пятница, 28 октября 2011 г.

Пламенное сердце русских танков-9



ДВИГАТЕЛИ «ЧТЗ-УРАЛТРАК» ДЛЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Журнал «Арсенал. Военно-промышленное обозрение» №5/2011

Производство дизельных двигателей военного назначения на ЧТЗ организовано на Моторном заводе, на базе серийных технологий с широким применением автоматизированного и специального металлообрабатывающего оборудования. Выпускаемые двигатели, а их более 30 модификаций, предназначаются для комплектования бронетанковой техники и инженерных машин на их базе, САУ, шасси ракетных комплексов, легкобронной и другой военной техники. В России и за рубежом существует развитая сеть обслуживания и ремонта таких двигателей.
Основным видом продукции моторного завода являются двигатели семейств В2 и 2В.

Двигатели семейства В2
 Двигателями В-59, В-46, В-84 и В-92С2 мощностью от 580 л.с. до 10ОО л.с. комплектуется современная тяжелая бронетанковая техника, в том числе танк Т-90С. Двигатель В-92С2 используется и для глубокой модернизации танков Т-72, стоящих на вооружении ряда зарубежных армий. На базе двигателя В-92С2 создаются двигатели В-92С2Ф и В-99 мощностью 1130 и 1200 л.с. Они полностью взаимозаменяемы с двигателем В-92С2 и комплектуются узлами и деталями, разработанными и изготовленными на отечественных предприятиях. Наш завод широко использует кооперацию с отечественными специализированными предприятиями по разработке и изготовлению высококачественных комплектующих деталей и узлов.

Двигатели семейства 2В
 В связи с повышением тактико-технических требований к боевым машинам и двигателям, на ЧТЗ разработано семейство унифицированных двигателей типа 2В, состоящее из шести и восьми цилиндровых оппозитных, двенадцати и шестнадцати цилиндровых Х-образных двигателей.

В настоящее время освоены в серийном производстве шестицилиндровые двигатели 2В-06-2 мощностью 450 л.с. и 2В-06-2С мощностью 510 л.с. Двигатели предназначены для использования в боевых машинах легкой категории по массе.

Специалисты Челябинского тракторного завода работают над проектом двигателя 2В-06-ЗВ мощностью 750 л.с.

Наиболее форсированным двигателем семейства 2В является двигатель А-85-3. Его создание проводилось применительно к перспективному изделию. На настоящий момент изготовлено 16 образцов этого двигателя. На первых 2-х образцах проведены КДИ в объеме 1704 часа. Остальные образцы использованы для проведения контрольных испытаний. Выполнены длительные стендовые испытания, комплексспециальных испытаний (на надежность, в условиях высокогорья, на маловязких маслах, пусковые испытания), а также МВИ и ходовые испытания.

В конструкцию двигателя А-85-3 заложены технические решения, позволяющие ему многие годы оставаться на уровне зарубежных аналогов по основным показателям, а по габаритной мощности даже превосходить их.

Разработанная и принятая на вооружение военная техника, в составе которой эксплуатируются двигатели ЧТЗ, соответствует заданным тактико-техническим требованиям. Имеющаяся инфраструктура эксплуатации, снабжения и ремонта двигателей, выпускаемых Челябинским тракторным заводом, создают объективные предпосылки экономической, технической и политической нецелеобразности замены названных двигателей в существующей военной технике на любые другие.

Двигатели ЧТЗ имеют необходимые резервы форсирования для обеспечения заданной подвижности техники при ее возможной модернизации. Серийное производство и ОКР по дальнейшему совершенствованию этих двигателей обеспечены имеющейся производственной базой и коллективами специалистов, обладающих многолетним опытом создания, доводки и производства танковых дизелей. Заявленные параметры двигателей, находящихся в стадии ОКР, такие как мощность, экономичность, удельные показатели, наработки и прочие, подтверждены экспериментально.

Двигатели семейства «Т»
 Дальнейшее развитие двигателей специального назначения в современных условиях рыночной экономики возможно лишь при обеспечении рентабельности промышленного производства. Для поддержания на должном уровне двигателей специального назначения, становится жизненно необходимым переход к созданию двигателей двойного назначения. Эти двигатели должны составлять единое семейство унифицированных многоцелевых двигателей.

Руководством ЧТЗ было принято решение о разработке модельного ряда дизельных двигателей серии «Т» с высоким уровнем межпроектной унификации. Двигатели имеют диапазон мощности от 90 до 750 л.с. в гражданском исполнении и от 300 до 1800 л.с. для изделий военной техники.

Одним из главных условий реализации этого мощностного ряда является проведение комплекса опытно-конструкторских работ, в том числе с привлечением зарубежных специализированных фирм, в обеспечение требуемой литровой мощности, показателей экономичности и требований экологии. В обеспечение решения указанной задачи Челябинский тракторный завод проводит широкое техническое перевооружение заготовительных и основных производств.

ЧТЗ разработал модельный ряд дизельных двигателей жидкостного охлаждения, включающий в себя 4 и 6 цилиндровые рядные, а также 8 и 12 цилиндровые Ѵ-образные двигатели с высоким уровнем унификации, соответствующий современным и перспективным требованиям по техническому уровню и экономическим показателям.

Организация серийного производства унифицированного семейства двигателей двойного назначения с применением гибких технологий и получением комплектующих от специализированных предприятий, позволит обеспечить высокую рентабельность для народно-хозяйственных двигателей и минимальную себестоимость военных модификаций.

Выводы

1.            Отечественная серийная и модернизируемая бронетанковая техника в настоящий момент обеспечена двигателями, удовлетворяющими ее потребности. Эти двигатели находятся в серийном производстве, имеют достаточно высокие удельные показатели и обеспечены существующей инфраструктурой эксплуатации, снабжения и ремонта.

2.            Новые разработки Челябинского тракторного завода, в том числе и серии «Т», позволят обеспечить перспективную бронетанковую технику надежными и эффективными двигателями, ориентированными на отечественные комплектующие.

Владимир Станиславович МУРЗИН, директор - главный конструктор ГСКБ «Трансдизель»

Комментариев нет:

Отправить комментарий