности:

В цехах корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Фото Виктора Литовкина
– разработка ударных противокорабельных комплексов с ракетами П-15 и «Термит» стала основой создания нового, не имевшего аналогов в мире класса боевых кораблей – ракетных катеров;
– разработка ударных ракет Х-20, К-10С, КСР-5 и Х-22 авиационного базирования превратила отечественную бомбардировочную и военно-морскую авиацию в ракетоносную;
– «беспилотные торпедоносцы» – крылатые ракеты 85Р стали основным противолодочным и ударным вооружением противолодочных кораблей;
– разработка ракет типа Х-28, Х-58, Х-59, Х-59М превратила фронтовую авиацию в ударную ракетоносную;
– ударные противокорабельные ракеты семейства «Москит» по своим характеристикам более чем на десятилетия обогнали разработки ведущих аэрокосмических фирм мира;
– создание семейства ракет Х-55 придало принципиально новое качество отечественной дальней авиации, а разработки последних лет в классе автономного высокоточного оружия большой и средней дальности обеспечили высшему военно-политическому руководству страны аргумент стратегического неядерного сдерживания;
– накоплен научно-технический и практический задел по созданию ракет с гиперзвуковыми скоростями полета.

ГНПП «РЕГИОН»

ОАО «Государственное научно-производственное предприятие «Регион» – ведущий разработчик и поставщик корректируемых и управляемых авиабомб для фронтовой авиации, которые относятся к одному из наиболее перспективных классов высокоточного оружия. Основан в 1969 году как НИИ прикладной гидромеханики, главной задачей которого стала разработка управляемого противолодочного оружия.
Приоритетные направления деятельности связаны с созданием и поставками:
– корректируемых и управляемых авиационных бомб (КАБ и УАБ) для самолетов фронтовой и морской авиации;
– морского подводного оружия для поражения подводных лодок и надводных кораблей, в том числе на основе скоростных подводных ракет;
– противоторпедного и противоминного оружия.
Обладая соответствующей лабораторной и испытательной базой, ГНПП «Регион» большое внимание уделяет исследованиям и разработкам в области аэродинамики и гидродинамики скоростных объектов подводного применения, ракетных двигателей для подводного оружия.
Корректируемые авиабомбы (КАБ), создаваемые ГНПП «Регион», относятся к классу высокоточного оружия и отличаются высокой боевой эффективностью, помехоустойчивостью и надежностью, что подтверждается их эксплуатацией в ВВС России. Отличительной особенностью КАБ является сочетание высокой точности, соизмеримой в ряде случаев с точностью управляемых ракет, и большой мощности боевых частей.
Сегодня корректируемые авиабомбы оснащаются разнообразными системами наведения – телевизионно-корреляционными, лазерными-гиростабилизированными, спутниковыми, которые способны обеспечить точности попадания в пределах 3–10 метров по всему диапазону высот и скоростей сброса. По критерию «эффективность–стоимость» они превосходят неуправляемые бомбы в 10–30 раз. В ряде условий они соизмеримы по этому критерию с управляемыми ракетами, но многократно превосходят их в мощности и стоят в десятки раз меньше.
Разработанные в настоящее время ГНПП «Регион» корректируемые авиабомбы имеют калибр 250, 500 и 1500 кг. Для них характерна широкая номенклатура применяемых боевых частей (бетонобойных, проникающих и объемно-детонирующих). Специально спроектированные боевые части предназначены для уничтожения высокопрочных и заглубленных целей, а также целей, укрытых в складках местности.
Дальнейшее развитие КАБ связано главным образом с увеличением точности наведения и дальности применения, что обеспечивает сброс боеприпаса вне зоны досягаемости ПВО противника. Очевидно, в ближайшей перспективе значительное место в военной авиации будут занимать разведывательно-ударные и ударные беспилотные летательные аппараты. Поэтому наметилась тенденция развития корректируемых авиационных бомб малого калибра – до 100 кг.

