суббота, 28 июля 2012 г.

Активная система подрессоривания танка


По просьбе участников форума "Сила России" предлагаю статью сотрудников ВНИИТрансмаш, о активной системе подрессоривания танка, реализуемой на перспективных российских образцах БТТ. Данный материал является логическим продолжением статьи "ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ПОДРЕССОРИВАНИЯ ТАНКОВ И БМПТ С ЦЕЛЬЮПОВЫШЕНИЯ ИХ БОЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ", опубликованной нами ранее.

АКТИВНАЯ СИСТЕМА ПОДРЕССОРИВАНИЯ ТАНКА
Б.П. Лаврищев, П.К. Марецкий, Ю.А. Перевозчиков,
С.В.Рождественский, С.В. Федосеев
(ВНИИТрансмаш)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2006г., C.151-157
Непрерывное совершенствование систем подрессоривания и ходовой части тан­ка в целом в направлении увеличения динамических ходов подвески при рациональном сочетании жёсткости подвески и усилия сопротивления амортизатора, а также при вы­боре параметров ходовой части в зависимости от формы выступающих частей корпуса и схемы ходовой части позволило достичь такого уровня качества подвески при котором относительное снижение средней скорости но плавности хода не превышает 6% от мак­симально возможной по другим факторам в принятых условиях движения, что практи­чески не ограничивает подвижности танка на маршах и в транспортных режимах по подвеске \1\.
Ситуация качественно меняется при предъявлении к подвеске требований обеспече­ния максимально возможной скорости не только в транспортных, но и в боевых режимах, где от величины динамического воздействия на корпус зависит эффективность использо­вания вооружения и возможность оперативного решения задач экипажем.
Выполненные оценки \2\ показывают, что отличия в частных характеристиках эффективности стрельбы с ходу по сравнению со стрельбой с места составляют:
-по поиску целей типа танк на дальности 2500м:
по командиру и наводчику ≈3,1 раза для оптических приборов наблюдения;
по механику-водителю ≈3,0 раза для оптических приборов наблюдения;
в целом по экипажу (по совокупности типов приборов - оптических, тепловизионных, телевизионных, электронно-оптических) - 2,2 раза
по точности стрельбы (вероятности попадания на предусмотренных TTT дальностях ) - 1,2 раза;
-по времени на поражение (попадание) цели типа танк (с учётом снижения точно­сти стрельбы и увеличения времени подготовки выстрела) - 1,45 раза.
  Указанные отличия в частных характеристиках эффективности вооружения присущи существующим танкам с неуправляемой системой подрессоривания, для которой характерен уровень колебаний при движении по стандартным неровностям высотой 150 мм до 10 градусов.
  Ужесточение функциональных требований к подвеске в боевой ситуации с целью повышения эффективности стрельбы с ходу, возросшая энерговооруженность машин и рост массы стабилизируемого комплекса танкового вооружения при стремлении сохранить низ­кий силуэт машины придаёт актуальность вопросу о полной или частичной стабилизации корпуса танка для улучшения условий работы стабилизаторов вооружения. Это является акту­альным и при разработке тяжёлых БМП и командно-штабных машин с целью снижения дина­мических нагрузок на экипаж до уровня комфортности, а также для шасси комплексов наведе­ния и слежения с целью минимизации колебаний корпуса.
 Экспериментальные исследования, выполненные в ОАО «ВНИИТРАНСМАШ» в пе­риод 1985...1995г.г. с изготовлением ходовых макетов массой 14...45т \3,4\ подтвердили принципиальную возможность уменьшения в 7... 10 раз продольно-угловых колебаний кор­пуса при движении машины но неровностям за счёт активно управляемой подвески.
 Полученные результаты представлены на рис.1, из которого следует, что уровень колебаний корпуса машины при активном управлении подвеской не превышает 2-х градусов при движении по стандартным неровностям высотой 150...180 мм во всем диапазоне рабочих скоростей. Перегрузки на рабочих местах при этом составляют 0,6...0,8g, также исключаются резонансные явления, характерные для серийных изделий. Срединная ошиб­ка стабилизации корпуса при движении машины по трассе, используемой для поверки при­боров танкового вооружения составила 2 градуса.
 Выполненные оценки показывают, что при обеспечении подвеской указанного уров­ня динамического состояния корпуса существенно улучшаются точностные характеристики стабилизаторов вооружения и контуров управления и слежения наводчиков. Так для серийного стабилизатора типа 2Э42 погрешности стабилизации пушки могут быть уменьше­ны в 1,5 раза (с 0,25/0,45 мрад до 0,16/0,30 мрад по BH/ГH соответственно). В этом случае погрешность наведения пушки в момент выстрела, являющаяся одной из основных состав­ляющих суммарной погрешности стрельбы, может быть уменьшена в 1,5...2,0 раза (с 0,35/0,40 мрад до 0,15...0,20 / 0,20...0,25 мрад по BH / ГH соответственно), т.е. доведена до значений, сопоставимых с погрешностями технического рассеивания снарядов и техничес­кой подготовки пушки.    
  Практическое устранение погрешности дополнительного рассеива­ния снарядов по вертикали из-за переносной скорости при вертикальных колебаниях корпу­са танка (0,05 мрад) обеспечит дополнительное повышение точности стрельбы на 200...300м по показателю дальности действительной стрельбы. Это также обеспечит снижение вероят­ности утыкания пушки в грунт в 2...3 раза, уменьшение времени нестабилизированного состояния пушки вследствие ударов об упоры и постановки пушки на гидростопор в 3...4 раза (с 25 до 5...10 %), сокращение перерывов в наблюдении за полем боя и поиска целей и подготовки выстрелов за счёт уменьшения амплитуды и устранения резонансных частот колебаний системы «глаз - прибор», повышение точности стрельбы с ходу. По комплексной оценке выполнение подвеской указанных требований позволит в 1,3 раза повысить эффек­тивность вооружения при стрельбе с ходу.
  В развитие указанного направления в 2001...2002г.г. были проведены расчётные исследования и конструкторские проработки новых технических решений в обеспечение мини­мизации колебаний корпуса применительно к основному танку.
  Выполненными расчётными исследованиями установлено, что уменьшение продоль­но угловых колебаний корпуса до 2-х градусов может быть достигнуто на машине с серийной системой подрессоривания на базе торсионной подвески за счёт активно управляемого гид­роэлемента, в качестве которого может быть использован серийный лопастной гидроамор­тизатор повышенной энергоёмкости. В этом случае в боевом режиме, где скорости движе­ния ограничиваются эффективностью совместного функционирования вооружения и эки­пажа, управляемая система подрессоривания придаёт танку дополнительные свойства, по­зволяющие обеспечить эффективное совместное функционирование всего комплекса воо­ружения и экипажа на более высоких скоростных режимах.

