понедельник, 3 октября 2011 г.

Развитие средств ремонта и эвакуации на шасси ОБТ. Часть 2.

РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ РЕМОНТА И ЭВАКУАЦИИ НА ТАНКОВОМ ШАССИ.
 часть 2.
Во второй половине 80-х – начале 90-х гг. ХХ века в Советскую,  а затем Российскую Армию начали поступать танки третьего поколения – Т-80У, Т-80УД, а затем и Т-90. Кроме того,   «Уралвагонзавод» и «УКБТМ», участвуя в реализации программы военно- технического сотрудничества с зарубежными странами, осуществляли поставки на экспорт танков Т-72С и Т-90С. Наравне с танками, партнерам по сотрудничеству, «Уралвагонзавод»  предлагал  машины, созданные  на их базе: БРЭМы, ИМРы, МТУ, БМРы. Для стран, армии которых имеют на вооружении российские танки Т-72С и Т-90С, экономически выгодно иметь и машины технического обеспечения и инженерного вооружения на базе этих танков по следующим показателям:
-благодаря высокому уровню унификации снабжение одними и теми же основными запчастями;
-одно и то же вооружение и один и тот же боекомплект;
-одни и те же топлива и горюче-смазочные материалы;
-одна и та же система техобслуживания и ремонта;
-одна и та же система обучения и подготовки экипажей.
Однако инозаказчики, проявляющие интерес к танкам и одновременно к машинам на их базе, ставят вопрос об исполнении и характеристиках этих машин несколько шире.
Естественно, если инозаказчик приобретает танки Т-72С, то и машины должны быть на базе танка Т-72С, если Т-90С, то соответственно, машины должны быть на базе танка Т-90С с максимально возможной унификацией с ними. Но кроме этого есть еще один аспект, который используется в требованиях инозаказчиков к машинам технического обеспечения и инженерного вооружения.
Армии многих государств имеют на вооружении бронетанковую технику, произведенную в разных странах: английская, американская, германская, французская или собственной разработки и производства.
Так вот, проявляя интерес к приобретению российских танков и машин технического обеспечения на их базе, такие инозаказчики нередко высказывают требования, чтобы они (эти машины) могли успешно применяться для технического обеспечения и других танков зарубежного производства или собственных разработок и производства. А это требует соответствующего изменения технических характеристик машин.
Кроме того, технические характеристики БРЭМ-1, созданного в 1973-1975гг., уже не отвечают современным требованиям: грузоподъемность полноповоротной крановой установки составляет 12 т, что недостаточно для демонтажа башни танка Т-80У с массой 15 т. Ее демонтаж может осуществляться только путем  дооборудования крана – в этом случае он способен поднимать до19 т,  но данная процедура требует соответствующих трудозатрат на подготовку. Так же вызывает серьезные нарекания короткий вылет стрелы крана. Тем не менее, БРЭМ-1 пока обеспечивает демонтаж любого агрегата и даже башен в сборе с пушками с отечественных танков, поднятие за корму или нос любого танка отечественного производства. Однако этого недостаточно, чтобы демонтировать башни в сборе с пушками с других иностранных танков, массы которых доведены до 20 т и более, и тем более поднять эти танки за корму или нос при их массах в 54-56 т.
Чтобы не отстать от все возрастающих требований войсковой эксплуатации БТТ, реализовывать выгодные контракты,  приходится с максимальной возможностью исполнять требования заказчиков, в том числе зарубежных. С этой целью с начала 1990-х годов УКБТМ, совместно с омским «КБТМ» был проведен ряд ОКР по созданию новых, более мощных БРЭМ, на базе перспективных шасси – ОКР «Отцепка» (шасси танка «Объект 187») и ОКР «Отцепка-88» (шасси танка «Объект 195»). В дальнейшем опыт этих работ был использован «КБТМ» при создании БРЭМ-80У ("Объект 647") – унифицированной по шасси с газотурбинным танком Т-80У, БРЭМ-72Б и БРЭМ-90 – на шасси танков Т-72Б и Т-90 соответственно.
БРЭМ-80У на REA-2011
Эскизы к проекту БРЭМ-72Б/-90