ЛИНЕЙКА НОВИНОК

Интегральным показателем инновационной деятельности любой компании служит темп обновления продукции и ее конкурентоспособность на фоне лучших мировых аналогов. Если за прошедшие два десятка лет выпуск предприятиями корпорации «Тактическое ракетное вооружение» новых или модернизированных образцов исчислялся единицами, то в настоящее время готовятся к запуску в серийное производство 15 новых наименований образцов высокоточного оружия (ВТО). В частности, обновляется вся линейка авиационных УР.
В классе экспортных УР «воздух–поверхность» создаются:
– в ряду общего назначения (многоцелевые):
а) ракеты типа Х-38МЭ (разработка головного предприятия). Модульный принцип исполнения предполагает возможность оснащения различными комбинированными системами наведения, включающими инерциальную систему и варианты конечного точного наведения на основе ГСН лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа или спутниковой навигации;
б) комплекс ракетного оружия «Овод-МЭ» с УР Х-59М2Э (ГосМКБ «Радуга») способен поражать наземные и надводные цели, распознаваемые оператором на многофункциональном индикаторе. Комплекс может применяться круглосуточно и в условиях ограниченной видимости;
в) ракета Х-59МК2 (ГосМКБ «Радуга») с оптико-электронной системой коррекции и конечного наведения, предназначенная для поражения широкой номенклатуры наземных целей с известными координатами местоположения, в том числе не радиоизлучающих и не имеющих радиолокационного, инфракрасного и оптического контраста к окружающему фону.
– в ряду специализированных (по типам целей) УР:
а) противорадиолокационные УР:
– Х-31ПД (головное предприятие);
– Х-58УШКЭ (ГосМКБ «Радуга»).
Обе ракеты оснащаются широкодиапазонными пассивными радиолокационными головками самонаведения, а также системой навигации и автоматического управления на базе бесплатформенной навигационной системы (БИНС). Значительно улучшен ряд ТТХ (точность наведения, дальность применения, эффективность боевых частей и др.);
б) противокорабельные УР воздушного базирования:
– высокоскоростная Х-31АД с усовершенствованным прямоточным воздушно-реактивным двигателем (головное предприятие);
– маловысотная (высота полета на конечном участке – 4 м) Х-35УЭ (головное предприятие) – дальнейшее развитие хорошо зарекомендовавшей себя авиационной ракеты Х-35Э.
– Х-59МК – ракета повышенной дальности (ГосМКБ «Радуга») для поражения широкой номенклатуры надводных радиолокационно-контрастных целей с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) от 300 кв. м (включая цели типа «крейсер») по принципу «пустил – забыл» в любое время суток в любых погодных условиях. Адаптирована ко всем российским самолетам фронтовой авиации.
Новые разработки (ГНПП «Регион») корректируемых бомб включают:
– КАБ-500С-Э с аппаратурой спутникового наведения и фугасной боевой частью, для поражения целей с заранее известными координатами, которые вводятся до зоны сброса. Возможна коррекция по сигналам навигационной системы с борта носителя. Точность попадания – 7–2 метров, высота сброса – 500–5000 м. Работает по принципу «сбросил – забыл» и может использоваться в любое время суток и при любой погоде.
– КАБ-1500ЛГ-Ф-Э с фугасной боевой частью и полуактивной лазерной гиростабилизированной системой самонаведения для поражения неподвижных наземных и надводных целей типа железнодорожных и шоссейных мостов, военно-промышленных объектов, кораблей, опорных пунктов, в том числе укрытых в складках местности. Применяются одиночно или залпом с самолетов фронтовой авиации, оборудованных системой лазерного подсвета цели или простейшими коллиматорными прицелами для выдачи предварительного целеуказания (при использовании наземного подсветчика). Точность наведения – 4–7 метров, высота сброса – 1000–8000 км.
В классе экспортных УР «воздух–воздух» создаются («ГосМКБ «Вымпел»):
– УР малой дальности и ближнего высокоманевренного воздушного боя РВВ-МД для вооружения современных и перспективных истребителей, штурмовиков и боевых вертолетов. По сравнению с предшествующей версией (Р-73Э) увеличены дальность применения, характеристики маневренности, углы целеуказания, повышена помехозащищенность (в том числе от оптических помех). Система наведения ракеты включает всеракурсное пассивное инфракрасное самонаведение (двухдиапазонная ИГС) с комбинированным аэрогазодинамическим управлением;
– УР средней дальности РВВ-СД для вооружения современных и перспективных истребителей. При дальности пуска до 110 км способна поражать цели с перегрузкой до 12 g в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхностей, в том числе с многоканальным обстрелом по принципу «пустил – забыл». Система наведения ракеты – инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением;
– УР большой дальности РВВ-БД. Впервые демонстрировалась на МАКС-2011. По сравнению с прежней УР большой дальности Р-33Э новая ракета имеет значительно улучшенные характеристики. Высокие аэродинамические свойства ракеты РВВ-БД и использование двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя при стартовой массе до 510 кг позволяют обеспечить дальность пуска до 200 км (у Р-33Э – 120 км) и способность поражать цели с перегрузкой 8 g (у Р-33Э – 4 g) на высотах от 15 м до 25 км.
Следует отметить, что, несмотря на сохранение у части приведенных разработок наименований предшествующих изделий, это практически новые образцы ВТО. Все они выполнены на новом инженерно-конструкторском уровне, основанном на широком использовании цифровых технологий, новейших принципов и систем наведения, позволивших существенно расширить боевые возможности.

