Новым партнером госкомпании может стать Caterpillar
Иностранным стратегическим партнером
государственного «Уралвагонзавода» может стать американская Caterpillar.
Компании хотят вместе выпускать двигатели большой мощности,
дорожно-строительную технику и развивать вагоноремонтный бизнес.
Производство будет запущено на мощностях челябинского завода
«ЧТЗ-Уралтрак», в который «Уралвагонзавод» планирует вложить 13 млрд
руб. От Caterpillar российские партнеры ждут в первую очередь технологий
и новых разработок.
Гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко
рассказал „Ъ”, что компания выбрала ключевого партнера по развитию
производства двигателей, дорожно-строительной техники и ремонта вагонов —
это американская Caterpillar. По словам топ-менеджера, «как один из
вариантов» рассматривается создание СП. Подробнее схемы сотрудничества
разрабатывает специально созданная рабочая группа. В частности, «сейчас
обсуждается то, как именно юридически будет оформлено партнерство, пока
нет однозначного ответа, будет ли это именно СП или производство
продукции по лицензии». Объем вложений в совместные проекты пока
окончательно не определен. В Caterpillar в выходные на запрос „Ъ” не
ответили.
Caterpillar выпускает широкую линейку
дорожно-строительной техники от тракторов до карьерных самосвалов, а
также дизельные двигатели и энергетическое оборудование. Чистая прибыль
компании в 2010 году составила $2,7 млрд, выручка — $42,6 млрд. Компания
открыла завод в России (в Тосно Ленинградской области) еще в 2000 году,
но он в основном выпускал комплектующие для сборочных предприятий в
Восточной Европе. Лишь в 2010-м на заводе началось производство
большегрузных экскаваторов, объем производства на первом этапе
планировался на уровне 1,5 тыс. машин в год.
Двигатели и дорожно-строительную технику
компании будут выпускать на мощностях челябинского «ЧТЗ-Уралтрак», 80%
акций которого принадлежат «Уралвагонзаводу». «Партнерство с Caterpillar
будет развиваться в первую очередь в области выпуска дизельных
двигателей мощностью до 4 тыс. лошадиных сил, которые устанавливаются на
суда, локомотивы, карьерные самосвалы и другую тяжелую
дорожно-строительную технику,— пояснил гендиректор «ЧТЗ-Уралтрака» Семен
Млодик. — Мы надеемся, что производство начнется уже в 2012 году, в
дальнейшем рассчитываем достигнуть уровня локализации в 70%-80%». По
словам топ-менеджера, объемы производства не превысят 1 тыс. двигателей в
год, поскольку стоимость этой продукции высока — цена одного двигателя
большой мощности может достигать $100 тыс. При этом «ЧТЗ-Уралтрак»
продолжит самостоятельно разрабатывать и производить собственные
двигатели мощность от 100 до 2,5 тыс. лошадиных сил, подчеркивает Семен
Млодик.
«Еще один сегмент, где мы смотрим на
сотрудничество с Caterpillar как с мировым лидером, — это производство
трубоукладчиков», — добавляет Олег Сиенко. По словам Семена Млодика,
производство может быть запущено тоже с 2012 года и «в дальнейшем
расшириться на другую дорожно-строительную технику». Сейчас
«ЧТЗ-Уралтрак» выпускает две модели трубоукладчиков средней мощности
(максимальная грузоподъемность составляет 27-41 т), но рассчитывает
расширить модельный ряд за счет разработок американской компании.
Caterpillar предлагает на российском рынке четыре модели трубоукладчиков
большой и средней мощности максимальной грузоподъемностью 18-91 т.
Кроме того, по словам господина Сиенко,
«Уралвагонзавод», который является крупнейшим в России производителем
вагонов, планирует партнерство в вагоноремонтном бизнесе с дочерней
компанией Caterpillar Progress Rail Services Corporation. Progress Rail
осуществляет техобслуживание вагонов в основном в США, а также в Канаде,
Мексике, Бразилии, Италии, Германии и Великобритании. «У них хорошая
традиция и технологии по сопровождению всего жизненного цикла вагона и
его ремонту, это нас привлекает», — заявил Олег Сиенко. По словам
топ-менеджера, завод хочет сосредоточиться на вагоноремонте и
производстве запчастей для вагонов, поскольку в ближайшие годы из-за
перенасыщения рынка продажи новых вагонов стабилизируются и даже
сократятся. «Progress Rail располагает большими компетенциями в
вагоноремонтной отрасли и может предоставить свои технологии»,—
добавляет Семен Млодик.
Руководство «Уралвагонзавода» рассчитывает,
что партнерство с американской компанией позволит модернизировать
«ЧТЗ-Уралтрак». Весной завод обнародовал программу технического
перевооружения завода на 13 млрд руб. Инвестпрограмма будет
финансироваться из средств, «выделяемых в рамках ФЦП «Развитие
оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы», а также за счет
средств корпорации и привлеченных средств». Теперь Олег Сиенко сообщил
„Ъ”: «Если у нас будет возможность не полностью вкладывать в
модернизацию деньги, а привлечь часть этих средств за счет наших
партнеров, которые дадут нам технологии и новые разработки, то мы пойдем
этим путем или совместно вложимся в разработку новой продукции».
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает,
что сейчас «в России компетенции в области производства двигателей
большой мощности невелики, это нишевый и высоко востребованный продукт»,
поэтому «Уралвагонзавод» и Caterpillar могут рассчитывать «на
стабильные заказы и закупки». «Спрос на трубоукладчики сейчас тоже
должен быть, поскольку активно развиваются проекты по строительству
газопроводов», — полагает эксперт. Он считает, что под брендом
Caterpillar «Уралвагонзавод» может рассчитывать на крупные заказы. Но,
добавляет аналитик, американская компания «вряд ли будет инвестировать
деньги в модернизацию „ЧТЗ-Уралтрака”». Как и в случае АвтоВАЗа и
альянса Renault-Nissan, поясняет Владимир Беспалов, скорее всего, это
будет вклад технологиями и оборудованием.
Егор Попов
Комментариев нет:
Отправить комментарий