пятница, 7 октября 2011 г.

Пламенное сердце русских танков-5


ВИКТОР ЗАХАРОВ:
«Двигатель серии «Т» — это современный конкурентоспособный силовой агрегат»
Челябинский тракторный завод всегда по праву считался и считается одним из лидеров отечественного двигателестроения. Предприятие обладает колоссальным опытом проектирования и производства дизельных силовых установок для инженерных машин и бронетанковой техники. Разработке на ЧТЗ семейства перспективных дизельных двигателей серии «Т» было посвящено интервью заместителя генерального директора Челябинского тракторного завода по перспективным двигателям Виктора Ивановича Захарова.

Захаров Виктор Иванович
Заместитель генерального директора по перспективным двигателям ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». Родился 19 апреля 1952 года в Челябинске. Закончил Челябинский машиностроительный техникум, Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне — Челябинская государственная агроинженерная академия). Кандидат технических наук (2004 год). Трудовую деятельность начал в 1970 году токарем цеха МХ-3 ЧТЗ. В 1971-1973 гг. служил в Советской Армии. После демобилизации вернулся на ЧТЗ, где с 1973 по 1993 гг. прошел путь от рядового инженера-технолога до главного технолога — начальника управления главного технолога предприятия. В 1993-1994 гг. работал техническим директором проектно-производственной фирмы «Гипро». После возвращения на ЧТЗ (1994 г.) был назначен на должность главного технолога — начальника управления главного технолога. В 1997-2007 гг. работал заместителем технического директора по подготовке производства — начальником управления главного технолога, начальником управления главного технолога — главным технологом, первым заместителем технического директора ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». С 2007 года по настоящее время является заместителем генерального директора по перспективным двигателям. Награжден: Юбилейной Почетной грамотой (1983 год), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003 год), Золотым знаком «За отличие в труде» (2006, 2008 гг.). Лауреат Премии «ЧТЗ» (2000 год). Заслуженный технолог РФ (1993 год).
           С момента своего основания Челябинский тракторный завод был известен как производитель двух основных видов продукции — промышленных тракторов и двигателей. В последнее время ЧТЗ существенно расширил спектр выпускаемых инженерных машин, что требует соответствующей «линейки» двигателей. Как решается эта проблема?
-              Наверное, нужно начать с констатации того бесспорного факта, что за годы существования Челябинского тракторного завода, на нем сложилась собственная школа двига-телестроения. Она имеет свои традиции, поскольку насчитывает, по меньшей мере, семьдесят пять лет. У нее есть свои достижения, есть знаковые личности, такие как И.Я. Трашутин и В.И. Бутов. Потерять такую школу было бы просто преступно. Как с позиции предприятия, так и с государственной точки зрения. Опасность подобного развития событий, после того как в 90-х годах произошел развал экономики страны, была вполне реальной. В тот период из-за недостатка финансирования в стране практически остановились работы по созданию новых двигателей, прекратили свое существование многие моторные заводы. В качестве примера достаточно привести Барнаул, где в советское время успешно работали два прекрасных предприятия подобного профиля — Алтайский моторный завод и Завод транспортного машиностроения, которых больше нет. Не менее сложная обстановка была и у нас на заводе, поскольку денег на проведение полномасштабных НИОКР не было. Но, нужно отдать должное руководству ЧТЗ, несмотря на все сложности, определенные средства все-таки выделялись, и мы даже в те годы смогли продолжить работы по разработке перспективного семейства силовых агрегатов, начатые ранее. Благодаря этому мы имели определенный задел конструкторских наработок как по транспортным дизелям, так и по тракторным двигателям. Поэтому, когда Министерство промышленности и энергетики РФ объявило тендер на разработку нового семейства двигателей, мы решили принять в нем участие и представить конкурсной комиссии силовые агрегаты серии «Т». В конкурсе мы вышли победителями, и 18 апреля 2008 года завод подписал с Минпромэнерго РФ государственный контракт «Создание модельного ряда дизельных двигателей жидкостного охлаждения». В нем было зафиксировано, что ЧТЗ берется за разработку конкурентоспособной «линейки» дизельных двигателей, и перечислены технические параметры, которым они должны соответствовать.  Нам были определены сроки на проведение этой работы — с 2008 по 2012 годы и выделено бюджетное финансирование в размере 500 миллионов рублей. Сразу хотел бы отметить, что и сроки, и ресурсы, запланированные для решения поставленной задачи, предельно минимальные. Например, если мы возьмем зарубежный опыт, то там на разработку нового дизельного двигателя отводится 5-7 лет. Что касается объема финансирования, то, как правило, на подобные цели тратится от 200 до 300 миллионов долларов. При этом, хотя времени и денег нам выделили меньше, но задачи, которые пришлось решать, были гораздо сложнее, чем у зарубежных коллег. Это связано с тем, что сегодня, как я уже говорил, существенно сократились инвестиционные возможности отечественных машиностроительных предприятий в части обновления производственной базы для проведения НИОКР. Не скрою, только финансирование, полученное нами по контракту, позволило перевооружить наши конструкторские подразделения, оснастить их современной вычислительной техникой и необходимым стендовым оборудованием. Так, нами были приобретены новейшие исследовательские центры фирмы AVL. Один из них был установлен на заводе, а другой — на кафедре ДВС Южно-Уральского государственного университета. Без всего этого проведение эффективных разработок новых двигателей в настоящее время просто невозможно. Еще одна проблема заключается в том, что практически отсутствует рынок конкурентоспособных комплектующих отечественного производства. Из-за этого многие агрегаты мы вынуждены были проектировать сами. Кроме того, нужно понимать, что разработка модельного ряда новых двигателей сопряжена с решением целого ряда сложных научных проблем, для чего необходима постоянно действующая тесная интеграция научных и производственных подразделений. Говоря откровенно, в прошедшие годы такие связи у отечественных предприятий были серьезно подорваны. В этом отношении мы оказались в более выгодных условиях, поскольку всегда тесно сотрудничали и продолжаем взаимодействовать в настоящее время с кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» Южно-Уральского государственного университета. При работе над контрактом был составлен подробнейший план-график ее проведения, определены контрольные сроки основных этапов, за каждый из которых мы должны были отчитаться. Сейчас, например, идет пятый календарный этап, в ходе которого мы должны представить уже не отдельные экспериментальные образцы дизельных двигателей, а выпустить их опытную партию, с тем, чтобы получить требуемые показатели не на исследовательских стендах, а непосредственно на тех образцах техники, для которых двигатели серии «Т» предназначены. Это не просто, но у меня нет никаких сомнений в том, что мы справимся с этой задачей.