  На рис.2 представлена принципиальная схема активного управления подвеской. Сигналы датчиков колебаний корпуса обрабатываются в информационно-измерительном комплексе, команда от которого поступает на исполнительные элементы системы, формирующих с помощью силовых агрегатов стабилизирующее воздействие на корпус. В управляемый режим переводятся все три гидроамортизатора каждого борта. Для предотвращения пробо­ев подвески на первых и шестых подвесках дополнительно устанавливаются гидроупоры. При этом следует предусмотреть возможность сохранения параметров плавности хода при выходе из строя управления на уровне неуправляемой системы подрессоривания.
  Выполненные оценки показывают, что для танка массой 45...50 т затраты мощности на привод активной подвески составляют 65...70 кВт при массе системы 500...550 кг.
  Конструкция силового гидроагрегата на базе серийного лопастного амортизатора танка Т-72 для стендового варианта управляемой подвески приведена на рис.3, общий вид подвески на стенде - на рис.4.
   В конструкции лопастного амортизатора все подвижные и неподвижные посадоч­ные места герметизированы фторопластовыми и бронзовыми уплотнениями, гидроусили­тель установлен на задней стенке корпуса амортизатора, при этом кулаки перегородки стянуты с задней стенкой корпуса двумя стяжками, что увеличило жёсткость конструкции.
 Проведенные стендовые испытания показали, что эти мероприятия позволили пол­ностью исключить внутренние перетечки в амортизаторе и обеспечить при работе в управ­ляемом режиме требуемое для стабилизации корпуса усилие 5...6 т при быстродействии системы совместно с гидроусилителем типа УЭГС 0,1...0,5 с.
  С целью экспериментальной оценки всего комплекса технических решений, позволяющих максимальным образом увеличить боевую эффективность танка, целесообразно раз­работать, изготовить и установить на машину управляемую систему подрессоривания. Проведение всесторонних испытаний макета на базе танка позволит: -получить экспериментальное подтверждение в реальных условиях эксплуатации возможности повышения в 1,3...1,5 раза эффективности применения вооружения при стрельбе с ходу за счет управляемой подвески и проверить достаточность принятых величин оценки качества управляемых систем подрессоривания \5\;
-провести экспериментальную проверку разработанных технических решений по реализации управляемой системы подрессоривания на базе серийной подвески основного тан­ка, обеспечивающей в управляемом режиме снижение колебаний корпуса до 1,5...2,0 граду­сов при движении по пересеченной местности, а в неуправляемом режиме обеспечиваю­щей качество подрессоривания на уровне серийного изделия;
-выполнить экспериментальную оценку рациональных энергетических и силовых параметров системы и узлов управляемой подвески с целью выработки технических требований к приводу управляемой подвески при компоновке его в едином энергоблоке машины.
   Создание ходового макета с управляемой системой подрессоривания даст возможность реализовать и отработать весь комплекс технических решений по управляемой под­веске, позволяющий максимальным образом увеличить боевую эффективность машины.
   Таким образом, совершенствование системы подрессоривания танка следует проводить в направлении обеспечения функционирования подвески в неуправляемом (стацио­нарном) и управляемом режимах. Первый из них, при совершенной стационарной системе подрессоривания, позволит исключить ограничение скорости по подвеске в транспортном (маршевом) режиме движения, а второй обеспечит требуемый уровень минимизации колебаний корпуса в боевом режиме с целью возможности эффективного применения воору­жения на более высоких скоростях.
Литература
1.Ф.П.Шпак. Оценка формирования показателей подвижности танков по ограничивающим факторам - ВБТ, 1986, №3.
2.Кошелев В.В., Лаврищев Б. П., Потёмкин Э.К., Соколов В.Я. Точность комплексов танкового вооружения по данным войсковых испытаний - ВБТ, 1985, 4.
3.М.В.Богданов, Л.Е.Бродский, П.К.Марецкий, С.В.Рождественский, В.А.Селивановских. Исследование статических характеристик активно управляемой сис­темы танка - Вестник транспортного машиностроения, 1992, №4.
4.Богданов М.В., Брагин Ю.И., Доленко А.Н., Марецкий П.К., Рождественский С.В., Селивановских В.А. Исследование ходового макета танка с активно управляемой системой подрессоривания - Вестник транспортного машиностроения , 1993, №1.
5.Ю.С. Голованов, П.А. Зенькович, С.В. Рождественский, С.В.Федосеев. Крите­рии оценки управляемых систем подрессоривания транспортных средств -ВНИИТРАНСМАШ, 2001.

