Танковые войска, это не только танки. В месте с этими грозными боевыми машинами сосуществуют малозаметные машины-"трудяги", призванные обеспечивать боевую работу своих старших собратьев. Тему бронированных машин разминирования - инженерных минных тральщиков мы уже поднимали и еще раз коснемся ее в дальнейшем. Сейчас наступил черед рассказа о ремонтно-эвакуационной технике. Предлагаю вашему вниманию авторскую редакцию статьи, напечатанную в журнале "Арсенал. Военно-промышленное обозрение" №5 за 2011г.
Автор выражает глубокую признательность и безмерную благодарность за предоставленные фотоматериалы Михаилу Павлову, Сергею Нетребенко, Вячеславу Вовнову, а так же Деду Батыю за рецензию и консультирование.
РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ РЕМОНТА И ЭВАКУАЦИИ НА ТАНКОВОМ ШАССИ.
часть 1.
Успех боевых действий танковых частей и
подразделений в современных условиях во многом определяется эффективностью
системы восстановления и своевременного возвращения в строй вооружения и
военной техники. Отечественная система восстановления БТВТ развивалась в
направлении создания эффективных подвижных средств ремонта и эвакуации БТВТ.
До 1975 года
в качестве бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ) использовались
бронированные тягачи БТС-2, БТС-4 созданные на базе танков Т-44, Т-54, Т-55 и Т-62.
Приказом
Министра обороны СССР от 13.06.1975 года
на вооружение танковых войск была принята
ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1,
разработанная Конструкторским
бюро транспортного машиностроения (г.Омск) под руководством А.А. Морова, на
базе танка Т-72 в рамках ОКР «Лебедка».
БРЭМ-1 («Объект 608») предназначалась для эвакуации и
ремонта танков в полевых условиях. В бою БРЭМ используется в составе ремонтно-эвакуационной группы (РЭГ)
и пункта технического наблюдения (ПТН); на марше - в техническом замыкании
танковых колонн. Данной машиной решались следующие задачи:
-поддержание
БТВТ в постоянной технической готовности к ведению боя;
-выполнение
ремонтных работ на машинах в районах боевых действий;
-вытаскивание
застрявших танков и машин на их базе под огнем противника;
-буксирование
поврежденных и неисправных танков;
-оказание помощи экипажам танков в проведении
технического обслуживания;
-проведение демонтажно-монтажных работ по замене
основных сборочных единиц на танках;
-выполнение
электросварочных работ;
-техническое
сопровождение форсирования войсками водных преград;
-транспортирование запасных частей и материалов на
грузовой платформе;
-самовытаскивание;
выполнение грузоподъемных работ;
-выполнение
землеройных работ по рытью укрытий (окопов).
Первый БРЭМ - омский об.608 |
БРЭМ имела специальное оборудование, включавшее
гидравлический кран на левом борту корпуса, электросварочную аппаратуру,
оборудование для вытаскивания и эвакуации, комплекты специальных приспособлений
и инструмента, оборудование для специальной обработки техники,
сошник-бульдозер.
В состав экипажа входили командир машины, механик-водитель и сцепщик-такелажник. Люк командира машины размещался правее, а люк сцепщика-такелажника - слева сзади люка механика-водителя. В качестве вооружения использовался 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ.
На машине устанавливался четырехтактный многотопливный дизельный двигатель В-46, аналогичный устанавливаемому на базовом танке. Отбор мощности производился от специально доработанной для этого «гитары» - промежуточного редуктора, имевшего высокую степень унификации с аналогичным редуктором базового танка. БРЭМ-1 была приспособлена для подводного вождения и имела трубу-лаз.
В состав экипажа входили командир машины, механик-водитель и сцепщик-такелажник. Люк командира машины размещался правее, а люк сцепщика-такелажника - слева сзади люка механика-водителя. В качестве вооружения использовался 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ.
На машине устанавливался четырехтактный многотопливный дизельный двигатель В-46, аналогичный устанавливаемому на базовом танке. Отбор мощности производился от специально доработанной для этого «гитары» - промежуточного редуктора, имевшего высокую степень унификации с аналогичным редуктором базового танка. БРЭМ-1 была приспособлена для подводного вождения и имела трубу-лаз.
БРЭМ об.608 снимает башню танку Т-64А |
Принятие на вооружение БРЭМ-1 решало проблему оказания
оперативной технической помощи в подразделениях, оснащаемых танками Т-72 и
Т-64А. Следует заметить, что создание БРЭМ на базе танка Т-64 было затруднено вследствие
невозможности организации эффективного отбора мощности от силовой установки к
исполнительным механизмам оборудования БРЭМ. Однако в силу того что
характеристики подвижности танков Т-64А и Т-72 (базовой машины для БРЭМ-1) были
идентичны, использование БРЭМ-1 для танков этих двух разных типов проблем не
вызывало.
Серийный выпуск БРЭМ-1 намечался
на омском заводе транспортного машиностроения с 1976 года, в связи, с чем на
предприятии активно проходила подготовка нового производства. Дальнейшие «чудеса»
демонстрируют во всей красе действие административной системы управления в СССР
– под давлением члена политбюро ЦК КПСС, Министра обороны СССР Д.Ф.Устинова и Генерального
конструктора СКБ-3 «Спецмаш», а по совместительству еще и секретаря ЦК КПСС Н.С.Попова,
подготовка к выпуску вспомогательных и инженерных машин на базе танка Т-72 в
Омске в срочном порядке была свернута. Их место на сборочном конвейере завода
занял еще один «основной» танк – газотурбинный Т-80. В этой ситуации
производство БРЭМ-1 Постановлением ЦК и СМ СССР
от 27 июня 1977 года было переориентировано на «Уралвагонзавод» в Нижнем
Тагиле и без того имевший обширную программу по выпуску танков.