Образцы нового поколения тактического ВТО, демонстрировавшиеся на МАКС-2011, объективно усиливают бренд корпорации «Тактическое ракетное вооружение» как крупной многопрофильной эффективно функционирующей компании, способной поставлять продукцию мирового уровня.
Источник: http://nvo.ng.ru/armament/2011-08-26/10_breakthru.html

Завершились госиспытания бомбардировщиков Су-34

Приятная новость от коллег - авиаторов!
ВВС России завершили совместные государственные испытания фронтовых бомбардировщиков Су-34, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в российской авиационной промышленности.
По данным агентства, в акте, подписанном главкомом ВВС Александром Зелиным по итогам испытаний, содержатся рекомендации принять Су-34 на вооружение. Как ожидается, постановление правительства России о принятии бомбардировщиков на вооружение выйдет в 2012 году; в настоящее время ведется подготовка необходимых документов.
В середине августа 2011 года Зелин объявил, что ВВС России намерены приобрести 120 фронтовых бомбардировщиков Су-34, из которых будут сформированы пять эскадрилий по 24 самолета каждая. Покупка бомбардировщиков будет производиться поэтапно: в частности, в 2011 году ВВС получат шесть новых самолетов, а в 2012-м - 12. Поставкой самолетов будет заниматься Новосибирское авиационное объединение имени Чкалова. К настоящему времени ВВС России разместили заказ на поставку 32 Су-34, а к 2015 году число таких самолетов планируется довести до 70 единиц.
Покупка Су-34 осуществляется в рамках госпрограммы вооружений России на 2011-2020 годы, объем финансирования которой определен на уровне 20 триллионов рублей. В перспективе Су-34 должны составить основу фронтовой бомбардировочной авиации России. Самолеты способны развивать скорость до 1,9 тысячи километров в час, а их боевой радиус составляет 1,1 тысячи километров. Су-34 оснащен 12 точками подвески для вооружения общей массой до восьми тонн.
Ранее сообщалось, что с 2011 года Су-34 будут поставляться ВВС России в модернизированной версии. На самолеты будут устанавливаться модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31ФМ1 и вспомогательные газотурбинные силовые установки ТА14-130-35, которые позволят запускать двигатели самолета на земле без применения наземного оборудования. Модернизированные Су-34 также получат новые ракеты класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Примечание от Gur Khan: Все бы хорошо, да вот темпы закупок что-то не впечатляют, как и итоговое количество...