пятница, 27 июля 2012 г.

Украина выходит в лидеры на мировом рынке бронетехники

 Отечественный оборонно-промышленный комплекс со временем должен стать одним из двигателей развития и расширения высокотехнологичных секторов экономики Украины. Об этом сказал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев, комментируя принятие на вооружение украинской армией нового современного бронетранспортера БТР-4Е отечественного производства, сообщили в пресс-службе СНБО.
 Он выразил уверенность, что в будущем можно ожидать оснащения отечественной армии рядом других современных образцов военной техники и вооружений.
 Очень важно, что новые образцы, которые поступили в Вооруженные Силы Украины в последнее время практически полностью состоят из комплектующих отечественного производства. Он напомнил, что БТР-4 на 100% состоит из отечественных комплектующих и оснащен вооружением украинского производства. "Украина уверенно выходит в лидеры на мировом рынке бронетехники", - отметил Андрей Клюев. Если раньше наша страна славилась своими транспортными и пассажирскими самолетами и авиадвигателями, то в ближайшие годы за пальму первенства в украинском оборонном экспорте будут соревноваться и отечественные производители танков и бронемашин, отметил он.
 Секретарь СНБО Украины подчеркнул, что современные бронетранспортеры украинского производства не просто не уступают, а по ряду параметров превосходят свои зарубежные аналоги. Андрей Клюев отметил, что зарубежные партнеры довольны украинской техникой и тем как она себя показывает в ходе различных международных учений по сравнению с образцами производства других государств. Он напомнил, что руководители Таиланда очень положительно оценивали сотрудничество с Украиной, в том числе - после демонстрации отличных показателей тайскими бронемашинами украинского производства во время широкомасштабных учений вооруженных сил Таиланда и Сингапура. Он отметил, что в настоящее время ведутся консультации о возможности совместной сборки БТР-3 на предприятиях Таиланда, а также передачи украинской технологии для производства в этой стране боеприпасов малого калибра.

