В продолжение темы о войсковых средствах ремонта и эвакуации поднятой в статье "Развитие средств ремонта и эвакуации на шасси ОБТ" часть 1 и часть 2 публикуем материал о газотурбинной БРЭМ-80У, разработки омского КБТМ.
В январе
1997 года омское КБТМ приступило к созданию бронированной
ремонтно-эвакуационной машины на базе танка Т-80. Тактико-техническое задание
(ТТЗ) было сформулировано предельно просто:
- максимальное использование узлов и агрегатов базового шасси;
- превосходство по основным техническим параметрам над всеми известными в данном классе машинами российского и зарубежного производства.
Срок от начала проектирования до
выхода машины из цеха был определен в шесть месяцев, то есть до открытия выставки
сухопутных вооружений и военной техники ВТТВ-97. ТТЗ было достаточно «сырым»,
тем более что официально оформленным все его увидели гораздо позже и вынуждены
были корректировать некоторые параметры на ходу, что вовсе не облегчало работу.
Этапы эскизного проектирования,
технический проект сжались по времени до пары недель. Применение узлов и агрегатов
базового изделия в какой-то мере облегчало выполнение задачи, но в то же время
накладывало ряд существенных ограничений и порождало огромное количество
проблем, связанных с компоновкой и размещением применяемых комплектующих. Использование
программы трехмерного параметрического моделирования позволило оперативно
выполнить проработку оригинальных узлов и деталей в контексте сборки, вписать
их в габариты шасси танка Т-80У. Если знать, что сегодня по уровню
конструкторско-компоновочных проработок, направленных на уменьшение
забронированного объема, российские танки не имеют себе равных, становится
понятным, что задача стояла далеко не тривиальная. Во время поисков
оптимального решения коллектив разработчиков неоднократно менял не просто
компоновочные, а концептуальные решения. Результаты испытаний и опытной
эксплуатации изделия превзошли заданные в ТТЗ характеристики.
Бронированная
ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У.
1 Назначение
1.1 БРЭМ-80У предназначена для эвакуации
поврежденной, неисправной и застрявшей БТВТ и обеспечения необходимого ремонта
и технического обслуживания танка Т-80У в полевых условиях.
1.2 БРЭМ-80У представляет собой бронированную
гусеничную машину, изготовленную на базе узлов и агрегатов шасси танка Т-80У.
Машина
оборудована зенитной установкой, системой коллективной защиты от оружия
массового поражения, противопожарным оборудованием, системой запуска дымовых
гранат, средствами связи (радиостанция, радиоприемник, переговорное
устройство), оборудованием для подводного вождения, оборудованием для отрытия
окопов и укрытий
2 Основные
тактико-технические характеристики БРЭМ-80У
2.1 Общие данные
Базовое шасси
|
танк Т-80У
|
|
Масса, т
|
||
с грузом 1,5 т на платформе
|
46
|
|
с контейнерами на платформе
|
45,1
|
|
Экипаж, человек
|
4
|
|
дополнительное посадочное место
|
1
|
|
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т)
|
20 (27,2)
|
|
Среднее удельное давление на
грунт, кгс/см2
|
0,92
|
|
Основные
размеры, мм
|
||
длина
|
7800
|
|
ширина по бортовым экранам
|
3567
|
|
высота по крыше корпуса
|
2570
|
|
высота с зенитной установкой
|
3050
|
|
Скорости
движения, км/ч
|
||
максимальная по шоссе
|
70
|
|
средняя по сухим грунтовым дорогам
|
40...45
|
|
Клиренс, мм
|
430
|
|
Запас хода по сухим грунтовым
дорогам, км
|
500
|
|
то же плюс 3 часа работы на месте
|
350
|
|
Преодолеваемые
препятствия:
|
||
Максимальный угол подъёма, град.
|
32
|
|
Максимальный угол крена, град.
