понедельник, 24 октября 2011 г.

"Союз -СТ" - старт с Куру

Русский старт под тропическим дождем

Из Французской Гвианы впервые стартовала ракета-носитель «Союз-СТ»

ФОТО: Reuters

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/social/2011/10/20/3807566.shtml

Российская ракета-носитель «Союз» впервые стартовала с космодрома в Южной Америке. Запуск с Куру во Французской Гвиане прошел успешно. Ближе к вечеру российский разгонный блок «Фрегат» выведет на орбиту европейские навигационные спутники Galileo — будущие конкуренты GPS и ГЛОНАСС.
 В пятницу с космодрома Куру стартовала российская ракета-носитель «Союз-СТ» с разгонным блоком «Фрегат-МТ». Гвианский космический центр — европейский космодром, расположенный во Французской Гвиане (департамент Франции в Южной Америке). Его географическое расположение — всего чуть более 500 км к северу от экватора — делает космодром наиболее подходящим местом для запуска спутников на геостационарную орбиту. Преимущество при выводе на орбиту полезной нагрузки составляет 15%, если сравнивать с запусками в восточном направлении с космодрома на мысе Канаверал, и 40%, если сравнивать с запусками с Байконура.
С начала 1970-х годов прошлого века с Куру стартуют европейские ракеты-носители семейства Arian. Российский «Союз-СТ» стартует с космодрома в Южной Америке впервые.
Соглашение о размещении «Союза-СТ» в гвианском центре было подписано между Россией и Европейским союзом в 2003 году. К тому моменту уже шла активная разработка проекта, но первая партия наземного оборудования прибыла во Французскую Гвиану только летом 2008 года. Еще через два года Роскосмос и европейская компания Arianespace подписали договор на десять миссий запуска «Союза-СТ».
В Гвиане влажный жаркий климат, поэтому российским специалистам пришлось серьезно переработать и стартовый комплекс, и саму ракету-носитель. «Союз-СТ» — модификация трехступенчатого «Союза-2» (производит ЦСКБ «Прогресс») с разгонным блоком «Фрегат» (НПО им. Лавочкина). Но собирается ракета не традиционным для российской практики способом: три ступени «Союза» вывозятся на старт горизонтально, а головная часть — вертикально; затем, когда ступени ракеты стоят на пусковой установке, к ним приделывается головная часть. Все это происходит внутри мобильной башни обслуживания. Эта башня сейчас самое высокое сооружение в Гвиане. Она защищает ракету и обслуживающий ее персонал от тропических ливней и жары.
Первый старт «Союза-СГ» с Куру был запланирован на четверг, 20 октября. Но во время заправки ракеты-носителя возникли технические проблемы, которые потребовали дополнительных проверок. Как пояснил журналистам президент компании Arianespace Жан-Ив Легаль, «в половине третьего утра мы начали заполнять баки топливом, но при загрузке третьей ступени разгонного блока «Фрегат» произошла ошибка». «Автоматическая система подачи топлива, которая расположена на стартовом комплексе, дала сбой. Процесс запуска был остановлен», — уточнил он. Топливо пришлось слить, однако специалисты быстро разобрались в причинах проблемы и устранили ее, назначив новую дату пуска.
В пятницу заправка ракеты прошла штатно, и в 13.30 мск мобильная башня обслуживания начала медленно отходить в сторону, раскрывая подготовленный к старту «Союз». Незадолго до старта на космодроме начался дождь, однако это не повлияло на решение о запуске.
В 14.30 мск ракета-носитель успешно стартовала.
 Прямая трансляция предстартовой подготовки и самого старта шла на сайтах Роскосмоса и Arianespace. На космодроме за запуском наблюдали российский вице-премьер Сергей Иванов, главы Российского и Европейского космических агентств Владимир Поповкин и Жан-Жак Дорден, представители российской и европейской ракетно-космической отрасли, десятки журналистов.
На 15.00 мск намечено первое включение разгонного блока «Фрегат», а на 18.10 мск — второе, и еще через 9 минут над Индийским океаном должно произойти отделение двух спутников Galileo.
Космические аппараты — прототипы серийных спутников европейской навигационной системы Galileo, аналога американской GPS и российской ГЛОНАСС.
Спутники построены компаниями EADS Astrium и Thales Alenia Space по заказу Европейского космического агентства. Сейчас на околоземной орбите работают два тестовых спутника, запущенные в 2005 и 2008 годах. В 2012 году
«Союз-СТ» запустит еще два испытательных аппарата. Всего же группировка Galileo будет состоять из 30 спутников, но это к 2020 году. До 2015-го в группировке должны появиться 14 рабочих и 4 испытательных спутника, а годом ранее европейцы планируют ввести систему в строй с ограниченным пакетом услуг. Разработчики Galileo заявляют, что их система будет более точной, чем GPS, и обеспечит европейцам независимость как от американской GPS, так и от российской ГЛОНАСС, и перспективной китайской Compass.
Gur Khan: ну что ж, старт удачный - в добрый путь! Наконец, мы получили видимый результат более 10 лет работы над этим проектом. Однако, давайте попробуем разобраться, насколько с точки зрения российских государственных интересов он нам необходим. Сразу оговорюсь, что я не специалист по космосу, могу ляпнуть что-то не то - пожалуйста поправьте меня в этом случае. Выскажу свои мысли. Главная, основная мысль у меня, собственно, одна - этот проект всего лишь еще один шаг в деле  превращения России в колонию для стран Запада. Попробую аргументировать. Итак, роль российской стороны в данном проекте заключается в строительстве стартового комплекса, его обслуживании, предоставлении носителей для вывода полезной нагрузки. Суть есть "черновая" работа. И хотя она, разумеется, тоже неплохо оплачивается, мы ни коим образом не участвуем в распределении прибыли от коммерческих запусков и использования тех аппаратов что нашими руками будут выводиться. Более того, учитывая географию космодрома  в Куру, мы своими же руками создали и передали конкурентам в лице Европейского Космического Агентства инструмент, способный оказать серьезное влияние на сокращение количества космических запусков с российских стартовых площадок, именно тех запусков, доходами с которых мы ни с кем не должны делиться. Прежде Россия имела в космосе лишь одного серьезного конкурента - Соединенные Штаты, европейские "Арианы" имели очень узкий сегмент на рынке и не могли оказать существенного влияния на российскую монополию по выводу КА в околоземное пространство, образовавшуюся после закрытия американской программы "Шатлл". Теперь, с вводом в действия стартового комплекса "Союза" в Куру, позиции ЕКА серьезно усилились, т.к. вывод 1кг полезной нагрузки с него обходится значительно дешевле чем с Байконура или Плесецка. Пикантность ситуации еще и в том, что денег от продажи РН и предоставления услуг наших стартовиков Россия не увидит! Как так? Да очень просто! РФ заключила с Францией встречный контракт, оценивающийся практически в те же деньги что и проданные "Союзы", на приобретение французских десантных вертолетоносцев типа "Мистраль" - кораблей, абсолютно не нужных российскому ВМФ по оценкам большинства независимых экспертов. Мало того что "Мистрали" на фиг не нужны русскому флоту, так они априори а) не приносят коммерческой выгоды от эксплуатации, в отличие от тех же "Союзов"; б) требуют весьма немалых постоянных расходов на эксплуатацию в течении всего жизненного цикла - российский флот, эксплуатирующий эти посудины, попадает в зависимость Франции по поставкам запасных частей, лишается возможности их "дешевой" модернизации, как средства продления срока службы. Было бы логично направить выручку, получаемую от продажи Франции наших РН, на скорейшее завершение работ по созданию российской перспективной космической транспортной системы. Однако этого не происходит. В целях сокращения расходов, главой Роскосмоса, создание данной системы было закрыто (см.: Пилотируемая космонавтика осталась без «будущего»). В комментариях к моему сообщению о закрытии Поповкиным проекта "Русь-М" звучало,что, дескать, это правильно и ничего страшного, собственно, не произошло, у нас, типа, есть РН "Ангара" находящаяся в более высокой стадии готовности и КА "Русь-М" мы сможем выводить на ней. Не сможем! Во первых - это уже будет не "система", а "сборная солянка" отдельных компонентов с соответствующей степенью надежности, во вторых - "Ангара" планируется под полезную нагрузку до 37 тонн, в отличие от "Русь-М", способной выводить до 50 тонн - согласитесь что разница  в 35 процентов по максимальной полезной нагрузке - это весьма существенно! В третьих, и это самое важное, "Ангара" никогда не планировалась под пилотируемые полеты, она планировалась исключительно под грузовые перевозки, как замена "Протону"!  Мы угробили "Буран", мы угробили "Клипер", мы уже угробили и без того подрезанную возможностям, по сравнению с предшественниками, "Русь-М". На весь Советский Союз у нас было два космодрома: Байконур и Плесецк, сейчас в Российской Федерации их уже четыре: мы продолжаем эксплуатировать два выше названных, но еще возвели в статус космодрома стартовые площадки РВСН "Свободный" и "Восточный" (в прочем "Свободный" в 2007 году уже успели расформировать). Зачем нам столько "космодромов"? Ответ так же прост до банальности - строительство весьма выгодный бизнес. Как мне кажется, кто-то вверху на этом просто очень хорошо "греет руки".  Прикрываясь красивыми словами и лозунгами о модернизации экономики, развитии науки и технологий, международном сотрудничестве, проводится планомерное отодвигание России с передовых позиций в космонавтике, искусственно сдерживается развитие русского космоса в угоду американским и европейским конкурентам. Идет бездумное разбазаривание государственного бюджета, перекачка денег государства в частные карманы. Создание стартового комплекса "Союза" в Куру лишь маленькое звено в цепи преступлений против России. Кому весе это выгодно - думайте сами.

1 комментарий:

  1. Хорошо, Алексей подумайте сами, что лучше, если вообще не было Союзов в Гвиане?
    Французы с американцами создали бы свою ракету среднего класса, еще вопрос хуже или лучше Союза, и по полной использовали бы преимущество стартовой площадки Куру.
    Появился бы конкурент, со своим РН, своим космодромом.
    Но французы купили 16 Союзов и купят еще. Россия заняла это место на рынке предоставив отличному космодрому свой отличный РН, площадку для запуска своих Союзов. Это выгодней, чем запуск Союза с мыса Канаверал и еще выгодней, чем с Байконура, прозрачный намек казахам, которые недавно заявляли что им якобы мало платят за аренду.
    Совсем опускать руки нельзя, это как УВЗ сказать МО нам не платит полную стоимость Т-90, тогда назло им отдадим ХЗТМ индийский рынок. Так же с Союзами, их толкнули за Мистрали, но лучше пусть наш РН будет чаще взлетать, чем чужой.
    Хотя конечно вы правы в том, что дяди на верху по своему усмотрению решают куда пойдет прибыль, которую заработали не они.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.