понедельник, 12 сентября 2011 г.

Пламенное сердце русских танков -3

"...в чём сила, брат?"
х/ф "Брат-2"
Первая и вторая часть нашего сообщения касалась перспективных двигателей серии 2В, так называемых "Х-образников". Как совершенно справедливо заметили некоторые читатели в своих комментариях, эти дизеля не ставятся на танки типа Т-90 и в частности на только что презентованный танк Т-90МС "ТАГИЛ". Почему? Да потому, что эти двигатели затачиваются именно под совершенно иные перспективные машины. Для обеспечения работы этого нового двигателя нужны и новые системы. Прежде всего охлаждения, воздухоочистки, питания, выпуска и т.д. и т.п. Конечно их можно впихнуть в МТО Т-90,  более того, в середине 1980-х, такое уже было проделано на экспериментальном танке "Объект 186". Правда там ставился более габаритный предшественник 2В-12-го - 16-и цилиндровый 2В-16, и для того чтоб разместить радиаторы увеличенной площади, танку пришлось еще более отвалить корму назад, что не слишком рационально и эффективно, причем прежде всего с технологической и экономической точки зрения. В конце концов, "Х-образники" на Т-90 просто не нужны. Танкам типа Т-72 и Т-90  вполне хватает того запаса, который все еще имеют "старые" проверенные дизели типа В-2. Их модернизационный потенциал еще далеко не исчерпан. С развитием новых технологий, в том числе модных ныне "нано", можно продолжать наращивание мощности. Более того, применительно к танкам 45-50-тонного класса, к коим относятся Т-72 и Т-90, дальнейшее наращивание мощности не является первоочередной задачей. Исследования, проведенные ведущими российскими отраслевыми научными институтами: ВНИИТМ, НИИД, 38НИИ МО РФ, многолетний опыт широкомасштабной войсковой эксплуатации показывают, что показатель удельной мощности силовой установки оптимален в значениях 20-25 л.с./т. Превышение этого значения нецелесообразно как в техническом, так и в экономическом плане. Таким образом, максимальная потребная мощность для танков типа Т-90 не превысит значения  1250 л.с., что вполне обеспечивается существующей серией дизелей типа В-2. Для силовых установок танков типа Т-72 и Т-90 в настоящее время более актуально решение вопросов, связанных с их ресурсом, упрощением эксплуатации, внедрением систем автоматического управления и контроля. Таким образом, реалиями сегодняшнего дня являются двигатели В-92С2 - 1000л.с., В-92С2Ф (он же В-93) - 1130л.с., а так же в ближайшем будущем В-99 - 1200...1250л.с. В частности, на новом российском танке Т-90МС реализована силовая установка с дизелем В-92С2Ф. Литер "Ф" в маркировке означает "форсированный". Ранее этот двигатель был известен под маркой "В-93". Сотрудники ЧТЗ и УКБТМ на выставке REA-2011 пояснили, что обозначение "В-93" сейчас является неофициальным. Ранее, в публикациях корпоративной прессы ЧТЗ была заявлена его мощность в 1100л.с. В ходе работ по созданию этого двигателя выяснилось, что мероприятия по форсировке обеспечивают мощность да же в 1150л.с. Однако в процессе стендовых и натурных испытаний наиболее стабильным является значение 1130л.с., которое и вошло как в эксплуатационную документацию, так и в рекламные материалы. Правда в последнем случае не обошлось  без курьеза: на площадке натурной экспозиции ЧТЗ на REA-2011 раздавались листовки, в которых мощность В-93 указывалась в 1120 л.с. и это не было банальной опечаткой, т.к. тут же приводилось соответствующее значение в кВт. Пришлось идти на стенд, к первым лицам двигательного КБ ЧТЗ и узнавать в чем же дело. Оказалось что цифру "1120" пропечатали не то из осторожности, не то для дезинформации. На наш прямой вопрос: "Чему верить?" - последовал ответ в виде буклета, который "выверен". В этом самом буклете однозначно указывается значение 1130л.с. При массе в 48 тонн, Т-90МС "Тагил"  имеет удельную мощность 23,54 л.с./т, что является очень хорошим показателем, соответствующим лучшим мировым образцам и уступающим разве что танкам с ГТД.  
Листовка с "дезой"
Страница буклета с "правильными" характеристиками
При модернизации силовой установки Т-90МС были проведены следующие мероприятия:
по двигателю -
• оборудование двигателя новой топливной аппаратурой (насос и форсунки);
• форсирование по наддуву;
• внедрение усиленных шатунов и пальцев;
• внедрение усиленной конструкции картеров и технологических мероприятий по повышению качества литья;
• внедрение поверхностной термообработки коленчатого вала (азотирование).
по системам - 
• воздухоочиститель с увеличенной продолжительностью работы без обслуживания и уменьшенным коэффициентом пропуска пыли;

• модернизированная система сигнализации и защиты двигателя при нештатной работе.
Дизель В-92С2Ф - В-93

В системе воздухоочистки  танка модернизирован воздухоочиститель. В нем установлены алюминиевые циклоны, а вместо кассет с канителью применен более легкий пакет нетканых материалов. При запыленности воздуха 2,5гр/м3 ресурс кассет составляет 30 часов. В сравнении со старой кассетой, имевшей ресурс в 35 часов, произошло незначительное снижение, которое компенсируется существенно сокращенной трудоемкостью обслуживания. Большие изменения коснулись и системы охлаждения. В связи с увеличенной теплоотдачей двигателя предусмотрены мероприятия страхующие его от перегрева: в водяной помпе установлен датчик блокирующий  запуск двигателя при отсутствии охлаждающей жидкости (ОЖ); введен механизм ограничения мощности; установлена модернизированная аппаратура БАС с функцией «черного ящика».   На алюминиевых радиаторах была изменена форма пластин. Установлен вентилятор увеличенной производительности 8 м3 вместо 6,9 м3 . В приводе вентилятора установлена гидромуфта, позволяющая в движении машины отключать вентилятор при понижении температуры ОЖ на некоторых режимах движения (например, при движении на максимальной скорости по асфальтобетону). Отключение вентилятора позволяет перераспределять высвобождающуюся мощность на ведущие колеса. Помимо увеличенного расхода воздуха, мощность, забираемая новым вентилятором, снижена до 90 л.с., вместо 150л.с. на вентиляторе старой конструкции, что так же положительно сказывается на увеличении мощности на ведущем колесе.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Модель двигателя
В-92С2
В-92С2Ф (В-93)
Тип двигателя
4-х тактный, Ѵ-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель
жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом
Система смесеобразования
Непосредственный впрыск топлива
Мощность двигателя, кВт (л.с.)
736 (1000)
831 (1130)
Запас по крутящему моменту, %
25
Частота вращения, с-1 (об/мин)
33,3 (2000)
Диаметр цилиндра, мм
150
Ход поршня, главный (прицепной), мм
180(186,7)
Рабочий объем, л
38,88
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч), (минимальный)
212 (156)
215(158)
Ресурс, час
1200
1000
Масса, кг
1020
1100
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг)
0,72 (0,98)
0,78 (1,07)
Максимальный крутящий момент, Н.м (кг.м)
3920 (400)
4521(461)
Минимальная температура холодного
пуска
-20 °С
ДОПУСТИМЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Температура окружающего воздуха
от - 50 °С до +50 °С
Относительная влажность воздуха
98% при 20 °С
Высота над уровнем моря, м
до 3000

Дизель В-92С2
Дизель В-92С2 и его эксплуатанты

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.