Украина поставит танковые двигатели в Пакистан и Китай

 Украина готовится к поставкам танковых двигателей в Китай 

Украина и Китай готовят расширение заключенного в 2011 году контракта (на 20 миллионов долларов) на поставку украинских силовых установок с двигателем 6ТД-2E 9(1200 лошадиных сил) для китайского основного боевого танка MBT-2000.
 "К концу года, думаю, будет новый контракт", - сообщил источник, знакомый с ходом реализации украинско-китайского сотрудничества по проекту MBT-2000.
По его данным, объем нового контракта, может составить не менее 200 силовых установок.
"Поставки силовых установок в КНР в рамках контракта обеспечиваются по графику. Китайская сторона довольна ходом реализации контракта", - отметил источник.
Контакт на поставку в КНР 50 моторно-трансмиссионных установок на базе двигателя 6ТД-2Е объемом порядка 20 миллионов долларов был заключен ГП "Завод имени Малышева" (Харьков) в августе 2011 года и стал продолжением контракта, заключенного украинской и китайской сторонами в 2008 году.
Китайский танк MBT-2000 оснащен композитной и катаной гомогенной броней, а также динамической защитой, способен развивать скорость до 72 км/час. Боевой радиус машины составляет 500 километров. Танк вооружен гладкоствольной пушкой калибра 125 мм, а также пулеметами калибра 12,7 и 7,62 мм .Общая масса MBT-2000 составляет 48 тонн.

Украина поставит в Пакистан танковые двигатели

 Украина и Пакистан расширяют сотрудничество в программе создания пакистанского основного боевого танка (ОБТ) Al-Khalid.
  Как стало известно из источников на ГП "Завод имени Малышева" (Харьков), по итогам прошедших на днях переговоров руководства украинского бронетанкостроительного завода и пакистанской Heavy Industries, достигнута договоренность о поставке пакистанской стороне крупной партии украинских силовых установок с двигателем 6ТД-2 (1200 лошадиных сил) для ОБТ Al-Khalid.
  По данным источника, "речь идет о поставке более чем 100 силовых установок в рамках не менее чем 5-ти летнего контракта". Он не стал конкретизировать другие детали достигнутых договоренностей на данном этапе.
  Как отметил собеседник агентства, в ходе переговоров стороны подтвердили стратегический статус сотрудничества между Украиной и Пакистаном в области бронетанкостроения, стартовавшего успешной реализацией заключенного в 1996 году масштабного контракта на поставку Пакистану украинских танков Т-80УД.
  Пакистан входит в число наиболее крупных партнеров Украины на мировом рынке вооружений.

 По материалам: Интерфакс-Украина

 