— Вы сказали, что на конкурс, объявленный Минпромэнерго РФ в 2008 году, ЧТЗ представил двигатели серии «Т». Означает ли это, что к тому времени данный силовой агрегат на заводе уже был создан, и если да, то когда начались работы но его созданию?
- Выше уже говорилось, что на момент подписания контракта с Минпромэнерго РФ, у ЧТЗ действительно уже были определенные наработки но новому семейству двигателей. Начало работ по их созданию было связано с тем, что на заводе отдавали себе отчет в том, что основной силовой агрегат, выпускаемый ЧТЗ,— дизельный двигатель Д-180 нуждается в замене. Да, это очень надежный, неприхотливый в эксплуатации силовой агрегат, благодаря чему он широко используется и в настоящее время, но его показатели по расходу топлива и масла, удельной мощности, эко-логичности и ряду других параметров уже не соответствуют современным требованиям. Чтобы исправить ситуацию, в свое время и была начата разработка нового дизеля. Важная особенность этой работы заключалась в том, что мы использовали не только опыт наших конструкторов, но и учитывали тенденции мирового двигателестроения. Несмотря на все сложности, мы тогда выпустили опытный образец нового 6-цилиндрового двигателя в рядном исполнении. Но показатели, которые он тогда выдавал, нас никак не могли устроить, было ясно, что придется потратить много сил и времени, чтобы довести его до ума. Вот это очень важный момент: хотя тот силовой агрегат и был «сырым», но мы понимали, что движемся в правильном направлении, поскольку двигатель нуждался в доводке, а не в полной переделке. Именно поэтому в тендере 2008 года на разработку перспективного семейства дизельных двигателей мы участвовали уже непосредственно с ним. Как уже отмечалось, за время выполнения государственного контракта была проведена огромная работа. Фактически двигатель создавался заново. Были применены новые конструктивные и инженерные решения, благодаря чему сегодня двигатель серии «Т» по своим параметрам — это современный и, главное, конкурентоспособный силовой агрегат.

