МОТОРЫ ЧТЗ — СЕРДЦЕ БРОНЕВОГО ЩИТА
РОССИИ
Челябинский тракторный завод выпускает
дизельные двигатели специального назначения, которыми комплектуются не только
российские танки, но и самоходные гаубицы, и установки для транспортировки и
запуска ракет. Двигатели ЧТЗ стоят и на боевых машинах десанта. Все это —
свидетельство того, что ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» было и остается одним из ведущих
оборонных предприятий страны, а его роль в оснащении российской армии
современным вооружением чрезвычайно высока.
Челябинский тракторный завод с момента его
пуска в 1933 году привлекался к работам по оборонной тематике. Еще в 1940 году
на предприятии началось освоение производства тяжелого танка КВ. В танк
устанавливался дизельный двигатель В-2К, производство которого, наряду с
двигателем В-2-34, было освоено на заводе № 75 в Харькове. С началом войны
моторный завод № 75 в основной своей части и коллектив конструкторов-мотористов
СКБ-75 были эвакуированы в Челябинск на ЧТЗ, где уже в декабре 1941 года были
собраны первые двигатели В-2. За годы войны ЧТЗ выпустил 48,5 тысячи моторов,
которые устанавливались на танки Т-34 и KB", САУ калибра 100, 122 и 152
мм, огнеметные танки и другую военную технику.
В послевоенное время моторное производство
ЧТЗ получило дальнейшее развитие. Двигатели типа В-54, В-55, В-32 устанавливались
в танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-10, тягачи АТ-С, АТС-59, АТТ, в гусеничные шасси
под монтаж различного вооружения и инженерные машины на их базе. Диапазон
мощностей этих двигателей составил 275-850 л. е., а количество модификаций
доходило до 32. В основном эти двигатели были безнаддувными. Двигатели с
приводным центробежным компрессором (ПЦН) изготавливались только для различных
модификаций тяжелого танка Т-10 и для тягачей советской антарктической
экспедиции.
В 70-е годы появилась широкая гамма наддувных
дизелей с ПЦН и турбонаддувом. Это двигатели типа В-46, В-84, В-58. Они
устанавливались на все модификации танка Т-72, новые образцы САУ, шасси под
монтаж вооружения и инженерные машины различного назначения. Мощность
двигателей типа В-2 была поднята до 840 л. е., именно поэтому двигатели типа
В-2 имеют лучшие в мире габаритно-массовые показатели среди силовых установок
своего поколения. При этом относительно невысокие значения литровой мощности
(фактически единственный показатель, по которому они уступают зарубежным
аналогам) могут считаться их преимуществом, поскольку благодаря этому
обеспечивается повышенная надежность дизелей типа В-2 и имеется возможность их
дальнейшего форсирования (табл. 1).
Таблица 1.
Технические характеристики дизельных двигателей специального назначения Челябинского тракторного завода.
В настоящее время ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
продолжает изготовление этих двигателей, доведенных конструктивно и
технологически до совершенства. Наличие полного цикла производства — от
литейной или кузнечной заготовки до стендовых испытаний, позволяет обеспечивать
требуемый уровень качества. Экспериментальная база, созданная на Челябинском
тракторном заводе, дает возможность проводить весь комплекс работ по
изготовлению опытных образцов двигателей, всестороннему их исследованию и
стендовым испытаниям. Высококвалифицированные кадры ин женеров и рабочих
способны решать сложные задачи конструирования двигателей специального
назначения, их испытания и производства по заказу потребителей.
На сегодняшний день основная часть
зарубежной бронетанковой техники оснащена двигателями так называемого третьего
поколения (табл. 2).
Таблица 2.
Основные характеристики серийных и перспективных танковых дизелей II-IV поколения (1960-2020гг.)