Украина торгует лежалым товаром


Страны Африки продолжают покупать вооружение времен СССР
Фото: Reuters
 Вчера в распоряжении "Ъ" оказался отчет Службы государственного экспортного контроля о продаже Украиной отдельных категорий вооружений иностранным государствам. Главными импортерами украинского оружия, как и в 2010 году, остались страны Африки. Однако эксперты отмечают негативную тенденцию: большая часть продаваемых изделий была спроектирована и произведена еще в СССР.
 Служба государственного экспортного контроля Украины обнародовала информацию "Об объемах международной передачи отдельных категорий вооружений, осуществленной Украиной в 2011 году". Из документа следует, что за минувший год Украина экспортировала в основном бронетехнику в страны Африки, Ближнего Востока и Азии. В частности, получателями отремонтированной и модернизированной бронетехники стали Судан (40 танков Т-72М1, 5 танков Т-55, 8 ед. БТР-3, 16 ед. БМП-1 и 10 ед. БРДМ-2), Эфиопия (72 танка Т-72Б1 из 200 заказанных по контракту ТР 2011 года), Таиланд (24 ед. БТР-3Е1), Ирак (4 ед. Б-4К и 20 ед. БТР-4).
 Кроме того, в Судан передано 30 боевых машин реактивной артиллерии БМ-21 "Град", столько же 122-миллиметровых самоходно-артиллерийских систем 2С1 "Гвоздика" и 42 ПТРК. Министерство обороны Туркмении приобрело по 6 ед. 152-миллиметровых гаубиц 2А65 "Мста-Б" и 130-миллиметровых буксируемых орудий М-46, а Йемен — столько же 122-миллиметровых гаубиц Д-30.
 ВВС США (Department of Air Force) через компанию Vose Technical Systems приобрело три единицы БМП-2К и два БТР-80. "Покупка сделана, чтобы исследовать характеристики этой техники,— пояснил "Ъ" директор военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский.— Это разработки советских времен, но модернизированные. Они поставляются в Африку, Азию — тем режимам, против которых США ведут боевые действия. Американская сторона купила их для того, чтобы, встретившись с этими машинами на поле боя, знать, как с ними обходиться".   
  Примечательно, что США и Германия выступили крупнейшими покупателями винтовок и карабинов. Согласно отчету, США приобрели в Украине 143,6 тыс. ед. этого оружия, а Германия — 53,8 тыс. ед. "Такое количество этого оружия США и Германия скупили, наверное, для перепродажи. Цена на винтовки и карабины, как правило, договорная. Нам выгодно их продавать, чтобы не утилизировать",— полагает господин Сунгуровский
Два боевых вертолета Ми-24В впервые в истории Украины проданы Центрально-Африканской Республике, а в соседний Чад отправлены 10 ПЗРК с 50 ракетами к ним. В Азербайджан и Судан было поставлено по одному учебно-боевому самолету МиГ-29УБ. Еще два учебно-боевых самолета Л-39 приобрела Армения. Последний находившийся на территории Украины палубный самолет типа Су-25УТГ официально отправился в Эстонию (в страну НАТО - прим. GKh).
 Следует отметить, что в отчете не были отражены известные факты о поставке в феврале и декабре 2011 года в Пакистан двух самолетов-заправщиков типа Ил-78, двух военно-транспортных Ан-32 в Ирак, а также Ан-74ТК-200 в Туркменистан.
 За отчетный период украинская армия получила только 10 ед. танков Т-64 после модернизации до уровня "БМ" на заводе им. Малышева. 24 июля министр обороны Дмитрий Саламатин подписал приказ о взятии на вооружение нового БТР-4Е. Правда, планов по закупке этой машины для нужд вооруженных сил Украины пока нет.
 По сравнению с 2010 годом структура украинского экспорта вооружений практически не изменилась (см. "Ъ" от 16 июля 2011 года). Тогда в Африку было поставлено 250 ед. танков и бронетехники. Однако в 2010 году крупнейшим потребителем украинского оружия выступила Демократическая Республика Конго (в частности, 100 танков Т-72, 30 танков Т-55, 4 вертолета Ми-24, 12 реактивных систем БМ-21 "Град"). Кроме того, 60 танков Т-72М и 55 танков Т-55 поставлялось в Судан. Среди получателей украинской бронетехники в категории "Боевые бронированные машины" в 2010 году также были Азербайджан (70 ед. БТР-70, без вооружения), Таиланд (14 ед. БТР-3Е1), Судан (2 БТР-3), Чад (3 БМП-1). Небольшая по сравнению с соседними странами Уганда получила из украинских арсеналов около 40 тыс. автоматов, сотни тяжелых пулеметов и станковых гранатометов.
  "2011 год подтвердил для нас серьезные отрицательные тенденции. В объеме нашего экспорта очень мало изделий, которые спроектированы и произведены в независимой Украине,— посетовал "Ъ" член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах (Партия регионов).— Наш экспорт сворачивает к поставкам вооружения и военной техники, произведенной в СССР, и оказанию сервисных услуг, в то время как тенденции рынка свидетельствуют о спросе на высокоточное оружие, ракетное вооружение, корабли, бронетехнику, системы связи, слежения, ПВО". Господин Кинах отметил, что для преодоления этой тенденции уже создан комитет под председательством президента Виктора Януковича, завершается работа над программными документами.
Марат Пригожин, Ольга Куришко 
КоммерсантЪ

четверг, 26 июля 2012 г.

Т-90 - подводное вождение

Военнослужащие 4-й отдельной танковой бригады учатся преодолевать водные преграды.