|
30
|
|
Ширина рва, м
|
2,8
|
|
Высота стенки, м
|
0,85
|
|
Глубина брода (без предварительной
подготовки), м
|
1,8
|
|
Водные
преграды с использованием ОГТВТ, м
|
||
глубина
|
5
|
|
ширина
|
без ограничений
|
|
2.2 Рабочее оборудование
|
||
2.2.1
Грузоподъемный кран
|
||
Тип
|
полноповоротный стреловой
|
|
Грузоподъёмность, т/с
|
18
|
|
Грузоподъёмность с полиспастом,
т/с
|
25
|
|
Грузовой момент,
тс.м:
|
||
при
круговом вращении
|
50
|
|
при
положении стрелы «на нос» в секторе ±30°
|
69
|
|
Вылет
стрелы, м
|
||
наибольший
|
4,7
|
|
наименьший
|
2,1
|
|
Высота
подъёма грузового крюка, м
|
||
при
наименьшем вылете
|
6,0
|
|
при
наибольшем вылете
|
3,6
|
|
Скорость подъёма-опускания груза,
м/мин
|
2,8
|
|
Диаметр грузового троса, мм
|
18
|
|
Привод механизма поворота стрелы
|
от гидромотора
|
|
Привод подъёма стрелы
|
от двух гидроцилиндров
|
|
Привод подъёма-опускания груза
|
лебёдка с гидроприводом
|
|
2.2.2 Тяговая лебедка
|
||
Тип
|
двухскоростная, с тяговыми
и намоточным барабанами
|
|
Привод
|
гидравлический
|
|
Тяговое усилие, тс
|
35
|
|
Тяговое усилие с полиспастом, тс
|
140
|
|
Длина троса, м
|
160
|
|
Скорость выдачи троса, м/мин
|
50
|
|
Скорость
намотки, м /мин
|
||
повышенная
|
50
|
|
пониженная
|
16
|
|
2.2.3 Вспомогательная лебёдка
|
||
Привод
|
гидравлический
|
|
Тяговое усилие, тс
|
1,0
|
|
Длина троса, м
|
330
|
|
Скорость намотки троса, м/мин
|
60...80
|
|
2.2.4 Сварочное оборудование
|
||
Тип генератора
|
ГС-12 или ГС-18МО, входящий в
состав энергоагрегата ГТА-18А
|
|
Напряжение пусковое, В
|
60
|
|
Сварочный ток, А
|
300
|
|
Регулирование сварочного тока
|
бесступенчатое
|
|
2.2.5 Буксирное приспособление
|
||
Тип
|
полужёсткое
|
|
2.2.6 Бульдозер
|
||
Тип
|
сошник-бульдозер с гидроприводом,
используется как аутригер при работе краном
|
|
Ширина отвала, мм
|
3300
|
|
Величина заглубления в грунт, мм
|
450
|
|
2.2.7 Гидросистема
|
||
Тип
|
объемная, открытого типа, с
дистанционным управлением
силовыми гидроцилиндрами и гидромоторами
|
|
Номинальное рабочее давление,
кгс/см2
|
200
|
|
Максимальное рабочее давление,
кгс/см2
|
280
|
|
Применяемая жидкость
|
масло МГЕ-10А
|
|
Вместимость системы, заправочная,
л
|
270
|
|
в т. ч. вместимость гидробака, л
|
200
|
|
Основные гидронасосы:
|
||
количество
|
3
|
|
тип
|
аксиально-поршневые
нерегулируемые,
два - МГ 112/32 (привод основной
лебедки),
один - МН 56/32 (привод крана,
сошника, вспомогательной лебедки)
|
|
Привод к гидронасосам
|
механический, от вала отбо
ра мощности двигателя че
рез раздаточный редуктор
|
|
Производительность насосов при 75
% оборотов турбины, л/мин:
|
||
МГ 112/32
|
140
|
|
МН 56/32
|
80
|
|
Гидромоторы:
|
||
количество, шт.
|
5
|
|
тип
|
аксиально-поршневые, нерегулируемые,
два-М32Н
(привод механизма поворота
и подъема-опускания груза
крана), один-310.112 (привод
тянущих барабанов лебедки), два-310.56 (привод вспомогательной лебедки и намоточного
барабана основной лебедки)
|
|
Гидроцилиндры
привода стрелы крана:
|
||
количество, шт.
|
2
|
|
диаметр поршня, мм
|
220
|
|
ход поршня, мм
|
620
|
|
Гидроцилиндры
привода сошника-бульдозера:
|
||
количество, шт.
|
2
|
|
диаметр поршня, мм
|
160
|
|
ход поршня, мм
|
270
|
|
2.3
Вооружение
|
||
2.3.1
Зенитный пулемёт
|
||
Марка
|
НСВ-12,7 или «Корд»
|
|
Тип установки
|
съемная, открытая
|
|
Калибр, мм
|
12,7
|
|
Углы
обстрела, град:
|
||
горизонтальный
|
360
|
|
возвышение
|
75
|
|
снижение
|
минус 5
|
|
Дальность стрельбы, м
|
2000
|
|
Питание
|
ленточное
|
|
Число патронов в ленте
|
100
|
|
2.3.2
Автомат
|
||
Марка
|
АКС-74
|
|
Количество, шт.