Однако МО РФ не проявило к ним интереса и созданные «КБТМ» машины не пошли дальше создания опытного образца и техпроекта соответственно. В то же время «УКБТМ», ориентируясь прежде всего на зарубежного заказчика в период 1998-2002 годов вело более успешную ОКР «Отцепка-М», по созданию модернизированного варианта БРЭМ-1. Поскольку в реализации этого проекта самыми заинтересованными сторонами являлись собственно «УКБТМ» и серийный завод –«УВЗ», то выполнять его пришлось на принципе самофинансирования этих двух предприятий. Естественно такой подход отразился на объеме модернизации - в БРЭМ-1 необходимо было ввести самый минимум мероприятий, удовлетворяющий требования инозаказчиков.
Модернизации по этому проекту подверглось в первую очередь моторно-трансмиссионное отделение. Оно полностью заимствовано с танка Т-90С, т.е. были установлены 1000-сильный двигатель В-92С2 с его системами и трансмиссия, реализующая повышенную мощность, в том числе входной редуктор (гитара), имеющий встроенный отбор мощности. Устройство отбора мощности не претерпело изменений, за исключением предохранительного фрикциона, который усилен за счет добавления пары фрикционных дисков.
Ходовая часть также полностью заимствована с танка Т-90С.
Следующим этапом явилась реализация возможности демонтажа башен в сборе с пушками со всех известных миру, в настоящее время, танков, включая самые современные: Abrams, Leopard, Leclerc и другие. 
Из анализа имеющейся информации об этих танках самыми критичными в этом отношении явились танки Leopard и индийский танк Arjun. Если решается задача демонтажа башен с этих танков, то демонтаж с остальных марок иностранных танков обеспечится.
 Для возможности демонтажа агрегатов и башен в сборе с пушками с высоких и габаритных танков пришлось удлинить стрелу на 1 м с сохранением основного конструктивного принципа и кинематики работы крана; для обеспечения большей грузоподъемности до 20-25 т увеличили диаметры исполнительных силовых гидроцилиндров стрелы, сохранив при этом полностью гидросистему машины. Такие наработки уже были выполнены уральскими танкостроителями в ходе предыдущих ОКР.
    Для обеспечения устойчивости машины от опрокидывания при подъеме краном больших грузов решили просто: один из ящиков для ЗИП на противоположном от крана борту выполнили из толстого броневого проката, создав, таким образом, балластный вес для противовеса крана с грузом на крюке. Кроме того, пришлось пересмотреть систему блокирования подвесок ходовой части для обеспечения устойчивого движения машины с максимально возможным грузом на крюке крана. Получилось обеспечение блокирования всех подвесок.
Попутно провели расчетно-теоретический анализ возможностей основной тяговой лебедки и убедились, что модернизированной машиной можно обеспечивать эвакуацию тяжелой застрявшей бронетехники, требующей усилия вытаскивания 35-140 т вместо 25-100 т.
Весь этот комплекс мероприятий потребовал увеличения массы машины с 40 до 44 тонн, что при увеличенной мощности двигателя никак не ухудшило эксплуатационные технические характеристики машины. Наоборот пошло на пользу, т.к. с увеличением массы увеличился сцепной вес, а значит, и улучшились сцепные качества машины, так необходимые при эвакуации и буксировании тяжелой иностранной бронетехники.
В связи с тем, что в моторно-трансмиссионном отделении с двигателем В-92С2 применен стартер-генератор СГ-18 (макс, мощность 18 квт) пришлось электросварочную аппаратуру ЭСА-1 (с электропитанием от СГ-10) заменить на ЭСА-2 с питанием от СГ-18.
В целях унификации с танком Т-90С, на опытном образце БРЭМ «Объект 142»  в целях самообороны была установлена ЗПУ закрытого типа от базового танка с командирским прибором наблюдения «Агат-М». Однако в последующем в целях удешевления конструкции от нее пришлось отказаться, вернувшись к штатной для БРЭМ-1 открытой установке пулемета ЗУ-72.
Первый опытный образец БРЭМ-1М с ЗПУ от Т-90С
 Во всем остальном машина сохранила полную преемственность с БРЭМ-1. В результате реализации указанного проекта уровень унификации машины БРЭМ-1М с танком Т-90С сохранился на уровне 63% - 65%.
Модернизированная бронированная ремонтно-эвакуационная машина получила обозначение БРЭМ-1М. Дооснащенный термоэлектрическим кондиционером («Объект 142СА») БРЭМ-1М с 2006 года поставляется Алжиру. В это же время возобновились поставки серийных БРЭМ-1 и в Российскую Армию. Однако опять же в целях унификации с серийным танком Т-90А, они были доработаны в части шасси с использованием мероприятий по ОКР «Отцепка-М».   
Модернизированные для Российской Армии БРЭМ-1
Еще одной работой ориентированной на экспорт и проводимой в настоящее время, является создание БРЭМ-72 – машины, которую в целях удешевления можно производить путем конверсии ранее выпущенных танков типа Т-72. Интерес к такой машине проявляют некоторые страны СНГ, а так же дальнего зарубежья, где еще с советских времен сохраняется значительный парк танков типа Т-72, но наблюдается нехватка современных ремонтно-эвакуационных средств.                                     
С 2010 года УКБТМ проводит большую работу по созданию тяжелой унифицированной платформы под шифром «Армата». На базе этой платформы помимо основного танка ведутся работы и по созданию соответствующей БРЭМ. В замысле тагильских конструкторов создание машины, удобной для работы, лишенной врожденных недостатков «Объекта 608», богато укомплектованной специальным ремонтным оборудованием, инструментом, приспособлениями.
БРЭМ-1М
Демонстрация возможностей БРЭМ-1М по демонтажу башни Т-90С перед алжирской делегацией
Рабочий момент, "подсмотренный" на одной из тагильских выставок - с помощью БРЭМ-1М производится навешивание минного трала на БМР-3М

1 комментарий:

  1. В целях унификации с танком Т-90С, на опытном образце БРЭМ «Объект 142» Насколько мне известно «Объект 142» -это опытный средний танк 50-х годов.

    ОтветитьУдалить