 Военнослужащие 4-й отдельной танковой бригады в Наро-Фоминске учатся преодолевать водные преграды. Многотонные Т-90 ныряют на глубину более пяти метров. Для того чтобы танки могли передвигаться по дну, их оборудовали специальными воздухозаборниками выше уровня воды, а сами машины тщательно загерметизировали. Подводные препятствия приходится преодолевать практически вслепую. От бойцов в таких ситуациях требуется железная выдержка — нештатная ситуация может случиться в любой момент.

ТВ "Звезда" 



Раздел: Новости

Знаменитые Т-90 пустились в плавание

26.07.2012
Наши рубежи на земле всегда готовы прикрыть знаменитые танки Т-90. Во всём мире их называют летающими за то, что могут точно стрелять, находясь в... Подробнее »

В украинских люкс-БТРах установили двигатели "Мерседес" и кондиционеры


Украина отправит в Таиланд 233 машины за $270 млн.

 В украинских люкс-БТРах установили  двигатели "Мерседес" и кондиционеры | Украина | СЕГОДНЯ

«Сделано в Украине». Монстру на колесах не страшны водные преграды, которых немало в Таиланде . Автор фото: А. Яремчук, Сегодня

  Украинские БТРы осваивают азиатские просторы. В ближайшее время королевские вооруженные силы Таиланда получат 48 современных бронетранспортеров класса «люкс» БТР-3Е1 — эта одна из самых крупных поставок в истории Украины. Сейчас группа тайских специалистов завершает приемку этой партии техники в Киеве. Во вторник на одном из военных полигонов наши экспортные БТРы, которые разработали в Харьковском КБ им. Морозова при инвестподдержке «Укрспецэкспорта», демонстрировали огневую мощь, а на территории завода — умение преодолевать водные преграды и держаться на плаву. «Сегодня» побывала на испытаниях.
МИНИ-КРЕПОСТЬ. На военном полигоне «Десна» экипажи бронетранспортеров не подкачали. Благо, машины оснащены как крепость в миниатюре — боевым модулем «Штурм» с 30-миллиметровой пушкой, 7,62-мм пулеметом ПКТ, автоматическим гранатометом, системой «Туча», противотанковыми управляемыми ракетами «Барьер». Корпус имеет дифференцированную противопульную броню и противоосколочную кевларовую защиту. Тайцы называют изящных монстров «танками на колесах», уважительно показывая вверх большой палец: «Перфект!» В том, что техника действительно превосходна в техническом плане, убедились и у заводского испытательного бассейна, где БТР сдавал экзамен на живучесть. Чувствовал он себя, словно рыба в воде. Причем влаги, благодаря герметичности конструкции, после «купания» внутри не обнаружили. «Машина отличная, управлять ею одно удовольствие, — не скрывает эмоций испытатель Николай Моисеенко. — Послушная. Ну, это как после «Жигулей» на «Мерседес» пересесть».
НА $270 МЛН. По просьбе тайских товарищей люкс-БТРы оснащены мощными двигателями «Мерседес», автоматической коробкой передач. А внутри, где число мест увеличено с 10 до 13, установлены кондиционеры. Для жаркого климата Юго-Восточной Азии «кондер» — большой плюс. До конца года в Таиланд отправится еще около 30 таких бронетранспортеров. К 2016-му их количество достигнет 233 единиц. Общая сумма контракта — примерно $270 млн.
Танки в Эфиопию. Готовы выдерживать жару до +55. Фото: А. Яремчук

«Идем навстречу пожеланиям заказчиков — по совершенствованию управления огнем, дополнительной кевларовой защите, качеству швов, покраске, — отмечает директор предприятия Вадим Шкавро. — Тайцам все нравится, и у нашего сотрудничества есть перспективы».
ТАНКИ С КОМПЬЮТЕРОМ ВЫДЕРЖАТ И +55. Сегодня из николаевского порта «Октябрьский» морским судном должны отправиться в Эфиопию два танка Т-72УА1, закупленных этой страной у Украины. Боевые машины, прошедшие на Киевском реммехзаводе так называемую глубокую модернизацию, от серийных отличаются более совершенной системой управления огнем (стреляют из пушек и ракетами), серьезной бронезащитой корпуса и башни, эффективной силовой установкой. Главный конструктор по двигателям Харьковского КБД Владимир Салтовский сказал нам, что его детище специально предназначено для стран с жарким климатом и выдерживает температуру до +55 градусов без снижения мощности — 1050 лошадиных сил. Кроме системы кондиционирования, танки оборудованы компьютерами.
Кстати, после недавней заминки с поставками харьковских бронетранспортеров БТР-4Е в Ирак (поначалу были вопросы к машинам, которые затем решили), в «Укроборонпроме» говорят, что усилили контроль за качеством и соблюдением спецэкспортерами сроков работ.