|
4
|
|
Калибр, мм
|
5,45
|
|
2.3.3
Сигнальный пистолет
|
||
Количество, шт.
|
1
|
|
Калибр, мм
|
26,0
|
|
2.4
Боекомплект
|
||
Патронов,
шт.:
|
||
к зенитному пулемету НСВ-12,7
|
1800
|
|
к автомату
|
1040
|
|
к сигнальному пистолету
|
24
|
|
Ручных гранат Ф-1, шт.
|
18
|
|
2.5
Приборы наблюдения
|
||
2.5.1 Прибор наблюдения электрообогревный
ТНПО-160
|
||
Количество:
|
||
у командира
|
2
|
|
у механика-водителя
|
3
|
|
2.5.2
Прибор наблюдения призменный ТНП-165А
|
||
Количество:
|
||
у командира
|
2
|
|
у такелажника
|
2
|
|
у специалиста по системам
|
2
|
|
2.5.3
Прибор наблюдения призменный ТНПТ-3
|
||
Количество:
|
||
у командира
|
1
|
|
2.5.4 Прибор ночного видения
механика-водителя ТВН-5
|
||
Дальность
видения, м:
|
||
при подсветке фарой
|
не менее 80
|
|
естественной ночной освещенности 5
х 10"3 лк
|
не менее 180
|
|
2.5.5
Прибор командира
|
||
Тип
|
комбинированный (дневной и ночной)
электронно-оптический с независимой стабилизацией поля зрения по ВН и
зависимой стабилизацией по ГН
|
|
Марка
|
ТКН-4С
|
|
Дальность
видения ночью, м:
|
||
в активном режиме
|
1000
|
|
в пассивном режиме
|
700
|
|
2.6
Приборы ориентирования
|
||
Курсоуказатель - гирополукомпас
|
ГПК-59
|
|
Боковой уровень
|
||
2.7
Силовая установка
|
||
2.7.1
Двигатель
|
||
Тип
|
газотурбинный,
трёхвальный
с
двухкаскадным компрессором, регулируемым сопловым аппаратом свободной турбины,
с валом для отбора мощности
|
|
Марка
|
ГТД-1250
(изд. 29И)
|
|
Максимальная мощность, кВт (л.с.)
|
920 (1250)
|
|
Удельный расход топлива, г/л.с.ч.
|
265...270
|
|
Система управления и регулирования
|
обеспечивает
автоматическую дозировку топлива, ограничение максимальных оборотов I и II
каскадов и свободной турбины в заданных пределах, ограничение
максимального
расхода топлива и температуры газов, управление сопловым аппаратом
свободной турбины
|
|
2.7.2
Топливная система
|
||
Применяемые
топлива:
|
||
основное
|
дизельное
топливо 1 вида ГОСТ 305-82
|
|
дублирующие
|
керосин,
РТ, ТС-1
|
|
резервные топлива
|
дизельное
топливо II вида ГОСТ 10227-86
|
|
Ёмкость системы, л
|
2740
|
|
2.7.3
Система воздухоочистки
|
||
Тип воздухоочистителя
|
бескассетный
циклонного типа
|
|
Вентиляторы
|
центробежного
типа, два, для охлаждения масла и отсоса пыли из воздухоочистителя
|
|
2.7.4
Система смазки
|
||
Тип
|
закрытая,
с принудительной
циркуляцией
масла
|
|
2.8 Трансмиссия
|
||
Тип
|
механическая с гидравлическим
управлением с двумя бортовыми коробками передач и соосными бортовыми
редукторами и гидротормозами
|
|
2.8.1
Коробка передач
|
||
Тип
|
планетарная, четыре пере
дачи переднего хода и одна
передача заднего хода, с
фрикционным включением
|
|
Приводы управления
|
гидросервоприводы с механическим
дублированием
привода стояночных тормозов
|
|
Бортовой редуктор
|
планетарный
|
|
2.9
Ходовая часть
|
||
2.9.1
Движитель
|
||
Тип
|
гусеничный, с задним расположением
ведущих колёс
|
|
Гусеница
|
металлическая, с резино-металлическим
шарниром и
обрезиненной беговой дорожкой.
