Made in China – придумано на Западе?
Китай прославился как страна дешевой рабочей силы и дешевых товаров, которыми он заваливает весь мир. На Западе менеджеры и политики утешают друг друга речами, в которых подчеркивают, что хоть китайская экономика и оказывается первой, идеи и инновации по-прежнему остаются у Запада, и их китайские компании перешагнуть не могут. Китайскую продукцию часто считают некачественной или неоригинальной и скопированной. Но такой подход в должной степени не принимает во внимание происходящее в данный момент развитие китайского рынка.К инновациям Китай подошел так же, как и к производству своих товаров: чем больше, тем лучше, потому что в количестве сила. Китайские власти вкачивают огромные ресурсы в университетские программы (уже сегодня Китай может похвастаться большим количеством инженеров и ученых, чем США), а также в науку и инновации (второй крупнейший в мире объем направляемых средств). Помимо этого государство финансово мотивирует компании и университеты регистрировать патенты. Китайские студенты, которые приносят патент, с большей вероятностью получат разрешение на проживание в предпочтительном для них городе, что для молодых китайцев является большим стимулом, если учесть, что количество переселений и передвижений по стране ограничено. За некоторые патенты власти выплачивают бонусы или компенсируют расходы на регистрацию патента. Для активных компаний может быть снижен подоходный налог с 25% до 15%.
Китайские компании к такой тенденции очень быстро приспосабливаются и предлагают своим сотрудникам вознаграждения, если они придут с какой-нибудь запатентованной идеей. Вместе с патентами развилась достаточно новая сфера услуг в области авторских прав. Неудивительно, что Китай в 2010 году по числу зарегистрированных патентов (314 тысячи) приблизился к Японии (337,5 тысячи) и США (327 тысяч). Может так случиться, что по статистике за 2011 год Китай даже опередит США, что станет хорошей пощечиной для всех защитников идеи креативности Запада.
Но на китайский патентовый бум нельзя смотреть только сквозь числа, потому что они в Китае всегда огромные и поражающие воображение. Китайские патенты относятся, прежде всего, к группе так называемых utility patents, то есть технических патентов, которые служат как различные улучшения уже существующих продуктов. Таким образом, очень часто речь не идет о революционных оригинальных идеях, как в случае США или Японии. Именно в «маленьких» инновациях, которые хоть и не меняют рынки, но позволяют вещам работать лучше, китайцы блистают. Таким образом, не стоит ждать, что из Китая в ближайшем будущем придет новый Стив Джобс или Марк Цукерберг, но, с другой стороны, у китайцев, скорее всего, количество в качество перейдет быстрее, чем мы сейчас думаем.
Мотивация китайской гонки за патентами понятна: уважение к защите авторских прав открывает двери для инвесторов в хай-тек отрасли, которых Китай очень ждет. Раньше западные компании в местных органах власти с большим трудом находили хоть какую-то поддержку или желание решить проблемы, связанные с нарушением авторских прав. Но в последние годы западные фирмы начали вступать в бой с китайскими судами и органами и, как ни странно, стали выигрывать споры, в том числе и о финансовой компенсации.
Итак, пришло время понять, что Китай может быть инновационной страной, где местные компании приносят инновации, а не работают исключительно на инициативе транснациональных корпораций. Китайские предприятия с новыми продуктами смогут быть на удивление гибкими. Если они сделают ставку на новую идею, которая в будущем покажет себя как нефункциональная, они не остановятся на старом, а быстро перейдут к новому проекту. Хоть Запад и не хочет слышать, что китайский подход, например в образовании и науке, может вдохновить на реализацию похожих идей во многих областях, особенно с учетом нынешнего экономического развития.
Автор – аналитик Ассоциации по международным вопросам (AMO, Asociace pro mezinárodní otázky)
Оригинал публикации: Made in China, vymyšleno na západě?
Китайцы зайдут в Арктику через Исландию
Один из самых богатых людей Китая пытается купить огромный участок земли в Исландии. Территория в 300 квадратных километров, эквивалентная 0,3% всей площади острова в Северной Атлантике, потребовалась бывшему правительственному чиновнику КНР, ныне девелоперу Хуану Нубо для создания туристического комплекса. Необычное месторасположение предполагаемого эко-курорта, включающего гольф-поле, в необжитом районе на северо-востоке Исландии вызывает немало вопросов относительно истинных намерений китайского инвестора, пишет The Financial Times. Стоимость проекта оценивается в 100 млн долларов.Покупка земли уже оговорена с частным владельцем участка, но потребует специального решения правительства Исландии. Такое решение должен будет лично принять министр внутренних дел Огмундур Йонассон, и он уже выразил по этому поводу озабоченность. «Китай очень активно скупает земли по всему миру, так что нам надо продумать международные последствия», — приводит его слова FT. Исландские СМИ не исключают, что плацдарм в Исландии понадобился китайцам для последующего проникновения в Арктику. Если в результате глобального потепления Арктика станет пригодной для судоходства, Исландия могла бы стать для КНР перевалочной базой.
Эта идея не столь абстрактна, как может показаться. Китайцы не принимают участия в словесной войне, в которой активно участвуют Россия, Канада и другие арктические страны, но от этого их амбиции в отношении крайнего Севера ничуть не меньше. Весной китайский ледокол «Снежный дракон», самый большой неядерный ледокол в мире, сделал первый заход в Исландию. Для этого китайский корабль, также впервые в истории, совершил плавание через Северо-Восточный проход — вдоль побережья России и Норвегии — на пути в Исландию и через Северо-Западный проход на обратном пути, сообщало издание Arctic Portal.
Идея подобного похода была оговорена осенью прошлого года во время визита высокопоставленной делегации КНР в Рейкьявик, ее тогда одобрил президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон.
План устройства обширного китайского курорта на территории Исландии вызывает меньше энтузиазма у руководства островного государства, несмотря на острую нужду в иностранных инвестициях после того, как с началом экономического кризиса 2008 года Исландия фактически стала государством-банкротом.
Как пишет FT, критики девелоперского проекта КНР убеждены: китайцев интересует не возможность построить гольф-поле в Северной Атлантике, а шанс продвинуть свои геополитические интересы в стране-члене НАТО, занимающей стратегическое положение на перекрестке мировых торговых путей.
Как большинство китайских миллиардеров, автор девелоперского проекта Хуан Нубо в прошлом занимал важные посты в правительстве, в частности, в Департаменте пропаганды, а затем в Министерстве строительства КНР. Ныне его состояние оценивают в 890 млн долларов, он занимает 16-ю строчку в списке самых богатых людей Китая.
Возможно, что все подозрения в геополитических намерениях китайского инвестора совершенно неуместны и следует поверить тем знающим г-на Нубо людям, которые утверждают: его интерес к Исландии есть следствие его глубокой любви к природе. Впервые Хуан Нубо заинтересовался Исландией еще в 70-е годы студентом Пекинского университета, в котором его соседом по общежитию был студент из Исландии Хйорлейфур Свейнбьорнссон. Потом исландец вернулся на родину, женился, а его жена стала последовательно министром иностранных дел Исландии и мэром Рейкьявика. Не удивительно, что супруга бывшего однокашника китайца выступает его неформальным представителем в Исландии.
Газета The Financial Times напоминает, что КНР в прошлом году совершила с Исландией валютный своп на сумму в полмиллиарда долларов. Это было воспринято аналитиками как признак того, что Пекин стремится к установлению тесных отношений с Рейкьявиком. Две страны действительно находятся сейчас в тесном контакте, обсуждая возможное сотрудничество в арктическом судоходстве, замечает FT.
Комментариев нет:
Отправить комментарий