           Не могли бы Вы подробней рассказать об особенностях нового семейства двигателей Челябинского тракторного завода?
           Семейство двигателей серии «Т» включает в себя 4-, 6-, 8- и 12-ци-линдровые дизельные силовые установки. Все они, как я уже сказал, отвечают самым современным требованиям, предъявляемым к двигателям промышленных машин. Они имеют гораздо более высокие показатели но техническому уровню, надежности и экономической эффективности по сравнению со всеми моторами, которые применяются в нашей стране в настоящее время. Эти двигатели изначально разрабатывались для эксплуатации в условиях переменных режимов нагружен ия, частых перегрузок, работы на боковых уклонах. Особо оговаривалась возможность длительной работы в режиме максимального крутящего момента. Проведенные нами расчеты и испытания показывают, что при использовании двигателя серии «Т» за счет меньшего расхода дизельного топлива и масла при обычной односменной работе будет достигаться экономия более 80 тысяч рублей в год (при действующих ценах на горючесмазочные материалы) по сравнению с аналогичным дизельным двигателем отечественного производства, из числа выпускаемых в настоящее время.  Еще одним существенным достоинством двигателей серии «Т» является высокая степень их унификации. Поскольку на разных модификациях силовых установок используется большое количество унифицированных деталей и узлов, достигается существенная экономия эксплуатационных расходов и обеспечивается снижение стоимости запасных частей.