Источник
Источник

Нарушения правил эксплуатации танков и их последствия


НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАНКОВ ПРИ СТРЕЛЬБЕ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
С.М. Логаткин, В.И. Варенща
(в/ч 33491)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды одиннадцатой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2008г., C.318-320
Современные танки представляют собой достаточно сложные объекты вооружения. Их правильная эксплуатация в значительной степени определяет безопасность, как окружающих, так и самих членов экипажа.
В данной работе представляется целесообразным рассмотреть некоторые типовые ошибки, связанные с неправильной эксплуатацией технических средств снижения загазо­ванности пороховыми газами, возникающие при подготовке и проведении стрельб. Такие случаи наблюдались нами при проведении стрельб на артиллерийском полигоне, а также в войсковых условиях.
Возгорание неисправного заряда в танке Т-72Б  из состава 5-й танковой бригады г. Кяхты  на полигоне "Бордуны" (Бурятия) 10.06.2010г. В результате взрывного горения погибли три члена экипажа.
 На некоторых из них представляется целесообразным остановиться отдельно. Рас­смотрим и проанализируем их последовательно.
НАБЛЮДЕНИЕ I. Инженер-испытатель при проведении стрельбы из пушки танка, находясь на рабочем месте командира, не подал команду на включение фильтровентиляци­онной установки (ФВУ). После 15 выстрелов из пушки за время около 30 минут и остановки танка, наводчик, покинув своё рабочее место, потерял сознание и был госпитализирован с диагнозом - отравление окисью углерода. Инженер-испытатель жаловался на головокруже­ние, сильную головную боль, тошноту, но от госпитализации отказался. Механик-водитель предъявил жалобы только на сильную головную боль. В данном случае инженер-испыта­тель не придал должного значения необходимости включения системы вентиляции при стрельбе.
НАБЛЮДЕНИЕ 2. Проводились исследования, имеющие целью установить причину гибели экипажа танка Т-72 А при проведении учебных стрельб. Обстоятельства были следу­ющими.
Экипаж танка - три сержанта срочной службы после выполнения учебно-боевой за­дачи, на выполнение которой потребовалось 7 выстрелов из пушки и 150 выстрелов (очере­дями) из спаренного пулемёта, вернулись на исходную позицию. Команду «заглушить дви­гатель» экипаж не выполнил, однако это не было своевременно замечено руководителем стрельб. В последующем из танка извлекли три трупа военнослужащих, погибших от отрав­ления пороховыми газами. По результатам ранее проведенных исследований средняя концентрация пороховых газов (по окиси углерода - CO) в наиболее загрязненных зонах дыха­ния членов экипажа танка при выполнении 7 выстрелов из пушки за время около одной минуты может находиться в пределах от 210 до 1030 мг/м3. Примерно такие же концентра­ции пороховых газов (около 1000 мг/м3) создаются после 150 выстрелов из пулемета. При этом практически полное проветривание обитаемого отделения происходит за время 5-10 минут.
Согласно полученных нами данным (Логаткин CM., 1986) при выполнении легкой физической работы начальные признаки ухудшения самочувствия наблюдаются при концен­трации CO 1000 мг/м3 только через 15 минут, а потеря сознания, как правило, не наступает даже при экспозиции 60-120минут. То есть за реальное время пребывания экипажа в обита­емом отделении (около 40 минут), при нормальном функционировании технических средств обеспечения обитаемости, отравления со смертельным исходом не должно было произой­ти. Поэтому, было высказано предположение, что при проведении стрельб не была включе­на ФВУ. Однако почему не произошло её включение с первым выстрелом (нажатием элект­роспуска), как это предусмотрено конструкцией (на случай если ФВУ не была включена пе­ред началом стрельбы), предстояло выяснить. Оказалось, что запуск ФВУ не произошёл из-за того, что один из тумблеров АЗР (автомат защиты разрывной) при проведении стрельбы оказался выключенным, вследствие чего стрельба проводилась из герметизированного объек­та при отсутствии вентиляции.
Воспроизведение указанного режима и условий стрельбы позволило установить, что в зонах дыхания членов экипажа концентрация пороховых газов (по окиси углерода) составила 3800-4100 мг/м3 и практически не снижалась во времени, что и привело к отравлению экипажа.