Возможна установка
асфальтоходной гусеницы
|
|
Ведущие колёса
|
литые, со съёмными венцами
|
|
Направляющие колёса
|
цельнометаллические, литые
|
|
Опорные катки
|
двухдисковые, с наружной
амортизацией, со съёмными
дисками
|
|
Количество опорных катков, шт.
|
12
|
|
Поддерживающие катки
|
однобандажные, с наружной
резиновой амортизацией
|
|
Количество поддерживающих катков,
шт.
|
10
|
|
2.9.2
Подвеска
|
||
Тип
|
индивидуальная, торсионная,
с амортизаторами
|
|
Амортизаторы
|
гидравлические, телескопические на
подвесках 1, 2 и 6 опорных катков
|
|
2.10
Электрооборудование
|
||
Тип схемы
|
постоянного тока, однопроводная
(кроме аварийногоосвещения)
|
|
Напряжение бортовой сети, В
|
22,5...28,5
|
|
2.10.1
Аккумуляторные батареи
|
||
Марка
|
12СТ-85Р или 12СТ-85Р1
|
|
Количество
|
4
|
|
Общая емкость батарей, А/ч
|
340
|
|
2.10.2
Генератор
|
||
Тип
|
постоянного тока, теплостойкого
исполнения
|
|
Марка
|
ГС-18МО (ГС-18БТ)
|
|
Номинальное напряжение, В
|
26,5 ...28,5
|
|
Номинальный ток, А
|
600
|
|
2.11
Энергоагрегат газотурбинный
|
||
Тип
|
газотурбинная энергоустановка
|
|
Марка
|
ГТА-18А
|
|
Максимальная мощность, кВт
|
18-2
|
|
2.12
Средства связи
|
||
2.12.1
Радиостанция
|
||
Тип
|
малогабаритная приемопередающая,
ультракоротковолновая, телефонная с частотной модуляцией, с подавителями
шумов и помех
|
|
Марка
|
Р-163-50У
|
|
Дальность связи, км:
|
20
|
|
2.12.2
Радиоприемник
|
||
Тип
|
малогабаритный ультракоротковолновый
с частотной
модуляцией, с подавителями шумов и
помех
|
|
Марка
|
Р-163-УП
|
|
Дальность связи, км:
|
20
|
|
2.12.3 Аппаратура внутренней связи
и коммуникации
|
||
Марка
|
Р-174
|
|
Количество абонентов
|
4
|
|
2.13
Специальное оборудование машины
|
||
2.13.1 Система защиты от оружия
массового поражения
|
||
Тип
|
коллективная, обеспечивает
защиту от воздействия ударной
волны, радиоактивных и отравляющих веществ
|
|
Приборный комплекс радиационной и
химической разведки
|
ПКУЗ-1А
|
|
2.13.2
Противопожарное оборудование
|
||
Тип
|
автоматическое, двухкратного
действия
|
|
Число баллонов
|
4
|
|
Тип огнегасящего состава
|
Хладон 13В и азот
|
|
Количество термодатчиков, шт.
|
5
|
|
Количество оптических датчиков,
шт.
|
8
|
|
Аппаратура управления системой
|
ЗЭЦІЗ
|
|
2.13.3 Система отопления
|
||
Тип
|
воздушная с отбором горячего
воздуха от турбокомпрессора ГТД
|
|
2.13.4
Система запуска дымовых гранат
|
||
Индекс
|
902Б
|
|
Количество пусковых установок
|
8
|
|
Марка гранаты
|
3Д6
|
|
Калибр, мм
|
81
|
|
3. Состав
экспортного образца БРЭМ-80У
1.Корпус,
выполненный на базе корпуса танка Т-80У, без встроенной динамической защиты и
металлополимерных блоков, с доработанным кормовым листом для размещения отбора
мощности и насосного агрегата
2.Многотопливный
газотурбинный двигатель ГТД-1250 (изд. 29И) мощностью 1250 л.с. с валом для
отбора мощности
3.Вспомогательный
автономный газотурбинный энергоагрегат
По материалам:
1. Журнал «CADmaster »: «Семь раз отрежь, один отмерь?!» Дмитрий Агеев
Опубликовано:
09.08.2001г. http://archive.cadmaster.ru/articles/09_look_before_you_leap.cfm
2. Паспорт экспортного облика бронированной
ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80У.
Подробный фотообзор БРЭМ-80У смотрите на сайте "ОТВАГА"
Комментариев нет:
Отправить комментарий