К этому же поколению танковых силовых установок
принадлежит и отечественный дизельный двигатель В-92С2, разработанный на
Челябинском тракторном заводе и относящийся к двигателям типа В-2. Если
сравнить его с зарубежными аналогами, то по многим основным параметрам он выглядит
предпочтительнее: у него, например, меньший удельный расход топлива и намного
лучше массогабаритные показатели. Качество и конкурентоспособность танковых
дизелей ЧТЗ получили практическое подтверждение при испытании российских танков
зарубежными специалистами в Индии, Малайзии, Алжире и Саудовской Аравии.
Например, с 1000-сильным двигателем В-92С2
производства ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» танк Т-90С был испытан в Малайзии. Контрольные
тесты были чрезвычайно жесткими, они включали в себя длительные марши по грунтовым
дорогам и пересеченной местности, преодоление крутых подъемов и спусков,
форсирование водных преград глубиной до 1,5 метров. Кроме того, были
предусмотрены ходовые испытания по песчаной почве в условиях повышенной
запыленности и по рисовым полям, залитым водой. Была предусмотрена и проверка
непрерывной работы двигателя на холостом ходу в течение 8 часов. Добавим к
этому тропический климат с температурой воздуха до +40 °С и влажностью 88-98 %.
После проведения тестов была произведена
оценка ремонтопригодности двигателя, для чего были демонтированы блоки
цилиндров. Состояние гильз цилиндров, поршней и поршневых колец оказалось
удовлетворительным. После оценки состояния цилиндропоршневой группы двигатель
был собран с ранее демонтированными деталями и вновь испытан. Замечаний по
силовой установке не было. В ходе всех испытаний танк Т-90С, пройдя 3000
километров, показал себя с самой лучшей стороны. Дефектов по двигателю не было,
а те замечания, что выявлялись, устранялись простой подтяжкой или деталями,
взятыми из комплекта ЗИП («запасные части, инструмент, приспособления»),
возимого на машине.
Надежность и высокий технический уровень
двигателей ЧТЗ — следствие богатого опыта, приобретенного при успешном создании
различных моделей танковых дизелей и, что особенно важно, при их крупносерийном
выпуске. Этот опыт в сочетании с отлаженными научными и производственными
связями и целым комплексом ноу-хау, которыми владеют специалисты Челябинского
тракторного завода, являют собой бесценный научно-технический задел
общенационального уровня. О том, насколько серьезен этот задел, можно судить по
такому примеру: проведенный нами анализ позволяет утверждать, что дизель В-92С2
и его форсированная модификация В-99 по своим характеристикам и техническому
уровню будут уверенно держаться и в группе двигателей IV поколения.
Форсированный двигатель В-92С2 мощностью
1000 л. с. применяется на танке Т-90С и для модернизации Т-72, а также
экспортируется за рубеж. Предприятие может поставлять двигатели для всех типов
танков Т-55, Т-62, Т-72; для САУ «Питон», «Гвоздика», «Акация», «Мста» и
других; для шасси под монтаж зенитных комплексов «Бук», «Куб», «Тунгуска»; тя гачей
МТ-Т, АТ-Т и АТС-59 и инженерной техники на их базе; а также для гусеничных плавающих
транспортеров ПТС-М, ПТС-2, ПТС-3 и паромно-мостовых машин ПММ-2 и ПММ-2М. Для
новых гусеничных шасси и модернизации прежних вместо двигателя В-46-2С1 (710 л.
с.) разработаны дизели В-84ДТ с тремя уровнями мощности — 710, 780 и 840 л. с.—
в зависимости от потребности.
ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» готов поставлять любой
из 36 имеющихся на сегодняшний день в производстве типов двигателей. Показатели
дизелей типа В-2 по габаритам и весу являются прогрессивными, поэтому двигатели
могут использоваться не только в существующей технике, но и для разработки
новых образцов. Ряд зарубежных стран приобрели лицензии на изготовление
двигателей В-46 и В-84. С участием специалистов Челябинского тракторного завода
организовано производство дизелей В-46-6 в Индии.
Вновь разработан и изготавливается серийный
6-цилиндровый двигатель 2В-06-2 мощностью 450-510 л. е., который с успехом может
применяться в технике небольшого веса и особенно с низким силуэтом.
Семейство двигателей 2В создано ООО
«ЧТЗ-УРАЛТРАК» для комплектации машин специального назначения всех категорий по
массе. В настоящее время приняты к серийному производству: двигатель 2В-06-2
мощностью 455 л. с. для боевых машин десанта БМД-3, БМД-4, а также другой
техники на их базе и двигатель 2В-06-2С мощностью 510 л. с. для десантируемой
самоходной противотанковой пушки. Ведутся работы по подготовке к серийному
выпуску двигателя 2В-06-2М для БТР-90. На перспективу ведется разработка
двигателя 2В-06-3 мощностью 750 л. с. и возможностью форсирования до 900 л. с.
Эта силовая установка будет использоваться на машинах специального назначения.
Наиболее форсированным двигателем семейства
2В является дизель 12ЧН15/16 мощностью 1350 л. е., разработанный для перспективных
боевых машин тяжелой категории по массе. Его создание проводилось с начала 90-х
годов. Технические решения, заложенные в его конструкцию, позволят двигателю
долгие годы оставаться по основным показателям на уровне зарубежных аналогов, а
по габаритной мощности даже превосходить их. Отечественный и зарубежный опыт
показывает, что на сегодняшний день мощность танковой силовой установки 1650 л.
с. является предельной с точки зрения обеспечения баланса между теплоотдачей
двигателей и тепло рассеивающими способностями систем охлаждения.
Безусловно, можно говорить, что
существующие и перспективные отечественные силовые установки для спецтехники,
разработанные на Челябинском тракторном заводе, полностью соответствуют
мировому уровню, однако мне бы не хотелось, чтобы создалось впечатление, что у
нас нет проблем. Они есть. Но есть полное понимание, какие технические вопросы
и в какой последовательности следует решать. Прежде всего необходимо отметить,
что в последние годы заметно ощущается отставание отечественного
двигателестроения в разработке современных систем топливоподачи и агрегатов
воздухоснабжения. В зарубежном двигателестроении на специализированных
предприятиях произошел настоящий прорыв революционных решений в этих
направлениях. Новейшая система электронного управления подачей топлива и более
совершенная система воздухоснабжения позволили иностранным фирмам значительно
поднять технический уровень двигателей, разработанных еще в 70-х годах прошлого
столетия. Именно такими усовершенствованными двигателями оснащаются сейчас
боевые машины большинства зарубежных стран. При этом параллельно происходит
создание нового поколения малолитражных высокооборотистых дизелей.
Целесообразно и нам сосредоточить усилия в этом направлении. Понятно, что
одному ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» такую задачу не осилить, и многие вопросы придется
координировать и решать на государственном уровне. Прежде всего, это касается
создания специализированных предприятий, способных разрабатывать и
изготавливать топливные системы и агрегаты воздухоснабжения на уровне
зарубежных аналогов. Реализация таких разработок позволит значительно поднять
технический уровень существующих силовых установок и станет базой для создания
двигателей V поколения.
Считается, что танковые двигатели V
поколения появятся к 2020 году. В процессе разработки конструкторских
мероприятий, повышающих экономичность двигателей и соответственно снижающих
уровень теплоотдачи, а также по мере нахождения решений по повышению
эффективности систем охлаждения, появится возможность реализации в силовых
установках танков еще большей мощности. В части обеспечения такой мощности наши
разработки имеют большие преимущества перед зарубежными аналогами: при меньших
габаритах, они обладают большим рабочим объемом цилиндров, что позволяет при
одинаковой мощности иметь меньшую нагруженность деталей цилиндропоршневой
группы и, соответственно, обеспечить высокую надежность работы.
В. С. Мурзин, директор — главный
конструктор ГСКБ «Трансдизель» ОАО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
Источник: Корпоративный журнал №2/2007г
Комментариев нет:
Отправить комментарий