Первый БРЭМ-1 изготовленный в Нижнем Тагиле. |
Свободных мощностей на предприятии под выпуск
БРЭМ-1 не имелось. Таким образом, производство БРЭМ-1 задерживалось до ввода в
эксплуатацию нового цеха – корпуса инженерных машин. Строительство затянулось,
первые пролеты цеха были сданы только в 1984 году. По этой причине развертывание
сборки БРЭМ-1, мостоукладчиков и шасси ИМР пришлось начинать в танковых цехах,
параллельно основному конвейеру. В результате установочная партия из первых пяти
БРЭМ-1 на «Уралвагонзаводе» была выпущена только в 1985 году. До этого, в
течение долгих 10 лет, задачи обеспечения танковых подразделений эвакуаторами и
тягачами решались за счет выпуска на танкоремонтных заводах МО все тех же
БТСов. Острота проблемы была такова, что в рамках СЭВ и ОВД пришлось налаживать
импорт аналогичных тягачей из Польши и Чехословакии. И дело было даже не в
количестве – БТСы, изготовленные путем конверсии танков первого послевоенного
поколения, имели катастрофически низкие ТТХ и фактически не удовлетворяли
требованиям по обеспечению помощи танкам новых типов. В этот же период силами
танкового конструкторского бюро «Уралвагонзавода» под руководством
В.Н.Венедиктова конструкция БРЭМ-1 была доработана под производственные и
технологические возможности предприятия,
а так же с целью унификации с танками стоящими в тот момент на конвейере –
Т-72А, затем Т-72Б. Машина получила
двигатель В-84 мощностью 840 л.с.,
сошник-отвал улучшенной конструкции, было перекомпоновано отделение управления
– командир и сцепщик-такелажник поменялись местами, была перенесена зенитная
установка, обновился состав радиосвязного оборудования.
БРЭМ-1 на испытаниях в Нижнем Тагиле |
Работы выполнялись под
непосредственным руководством Ю.В.Тэна и Р.В.Малахова. В таком виде БРЭМ-1
начал серийно выпускаться на «Уралвагонзаводе» и был очень тепло встречен в
войсках. Некоторые проблемы вызывало использование БРЭМ-1 совместно с Т-80,
однако с этими трудностями уже как-то можно было мириться, учитывая совсем
тяжелое положение, которое еще недавно было при использовании БТС. Настоящим
испытанием для БРЭМ-1 стала контртеррористическая операция в Чеченской
республике и особенно «новогодние» бои в Грозном. Для эвакуации техники в
Грозном действовало две
полковые эвакуационные группы и три
эвакоотделения. В интересах «Северной» группировки работала полковая эвакуационная группа
под командованием ст.л-та И.Шаргородского и отдельные БРЭМ-1 из состава
танковых подразделений. Имея в своем
составе БРЭМ-1 (борт № 455) , БТС (борт № 604) и 2 машины КЭТ-Л на базе «Урала» за 3 месяца
боев в Грозном ей удалось без
потерь со своей стороны эвакуировать около 98 единиц бронетехники. В моменты дефицита
тягачей для эвакуации использовались
танки с поврежденным вооружением.
Пик активности по эвакуации бронетехники
был достигнут с окончанием штурма правительственных зданий и президентского
дворца, тогда за сутки эвакуационной группой с площади Ленина было эвакуировано
23 единицы бронетехники. Во время одной из ходок БРЭМ-1 на ул.Лермонтова подорвался на противотанковой мине, у машины
вышибло второй опорный каток. В течение ночи экипажем машина была восстановлена. У группы «Запад» эвакуацией занималась
БРЭМ-1 под командованием прапорщика
Р.Коробаева. Поврежденные машины эвакуировались с передовой, расчищая дорогу огневой поддержке. 09.01.1995 года БРЭМ Коробаева был обстрелян из гранатомета
и загорелся, но благодаря четким действиям экипажа машину удалось потушить. В последующем эта
машина была все же потеряна при подготовке понтонной переправы через р.Сунжа.
БРЭМ-1 под минометным обстрелом упала с
понтона и затонула.
Отдельным ремонтно-восстановительным
батальоном группы «Запад» за время боев
в Грозном было
отремонтировано и отправлено в передовые части более
80 единиц БТ и вывезено на станцию погрузки 100 единиц бронетехники. В реальных боевых условиях БРЭМ-1
проявили себя с наилучшей стороны, успешно выполнив все поставленные задачи.
БРЭМ-1 в Сертолово |
Полученный опыт войсковой эксплуатации БТС-4, а затем
БРЭМ-1 показывает, что наиболее полно обеспечивают
выполнение задач по эвакуации поврежденной техники в боевых условиях те
эвакуационные машины, характеристики которых (подвижность, мощность,
проходимость, масса, уровень защиты и т.п.) соответствуют уровню характеристик
основных танков. Такой подход позволяет:
-упростить
разработку и производство БРЭМ;
-достигнуть
равноценность характеристик подвижности и защищенности;
-достигнуть
высокого уровня унификации с базовым танком;
-упростить
снабжение запасными частями;
-упростить
организацию технического обслуживания и ремонта.
Первый образец БРЭМ об.608 в музее БТТ Уралвагонзавода. |
БРЭМ-1 в Сертолово |
БРЭМ-1 в Екатеринбурге |
Комментариев нет:
Отправить комментарий