Новый вариант танка Т-72БА с прицелом "Сосна-У"

          15 марта 2011 г. заключен государственный контракт между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» на проведение модернизации танков Т-72Б. Детали контракта не разглашаются, но по некоторым данным он заключен на срок 3 года и за этот период  планируется модернизировать свыше 300 танков, то есть, более 100 танков ежегодно. Так же не разглашается и комплектация модернизированной машины. Вариант модернизации Т-72БА, принятый ранее, подвергался вполне справедливой и заслуженной критике экспертов за свою ущербность. В то же время российское Министерство обороны не желает тратить значительных сумм на доведение танков Т-72Б до стандарта Т-72Б2, разработанного в рамках 2 этапа ОКР "Рогатка-1". Как вариант, родилось промежуточное, компромиссное решение, согласно которому модернизация по варианту Т-72БА, дополняется работами по модернизации СУО с установкой тепловизионного прицела наводчика, существенно повышающими КВТУ модернизированного танка. 
Танк Т-72БА с новым прицелом на улицах Нижнего Тагила
Однако марка прицела до сих пор точно не известна. По одним данным это прицел "Сосна-У". Однако он разработан и производится ОАО "Пеленг" из Белоруссии. По этой причине он не может быть установлен в танки поставляемые Российской Армии. Якобы с целью устранить эту бюрократическую проблему, было развернуто их лицензионное производство на Вологодском оптико-механическом заводе. По другим данным на модернизированный танк устанавливается прицел 1ПН-96МТ, так же производства ВОМЗ. Информации об этом изделии крайне мало. Известно что тепловизионный перископический прицел 1ПН-96МТ предназначен для модернизации изделий бронетанковой техники и может быть установлен на объекты взамен ТПН-42 и ТПН-1-49. Основные объекты установки:
-              танки Т-72А и их модификации;
-              колесный бронетранспортер БТР-80А;
-              гусеничный бронетранспортер МТ-ЛБ.
Конструктивные особенности:
-взаимозаменяемость изделия ТПН-1-49 и 1ПН-96МТ по стыковочным размерам и соединениям;
-модульный принцип построения прибора для обеспечения возможности дальнейшей модернизации;
-учет индивидуальных углов вылета (ИУВ) снаряда;
-автоматический расчет углов стрельбы в зависимости от дальности, типа боеприпаса, ИУВ;
-прибор имеет баллистики всех боеприпасов, применяемых в танках типа Т-72;
-кнопка MG позволяет быстро перейти к режиму стрельбы из пулемета;
-меню прибора адаптировано для оперативного использования;
-эргономика прибора оптимизирована для размещения на рабочем месте наводчика;
-аналоговый видеовыход позволяет вести телеметрию работы оператора;
-сопряжение с СУО позволяет получать информацию о дальности до цели и типе боеприпаса в автоматическом режиме;
-прибор имеет дальномерную марку, сопряженную с дальномером основного прицела ТПД-К;
-прибор имеет встроенный дальномер с базой на цели и ручной ввод дальности;
-для стрельбы с помощью прибора достаточно наличия питания 27В и работы механизма заряжания;
-низкий ценовой уровень изделия при высоких тактико-технических характеристиках.
 
                           Технические характеристики:
Углы наведения по вертикали, град......................от-10 до +20
по горизонту с объектом установки
Видеомонитор: разрешение.............. 640x460 точек, 5,7 дюйма
Устойчивость к ударным нагрузкам:
многократного действия, g.......................................................35
одиночным ударам, g..............................................................500
Состав прибора.....................................тепловизионный прицел
видеосмотровое устройство комплект кабелей
Установочные размеры, мм.....................сфера диаметром 212
Габаритные размеры:
блок тепловизора....................................................401 х232х212
видеосмотровое устройство............................. 185,2x180x65,84
Длина волны, мкм.................................................................8-12
Приемник....................................микроболометр UFPA 640X480
Относительное отверстие........................................................1,0
Широкое поле зрения, град...............................................9x6,75
Узкое поле зрения (цифровое увеличение), град..............3x2,25
Дальность обнаружения цели типа «танк», м,.....не менее 3000
Дальность распознавания, м............................................... 2000
Вес, кг.........................................................................не более 20
Диапазон рабочих температур, град.....................от -50 до +50
Диапазон предельных температур, град..............от -65 до +75

Щит Союза-2011

В продолжение темы войсковых учений: