вторник, 4 октября 2011 г.

РОЛЬ И МЕСТО ТЯЖЕЛОЙ БРОНЕТЕХНИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХ

     Последние двадцать лет вооруженные силы ведущих государств мира развиваются в контексте значительного изменения геополитической ситуации, в первую очередь снижения напряженности в Европе. Вероятность крупного военного конфликта в Европе с участием блоков государств, доминировавшая в военной мысли всю вторую половину XX века, нынче рассматривается как незначительная.
     Этот факт, наряду с экономическими трудностями, переживаемыми ведущими державами, вызвал переоценку приоритетов, приостановку и закрытие многих запущенных в конце XX века в другой геополитической реальности военных программ, значительному сокращению действительной численности вооруженных сил, и их перенацеливанию на выполнение ограниченных операций экспедиционного характера.

Роль танков в современных конфликтах

     Основные боевые танки являются видом военной техники, который напрямую затрагивается этими процессами. Необходимая для ведения интенсивных боевых действий на европейском ТВД численность бронетанковых сил является в условиях разрядки избыточной, как и поддержание темпа НИР и ОКР для сохранения паритета в техническом уровне с вероятным противником. При этом доставка тяжелой бронетехники на удаленный ТВД в составе экспедиционных сил сопряжена со значительными трудностями. Эти соображения привели к резкому замедлению в конце 1990-х - начале 2000-х годов темпов совершенствования бронетанковой техники, интенсивному сокращению и расформированию бронетанковых соединений. В экспертной среде стало пользоваться популярностью мнение об отсутствии потребности на новом этапе в основных боевых танках.

    Опыт конфликтов последнего десятилетия, однако, продемонстрировал западным планировщикам, что такое мнение является ошибочным. В ситуации асимметричных боестолкновений в рамках операций по поддержанию присутствия в регионе, борьбы с вооруженным экстремизмом и сепаратизмом, в которые оказались втянуты в последнее десятилетие вооруженные силы развитых стран, потребность в тяжелой бронетехнике не пропала. Именно машины класса основного боевого танка, благодаря своей низкой уязвимости к носимым противотанковым средствам и самодельным взрывным устройствам, малой восприимчивости к различного рода импровизированным заграждениям, обеспечивают устойчивость экспедиционных сил и позволяют им, несмотря на относительно легкое вооружение, выполнять боевые задачи с минимальными потерями.

    Кроме того, несмотря на малую вероятность крупномасштабного конфликта, существует ряд "законсервированных" конфликтов в отношениях между государствами, сохраняющих возможность локальных столкновений, в том числе и в Европе. Ярким примером такой потенциальной горячей точки являются отношения между Грецией и Турцией. Обе эти страны продолжают учитывать возможность конфликта между собой в своем военном планировании. Так, Греция, несмотря на тяжелейшее экономическое положение, пошла в 2008 году на крупную закупку немецких ОБТ Leopard 2А6; Турция активно ведет разработку собственного ОБТ Altay аналогичного военно-технического уровня.

Задачи и программы
    Осознание этих потребностей привело к возобновлению работ по совершенствованию основных танков, с учетом новых требований к ним. Программы последнего времени можно условно разделить на три группы:
 ■ разработка комплектов дополнительного оборудования для повышения эффективности танков в особых условиях асимметричных конфликтов;
■ совершенствование существующих танков в направлении улучшения их основных боевых свойств, и создание новых танков традиционного типа в рамках развития национальных школ танкостроения;
■ проработка концепций принципиально новых боевых машин тяжелой категории по массе.
Примерами программ первого типа являются:
■ комплект TUSK для ОБТ М1А2 Abrams, США. TUSK (Tank Urban Survival Kit) - комплект выживания в городских условиях; Leopard 2 PS0, ФРГ. PSO (Peace Support Operations) - комплект для участия в операциях по поддержанию мира;
■ Leclerc AZUR, Франция. AZUR (Action en Zone Urbaine) - комплект для операций в городских условиях;
■ комплекты дополнительного бронирования для ОБТ Ariete (Италия), Challenger (Великобритания) и т.п.
 

Английский танк Challenger II с комплектом защиты фирмы Rafael
 
 
Французский танк Leclerc с оборудованием комплекта AZUR
 
 

Мероприятия по модернизации американского танка M1 Abrams по программе SEP

Компоненты, устанавливаемые на американский танк M1A2 по программе TUSK
 
 
Немецкий танк Leopard 2, оснащенный комплектом PSO
      Мероприятия, выполняемые в рамках этих программ, как правило включают в себя: значительное увеличение уровня защищенности от кумулятивных средств поражения боковой, верхней и кормовой проекции танка с широким использовани ем низкоплотных преград (ДЗ, решетчатые экраны, новые баллистические материалы); улучшение противоминной защиты; введение дистанционной установки вооружения с круговым обстрелом и/или оснащение наружной наблюдательной позиции командира танка броневыми экранами; введение вспомогательной силовой установки для обеспечения длительной работы бортовых систем танка на стоянке.

Примерами программ второго типа являются:
■ американские программы по совершенствованию танков Abrams модификаций М1А1 и М1А2;
■ Leopard 2А4 Revolution и Leopard 2А7+ разработки ФРГ;
■ Leclerc XXI разработки Франции;
■ развитие модельного ряда танков Тип 96 и Тип 99, Китай;
■ различные предложения по модернизации танков времен холодной войны производства СССР и НАТО;
 
 
Модернизация немецкого танка Leopard 2A4  по проекту MBT Revolution

Немецкий танк Leopard 2A7+

 
Китайский танк ZTZ99A
и ряд новых разработок, такие как
■ танк Altay, Турция;
■ танк К2, Южная Корея;
■ танк Тип 10, Япония;
■ танк Arjun Mk-ll, Индия и т.п. 
 
Турецкий танк Altay и состав компонентов его СУО
 
 
Южнокорейский танк К2
Японский танк Type-10
       Характерными примерами систем, внедряемых в рамках этих программ, является: использование индивидуальных тепловизионных приборов последнего поколения с крупноразмерными матрицами на всех рабочих местах экипажа; современное оборудование навигации и связи; внедрение бортовых информационно-управляющих систем (БИУС) для улучшения эксплуатационных качеств техники; размещение на танках элементов единой системы управления тактического звена; повышение эффективности танков против живой силы за счет введения новых противопехотных боеприпасов с электронными дистанционными взрывателями; установка систем активной защиты; оснащение танка маскировочным комплектом в видимом, тепловом и радиолокационном диапазонах.

    При этом, уровни баллистической защиты лобовой проекции, могущества вооружения и подвижности танка, достигнутые к концу холодной войны, то есть традиционно основные боевые свойства танка, как правило считаются достаточными, и в целом не находятся в центре внимания программ последнего времени (за исключением программ модернизации старых танков, которые как правило доводятся до уровня основных боевых свойств, соответствующего более новым танкам). Автор считает нужным подчеркнуть, что перечисленные программы, планы перевооружения современных армий на танки новых модификаций, а также неослабевающий интерес стран-импортеров к современным разработкам, показывают сохраняющуюся актуальность современных основных боевых танков в программах военного строительства большинства развитых и развивающихся стран.

    Наконец стоит остановиться на известных программах перспективных танков, направленных на создание машин, существенно отличающихся по свойствам от существующих. Многочисленные примеры таких программ, соответствующие идеологии противостояния холодной войны и направленные в основном на прорывное увеличение защищенности и огневой мощи танка, по крайней мере, насколько можно судить по материалам открытых источников, на данный момент остановлены.

   На сегодняшний день в основном распространены программы, направленные на создание гусеничного семейства машин средней категории по массе. Таково, например, шведское семейство машин на платформе CV90, включающее в себя БМП, ЗСУ, САУ и легкий танк. Недавно стало известно о польской программе семейства гусеничных машин на платформе Anders.
 
Польский легкий танк Anders
 
Шведский легкий танк CV90-120
Широко разрекламированная и находившаяся в высокой стадии готовности американская программа семейства аэротранспортабельных боевых машин будущего FCS MGV в настоящий момент прекращена из-за бюджетных ограничений, а также растущего понимания в США, что обеспечить приемлемый уровень защищенности в установленных весовых ограничениях невозможно. С учетом этого, принято решение об использовании наработок по программе FCS для модернизации существующих образцов вооружения. Программа же перспективного семейства боевых машин североамериканцами перезапущена под названием GCV (Ground Combat Vehicle, наземная боевая машина), и в настоящий момент ведутся предварительные изыскания и отбор исполнителей. Категория массы нового семейства машин пока официально не озвучена, но по информации одного из соискателей программы, компании BAe Systems, предлагаемое ими решение подразумевает разные варианты защищенности модульного исполнения, и машины, выполненные по варианту максимальной защищенности, могут достигать 65 тонн. Тем самым, можно говорить о том, что после попыток найти замену основному боевому танку в рамках средней категории по массе, США вернулись к работам по созданию тяжелых машин.

    Представляется, что такое решение неизбежно для любой школы танкостроения современного крупного государства, поскольку даже в условиях в целом стабильной геополитической ситуации последнего десятилетия, встающие перед вооруженными силами развитых государств задачи, не могут быть эффективно решены без применения тяжелой бронетехники. 


Василий ФОФАНОВ, военный эксперт
журнал "Арсенал. Военно-промышленное обозрение" №5`2011г

Комментариев нет:

Отправить комментарий