понедельник, 5 сентября 2011 г.

Российские ракеты на белорусских шасси

Боевая машина новой версии широко известного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) "Бук" — "Бук-М2" (SA-17 Grizzly/SA-N-12) привлекла внимание посетителей авиасалона МАКС-2011. На этой прошедшей в августе под Москвой выставке был раздел, посвященный современным вооружениям для противовоздушной обороны. Примечательно, что новая версия "Бука" выполнена на базе колесного шасси МЗКТ-6922, которое производит Минский завод колесных тягачей.
ЗРК Бук-2

Своим появлением это колесное шасси в некоторой степени обязано разработчикам зенитной ракетной системы (ЗРС) "Тор" c Ижевского электромеханического завода (Россия), задумавших создать ее версию с улучшенными характеристиками. В 2005 году они обратились к конструкторам Минского завода колесных тягачей с предложением разработать полноприводное колесное шасси для замены гусеничного транспортера ГМ-5955, на котором изначально базировалась система "Тор". Предполагалось, что это не только удешевит саму ЗРС, но и снизит затраты на ее эксплуатацию, увеличит запас хода и срок эксплуатации шасси, сделает удобнее работу экипажа.

Минчане откликнулись на эту просьбу, и в мае 2006 года в Москве был защищен технический проект трехосного полноприводного шасси МЗКТ-6922 для модифицированной ЗРС "Тор". В августе того же года был заключен контракт на поставку. Работа спорилась, и уже 12 июня 2007 года первый образец специального колесного шасси МЗКТ-6922 был передан Ижевскому электромеханическому заводу для монтажа на нем боевого модуля зенитной ракетной системы "Тор-М2Э".

Разработка эта была поистине новаторской, так как впервые в практике Минского завода колесных тягачей было создано не рамное, а корпусное (так называемое "вагонное") шасси. Сварной корпус был изготовлен из стальных листов со встроенными усиливающими элементами.

Машина получилась относительно низкой (2 345 мм) и длинной (9 550 мм), но в тоже время и широкой (3 100 мм), так что в кабине свободно размещаются четыре человека. Она оборудована кондиционером и независимым отопителем, что обеспечивает эксплуатацию шасси при температуре наружного воздуха от —40°С до +50°С.

На панели у водителя размещены табло впервые примененной бортовой информационно-управляющей системы на базе компьютера. Это позволяет своевременно контролировать состояние всех агрегатов и систем машины.

Помимо кабины (отсека управления), корпус имеет операторский, аппаратный и моторно-трансмиссионный отсеки. Силовой агрегат, как и у танка, расположен в заднем отсеке. По желанию заказчика предусмотрен вариант машины с локальным бронированием.

Специально для МЗКТ-6922 была разработана и оригинальная независимая гидропневматическая подвеска с регулируемым клиренсом. Высокая подвижность и проходимость машины обеспечена гидромеханической трансмиссией ГМП-400, двухскоростной раздаточной коробкой, мощным (420 л.с.) восьмицилиндровым с турбонаддувом дизелем ЯМЗ-7513.10, шинами 525/70R21(Бел-66А) с протекторами повышенной проходимости и регулируемым давлением воздуха.

Шасси МЗКТ-6922 способно передвигаться по дорогам всех видов и разведанной местности, максимальный радиус поворота составляет 12,5 м, глубина преодолеваемого брода — до 1,2 метра, максимальная скорость — до 80 км/час, грузоподъемность — 12 000 кг, полная масса — 30 000 кг. Экономичный двигатель и два топливных бака емкостью 530 и 200 литров обеспечивают запас хода в 1 000 км.

Столь замечательные характеристики не могли остаться незамеченными, и версия шасси МЗКТ-6922 была использована белорусским предприятием "Тетраэдр" при глубокой модернизации ЗРК "Оса". Прежде "Оса" размещалась на плавающем шасси БАЗ Брянского автозавода, но оно уже давно не выпускается. Новая версия комплекса получила обозначение 9К33-1Т "Оса-1Т".

Этот доработанный ЗРК, в свою очередь, стал базовым для автономного мобильного зенитного ракетного комплекса малой дальности "Стилет", размещенного все на том же МЗКТ-6922. На нем же базируется и один из вариантов многоцелевого ракетно-пушечного комплекса A3 (Anti-air, Anti-armor, Anti-terrorism), созданного предприятием "Тетраэдр".

И наконец, как убедились недавно посетители авиасалона МАКС-2011, это же шасси было использовано при создании очередной модификации ЗРК средней дальности "Бук" — "Бук-М2"/"Бук-М2Э". И есть основания предполагать, что на этом эпопея МЗКТ-6922 не заканчивается.

Как следует из прогноза, подготовленного специалистами российского Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), в период с 2010 по 2013 год объем рынка систем ПВО вырастет до 22,9 миллиарда долларов. При этом наибольший рост спроса будет зафиксирован в сегменте систем ПВО малой и средней дальности, а увеличение объема продаж придется на 2012 - 2013 годы. Эти системы будут пользоваться наибольшим спросом, потому что их стоимость относительно невысока.

Соответственно, у продукции Минского завода колесных тягачей – большие перспективы.

Александр Алесин NAVINY.BY 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.