           Понятно, что двигатели серии «Т» создавались с учетом возможности их применения на инженерных машинах, выпускаемых Челябинским тракторным заводом. А где еще они могут быть востребованы?
-              Двигатели серии «Т» разрабатываются для использования в строительно-дорожных машинах, ряде сельскохозяйственных и промышленных агрегатов, предъявляющих свои специфические требования к силовым установкам. Как я уже говорил, это и переменные режимы на-гружения, и частые максимальные перегрузки, и работа на боковых уклонах и спусках, и длительная эксплуатация в режиме максимального крутящего момента. Добавьте сюда повышенную запыленность и увеличение сроков между циклами технического обслуживания. Такие условия работы характерны для инженерных машин ЧТЗ? Безусловно. Поэтому в перспективе они будут оснащаться двигателями семейства «Т». Но примерно в таких же условиях работает и сельскохозяйственная техника, а раз так, то среди потребителей наших силовых установок мы видим «Россельмаш» и выпускаемые им сельскохозяйственные комбайны. Есть и другие классы техники, где они найдут свое применение. Не секрет, что из-за отсутствия в стране полноценной «линейки» силовых установок, многие российские производители промышленных машин и агрегатов вынуждены в настоящее время устанавливать на них либо неоптимальные двигатели отечественного производства, либо закупать требуемые моторы за рубежом. Нужно учесть, что широко используемые у нас дизельные двигатели белорусского производства фактически также зарубежная продукция. Понятно, что если будет предложен свой конкурентоспособный дизель, то все отечественные производители перейдут на него. В этой связи не будет лишним уточнить, что мощностной диапазон двигателей серии «Т» лежит в пределах от 100 до 2000 л.с. Таким образом, в нашей стране они перекрывают потребности всех возможных потребителей. В качестве подтверждения приведу такой пример. Недавно, во время командировки на «КАМАЗе» я побывал в центре «КАМАЗ-Мастер», где готовят технику к участию в ралли-рейдах. Так вот, нашим 8-цилиндро-вым двигателем серии «Т» заинтересовались даже там, поскольку условия, для работы в которых он создавался,— это как раз то, с чем сталкиваются «камазовские» машины во время ралли-рейдов. Я пообещал, что один из первых промышленных образцов такого мотора мы им предоставим. Так что не исключено, что мы увидим двигатель серии «Т» и на трассах «Дакара». Если же оперировать цифрами, то мы считаем, что уже в 2012 году доля применения двигателей серии «Т» в рассматриваемых типах машин и агрегатов составит порядка 16 %, а к 2015 году, за счет восстановления и роста основных рынков техники в России, объем продаж этих силовых агрегатов может выйти на уровень 20 тысяч штук в год.
Испытания экспериментального образца двигателя серии «Г» на стенде исследовательском центре AVL
 — А способен Челябинский тракторный завод в настоящее время выпускать такое количество современных дизельных двигателей?
- Что касается опытно-промышленной партии двигателей, которая потребуется для проведения их испытаний, то в этом нет никаких сомнений. В дальнейшем, как мы рассчитываем, встанет вопрос о налаживании их серийного производства. Если вести речь об этом, то в данном случае есть и устоявшаяся мировая практика, и наше мнение, что ЧТЗ должен изготавливать базовые детали двигателей и осуществлять их сборку. О каких базовых деталях идет речь? Это блоки цилиндров двигателей, коленчатые и распределительные валы, головки блоков, шатуны, а также оригинальные переходные детали. А вот остальные компоненты нам должны будут поставлять специализированные предприятия. Сборка двигателей, как я уже сказал, будет проводиться на ЧТЗ.  Скажу прямо, вопросов по производству двигателей пока много. Они касаются и основной промпло-щадки, и поставщиков комплектующих. Мы прекрасно понимаем, что без технического перевооружения соответствующих производств завод с подобной задачей сегодня не справится. Чтобы провести такую модернизацию предприятия, нужны серьезные инвестиции. С этой целью мы составили бизнес-план и передали его в ВЭБ для проведения соответствующей экспертизы, после чего рассчитываем на предоставление под эти цели кредитных ресурсов.
— На разработку перспективного семейства дизельных двигателей завод уже получил 500 миллионов рублей, для проведения технического перевооружения предприятия, необходимого для организации их производства, потребуется не меньше. Получаются очень серьезные вложения. Вы не боитесь, что в руководстве страны может возникнуть мысль, что может быть и не стоит выделять такие инвестиции для развертывания собственного производства двигателей, а взять и просто купить необходимое их количество у западных производителей. Наверное, такой вариант решения проблемы может потребовать даже меньших затрат?
- Не скрою, такая точка зрения существует, и даже во властных структурах есть отдельные люди, отстаивающие подобный вариант решения проблемы. Но могу ответственно сказать, что в руководстве России понимают, что страна, называющая себя великой, не может существовать только за счет экспорта энергоносителей. К тому же на все случаи жизни двигатели купить не удастся. Вы представляете себе российский танк с немецким или американским двигателем? Я нет. Поэтому сегодня необходимость обеспечения собственными силовыми установками разные отрасли техники осознается на всех уровнях руководства страны. Более того, в последнее время этой теме начинает уделяться все большее внимание. Так, в декабре прошлого года на специальном совещании правительственной комиссии под руководством вице-премьера С.Б. Иванова было признано целесообразным разработать Федеральную целевую программу по развитию дизельного двигателестроения в России. Сейчас концепция такой программы уже создана, она проходит все необходимые согласования в правительственных структурах. Мы также передали в Минпромторг РФ свои предложения по концепции этой программы. Мы считаем, что преодоление технического отставания российского двигателестроения возможно путем создания нескольких Федеральных центров по основным направлениям дизе-лестроения. Основной целью создания подобных центров должна стать интеграция накопленного в стране научного и производственного потенциала для разработки и освоения производства конкурентоспособных дизельных двигателей. Создание Федеральных центров позволит устранить существующее распыление оставшегося интеллектуального потенциала и сократит, тем самым, финансовые затраты.
           О каких направлениях дизелестроения идет речь?
           Мы считаем, что таких направлений, как минимум, три. Прежде всего, это двигатели большой мощности, необходимые для железнодорожного подвижного состава, судостроения и стационарных энергетических установок. Второе самостоятельное направление дизелестроения — это двигатели для автомобилей и колесной военной техники. И наконец, третье — это двигатели для тракторов, сельскохозяйственных машин и гусеничной военной техники. Вот это направление мы готовы взять на себя, поскольку его полностью закрывают двигатели семейства «Т». Мы считаем, что создание Федеральных центров позволит решить и еще одну важнейшую народнохозяйственную задачу. Я уже говорил, что в стране сложилась напряженная ситуация с разработкой и производством современных комплектующих для дизелей. К сожалению, нужно признать, что многие из подобных производств мы уже потеряли. В этой связи создание Федеральных центров двигателестроения имеет первостепенное значение, поскольку они будут заниматься и созданием компонентной базы, которую смогут использовать все отечественные производители. К счастью, нужно отметить, что интересные наработки по агрегатам дизелей в стране есть, и сейчас нужно грамотно распорядиться имеющимся потенциалом.
           Получается, что запуск в серию двигателей семейства «Т» важен не только для Челябинского тракторного завода, но и для России в целом.
           Совершенно верно. Для завода разработка и производство двигателей серии «Т» жизненно необходимы. В этом случае мы закрепляем свои позиции одного из лидеров отечественного двигателестроения. Но нужно учесть, что производство дизелей серии «Т» фактически является по-настоящему реальным шагом в модернизации не только для ЧТЗ, но и для всего отечественного машиностроения, а значит — для всей России. О модернизации сегодня много говорится на самом высоком политическом уровне. И очень символично, что значимый шаг в этом направлении делает Челябинский тракторный завод — один из первенцев индустриализации страны.

Корпоративный журнал ЧТЗ-Уралтрак №1 (13) /2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.