НАБЛЮДЕНИЕ 3. При проведении стрельбы из пушки танка экипажем, состоящим из военнослужащих срочной службы, отмечено образование обратного пламени больших размеров. По свидетельству очевидцев обратное пламя распространялось практически на всё боевое отделение. Экипаж не пострадал. Опрос механика-водителя показал, что перед стрель­бой он совершил правильное действие по включению ФВУ, но одновременно, в нарушение руководства по эксплуатации, включил вытяжной вентилятор, предназначенный для пода­чи воздуха в двигатель через трубу (установленную на башне) и боевое отделение при фор­сировании водных преград под водой.
Одновременная работа ФВУ и вытяжного вентилятора привела к созданию разреже­ния воздуха в обитаемом отделении и поступлению большого количества пороховых газов из ствола в боевое отделение после экстракции поддона. При смешивании их с кислородом воздуха и достижении верхнего концентрационного предела воспламенения создались благоприятные условия для образования обратного пламени.
На заданный вопрос механик-водитель ответил, что так включать вентиляцию перед стрельбой его научил командир взвода.
НАБЛЮДЕНИЕ 4. Проводилось определение концентрации пороховых газов в зонах дыхания членов экипажа танка Т-62 при стрельбе из пушки. Содержание окиси углерода при этом получено значительно более высоким, чем наблюдалось в ранее проведенных исследо­ваниях в идентичных условиях.
Известно, что танковая пушка указанного объекта вооружения снабжена эжектором, содержащим клапаны в виде отверстий с шариками и сопла, расположенные под углом в направлении дульного среза. При перемещении снаряда по каналу ствола происходит запол­нение ресивера эжектора пороховыми газами через отверстия клапанов. Далее, при падении давления в канале ствола шарики перекрывают отверстия клапанов, и идёт направленное истечение пороховых газов через сопловые отверстия в сторону дульного среза ствола. Тем самым происходит продувка канала ствола, снижая поступление пороховых газов в боевое отделение.
При изучении причин повышенной загазованности обитаемого отделения танка было установлено, что один из шариков клапана эжектора отсутствовал. В результате этого имело место преждевременное опорожнение ресивера через открытое клапанное отверстие. По­этому к моменту экстракции гильзы давление в ресивере было равно атмосферному, то есть в нужный момент времени эжектор просто не выполнял свою функцию продувки канала ствола.
Повторное определение концентрации пороховых газов при стрельбе из пушки того же танка показало, что восстановление нормального функционирования эжектора привело к снижению средней концентрации пороховых газов в зонах дыхания членов экипажа на 35 %. Дополнительный ремонт системы вентиляции позволил снизить концентрацию пороховых газов почти в 2 раза. Состояние воздушной среды при стрельбе стало более приемлемым.
Таким образом, во всех случаях имело место нарушение правил эксплуатации танков и отсутствие необходимого контроля со стороны должностных лиц за соблюдением техники безопасности. Однако это формальная сторона вопроса. Ho в данной работе задача состоит не в том, чтобы дать правовую оценку тому или иному случаю. Необходимо создать условия для их предотвращения.
Решению данной проблемы, очевидно, будет способствовать должное обучение, гигиеническое воспитание и тренировка. He менее важной задачей является совершенствова­ние конструкции перспективных танков. Их технические системы должны быть выполнены таким образом, чтобы члены экипажа своевременно получали информацию о своих оши­бочных действиях, неисправностях изделия и возможных последствиях.
По нашему глубокому убеждению, при современном уровне науки и техники военнослужащие не должны пострадать из-за банальных ошибок, дефицита знаний или технических неисправностей. В системе «человек-машина» военнослужащий одновременно является и важной составной частью и слабым её звеном. Экстремальные условия деятельности, физи­ческая усталость, недостаточное питание, нарушение режима труда и отдыха, даже при на­личии должных знаний и опыта, создают предпосылки для ошибочных действий военнос­лужащих. Помочь исправить ошибки должны информационные системы объекта вооруже­ния.